Российские законы

Приказ МЗ РТ и МО РТ от 16.02.1999 N 80/75 “О совершенствовании физического воспитания школьников“

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 16 февраля 1999 г. N 80/75

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Физическое воспитание в школе преследует цель вырастить здоровое, гармонически развитое поколение. Оно позволяет осуществить коррекцию неблагоприятных воздействий на детей и подростков окружающей среды, условий жизни.

Современные школьники, как известно, страдают от гипокинезии (низкой двигательной активности). При этом у них снижается активность многих ферментов, влияющих на характер процессов и биохимических превращений в организме, происходит отчетливое снижение общей устойчивости к воздействию простудных факторов и патогенных микроорганизмов. Наблюдается не только отставание моторики, но и задержка развития вегетативных функций, происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно - сосудистой системы и органов дыхания,
возникают функциональные отклонения со стороны нервной системы, изменения в физическом развитии.

Ведущее место в физическом воспитании занимают уроки физической культуры, являющиеся для всех учащихся обязательной формой занятий и обеспечивающие приобретение минимума знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. По данным исследований Республиканского физкультурного диспансера Российской Федерации, дефицит двигательной активности составляет в среднем 40% при наличии уроков физкультуры, 80% - если нет уроков физкультуры.

Несмотря на отрицательные последствия гипокинезии, значительное число учащихся необоснованно освобождаются от уроков по физической культуре. Так, за 1997/98 учебный год от занятий по физической культуре в Республике Татарстан было освобождено 8655 детей; в специальной медицинской группе занимались 26.360 школьников.

Тревожным является то, что в ходе плановых занятий по физической культуре и спорту, работе спортивных секций в общеобразовательных учебных заведениях республики продолжают иметь место травматизм и тяжелые несчастные случаи. Эти факты свидетельствуют о недостаточном контроле за организацией проведения уроков по физической культуре и соблюдением надлежащих мер безопасности учащихся.

Исходя из вышеизложенного, ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Начальникам управлений здравоохранения гг. Казани, Наб. Челны, Бугульмы, ГМО и РТМО г. Нижнекамска, ТМО гг. Альметьевска, Лениногорска, главному врачу Васильевского ТМО, главным врачам республиканских лечебно - профилактических учреждений, главным врачам районов, руководителям органов управления образованием:

1.1. Довести до сведения медицинских работников и работников образования основные положения по организации (приложение N 1) и контролю (приложение N 2) за физическим воспитанием учащихся.

1.2. Усилить контроль за обоснованностью медицинских отводов учащихся от занятий по физической культуре.

1.3. Разрешить освобождение учащихся, посещающих лечебную физкультуру (на период посещения) от занятий по физкультуре в школе.

1.4. Проводить оценку физической подготовленности учащихся в начале каждого учебного года с учетом группы здоровья (I,
II, III) с целью определения их принадлежности к медицинским группам для занятия физкультурой (основная, подготовительная, специальная).

1.5. Проводить занятия физкультурой в медицинских группах (основной, подготовительной, специальной) в рамках расписания и не допускать переноса занятий на дополнительное время в утренние или вечерние часы.

1.6. Не проводить контрольные работы после уроков физкультуры.

1.7. Провести в течение 1999 г. тематический цикл усовершенствования учителей физкультуры на базе Института повышения квалификации работников образования совместно с РЦОСМиД.

1.8. Усилить контроль за соблюдением мер безопасности, охраной здоровья и жизни учащихся при организации и проведении занятий по физической культуре в соответствии с приказами Минпроса СССР от 19.04.1979 г. “О правилах безопасности по физической культуре и спорту в общеобразовательных учреждениях“ и Министерства общего и профессионального образования РФ N 92 от 27.02.1995 г. “О службе охраны труда“.

2. Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Никольскую Л.А. и первого заместителя министра образования Республики Татарстан Хадиуллина И.Г.

Министр здравоохранения

Республики Татарстан

К.ЗЫЯТДИНОВ

16.02.99 года

Министр образования

Республики Татарстан

Ф.ХАРИСОВ

23.02.99 года

Приложение N 1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Правильная организация физического воспитания в школе возможна только при дифференцированном применении средств физической культуры на занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовленности.

Задачи физического воспитания определены комплексной программой физического воспитания учащихся 1 - 11-х классов общеобразовательной школы, впервые введенной в 1985/1986 учебном году.

Урок физкультуры занимает ведущее место в физическом воспитании и является для всех учащихся обязательной формой занятий, обеспечивающей приобретение необходимого минимума знаний, умения и навыков, предусмотренных программой. Содержание урока должно соответствовать возрастным и половым особенностям детей и подростков.

По
существующей в настоящее время программе в 1-х и 2-х классах основное место занимают игровые занятия, гимнастическое построение и перепостроение, повороты на месте, ходьба в строю, бег, прыжки, лазанье по шесту, канату, перелазанье, кувырки.

Необходимо вырабатывать у детей правильную осанку, обучать их правильному шагу при ходьбе и беге, учить правильно отталкиваться и приземляться при прыжках в длину и высоту. Дети должны хорошо ориентироваться, уметь находить свое место в строю, четко выполнять повороты “направо“, “налево“, “кругом“. Хорошо развивают координацию движений упражнения с метанием в цель. Большое внимание на занятиях должно уделяться общеукрепляющим упражнениям, обучению школьников правильному дыханию при выполнении упражнений. Надо следить за тем, чтобы у них равномерно вовлекались в работу все группы мышц. Программой для 1-х и 2-х классов предусмотрено также обучение детей ходьбе на лыжах.

С 3-го класса в программу уроков физкультуры включаются опорные прыжки, висы, простейшие элементы акробатики, баскетбол, расширяется подготовка по некоторым видам легкой атлетики. Игровые занятия должны готовить детей к спортивным играм.

В 4-х классах ряд упражнений проводится по требованиям, предусмотренным в спортивных правилах: бег с низкого старта, эстафетный бег, прыжки с разбега, броски мяча в баскетбольную корзину из разных положений; вводятся игры с мячом - гандбол, волейбол, футбол - по упрощенным правилам, с паузами отдыха. Выбор конкретных форм урока и упражнений целиком зависит от опыта и знаний педагогов и медицинских работников школ.

В структуре урока физкультуры выделяются 3 части (вводная, основная, заключительная). Вводная часть урока проводится в течение 5 - 10 минут и преследует следующие цели: организацию детей для занятий, мобилизацию их внимания, постепенное введение организма школьника в работу, повышение
функции дыхания и кровообращения. Для этого проводится построение учащихся, рапорт, объяснение задач урока и дается ранее пройденный и хорошо известный учащимся материал программы: ходьба, строевые упражнения на месте и в движении, бег, прыжки. В конце вводной части даются общеразвивающие и подготовительные упражнения для соответствующих групп мышц. Обычно в комплекс общеразвивающих упражнений на одном уроке включается 8 - 10 упражнений с дозировкой их в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Основная часть урока проводится в течение 25 - 30 мин. и решает его главные задачи: совершенствование общей координации движений и выработка основных двигательных навыков (при этом особое внимание обращается на воспитание и закрепление у учащихся навыка правильной осанки); тренировка нервно - мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем; развитие важнейших физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости), поднятие эмоционального тонуса. Для этого используются общеразвивающие и подготовительные упражнения без снарядов и со снарядами (гимнастические палки, булавы, мячи, скакалки и т.д.), различные упражнения на гимнастических снарядах (скамейка, стенка, канат, перекладина, брусья, кольца, конь и др.), легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метание), ходьба на лыжах, подвижные спортивные игры.

Заключительная часть урока проводится в течение 3 - 5 мин. Она должна обеспечить постепенное снижение нагрузки, приведение в относительно спокойное состояние ЦНС, органов дыхания и кровообращения. Для этого могут применяться простые построения, спокойная ходьба, упражнения на внимание, ритмичные и глубокие дыхательные упражнения, спокойные малоподвижные игры. При проведении этой части занятий необходимо учитывать наличие других уроков в режиме дня школьников. Если последующий урок требует особой концентрации внимания, следует успокоить и подготовить детей к другому виду деятельности.

Уроки по физической культуре в школе проводятся
2 раза в неделю по возможности с перерывом 1 - 2 дня. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.

Для определения соответствия физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности учащихся следует своевременно выявлять внешние признаки утомления, обращая внимание на окраску кожи, степень потливости, выражение лица, характер дыхания, координацию движений и внимание. Небольшое покраснение кожи, незначительная потливость, учащенное ровное дыхание, бодрое четкое выполнение команд и заданий, отсутствие жалоб - свидетельствуют о небольшом, обычном для занятий утомлении.

При утомлении средней степени отмечаются значительное покраснение кожи, напряженное выражение лица, большая потливость, особенно лица, учащение дыхания с периодическими глубокими вдохами и выдохами, нарушение координации движений (неуверенные, лишние движения, нечеткое выполнение заданий, покачивания), жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение.

Сильное утомление (переутомление) характеризуется резким покраснением или побледнением, даже синюшностью кожи, страдальческим выражением лица, общей сильной потливостью (выделением соли на коже, майке), резко учащенным, поверхностным и аритмичным дыханием (вплоть до одышки), отказом от выполнения упражнений, глубоким нарушением координации движений, дрожанием конечностей, жалобами на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту, иногда рвоту.

При гигиенической оценке урока физкультуры пользуются понятиями общей и моторной плотности. Для определения общей плотности физкультурного занятия учитывают полезное время, т.е. время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснение урока. Общую плотность урока определяют отношением полезного времени (объяснение и выполнение упражнений) к общей продолжительности урока и выражают в процентах. Например, если из 45 мин. урока на объяснение материала и выполнение упражнений ушло 35 мин., то общая плотность урока при этом составит

35 x 100

---------- = 77%

45

На хорошо организованном уроке общая плотность должна приближаться к 100%. Вычисляя моторную плотность урока, проводят наблюдения за одним учеником. Величина моторной плотности на уроке должна составлять 60 - 80%. Вычисляют ее по формуле:

Время, потраченное на упражнения x 100

--------------------------------------- = Плотность, %

длительность всего занятия

При проведении уроков физической культуры на открытом воздухе необходимо следить, чтобы учащиеся занимались в соответствующей спортивной одежде и обуви: в теплое время при температуре 15 град. С и выше - в трусах и майке; при более низкой температуре - в тренировочном костюме; зимой - в одежде, соответствующей температурным условиям и виду занятий.

Гимнастика до учебных занятий в режиме учебного дня является важной составной частью физкультурно - оздоровительной работы в школе. Ее цель активизировать обменные процессы перед началом занятий и способствовать повышению работоспособности учащихся на уроках, укреплению мышечной системы, улучшению самочувствия и настроения (особенно при музыкальном сопровождении). Гимнастика содержит комплексы физических упражнений, которые могут быть разучены на уроках физкультуры во время вводной его части с общеразвивающими упражнениями. Смену их целесообразно осуществлять не реже 1 раза в месяц. В
комплекс включаются физические упражнения с участием разных мышечных групп: мышцы плечевого пояса (движения руками и головой), спины, живота (наклоны вперед, назад и в стороны), ног (приседания, выпады, подскоки). В комплекс следует включать наиболее простые упражнения, не требующие сложной координации движений, не вызывающие силовой нагрузки, исключающие упоры, приседания, отжимания и т.д. Проводить гимнастику до учебных занятий необходимо на открытом воздухе, а в плохую погоду (дождь, холод) - в проветренных коридорах и помещениях, но не в классных комнатах. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6 - 7 минут в средних и старших классах и 5 - 6 мин. - в младших.

Физкультурная минута проводится во время урока для восстановления работоспособности, улучшения самочувствия, повышения внимания и активности, а также для предупреждения нарушений осанки и улучшения состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем учащихся. Время ее проведения определяет педагог, ведущий урок (при появлении первых признаков утомления и двигательного беспокойства, снижении активности и внимания), продолжительность 1 - 2 мин. Во время физкультурной минуты упражнения выполняются сидя или стоя у парты, предварительно ослабив пояс и расстегнув воротник. Физкультурная минута проводится в классе при открытой форточке или окне.

Каждый комплекс физкультурной минуты состоит, как правило, из 4 - 5 упражнений, повторяемых 5 - 6 раз. В комплексе могут быть упражнения на потягивание, прогибание, наклоны, полунаклоны, полуприседания и приседания, упражнения для кисти и пальцев рук. Составленные заранее комплексы используются в зависимости от характера учебной работы на уроке. При проведении контрольной, практической и других подобных работ физкультурную минуту можно исключить.

Физкультурные минуты на уроке проводятся, как правило, по следующей схеме:

Первое упражнение для мышц
рук, плечевого пояса и спины типа “потягивания“, поднимание рук вверх и в стороны с прогибанием спины.

Второе упражнение для мышц ног и получения общефизиологического эффекта: приседания, подскоки, ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Третье упражнение для мышц туловища: наклоны, повороты и круговые движения.

Для разнообразия содержания физкультурных минут обычно рекомендуется изменение упражнений через каждую неделю. Учитывая, что при длительном письме у младших школьников сильно устают мелкие мышцы кисти, специально для малышей вводят упражнения для пальцев рук: ритмическое сжимание в кулак и разжимание пальцев с разведением их в стороны. Физкультурные минуты обязательно должны проводиться в начальных и средних классах, но очень хорошо, если они организуются и для старшеклассников.

Медицинские работники школы должны быть инициаторами проведения гимнастики до уроков и физкультурных минут, участвовать в подборе комплексов упражнений для различных возрастных групп учащихся с учетом специфики урока. Медицинская сестра должна следить за санитарным состоянием мест, где проводятся занятия, привлекая к этому педагогов, санитарный и физкультурный актив класса.

Подвижные игры и физкультурные упражнения на удлиненных переменах (подвижная перемена) являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально подготовленными физоргами и проводятся преимущественно на открытом воздухе (10 - 15 мин., в веселых подвижных играх, очень быстро снимают усталость. В то же время перемены на свежем воздухе - хорошая закаливающая процедура. Если на обычных переменах можно ограничиться лишь предоставлением детям соответствующих условий для свободных игр в зале, школьном дворе, саду или спортивной площадке, то на удлиненной перемене проводятся организованные физические упражнения и подвижные игры на открытом воздухе
в школьной форме или в верхней одежде в зависимости от температуры воздуха и времени года. В средней полосе проведение подвижных игр на свежем воздухе рекомендуется при температуре не ниже - 10 град. C и скорости ветра не более 4 м/с. Площадку, где проводят игры, следует оборудовать, использовав баскетбольные щиты, волейбольную сетку, мячи, скакалки, обручи, самокаты, санки и т.д. Очень оживленные, возбуждающие игры прекращаются не менее чем за 5 мин. до начала следующего урока.

Медицинской сестре следует проконтролировать соблюдение мер безопасности в местах проведения игр и соответствие одежды детей погодным условиям.

В режиме групп и школ продленного дня предусмотрены ежедневные занятия физической культурой на воздухе - спортивный час. Он заключается в проведении воспитателем подвижных спортивных игр, соревнований, физических упражнений. При организации занятий в обязательном порядке учитывается возраст учащихся. Как правило, дети распределяются с учетом возраста на 1 - 4-е, 5 - 6-е, 7 - 8-е классы. Не исключается, что в состав той или иной группы могут войти дети более старшего или младшего возраста. В этом случае им дается нагрузка, соответствующая их возрасту. Если в составе групп окажутся ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожденные от занятий физической культурой, то воспитатель, не отстраняя их от занятий, дает им различные поручения: помогать в судействе, быть контролером на этапах эстафет и т.д.

Воспитателям групп продленного дня необходимо учитывать, что наибольшая нагрузка (прыжки, бег наперегонки, соревнования и т.д.) должна приходиться на первую половину спортивного часа. Во второй же половине нагрузка снижается. Последние 10 мин. этого часа следует отводить тихим, спокойным играм (на внимание) для снятия чрезмерного возбуждения перед приготовлением домашних заданий.

Приложение N 2

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА

ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ УЧАЩИХСЯ

Контроль за физическим воспитанием учащихся основан на “Методических рекомендациях “Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях“, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 27.12.1984 г. N 11-14/30-7.

Медицинский контроль за физическим воспитанием, осуществляемый врачом и медицинской сестрой школы, призван обеспечить всестороннюю физическую подготовку учащихся без ущерба для здоровья, нарушения закономерностей роста и развития.

При организации физического воспитания в школе особое место занимает распределение учащихся по группам здоровья (основная, подготовительная, специальная), которое осуществляется на основании данных о состоянии здоровья, физического развития, функциональной готовности организма и уровня физической подготовленности школьника.

К основной медицинской группе относятся школьники, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Школьникам этой группы разрешаются занятия в полном объеме по программе физического воспитания, подготовка и сдача норм комплекса БГТО и ГТО соответствующих степеней. В зависимости от особенностей телосложения, типологической направленности высшей нервной деятельности, функционального состояния и индивидуальных наклонностей им могут быть рекомендованы занятия каким-либо видом спорта.

К подготовительной медицинской группе относятся школьники, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии с недостаточной степенью физической подготовленности, но без существенных функциональных изменений. Дети этой группы могут заниматься физической культурой по школьной программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений). Нормативы, по которым определяется их успеваемость, разрабатываются учителем индивидуально, с учетом имеющегося у каждого из них отклонения. Постепенно они готовятся к сдаче норм комплекса БГТО и ГТО, но сдавать их могут лишь с разрешения врача после дополнительного медицинского осмотра. Занятия в каких-либо спортивных секциях им запрещаются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах общефизической подготовки или в домашних условиях. При улучшении состояния здоровья, физического развития и функционального состояния, повышении физической подготовленности школьников подготовительной группы переводят в основную медицинскую группу. Все дети, отнесенные к подготовительной группе, должны проходить медицинский осмотр 2 раза в год, а также после изменения в состоянии здоровья и в связи с длительным (месяц и более) заболеванием.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии постоянного или временного характера, не мешающими выполнению обычной учебной работы в школе, но являющимися противопоказанием к занятиям физической культурой по школьной программе. Учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется разделять на подгруппы А и Б. Подгруппа А - дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; подгруппа Б - дети с тяжелыми органическими, необратимыми изменениями органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой системы, печени, почек, высокая степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.).

С учащимися, отнесенными к подгруппе А, занятия физической культурой строятся по особым программам и имеют ряд особенностей. Вводная часть урока длится 20 мин. и состоит из общеукрепляющих и общеразвивающих упражнений, которые проводятся в медленном и среднем темпе. Основная часть урока длится также 20 мин. Распределение учебного материала должно быть таким, чтобы наибольшей подъем физиологической кривой достигался к середине урока; желательно, чтобы эта кривая была многовершинной (рис. 1). Заключительная часть урока длится 5 мин. и включает ходьбу, дыхательные упражнения и упражнения, формирующие осанку.

Дети со значительными отклонениями здоровья (подгруппа Б) занимаются лечебной физкультурой при детских поликлиниках, врачебно физкультурных диспансерах или медицинских кабинетах ДЮСШ района. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, могут заниматься и под руководством учителя физкультуры, имеющего необходимую подготовку и занятия с такой группой. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 мин. или 3 раза по 30 мин. во внеурочное время. Наполняемость групп 10 - 15 человек. В зависимости от количества учащихся, отнесенных к специальной группе, они комплектуются или по классам, или по возрастам (младшие - 6 - 10 лет, средние - 11 - 13 лет, старшие 14 - 17 лет). В том случае, когда в группу объединяются учащиеся разных возрастов, занятия необходимо проводить дифференцированно, с учетом их возрастных особенностей. Если в школе число учащихся, отнесенных к специальной группе, недостаточно для такого комплектования, рекомендуется создавать межшкольные (кустовые) группы из учеников близлежащих школ. При значительном количестве учащихся специальной медицинской группы с нарушением осанки рекомендуется создание групп коррегирующей гимнастики, основная задача которых - формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, требуют особого внимания и контроля со стороны медицинского персонала школы. Такие школьники особенно нуждаются в правильно организованном режиме дня, продуманной системе физкультурно - оздоровительных мероприятий с учетом спецификации состояния их здоровья. Медицинская сестра должна строго контролировать выполнение рекомендаций врача, проводить при необходимости разъяснительную работу среди педагогов и учащихся, способствовать созданию доброжелательной атмосферы вокруг учащихся, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья. Она следит за тем, чтобы эти дети осматривались врачом не реже 1 раза в 4 мес., а также в конце каждого учебного года и после каждого перенесенного заболевания; участвует в организации медицинского контроля за суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья этих детей.

Медицинский персонал школы должен содействовать использованию всех средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, повышения их физической подготовленности и улучшения физического развития; контролировать распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой и соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся; принимать участие в организации физкультурно - оздоровительных мероприятий; контролировать их проведение; следить за обеспечением надлежащих условий для физического воспитания учащихся. Роль медицинской сестры в проведении всей этой работы особенно велика, так как она непосредственно (под руководством врача) осуществляет контроль за строгим соблюдением всех медицинских требований в организации и проведении мероприятий, связанных с физическим воспитанием школьников.

Для правильного контроля за физическим воспитанием учащихся медицинская сестра должна быть хорошо осведомлена в вопросах организации и проведения всех форм физического воспитания - урока физкультуры, гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут на уроках, подвижных игр и физических упражнений на удлиненных переменах, а также ежедневных занятий физкультурой и спортом, условно названных “спортивным часом“, с учащимися групп продленного дня.

Медицинская сестра школы обязаны контролировать как организацию, так и содержание спортивного часа, соответствие нагрузки возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности ребенка. Отдых на открытом воздухе ни в коем случае не должен подменяться чтением рисованием, просмотрами кинофильмов, телефильмов, диафильмов. В случае плохой погоды можно организовать подвижные и спортивные игры в хорошо проветренном спортивном зале и других помещениях, отвечающих гигиеническим требованиям. Следует разъяснять воспитателям групп продленного дня, что наибольшая нагрузка (прыжки, бег, наперегонки, соревнования и т.д.) должна приходиться на первую половину спортивного часа. Во второй половине нагрузка снижается. Последние 10 мин. этого часа следует отводить тихим, спокойным играм.

Разрешение на участие в спортивных соревнованиях выдается только после дополнительного медицинского осмотра и оформляется именным списком (заявочным листом) или индивидуальной справкой. Списки школьников - спортсменов должны находиться у медицинских работников школы и у преподавателя по физической культуре.

При проведении спортивных соревнований медицинская сестра должна проверить наличие медицинского заключения о допуске к соревнованиям каждого ученика, состояние специального оборудования, инвентаря, специальной спортивной одежды и обуви участников с точки зрения их соответствия гигиеническим требованиям и безопасности для здоровья; осуществлять наблюдение за условиями и режимом проведения соревнования, отстранять от участия в них лиц с выраженными явлениями утомления или перенапряжения.

Перед возобновлением занятий физкультурой и спортом после перерывов школьники проходят дополнительный медицинский осмотр. После перенесенных заболеваний в течение некоторого времени занятия физкультурой и спортом противопоказаны. При установлении срока начала занятий физкультурой после болезни принимают во внимание ее тяжесть и результаты дополнительного осмотра (см. приложение N 3).

Медицинская сестра школы (совместно с врачом) контролирует осуществление преподавателями физкультуры мероприятий по предупреждению травматизма во время занятий. Проводит учет, анализ и профилактику травматизма. Особое внимание при этом она должна обращать на целостность и исправность снарядов, состояние спортивных площадок и беговых дорожек, подготовку мест для прыжков, обеспечение безопасности учащихся при метании диска, гранаты, копья.

Приложение N 3

ПРИМЕРНЫЕ СРОКИ НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

И ДОПУСКА К СОРЕВНОВАНИЯМ ПОСЛЕ НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

---------------T-------------------------T-----------------------¬

¦ Заболевание ¦Минимальные сроки с нача-¦ Примечание ¦

¦ ¦ла клинического выздоров-¦ ¦

¦ ¦ления (дни), когда можно ¦ ¦

¦ +------------T------------+ ¦

¦ ¦приступить к¦выступить в ¦ ¦

¦ ¦занятиям и ¦соревновани-¦ ¦

¦ ¦тренировкам ¦ях ¦ ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Ангина (ката-¦ 12 ¦ - ¦Необходимо дополнитель-¦

¦ральная, фол-¦ ¦ ¦ное обследование и кон-¦

¦ликулярная, ¦ ¦ ¦сультация врача - ото-¦

¦лакунарная) ¦ ¦ ¦ларинголога, углублен-¦

¦ ¦ ¦ ¦ное врачебно - педаго-¦

¦ ¦ ¦ ¦гическое наблюдение за¦

¦ ¦ ¦ ¦реакцией и нагрузкой ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Острая респи-¦ 6 - 18 ¦ 12 - 24 ¦Рекомендуется избегать¦

¦раторно - ви- ¦ ¦ ¦переохлаждения во время¦

¦русная инфек-¦ ¦ ¦занятий на воздухе в¦

¦ция, острый¦ ¦ ¦зимний период; исклю-¦

¦бронхит ¦ ¦ ¦чить упражнения, свя-¦

¦ ¦ ¦ ¦занные с формированием¦

¦ ¦ ¦ ¦дыхания ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Групп ¦ 12 ¦ 16 - 20 ¦Необходимо дополнитель-¦

¦ ¦ ¦ ¦ное врачебное освиде-¦

¦ ¦ ¦ ¦тельствование; рекомен-¦

¦ ¦ ¦ ¦дуется врачебное наблю-¦

¦ ¦ ¦ ¦дение ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Пневмония ¦ 30 ¦ 45 ¦Необходимы рентгеноло-¦

¦ ¦ ¦ ¦гический контроль, ана-¦

¦ ¦ ¦ ¦лизы крови и мочи, на-¦

¦ ¦ ¦ ¦блюдение врача и педа-¦

¦ ¦ ¦ ¦гога. Следует избегать¦

¦ ¦ ¦ ¦переохлаждения, не¦

¦ ¦ ¦ ¦включать в тренировку¦

¦ ¦ ¦ ¦дыхательные упражнения ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Сухой плеврит ¦ 30 ¦ 45 ¦Контроль за динамикой¦

¦ ¦ ¦ ¦восстановления жизнен-¦

¦ ¦ ¦ ¦ной емкости легких ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Выпотной ¦ 60 ¦ 90 - 120 ¦Врачебно - педагогичес-¦

¦плеврит ¦ ¦ ¦кий контроль за здо-¦

¦ ¦ ¦ ¦ровьем спортсмена, ди-¦

¦ ¦ ¦ ¦намикой восстановления¦

¦ ¦ ¦ ¦жизненной емкости лег-¦¦ ¦ ¦ ¦ких ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Острые инфек-¦ 30 - 45 ¦ 45 - 60 ¦Врачебно - педагогичес-¦

¦ционные забо-¦ ¦ ¦кий контроль за состоя-¦

¦левания (тиф,¦ ¦ ¦нием сердечно - сосу-¦

¦дизентерия, ¦ ¦ ¦дистой системы спорт-¦

¦скарлатина и¦ ¦ ¦смена в процессе трени-¦

¦др.) ¦ ¦ ¦ровки и соревнований ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Ревматизм (су-¦ 30 ¦ 45 - 60 ¦Занятия разрешаются при¦

¦ставная фор-¦ ¦ ¦нормальной клинической¦

¦ма, хорея) ¦ ¦ ¦картине крови и отсут-¦

¦ ¦ ¦ ¦ствия увеличения СОЭ;¦

¦ ¦ ¦ ¦рекомендуется начинать¦

¦ ¦ ¦ ¦тренировку в летнее¦

¦ ¦ ¦ ¦время. Зимние виды¦

¦ ¦ ¦ ¦спорта и плавание сле-¦

¦ ¦ ¦ ¦дует временно прекра-¦

¦ ¦ ¦ ¦тить или ограничить ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Ревмокардит ¦ 180 и ¦ 240 - 300 ¦Можно допустить к заня-¦

¦ ¦ более ¦ ¦тиям при отсутствии¦

¦ ¦ ¦ ¦обострения заболевания,¦

¦ ¦ ¦ ¦нормальной клинической¦

¦ ¦ ¦ ¦картине крови и доста-¦

¦ ¦ ¦ ¦точной адаптации орга-¦

¦ ¦ ¦ ¦нов кровообращения к¦

¦ ¦ ¦ ¦физическим нагрузкам ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Острый нефрит ¦ 60 ¦ 90 ¦Систематический конт-¦

¦ ¦ ¦ ¦роль анализов мочи ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Острый аппен-¦ 30 ¦ 40 - 45 ¦В начальном периоде¦

¦дицит (после¦ ¦ ¦тренировки исключить¦

¦операции) ¦ ¦ ¦упражнения с натужива-¦

¦ ¦ ¦ ¦нием, прыжки. В случае¦

¦ ¦ ¦ ¦послеоперационных ос-¦

¦ ¦ ¦ ¦ложнений сроки начала¦

¦ ¦ ¦ ¦тренировок и допуска к¦

¦ ¦ ¦ ¦соревнованиям устанав-¦

¦ ¦ ¦ ¦ливаются врачом в инди-¦

¦ ¦ ¦ ¦видуальном порядке ¦

+--------------+------------+------------+-----------------------+

¦Сотрясение ¦ 60 ¦ 60 - 90 ¦Рекомендуется система-¦

¦мозга ¦ ¦ ¦тическое наблюдение те-¦

¦ ¦ ¦ ¦рапевта и консультация¦

¦ ¦ ¦ ¦невропатолога, врачеб-¦

¦ ¦ ¦ ¦но - педагогическое ¦

¦ ¦ ¦ ¦наблюдение. Следует¦

¦ ¦ ¦ ¦исключить упражнения,¦

¦ ¦ ¦ ¦сопровождающиеся резким¦

¦ ¦ ¦ ¦сотрясением тела ¦

L--------------+------------+------------+------------------------