Российские законы

Приказ МЗ РТ от 05.05.1999 N 352 <О массовой иммунизации школьников против вирусного гепатита В>

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 5 мая 1999 г. N 352

В марте с.г. в г. Казани тремя ведомствами (здравоохранением, образованием и городской службой госсанэпиднадзора) была начата кампания по массовой иммунизации школьников против вирусного гепатита В, которая утверждена совместным приказом N 91/256/41 от 12.03.1999 г., 16.03.1999 г., 24.03.1999 г. соответствующих управлений и городского Центра госсанэпиднадзора г. Казани. Данным приказом была определена программа массовой вакцинации, исполнители и их функции.

В ходе реализации данной программы возникло много обращений родителей в Министерство здравоохранения Республики Татарстан в связи с оплатой вакцинации, имело место разноречивое отражение этой акции в средствах массовой информации, где основным негативным моментом было отмечено нарастание
социальной напряженности из-за невозможности оплаты прививок большинством родителей. Результатом усугубления этой ситуации явилось широкое обсуждение проводимой массовой вакцинации школьников на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 28.04.1999 г.

Министерством здравоохранения была проведена проверка организации данной прививочной кампании. Установлено, что на фоне нарастающего эпидемиологического неблагополучия, вызванного ростом заболеваемости школьников, проведение массовой иммунизации обосновано, однако при организации этой работы были допущены серьезные просчеты. Так, фактически механизм реализации данной программы отличался от запланированных мероприятий, указанных в программе, кроме того, в реализации акции участвовали другие юридические и физические лица.

ЗАО “Спасение“ (указанное в приказе как ассистентская кампания “Спасение“), являясь одним из исполнителей данной акции, закупило вакцину “Энджерикс В“, имея лицензию на оптовую реализацию лекарственных и гигиенических средств “225980 серии Б 77 сроком действия с 17.04.1998 г. по 17.04.1999 г., т.е. срок действия лицензии истек и реализация вакцины после 17.04.1999 г. осуществлялась незаконно.

В соответствии с договором поставки вакцины от 02.04.1999 г. ЗАО “Спасение“ поставляло вакцину ОАО “Страховой фонд Союз - Афес“, которое имеет лицензию на страховую деятельность, а также является учредителем ЗАО “Спасение“. ОАО “Страховой Фонд Союз - Афес“, которое не является исполнителем по программе акции, заключало договора с медицинскими работниками школьных медицинских кабинетов и прививочных кабинетов городских поликлиник на продажу полисов добровольного медицинского страхования.

Согласно п. 31 данных договоров за выполненные посреднические страховые услуги медицинские работники“ (“агенты“ по договору) по итогам работы за месяц получали комиссионное вознаграждение в размере 30 рублей за каждый оформленный договор и 20 рублей за каждый неполный договор.

Кроме того, ОАО “Страховой Фонд Союз - Афес“ заключило с медработниками договора о полной индивидуальной материальной ответственности
за оформление и получение полисов и денежных средств. На основании доверенностей, выданных ОАО “Страховой Фонд Союз - Афес“, представителям по совместительству (т.е. мед. работникам) предоставлялось право заключения и подписания договоров страхования от имени ОАО “Страховой Фонд Союз - Афес“.

Таким образом, медицинские работники, заключившие договора с ОАО “Страховой Фонд Союз - Афес“, одновременно являлись представителями данной фирмы и сотрудниками школьных медицинских кабинетов, которые непосредственно выполняли прививки вакциной, полученной от ОАО “Страховой Фонд Союз - Афес“ и реализовали ее родителям. В данном случае они выступали как представители Страхового Фонда.

В соответствии со ст. 6 ФЗ “О страховании“ страховым организациям запрещается непосредственно самим заниматься торгово - посреднической деятельностью.

Кроме того, выдаваемый ОАО “Страховой Фонд Союз-Афес“ Полис добровольного медицинского страхования не содержит всех реквизитов полиса, предусмотренных ст. 16 Закона о страховании, а также существенных условий договора страхования, предусмотренных ст. 942 ГК РФ.

Руководство Управления здравоохранением г. Казани не поставило в известность Министерство здравоохранения о подготовке и проведении массовой иммунизации школьников, не согласовало свои действия с ним, а также с администрацией города, в результате чего работа началась без основательной проработки механизма реализации программы вакцинации и без принятия постановления Главы администрации г. Казани.

Специалистами Управления здравоохранением не была проведена должная работа по координации действий ведомств, принявших участие в прививочной кампании, не всегда были обоснованы и целесообразны принимаемые организационные и управленческие решения. Вследствие этого в программе действий оказался исключенным раздел совместной работы с Департаментом по фармации при Министерстве здравоохранения в части определения рациональности закупа вакцины и экспертизы цен. Отсутствие в Управлении здравоохранения твердой единой позиции по этому разделу работы привело к
завышению стоимости прививок и созданию в школах потенциальной возможности свободного их трактования и нецелевого использования средств, полученных от родителей школьников.

Информационное обеспечение и сопровождение иммунизации проводилось некорректно. Не на должном уровне была организована работа педиатров по проведению медосмотра детей до иммунизации и медицинское наблюдение в постпрививочном периоде.

Школьные медицинские пункты не в полном объеме были готовы к оказанию неотложной медицинской помощи.

В результате допущенных просчетов и непродуманных действий со стороны Управления здравоохранением г. Казани прививочная кампания по иммунизации школьников против вирусного гепатита В вызвала рост социальной напряженности в городе, приобрела негативные черты и поставила среди населения под сомнение гуманность и необходимость проведения данной акции.

Особо следует отметить, что население г. Казани оказалось неподготовленным к проведению массовой прививочной кампании среди детей, что свидетельствует о слабой работе Республиканского центра медицинской профилактики по санитарному просвещению населения и отсутствии оперативных действий специалистов Центра по информационной поддержке актуальных проблем здравоохранения и состояния здоровья населения.

Исходя из вышеизложенного, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальнику Управления здравоохранения г. Казани Мухаметзянову М.А.:

1.1. За допущенные серьезные недостатки в организации и проведении массовой прививочной кампании против вирусного гепатита В среди школьников объявить строгий выговор.

1.2. Внести изменения в совместный приказ Управления здравоохранения, Управления образования и Центра госсанэпиднадзора г. Казани N 91/255/41 от 12.03., 16.03., 24.03.1999 г., позволяющие устранить выявленные недостатки в проведении массовой вакцинации школьников против вирусного гепатита В и организовать эту работу в условиях детских поликлиник силами только медицинских работников.

2. Главному врачу Республиканского центра медицинской профилактики Тазиеву Р.В. указать на недостаточную работу по санитарному просвещению населения и принять меры по усилению санитарно - просветительной работы во всех средствах массовой
информации по профилактике вирусных гепатитов.

3. Заместителю министра здравоохранения Республики Татарстан, Генеральному директору Департамента по фармации Сафиуллину Р.С.:

3.1. Провести работу по организации тендера на поставку вакцины против вирусного гепатита В.

3.2. Обеспечить экспертизу цен на вакцину против вирусного гепатита В в территориях.

4. Начальникам Управлений здравоохранения г.г. Казани, Набережные Челны, Бугульмы, начальникам ГМО и РТМО г. Нижнекамска и Нижнекамского района; начальникам ТМО г. Альметьевска и Альметьевского района, г. Елабуги и Елабужского района; главным врачам Васильевского, Тукаевского, Лениногорского ТМО, главным врачам центральных районных больниц:

4.1. Принять к строгому исполнению обязательное согласование с Министерством здравоохранения проведение любых массовых мероприятий по медицинскому обеспечению населения (прививочные кампании, скрининговые целевые программы и т.д.).

4.2. Создать в территориях при органе управления здравоохранением комиссии по экспертизе цен закупа медикаментов и иммунобиологических препаратов.

5. Просить Главу администрации г. Казани Исхакова К.Ш., Председателя Государственного комитета Республики Татарстан санитарно - эпидемиологического надзора Морозова В.В., Министра образования Республики Татарстан Харисова Ф.Ф. о принятии мер дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим недостатки в организации прививочной кампании среди школьников.

6. Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Никольскую Л.А.

Министр здравоохранения

Республики Татарстан

К.Ш.ЗЫЯТДИНОВ