Российские законы

Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 08.08.1995 “По делу о толковании части 2 статьи 79 Конституции Республики Коми в части определения понятия депутатской неприкосновенности“

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 1995 года

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 79

КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ ДЕПУТАТСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей П.Ф.Пунегова, Т.А.Кырнышевой, Л.В.Батмановой,

с участием представителя Главы Республики Коми И.И.Олейника - заместителя Руководителя Администрации, начальника Государственно - правового управления Главы Республики Коми; Г.Т.Рукавишникова - прокурора Республики Коми; О.Н.Маркова - и.о. председателя Верховного Суда Республики Коми; приглашенных в заседание в качестве свидетелей: В.Г.Рак-Рачека, Г.И.Кондратьева, Ю.Н.Канева, А.И.Желудева, В.А.Гуторова, Б.И.Кузьмина, Л.В.Четвериковой - депутатов Верховного Совета Республики Коми, членов комиссии по выработке Конституции Республики Коми, специалистов,

руководствуясь ч. 5 ст. 100 Конституции Республики Коми, пунктом
4 ст. 3, ст. 99 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“,

рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 2 статьи 79 Конституции Республики Коми в части определения понятия депутатской неприкосновенности.

Поводом к рассмотрению дела, согласно ч. 1 ст. 32 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, явилось обращение Главы Республики Коми с просьбой дать толкование части 2 статьи 79 Конституции Республики Коми в части определения понятия депутатской неприкосновенности, возможно ли предъявление обвинения депутату Государственного Совета Республики Коми в совершении преступления без согласия Государственного Совета Республики Коми.

Основанием к рассмотрению дела, согласно ч. 2 ст. 32 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 2 статьи 79 Конституции Республики Коми - включается ли в понятие депутатской неприкосновенности предъявление обвинения депутату Государственного Совета Республики Коми только с согласия Государственного Совета Республики Коми или такого согласия не требуется.

Заслушав сообщение судьи - докладчика Ю.В.Гаврюсова, свидетелей и объяснения представителя стороны, выступления приглашенных специалистов и свидетелей, исследовав документы и материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Часть 3 ст. 106 Конституции Республики Коми 1978 года понятие депутатской неприкосновенности трактовала следующим образом: “Народный депутат Республики не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Республики Коми, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Республики Коми“.

В соответствии с этими правовыми нормами прокуратура Республики Коми в случае необходимости предъявления обвинения депутату Верховного Совета Республики Коми всегда обращалась за получением согласия на это уголовно - процессуальное действие в
Верховный Совет Республики Коми.

В ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Коми 1993 года понятие депутатской неприкосновенности изложено иначе: “Депутаты Государственного Совета Республики Коми на территории Республики Коми обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Он не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Государственным Советом по представлению Прокурора Республики“.

В ст. 13 “Неприкосновенность депутата“ Закона Республики Коми “О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти“, принятого 13 октября 1994 года и подписанного 24 октября 1994 года, понятие депутатской неприкосновенности дается в следующей редакции: “Депутат Государственного Совета на территории Республики Коми, депутат местного представительного органа власти на территории соответствующего Совета обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован или подвергнут обыску без согласия соответствующего Совета, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей“.

При уяснении смысла ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Коми (депутатской неприкосновенности) Конституционный Суд не может исходить только из текста данной правовой нормы, т.к. парламентский иммунитет - это не общеобязательный набор правовых средств, обеспечивающих неприкосновенность парламентария. В законодательстве различных государств парламентский иммунитет предусматривает разное содержание. Необходимо уяснить содержание воли законодателя, цели и задачи, которые вызвали издание ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Коми в такой редакции.

В судебном заседании было установлено, что текст
ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Коми не в полной мере отражает волю депутатов Верховного Совета Республики Коми.

Из показаний свидетелей - депутатов Верховного Совета Республики Коми усматривается, что при принятии ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Коми не ставилась задача сужения понятия “депутатская неприкосновенность“ по сравнению с Конституцией 1978 года.

Это же относится и к ст. 13 “Неприкосновенность депутата“ Закона Республики Коми “О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти“. Из стенограммы принятия этого закона видно, что депутаты Верховного Совета Республики Коми пытались расширить количество правовых средств, обеспечивающих депутатскую неприкосновенность, однако председатель комиссии по законодательству Верховного Совета Республики Коми А.И.Желудев их убедил в том, что в закон переносится конституционная норма, и если они хотят расширить понятие депутатской неприкосновенности, то для этого необходимо внести изменения в Конституцию. В то же время законодатель нелогично перенес в Закон Республики Коми “О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти“ в статью о неприкосновенности депутата соответствующую норму не из Конституции Республики Коми, а из Конституции Российской Федерации.

Несовершенство правовой нормы, противоречие между содержанием нормы и волей законодателя не позволяют Конституционному Суду Республики Коми дать толкование ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Коми. Возможности толкования правовой нормы не безграничны, Конституционный Суд не может дать толкование нормы права, исказив ее содержание.

В данном случае создавшуюся неопределенность можно преодолеть только законодательным путем.

На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 66, статьей 67, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69 и 100 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики
Коми“, Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать невозможным дачу толкования части 2 статьи 79 Конституции Республики Коми в части определения понятия депутатской неприкосновенности.

2. На основании статьи 76 Конституции Республики Коми внести предложение в Государственный Совет Республики Коми о внесении изменений в ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Коми.

3. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ настоящее постановление подлежит немедленному опубликованию в “Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми“.

Конституционный Суд

Республики Коми