Российские законы

Решение Коллегии Министерства образования РК от 23.02.1994 N 01-24/1-1 “Об утверждении нормативно-правовых документов и организации независимой аттестации учащихся в 1993/94 учебном году“ (вместе с “Временным Положением об экспертном совете по образовательным стандартам“, “Договором на создание измерителей государственных образовательных стандартов“) (Зарегистрировано в Минюсте РК 10.05.1995 N 22)

Зарегистрировано в Минюсте РК 10 мая 1995 г. N 22

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РЕШЕНИЕ

от 23 февраля 1994 г. N 01-24/1-1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

И ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В 1993/94 УЧЕБНОМ ГОДУ

Коллегия решила:

1. Принять к сведению информацию Лянцевича В.М. - начальника отдела контроля за образовательными стандартами “О нормативно-правовых документах по организации независимой аттестации учащихся в 1993/94 учебном году“.

2. Утвердить нормативно-правовые документы по организации независимой аттестации учащихся: “Временное положение об экспертном совете по образовательным стандартам“, “Оплата труда членов экспертного совета“, “Договор на создание измерителей государственных образовательных стандартов“, “Примерные требования к оценке знаний при проведении итоговой аттестации выпускников средней (полной) общеобразовательной школы в 1993/94 учебном году“,
“Заключение“ (по итогам промежуточной аттестации учащихся общеобразовательных учебных заведений).

3. Рекомендовать зав. рай(гор)ОНО и начальникам органов управления образованием:

3.1. Принять к руководству и довести до сведения руководителей подведомственных учебных заведений вышеуказанные нормативно-правовые документы.

3.2. Качественно организовать и провести итоговую аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений.

3.3. Оплату работы членов независимых экспертных комиссий по проведению промежуточной и итоговой аттестации учащихся производить за счет общих ассигнований на учреждения образования рай(гор)ОНО по пар. 27 “Прочие мероприятия“, по ст. 18 “Прочие расходы“.

3.4. Разрешить в порядке эксперимента в 1993/94 учебном году провести аттестацию выпускников 11 класса независимой государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) в СШ 1 г. Ухты (директор Цивилева Л.Л.), Нижне Одесской СШ 1 (Кончев В.А.) и СШ 2 г. Сосногорска (Мишарин В.А.), Аджеромской СШ (Холина З.С.) и Усть-Локчимской СШ (Куличкова Л.В.) Корткеросского района.

4. Коми республиканскому ИППКРНО (т. Стаханов В.А.) оказать необходимую научно-методическую помощь общеобразовательным заведениям в проведении итоговой аттестации выпускников.

5. Контроль за ходом и проведением аттестации возложить на отдел контроля за образовательными стандартами (Лянцевич В.М.).

Министр

А.ГУМЕН

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В 1993/94 УЧЕБНОМ ГОДУ

Согласно Законам Российской Федерации и Республики Коми “Об образовании“ освоение программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Аттестация выпускников будет проведена в сроки:

9 класс - с 1 по 12 июня, 11 (12) класс - с 1 по 17 июня.

В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 1992/93 учебном году выпускникам 9 класса общеобразовательных учреждений на итоговую аттестацию выносится не менее 4 предметов, из которых 2 (русский язык и математика) являются обязательными, остальные выбираются выпускниками. Выпускникам 11
(12) классов - не менее 5-ти предметов, из которых 2 (литература, русский язык (сочинение), алгебра и начала анализа) являются обязательными, остальные выбираются выпускником.

Для школ, работающих по единому учебному плану национальной школы, обязательным экзаменом является родной язык (диктант, сочинение, изложение) в 9 классе, родная литература (устно или письменно) в 11 (12) классе. В лицеях, гимназиях, гимназических классах при школах, экспериментальных школах и общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предмета кроме экзаменов по обязательным дисциплинам (литературе, алгебре и начале анализа) итоговая аттестация проводится по профильным дисциплинам.

В общеобразовательных учреждениях, работающих с ВУЗами в составе различных учебных комплексов, возможно совмещение итоговой аттестации по программе среднего (полного) общего образования и вступительных экзаменов в ВУЗ. В отдельных случаях, по согласованию (наличии письменного обоснования) с Минобразованием Республики Коми, в тексте письменной работы по алгебре и началам анализа разрешается заменить задание N 4, 5, 6 заданиями соответствующего ВУЗа, письменную работу по литературе проводить по тексту ВУЗа.

Выпускники 9, 11 (12) классов для итоговой аттестации могут выбрать любые предметы, изучавшиеся соответственно в 9 классе, 11 (12) классе, кроме физической культуры.

Устная аттестация выпускников 9, 11 (12) классов проводится в форме экзамена по билетам, собеседования и защиты реферата.

В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания. Билеты к устному экзамену составляются на основе примерных вопросов и практических заданий, опубликованных в Вестнике образования N 12 за 1993 год. В предложенный материал допускается внесение изменений и дополнения его другими заданиями, исходя из особенностей организации учебно-воспитательного процесса. При внесении изменений или дополнений обязательным является их обсуждение и утверждение методическим советом школы
(русский язык и литература, математика), методическим советом города (района) - другие предметы.

К собеседованию и защите реферата допускаются (по желанию обучающегося, рекомендации учителя и решению педагогического совета) выпускники, имеющие отличные знания по предмету, проявившие интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающие аналитическими собеседование, по предложению аттестационной предметной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам, изученным в соответствии с учебной программой.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендации учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы, обоснование, всестороннее раскрытие содержания и выводы. Во введении к реферату целесообразно обозначить основной круг проблем, который предполагает сформулированная тема. В основной части необходимо развитие главной мысли разнообразными средствами и способами (изложение различных точек зрения и систем доказательств, цитаты из авторитетных источников, примеры, подтверждающие позицию автора и т.д.). Содержание должно свидетельствовать о знании опубликованной литературы по данной теме. В заключении обязательны общие выводы по теме реферата, отражающие взгляд автора на выбранную проблематику. Обязательным является наличие плана реферата и библиографии. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет отметку после защиты реферата.

На итоговой аттестации по всем учебным предметам проверяется соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, практическое их применение.

Отметки при любой форме проведения итоговой аттестации выставляются в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации. В связи с возникающими многочисленными вопросами по критериям оценки материалов, представляемых к награждению золотой и серебряной медалями, а также
знаний по истории в приложении 1 приводятся примерные рекомендации по оценке выпускников школы.

В целях повышения объективности показателей качества знаний выпускников общеобразовательных учреждений и выработки механизма деятельности независимых предметных комиссий в ходе итоговой аттестации в этом учебном году апробируется новая форма аттестации выпускников - сдача выпускных экзаменов в 11 классе независимой государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

Для проведения эксперимента определяются следующие школы: Нижне Одесская СШ 1 (директор Кончев В.А.) и СШ 2 (Мишарин В.А.) Сосногорского района; Аджеромская СШ (Холина З.С.) и Усть-Локчимская СШ (Куличкова Л.В.) Корткеросского района; СШ 1 (Цивилева Л.Л.) г. Ухты.

Эксперимент позволит выявить соответствие выставляемых годовых отметок реальным результатам обученности учащихся, повысить ответственность учителей за уровень реализации государственных образовательных программ, продолжить поиск более эффективной системы управления качеством образования школьников в городе (районе) и республике.

Ниже приводится примерная схема организации данного эксперимента.

Рай(гор)органы управления образованием

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГЭК

Предметные комиссии

(экспертиза - оценка - сравнение)

Образовательное учреждение

(выполнение - обработка - анализ - хранение)

В целях более эффективного проведения эксперимента следует предусмотреть следующие организационно-педагогические мероприятия:

1. Администрация города (района):

1.1. Принимает решение.

2. Орган управления образованием:

2.1. Издает приказ о назначении председателя(лей) и предметных аттестационных комиссий из числа лучших учителей, методистов, научно-педагогической общественности и доводит до сведения руководителей образовательных учреждений.

2.2. Предусматривает источники выделения денежных средств на оплату работы ГЭК.

2.3. Проводит обобщение результатов экспериментальной работы: соответствие оценок ГЭК годовым; анализ и оценку уровня обученности по дисциплинам, составляющим обязательный компонент учебного плана средней школы.

3. Руководитель образовательного заведения:

3.1. Проводит организационно-педагогическую работу с учителями, выпускниками и родителями.

3.2. Создает необходимые условия для организации и проведения аттестации выпускников.

4. Государственная экзаменационная комиссия осуществляет деятельность, руководствуясь Временным положением об экспертном совете по образовательным
стандартам (Приложение 1) и Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.

Руководителям органов образования республики необходимо провести надлежащую организационно-педагогическую работу по итоговой аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов.

Отдел контроля

за образовательными

стандартами

Приложение 1

Утверждено

Решением

коллегии

от 23 февраля 1994 г. N 01-24/1-1

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

1. Экспертный совет по образовательным стандартам (далее - экспертный совет) создается при Министерстве образования Республики Коми и рай(гор)органах управления образованием для обеспечения независимой, компетентной и гласной оценки качества образования, уровня реализации требований государственных образовательных программ (стандартов) с целью сохранения (обеспечения) единого образовательного пространства на территории Республики Коми.

В своей деятельности экспертный совет руководствуется законодательством и нормативными актами Министерства образования Российской Федерации, Республики Коми и настоящим Положением.

2. Основные задачи экспертного совета:

- обеспечить независимую оценку измерителей образовательных программ (стандартов), методик контроля;

- осуществлять независимый анализ результатов проверки выполнения требований государственных образовательных программ (стандартов);

- способствовать корректировке требований к уровню подготовки учащихся в учреждениях образования различного типа.

3. Для решения основных задач экспертный совет:

а) рассматривает и определяет основные измерители для проверки выполнения государственных образовательных программ (стандартов);

б) контролирует подготовку и осуществляет экспертизу заданий (тестов) для промежуточной и итоговой аттестации;

в) участвует в итоговой и промежуточной аттестации учащихся;

г) проводит оценку письменных работ промежуточной и итоговой аттестации учащихся, в том числе материалов выпускников, представленных к награждению золотой и серебряной медалями, и вносит предложения для принятия соответствующего решения.

4. Состав и организационная структура экспертного совета.

Экспертный совет состоит из групп специалистов (экспертов) по учебным предметам и утверждается органом управления образованием.

В состав группы экспертов входят высококвалифицированные научные работники, методисты, лучшие учителя и специалисты органов управления образованием.

Возглавляет
группу экспертов специалист по контролю за образовательными стандартами.

Решение экспертного совета фиксируется в заключении (протоколе заседания), которое подписывается председателем и членами совета.

5. Оплата работы членов экспертного совета, кроме штатных специалистов по контролю за образовательными стандартами, производится на основании договора (акта) о выполнении работ (фактических затрат времени) из средств Министерства образования (республиканские советы) и рай(гор)органов управления образованием (образовательного учреждения).

Отдел контроля

за образовательными

стандартами

Согласовано

Юрист

М.М.КОЧЕДЫКОВ

Главный экономист

О.А.ПОПОВА

И.о. гл. бухгалтера

Т.П.МОРОЗОВА

Утвержден

Решением

коллегии

от 23 февраля 1994 г. N 01-24/1-1

СОСТАВ

РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТОВ

-----------------------------T--------------T--------------------¬

¦ Ф.И.О. специалистов ¦ Место работы ¦ Кв. категория. ¦

¦ ¦ ¦ Должность ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Русский язык и литература¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Королева Татьяна Павловна¦КГПИ ¦к. пед. наук, ¦

¦ ¦ ¦декан филфака ¦

¦2. Сафонова Елена Евгеньевна¦КГПИ ¦к. пед. наук, доцент¦

¦3. Мищенко Нина Михайловна ¦Коми РИППКРНО ¦зав. кабинетом ¦

¦4. Корнакова Наталья ¦Лицей народной¦зам. директора ¦

¦ Сергеевна ¦дипломатии ¦ ¦

¦5. Сергеева Наталья ¦СГУ ¦к. фил. наук, зав. ¦

¦ Станиславовна ¦ ¦каф. русского языка ¦

¦6. Букина Ольга Валериановна¦Гимназия им. ¦учитель русского ¦

¦ ¦А.С.Пушкина ¦языка и литературы ¦

¦7. Кожевин Игорь Вадимович ¦СШ 36 ¦учитель русского ¦

¦ ¦г. Сыктывкара ¦языка
и литературы ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦2. Коми язык и литература ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Прокушева Тамара Ивановна¦КГПИ ¦к. фил. наук, доцент¦

¦2. Лудыкова Валентина ¦СГУ ¦к. фил. наук, доцент¦

¦ Матвеевна ¦ ¦ ¦

¦3. Лимерова Валентина ¦Коми РИППКРНО ¦преподаватель каф. ¦

¦ Александровна ¦ ¦коми языка и ¦

¦ ¦ ¦литературы ¦

¦4. Вагнер Раиса Ивановна ¦Республикан- ¦учитель ¦

¦ ¦ская гимназия ¦ ¦

¦ ¦искусств ¦ ¦

¦5. Грабежова Валентина ¦Коми РИППКРНО ¦зав. кабинетом ¦

¦ Михайловна ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦3. Иностранные языки ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Першина Эмма Алексеевна ¦КГПИ ¦к. пед. наук, доцент¦

¦2. Паршукова Эмма ¦КГПИ ¦ст. преподаватель ¦

¦ Фридриховна ¦ ¦ ¦

¦3. Костромина Елена ¦КГПИ ¦к. фил. наук, доцент¦

¦ Сергеевна ¦ ¦ ¦

¦4. Севериновская Ирина ¦СГУ ¦зав. каф. англ. ¦

¦ Станиславовна ¦ ¦языка ¦

¦5. Жеребцова Маргарита ¦СГУ ¦ст. преподаватель ¦

¦ Николаевна ¦ ¦каф. нем. языка ¦

¦6. Дмитриева Светлана ¦СГУ ¦ассистент каф. ¦

¦ Владимировна ¦ ¦франц. языка ¦

¦7. Козырев Анатолий ¦Коми РИППКРНО ¦зав. кабинетом ¦

¦ Васильевич ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦4. География ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Шумилов Николай ¦КГПИ ¦к. г. наук, доцент ¦

¦ Александрович ¦ ¦зав. каф. географии ¦

¦2. Колегова Надежда ¦КГПИ ¦ст. преподаватель ¦

¦ Васильевна ¦ ¦ ¦

¦3. Ладанова Светлана ¦СГУ ¦ст. преподаватель ¦

¦ Николаевна ¦ ¦ ¦

¦4. Мартынова Татьяна ¦СШ 36 ¦учитель 1 категории ¦

¦ Валентиновна ¦г. Сыктывкар ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦5. Химия ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Алиева Маргарита ¦СГУ ¦к. х. наук, доцент ¦

¦ Ильинична ¦ ¦каф. неорг. химии ¦

¦2. Майбурова Зинаида ¦Коми РИППКРНО ¦зав. кабинетом ¦

¦ Ефремовна ¦ ¦ ¦

¦3. Юсакова Татьяна ¦Гимназия им. ¦зам. директора ¦

¦ Григорьевна ¦А.С.Пушкина ¦ ¦

¦4. Сухенко Анна Васильевна ¦Коми РИППКРНО ¦зав. каб. ПТО ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦6. Биология ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Тюрнин Борис Николаевич ¦КГПИ ¦к. б. наук, доцент ¦

¦ ¦ ¦каф. зоологии ¦

¦2. Ракина Ирина Дмитриевна ¦КГПИ ¦к. п. наук ¦

¦3. Мойсеенко Нелли ¦СГУ ¦к. б. наук, доцент ¦

¦ Алексеевна ¦ ¦каф. физиологии ¦

¦4. Козловская Галина ¦Коми РИППКРНО ¦зав. кабинетом ¦

¦ Сергеевна ¦ ¦ ¦

¦5. Сивкова Галина Лазаревна ¦СШ 36 ¦учитель 1 категории ¦

¦ ¦г. Сыктывкар ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦7. Математика ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Оплеснина Людмила ¦КГПИ ¦ст. преподаватель ¦

¦ Станиславовна ¦ ¦ ¦

¦2. Яковлев Владимир ¦СГУ ¦доцент, каф. мат. ¦

¦ Дмитриевич ¦ ¦анализа ¦

¦3. Жебов Владимир ¦СШ 24 ¦учитель-методист ¦

¦ Анатольевич ¦г. Сыктывкар ¦ ¦

¦4. Меньшикова Лариса ¦СШ 36 ¦зам. директора ¦

¦ Ивановна ¦г. Сыктывкар ¦ ¦

¦5. Козлова Эмма Николаевна ¦Коми РИППКРНО ¦зав. кабинетом ¦

¦6. Неустроева Галина ¦Коми РИППКРНО ¦методист каб. ПТО ¦

¦ Сергеевна ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦8. Информатика ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Исакова Виктория ¦КГПИ ¦ассистент ¦

¦ Валерьевна ¦ ¦ ¦

¦2. Попова Нина ¦СГУ ¦к. ф-м наук, доцент ¦

¦ Константиновна ¦ ¦каф. пр. математики ¦

¦3. Кузнецов Александр ¦Минобразования¦гл. специалист ¦

¦ Дмитриевич ¦ ¦ ¦

¦4. Примеров Николай ¦Эжвинский р-н ¦учитель ИВТ ¦

¦ Николаевич ¦СШ 29 ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦9. Физика ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Плосков Валентин ¦КГПИ ¦к. п. наук, доцент ¦

¦ Александрович ¦ ¦ ¦

¦2. Юркин Валерий Михайлович ¦СГУ ¦к. ф-м наук, доцент ¦

¦3. Цефт Эльвира Федоровна ¦СШ 38 ¦учитель физики ¦

¦ ¦г. Сыктывкар ¦ ¦

¦4. Шестов Валерий Семенович ¦СШ 12 ¦учитель физики ¦

¦ ¦г. Сыктывкар ¦ ¦

¦5. Давыдов Вениамин Петрович¦ПТУ 8 ¦преподаватель физики¦

¦6. Ядрихинская Элла ¦Коми РИППКРНО ¦зав. кабинетом ¦

¦ Васильевна ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦10. История ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Бондаренко Ольга ¦СГУ ¦к. и. наук, доцент ¦

¦ Евтихеевна ¦ ¦каф. от. истории ¦

¦2. Завьялов Борис Михайлович¦КГПИ ¦к. ф. наук, доцент ¦

¦ ¦ ¦каф. философии ¦

¦3. Макарова Любовь ¦СГУ ¦к. и. наук, доцент ¦

¦ Михайловна ¦ ¦каф. истории ¦

¦4. Сурков Николай Иванович ¦Коми РИППКРНО ¦к. и. наук, зав. ¦

¦ ¦ ¦каф. общ. дисциплин ¦

¦5. Томова Галина ¦ПТУ 22 ¦преподаватель ¦

¦ Владимировна ¦ ¦истории ¦

¦6. Изьюров Сергей ¦Лицей при СГУ ¦преподаватель ¦

¦ Альфредович ¦ ¦истории ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦11. Начальное обучение ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------+--------------------+

¦1. Титова Татьяна Николаевна¦КГПИ ¦ст. преподаватель ¦

¦2. Токарева Наталья ¦КГПИ ¦ст. преподаватель ¦

¦ Николаевна ¦ ¦ ¦

¦3. Балакина Валентина ¦Педколледж ¦методист ¦

¦ Константиновна ¦ ¦ ¦

¦4. Шурганова Зинаида ¦Педколледж ¦методист ¦

¦ Сергеевна ¦ ¦ ¦

¦5. Воропаева Зоя Степановна ¦Реабилитаци- ¦зам. директора ¦

¦ ¦онный центр ¦ ¦

L----------------------------+--------------+---------------------

Приложение 2

Утверждено

Решением

коллегии

от 23 февраля 1994 г. N 01-24/1-1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

ОПЛАТА ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

В целях упорядочения расчетов со специалистами, привлекаемыми для разработки измерителей образовательных стандартов и экспертизы материалов промежуточной и итоговой аттестации учащихся, предлагается следующее обоснование выбора позиций для оплаты труда членов Республиканского (районных, городских) экспертного совета.

При заключении договора с коллективом (автором) на разработку измерителей образовательных стандартов возможен подход, применяемый при оплате труда авторов учебных пособий и методической литературы, при котором за единицу измерения принимается 1 авторский лист (24 стандартных страницы машинописного текста или 40000 знаков). Основанием для расчета является Постановление Совета Министров Республики Коми N 166 от 25.03.1993 года. Оплата работы автора исчисляется из расчета 1 авторский лист - 3 минимальные зарплаты (на январь месяц 3 x 14620 = 43860 рублей).

Комплект измерителей образовательных стандартов составит:

а) задания (тесты) для промежуточной аттестации учащихся каждого класса по полугодиям;

б) задания (тесты) для промежуточной аттестации учащихся каждого класса на конец учебного года;

в) задания (тесты) для аттестации учащихся “на выходе“ из 3 (4), 9 и 11 классов;

г) примерные ответы к заданиям (тестам) для промежуточной и итоговой аттестации и критерии оценки выполненных заданий по каждому виду вышеназванных измерителей.

Задания (тесты) по всем предметам базового компонента образования должны включать 4 варианта - 2 варианта базового уровня и 2 варианта повышенного уровня сложности. На вариант требуется в среднем 2 страницы машинописного текста. Кроме того, к каждому варианту заданий разрабатывается пояснение, критерии оценки, даются правильные ответы. На их разработку затрачивается в среднем 3 страницы машинописного текста.

Таким образом, разработка одного комплекта измерителей стандартов включает:

2 стр. х 4 вар. + 3 стр. х 4 вар. = 20 стр. м/п текста

Примерный расчет на подготовку материалов измерителей

стандартов (из расчета одного варианта на класс)

------------------------T-------------------------T--------------¬

¦ Учебные предметы ¦ Классы ¦ Всего ¦

¦ +-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T--T--+------T-------+

¦ ¦2¦3¦2¦3¦4¦5¦6¦7¦8¦9¦10¦11¦Позиц.¦Заданий¦

+-----------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+------+-------+

¦Русский язык ¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦ ¦ ¦ 10 ¦ 30 ¦

¦Коми язык ¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦ ¦ ¦ 10 ¦ 30 ¦

¦Иностранные языки: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- английский ¦ ¦3¦ ¦ ¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦ 3¦ 3¦ 9 ¦ 27 ¦

¦- немецкий ¦ ¦3¦ ¦ ¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦ 3¦ 3¦ 9 ¦ 27 ¦

¦- французский ¦ ¦3¦ ¦ ¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦ 3¦ 3¦ 9 ¦ 27 ¦

¦Математика ¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦ 3¦ 3¦ 12 ¦ 36 ¦

¦Физика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3¦3¦3¦ 3¦ 3¦ 5 ¦ 15 ¦

¦Информатика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3¦ 3¦ 2 ¦ 6 ¦

¦Химия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3¦3¦ 3¦ 3¦ 4 ¦ 12 ¦

¦Биология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3¦3¦3¦3¦ 3¦ 3¦ 6 ¦ 18 ¦

¦География ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3¦3¦3¦3¦3¦ 3¦ ¦ 6 ¦ 18 ¦

¦История ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3¦3¦3¦3¦3¦ 3¦ 3¦ 7 ¦ 21 ¦

¦Правоведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3¦ ¦ ¦ 1 ¦ 3 ¦

¦Обществознание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3¦ 3¦ 2 ¦ 6 ¦

¦Технология ¦ ¦3¦ ¦ ¦3¦3¦3¦3¦3¦3¦ ¦ ¦ 7 ¦ 21 ¦

L-----------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+------+--------

Примечания. 1. В основе расчета лежит разработка заданий для проверки уровня подготовленности учащихся за 1-е, 2-е полугодие и по итогам учебного года.

2. Расчет является примерным. Для каждого предмета и класса допускаются изменения и корректировки.

3. В связи со спецификой учебных планов в ПТУ допускается увеличение количества заданий для ПТУ.

4. Разработка заданий для первоклассников не указана в связи с отсутствием специального изучения измерителей знаний этого возраста.

Смета на разработку измерителей образовательных

стандартов состоит из следующих позиций

------------------------------------------T----------------------¬

¦ Виды отчислений ¦% от общей стоимости ¦

+-----------------------------------------+----------------------+

¦1. Стоимость 1 авторского листа ¦3 минимальных зарплаты¦

¦2. От стоимости 1 авторского листа ¦ ¦

¦ производятся начисления на: ¦ ¦

¦ - рецензирование ¦25% ¦

¦ - кураторство ¦ 5% ¦

¦ - материально-техническое обеспечение ¦ ¦

¦ (бумага, дискеты, аренда пишущих ¦ ¦

¦ машинок и др.) ¦ 5% ¦

¦3. Машинописные работы ¦ 4% (от минимальной ¦

¦ ¦ зарплаты) ¦

¦4. Начисления на заработную плату ¦ 39% (от общей оплаты ¦

¦ ¦ труда) ¦

L-----------------------------------------+-----------------------

Контроль за образовательными профессиональными стандартами требует привлечения высококвалифицированных специалистов для независимой экспертизы материалов промежуточной и итоговой аттестации выпускников школ и ПТУ, для проверки материалов, представленных к награждениям золотой и серебряной медалями и других видов деятельности. Затраты рабочего времени членов Республиканских (районных, городских) экспертных советов (комиссий) исчисляются исходя из норм времени (в академических часах), указанных в письме Минобразования РФ N 102-М от 04.06.1993 года “Об оплате труда за работу с обучающимися в порядке экстерната“.

1. На проведение письменных экзаменов при получении основного общего образования - 5 учебных часов по русскому (родному) языку и литературе; 4 учебных часа по математике на каждый класс. При получении среднего (полного) общего образования - 8 учебных часов по русскому (родному) языку и литературе и 5 учебных часов по математике на каждый класс.

2. На проверку письменных работ учащихся - 15 минут на каждую письменную работу при получении основного общего образования, 20 минут на каждую письменную работу по математике (другим общеобразовательным предметам) и 25 минут на каждую письменную работу по русскому языку и литературе при получении среднего (полного) образования.

3. На проведение устных экзаменов или собеседований - по 20 минут на одного ученика.

4. На проверку работ учащихся, представленных на золотую и серебряную медали, - 25 минут на каждую письменную работу по математике и по 30 минут на каждую письменную работу по русскому (родному) языку и литературе.

Рецензирование рефератов (медальных работ учащихся) - до 3 часов на 1 реферат (медальную работу). Основание: Методическое письмо МП СССР N 64 от 19 августа 1987 года.

Почасовая оплата работы членов экспертного совета устанавливается в зависимости от фактической затраты времени на проведение экспертизы, исходя из коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании. Основание: Постановление Минтруда РФ N 7 от 21 января 1993 г.

----------------------------T------------------------------------¬

¦ Контингент ¦ Размеры коэффициента ¦

¦ обучающихся +-----------T-------------T----------+

¦ “ ¦Профессор ¦Доцент ¦Без ученой¦

¦ ¦доктор наук¦кандидат наук¦степени ¦

+---------------------------+-----------+-------------+----------+

¦Обучающиеся в общеобразова-¦ ¦ ¦ ¦

¦тельных учреждениях и ПТУ ¦ 0,20 ¦ 0,15 ¦ 0,10 ¦

¦Студенты ¦ 0,25 ¦ 0,20 ¦ 0,10 ¦

¦Слушатели ИПК (учителя школ¦ ¦ ¦ ¦

¦и преподаватели ПТУ) ¦ 0,30 ¦ 0,25 ¦ 0,15 ¦

L---------------------------+-----------+-------------+-----------

Примечания. 1. Ставки почасовой оплаты определяются, исходя из размера 1 разряда ЕТС, установленного Правительством РФ, и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда, предусмотренных настоящим приложением.

2. В ставки почасовой оплаты включена оплата за отпуск.

3. Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания “народный“, устанавливаются в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук.

4. Оплата труда членов жюри конкурсов и смотров (в том числе и предметных олимпиад учащихся), а также рецензирование работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц, проводивших занятия со студентами.

5. На ставки почасовой оплаты начисляется районный коэффициент в следующих размерах:

---------------------------T-------------------T------T----------¬

¦ 20% ¦ 30% ¦50% ¦ 60% ¦

+--------------------------+-------------------+------+----------+

¦г. Сыктывкар, ¦гг. Ухта, Печора, ¦гг. ¦г. Воркута¦

¦Сыктывдинский, Сысольский,¦Вуктыльский, Сосно-¦Инта, ¦ ¦

¦Корткеросский, Прилузский,¦горский, Тр.-Пе- ¦Усинск¦ ¦

¦Койгородский, Княжпогост- ¦чорский, Ижемский, ¦ ¦ ¦

¦ский, Усть-Вымский, ¦Усть-Цилемский, ¦ ¦ ¦

¦Усть-Куломский ¦Удорский ¦ ¦ ¦

L--------------------------+-------------------+------+-----------

6. На экспертизу материалов со специалистами заключается договор или производится оформление приказа и ведомости (акта) фактических затрат рабочего времени.

7. Оплата работы специалистов, привлекаемых к общему заседанию экспертной комиссии, исчисляется из расчета 2 часа каждому.

Отдел контроля

за образовательными

стандартами

Согласовано

И.о. гл. бухгалтера

Т.П.МОРОЗОВА

Главный экономист

О.А.ПОПОВА

Юрист

М.М.КОЧЕДЫКОВ

Приложение 3

ДОГОВОР

НА СОЗДАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

г. Сыктывкар “__“______ 199_г.

Министерство образования Республики Коми, именуемое в

дальнейшем “Заказчик“, в лице министра Гумена А.Г., с одной

стороны, и временный научно-исследовательский коллектив,

именуемый в дальнейшем “Исполнитель“, в лице научного

руководителя коллектива ____________________________________ с

другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя

разработку научно-методической продукции “Измерители временных

государственных стандартов по __________________________________“,

согласно приложению 1, являющемуся неотъемлемой частью настоящего

договора.

1.2. Срок сдачи работ по договору “__“______1994 г.

В случае досрочного выполнения работ Заказчик вправе

досрочно принять и оплатить стоимость работ.

2. Стоимость работ и порядок расчетов.

2.1. За выполненную работу согласно приложению 1 к

настоящему договору Заказчик перечисляет (оплачивает) Исполнителю

________________________________________________________ рублей.

2.2. Оплата производится с авансированием в размере ____% от

общей стоимости работ в ____________ месяце 1994 года.

2.3. В связи с инфляцией и индексированием размеров оплаты

труда в бюджетной сфере производится индексирование указанной в

настоящем договоре суммы на соответствующий коэффициент

индексации цен.

3. Порядок выполнения и сдачи работ.

3.1. Работа выполняется Исполнителем самостоятельно и

считается выполненной после подписания акта приемки членами

экспертного совета отдела контроля за образовательными

стандартами Министерства образования Республики Коми.

3.2. По завершению работы исполнитель представляет Заказчику

все материалы, указанные в приложении 1 к настоящему договору.

3.3. Заказчик в течение 15 дней со дня получения материалов

обязан составить акт о приемке (экспертное заключение) или

мотивированный отказ от приемки работ.

В случае мотивированного отказа Заказчика сторонами

составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок,

сроков их выполнения.

4. Прочие условия.

4.1. Научно-методическая продукция, разработанная

Исполнителем, защищается законодательством об авторском праве и

является собственностью Министерства образования Республики Коми.

Продажная стоимость научно-методической продукции

устанавливается по согласованию сторон и прибыль от ее реализации

делится в соотношении 1 : 1.

4.2. Научно-методическая продукция предназначена для

использования в учреждениях образования Республики Коми. Заказчик

вправе без согласования с Исполнителем вносить изменения,

осуществлять дальнейшее тиражирование и распространение.

4.3. Другие условия по усмотрению сторон:

а) научно-методическая продукция передается Исполнителем

на магнитном носителе для IBM совместимых компьютеров.

б) __________________________________________________________

5. Срок действия настоящего договора устанавливается со дня

его подписания и истекает после выполнения сторонами принятых на

себя обязательств и урегулирования расчетов.

6. Настоящий договор является основанием для проведения

взаимных расчетов. В случае возникновения непредвиденных

настоящим договором обстоятельств или досрочного его расторжения,

не по вине Исполнителя, выплаченные суммы не возвращаются.

7. Все изменения, приложения и дополнения к настоящему

договору имеют силу только в том случае, если они оформлены

письменно и подписаны уполномоченными представителями сторон.

Юридические адреса сторон:

Заказчик Исполнитель

Министерство образования _____________________

Республики Коми _____________________

167007, г. Сыктывкар, Ф.И.О._______________

ул. К.Маркса, 210 Адрес _______________

р/счет 014134403 РКЦ _____________________

Центробанка, МФО 138002 Паспорт _____________

Министр ________ А.Г.Гумен _____________________

Согласовано:

Юрист

М.М.КОЧЕДЫКОВ

Гл. экономист

О.А.ПОПОВА

И.о. гл. бухгалтера

Т.П.МОРОЗОВА

Приложение 4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспертная комиссия в составе председателя __________________

__________________________________________________________________

и членов _________________________________________________________

__________________________________________________________________

провела промежуточную аттестацию учащихся _________________ класса

___________________________ школы ________________________________

на соответствие уровня знаний учащихся требованиям

образовательных программ по ______________, учитель _____________.

В ходе аттестации учащихся установлено, что из ________

проверенных работ, согласно действующим нормам оценки знаний

учащихся, выполнили на “5“____ чел., “4“____ чел., “3“___ чел.,

“2“ ___ чел.

По итогам проверки комиссия вынесла следующее заключение -

обязательный минимум содержания образовательных программ по ______

_______________ усвоен ______________________ процентами учащихся.

“___“____________ 199__ года

Председатель комиссии _________________

Члены комиссии _________________

_________________

_________________

Приложение 5

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В 1993/94 УЧЕБНОМ ГОДУ

Литература

Требования к письменной речи

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня языковой подготовки выпускника. С помощью сочинения проверяются:

а) умение понимать тему, глубоко и полно раскрывать ее;

б) знание выпускником текстов (фактическая точность), т.е. знание произведений русской классики, обозначенных в программе;

в) владение элементарными навыками литературоведческого анализа художественного текста;

г) владение письменным литературным языком (стиль изложения);

д) общая гуманитарная эрудиция;

е) самостоятельность мышления (умение неординарно мыслить и нешаблонно выражать свои мысли);

ж) уровень орфографической и пунктуационной грамотности, т.е. безошибочно писать слова и верно расставлять знаки препинания;

з) владение приемами создавать текст определенного стиля и типа речи, писать сочинения различных жанров (сочинение - анализ художественного произведения аналогичной научной статье со вступлением, заключением, основной частью; сочинение, сочетающее элементы литературно-критического эссе и историко-литературной статьи; рецензия на прочитанную книгу; портретный очерк; эссе;...).

Примерный объем сочинения может составлять 10-12 тетрадных страниц (5-7 тетрадных листов). Следует учитывать, что объем ученического сочинения зависит от стиля и жанра, характера темы и замысла, темпа письма, почерка и общего развития.

Написание и проверка сочинения.

Все записи учащихся и пометки проверки преподавателя и членов аттестационной комиссии проводятся с соблюдением следующих требований:

а) писать аккуратным, разборчивым почерком;

б) соблюдать поля с внешней стороны листа;

в) писать на отдельной строке название темы;

г) соблюдать и четко выделять красную строку;

д) исправлять ошибки следующим образом:

- неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией,

- часть слова, слово, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией,

- вместо зачеркнутого надписать нужную букву, слово, предложение,

- не заключать неверное написание в скобки,

- не допускать много помарок, исправлений и подчеркиваний (наличие 3-х и более снижает отметку на один балл);

е) выпускник может (но не обязан) представить план сочинения. Если план предпослан сочинению, то тоже оценивается как один из компонентов сочинения (при этом рассматривается соответствие теме, полнота и целенаправленность раскрытия ее основных вопросов, логическая последовательность, четкость);

ж) возможен, но не обязателен, эпиграф, подчеркивающий особое внимание к ведущей проблеме (проблемам) темы. Эпиграф не заключается в кавычки, а ссылка на источник дается без скобок;

з) после цитаты в скобках всегда нужно указывать автора и название произведения, из которого приведена цитата. Исключение составляют те случаи, когда какая-либо строка цитируется повторно или цитата состоит из 2-3 слов и из контекста ясно, из какого произведения она взята.

При проверке сочинения преподаватель и члены аттестационной комиссии только подчеркивают и отмечают на полях допущенную ошибку определенным условным знаком (I - орфографическая, Y - пунктуационная, Ф - фактическая, Л - логическая, Г - грамматическая, Р - речевая (в тексте подчеркивается волнистой линией).

После проверки работы отдельно указывается количество ошибок по содержанию, речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных. Руководствуясь соответствующими нормативами оценки сочинений выпускников средней (полной) общеобразовательной школы, комиссия выставляет отметку.

На сочинение, оцененное отметкой “5“ и представляемое на золотую (серебряную) медаль, пишется рецензия, раскрывающая индивидуальные особенности работы, и подтверждается соответствие оценки существующим критериям.

Оценка сочинения.

Сочинение выпускника оценивается отметками; первая ставится за содержание и речевое оформление (разнообразие словаря и грамматический строй речи, стилевое единство и выразительность речи), вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм (оценивается по числу допущенных ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических).

Основные критерии оценки сочинения.

Отметка “5“.

Содержание и речь.

1. Тема понята, полно и целенаправленно раскрыта.

2. Показано отличное знание текстов, т.е. знание произведений русской классики, отечественной критики, историко-литературных трудов. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Владеет навыками литературоведческого анализа художественного текста, т.е. умением выделять в произведении основные проблемы, объяснить сюжетно-композиционную структуру, предметно-бытовой и пейзажный фон, приемы изображения (средства раскрытия характеров) персонажей - в сюжетных текстах, приемы самовыражения - в лирических; исторический контекст анализируемого произведения; основные особенности литературного процесса эпохи, когда было создано произведение; навыками цитирования.

4. Хорошее владение письменным литературным языком (стиль изложения), т.е. умение выражать суждения предложениями, построенными синтаксически грамотно, и соединять их в логической последовательности (без “перепрыгивания“ от одной мысли к другой, без повторов, без газетных штампов и лозунгов, без шаблонов).

5. Владеет приемами создавать текст определенного типа и стиля речи, жанра.

6. Работа отличается самостоятельностью мышления, т.е. умением неординарно мыслить и нешаблонно выражать свои суждения (размышления над прочитанным, сопоставление произведений).

7. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность.

Безошибочная работа, а также при 1 негрубой орфографической, или 1 негрубой пунктуационной, или 1 негрубой грамматической.

Отметка “4“.

Содержание и речь.

1. Тема понята, полно и целенаправленно раскрыта. Имеются незначительные отклонения в раскрытии темы.

2. Показано хорошее знание текстов, т.е. знание произведений русской классики, отечественной критики, историко-литературных трудов, однако имеются единичные фактические неточности.

3. Владеет навыками литературоведческого анализа художественного текста. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей и отборе материала для доказательства основной мысли.

4. Владеет приемами создавать текст определенного типа и стиля речи, жанра.

5. Работа отличается самостоятельностью мышления, но во вступлении (заключении) высказаны общеизвестные истины.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании, включая недочеты в последовательности изложения, и не более 3-4 речевых недочетов.

Грамотность.

Допускаются: 2 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка “3“.

Содержание и речь.

1. Тема понята, но в работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Показано хорошее знание текстов. Имеются фактические недочеты.

3. В целом выпускник владеет анализом художественного текста, но “тонет“ в необязательном для темы материале, сбивается на пересказ произведения, выводы сводятся к общим словам, встречаются повторения.

4. Выпускник владеет основами письменной речи, но есть нарушения в построении предложений, в логической последовательности, имеет место набор известных истин, суждений, изложенных сухо, часто шаблонно.

5. В целом допускается не более 4 недочетов в содержании, включая недочеты в последовательности изложения, и 5 речевых недочетов.

Грамотность.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Отметка “2“.

Содержание и речь.

1. Тема не понята и раскрывается неправильно.

2. Показано плохое знание текстов. Допущено много фактических неточностей.

3. Выпускник очень слабо владеет навыками литературоведческого анализа художественного текста, т.е. не умеет выделять в произведении основные проблемы, объяснять сюжетно-композиционную структуру, приемы изображения персонажей, исторический контекст произведения, основные особенности литературного процесса, эпохи, когда создавалось произведение; отсутствует связь между частями работы.

4. Крайне беден язык автора сочинения, работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Выпускник не владеет приемами создавать текст, нарушено стилевое единство сочинения.

6. Допускается до 6 недочетов в содержании и не более 7 речевых недочетов.

Грамотность.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также до 7 грамматических ошибок.

Примечание. Незначительное уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявленным для соответствующей отметки, так же, как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Алгебра и начала анализа

Письменная аттестационная работа по математике, представленная на золотую медаль, должна быть выполнена четко, аккуратно, с необходимыми последовательными теоретическими обоснованиями математических преобразований, без орфографических ошибок.

В работе выпускник должен показать понимание, осознанность и глубину усвоения программного материала, умение использовать знания из различных разделов курса математики, пользоваться ими в нестандартной ситуации.

Оценка экзаменационной работы зависит от количества и характера погрешностей, допущенных в работе.

Погрешности в работе делятся на ошибки и недочеты.

К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание выпускником формул, теорем и неумение их применять. Например, потеря или сохранение постороннего корня в ответе, неумение читать и строить графики функций в объеме программных требований, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской.

К недочетам относятся описки, недостаточность или отсутствие необходимых пояснений и обоснований в решениях.

Если одна и та же ошибка (один и тот же недочет) встречается несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет).

Отметка “5“ ставится в том случае, если в работе выполнены полностью и без ошибок 5 из предложенных 6 заданий. Количество недочетов в такой работе не должно превышать двух.

Отметка “4“ выставляется в следующих случаях:

а) если все задания выполнены без ошибок, но работа содержит более двух недочетов;

б) если четыре задания выполнены без ошибок, а одно задание либо не выполнено, либо содержит ошибки.

Примечания. 1. Если в задании, состоящем из двух частей, первая часть, которая считается основной, выполнена, а вторая часть не выполнена или решена с ошибками, то ставить отметку “5“ за всю работу нельзя, если решается вопрос о выставлении оценки ниже “5“, то решение, таким образом, считается выполненным.

2. На оценку влияют все ошибки и недочеты, допущенные в решении любого задания, независимо от того, 5 или 6 заданий выполнено в работе.

История

Проведение итоговой аттестации выпускников 11 класса по истории призвано выявить:

а) степень овладения учебным материалом по истории России (с конца ХIХ века до начала 90-х годов ХХ века) как фактологического, так и теоретического характера;

б) уровень сформированности предметных и общеучебных умений;

в) наличие краеведческого компонента в знаниях выпускников.

Внимание экзаменующих следует обратить на отражение в ответах учащихся:

а) уровня сформированности исторического мышления, проявляющегося в понимании многообразия исторического процесса, взаимовлияния культур, народов, цивилизаций; осознании преемственности в развитии всех сторон общественной жизни; личностном восприятии истории;

б) широты ассоциативных связей в сфере гуманитарного образования;

в) самостоятельности мышления, проявляющейся в независимости и аргументированности суждений, оценок, свободе оперирования историческими фактами.

Базовые критерии оценки знаний, умений и навыков по истории.

1. Знание исторических фактов.

2. Владение историческими терминами и понятиями.

3. Включение, по мере необходимости, краеведческих материалов.

4. Выявление практических умений (работы с картой, хронологией, документом и др.).

5. Проявление аналитических умений (самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы, обосновывать).

6. Наличие обобщенных характеристик, оценок, выводов.

7. Установление на достаточном уровне межпредметных связей.

8. Проявление общеучебных коммуникативных умений (ясно выражать мысли, построить логично ответ, отвечать на поставленные вопросы в полном соответствии с содержанием и т.д.); культура речи.

Повышенными требованиями к аттестационному ответу по истории можно считать соответствие базовым критериям на том уровне, когда выпускники:

а) свободно оперируя историческими фактами, проявляют способности раскрывать целостную картину описываемого явления истории;

б) демонстрируют широту исторического кругозора;

в) обнаруживают способность к интегративному мышлению, рассматривая историю России в контексте мировой истории, объединяя знания по истории со знаниями по другим гуманитарным предметам;

г) демонстрируют знания различных источников, органично используя их в процессе изложения материала;

д) обнаруживают знания об исторических персоналиях, выходящие за рамки существующих учебников и учебных пособий;

е) в процессе ответа демонстрируют личностное отношение к сообщаемой информации.

Отдел контроля

за образовательными

стандартами