Российские законы

Постановление КМ РТ от 01.04.1999 N 169 (ред. от 14.08.2006) “Об организации и проведении аварийно-спасательных работ на территории Республики Татарстан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ (вместе с “Положением об организации и проведении аварийно-спасательных работ на территории Республики Татарстан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“)

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 1999 г. N 169

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

РАБОТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПРИ

ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

Во исполнение Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ и в целях совершенствования деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления по защите населения и территории Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия и управления силами, привлекаемыми к специальным работам при ликвидации чрезвычайных ситуаций, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ на территории Республики Татарстан
при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Возложить руководство и координацию действий всех служб, организаций и учреждений, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, на комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности:

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

объекта экономики - при локальной чрезвычайной ситуации;

города или района - при местной чрезвычайной ситуации;

республики - при территориальной чрезвычайной ситуации.

3. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан

Р.МИННИХАНОВ

Заместитель

Премьер-министра

Республики Татарстан -

Руководитель Аппарата

Кабинета Министров

Республики Татарстан

И.ФАТТАХОВ

Приложение

Утверждено

Постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 1 апреля 1999 г. N 169

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

РАБОТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПРИ

ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И

ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения аварийно-спасательных работ на территории Республики Татарстан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

2. В зависимости от вида, масштаба и характера чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные работы проводятся силами специальных штатных, нештатных формирований, в том числе формирований гражданской обороны, создаваемых на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы.

В первоочередном порядке
к аварийно-спасательным работам привлекаются дежурные подразделения сил постоянной готовности учреждений и организаций с последующим наращиванием их численности до полного штатного состава.

Силы и средства для защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан привлекаются по запросу и решению председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности объекта (территории) через органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

Привлечение сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ осуществляется в зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации (локальной, местной, территориальной) из состава сил и средств территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.

Привлечение дополнительных сил и средств производится на договорной основе по решению руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с распоряжением Премьер-министра Республики Татарстан, руководителя исполнительного комитета муниципального района и городского округа.

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

Ведомственные аварийно-спасательные формирования привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ по согласованию с руководством ведомства без нарушения технологии производства данного ведомства.

При недостаточности сил и средств для локализации или ликвидации чрезвычайной ситуации комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня может обратиться за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

Территориальные аварийно-спасательные формирования привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ по решению председателя Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан.

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

3. Порядок применения аварийно-спасательных формирований определяется планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждаемыми руководителями республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений
и организаций. Аварийно-спасательные формирования используются в соответствии со своим предназначением.

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

4. Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ на объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности объекта (территории).

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

Для управления и осуществления координационных действий всеми силами и средствами в зоне чрезвычайной ситуации руководителем аварийно-спасательных работ создается орган управления - рабочая группа комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которая формируется из числа членов комиссии по чрезвычайным ситуациям, представителей соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с привлечением необходимых специалистов, а также представителей взаимодействующих органов.

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

Разворачивается подвижный пункт управления. Рабочая группа комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности оснащается средствами защиты, транспортными средствами, средствами связи и необходимой оргтехникой.

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

5. Непосредственным руководителем аварийно-спасательных работ является председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности объекта (территории). Ему подчиняются все подразделения, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ на объекте (территории).

(в ред. Постановления КМ РТ от 14.08.2006 N 409)

6. Решения руководителя аварийно-спасательных работ оформляются распоряжениями и обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями, находящимися в зоне чрезвычайной ситуации. Распоряжения руководителя аварийно-спасательных работ могут быть отданы как в устной форме, так и письменно.

7. Руководитель аварийно-спасательных работ отвечает:

за своевременное начало и окончание спасательных работ;

за организацию и проведение аварийно-спасательных работ;

за обеспечение безопасности людей, участвующих в аварийно-спасательных работах.

8. Руководитель аварийно-спасательных работ обязан:

провести разведку и оценить обстановку в месте проведения спасательных работ;

организовать сети
связи;

поставить задачи аварийно-спасательным формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;

непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных работ и принимать соответствующие решения;

при необходимости вызвать дополнительные силы и средства для проведения аварийно-спасательных работ, организовать их прием, расстановку и максимальную загрузку работой;

создать резерв сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, организовать посменную работу аварийно-спасательных подразделений, их питание и отдых;

организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;

организовать жизнеобеспечение населения;

по окончании работ заслушать командиров аварийно-спасательных подразделений, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);

определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ подразделений и взаимодействующих служб.

9. Руководителем аварийно-спасательных работ одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийно-спасательные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечения сильнодействующих ядовитых веществ.

10. Мероприятия по организации аварийно-спасательных работ включают в себя следующие основные этапы:

получение и анализ информации о чрезвычайной ситуации;

разведка (инженерная, радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) в зоне чрезвычайной ситуации;

рекогносцировка объекта (территории), где планируется проведение аварийно-спасательных работ, оценка обстановки, вынесение решения о спасении людей и проведении аварийно-спасательных работ;

сбор необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ;

постановка задач аварийно-спасательным формированиям;

выдвижение и ввод на объект сил и средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ;

проведение поисково-спасательных работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) пострадавших в безопасное место;

вывод сил и средств по завершении аварийно-спасательных работ и возвращение к месту дислокации.

11. Разведка (инженерная, радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) объекта (территории), где планируется проведение аварийно-спасательных работ, должна установить:

места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения;

наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва,
пожара, обрушения конструкций, истечения сильнодействующих ядовитых веществ, наличия электросетей под высоким напряжением и т.д.;

вид опасных факторов чрезвычайной ситуации, сложившейся на объекте (территории), способы их локализации и ликвидации;

необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ;

безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;

наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе проведения аварийно-спасательных работ;

состояние подъездных путей.

12. После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с целью определения объема и способов ведения аварийно-спасательных работ. Производится расчет необходимых сил и средств для выполнения аварийно-спасательных работ. К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ.

13. Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта (территории), подвергшегося разрушению, и наличия сведений о количестве и местах нахождения в нем пострадавших. При необходимости руководителем аварийно-спасательных работ объект (территория) разбивается на участки (сектора) с назначением ответственных лиц из числа руководителей аварийно-спасательных формирований за выполнение аварийно-спасательных работ на данном участке. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь.

14. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.

Поиск мест нахождения людей производится с использованием:

информации непосредственных свидетелей;

специально подготовленных поисковых собак;

специальных поисковых приборов и инструментов;

простукиванием и прослушиванием завалов.

Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.

15. Спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается
по смене. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.

16. Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.

Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.

17. Спасение людей и поиск пострадавших производится спасателями аварийно-спасательных формирований до последнего дня проведения аварийно-спасательных работ.

18. Окончание аварийно-спасательных работ объявляется руководителем аварийно-спасательных работ. До окончания аварийно-спасательных работ место зоны чрезвычайной ситуации не может покинуть ни одно аварийно-спасательное формирование.

19. Аварийно-спасательными формированиями при проведении аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера используются комплекты территориального страхового фонда документации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.