Российские законы

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20.01.1995 N 11 “Об установлении границ территорий, находящихся в зонах периодического затопления и подтопления паводками“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Республики Марий Эл от 26.02.2007 N 53.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 1995 г. N 11

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНАХ

ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

Во исполнение постановления правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 г. N 242 “О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в Российской Федерации“ и в целях защиты населения и объектов экономики республики от вредного воздействия паводковых вод правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить Временное положение по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводковоопасных территориях Республики Марий Эл.

2. Марийскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечить разработку методической базы прогнозирования
режима рек в весенний период на территории Республики Марий Эл и ежегодно представлять долгосрочные и краткосрочные прогнозы органам исполнительной власти республики.

3. Функции заказчика по разработке методической базы прогнозирования режима рек в весенний период и выполнению работ по определению и нанесению на топографические карты границ зон периодического затопления и подтопления возложить на Комитет Республик Марий Эл по водному хозяйству.

4. Министерству финансов Республики Марий Эл предусмотреть в плане бюджета республики на 1995 г. средства на разработку методической базы прогнозирования режима рек в весенний период и выполнение работ по определению границ зон периодического затопления и подтопления паводками р. Волги, р. М. Кокшаги и профинансировать данные работы в 1 квартале 1995 г. согласно представленным расчетам Комитетом Республики Марий Эл по водному хозяйству.

5. Комитету Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе разработанного материала уточнить план эвакуации населения республики при наводнениях.

6. Контроль за режимом хозяйственной деятельности в зонах периодического затопления и подтопления паводковыми водами возложить на Комитет Республики Марий Эл по водному хозяйству.

7. Контроль за ходом выполнения постановления возложить на службу первого заместителя главы правительства Республики Марий Эл.

Глава Правительства

Республики Марий Эл

В.ЗОТИН

Утверждено

постановлением Правительства

Республики Марий Эл

от 20 января 1995 г. N 11

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

I. Общая часть

1. Временное положение об установлении особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях (далее - Временное положение) разработано на основании постановления ГКЧС России от 23 ноября 1993 г. N 7, постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 г. N 242 и распоряжения Правительства Республики Марий
Эл от 10 мая 1994 г. N 306-р для установления статуса паводкоопасных зон по степени риска от наводнений и порядка хозяйственной деятельности на этих территориях.

2. Цель установления особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях состоит в защите населения от наводнений и уменьшения вызванного ими ущерба народному хозяйству, обеспечения комплексного использования и охраны природных ресурсов на этих землях, в предупреждении или полном устранении стихийно-разрушительных процессов, вызываемых наводнениями.

3. Особый режим хозяйственной деятельности распространяется на пойменные земли рек, прибрежные зоны водохранилищ, озер, расположенных в зонах распространения наводнений повторяемостью не реже одного раза в сто лет (на 1% обеспеченность паводка), а также зоны возможного катастрофического затопления в результате разрушения гидротехнических сооружений.

4. Установление зон особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях производится на основании решений органов государственной власти Республики Марий Эл и является обязательным для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от подчиненности и форм собственности, а также гражданами.

5. Проектно-изыскательские работы по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляются предприятиями и организациями, имеющими лицензии (разрешения) на проведение этого вида работ.

6. Государственный контроль за соблюдением режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется Комитетом Республики Марий Эл по водному хозяйству в соответствии с полномочиями, представленными им действующим законодательством и определенных Положением о его деятельности.

II. Методические основы по установлению особого режима

хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях

1. Установление зон особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется по степени риска наступления наводнений, по расчетной обеспеченности паводка аналитическими методами, сущность которых заключается в анализе гидрологических, топографических, экономических, демографических и других факторов.

2. Расчетные параметры затоплений пойм рек определяются на
основе инженерно-гидрологических расчетов с учетом классов защитных сооружений согласно СНиП 2.01.14-83 и СНиП 2.06.15-83.

3. Исходными материалами по инженерным изысканиям являются фондовые материалы Федеральной службы геодезии и картографии Российской Федерации, Росгидромета, материалы других организаций, ранее выполненные рекогносцировочные обследования с дешифровкой аэро-, фото- и аэрокосмических съемок, а также статистические материалы об ущербе от наводнений, данные экономических обследований.

4. При отсутствии или неполноте имеющихся фондовых материалов проводятся обследования по выявлению паводкоопасных зон, устанавливаются площади затопления стандартными методами.

5. При составлении рекомендаций по функциональному зонированию территорий в каждом конкретном случае рассматриваются вопросы страховой защиты от наводнений и условия формирования специального страхового фонда на эти цели.

6. Степень хозяйственной освоенности затапливаемых территорий в зонах различной обеспеченности паводка определяется путем планиметрирования государственных топографических карт и планов землепользования (проектно-планировочных карт) и уточняется специальными технико-экономическими изысканиями и обследованиями.

7. Ущербы от наводнений прогнозируются на базе статистических данных, а при их отсутствии в жилом секторе - в зависимости от характера и капитальности зданий и сооружений, в сельском хозяйстве - от степени воздействия затоплений на сельхозпроизводство. Основой для определения экологического ущерба от наводнений являются специальные исследования по оценке воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

8. Границы затоплений по зонам наносятся на картографическую основу и доводятся до сведения населения и органов местного самоуправления в установленном порядке, так же, как и решение вопросов организации гражданской обороны по защите населения и объектов народного хозяйства в зонах возможного катастрофического затопления.

9. Страховые нормативы и прогнозируемые ущербы от наводнений определяются по специальным нормативным документам, утвержденным Комитетом Российской Федерации по водному хозяйству, страховые нормативы при этом должны быть согласованы с Росстрахнадзором.

III. Классификация
территорий, расположенных в зонах

воздействия наводнений

Территории, подверженные наводнениям, по степени опасности для жизнеобеспеченности населения, объектов строительства и сельхозпроизводства подразделяются на две зоны: А и Б.

1. К зоне А относятся:

зоны возможного катастрофического затопления в нижнем бъефе водохранилищ;

зоны повышенной опасности со скоростью затопления более 0,7 м/с при уровне воды свыше 1 м или при глубине затопления свыше 2 м при меньшей скорости течения воды;

районы с особой опасностью возникновения эрозий, связанных с наводнением.

2. К зоне Б относятся:

районы с неопределенной, но возможной умеренной опасностью наводнений (при поднятии уровня воды до 0,9, при скорости затопления 0,7 м/с).

IV. Основные требования к ограничению хозяйственной

деятельности на паводкоопасных территориях

1. В зонах с повторяемостью паводка чаще одного раза в сто лет строительство и эксплуатация объектов хозяйства осуществляются в соответствии с настоящими требованиями по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях (табл.) в соответствии с зоной расположения объекта строительства по пункту 3 Временного положения.

2. В зонах с повторяемостью наводнения реже одного раза в сто лет строительство и эксплуатация любых объектов хозяйства в преобладающем большинстве случаев осуществляется без всяких ограничений. Исключение составляют территории возможного затопления, расположенные в нижнем бъефе водохранилищ. В этом случае на участках возможного чрезвычайного опасного затопления при разрушениях напорного фронта гидроузлов при скорости потока более 2,5 м/с и глубине затопления свыше 4 м не допускается размещение новых и развитие существующих населенных пунктов, объектов, имеющих важное народнохозяйственное и оборонное значение. На этих участках допускается только при соблюдении установленных природоохранных требований строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения проживающего на этих территориях населения. К остальным участкам
с меньшей степенью опасности при возможном затоплении в нижнем бъефе водохранилищ распространяются требования к ограничению хозяйственной деятельности в соответствии с таблицей.

V. Требования к строительству объектов жизнеобеспечения

населения городов на затапливаемых территориях

1. Вновь проектируемые и реконструируемые системы инженерного оборудования при разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений, генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки микрорайонов, кварталов, а также конструктивные и объемно-планировочные решения зданий и сооружений, возводимых на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, осуществляются с учетом требований СНиП 2.01.15-90 “Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов“ и СНиП 2.01.51-90 “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны“. Защита городов и населенных пунктов от затопления и подтопления должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных, транспортных объектов, а также надежное строительство различных объектов жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения.

2. При строительстве объектов на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, следует учитывать:

уменьшение надежности конструкций зданий и сооружений;

изменение физико-механических свойств грунтов в основании зданий и сооружений и агрессивность грунтовых вод;

уменьшение устойчивости и прочности подземных сооружений при изменении гидростатистического давления грунтовых вод;

коррозию подземных частей металлических конструкций, трубопроводных систем, систем водоснабжения, теплофикации и канализации;

понижение условий хранения продовольственных и непродовольственных товаров в подвальных и подземных складах;

ухудшение санитарно-гигиенического состояния помещений и прилегающей территории.

3. Повышение устойчивости зданий и сооружений от воздействия воды на изменение физико-механических свойств грунтов в основании достигается применением оптимальных фундаментов и способов их устройства на слабых и намывных территориях. Основным видом таких фундаментов являются свайные буронабивные с уширенной пятой и забивные. В последнем случае на свайных работах должны использоваться задавливание, вибропогружение, подмыв, паровоздушные молоты, копры с
тяжелыми молотами и т.п.

4. Для защиты людей от наводнения и особенно катастрофического рекомендуется объемно-планировочные решения жилых и административных зданий, обеспечивающих быструю эвакуацию людей, находящихся на нижних этажах и на улице вблизи зданий, в их верхние этажи.

Для размещения эвакуированного населения из нижних этажей и с улиц рекомендуется создавать помещения (блоки) безопасности. Такие блоки создаются на основе групп помещений верхних этажей зданий (4 - 5 этажи). В городах и сельских населенных пунктах, застроенных в основном одно- и малоэтажными зданиями, в качестве блоков (островков) безопасности используются капитальные общественные здания массового обслуживания населения, расположенные на возвышенных участках территории.

Помещения (блоки, островки) безопасности создаются в городах (микрорайонах города) для защиты населения от наводнения с обеспеченностью 1%, а также при угрозе катастрофического затопления в случае прорыва гидротехнических сооружений.

В период между наводнениями блоки безопасности используются в качестве общественных помещений по обслуживанию населения. С угрозой возникновения наводнения (прорыва плотин) блоки безопасности приспосабливаются к приему эвакуируемого населения.

5. На затапливаемых территориях не допускается совместная прокладка уличных инженерных сетей в коллекторах.

Все инженерные сети прокладываются раздельно, что исключает одновременный их выход из строя и облегчает их ремонт и восстановление после наводнения.

Все виды трубопроводов (водопровод, канализация, теплоснабжение и т.п.) при пересечении железных и автомобильных дорог должны быть оборудованы компенсирующими муфтами, чтобы исключить их разрывы и повреждения в местах неудобных или невозможных для их восстановления без нарушения движения по железным и автомобильным дорогам.

6. Водоснабжение базируется не менее, чем на двух независимых источниках воды, один из которых должен быть подземным. При невозможности обеспечения питания системы водоснабжения из двух независимых источников допускается снабжение водой из одного источника,
но с устройством двух групп головных сооружений, одно из которых должно располагаться вне зон сильных и катастрофических затоплений.

Для гарантийного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя головных сооружений следует иметь резервуары, обеспечивающие создание не менее трехсуточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 литров в сутки на одного человека.

Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения должны иметь приспособления для разлива воды в передвижную тару, а скважины с дебитом не менее 5 л/с, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями.

Пожарные гидранты и задвижки для отключения поврежденных участков водопровода располагаются, как правило, в незатапливаемых местах. Водопроводные станции, шахтные колодцы, оголовки скважин и другие сооружения для забора воды должны быть защищены от затопления и засорения.

7. Сооружения и сети энергоснабжения проектируются с учетом устойчивости энергоснабжения городов и населенных пунктов.

В схемах электросетей предусматривается возможность автоматического деления энергосистемы на независимые действующие части и отключения участков затопления города.

Тепловые электростанции, узловые подстанции в сети высокого напряжения размещаются вне зон возможного затопления.

Для надежного энергоснабжения необходимо заменять воздушные линии электропередач кабельными линиями, что обеспечивает повышенную устойчивость электроснабжения городов и населенных пунктов при наводнениях, а также создавать запасы (резервы) автономных электроисточников для обеспечения непрерывности работы важнейших объектов жизнеобеспечения населения (больниц, столовых, бань и т.д.) в случаях нарушения энергоснабжения.

8. Сети газового снабжения высокого и среднего давления закольцовываются и оборудуются отключающими устройствами, позволяющими отключить газоснабжение города полностью или его отдельные районы в случае их затопления (угрозы затопления).

9. Аварийные режимы инженерных систем городов и населенных пунктов должны обеспечивать возможность функционирования водоснабжения, канализации, теплоснабжения и энергоснабжения по временной технологии с
учетом сложившейся в результате наводнения обстановкой, а также временное отключение систем в целом и по частям в случае их нарушения (повреждения) независимо от возможного вида чрезвычайной ситуации.

VI. Методические основы рационального сельхозиспользования

паводкоопасных территорий

Значительная доля ущерба народному хозяйству от наводнений приходится на долю сельхозпроизводства.

К мероприятиям, снижающим величину ущерба сельхозпродукции от наводнений, относятся:

сельскохозяйственное использование земель по видам угодий наравне с прочими факторами определяется допустимой продолжительностью и частотой затопления:

а) для пашни 1 - 3 суток периодичностью не чаще 1 раза в 10 лет;

б) для искусственных сенокосов 15 - 25 дней повторяемостью не чаще 1 раза в 4 года;

в) для улучшенных сенокосов до 40 дней повторяемостью не чаще 1 раза в 4 года;

г) для естественных сенокосов - продолжительностью в 40 - 60 дней.

Увеличение продолжительности затопления лугов в пределах 3-месячного срока приводит к естественной трансформации их в сторону увеличения площади долгопойменных лугов, характеризующихся более низкой кормовой ценностью.

Все мероприятия, направленные на рациональное использование пойменных земель в паводкоопасной зоне, должны быть экономически обоснованы. Для этого необходим всесторонний учет всех отрицательных последствий в сельском хозяйстве в связи с паводками и наводнениями.

Исходными материалами для экономической оценки этого должны быть следующие данные:

характеристика водного режима реки;

максимальные уровни реки обеспеченностью 1%, 5%, 10%, 25%, кривые свободной поверхности воды указанной обеспеченности, обеспеченность продолжительности стояния уровней;

площади затопления территорий паводками различной обеспеченности, нанесенные на землеустроительные планы;

характер почвенного покрова;

земельный фонд по категориям землепользователей и его качественная характеристика;

использование паводкоопасных территорий по видам угодий и культурам. Продуктивность кормовых угодий и урожайность сельскохозяйственных культур за последние 3 - 5 лет;

специализация сельскохозяйственного производства, уровень интенсивности и рентабельность;

удельный вес территорий, подвергающихся затоплению
паводками 1, 10, 25-процентной обеспеченности от общей площади сельхозугодий землепользования.

Таблица. Основные требования к ограничению хозяйственной

деятельности на паводкоопасных территориях

----T-----------------------------------------------------------------------¬

¦N/N¦ ¦

¦п/п¦ Тип зоны ¦

+---+-----------------------------------------------------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦

+---+-----------------------------------------------------------------------+

¦1. ¦ Зона А. ¦

¦ ¦ Запрещается размещать в пределах зоны: ¦

¦ ¦ больницы, дома для престарелых, детские оздоровительные учреждения; ¦

¦ ¦ новые аэропорты гражданской авиации; ¦

¦ ¦ приемо-передающие радиоцентры; ¦

¦ ¦ вычислительные центры; ¦

¦ ¦ животноводческие комплексы и крупные фермы; ¦

¦ ¦ базы и склады материально-технических ресурсов республиканского и¦

¦ ¦областного значений, министерств и ведомств, в том числе и резервных,¦

¦ ¦предназначенных для ликвидации ¦

¦ ¦ чрезвычайных ситуаций; ¦

¦ ¦ склады продовольственных и непродовольственных товаров первой¦

¦ ¦необходимости республиканского и областного значений; ¦

¦ ¦ новые сортировочные железнодорожные станции и узлы и другие объекты¦

¦ ¦железных дорог; ¦

¦ ¦ новые электрические системы, тепловые электростанции и АЭС; ¦

¦ ¦ трассы магистральных кабельных линий связи. ¦

¦ ¦ ¦

¦ ¦ Запрещается проведение работ, способствующих образованию¦

¦ ¦максимального стока при наводнениях, влияющих на состояние водных и¦

¦ ¦земельных ресурсов без разрешения, выдаваемого в установленном порядке¦

¦ ¦(строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добычу полезных¦

¦ ¦ископаемых и водных растений, прокладку кабелей, трубопроводов и других¦

¦ ¦коммуникаций, буровых и других работ). ¦

¦ ¦ Допускается с соблюдением установленных природоохранных требований: ¦

¦ ¦ строительство новых и расширение действующих промышленных¦

¦ ¦предприятий, необходимых для ¦

¦ ¦ непосредственного обслуживания населенных пунктов; ¦

¦ ¦ регулируемая рекреационная деятельность; ¦

¦ ¦ регламентированные охота и рыболовство (кроме природоохранных¦

¦ ¦территорий); ¦

¦ ¦ использование акваторий для нужд водного транспорта; ¦

¦ ¦ проведение специальных дноуглубительных работ в интересах¦

¦ ¦судоходства; ¦

¦ ¦ прокладка различного вида коммуникаций, совмещенных с сооружениями¦

¦ ¦инженерной защиты. ¦

¦ ¦ ¦

¦ ¦ Предусматриваются следующие виды работ: ¦

¦ ¦ создание защитных гидротехнических сооружений (противопаводковых¦

¦ ¦водохранилищ, дамб обвалования, русловыправительные и планировочные¦

¦ ¦работы, берегоукрепление и пр.); ¦

¦ ¦ проведение агротехнических и лесомелиоративных мероприятий; ¦

¦ ¦ создание защитных лесных полос, залесение и закустаривание эрозионно¦

¦ ¦опасных склонов; ¦

¦ ¦ применение специальных противоэрозионных приемов обработки¦

¦ ¦сельскохозяйственных земель; ¦

¦ ¦ строительство новых, расширение и реконструкция зданий и сооружений¦

¦ ¦производственного ¦

¦ ¦ и непроизводственного назначения возможно только после создания¦

¦ ¦систем инженерной защиты территорий; ¦

¦ ¦ осуществление необходимого комплекса мероприятий по сокращению¦

¦ ¦ущерба от наводнений, сводящих риск до допустимого уровня (вынос¦

¦ ¦населенных пунктов и народнохозяйственных объектов из зоны затопления,¦

¦ ¦защита которых от наводнений экономически нецелесообразна); ¦

¦ ¦ вынос объектов животноводства, складов удобрений и ядохимикатов из¦

¦ ¦зон затопления; ¦

¦ ¦ перепрофилирование опасных производств; ¦

¦ ¦ внедрение эффективных систем очистки и утилизации отходов при¦

¦ ¦эксплуатации действующих ¦

¦ ¦ промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных объектов; ¦

¦ ¦ специальные виды страхования. ¦

+---+-----------------------------------------------------------------------+

¦2. ¦ Зона Б. ¦

¦ ¦ Основные требования по п. 1 и дополнительные разрешения на: ¦

¦ ¦ строительство небольших предприятий и офисов, эксплуатируемых¦

¦ ¦неполный день, инженерная защита которых экономически нецелесообразна; ¦

¦ ¦ регулируемую сельскохозяйственную деятельность, адаптированную к¦

¦ ¦периодическому затоплению и подтоплению сельхозугодий. ¦

L---+------------------------------------------------------------------------