Российские законы

Методические рекомендации Прокуратуры РК “По организации работы городской, районной, специализированной прокуратуры по обеспечению гласности своей деятельности“

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ, РАЙОННОЙ,

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ГЛАСНОСТИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данные рекомендации основаны на анализе требований, содержащихся в приказе Генерального прокурора РФ N 38 от 29.11.93, приказе прокурора РК N 32 от 28.04.97 “О мерах по расширению и углублению деловых отношений и контактов со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей“, приказе Генерального прокурора РФ N 34 от 26.06.97 “Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью“.

I. Основные требования по обеспечению гласности:

- Систематически информировать общественность о состоянии законности, мерах, предпринимаемых прокуратурой по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка, и действиях, осуществляемых прокуратурой в связи с отдельными преступлениями и происшествиями,
имеющими особую общественную значимость и получившими большой общественный резонанс.

- Установить деловые и творческие связи с редакциями средств массовой информации и общественностью.

- Использовать возможности средств массовой информации, потенциал творческих союзов и общественных организаций для формирования положительного общественного мнения о деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

- При наличии целесообразности сообщать в средствах массовой информации об основаниях возбуждения отдельных уголовных дел, предъявлении обвинения и избрании мер пресечения в отношении лиц, безусловно причастных к совершению преступлений, результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.

- Сведения, приводимые в публикациях и выступлениях работников прокуратуры, должны быть тщательно проверены, юридически точны, выдержаны в корректных формулировках и лишены излишней эмоциональности.

- Не допускать бессодержательных выступлений, неуместной сенсационности и тенденциозности.

- Использовать средства массовой информации для обеспечения гласности деятельности прокуратуры в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона, не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и организаций.

Следует помнить, что в значительной степени именно в зависимости от активной работы со средствами массовой информации, уровня содержательности и подготовленности публикаций и выступлений работников прокуратуры у большинства законопослушных граждан, не сталкивающихся с деятельностью прокуратуры в своей обыденной жизни, формируется мнение о работе прокуратуры в целом, и это определяет их позицию во взаимодействии с правоохранительными органами.

Таким образом, выполнение стоящих перед прокуратурой задач по борьбе с нарушениями закона в значительной мере обусловлено надлежащей организацией работы в данном направлении прокурорской деятельности.

II. Основные направления организации работы

по обеспечению гласности

Организатором и координатором деятельности оперативных работников городской, районной и специализированной прокуратуры по обеспечению гласности и установлению деловых связей
со средствами массовой информации и общественностью является соответствующий прокурор. Он должен придавать указанной деятельности надлежащую значимость с тем, чтобы каждый оперативный работник в соответствии с требованиями директивных указаний рассматривал работу по обеспечению гласности и связей с общественностью в качестве одной из основных своих служебных обязанностей.

Выполнение оперативными работниками работы по обеспечению гласности и установлению связей с общественностью должно оцениваться при заслушивании отчетов о выполнении ими своих служебных обязанностей, учитываться при обсуждении на оперативных совещаниях проектов аттестаций и будет приниматься во внимание аттестационной комиссией.

При организации работы по обеспечению гласности и установлению связей с общественностью прокурор:

- устанавливает порядок публикации материалов прокурорской и следственной практики;

- планирует работу и дает поручения о подготовке тех или иных статей и выступлений по материалам, имеющим особую общественную значимость и о событиях, получивших большой общественный резонанс;

- решает вопросы о предоставлении информации и ее объеме по запросам средств массовой информации;

- осуществляет контроль за достоверностью публикаций, выполненных по материалам прокуратуры, и соблюдением в них допустимых пределов гласности, обеспечивает соблюдение охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, имеющих отношение к материалам публикаций;

- учитывает требования директивных указаний о том, что официальные сообщения от имени прокуратуры Республики Коми в средства массовой информации направляются только по согласованию с прокурором республики и только через его старшего помощника по связям со средствами массовой информации и общественностью.

Кроме того в прокуратуре должны быть обеспечены:

- подготовка самостоятельных публикаций оперативных работников по осуществляемому виду надзорной деятельности;

- систематизация (подборка) выступлений прокурорских работников данной прокуратуры, опубликованных в средствах массовой информации;

- направление копий данных статей и информаций, опубликованных в городских, районных СМИ, старшему
помощнику прокурора РК по связям со СМИ и общественностью;

- ведение первичного учета деятельности по расширению гласности в специальном журнале;

- составление статистической отчетности, отражающей работу прокуроров по освещению в СМИ и перед общественностью деятельности прокуратуры (раздел 8 отчета прокурора).

При этом надо исходить из того, что в соответствии с Инструкцией по статистической отчетности о работе прокурора, утвержденной 06.11.97, учету в строке 5 подлежат также выступления, подготовленные журналистами на основе материалов прокурорско - следственной практики.

Непосредственная работа по обеспечению взаимодействия со средствами массовой информации, подготовке публикаций, их учету и т.п., с учетом конкретных условий и состава сотрудников прокуратуры, может быть возложена прокурором на одного из оперативных работников, что должно быть отражено в распоряжении о распределении обязанностей по прокуратуре. Однако возложение некоторых организационных функций в работе по обеспечению гласности на одного из сотрудников не освобождает других оперативных работников от непосредственного и активного участия в данном направлении прокурорской деятельности.

Для правильной организации работы в городской, районной, специализированной прокуратуре следует использовать положительный опыт, накопленный прокуратурой г. Сыктывкара, Сыктывдинского района (см. Информационные письма прокуратуры РК от 23.06.97 за N 40-2, от 17.04.95 за N 22-12, а также опыт Навашинской райпрокуратуры Нижегородской области, опубликованный в журнале “Законность“ N 11-9 стр. 28).

Методические рекомендации составлены старшим помощником прокурора Республики Коми по связям со средствами массовой информации и общественностью Цыганковой Е.И. и согласованы с членами консультативно - методического совета прокуратуры Республики Коми.

Прокуратура

Республики Коми