Российские законы

Закон РТ от 24.03.1999 N 2054 (ред. от 14.09.2000) “О лицензировании“

Утратил силу в связи с принятием Закона РТ от 20.12.2000 N 548.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ

от 31.05.2000 некоторые положения пункта 11 статьи 9 данного

документа признаны противоречащими федеральному законодательству,

недействующими и не подлежащими применению. Решение не обжаловано,

не опротестовано, вступило в законную силу по истечении 10 дней со

дня вынесения.

(Информационное сообщение Верховного суда РТ)

24 марта 1999 года N 2054

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

(в ред. Законов РТ от 23.09.1999 N 2372,

от 14.09.2000 N 297)

Настоящий Закон регулирует отношения между органами государственного управления Республики Татарстан и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, возникающие в связи с осуществлением отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Республики
Татарстан, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, в целях регулирования прав граждан, защиты их законных интересов, нравственности, жизни и здоровья, а также на установление правовых основ единого рынка.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

- лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Республики Татарстан требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом;

- лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

- лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

- лицензирующие органы - органы государственного управления Республики Татарстан, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Республики Татарстан;

- лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

- соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

- реестр лицензий - документ, содержащий совокупность сведений о выданных, зарегистрированных, приостановленных, аннулированных лицензиях;

- надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Статья 2. Правовое
регулирование отношений в области лицензирования в Республике Татарстан

Отношения в области лицензирования в Республике Татарстан регулируются настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на лицензирование конкретных видов деятельности, осуществляемое органами государственного управления Республики Татарстан в соответствии с законодательством Республики Татарстан.

Действие настоящего Закона не распространяется на лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензирование иных видов деятельности, особенности лицензирования которых установлены другими законами.

(в ред. Закона РТ от 23.09.1999 N 2372)

Статья 4. Основные принципы осуществления лицензирования

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

защита свобод, прав, законных интересов, нравственности, жизни и здоровья граждан;

сочетание интересов личности, общества и государства;

равенство условий для всех субъектов предпринимательской деятельности при лицензировании;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования;

лицензирование производственной деятельности юридических лиц на основе единства технологических процессов, обеспечивающих основной вид деятельности.

Статья 5. Критерии определения лицензируемых видов деятельности

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение вреда правам, законным интересам, нравственности, жизни и здоровью граждан, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области лицензирования

Кабинет Министров Республики Татарстан:

осуществляет комплексные меры по обеспечению деятельности в области лицензирования в Республике Татарстан;

утверждает порядок ведения лицензионной деятельности в Республике Татарстан;

определяет органы государственного управления Республики Татарстан, осуществляющие полномочия, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона;

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, в которых, в том числе, определяет перечень работ и услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности;

определяет размер лицензионных сборов и предоставляет льготы по их оплате в соответствии с законодательством.

Статья
7. Полномочия лицензирующих органов

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

лицензирование на территории Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан;

надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

приостановление действия лицензий;

возобновление действия лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

формирование и ведение реестра лицензий.

Статья 8. Соглашения в области лицензирования

Кабинет Министров Республики Татарстан вправе заключать соглашения с федеральными органами государственной власти о взаимном делегировании полномочий в области лицензирования в соответствии с законодательством.

Глава 2. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

Статья 9. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия

Видами деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, являются:

1) оптовая и розничная реализация продовольственных и непродовольственных товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами (по каждой группе подакцизных товаров);

2) оптовая и розничная реализация продовольственных товаров;

3) оптовая и розничная реализация непродовольственных товаров;

4) производство продовольственных товаров;

5) организация и содержание казино, тотализаторов и других игорных заведений;

6) организация и проведение местных лотерей;

7) Исключен. - Закон РТ от 14.09.2000 N 297

7) туристическая деятельность, в том числе международная;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

8) организация платных стоянок, хранения и парковки автотранспортных средств;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

9) деятельность ломбардов;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

10) заготовка и реализация пушно - мехового, овчинно - шубного и кожевенного сырья;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

11) сбор, переработка, реализация и вывоз за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

12) содержание баров, ночных клубов и дискотек;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

13) сбор и реализация сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных
в Красную книгу России);

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

14) медицинская деятельность;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

15) фармацевтическая деятельность;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

16) риэлтерская деятельность;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

17) оказание платных услуг в содействии занятости населения негосударственными организациями (при наличии заключения органов Федеральной службы занятости);

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

18) ветеринарная деятельность;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

19) деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения (генерирующими);

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

20) производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

21) деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

22) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

23) образовательная деятельность в области дошкольного, начального общего, основного общего (неполного среднего) и среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

24) проведение землеустроительных и других проектно - изыскательских работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

25) деятельность в области охраны, реставрации и использования культурных и исторических ценностей;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

26) выполнение проектных, строительно - монтажных работ и инженерных изысканий для строительства, производство строительных конструкций и деталей;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

27) проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

28) осуществление деятельности, связанной с работами (услугами) природоохранного назначения;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

29) тиражирование, реализация, сдача в прокат и
аренду, публичный показ, распространение через видео-, аудиотеки и прокатные пункты аудио-, кино- и видеопродукции;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

30) пользование недрами;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

31) хранение нефти и продуктов ее переработки;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

32) реализация нефтепродуктов;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

33) пользование поверхностными водами;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

34) пользование охотничьими ресурсами;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

35) промышленное рыболовство и рыбоводство;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

36) разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

37) деятельность, связанная со сбором, транспортированием, хранением, утилизацией, обезвреживанием, захоронением отходов производства и потребления;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

38) деятельность в области пожарной безопасности;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

39) осуществление медицинского страхования страховыми компаниями;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

40) производство, реализация и техническое обслуживание медицинской техники;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

41) деятельность негосударственных пенсионных фондов;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

42) деятельность по социальному обслуживанию населения;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

43) предоставление услуг связи, проектирование, строительство и техническая эксплуатация сооружений и средств связи;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

44) оценочная деятельность;

(в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

45) осуществление частной детективной и охранной деятельности. (в ред. Закона РТ от 14.09.2000 N 297)

Лицензирование иных видов деятельности, осуществляемое в Республике Татарстан в соответствии с федеральным законодательством, осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

Лицензирование видов деятельности, не предусмотренных настоящим Законом и федеральным законодательством, не допускается.

Глава
3. СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Статья 10. Порядок выдачи лицензии

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридического лица - полного наименования и его организационно - правовой формы, юридического адреса, наименования обслуживающего банка и номера расчетного счета;

для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина;

лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

2) для юридического лица - копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а в случае, если они не заверены нотариусом, с предъявлением оригиналов;

для индивидуального предпринимателя - копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а в случае, если она не заверена нотариусом, с предъявлением оригинала;

3) документ о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

4) документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора;

5) иные документы, предусмотренные положением о лицензировании конкретного вида деятельности в зависимости от ее специфики.

Не допускается требование представления от соискателя лицензии документов, не предусмотренных настоящим Законом и положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Все документы, представленные соискателем для получения лицензии, принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю с отметкой о дате приема документов.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством.

Лицензирующий орган в срок, определяемый положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не свыше 15 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми для получения лицензии документами, проводит экспертизу представленных документов и наличия условий, необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности, на соответствие требованиям настоящего Закона и положения
о лицензировании конкретного вида деятельности, после чего принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе по требованию лицензиата, независимой экспертизы решение принимается в 7-дневный срок со дня получения экспертного заключения. В этом случае срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен руководителем органа, осуществляющего лицензирование, но не более чем на 15 дней. Проведение независимой экспертизы осуществляется за счет соискателя лицензии.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

отрицательное экспертное заключение, установившее отсутствие у соискателя условий, необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности;

отказ соискателя лицензии от проведения экспертизы наличия условий, необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности;

несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

лишение соискателя лицензии - индивидуального предпринимателя права заниматься определенной деятельностью в соответствии с постановлением суда.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

На каждый вид деятельности, предусмотренный настоящим Законом, выдается отдельная
лицензия.

В целях обеспечения единства технологических процессов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан, может быть выдана одна генеральная лицензия на несколько видов деятельности.

Передача лицензиатом лицензии другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается.

Лицензия, выданная лицензирующим органом, действует на всей территории Республики Татарстан.

Статья 11. Лицензионный сбор

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор.

Максимальный размер лицензионного сбора не должен превышать 10-кратного установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Статья 12. Лицензия

Лицензия содержит следующие реквизиты:

регистрационный номер;

дату выдачи;

наименование органа, выдавшего лицензию;

вид (виды) деятельности, на осуществление которого выдана лицензия;

наименование и юридический адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

сроки начала и окончания действия лицензии;

условия осуществления указанного в лицензии вида деятельности.

Лицензия может содержать иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Татарстан. Бланки лицензии должны иметь необходимую степень защищенности, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий производят органы, осуществляющие лицензирование.

Типовой бланк лицензии утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Статья 13. Срок действия лицензии

Срок действия лицензии устанавливается в положении о лицензировании конкретного вида деятельности в зависимости от специфики данного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Законодательством и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии установлены нарушения лицензионных требований и условий.

Статья 14. Лицензионные требования и условия

Одним из обязательных лицензионных требований и условий
при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства, действующего на территории Республики Татарстан, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Статья 15. Переоформление и регистрация лицензии

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник - обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

В случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя лицензиат - индивидуальный предприниматель - обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.

Статья 16. Уведомление лицензиатом лицензирующих органов

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании лицензии, выданной в соответствии с федеральным законодательством органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, на территории Республики Татарстан осуществляется при условии уведомления лицензиатом органов, осуществляющих лицензирование соответствующего вида деятельности без взимания сбора.

Статья 17. Приостановление действия и аннулирование лицензии

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае:

выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение вреда правам, законным интересам, нравственности, жизни и здоровью граждан;

невыполнения лицензиатом решений органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области лицензирования.

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, а также в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии является:

обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

незаконность решения о выдаче лицензии;

подача лицензиатом соответствующего заявления.

Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия.

Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Статья 18. Формирование и ведение реестров лицензий

Кабинет Министров Республики Татарстан определяет лицензирующий орган, который формирует и ведет единый республиканский реестр лицензий, выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных органами, осуществляющими лицензирование в соответствии с настоящим Законом, на основании сведений, предоставляемых указанными органами.

Лицензирующие органы формируют и ведут реестр лицензий, выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных ими.

Реестр лицензий содержит следующие сведения:

1) сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;

2) сведения о лицензиатах;

3) виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;

4) дата выдачи или регистрации и номер лицензии;

5) сроки начала и окончания действия лицензии;

6) лицензионные условия;

7) сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии, аннулирования лицензии;

8) сведения о переоформлении лицензии;

9) иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы обязаны безвозмездно предоставлять информацию из реестров лицензий органам государственной власти и местного самоуправления.

Срок предоставления информации из реестров лицензий не может превышать три дня с даты подачи соответствующего заявления.

Статья 19. Государственный контроль и надзор в области лицензирования

Государственный контроль и надзор за выполнением лицензиатом лицензионных условий осуществляют орган, выдавший или зарегистрировавший лицензию, а также государственные контрольные и надзорные органы, уполномоченные на то в соответствии с законодательством.

Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области лицензирования, в пределах своей компетенции вправе:

проводить проверки соблюдения лицензиатом требований законодательства в области лицензирования и выполнения им лицензионных условий;

получать от лицензиатов необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, определяемых законодательством;

выдавать обязательные для исполнения предписания (представления) об устранении нарушений в области лицензирования (с указанием конкретных нарушений и сроков их устранения);

вносить в орган, выдавший или зарегистрировавший лицензию, представление о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании;

привлекать в порядке, установленном законодательством, виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.

Государственные контрольные и надзорные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений в области лицензирования сообщают органам, выдавшим или зарегистрировавшим лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.

Лицензиат обязан представлять необходимые сведения и документы, а также обеспечивать условия для проведения проверки органами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области лицензирования, в соответствии с положением о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензиат обязан по истечении срока, установленного предписанием (представлением), представить в орган, выдавший предписание (представление), и в орган, выдавший лицензию, сведения об устранении выявленных в ходе проверок нарушений.

Порядок осуществления государственного контроля в области лицензирования устанавливается в положении о лицензировании конкретных видов деятельности.

Действия (решения) органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области лицензирования, и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Финансирование лицензионной деятельности

Финансирование лицензионной деятельности производится за счет средств, выделяемых на содержание органов, осуществляющих лицензирование, из Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании

Должностные лица органов, осуществляющих лицензирование, в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в области лицензирования.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие подлежащую лицензированию деятельность без лицензии или с нарушением лицензионных условий, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 22. Распределение денежных средств, поступающих от лицензирования

Денежные средства, поступающие от лицензирования, осуществляемого территориальными лицензирующими органами, направляются в местные бюджеты.

Денежные средства, поступающие от лицензирования, осуществляемого органами государственного управления Республики Татарстан, направляются в Республиканский бюджет Республики Татарстан.

Президент

Республики Татарстан

М.ШАЙМИЕВ

Казань

24 марта 1999 года

N 2054