Российские законы

Постановление Главного государственного санитарного врача по РК от 15.05.1995 N 4 “Об утверждении “Санитарных правил и норм “Сад-школа“ (Зарегистрировано в Минюсте РК 19.02.1996 N 39)

Утратил силу в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача по РК от 14.05.2001 N 3.

Действие документа было продлено до 15 мая 1998 года Постановлением Главного государственного санитарного врача по РК от 19.06.1997 N 4.

Зарегистрировано в Минюсте РК 19 февраля 1996 г. N 39

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 1995 г. N 4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ “САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ

“САД-ШКОЛА“

Я, главный государственный санитарный врач по Республике Коми, в связи с отсутствием Федеральных нормативных документов по устройству, оборудованию и содержанию детских приютов и острой их необходимости при осуществлении госсанэпиднадзора за указанными учреждениями в соответствии с Законом РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом обеспечении населения“
постановляю:

1. Утвердить Санитарные правила и нормы 2.4.2.003-95 “Сад-школа“. Устройство, оборудование и содержание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Указанные Санитарные правила и нормы размножить в необходимом количестве, довести до сведения заинтересованных Министерств и ведомств.

Главный

государственный

санитарный врач

по Республике Коми

Л.И.ГЛУШКОВА

Утверждено

Постановлением

Коми республиканского

центра госсанэпиднадзора

от 15.05.95 N 4

2.4.2. САД-ШКОЛА

УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

САНПИН 2.4.2.003-95

Нормативные ссылки:

При разработке Санитарных правил и норм использованы:

- Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 19.04.91.

- Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений от 20.03.85 N 3231-85.

- Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ от 29.09.74 N 1186-а-74.

- СНиП П-65-73 “Общеобразовательные школы и школы - интернаты“. Нормы проектирования.

- ВСН 50-86 “Общеобразовательные школы и школы - интернаты“. Нормы проектирования.

- ВСН 49-86 “Детские дошкольные учреждения“. Нормы проектирования.

- СНиП 204.05-86 “Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха“.

- СНиП П-4-79 “Естественное и искусственное освещение“.

I. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ

1.1. Сад-школу следует размещать на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий. Почва на территории участка должна быть сухой и чистой.

1.2. Земельные участки ограждаются зелеными насаждениями и ограждениями высотой 1,6 м. Площадь озеленения участка должна составлять 40 - 50 %. В площадь озеленения следует включать защитные зеленые полосы, газоны, зоны отдыха, теплицы, парники, грядки под огородные культуры.

1.3. На территории участка предусматриваются групповые площадки для детей дошкольных групп, 2 физкультурные площадки площадью 150 - 250 кв.м для дошколят и школьников, игровая площадка для 1 класса школьников площадью 100 кв.м, общая игровая площадка для учащихся 2 - 4 класса площадью 300 кв.м, зона отдыха для школьников, хозяйственная зона.

Игровые площадки, зоны отдыха следует засевать
невысокой, трудно вытаптываемой травой (смесь клевера, тимофеевки, лугового мятличка и пр.). Между площадками и зонами следует высаживать кустарники.

1.4. Оборудование на участке должно соответствовать росту и возрасту детей и быть надежно и устойчиво закреплено. В зоне отдыха для школьников необходимо иметь навес или беседку для индивидуальных занятий.

1.5. Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных, располагаться вблизи пищеблока, прачечной, иметь твердое покрытие и самостоятельный въезд. На хозплощадке необходимо размещать овощехранилище, мусоросборник или помойницу, навес для инвентаря, насосную и т.д.

1.6. На территории земельного участка сада-школы следует иметь наружное электрическое освещение - 20 - 40 лк.

1.7. Въезды и входы на участок сада-школы, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам покрываются асфальтом, щебнем, бетоном и др.

1.8. Подходы к зданию сада-школы также должны иметь твердое покрытие.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ И ПОМЕЩЕНИЯМ

2.1. Сад-школу необходимо размещать в отдельно стоящем здании высотой не более 3-х этажей.

2.2. Школа должна иметь отдельный вход, а также помещения, изолированные от дошкольных групп. Перегородки должны быть выполнены из звукоизоляционных материалов (минвата, стекловата, гипсокартонная плита и пр.).

2.3. Наружные входы в здания должны быть с двойными или тройными тамбурами. Глубина тамбура должна быть не менее 1,6 м.

2.4. Школьные классы должны иметь изолированные от дошкольных групп помещения, лучше школу размещать в отдельном блоке или отсеке с самостоятельным входом.

2.5. Каждый класс должен иметь следующий набор учебно-воспитательных помещений:

- классная комната площадью не менее 2 кв.м на 1 ученика;

- рекреация - игровая (при условии размещения школы в дошкольном учреждении игровая может быть размещена в классном помещении и в спальне. Не рекомендуется исключать дневной сон у детей начальных классов);

- гардеробная;

- столовая, буфетная;

- туалеты
для мальчиков и девочек раздельные;

- общая умывальная;

- физкультурный зал (может быть общим для детей школы и сада).

2.6. Запрещается размещение помещений для одного класса на разных этажах.

III. ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

3.1. Дошкольные группы оборудуются в соответствии с ГОСТами 19301.1-73 - 19301.3-73 “Мебель детская дошкольная“ (срок действия их не ограничен).

3.2. Ученические помещения (классы) оборудуются партами в соответствии с ГОСТом 5994-93 “Парты. Типы и функциональные размеры“.

В каждом классе должно быть 2 - 3 размера парт, соответствующих росту учащихся (см. табл. 1) и они должны иметь цветовую маркировку.

Оборудование групповых помещений для детей дошкольного возраста и классов для учеников 1 - 4 классов сада-школы должно подбираться по вышеуказанным ГОСТам и в соответствии с ростовыми особенностями, см. таблицу. 1:

Таблица 1

------------T---------T--------------T-------------T-------------¬

¦ номер ¦средний ¦ группа роста ¦ высота ¦ цветовая ¦

¦ мебели ¦рост де- ¦ детей +------T------+ маркировка ¦

¦ ¦тей (см) ¦ ¦стола ¦стула ¦ ¦

+-----------+---------+--------------+------+------+-------------+

¦ 00 ¦ 75 ¦ до 85 ¦ 34 ¦ 18 ¦ черный ¦

¦ 0 ¦ 90 ¦ 85 - 100 ¦ 40 ¦ 22 ¦ белый ¦

¦ 1 ¦ 105 ¦ 100 - 115 ¦ 46 ¦ 26 ¦ оранжевый ¦

¦ 2 ¦ 120 ¦ 115 - 130 ¦ 52 ¦ 30 ¦ фиолетовый ¦

¦ 3 ¦ 135 ¦ 130 - 145 ¦ 58 ¦ 34 ¦ желтый ¦

¦ 4 ¦ 150 ¦ 145 - 160 ¦ 64 ¦ 38 ¦ красный ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кружок диа- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метром 1 см ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ или прямоу- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гольник ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ размером ¦

¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦1 см х 1,5 см¦

L-----------+---------+--------------+------+------+--------------

3.3. Между рядами парт должны соблюдаться следующие расстояния:

от наружной стены до 1 ряда парт 0,6 - 0,7 м;

от внутренней стены до 3 ряда парт 0,5 - 0,6 м;

от задней стены до парт - 0,4 - 0,5 м;

о первых рядов парт до классной доски при расстановке парт в 3 ряда - 2,5 - 3 м, в 4 ряда - 4 - 3,5 м;

расстояние между рядами одноместных парт - не менее 0,5 м;

двухместных - 0,6 м.

Самое удаленное от окон место не должно находиться далее 6 м.

3.4. При расстановке мебели парты меньших размеров необходимо ставить ближе к доске. Парты для учеников с ослабленным зрением (любого номера) или слухом ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками и слуха - слуховыми аппаратами учащиеся могут сидеть в любом ряду и любом месте класса. Школьников с ревматическими заболеваниями, подверженных частым простудам (ангина, ОРЗ и др.), необходимо рассаживать дальше от окон.

3.5. Не менее 2 раз в год учеников, сидящих в крайних рядах (и 3 ряду) пересаживают, не нарушая соответствия номера мебели росту учащихся.

3.6. При ремонте мебели должны строго соблюдаться основные размеры каждой группы столов и парт, а также применяться только те отделочные материалы, краски, лаки и т.д., которые разрешены санитарным надзором.

3.7. Настенные классные доски (ГОСТ 20064-86 “Доски классные“. Срок действия не ограничен) располагаются над полом на высоте 65 - 75 см (нижний край). Рекомендуемый цвет доски, а также
и ученических парт - от светло - зеленого до темно - коричневого.

3.8. Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, ванночки для хранения мела, тряпки, держатели для указки и чертежных принадлежностей (линейки, угольника, циркуля и пр.).

3.9. В учебных помещениях обязательно устанавливать умывальные раковины с подводкой воды. Они устанавливаются на высоте 0,6 м от пола, краны - на высоте 0,2 - 0,25 м над верхним краем раковины.

3.10. Мебель в спальных помещениях должна соответствовать ростовым особенностям детей, быть легкой, удобной, доступной для уборки, дезинфекции и дезинсекции. При расстановке кроватей необходимо соблюдать следующие расстояния:

- между длинными сторонами кроватей - 0,5 м;

- между изголовьями кроватей - 0,2 м;

- проходы между рядами кроватей - 1 м;

- между наружной стенкой и кроватями - 0,6 м - 1 м.

IV. САНИТАРНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

4.1. Сад-школа должна быть обеспечена питьевой водой из расчета 75 л/сутки, качество воды должно удовлетворять ГОСТу 2874-82 “Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством воды“.

4.2. Здание сада-школы должно быть оборудовано водопроводом, иметь горячее водоснабжение и канализацию.

При отсутствии централизованных сетей водопровода и канализации вопрос о выборе и устройстве местных систем водоснабжения и канализации должен согласовываться с органами санитарной службы в зависимости от местных условий.

Подводка горячей воды при наличии кранов - смесителей обязательна в кухню, постирочную, буфетные, туалетные, умывальные.

4.3. Здание сада-школы должно быть оборудовано системой центрального отопления и вентиляции.

В качестве нагревательных приборов следует применять радиатор. Во избежание ожогов и травм радиаторы должны быть ограждены съемными деревянными решетками. Не допускаются решетки из ДСП и ДВП.

V. ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ

5.1. Температура воздуха в помещениях сада-школы должна соответствовать данным таблицы
N 2:

Таблица N 2

----T--------------------------T---------------------------------¬

¦NN ¦ Помещения ¦ Температура воздуха в град. С¦

+---+--------------------------+---------------------------------+

¦ 1.¦ Групповые, раздевальные ¦ 21 ¦

¦ ¦ дошкольных групп ¦ ¦

¦ 2.¦ Спальни ¦ 18 - 20 ¦

¦ 3.¦ Классные помещения ¦ 18 - 20 ¦

¦ 4.¦ Игровые ¦ 17 - 19 ¦

¦ 5.¦ Физкультурный зал ¦ 18 ¦

¦ 6.¦ Гардеробная ¦ 16 - 19 ¦

¦ 7.¦ Рекреации ¦ 16 - 18 ¦

¦ 8.¦ Уборные, умывальные ¦ 20 - 21 ¦

¦ 9.¦ Буфетные ¦ 16 ¦

L---+--------------------------+----------------------------------

5.2. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 40 - 55%, в кухне и постирочной 60 - 70%.

5.3. Классы проветриваются во время перемен при обязательном освобождении их от детей, рекреации, игровые - во время уроков.

Сквозное или угловое проветривание проводится в отсутствие детей (перед началом занятий, по окончании занятий, в перерыве между 1 и 2 сменой занятий, во время прогулок детей).

5.4. В каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг и форточек должна составлять не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях запрещается забивать и заклеивать.

В теплые дни целесообразно проводить занятия и уроки при открытых форточках и фрамугах.

5.5. Спальни детей должны хорошо проветриваться; сон детей желательно проводить при открытых форточках, фрамугах, окнах, в зависимости от времени года, погодных условий.

5.6. В уборных и кухнях оборудуется вытяжная механическая вентиляция.

При наличии люфт - клозетов необходимо строго следить за правильной их эксплуатацией; должна быть обеспечена хорошая тяга через выгреб (пламя, поднесенное к очку, энергично втягивается в выгреб), исправное состояние люка выгребной ямы, люк выгреба и двери люфт - клозета плотно закрываются, запрещается выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений, в люфт - клозете должен быть установлен и функционировать радиатор центрального отопления.

5.7. Способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласовывается с органами санитарной службы.

VI. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

6.1. Наилучшими видами естественного освещения в учебных помещениях являются боковое левостороннее или ленточное с применением солнцезащитных штор.

Направление основного светового потока справа, спереди, сзади от учеников - недопустимо.

На подоконниках не должно быть высоких широколиственных цветов снижающих уровень естественного освещения. Допускается размещение цветов не выше 15 см от подоконника по 2-3 цветка на каждое окно.

6.2. Искусственное освещение учебных помещений обеспечивается люминесцентными лампами ЛБ или лампами накаливания. Они должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений.

Уровень освещенности в классах на поверхности парт при люминесцентных лампах должен быть не менее 300 люкс, при лампах накаливания - 150 люкс.

При освещении люминесцентными лампами в классном помещении площадью 50 кв.м должна быть общая электромощность 1200 ватт/кв.м или удельная мощность 24 вт/кв.м. Применяются светильники типов ЛСО, ЛПР, УСП.

При использовании ламп накаливания общая электромощность на класс должна составлять - 2400 вт/кв.м при удельной мощности - 48 вт/кв.м. Рекомендуются светильники ПКР-300, СК-300, КМО-300, ПКРМ-300. Устанавливается 8 действующих светоточек и располагаются двумя рядами параллельно линии окон при расстоянии от внутренней и наружной стен - 1,5 м; от классной доски - 1,2 м; от задней стены - 1,6 м. Расстояние между светильниками в рядах - 2,65 м.

Классная доска должна освещаться двумя, установленными параллельно ей, зеркальными светильниками типа ЛПО-12-1 х 40, расположенным на высоте 2,2 м от пола и на расстоянии 0,6 м от нее вглубь класса. Освещенность классной доски должна быть не менее 500 лк.

6.3. Запрещается использовать новые типы ламп и светильников без согласования с органами санитарной службы.

6.4. Запрещается привлекать учащихся к очистке оконных стекол и осветительной арматуры.

6.5. Искусственное освещение следует включать в соответствии со световым календарем (см. приложение 2).

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

7.1. Суммарная недельная нагрузка должна соответствовать утвержденным учебным планам и составлять при обучении детей с 6 лет:

в 1 классе - 20 часов;

во 2 классе - 22 часа;

в 3 - 4 классах - 24 часа.

При обучении детей с 7 лет:

в 1 классе - 24 часа;

во 2 - 3 классах - 26 часов.

В случае необходимости внесения изменений в учебный план они подлежат дополнительному согласованию.

7.2. Продолжительность уроков в 1 классе для детей 6 лет - 35 мин, в остальных 40 мин.

Продолжительность перемен между уроками 10 - 30 мин. или 2 перемены по 20 минут. После второго или третьего урока проводится динамическое занятие продолжительностью 40 мин. Проведение динамических уроков и больших перемен при благоприятной погоде следует организовать на открытом воздухе в подвижных играх.

7.3. Проведение учебных занятий должно быть предусмотрено в первую половину дня с началом занятий не ранее, чем в 8-30 утра.

Во вторую половину дня допускаются занятия по предметам, не требующим значительного умственного напряжения (пение, рисование и др.).

7.4. При составлении расписания уроков необходимо предусматривать чередование предметов с разными видами деятельности. Предметы, требующие большого умственного напряжения, в первых классах для детей 6-летнего возраста следует ставить на 1 - 2 уроки, в остальных классах - на 2 - 3 уроки.

7.5. Проведение сдвоенных уроков в начальной школе не допускается.

7.6. Для повышения умственной работоспособности и снятия мышечного статистического напряжения во время занятий необходимо проводить физкультурные паузы по 1 - 2 минуты после 10 - 20 минут каждого урока.

VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

8.1. Учащиеся начальных классов должны быть обеспечены горячим питанием.

Питание школьников строится дифференцировано с учетом физиологических потребностей данного возраста в пищевых веществах и энергии (см. табл. 4, составленную по данным НИИ питания АМН СССР, утвержденным Минздравом СССР в 1982 г.).

Таблица 4

--------T-------------T----------------T-----------------T-------¬

¦Возраст¦Калорийность ¦ белки ¦ жиры ¦ угле- ¦

¦ ¦ в ккал. в +-----T----------+-----T-----------+ воды ¦

¦ ¦ день ¦всего¦в т.ч.жив.¦всего¦в т.ч.раст.¦ ¦

+-------+-------------+-----+----------+-----+-----------+-------+

¦ 1 - 3 ¦ 1540 ¦ 53 ¦ 37 ¦ 53 ¦ 5 ¦ 212 ¦

¦ 4 - 6 ¦ 1970 ¦ 68 ¦ 44 ¦ 68 ¦ 10 ¦ 272 ¦

¦ 7 - 10¦ 2300 ¦ 79 ¦ 47 ¦ 79 ¦ 16 ¦ 315 ¦

L-------+-------------+-----+----------+-----+-----------+--------

8.2. Рекомендуется несколько вариантов организации питания школьников с учетом возможностей и условий в саду-школе:

а) Готовить пищу отдельно для школьников.

б) Допускается приготовление пищи по меню, общему с дошкольными группами.

Питание разных возрастных групп должно отличаться по весу порций. Вес порций (в граммах) для детей 7 - 10 лет - см. табл. 5:

Таблица 5

-------------T---------T-------T-------T-------------------------¬

¦ Прием пищи ¦ Блюдо ¦3-5 лет¦5-7 лет¦ Вес порций школьников ¦

+------------+---------+-------+-------+-------------------------+

¦ Завтрак ¦Каша или ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦овощное ¦ 250 ¦ 250 ¦ 300 гр. ¦

¦ ¦блюдо ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Кофе ¦ 150 ¦ 200 ¦ 200 гр. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Обед ¦Салат ¦ 50 ¦ 50 ¦ 60 - 80 гр. ¦

¦ ¦Суп ¦ 200 ¦ 250 ¦ 300 - 400 гр. ¦

¦ ¦Котлета, ¦ 70 ¦ 80 ¦ 100 гр. ¦

¦ ¦мясо ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Гарнир ¦ 130 ¦ 130 ¦ 150 - 200 гр. ¦

¦ ¦Компот ¦ 150 ¦ 150 ¦ 200 гр. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Полдник ¦Кефир, ¦ 200 ¦ 200 ¦ 200 гр. ¦

¦ ¦молоко ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Печенье, ¦ 25/50 ¦ 35/60 ¦ 40/90 гр. ¦

¦ ¦булочка ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Фрукты ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 гр. ¦

L------------+---------+-------+-------+--------------------------

Белый хлеб - 150 гр. - на весь день при 4-х разовом питании.

Черный хлеб - 75 гр. - на весь день при 4-х разовом питании.

8.3. Место приема пищи - столовую рекомендуется иметь общую для детей садовых групп и школы и кормить по графику.

Допускается иметь отдельные буфетные для дошкольников и школьников и кормить в игровых помещениях, классе.

При наличии в саду-школе детской группы для детей ясельного возраста необходимо сохранить собственную буфетную.

Учащиеся, посещающие группы продленного дня, должны получать трехразовое питание (завтрак, обед, полдник).

Учащиеся, находящиеся на неполном дне, обеспечиваются одно- или двухразовым питанием (завтрак, или завтрак и обед).

Завтрак должен составлять 20%, обед - 35%, полдник - 10% от суточной калорийности.

8.4. Время приема пищи:

Завтрак - на второй перемене (около 10 час.)

Обед - в 13 - 13-30 час.

Полдник - 16 - 16-30 час.

Интервалы между приемами пищи не должны быть более 3 - 4 часов.

8.5. Замена горячего питания чаем с бутербродом не допускается.

8.6. Для учащихся начальных классов также как и для детей дошкольных групп должна проводиться искусственная С-витаминизация готовой пищи аскорбиновой кислотой, исходят из нормы на 1 ребенка 6 лет - 50 мг, 7 - 10 лет - 60 мг.

8.7. При приготовлении блюд для школьников по отдельному меню от дошкольных групп также должна оставляться суточная проба каждого блюда.

8.8. Оборудование пищеблока, условия хранения продуктов должны отвечать требованиям “Санитарным правилам устройства и содержания детских дошкольных учреждений“ N 3231-85 от 20.03.85 г.

IХ. САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧАСТКА, ПОМЕЩЕНИЙ И

ОБОРУДОВАНИЯ

9.1. Участок сада-школы должен широко использоваться для пребывания детей на свежем воздухе (после прихода из дома, днем во время специальных прогулок, перемен между уроками, во время занятий по физической культуре, организации внешкольного досуга и т.д.).

Весь участок должен ежедневно убираться, травы, цветы, кустарники, игровые площадки, дорожки весной и летом поливаются водой, зимой общие игровые площадки и дорожки расчищаются от снега, в спортивных зонах устраиваются горки для катания на санках и заливаются катки. Ранней весной и поздней осенью необходимо проводить очистку территории. Мусор и смет должны немедленно убираться в мусоросборники.

9.2. При входах в сад-школу устанавливаются скребки и решетки для очистки обуви, в тамбурах - коврики, веники, в раздевальных - шкафчики индивидуальные или общие с эффективными устройствами для подсушки одежды и обуви. Все приспособления ежедневно должны очищаться от грязи, пыли и снега.

9.3. Все помещения и оборудование сада-школы должны содержаться в соответствии с “Санитарными правилами устройства и содержания детских дошкольных учреждений“ 1985 г.

9.4. Полы и стены помещений детских дошкольных и ученических помещений должны быть гладкими и иметь покрытие или отделку, допускающие уборку влажным способом. Цветовая отделка должна быть только светлых тонов.

9.5. Полы всех помещений в школе и саду должны быть деревянные (доски, паркет).

Х. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПЕРСОНАЛА

10.1. Персонал, работающий с детьми в дошкольных группах и школе должен проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздрава СССР N 555 от 29.09.89, в частности:

- осмотр терапевтом 1 раз в год;

- осмотр дерматовенерологом 2 раза в год;

- флюорография 1 раз в год и в дальнейшем - по эпидемиологическим показаниям;

- кровь на сифилис - при поступлении на работу и в дальнейшем 2 раза в год;

- мазок на гонорею - при поступлении и в дальнейшем 2 раза в год;

- на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф - при поступлении на работу и в дальнейшем по эпид. показаниям;

- на гельминтозы - при поступлении на работу.

Персонал (учителя, педагоги, тренеры, культработники и пр.), занимающиеся с детьми (дошкольниками, школьниками), обязаны проходить профилактический осмотр в следующем объеме: флюорография 1 раз в год; дерматовенеролог - при поступлении на работу; кровь на сифилис и мазок на гонорею - при поступлении на работу.

10.2. Все работники сада-школы, работающие по обслуживанию и питанию детей, обязаны пройти курс санитарного минимума, сдать экзамен и строго соблюдать при работе правила личной гигиены, а работающие в пищеблоке - и санитарные требования к технологии приготовления пищи. Повторный курс санитарного минимума обязаны проходить 1 раз в 2 года.

10.3. Не допускаются или немедленно отстраняются от работы больные и лица при подозрении на инфекционное заболевание.

11. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

САДА-ШКОЛЫ

11.1. Медицинский персонал сада-школы осуществляет постоянный контроль за состоянием здоровья, физическим развитием и заболеваемостью учащихся и дошкольников, организует профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья и снижение заболеваемости, осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения, воспитания и содержания детей всех возрастов.

11.2. Медицинские работники своевременно информируют учителей о состоянии здоровья детей, оформляют “листки здоровья“ в классных журналах по форме:

---T--------T-----T----------------T--------T--------T-----------¬

¦NN¦Фамилия,¦ Рост¦ Ряд, N стола ¦ Группа ¦Физкуль-¦ Назначения¦

¦ ¦ имя ¦детей+----------------+здоровья¦турная ¦ врача ¦

¦ ¦ребенка ¦в см.¦учебные четверти¦ ¦группа ¦ ¦

¦ ¦ ¦ +----------------+ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ I II III IV ¦ ¦ ¦ ¦

L--+--------+-----+----------------+--------+--------+------------

11.3. Медицинский персонал сада-школы проводит санитарно-просветительную работу по вопросам охраны здоровья, гигиены обучения и воспитания, здорового образа жизни среди педагогов, воспитателей, родителей, детей.

12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ САНИТАРНЫХ

ПРАВИЛ И НОРМ

12.1. Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил и норм возлагается на руководителя (заведующего или директора) и врача сада-школы.

12.2. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического и учебно-воспитательного режимов, организацией питания, физвоспитания.

12.3. Периодический контроль за выполнением настоящих правил и норм осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба города, района.

Приложение N 1

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МОЮЩИХ СРЕДСТВ,

ДОПУЩЕННЫХ ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

---T------------T--------------------T---------------------------¬

¦NN¦Наименование¦ Назначение ¦ Режим применения ¦

¦ ¦моющего ¦ ¦ ¦

¦ ¦средства ¦ ¦ ¦

+--+------------+--------------------+---------------------------+

¦1.¦“Прогресс“ ¦Для ручного мытья ¦ 5 гр препарата на 1 л ¦

¦ ¦ (жидкий) ¦столовой посуды, ¦ воды ¦

¦ ¦ ¦тары, оборудования, ¦ ¦

¦ ¦ ¦инвентаря ¦ ¦

+--+------------+--------------------+---------------------------+

¦2.¦ Паста ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Специаль- ¦ -“- ¦ указан на этикетке ¦

¦ ¦ная-2“ ¦ ¦ ¦

+--+------------+--------------------+---------------------------+

¦3.¦“Посудомой“ ¦Для мытья столовой ¦ 1 столовая ложка на 1 л ¦

¦ ¦ ¦посуды вручную и в ¦ теплой воды ¦

¦ ¦ ¦посудомоечной машине¦ ¦

+--+------------+--------------------+---------------------------+

¦4.¦ Сода ¦ Для ручной мойки ¦ 20 г на 1 л воды ¦

¦ ¦кальциниро- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ванная ¦ ¦ ¦

¦ ¦(техниче- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ская) ¦ ¦ ¦

+--+------------+--------------------+---------------------------+

¦5.¦Средства ¦ Для чистки всех ¦ По инструкции, указанной ¦

¦ ¦чистящие для¦ видов посуды (кроме¦ на этикетке ¦

¦ ¦кухни: ¦ полированного ¦ ¦

¦ ¦ ¦алюминия), газовых ¦ ¦

¦ ¦ “светлый“ ¦плит, раковин, на- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ружной поверхности ¦ ¦

¦ ¦ “санит“ ¦холодильников ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ “Вимол“ ¦ - “ - ¦ - “ - ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ “Блик-1“ ¦ - “ - ¦ - “ - ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ “Аракс“ ¦ - “ - ¦ - “ - ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ “Агат“ ¦ - “ - ¦ - “ - ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ “Вильора“ ¦ - “ - ¦ 5 г на 1 л воды ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--+------------+--------------------+----------------------------

Приложение N 2

СВЕТОВОЙ КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (1 И 2 КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА)

---------T-----T-------------------------------------------------¬

¦Месяцы ¦Число¦ Время использования искусственного освещения в ¦

¦ ¦месяц¦ течение учебного дня ¦

¦ ¦ +---------------------T---------------------------+

¦ ¦ ¦ 1 пояс ¦ 2 пояс ¦

+--------+-----+---------------------+---------------------------+

¦сентябрь¦1-10 ¦ с 17-00 ¦ с 17-30 ¦

¦ ¦11-20¦ до 8-00 и с 15-50 ¦ с 16-20 ¦

¦ ¦21-30¦ весь день ¦ с 15-15 ¦

+--------+-----+---------------------+---------------------------+

¦октябрь ¦1-10 ¦ весь день ¦ до 9-00 и с 14-15 ¦

¦ ¦11-20¦ весь день ¦ до 10-20 и с 12-50 ¦

¦ ¦21-31¦ весь день ¦ весь день ¦

+--------+-----+---------------------+---------------------------+

¦ноябрь ¦1-10 ¦ весь день ¦ весь день ¦

¦ ¦11-20¦ весь день ¦ весь день ¦

¦ ¦21-30¦ весь день ¦ весь день ¦

+--------+-----+---------------------+---------------------------+

¦декабрь ¦1-10 ¦ весь день ¦ весь день ¦

¦ ¦11-20¦ весь день ¦ весь день ¦

¦ ¦21-31¦ весь день ¦ весь день ¦

+--------+-----+---------------------+---------------------------+

¦январь ¦1-10 ¦ весь день ¦ весь день ¦

¦ ¦11-20¦ весь день “¦ весь день ¦

¦ ¦21-30¦ весь день ¦ весь день ¦

+--------+-----+---------------------+---------------------------+

¦февраль ¦1-10 ¦ весь день ¦ весь день ¦

¦ ¦11-20¦ до 10-50 и с 13-10 ¦ до 11-00 и с 13-15 ¦

¦ ¦21-28¦ до 10-00 и с 14-10 ¦ до 9-40 и с 14-40 ¦

+--------+-----+---------------------+---------------------------+

¦март ¦1-10 ¦ до 8-50 и с 15-20 ¦ до 8-45 и с 15-30 ¦

¦ ¦11-20¦ с 16-05 ¦ с 16-20 ¦

¦ ¦21-31¦ 17-00 ¦ 17-00 ¦

+--------+-----+---------------------+---------------------------+

¦апрель ¦1-10 ¦ 17-40 ¦ 17-40 ¦

¦ ¦11-20¦ 18-20 ¦ 18-05 ¦

¦ ¦21-30¦ 18-40 ¦ 18-30 ¦

+--------+-----+---------------------+---------------------------+

¦май ¦1-10 ¦ 18-45 ¦ 18-45 ¦

¦ ¦11-20¦ - ¦ - ¦

¦ ¦21-31¦ - ¦ - ¦

L--------+-----+---------------------+----------------------------