Российские законы

Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 10.10.2000 <По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия>

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2000 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б.Переплеснина, судей А.И.Киннера и В.П.Наговицына, руководствуясь частью 4 статьи 87 Конституции Республики Карелия, статьями 2 (пункт 3), 51 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Арбитражного суда Республики Карелия.

Заслушав: представителей Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - депутата В.А.Тольского, консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия Р.С.Крузмана, а также консультанта отдела правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Республики Карелия Г.Н.Иванова, ведущего специалиста
Министерства юстиции Республики Карелия М.В.Корчемкину, заместителя председателя Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству А.Т.Кондрашова, исследовав материалы дела, Конституционный Суд

установил:

1. Земельный кодекс Республики Карелия принят Верховным Советом Республики Карелия 21 ноября 1991 года, Законами, принятыми Верховным Советом Республики Карелия 3 июля 1992 года, 18 февраля 1993 года и 12 ноября 1993 года, в него внесены изменения и дополнения.

29 апреля 1994 года Прионежским райкомземом на основании постановления мэрии Прионежского района N 178 от 1 апреля 1992 года и в соответствии с Земельным кодексом Республики Карелия Кушнировой О.И. выдано свидетельство на право собственности на земельный участок.

Постановлением Главы местного самоуправления Вепсской национальной волости N 103 от 26 июля 1999 года этот земельный участок у нее изъят в связи с его длительным неиспользованием.

Кушнирова О.И. обжаловала вышеуказанное постановление администрации Вепсской национальной волости в Арбитражный суд Республики Карелия.

Суд отказал в удовлетворении ее жалобы, сославшись на статью 41 Земельного кодекса Республики Карелия, согласно которой решение о прекращении права собственности и изъятии земельных участков принимают органы местного самоуправления, в том числе по основанию неиспользования в течение 1,5 лет земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства.

При рассмотрении в апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия жалобы главы крестьянского фермерского хозяйства Кушнировой О.И. на решение суда возник вопрос о соответствии статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия федеральному земельному законодательству и Конституции Республики Карелия.

Оспариваемая норма предусматривает основания прекращения права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками, а также их аренды.

В соответствии со статьей 51 Закона “О Конституционном Суде Республики Карелия“ по запросам судов Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности
закона Республики Карелия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Следовательно, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения пункта 9 части 1, части 3 и 4 статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия в той части, в какой они касаются оснований и порядка прекращения права собственности граждан на земельный участок, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и не используемый в течение полутора лет.

Запрос Арбитражного суда соответствует требованиям статей 41 и 51 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“ и в этой части является допустимым. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. В соответствии с правовыми предписаниями пункта 9 части I статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия право коллективной собственности на землю прекращается в случае неиспользования в течение 1,5 лет земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства. Часть 3 статьи 41 предусматривает, что прекращение права собственности производится без возмещения стоимости земли и произведенных на ее улучшение затрат. Решение о прекращении права собственности, в соответствии с правовыми предписаниями части 4 статьи 41, принимает соответствующий орган местного самоуправления.

Праву собственника самостоятельно хозяйствовать на земельном участке (статьи 52 Земельного кодекса РСФСР, 54 Земельного кодекса Республики Карелия) корреспондирует обязанность целевого и эффективного использования земли (статья 53 Земельного кодекса РСФСР, 55 Земельного кодекса Республики Карелия).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (статья 36 Конституции Российской Федерации, статьи 6 и 35 Конституции Республики Карелия).

Статья 36 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует право частной собственности
граждан на землю. Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.

Статья 11 Конституции Республики Карелия предусматривает, что граждане в Республике Карелия пользуются всеми правами и свободами, предоставленными общепризнанными международными нормами и гарантированными Конституцией и законами Российской Федерации.

В своем постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции“ Конституционный Суд Российской Федерации указал, что “право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут быть ограничены ни при каких условиях. Следовательно, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности. Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть первая статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи
29)“.

С учетом изложенного, а также положений статьи 35 Конституции Республики Карелия, обязывающих граждан республики беречь природу и окружающую среду, статьи 6 (часть 7) Конституции Республики Карелия, согласно которой собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан, статьи 5 (часть 4) Конституции Республики Карелия, гарантирующей экологическую безопасность и рациональное природопользование, законодатель Республики Карелия в отношении правомочий собственника на землю в строгом соответствии с федеральным законом может установить ограничения применительно к свободе владения, пользования и распоряжения этой собственностью.

3. Статья 41 Земельного кодекса Республики Карелия по своему содержанию соответствовала статье 39 Земельного кодекса РСФСР, которая устанавливала основания прекращения права собственности на землю, порядок изъятия земли у собственников, орган, уполномоченный изымать земельный участок.

Вышеуказанная норма Земельного кодекса РСФСР Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года за N 2287 отменена “в целях обеспечения прав граждан на землю“ (статья 1 Указа).

Отменив действие статьи 39 Земельного кодекса РСФСР, устанавливающей ряд оснований прекращения права собственности на землю, в том числе и такое, как неиспользование земельного участка в течение установленного срока, федеральное земельное законодательство именно таким образом урегулировало указанные правоотношения, что было вызвано возникшей необходимостью наполнить этот и другие правовые институты земельного законодательства новым содержанием в связи с принятием Конституции 1993 года.

В соответствии с пунктами “в“ и “к“ статьи 72 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 6 Конституции Республики Карелия вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Карелия.

Однако условия и порядок пользования землей устанавливается на основе федерального закона (часть 3 статьи
36 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, исходя из положений части 3 статьи 36, пунктов “в“ и “к“ статьи 72 Конституции Российской Федерации, в введении федерального законодателя находится регулирование отношений, связанных с приобретением и прекращением права собственности на землю.

Граждане в Республике Карелия пользуются всеми правами и свободами, предоставленными общепризнанными международными нормами, гарантированными Конституцией Российской Федерации (статья 11 Конституции Республики Карелия).

Таким образом, положение пункта 9 части 1 статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия, устанавливающее дополнительное, не предусмотренное федеральным законодательством, в том числе и Гражданским кодексом, основание прекращения права собственности на землю, ухудшает положение граждан, проживающих на территории республики и имеющих в собственности земельные участки, что не соответствует статье 11 Конституции Республики Карелия.

4. В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества собственника может быть осуществлено только по решению суда. Поэтому правовые предписания части 4 статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия, предусматривающие возможность принудительного отчуждения имущества собственника в административном порядке, не соответствуют статье 11 Конституции Республики Карелия.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что принудительное отчуждение имущества у собственника для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости (часть 3 статьи 35).

Следовательно, правовое предписание части 3 статьи 41 о том, что прекращение права собственности по пункту 9 указанной статьи производится без соответствующего возмещения, противоречит статье 11 Конституции Республики Карелия.

Руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 51, 56 Закона “О Конституционном Суде Республики Карелия“, Конституционный Суд

постановил:

1. Признать не соответствующими статье 11 Конституции Республики Карелия положения пункта 9 части 1 статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия в той части, в какой они допускают
прекращение права собственности ввиду неиспользования в течение 1,5 лет земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства.

2. Признать не соответствующими статье 11 Конституции Республики Карелия положения частей 3 и 4 статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия в той мере, в какой они допускают принудительный внесудебный порядок прекращения права собственности на земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного производства и не используемый в течение 1,5 лет, без предварительного и равноценного возмещения его стоимости.

3. В соответствии со статьей 87 Конституции Республики Карелия положения статьи 41, указанные в пунктах 1 и 2 резолютивной части настоящего Постановления, утрачивают силу.

4. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“, части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“ настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

5. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“ настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете “Карелия“ и сборнике “Собрание законодательства Республики Карелия“.

Конституционный Суд Республики Карелия