Российские законы

Информационный блок РО ФСС РФ по РТ N 5 “Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности“

РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК N 5

Май 2001 года

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности определен Федеральным законом от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.03.1999 г. N 63-ФЗ). Данный Федеральный закон включил страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в состав единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог на вмененный доход) и тем самым привел к кардинальным изменениям во
взаимоотношениях между плательщиками указанного налога и исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

На территории Республики Татарстан единый налог на вмененный доход введен в действие Законом Республики Татарстан “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 17 ноября 1999 года N 2439. Данный Закон введен в действие с 1 апреля 2000 г. для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а с 1 января 2001 г. в соответствии со статьей 10 Закона на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности перешли юридические лица (организации).

В соответствии со ст. 3 Закона плательщиками единого налога на вмененный доход являются индивидуальные предприниматели и юридические лица (организации), осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных данной статьей сферах.

Общественным организациям инвалидов, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.

Организации и индивидуальные предприниматели не являются плательщиками единого налога от нестационарной выездной торговли, общественного питания на краткосрочных ярмарках и других мероприятиях, проводимых по решению органов местного самоуправления.

В зависимости от сферы деятельности предприятия и организации могут являться плательщиками как единого социального налога, так и единого налога на вмененный доход. В соответствии с пунктом 2.10 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 9 февраля 2001 г. N 11, страхователи, являющиеся одновременно плательщиками единого социального налога и единого налога на вмененный доход, производят расходы по государственному социальному страхованию только
в отношении тех работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.

В случае осуществления деятельности организациями и индивидуальными предпринимателями на территории другого субъекта Российской Федерации, не взимающего единый налог, уплата налога производится индивидуальными предпринимателями по месту жительства, а организациями - по месту постановки на налоговый учет. Если на территории иного субъекта Российской Федерации введен единый налог, обязательный к уплате на данной территории, то во избежание двойного налогообложения единый налог на территории Республики Татарстан не взимается. Уплаченная сумма подтверждается справкой, выданной налоговым органом по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке на территории другого субъекта Российской Федерации, но осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Татарстан, обязаны встать на налоговый учет в Республике Татарстан по месту осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 5 Закона РТ от 17.11.1999 г. N 2439 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ ставка единого налога устанавливается в размере 20 процентов вмененного дохода, из них в Фонд социального страхования Российской Федерации - 3,425 процента.

Так так не предусмотрено зачисление части уплачиваемого индивидуальными предпринимателями единого налога в Фонд социального страхования РФ, то при неуплате предпринимателем - работодателем взносов на государственное социальное страхование своих наемных работников у него отсутствует право требовать от Фонда социального страхования РФ возмещения расходов по государственному социальному страхованию.

Региональное отделение Фонда социального страхования в своей работе по вопросам единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности руководствуется “Временным порядком учета и расходования на цели государственного социального страхования средств, поступающих от организаций,
перешедших на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности“, утвержденным Постановлением ФСС РФ N 42 от 5.08.1999 г., и Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 9 февраля 2001 г. N 11.

Обеспечение работников организаций, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, пособиями по государственному социальному страхованию осуществляется по общим правилам, т.е. через бухгалтерию работодателю. Однако поскольку осуществление выплат работникам в счет начисленных страховых взносов для организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход, невозможно, средства на пособия работникам таких организаций согласно пункту 2.2 Временного порядка и пункту 3.5 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 9 февраля 2001 г. N 11, выделяются исполнительными органами Фонда. Выделение средств на указанные цели производится в 10-дневный срок на основании представленной страхователем промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда или справки - расчета, копий платежных поручений, а также иных документов, затребованных филиалом, после проверки специалистами филиала представленных страхователем документов.

Оплата и выдача путевок на санаторно - курортное лечение и отдых работников организаций, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, а также их детей осуществляется исполнительными органами Фонда в соответствии с Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно - курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 309 от 21 апреля 2001 г.

Отчетным документом о полученных, израсходованных (выплаченных) суммах для организаций, перешедших на уплату единого налога, является расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ, утвержденная постановлением
Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2000 г. N 113), которая представляется ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в исполнительный орган Фонда по месту регистрации.

Плательщикам единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности суммы налога учитывают на балансовом счете 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению“ на соответствующем субсчете.

Исполнительные органы Фонда при приемке расчетных ведомостей от организаций, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, осуществляют сверку данных об уплаченных суммах, представленных этими организациями, с данными, которые имеются в исполнительных органах Фонда. В случае, если эти данные не совпадают, организация, перешедшая на уплату единого налога на вмененный доход, подтверждает информацию, содержащуюся в расчетной ведомости, путем представления исполнительному органу Фонда копий платежных поручений перечисления единого налога.

Контроль за правильностью и своевременностью уплаты единого налога на вмененный доход организациями, перешедшими на уплату этого налога, осуществляют налоговые органы. В связи с этим за исполнительными органами Фонда в соответствии с пунктами 5.2 и 5.3 Временного порядка в отношении плательщиков единого налога на вмененный доход остаются только функции контроля за непрерывностью поступления платежей от таких организаций, а также за правильным и рациональным расходованием ими средств, выделяемых на цели государственного социального страхования исполнительными органами Фонда.

Федеральный закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ был принят до вступления в силу Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, поэтому страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на данный вид страхования в состав единого налога на вмененный доход не включены. Соответственно, в статье 1
Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также не включены. Учитывая вышеизложенное, плательщики единого налога на вмененный доход обязаны уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний наряду с единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Отдел финансов, бухгалтерского

учета и отчетности РО ФСС РФ по

Республике Татарстан