Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 22.02.1995 N 187-III “О народном обсуждении проекта новой Конституции Республики Марий Эл“
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 1995 г. N 187-III
О НАРОДНОМ ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТА НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Государственное Собрание Республики Марий Эл постановляет:
1. Опубликовать для народного обсуждения проект новой Конституции Республики Марий Эл (текст прилагается).
2. Провести народное обсуждение проекта новой Конституции Республики Марий Эл в течение марта 1995 года.
3. Организацию работы по народному обсуждению и учету поступивших предложений к проекту новой Конституции Республики Марий Эл поручить Правительству Республики Марий Эл и местным администрациям.
4. Создать условия для широкого и гласного обсуждения проекта на сессиях районных и городских собраний, в общественных организациях, на собраниях и сходах граждан по месту жительства.
5. Установить, что граждане могут направлять предложения и замечания по проекту новой Конституции непосредственно в Конституционную комиссию Республики Марий Эл, Секретариат Государственного Собрания Республики Марий Эл и в администрации районов и городов.
6. Поручить Конституционной комиссии Республики Марий Эл:
- подвести итоги народного обсуждения и проинформировать о результатах Государственное Собрание Республики Марий Эл и довести до сведения населения республики;
- по итогам народного обсуждения внести дополнения и изменения в текст проекта новой Конституции Республики Марий Эл и в срок до 1 мая 1995 года представить его для обсуждения в Государственное Собрание Республики Марий Эл.
7. Предложить средствам массовой информации Республики Марий Эл включиться в работу по освещению хода обсуждения населением проекта новой Конституции.
8. Контроль за выполнением данного постановления возложить на Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл, заместителя Председателя Конституционной комиссии Республики Марий Эл Смирнова А.А.
Председатель
Государственного Собрания
Республики Марий Эл
А.СМИРНОВ
Проект
КОНСТИТУЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПРЕАМБУЛА
Народ Республики Марий Эл, действуя через своих представителей в Конституционном Собрании,
реализуя свое неотъемлемое право на самоопределение,
подтверждая историческое единство с народами России,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
заявляя о стремлении обеспечить благополучие и процветание республики, установить правовое государство, которое обеспечило бы верховенство закона как выражения воли народа, развивать культуру и экономику для обеспечения достойного уровня жизни для всех, принимает настоящую Конституцию.
Глава I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 1. 1. Республика Марий Эл есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации.
2. Наименования Республика Марий Эл и Марий Эл равнозначны.
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 3. 1. Единственным источником власти в Республике Марий Эл является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Республике Марий Эл. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону.
Статья 4. 1. Республика Марий Эл обладает всей полнотой суверенной государственной власти на всей ее территории за исключением полномочий, закрепленных за Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации.
2. Органы Государственной власти Республики Марий Эл по соглашению с органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Статья 5. Территория и статус Республики Марий Эл не могут быть изменены без ее согласия.
Статья 6. Государственная власть в Республике Марий Эл осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Статья 7. 1. Вне пределов полномочий Российской Федерации Конституция Республики Марий Эл имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Марий Эл. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Марий Эл, не должны противоречить Конституции Республики Марий Эл.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Марий Эл и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статья 8. Республика Марий Эл имеет свое гражданство. Гражданство Республики Марий Эл приобретается и прекращается в соответствии с законом. Все граждане Республики Марий Эл являются гражданами Российской Федерации.
Статья 9. 1. Республика Марий Эл - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Республике Марий Эл охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 10. В Республике Марий Эл признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 11. 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Марий Эл.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности. Порядок и условия передачи земли и других природных ресурсов в частную собственность определяются законом Республики Марий Эл.
Статья 12. 1. В республике Марий Эл признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Республике Марий Эл признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя Республики Марий Эл и подрыв ее безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни преследуются по закону.
Статья 13. 1. Республика Марий Эл - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 14. В Республике Марий Эл признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Функции органов местного самоуправления определяются законом.
Статья 15. Официальными государственными языками в Республике Марий Эл являются марийский и русский языки.
Статья 16. Республика Марий Эл имеет государственные флаг, герб и гимн, описание и порядок официального использования которых устанавливаются законом. Столицей Республики Марий Эл является город Йошкар-Ола.
Глава II. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 17. 1. В Республике Марий Эл признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18. Нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19. 1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20. 1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 21. 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22. 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Статья 23. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24. 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.
Статья 26. 1. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
3. Народам, компактно проживающим на территории республики, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 27. Каждый, кто законно находится на территории Республики Марий Эл, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 28. Каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 30. 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 31. Граждане Республики Марий Эл имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32. 1. Граждане Республики Марий Эл имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Республики Марий Эл имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Республики Марий Эл имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Республики Марий Эл имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33. Граждане Республики Марий Эл имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и получать мотивированный ответ в сроки, установленные законом.
Статья 34. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Статья 35. 1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только по решению суда при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 36. 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе закона.
Статья 37. 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38. 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 39. 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случает болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 40. 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Республике Марий Эл финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию и деятельность частных медицинских учреждений.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 43. 1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее и среднее специальное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Республика Марий Эл устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 45. 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Марий Эл гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46. 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 47. 1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом.
Статья 48. 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 49. 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 50. 1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51. 1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом.
2. Законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 52. Права потерпевших от преступления и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 54. 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 55. 1. Перечисление в Конституции Республики Марий Эл основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Республике Марий Эл не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56. 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Марий Эл и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Республики Марий Эл.
Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59. 1. Гражданин Республики Марий Эл несет военную службу в соответствии с федеральными законом.
2. Гражданин Республики Марий Эл в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 60. Гражданин Республики Марий Эл может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 61. Республика Марий Эл предоставляет своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 62. Лица, не являющиеся гражданами Республики Марий Эл и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Республики Марий Эл за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 63. Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Республике Марий Эл и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ
Статья 64. 1. Государственное Собрание является высшим представительным и законодательным органом власти Республики Марий Эл.
2. Государственное Собрание осуществляет также контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Марий Эл.
Статья 65. 1. Государственное Собрание состоит из 75 депутатов.
2. Государственное Собрание избирается сроком на 4 года.
3. Порядок выборов депутатов Государственного Собрания устанавливается законом.
Статья 66. Депутатом Государственного Собрания может быть избран гражданин Республики Марий Эл, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Статья 67. 1. Депутат Государственного Собрания не может быть одновременно депутатом иных представительных органов государственной власти Республики Марий Эл.
2. Депутатами Государственного Собрания не могут быть лица, входящие в состав Правительства республики, аппарата Президента и Правительства, руководители ведомств, главы администраций районов и городов Республики Марий Эл.
3. Депутат Государственного Собрания, работающий на штатной оплачиваемой основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.
Статья 68. 1. Депутат Государственного Собрания имеет право обратиться с депутатским запросом к Правительству Республики Марий Эл, руководителям министерств и ведомств, руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республики.
2. Вопросы, связанные с деятельностью депутатов Государственного Собрания, решаются законом.
Статья 69. 1. Депутат Государственного Собрания обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
2. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственного Собрания, кроме случаев задержания на месте преступлений, а также подвергнут личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
3. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
4. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Прокурора Республики Марий Эл на основании заключения Комиссии Государственного Собрания, специально образуемой для данного случая.
Статья 70. 1. Государственное Собрание является постоянно действующим органом и осуществляет свою деятельность в форме сессий и заседаний постоянных комиссий.
2. Государственное Собрание собирается на первое заседание не позднее чем в месячный срок после избрания, если в его состав избрано не менее двух третей установленного числа депутатов.
3. Первое заседание Государственного Собрания открывает старейший депутат и ведет его до избрания Председателя Государственного Собрания.
4. С момента начала работы Государственного Собрания нового созыва полномочия Государственного Собрания прежнего созыва прекращаются.
Статья 71. 1. Государственное Собрание созывается на очередные сессии.
2. Внеочередная сессия Государственного Собрания созывается Председателем Государственного Собрания по предложению Президента республики или по предложению, подписанному не менее, чем одной третьей
3. Сессия правомочна, если в ее работе участвует не менее двух третей от установленного числа депутатов. Заседания сессии являются, как правило, открытыми. Регламентом Государственного собрания могут быть предусмотрены случаи, когда проводятся закрытые заседания.
Статья 72. 1. Государственное Собрание избирает из своего состава Председателя Государственного Собрания и его заместителей.
2. Председатель Государственного Собрания созывает сессии Государственного Собрания, издает распоряжения, ведет переговоры и подписывает соглашения между Государственным Собранием и законодательными органами (парламентами) субъектов Российской Федерации.
3. Заместитель Председателя Государственного Собрания выполняет по поручению Председателя Государственного Собрания отдельные его функции, координирует деятельность комиссий Государственного Собрания, а также замещает Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
4. Государственное Собрание из числа депутатов образует постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Собрания.
5. Для организации деятельности Государственного Собрания из числа депутатов формируется Президиум Государственного Собрания в составе Председателя Государственного Собрания, его заместителей и председателей постоянных комиссий. В состав Президиума по решению Государственного Собрания могут быть включены и другие депутаты Государственного Собрания.
6. Государственное Собрание принимает регламент, издает постановления по вопросам организации процедуры своей деятельности.
Статья 73. 1. К ведению Государственного Собрания относятся:
а) внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Марий Эл в соответствии со статьями 107 и 108 Конституции;
б) принятие законов Республики Марий Эл;
в) определение совместно с Президентом Республики Марий Эл внутренней и внешней политики Республики Марий Эл;
г) представление на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложений об изменении границ между Республикой Марий Эл и соседними республиками и областями Российской Федерации;
д) решение вопросов государственного устройства Республики Марий Эл;
е) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления, местного самоуправления, определение основ взаимоотношений государственных органов и общественных объединений;
ж) принятие решения о проведении республиканского референдума;
з) формирование Центральной избирательной комиссии;
и) осуществление законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
к) назначение выборов депутатов Государственного Собрания и Президента Республики Марий Эл;
л) согласование структуры органов исполнительной власти Республики Марий Эл по представлению Президента республики;
м) по представлению Президента республики утверждение кандидатуры премьер-министра и освобождение его от должности; согласование назначений в состав Правительства республики;
н) решение вопросов о недоверии Правительству республики и отдельным членам Правительства республики;
о) рассмотрение предложенной Президентом Республики Марий Эл программы деятельности исполнительной власти на предстоящий период, ежегодных докладов о положении в республике, о важных вопросах внутренней и внешней политики.
п) утверждение республиканского бюджета, установление республиканских налогов и сборов, утверждение республиканских программ экономического и социального развития, требующих бюджетных ассигнований;
р) осуществление контроля за ходом исполнения бюджета и выполнения программ. Для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета и внебюджетных фондов Республики Марий Эл Государственное Собрание образует Государственную счетную палату Республики Марий Эл, состав и порядок деятельности которой определяются Законом Республики Марий Эл;
с) рассмотрение вопросов, связанных с отставкой и отрешением от должности Президента Республики Марий Эл в соответствии со статьями 80, 81, 82 Конституции;
т) решение в соответствии с законода“ельством Российской Федерации вопросов, связанных с кадрами судебных и правоохранительных органов;
у) рассмотрение вопросов, связанных с назначением Прокурора Республики Марий Эл;
ф) определение порядка решения вопросов административно-территориального деления республики;
х) ратификация договоров Республики Марий Эл;
ц) утверждение Указа Президента республики о введении чрезвычайного положения;
ч) утверждение государственных наград Республики Марий Эл, установление почетных званий Республики Марий Эл;
ш) толкование законов Республики Марий Эл;
щ) другие вопросы ведения Республики Марий Эл, не отнесенные Конституцией и законами Республики Марий Эл к ведению органов исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.
2. Государственное Собрание принимает законы и постановления по вопросам, отнесенным к его ведению.
3. Законы и постановления Государственного Собрания принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл.
4. Государственное Собрание может приостановить действие актов Президента республики с одновременным обращением в Конституционный суд Республики Марий Эл с предложением дать заключение о соответствии актов Президента республики Конституции Республики Марий Эл и законам Республики Марий Эл.
Статья 74. 1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту республики, депутатам Государственного Собрания, постоянным комиссиям Государственного Собрания, постоянным комиссиям Государственного Собрания и Правительству республики. Верховный суд республики, Конституционный суд республики, Арбитражный суд республики и Прокурор республики обладают правом законодательной инициативы в Государственном Собрании по вопросам их ведения.
2. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства республики.
3. Законопроекты, внесенные Президентом республики, подлежат обязательному включению в повестку дня сессии и рассматриваются в Государственном Собрании в первоочередном порядке.
Статья 75. 1. Принятые Государственным Собранием законы в течение пяти дней направляются Президенту республики для подписания и опубликования.
2. Президент республики в течение четырнадцати дней с момента поступления подписывает закон.
3. Если Президент республики в течение четырнадцати дней отклонит закон, то Государственное Собрание вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от числа депутатов Государственного Собрания, он подлежит подписанию Президентом республики в течение семи дней и опубликованию.
4. Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе.
Глава IV. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 76. 1. Президент республики является главой государства и высшим должностным лицом Республики Марий Эл.
2. Президентом республики может быть избран гражданин Республики Марий Эл не моложе 35 лет и не старше шестидесяти лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственными языками Республики Марий Эл.
3. Президент республики не может быть депутатом Государственного Собрания, лично осуществлять предпринимательскую деятельность. Лицо, являющееся Президентом республики, может получать заработную плату только по этой должности.
4. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента республики более двух сроков подряд.
Статья 77. 1. Президент республики избирается на 4 года сроком путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании.
2. Президент республики считается избранным в первом туре, если за него подано более половины голосов принявших участие в голосовании, при условии, что в выборах приняло участие не менее половины избирателей.
3. Если Президент республики не избран в первом туре, то во втором туре голосования участвуют только два кандидата, получивших наибольшее число голосов. Второй тур голосования проводится не ранее 10 и не позднее 30 дней после первого тура.
4. Порядок выборов Президента республики определяется законом.
Статья 78. 1. Президент республики вступает в должность с момента принесения присяги “Клянусь верно служить Республике Марий Эл, соблюдать ее Конституцию, защищать ее суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Марий Эл“.
Присяга приносится на заседании Государственного Собрания, проводимом не позднее 30 дней после объявления результатов выборов.
2. Президент Республики Марий Эл пользуется правом неприкосновенности.
Статья 79. Президент республики:
а) обеспечивает реализацию прав и свобод граждан Республики Марий Эл, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;
б) назначает референдум в порядке, установленном законом;
в) определяет основные направления внутренней и внешней политики республики;
г) обращается с ежегодными посланиями к Государственному Собранию о положении в республике;
д) возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Марий Эл и обеспечивает их взаимодействие с Государственным Собранием;
е) обеспечивает соблюдение Конституции и исполнение законов Республики Марий Эл;
ж) по согласованию с Государственным собранием устанавливает структуру органов исполнительной власти Республики Марий Эл;
з) представляет Государственному Собранию на утверждение кандидатуру на пост премьер-министра Республики Марий Эл. По согласованию с Государственным Собранием формирует Правительство Республики Марий Эл; вносит в его состав изменения;
освобождает от должности премьер-министра и членов Правительства Республики Марий Эл; принимает отставку Правительства республики, премьер-министра, министра, иных назначенных им должностных лиц. Если Государственное Собрание не выразило согласия по представленной кандидатуре, Президент республики в течение двух месяцев обязан представить новую кандидатуру;
и) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
к) разрабатывает и представляет Государственному Собранию республиканский бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет о его исполнении;
л) представляет республику в отношениях с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает от имени республики договоры с Российской Федерацией, а также международные договоры, которые вступают в силу после ратификации их Государственным Собранием;
м) назначает полномочных представителей республики;
н) объявляет чрезвычайное положение с немедленным уведомлением Государственного Собрания. Если Государственное Собрание в течение 3 суток с момента объявления указа не утверждает его, то указ об объявлении чрезвычайного положения теряет силу;
о) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Марий Эл;
п) награждает государственными наградами и присваивает почетные звания;
р) осуществляет иные полномочия, указанные в настоящей Конституции.
Статья 80. 1. Полномочия Президента республики прекращаются в случаях:
а) истечения срока его полномочий;
б) его отставки;
в) его стойкой недееспособности осуществлять связанные с должностью полномочия;
г) отрешения его от должности;
д) его кончины.
2. Полномочия Президента республики в связи с истечением их срока прекращаются в день принесения присяги вновь избранным Президентом республики.
3. Президент республики вправе в любое время подать в отставку, направив соответствующее уведомление в Государственное Собрание.
4. Стойкая недееспособность Президента республики осуществлять связанные с должностью полномочия определяется заключением государственной медицинской комиссии, утвержденным Конституционным судом Республики Марий Эл в порядке, установленном законом.
5. В случаях, предусмотренных пунктами “б“, “в“, “г“, “д“ части 1 настоящей статьи, в течение трех месяцев с момента прекращения полномочий Президента республики проводятся выборы нового Президента республики.
Статья 81. 1. В случае нарушения Президентом республики Конституции и законов Республики Марий Эл, а также данной им присяги Государственное Собрание вправе с учетом заключения Конституционного суда Республики Марий Эл двумя третями голосов избранных депутатов отрешить Президента республики от должности.
2. Решение Государственного Собрания о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от числа избранных депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственным Собранием.
Статья 82. В случае смерти, отставки, отрешения от должности или стойкой недееспособности Президента осуществлять связанные с должностью полномочия впредь до избрания нового Президента республики его полномочия передаются Государственным Собранием премьер-министру или одному из заместителей премьер-министра республики с одновременным назначением выборов Президента республики. Исполняющий обязанности Президента республики не вправе назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Марий Эл.
Статья 83. 1. Президент республики издает указы и распоряжения. Проекты указов Президента республики по вопросам, связанным с деятельностью Правительства, обсуждаются на заседании Правительства республики.
2. Указы и распоряжения Президента республики обязательны для исполнения на всей территории республики.
3. Указы и распоряжения Президента республики не должны противоречить Конституции и законам Республики Марий Эл.
Статья 84. 1. Правительство Республики Марий Эл является исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл.
2. Правительство республики состоит из премьер-министра и министров. Президент республики вправе включать в состав Правительства республики руководителей других органов исполнительной власти республики.
3. Премьер-министр руководит текущей деятельностью Правительства республики.
4. Правительство республики на основании и во исполнение Конституции и законов Республики Марий Эл, постановлений Государственного Собрания, указов и распоряжений Президента Республики Марий Эл принимает постановления и издает распоряжения, обязательные на всей территории Республики Марий Эл. Постановления и распоряжения Правительства республики могут быть изменены или отменены Президентом республики.
5. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства Республики Марий Эл определяются законом.
Статья 85. 1. Перед вновь избранным Президентом республики Правительство республики слагает свои полномочия.
2. Правительство республики, премьер-министр, заместители премьер-министра, министры, а также руководители иных органов исполнительной власти, назначенные Президентом, вправе подать в отставку.
3. Государственное Собрание по предложению, подписанному не менее одной пятой частью депутатов, может поставить мотивированный вопрос об отставке как Правительства в целом, так и премьер-министра, министра, а также назначенного Президентом республики руководителя иного органа исполнительной власти. Если Президент республики не принимает решения об отставке Правительства республики или соответствующего должностного лица, он обязан обосновать свое решение перед Государственным Собранием. Признание большинством не менее двух третей избранных депутатов обоснования Президента неудовлетворительным влечет отставку Правительства или соответствующего должностного лица.
4. Президент республики в течение двух месяцев с момента отставки Правительства обязан сформировать новое Правительство.
Глава V. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 86. 1. Правосудие в Республике Марий Эл осуществляется только судом.
2. Верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, районные, городские суды образуют судебную систему Республики Марий Эл и входят в судебную систему Российской Федерации.
Статья 87. Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.
Статья 88. 1. Судьи независимы и подчиняются только закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 89. 1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом.
Статья 90. 1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом законом.
Статья 91. 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.
2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4. В случаях, предусмотренных законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Статья 92. Верховный суд Республики Марий Эл является высшим судебным органом Республики Марий Эл является судебным органом по разрешению споров, вытекающих из гражданских либо административных правоотношений и других дел, если иное не установлено законом.
Статья 94. Судьи судов Республики Марий Эл назначаются в порядке, установленном законом.
Глава VI. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
Статья 95. 1. Конституционный Суд Республики Марий Эл - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
2. Конституционный Суд республики по запросам Президента республики, Государственного Собрания, одной пятой депутатов Государственного Собрания, Верховного Суда республики и Арбитражного Суда республики разрешает дела о конституционности:
а) законов Республики Марий Эл, актов Государственного Собрания, Президента республики, органов исполнительной власти Республики Марий Эл;
б) договоров между Республикой Марий Эл и субъектами Российской Федерации, международных договоров Республики Марий Эл, договоров между органами государственной власти Республики Марий Эл и органами государственной власти Российской Федерации;
в) актов местных органов государственной власти.
3. Конституционный Суд республики разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Республики Марий Эл.
4. Конституционный Суд республики по запросам Президента республики, Государственного Собрания дает толкование Конституции Республики Марий Эл.
5. Акты или их отдельные положения, Признанные неконституционными, утрачивают силу;
не соответствующие Конституции Республики Марий Эл международные договоры Республики Марий Эл и договоры Республики Марий Эл с субъектами Российской Федерации, договоры между органами государственной власти Республики Марий Эл и органами государственной власти Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
6. Конституционный Суд республики по запросу Государственного Собрания дает заключение о наличии оснований для отрешения Президента республики от должности.
7. Конституционный Суд принимает решения по спорам:
а) о законности избрания Президента республики;
б) о законности условий проведения и результатов референдума.
8. Конституционный Суд по запросу Государственного Собрания, Президента республики или по собственной инициативе представляет Государственному Собранию заключения о соответствии Конституции Республики Марий Эл проектов законов Республики Марий Эл, по лежащих рассмотрению Государственным Собранием. Государственное Собрание при принятии решения по проекту закона не связано заключением Конституционного Суда.
9. Порядок образования, организация Конституционного Суда республики и порядок рассмотрения дела нем устанавливаются законом.
Глава VII. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ.
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 96. 1. Республика Марий Эл состоит из районов, городов республиканского и районного значения, сельских округов (вариант: сельсоветов) и поселков.
2. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Марий Эл определяется законом.
Статья 97. Местными (районными, городскими) представительными органами государственной власти являются районные, городские собрания.
Статья 98. 1. Районные, городские собрания избираются гражданами Республики Марий Эл, проживающими на территории соответствующего района, города и обладающими избирательным правом.
2. Численный состав депутатов определяется районным, городским собранием.
3. Порядок выборов в районное, городское собрание устанавливается законом.
Статья 99. 1. Районное, городское собрание:
а) избирает из своего состава председателя, его заместителя, образует комиссии по направлениям своей деятельности;
б) принимает решения в пределах полномочий, предоставленных ему законом;
в) дает согласие Президенту республики на назначение главы районной городской администрации;
г) утверждает структуру районной, городской администрации по представлению главы районной, городской администрации;
д) координирует деятельность местных органов самоуправления на территории соответствующего района, города.
2. Принципы, порядок, форма взаимодействия районного, городского собрания с администрацией района, города и местным самоуправлением определяется законом.
Статья 100. 1. Местными (районными, городскими) исполнительными органами государственной власти являются районная, городская администрация, входящая в единую систему исполнительной власти Республики Марий Эл.
2. Районная, городская администрация состоит из главы администрации и структурных подразделений администрации.
3. Компетенция, порядок организации и деятельности районной, городской администрации определяется законом.
Глава VIII. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 101. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статья 102. 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 103. Органы местного самоуправления самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статья 104. Местные органы самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 105. Местное самоуправление в Республике Марий Эл гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Республики Марий Эл и законами.
Статья 106. Система местного самоуправления в Республике Марий Эл устанавливается законом. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Глава IX. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ
И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ
Статья 107. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Марий Эл могут вносить Президент республики и группа численностью не менее одной трети избранных депутатов Государственного Собрания.
Статья 108. 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Республики Марий Эл могут быть пересмотрены Государственным Собранием большинством не менее четырех голосов избранных депутатов.
2. Поправки к Главам 3 - 8 принимаются большинством не менее двух третей голосов избранных депутатов Государственного Собрания в двух чтениях с перерывом между ними не менее трех месяцев.
Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 109. Конституция Республики Марий Эл вступает в силу со дня ее обнародования. Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Республики Марий Эл, принятой 27 мая 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Республики Марий Эл до вступления в силу настоящей Конституции применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Марий Эл.
Статья 111. Президент Республики Марий Эл, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Республики Марий Эл со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.
Статья 112. Полномочия Государственного Собрания, избранного в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Республики Марий Эл, прекращаются с момента начала работы Государственного Собрания нового созыва.
Статья 113. 1. Суды в Республике Марий Эл осуществляет правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
2. После вступления в силу Конституции Республики Марий Эл судьи судов Республики Марий Эл сохраняют свои полномочия до истечения срока, на которой они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Статья 114. Часть вторая статьи 60 настоящей Конституции вступает в силу после введения в действие федерального закона, устанавливающего замену военной службы альтернативной гражданской службой.
Статья 115. Впредь до введения в действие федерального закона устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, в Республике Марий Эл сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения дел.
Статья 116. До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации в Республике Марий Эл сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.