Российские законы

Постановление КМ РТ от 30.04.1999 N 269 “Об организации системы социально - гигиенического мониторинга на территории Республики Татарстан“ (вместе с “Положением о системе социально - гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения в связи со средой его обитания“)

Утратил силу в связи с изданием Постановления КМ РТ от 12.04.2005 N 181.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 1999 г. N 269

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО

МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с Законом Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года N 1146 “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге“, а также в целях координации усилий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охране здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на территории республики Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Положение о системе социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения в связи со средой его обитания (приложение N 1);

распределение функций
в системе социально-гигиенического мониторинга между министерствами, государственными комитетами и ведомствами Республики Татарстан, уполномоченными на ведение социально-гигиенического мониторинга (приложение N 2) и представление данных для информационного фонда на безвозмездной основе.

2. Возложить на Государственный комитет Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора создание и ведение системы социально-гигиенического мониторинга совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, учреждениями и организациями республики.

3. Государственному комитету Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, учреждениями и организациями республики разработать и утвердить до 1 июля 1999 года основные нормативные и методические документы, определяющие порядок создания, функционирования и развития социально-гигиенического мониторинга.

Премьер - министр

Республики Татарстан

Р.МИННИХАНОВ

Заместитель

Руководителя Аппарата

Кабинета Министров

Республики Татарстан

М.МИНГАЗОВ

Приложение N 1

Утверждено

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 30 апреля 1999 г. N 269

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ СО

СРЕДОЙ ЕГО ОБИТАНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Социально-гигиенический мониторинг - это государственная система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, с целью установления, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека.

1.2. Социально-гигиенический мониторинг на территории Республики Татарстан организуется учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществляется ими совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, учреждениями и организациями республики, администрациями городов и районов на основе нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

2.1. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является установление и предупреждение причин и факторов, неблагоприятно воздействующих на здоровье населения, а также разработка мероприятий по их устранению или уменьшению.

2.2. Для достижения поставленной цели в рамках системы социально-гигиенического мониторинга решаются следующие
задачи:

обеспечение непрерывного наблюдения и контроля за показателями здоровья населения и среды обитания человека;

выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, многофакторный анализ и оценка наблюдаемых изменений в состоянии здоровья населения под влиянием неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и социальной среды;

оценка экономического ущерба, нанесенного здоровью населения в результате экологических и санитарных правонарушений;

прогнозирование изменений состояния здоровья в связи с воздействием факторов окружающей среды и условиями жизни населения;

интеграция системы социально-гигиенического мониторинга с Единой государственной системой экологического мониторинга Республики Татарстан, с информационными системами заинтересованных министерств, государственных комитетов, ведомств, учреждений и организаций республики;

обеспечение органов государственной власти и управления Республики Татарстан, предприятий, организаций, учреждений и граждан достоверной и объективной информацией об изменении состояния здоровья населения в связи со средой его обитания;

обоснование и разработка приоритетных направлений в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охране здоровья, профилактике заболеваний, а также оздоровлении среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

подготовка материалов к ежегодному национальному докладу о санитарно-эпидемиологическом благополучии в Республике Татарстан.

3. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

3.1. Система организации и проведения наблюдения, оценки и прогнозирования изменений состояния здоровья в связи со средой обитания населения базируется на следующих основных принципах:

использование единых и обязательных для всех организаций, участвующих в системе социально-гигиенического мониторинга, методологических подходов и гигиенических критериев оценки влияния на состояние здоровья факторов среды обитания человека, основанных на современных научных представлениях о взаимодействии в системе “человек - окружающая среда“;

применение взаимосогласованных нормативных и методических документов, обеспечивающих единство методов, способов и показателей, по которым осуществляется сбор, накопление и обработка данных в системе наблюдения и контроля за состоянием здоровья и среды обитания населения;

организационное объединение информации;

открытость данных системы социально-гигиенического
мониторинга для широкого круга пользователей, бесплатный обмен информацией между организациями, участвующими в системе.

4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

4.1. Социально-гигиенический мониторинг организуется на местном (районном, городском) и республиканском уровнях и осуществляется Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора, районными и городскими центрами Госсанэпиднадзора совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, администрациями городов и районов республики, природоохранными, медицинскими учреждениями и другими организациями.

4.2. При проведении социально-гигиенического мониторинга на местном уровне обеспечиваются:

сбор, хранение, первичная обработка и оценка информации;

подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения районов (городов), предупреждения, устранения или уменьшения вредных факторов, влияющих на здоровье человека, для принятия решений органами местного самоуправления.

4.3. При проведении социально-гигиенического мониторинга на республиканском уровне обеспечиваются:

методическое руководство и координация ведения работ, материально-техническое и информационное обеспечение социально-гигиенического мониторинга;

осуществление в динамике системного многофакторного анализа полученных данных;

передача информации в республиканские правительственные информационные системы и подсистемы учреждений (ведомств, организаций), задействованных в ведении социально-гигиенического мониторинга на территории республики;

подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения или уменьшения влияния факторов, воздействующих на здоровье человека, для принятия соответствующих решений Правительством Республики Татарстан.

5. СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

5.1. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга представляет собой систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдений, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его обитания.

5.2. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга содержит данные, характеризующие:

состояние здоровья населения;

состояние среды обитания человека;

социально-экономическое положение в Республике Татарстан.

5.3. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга формируется:

на районном уровне: на основе баз данных, формируемых территориальными центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора,
территориальными медицинскими учреждениями, районными и городскими отделами государственной статистики, региональными учреждениями Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, администрациями городов и районов;

на республиканском уровне: на основе баз данных наблюдений, формируемых Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора, Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственным комитетом Республики Татарстан по статистике, Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, Комитетом водного хозяйства Республики Татарстан, Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан (в соответствии с ведомственными нормативными документами, определяющими порядок представления информации или оказания информационных услуг) и других заинтересованных учреждений и организаций.

6. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

6.1. Координация работ по созданию и ведению социально-гигиенического мониторинга осуществляется Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора при участии субъектов данного мониторинга.

6.2. Обмен данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно по согласованным объемам и формам информации, установленным каналам связи, а с другими пользователями - на договорной основе.

6.3. Пользователями информационного фонда социально-гигиенического мониторинга могут быть органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а также граждане.

6.4. Пользователям запрещается передача данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга третьим лицам на коммерческой основе.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

7.1. Финансирование работ по созданию и функционированию системы социально-гигиенического мониторинга осуществляется за счет средств государственного бюджета.

7.2. Дополнительными источниками финансирования могут быть средства Экологического фонда Республики Татарстан, Республиканского фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, средства организаций и учреждений - участников системы социально-гигиенического
мониторинга, полученные ими за выполнение платных работ и услуг, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

Приложение N 2

Утверждено

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 30 апреля 1999 г. N 269

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО -

ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ СО СРЕДОЙ ЕГО ОБИТАНИЯ МЕЖДУ

МИНИСТЕРСТВАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОМИТЕТАМИ И

ВЕДОМСТВАМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ

НА ВЕДЕНИЕ ДАННОЙ СИСТЕМЫ

Министерство, государственный Функции

комитет, ведомство

Государственный комитет Республики Координация деятельности ми-

Татарстан санитарно-эпидемиологи- нистерств и ведомств в облас-

ческого надзора ти социально-гигиенического

мониторинга. Мониторинг

санитарно-эпидемиологического

благополучия республики

Министерство здравоохранения
Рес- Мониторинг состояния здоровья

публики Татарстан населения республики

Министерство охраны окружающей Мониторинг окружающей природ-

среды и природных ресурсов Респуб- ной среды республики

лики Татарстан

Государственный комитет Республики Мониторинг социальной среды

Татарстан по статистике обитания населения

Государственный комитет Республики Мониторинг земельных ресурсов

Татарстан по земельным ресурсам и республики

земельной реформе

Комитет водного хозяйства Респуб- Мониторинг водной среды, во-

лики Татарстан дохозяйственных систем и соо-

ружений в местах водозабора и

сброса сточных вод республики

Управление по гидрометеорологии и Мониторинг состояния атмос-

мониторингу окружающей среды Рес- ферного воздуха и поверхност-

публики Татарстан ных вод республики