Российские законы

Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учебных заведений искусства и культуры Республики Коми (утв. Минкультуры РК 10.10.1994) (вместе с “Положением об экспертизе профессионализма и компетентности аттестуемых педагогических работников“) (Зарегистрировано в Минюсте РК 01.11.1994 N 7)

Утратил силу в связи с изданием Приказа Минкультуры РК от 23.01.2008 N 25-од.

Зарегистрировано в Минюсте РК 1 ноября 1994 г. N 7

Согласовано

Министр

труда

Республики Коми

О.ГВОЗДАРЕВ

Председатель

Коми рескома

профсоюзов работников

культуры

Г.ЖИЛИН

Утверждаю

Министр

культуры

Республики Коми

А.БЕЗНОСИКОВ

10 октября 1994 года

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует проведение аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учебных заведений искусства и культуры Республики Коми. Оно базируется на единой основе, заложенной в Законах Российской Федерации и Республики Коми “Об образовании“, Типовом положении “Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации“ и постановлении Правительства Российской Федерации от 14
октября 1992 г. N 785 “О дифференциации и уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки“.

Аттестация - это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников государственных и муниципальных учебных заведений искусства и культуры.

1.2. Целью аттестации является стимулирование роста теоретического уровня и методического профессионального мастерства, развитие творческой инициативы педагогических и управленческих работников, усиление их материальной заинтересованности в повышении качества труда, закрепление квалифицированных специалистов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях искусства и культуры, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

Задачей аттестации является установление педагогическим руководящим работникам соответствующих квалификационных категорий и разрядов труда на основе Единой тарифной сетки, управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, определяемый на основе квалификационных характеристик и показателей уровня квалификации работников и обеспечивающий им возможность выполнять профессиональные обязанности определенной степени сложности.

1.3. Основными принципами аттестации являются:

- добровольность прохождения педагогическими и руководящими работниками аттестации для получения и повышения квалификационной категории независимо от сроков очередной аттестации;

- обязательность педагогического подтверждения педагогическими работниками высшей, первой, второй и третьей категории и руководящими работниками по результатам аттестации высшей и первой категории - не реже одного раза в пять лет.

В ходе аттестации обеспечиваются гласность, открытость, коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок на основе объективного, корректного, бережного и доброжелательного отношения к педагогическим и руководящим работникам.

1.4. Аттестация для вновь назначаемых на должность руководителей образовательных учреждений является обязательной в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона Российской Федерации “Об
образовании“.

1.5. Аттестацию могут проходить педагогические и руководящие работники, квалифицированные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий.

Заместители руководителей аттестуются в порядке и на условиях, предусмотренных для руководителей учреждений образования.

1.6. Педагогическим и руководящим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются:

- педагогическим работникам - в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности);

- руководящим работникам - по начальному разряду в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования.

1.7. Аттестация педагогических и руководящих работников в исключительных случаях может быть проведена по инициативе администрации, совета (педагогического совета) учреждения образования, органа управления образованием с целью определения уровня квалификации работников и его соответствия занимаемой должности.

2. Педагогические и руководящие работники,

подлежащие аттестации, квалификационные категории

2.1. Аттестацию проходят следующие педагогические и руководящие работники:

- преподаватели всех специальностей, руководители физического воспитания начального и среднего профессионального образования всех видов и наименований, в том числе училищ, колледжей, лицеев, гимназий и др. музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре учебных заведений всех типов, видов и наименований;

- классные воспитатели;

- воспитатели общежитий учреждений профессионального образования всех видов и наименований;

- тренеры - преподаватели;

- методисты учебных заведений образования;

- педагоги дополнительного образования (руководители кружков, секций, клубов, других объединений учащихся, культорганизаторы, экскурсоводы, аккомпаниаторы) и образовательных учреждений всех типов, видов и наименований;

- педагоги - психологи;

- социальные педагоги;

- педагоги - организаторы;

- концертмейстеры;

- методисты (старшие методисты) муниципальных и государственных методических служб (кабинетов, центров), учреждений и подразделений системы повышения квалификации работников культуры;

- руководители образовательных учреждений искусства и культуры всех типов и наименований, их заместители, руководители структурных подразделений.

2.2. По
каждой педагогической специальности устанавливаются четыре (третья, вторая, первая и высшая) категории; для руководителей учебных заведений - две категории (первая и высшая), требования к которым определяются в соответствующей квалификационной характеристике.

3. Аттестационная комиссия и ее состав

3. Для проведения аттестации создаются аттестационные комиссии, которые руководствуясь настоящим положением об аттестации, определяют формы и процедуры проведения аттестации, выносят решения по итогам аттестации:

3.1. Республиканская (главная) аттестационная комиссия - Министерством культуры Республики Коми. Структура, персональный состав и сроки полномочий определяются приказом министра культуры Республики Коми.

3.2. Районная (городская) аттестационная комиссия - соответствующим органом управления культурой, который определяет ее персональный состав и сроки полномочий.

3.3. Аттестационная комиссия учреждения образования создается его Советом (педагогическим советом) при коллективе не менее 20 человек.

3.4. Аттестационные комиссии создаются в следующем составе:

председатель аттестационной комиссии - руководитель или заместитель руководителя органа управления культурой, образовательного учреждения искусства и культуры;

заместитель председателя, секретарь, члены комиссии.

В состав комиссии могут быть включены специалисты из числа работников научных, методических, образовательных учреждений, представители органов исполнительной власти и профсоюзов.

При аттестационной комиссии могут быть образованы экспертные группы по аттестации педагогических и руководящих работников по специальностям.

За работниками учреждений культуры, включенными в состав аттестационных комиссий, на период их непосредственной деятельности в составе комиссии сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.

3.5. Аттестационные комиссии обеспечивают соблюдение основных принципов проведения аттестации, определяют формы, процедуры и конкретные сроки, дают оценку профессиональных, творческих и личных качеств педагогических и руководящих работников на основе проведенных экспертиз, выносят решение по итогам аттестации.

Результаты аттестации оформляются протоколом и заносятся в аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах и сообщается аттестуемому под расписку сразу же после голосования. Один экземпляр аттестационного
листа хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.

Протокол и аттестационный лист подписывается председателем, секретарем, членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение считается действительным, если на итоговом заседании комиссии присутствовало не менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии, и оно было принято большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим заявленной им квалификационной категории (занимаемой должности).

По результатам проведенной аттестации комиссия выносит открытым (тайным) голосованием по каждому работнику одно из решений:

а) о соответствии заявленной квалификационной категории;

б) о несоответствии заявленной квалификационной категории;

в) о соответствии занимаемой должности;

г) о несоответствии занимаемой должности.

Аттестационная комиссия вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией об аттестации педагогического или руководящего работника на более высокую категорию.

В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории, повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может производиться не ранее чем через год.

4. Порядок проведения аттестации

4.1. Педагогические и руководящие работники, не имеющие необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках, могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.

4.2. Педагогические работники заявления об аттестации на любую квалификационную категорию подают с обоснованием в аттестационную комиссию учебного заведения, которая в зависимости от заявленной категории рассматривает его по существу или направляет в соответствующую аттестационную комиссию. Педагогический работник вправе лично обратиться в аттестационную комиссию, решающую вопрос о присвоении заявленной квалификационной категории.

Руководящие работники заявление об аттестации подают в районную (городскую) аттестационную комиссию, которая рассматривает их по существу или направляет их в республиканскую комиссию.

Аттестация, связанная с повышением квалификационной категории, не зависит от сроков очередной аттестации, но допускается не ранее, чем через год
после присвоения категории.

Работникам, имеющим квалификационную категорию и не подавшим в течение 5 лет после аттестации заявления на ее повышение или подтверждение, руководитель учреждения предлагает подтвердить квалификационную категорию.

4.3. Аттестация проводится на основе экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетентности, педагогического и управленческого профессионализма, продуктивности и качества педагогической и управленческой деятельности работника (положение об экспертизе - приложение N 1).

4.4. Экспертиза может проводиться в два этапа:

4.4.1. В ходе первого этапа экспертизы экспертными группами у аттестуемых педагогических работников проверяется знание преподаваемых предметов, методик преподавания и методики воспитательной работы, знание теории педагогики и педагогической психологии, уровень практических навыков и умений, а также оценивается творческая деятельность работника.

У аттестуемых руководителей проверяются знания основ теории управления, тенденций развития содержания образования, новых педагогических технологий, уровень управленческих навыков и умений, знание нормативных актов, регулирующих работу учреждения данного типа.

Экспертиза может проводиться в форме собеседования, творческого отчета, защиты научно - методической или опытно - экспериментальной разработки, экзамена и т.п.

4.4.2. Второй этап - экспертная оценка профессионально - педагогической компетентности и профессионализма общения работника осуществляется в учебном заведении путем использования различных форм психолого - педагогической диагностики, изучения мнения педагогического и ученического коллектива, а также руководства учреждения и родительской общественности.

4.5. Решение о соответствии педагогических и руководящих работников высшей категории выносит республиканская (главная) аттестационная комиссия.

Решение о соответствии педагогических и руководящих работников первой категории выносит городская или районная аттестационная комиссия.

Решение о соответствии педагогических работников второй и третьей категории выносит аттестационная комиссия образовательного учреждения.

Аттестация педагогических работников малокомплектных и малочисленных учебных заведений может проводиться районной (городской) аттестационной комиссией или аттестационной комиссией другого учебного заведения по приказу соответствующего органа управления культурой.

4.6.
В случаях, не предусмотренных настоящим положением, решение вопроса о соответствии педагогических и руководящих работников квалификационной категории определяется республиканской аттестационной комиссией.

4.7. За работником, вышедшем на аттестацию по собственному желанию и получившим решение аттестационной комиссии о несоответствии заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до установленного ранее срока.

Аттестуемый работник вправе отказаться от продолжения аттестации, проводимой по месту работы, в любое время, подав об этом заявление на имя председателя аттестационной комиссии.

4.8. Работнику, не подтвердившему своевременно в ходе аттестации требования квалификационной категории, решением аттестационной комиссии категория понижается или снимается, а уровень оплаты его труда в этом случае определяется в соответствии со стажем работы и образованием.

4.9. Педагогические работники, обучающие учащихся по нескольким музыкальным предметам, проходят аттестацию по одному из предметов по своему выбору.

Руководящие работники, ведущие в том же учебном заведении педагогическую работу, вправе по их желанию аттестоваться на присвоение преподавательской квалификационной категории в главной, районной или городской аттестационной комиссии.

4.10. При переходе на новое место работы, в том числе в связи с переездом из других регионов, за работником сохраняется установленная по прежнему месту работы квалификационная категория и соответствующий ей уровень оплаты труда, принимаемой в данном регионе на срок, определенный действующим положением об аттестации.

4.11. Работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, действие квалификационной категории руководителем учреждения продлевается в индивидуальном порядке, но не более чем на один год после выхода из отпуска.

Работникам, на длительное время лишенным трудоспособности в связи с болезнью, срок действия квалификационной категории может быть продлен, но не более чем до одного года.

Работникам, выезжающим на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом, действие
квалификационной категории продлевается с учетом срока командировки, но не более чем на один год.

Работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с ликвидацией учебного заведения, действие квалификационной категории продлевается на срок не более одного года.

Работникам, которым предоставлен отпуск до одного года (в соответствии с Законом РФ “Об образовании“, ст. 55, п. 5), действие квалификационной категории продлевается на время отпуска.

В случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста.

В случаях, не предусмотренных настоящим положением, решение о продлении срока действия квалификационной категории принимается республиканской аттестационной комиссией.

4.12. Проведение аттестации и принятие решения о присвоении категории осуществляется в месячный срок при аттестации на II и III категории, в двухмесячный срок - при аттестации на I категорию и трехмесячный срок - на высшую категорию при предъявлении всех необходимых документов.

5. Реализация решений аттестационной комиссии.

Рассмотрение трудовых споров, связанных с аттестацией

5.1. В случае несогласия работника с результатом аттестации данный вопрос по его письменному заявлению рассматривает вышестоящая аттестационная комиссия.

Присвоенная по итогам аттестации квалификационная категория вступает в силу с даты принятия решения аттестационной комиссии.

5.2. Руководитель органа управления культурой, образовательного учреждения искусства и культуры на основании решения аттестационной комиссии в течение двух недель издает приказ:

- о присвоении (снятии) работникам квалификационных категорий и установлении уровней оплаты труда по соответствующим им разрядам;

- об увольнении (переводе с согласия работника на другую работу) педагогических и руководящих работников в случае несоответствия их занимаемой должности. Решение об увольнении (переводе) по результатам аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений
принимают органы местного самоуправления.

5.3. Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, производится соответствующая запись в трудовой книжке.

5.4. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

Приложение N 1

к Положению

об аттестации

педагогических и руководящих кадров

государственных и муниципальных

учебных заведений

искусства и культуры

Республики Коми

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНТНОСТИ

АТТЕСТУЕМЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Экспертиза проводится для изучения состояния профессиональных данных, знаний и навыков педагогических работников и руководителей с целью определения разрядов и категорий оплаты труда по Единой тарифной сетке и выявления соответствия (несоответствия) занимаемой должности.

2.1. При аттестации педагогических работников и руководителей на высшую и I категорию для оценки знаний аттестуемых по предмету, педагогическим технологиям, психолого - педагогической подготовки первый этап экспертизы проводится экспертным советом, создаваемым при Министерстве культуры РК (внешняя экспертиза).

2.2. При аттестации педагогических работников и руководителей (как педагогов) на II и III категории для оценки теоретических знаний по предмету, педагогических технологий, возрастной педагогики и психологии первый этап экспертизы осуществляется экспертным советом при рай(гор)отделах культуры (внешняя экспертиза).

2.3. При аттестации педагогических работников и руководителей на любую из квалификационных категорий (второй этап экспертизы) для оценки педагогической компетентности и профессионализма проводится экспертиза советом учебного заведения (внутренняя экспертиза).

3. В состав экспертного совета при Министерстве культуры могут входить ведущие методисты и преподаватели ССУЗов искусства и культуры, лучшие преподаватели, ведущие специалисты учреждений и ВУЗов искусства и культуры. Состав экспертов утверждается Министерством культуры.

3.1. В состав экспертного совета при рай(гор)отделах культуры могут входить квалификационные специалисты по предмету и методике его преподавания, признанные
мастера педагогического труда учебных заведений искусства и культуры, квалифицированные специалисты учреждений искусства и культуры, представители общественных организаций.

Состав экспертов рассматривается и утверждается заведующим рай(гор)отделами культуры.

3.2. В состав экспертного совета в учебном заведении могут входить заместители директоров по учебно - воспитательной работе, руководители методических объединений, лучшие преподаватели, квалифицированные специалисты по предмету, представители профсоюзной организации, родительской общественности.

Состав экспертов рассматривается и утверждается педагогическим советом образовательного учреждения.

3.3. Состав может состоять из секций, в которые входят специалисты определенного профиля. Секции избирают постоянного секретаря, который координирует их работу.

4.1. Экспертные советы приступают к своей деятельности после получения аттестационной комиссией заявления педагогических работников о желании аттестоваться на квалификационную категорию или ходатайства администрации учебного заведения о подтверждении педагогическому работнику присвоенной квалификации по истечении пятилетнего срока.

4.2. Внешняя экспертиза при выставлении экспертных оценок аттестуемых руководствуется Тарифно - квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утвержденными Министерством образования Российской Федерации (см. Вестник образования, N 2, февраль 1993 г.).

4.3. Внутренняя экспертиза при выставлении экспертных оценок аттестуемых основывается на мнениях администрации учебного заведения, педагогов, учащихся и родительской общественности.

4.4. На период отсутствия государственных стандартов допускаются разнообразные формы экспертных оценок, которые могут быть очными и заочными и основываться на:

- изучении материалов, продуктов педагогической и методической деятельности (научные работы, статьи, рефераты, отзывы по учебным занятиям и др.);

- посещении и анализе уроков, педагогических ситуаций;

- анализе данных курсового контроля в период повышения квалификации;

- проведение зачетов, экзаменов, академических концертов и др.

4.5. В ходе повышения квалификации педагогических кадров рекомендуется целевая подготовка и проведение экспертизы слушателей, изъявивших желание пройти аттестацию.

4.6. Членам экспертных советов запрещается разглашать сведения об экзаменующихся до принятия советом своего заключения.

При грубых нарушениях правил экспертизы заседание экспертного совета ведется под руководством другого председателя, состав совета может быть изменен.

4.7. Экспертные советы после рассмотрения полученных в ходе изучения аттестуемого педагогического работника материалов выносят заключение о соответствии (несоответствии) работника заявленной квалификационной категории или занимаемой должности.

4.8. Заключение экспертного совета принимается простым большинством голосов и вручается аттестуемому.

Результаты внутренней и внешней экспертизы аттестуемым представляются в соответствующую аттестационную комиссию, которая выносит решение о присвоении квалификационной категории аттестуемому или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности.

5. Расходы на содержание экспертных советов предусматриваются в сметах доходов и расходов соответствующих организаций.

По желанию педагогических работников получить экспертные заключения ранее пятилетнего срока после проведенной аттестации они могут возмещать стоимость расходов на оплату труда членам экспертных советов, которая производится по ставкам профессорско - преподавательского состава системы повышения квалификации работников образования, либо на договорной основе.