Российские законы

Закон РТ от 01.04.2005 N 60-ЗРТ (ред. от 31.12.2007) “Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан“ (принят ГС РТ 25.02.2005)

Начало действия редакции - 01.01.2008.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Изменения, внесенные Законом РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ, вступили в силу с 1 января 2008 года.

1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Принят

Государственным Советом

Республики Татарстан

25 февраля 2005 года

(в ред. Законов РТ от 29.12.2005 N 136-ЗРТ,

от 11.01.2007 N 5-ЗРТ, от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Республике Татарстан

Правовое регулирование отношений в области
государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Республике Татарстан основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Татарстан и осуществляется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Статья 2. Предметы регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Республике Татарстан, в том числе отношения по выявлению и учету объектов культурного наследия, обеспечению сохранности объектов культурного наследия, а также по контролю за сохранением и использованием объектов культурного наследия в Республике Татарстан.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

объекты, представляющие историко-культурную ценность, - объекты, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;

выявленные объекты культурного наследия - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность, в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

видовые признаки объектов культурного наследия - историко-культурные и иные признаки объектов культурного наследия, определяющие их отнесение к одному из видов объектов культурного наследия;

абзац утратил силу. - Закон РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ.

государственный орган охраны памятников Республики Татарстан - государственный орган в системе исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный Кабинетом Министров Республики Татарстан в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

государственный учет объектов культурного наследия - система мероприятий по специальному учету объектов культурного наследия в соответствии с требованиями государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

историко-культурная оценка территории - характеристика историко-культурного
потенциала данной территории;

историко-культурный опорный план - государственная информационная система исторического поселения Республики Татарстан, содержащая сведения, необходимые для реализации государственной охраны исторического поселения, и являющаяся в части этих сведений основой для осуществления мероприятий, использующих (учитывающих) данную информацию;

историко-культурный потенциал территории - историко-культурные особенности территории, определяемые расположенными в ее границах объектами культурного наследия;

историческая территория Республики Татарстан - историко-культурная территория, в пределах которой расположены объекты культурного наследия и иные исторически и функционально связанные с ними объекты недвижимости, границы, режим охраны и использования которой устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Татарстан;

исторические границы - границы земель или территорий, установленные с учетом требований сохранения предмета охраны или историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Другие термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“.

Статья 4. Виды и категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подразделяются:

1) на виды - памятники, ансамбли и достопримечательные места;

2) на категории историко-культурного значения - объекты культурного наследия федерального значения, объекты культурного наследия регионального (республиканского) значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ

И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ В ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ, СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

Статья 5. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан

К полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия относятся:

1) осуществление права законодательной инициативы в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

2) формирование и
совершенствование системы законодательных актов Республики Татарстан в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

3) утверждение долгосрочных целевых программ Республики Татарстан в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

(в ред. Закона РТ от 29.12.2005 N 136-ЗРТ)

4) установление, в пределах своих полномочий, административной ответственности должностных лиц, физических и юридических лиц за нарушения требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, установленных в соответствии с настоящим Законом;

5) осуществление, в пределах своих полномочий, контроля за соблюдением законодательства в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 5.1. Полномочия Президента Республики Татарстан

(введена Законом РТ от 29.12.2005 N 136-ЗРТ)

К полномочиям Президента Республики Татарстан в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия относятся:

1) определение государственной (республиканской) политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

2) определение государственного органа охраны памятников Республики Татарстан;

3) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан

К полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия относятся:

1) осуществление в пределах своих полномочий государственного управления и контроля в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;

2) определение порядка деятельности и полномочий государственного органа охраны памятников Республики Татарстан;

3) принятие в порядке, установленном настоящим Законом, решения об отнесении выявленного объекта культурного наследия к объектам культурного наследия регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения, изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения;

4) принятие решений о включении
(об исключении) объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (по согласованию с органами местного самоуправления) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и представление таких решений в установленном порядке в федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

(п. 4 в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

5) утратил силу. - Закон РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ.

6) утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;

7) установление порядка определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

8) установление льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан;

9) определение порядка выплаты компенсации, предоставляемой физическим и юридическим лицам, являющимся собственниками объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения либо пользователями данными объектами на основании договора безвозмездного пользования, вложившими свои средства в работы по их сохранению;

10) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета, принятие решений в порядке, установленном настоящим Законом, о воссоздании утраченных объектов культурного наследия за счет средств бюджета Республики Татарстан;

11) осуществление в пределах своих полномочий международных и межрегиональных связей в области государственной охраны, сохранения,
использования и популяризации объектов культурного наследия;

12) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 7. Государственный орган охраны памятников Республики Татарстан

1. Полномочия государственного органа охраны памятников Республики Татарстан устанавливаются федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.

2. Распорядительные документы государственного органа охраны памятников Республики Татарстан, изданные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия.

3. В целях оказания содействия государственному органу охраны памятников Республики Татарстан при нем может быть образован научно-методический совет по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. Положение о научно-методическом совете по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и его состав утверждаются руководителем государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

4. Государственный орган охраны памятников Республики Татарстан имеет право предъявлять иски в суд в случаях нарушения законодательства в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, в том числе в случае невыполнения собственником объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия требований к сохранению объекта культурного наследия или совершения действий, угрожающих сохранности данного объекта и влекущих утрату им своего значения.

(в ред. Закона РТ от 11.01.2007 N 5-ЗРТ)

Статья 7.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти Республики Татарстан

(введена Законом РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

Органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют следующие полномочия Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):

1) сохранение, использование и популяризация объектов
культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

2) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с федеральными законами, за исключением:

ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия;

согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;

выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений и городских округов;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Статья 9. Участие юридических и физических лиц в мероприятиях по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия

Юридические и физические лица вправе оказывать содействие государственному органу охраны памятников Республики Татарстан в осуществлении мероприятий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом.

Глава III. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ, СОХРАНЕНИЮ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 10. Источники финансирования мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия

1. Источниками финансирования мероприятий по государственной
охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджет Республики Татарстан;

3) внебюджетные средства;

4) местные бюджеты.

2. Финансирование мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, отнесенных к компетенции органов государственной власти Республики Татарстан, осуществляется из средств бюджета Республики Татарстан, за исключением мероприятий, проводимых в рамках переданных Российской Федерацией полномочий.

Средства на осуществление переданных Российской Федерацией органам государственной власти Республики Татарстан полномочий в отношении объектов культурного наследия предоставляются Республике Татарстан в виде субвенций из федерального бюджета в объеме, предусмотренном действующим федеральным законодательством.

(п. 2 в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

3. Привлечение и расходование внебюджетных средств на финансирование мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

4. Республика Татарстан вправе за счет собственных бюджетных средств принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

(п. 4 введен Законом РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

Статья 11. Целевые программы в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия

1. В целях обеспечения государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия реализуются федеральные целевые программы государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (далее - федеральные программы охраны объектов культурного наследия) и региональные (республиканские) целевые программы по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (далее - целевые программы Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия).

2. Целевые программы Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия разрабатываются, утверждаются и
реализуются в установленном порядке.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

3. Государственным заказчиком целевых программ Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия является государственный орган охраны памятников Республики Татарстан.

Статья 12. Внебюджетные средства государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия

1. Внебюджетные средства государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия (далее - внебюджетные средства) образуются в виде доходов от реализации отдельных мероприятий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, которые не отнесены законодательством к доходам федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан или бюджетов соответствующих муниципальных образований.

2. Внебюджетные средства привлекаются государственным органом охраны памятников Республики Татарстан, а также иными юридическими и физическими лицами в порядке, определенном федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

3. Внебюджетные средства, привлеченные государственным органом охраны памятников Республики Татарстан в пределах его компетенции, не относятся к доходам от предпринимательской деятельности, зачисляются в установленном порядке на специальные счета государственного органа охраны памятников Республики Татарстан и расходуются исключительно на мероприятия по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия.

Статья 13. Льготы и компенсации, предоставляемые физическим и юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия

1. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды находящимся в государственной собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности объектом культурного наследия, вложившее свои средства в работы по его сохранению и обеспечившее их выполнение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, имеет право на льготную арендную плату.

Установление льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан или муниципальной
собственности, определяются соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

2. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды находящимся в государственной собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности объектом культурного наследия и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат.

Порядок предоставления указанной компенсации и ее размер определяются договором аренды.

3. Заключение о возможности предоставления физическому или юридическому лицу льготной арендной платы либо уменьшения установленной арендной платы выдается государственным органом охраны памятников Республики Татарстан с учетом мнения данного лица на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.

4. Физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения либо пользующееся им на основании охранного договора и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения таких работ в соответствии с действующим законодательством.

Порядок выплаты компенсации определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

Глава IV. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 14. Предмет государственной охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан

1. В Республике Татарстан в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом государственной охране подлежат объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, объекты, представляющие историко-культурную ценность, иные объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия.

2. Государственная охрана объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих историко-культурную ценность, а также иных объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется государственным органом охраны памятников Республики Татарстан в пределах своих полномочий в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 15. Мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия Республики Татарстан

Государственная охрана объектов культурного наследия Республики Татарстан в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом включает в себя следующие мероприятия:

1) утратил силу. - Закон РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ.

2) государственный учет объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и историко-культурных заповедников;

3) проведение государственной историко-культурной экспертизы в Республике Татарстан;

4) утратил силу. - Закон РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ.

5) установление ответственности за нарушение требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и вред, причиненный объектам культурного наследия в результате нарушений федерального законодательства и настоящего Закона;

6) согласование в случаях и порядке, установленных федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима;

(пп. 6 в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

7) контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями федерального законодательства и настоящего Закона;

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

8) установление границ территорий объектов культурного наследия как объектов градостроительной деятельности особого регулирования, а также границ территорий выявленных объектов культурного наследия и объектов, представляющих историко-культурную ценность;

9) разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;

10) организацию историко-культурных заповедников федерального, регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения;

11) формирование, ведение и использование историко-культурного опорного плана исторических поселений;

12) историко-культурную оценку территории Республики Татарстан;

13) выдачу в случаях, установленных федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории Республики Татарстан;

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

14) согласование в случаях и порядке, установленных федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории Республики Татарстан и проектов проведения указанных работ;

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

15) выдачу в случаях, установленных федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность;

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

16) установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

17) контроль за состоянием объектов культурного наследия;

18) иные мероприятия, проведение которых отнесено федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан к полномочиям государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

Статья 16. Банк данных государственной охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан

1. Документы государственной охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом, а также иные необходимые для обеспечения государственной охраны документы, установленные государственным органом охраны памятников Республики Татарстан, подлежат включению в банк данных государственной охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан (далее - банк данных государственной охраны).

2. Документы банка данных государственной охраны подлежат бессрочному хранению государственным органом охраны памятников Республики Татарстан. Изъятие указанных документов из документальных фондов государственного органа охраны памятников Республики Татарстан не допускается.

3. На основе банка данных государственной охраны формируются информационные ресурсы историко-культурных опорных планов исторических поселений Республики Татарстан, обеспечивающие их автоматизированное ведение.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 17. Общие вопросы государственного учета объектов культурного наследия

1. Государственный учет объектов культурного наследия является основой государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

2. Государственный учет объектов культурного наследия в целях реализации настоящего Закона включает в себя:

1) выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и формирование предложений в отношении их историко-культурной ценности;

2) проведение историко-культурных исследований, научного изучения и инвентаризации объектов культурного наследия;

3) подготовку рекомендаций для формирования заключений государственной историко-культурной экспертизы;

4) представление выявленного объекта культурного наследия в уполномоченный орган государственной власти для принятия решения об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом;

5) подготовку и согласование решений уполномоченных органов государственной власти об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия или внесении изменений в решение об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия;

6) документационное обеспечение банков данных государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;

7) формирование и публикацию перечней объектов культурного наследия, научных тематических каталогов, а также иных научно-информационных материалов, включая Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан;

8) организацию установки на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, информационных надписей и обозначений;

9) подготовку документов с целью представления объекта культурного наследия для включения в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО;

10) утратил силу. - Закон РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ.

3. Государственный учет объектов культурного наследия осуществляют федеральный орган охраны объектов культурного наследия и государственный орган охраны памятников Республики Татарстан в пределах своей компетенции в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 18. Выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия

1. Выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется в процессе историко-культурных исследований, мониторинга объектов культурного наследия, а также при проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

2. Физическое или юридическое лицо, обнаружившее объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в том числе объект археологического наследия, обязано заявить о нем в государственный орган охраны памятников Республики Татарстан в десятидневный срок со дня обнаружения данного объекта.

3. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в государственный орган охраны памятников Республики Татарстан поступило заявление об обнаружении, относится к заявленным объектам и подлежит государственной охране в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом до принятия решения об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия или об отказе в принятии такого решения.

4. Государственный орган охраны памятников Республики Татарстан организует выявление, научное изучение объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и формирование учетной документации.

Статья 19. Историко-культурные исследования

1. Историко-культурные исследования проводятся в целях обеспечения государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия и включают в себя историко-архитектурные, историко-градостроительные и мемориальные исследования, археологические полевые работы и иные виды исследований.

2. Материалы историко-культурных исследований, содержащие выводы и рекомендации по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, подлежат обязательному согласованию с государственным органом охраны памятников Республики Татарстан. Порядок оформления материалов историко-культурных исследований, порядок представления их на согласование определяются государственным органом охраны памятников Республики Татарстан. Один согласованный экземпляр материалов историко-культурного исследования безвозмездно передается государственному органу охраны памятников Республики Татарстан и подлежит включению в банк данных государственной охраны.

3. Историко-культурные исследования выполняются в рамках реализации мероприятий по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия в соответствии с заданием, выдаваемым го“ударственным органом охраны памятников Республики Татарстан.

Историко-культурные исследования отдельных объектов культурного наследия, земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, выполняются по заказу собственников указанных объектов или пользователей ими под контролем государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

4. Археологические полевые работы осуществляются физическими или юридическими лицами при обязательном наличии разрешения (открытого листа), выдаваемого и регистрируемого в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 20. Мониторинг объектов культурного наследия регионального значения

1. Мониторинг объектов культурного наследия (далее - мониторинг) осуществляется в целях обновления сведений об объектах культурного наследия, проверки их соответствия документам государственного учета объектов культурного наследия и реализации контроля за их состоянием.

2. Мониторинг осуществляется государственным органом охраны памятников Республики Татарстан в пределах его компетенции.

3. Собственники объектов культурного наследия и пользователи данными объектами обязаны содействовать государственному органу охраны памятников Республики Татарстан в проведении мониторинга и предоставлять копии документов, определенных федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан в качестве обязательных для осуществления прав владения, пользования и распоряжения соответствующими объектами культурного наследия.

4. Результаты мониторинга оформляются в специальных документах, состав, формы, порядок формирования и ведения которых определяются федеральным законодательством.

5. Документы, полученные в результате мониторинга, подлежат бессрочному хранению.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

Статья 21. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения

1. Решение об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения принимается в порядке, определенном федеральным законодательством, по согласованию с Кабинетом Министров Республики Татарстан.

2. Решение об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения принимается Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан, подготовленному на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласованному с соответствующим органом местного самоуправления.

3. Сведения об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения направляются государственным органом охраны памятников Республики Татарстан в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 22. Утратила силу. - Закон РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ.

Статья 23. Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Государственный орган охраны памятников Республики Татарстан формирует установленный федеральным законодательством перечень сведений об объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения и об объектах культурного наследия местного (муниципального) значения и представляет его в виде комплекта документов по каждому объекту культурного наследия в Кабинет Министров Республики Татарстан для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения либо об отказе во включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2. Кабинет Министров Республики Татарстан принимает решение о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального (республиканского)значения или (по согласованию с органами местного самоуправления) объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

(п. 2 в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

3. Государственный орган охраны памятников Республики Татарстан уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении Кабинета Министров Республики Татарстан о включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения либо об отказе во включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в течение тридцати дней со дня принятия указанного решения.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

4. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе во включении их в данный реестр подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

Статья 24. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения

На объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об этих объектах.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения определяется соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или органом местного самоуправления по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

(абзац введен Законом РТ от 11.01.2007 N 5-ЗРТ)

Государственный орган охраны памятников Республики Татарстан вправе осуществлять установку информационных надписей на объектах культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

(абзац введен Законом РТ от 11.01.2007 N 5-ЗРТ)

Глава V.1. ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И

РАСПОРЯЖЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(введена Законом РТ от 11.01.2007 N 5-ЗРТ)

Статья 24.1. Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия

1. Объекты культурного наследия, расположенные на территории Республики Татарстан, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности в соответствии с федеральным законодательством.

Оформление права собственности Российской Федерации, права собственности Республики Татарстан, права собственности муниципальных образований на объекты культурного наследия осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

(абзац введен Законом РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

2. Объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.

Объекты культурного наследия религиозного назначения могут отчуждаться из собственности Республики Татарстан только в собственность религиозных организаций, если иное не установлено федеральным законодательством.

Жилые помещения, являющиеся объектом культурного наследия либо частью объекта культурного наследия, могут быть отчуждены из собственности Республики Татарстан в порядке, установленном федеральным законодательством.

3. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия с учетом требований федерального законодательства, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объекта.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия, а также при отчуждении объекта культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

4. Объекты культурного наследия могут быть переданы во владение и пользование на основании договора аренды или договора безвозмездного пользования.

Порядок и условия предоставления объектов культурного наследия в аренду или в безвозмездное пользование определяются федеральным законодательством.

5. Обязательным условием заключения договора аренды или договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия является оформленное в установленном порядке охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.

Абзац второй - третий утратили силу. - Закон РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ.

Статья 24.2. Порядок оформления и условия охранных обязательств собственника и пользователя объекта культурного наследия

(статья 24.2 введена Законом РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

1. Охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются:

государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения;

исполнительным комитетом муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

2. Охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия должны включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.

Глава VI. ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ,

ЗОНЫ ОХРАНЫ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ

Статья 25. Территории объектов культурного наследия

1. Территории объектов культурного наследия в Республике Татарстан устанавливаются в целях обеспечения государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих историко-культурную ценность, а также иных исторически и функционально связанных с ними объектов недвижимости.

2. Границы, режимы охраны и использования территории объекта культурного наследия федерального значения устанавливаются в порядке, установленном федеральным законодательством.

3. Границы, режимы охраны и использования территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения устанавливаются решением Кабинетом Министров Республики Татарстан об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения.

4. Границы, режимы охраны и использования территории выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, устанавливаются государственным органом охраны Республики Татарстан на основании заключения историко-культурной экспертизы.

5. Проект границ территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, разрабатывается под контролем государственного органа охраны памятников Республики Татарстан с учетом требований государственной охраны объектов культурного наследия и правил землепользования и застройки, установленных в Республике Татарстан.

6. Проект границ территории, указанной в пункте 5 настоящей статьи, подлежит согласованию с органами исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченными в области архитектуры и градостроительства, земельных отношений, а в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - также с соответствующими органами местного самоуправления.

7. Земельные участки в границах территории объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.

Статья 26. Зоны охраны объектов культурного наследия

1. Границы зон охраны объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения (за исключением границ зоны охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

2. Градостроительная и проектная документация должна разрабатываться с учетом утвержденных границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

3. Сведения о границах и режимах использования зон охраны объектов культурного наследия подлежат внесению в государственный земельный кадастр Республики Татарстан и государственный градостроительный кадастр Республики Татарстан в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 27. Историко-культурные заповедники

1. Решение об отнесении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, к историко-культурному заповеднику регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения принимается на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или соответствующим органом местного самоуправления по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

2. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального (республиканского) значения, его граница и режим содержания устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с государственным органом охраны памятников Республики Татарстан.

(п. 2 в ред. Закона РТ от 29.12.2005 N 136-ЗРТ)

3. Граница историко-культурного заповедника регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения определяется государственным органом охраны памятников Республики Татарстан на основании историко-культурного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница, по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается данный заповедник.

4. Сведения о границах и режимах содержания историко-культурных заповедников регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения подлежат внесению в государственный земельный кадастр Республики Татарстан и государственный градостроительный кадастр Республики Татарстан в соответствии с действующим законодательством.

Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ОХРАНЫ, СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 28. Общие вопросы государственного контроля в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия

1. Государственный контроль в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (далее - государственный контроль) осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, установленных федеральным законодательством и настоящим Законом.

2. Объектами государственного контроля являются объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, их территории, объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, зоны охраны объектов культурного наследия, историко-культурные заповедники, земли историко-культурного назначения, а также земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению.

3. Государственный контроль осуществляется в формах:

1) контроля за соблюдением должностными, физическими и юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

2) контроля за разработкой градостроительных регламентов, проектированием и проведением работ по обеспечению сохранности культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

3) контроля за состоянием объектов культурного наследия.

4. Документы государственного контроля подлежат включению в банк данных государственной охраны.

Статья 29. Государственный контроль за соблюдением должностными, физическими и юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия

1. Государственный контроль за соблюдением должностными, физическими и юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия осуществляется путем проведения государственным органом охраны памятников Республики Татарстан в пределах его компетенции соответствующих целевых проверок (далее - целевые проверки).

2. Целевые проверки могут быть плановыми или внеплановыми. Плановые целевые проверки проводятся в соответствии с планом работы государственного органа охраны памятников Республики Татарстан. Внеплановые целевые проверки осуществляются по фактам нарушений требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. Продолжительность целевых проверок не может составлять более 1 месяца.

3. По итогам целевых проверок составляются акты, содержащие сведения об объектах и субъектах целевых проверок, результатах целевых проверок, а также иные необходимые сведения.

4. Акты целевых проверок оформляются уполномоченными представителями государственного органа охраны памятников Республики Татарстан в установленном порядке и являются одним из оснований для составления протокола о нарушениях требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

Статья 30. Государственный контроль за разработкой градостроительных регламентов, проектированием и проведением мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

1. В Республике Татарстан проектирование и проведение мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия осуществляются:

1) в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“;

2) в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, предоставления земельных участков или изменения их правового режима - по согласованию с государственным органом охраны памятников Республики Татарстан.

2. Согласование проведения работ по обеспечению сохранности объектов культурного наследия производится на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы о соответствии документации, обосновывающей проведение данных работ, требованиям федерального законодательства и настоящего Закона.

3. Согласование проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах зон охраны объектов культурного наследия и историко-культурных заповедников (далее - работы по хозяйственному освоению территории) производится на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы об отсутствии на данной территории объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и о выполнении заказчиком работ требований к обеспечению сохранности расположенного на данной территории объекта культурного наследия.

4. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения работ по хозяйственному освоению территории должны быть внесены изменения, обеспечивающие сохранность обнаруженных объектов до принятия в установленном порядке решения об отнесении данных объектов к объектам культурного наследия. Действие соответствующих положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения необходимых изменений.

5. В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, работы по хозяйственному освоению данной территории проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов, получивших положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и согласованных с государственным органом охраны памятников Республики Татарстан.

6. Работы по хозяйственному освоению территории должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения не указанного в согласовании объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Исполнитель работ обязан немедленно заявить в государственный орган охраны памятников Республики Татарстан об обнаруженном объекте в порядке, определенном настоящим Законом.

7. Работы по хозяйственному освоению территории, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

8. В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или в случае устранения угрозы ухудшения состояния объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

9. Ликвидация опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, а также внесение необходимых изменений в мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и в работы по хозяйственному освоению территории осуществляются за счет средств заказчиков данных работ.

Статья 31. Государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия

1. Контроль за состоянием объектов культурного наследия является неотъемлемой составной частью мониторинга объектов культурного наследия в Республике Татарстан и проводится в целях обеспечения их сохранности и разработки целевых программ в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

2. Порядок и формы контроля за состоянием объектов культурного наследия определяются государственным органом охраны памятников Республики Татарстан, если иное не установлено федеральным законодательством.

Глава VIII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Статья 32. Предмет охраны исторического поселения

Предметом государственной охраны исторического поселения являются объекты культурного наследия, а также расположенные в административных границах исторического поселения Республики Татарстан иные культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность.

Статья 33. Исторические территории Республики Татарстан

1. В целях обеспечения сохранения предмета охраны исторического поселения могут быть установлены исторические территории исторического поселения.

2. Границы исторических территорий исторического поселения утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан, согласованному с органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства.

3. В границах исторических территорий исторического поселения устанавливается особое регулирование градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Татарстан с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

Статья 34. Особое регулирование градостроительной деятельности в границах исторических территорий исторических поселений

1. Особое регулирование градостроительной деятельности в границах исторических территорий исторических поселений осуществляется посредством проведения под контролем государственного органа охраны Республики Татарстан и органа исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченного в области архитектуры и градостроительства, комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и включает в себя:

1) формирование и ведение в пределах административных границ исторического поселения историко-культурного опорного плана исторического поселения в порядке, установленном настоящим Законом;

2) разработку на основе историко-культурного опорного плана исторического поселения градостроительных регламентов, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия исторического поселения, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан;

3) иные мероприятия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.

2. Градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не определено соглашением о передаче полномочий между федеральным органом охраны объектов культурного наследия и государственным органом охраны памятников Республики Татарстан, и с государственным органом охраны памятников Республики Татарстан в порядке, определенном законодательством Республики Татарстан.

(п. 2 в ред. Закона РТ от 11.01.2007 N 5-ЗРТ)

Статья 35. Историко-культурный опорный план исторического поселения

1. В целях реализации государственной охраны исторического поселения Республики Татарстан, обобщения сведений о расположенных в пределах административных границ населенного пункта объектах культурного наследия, исторических территориях, зонах охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедниках, а также обеспечения особого регулирования градостроительной деятельности в историческом поселении настоящим Законом устанавливается ведение историко-культурного опорного плана исторического поселения Республики Татарстан (далее - историко-культурный опорный план).

2. Историко-культурный опорный план является неотъемлемой составной частью государственной охраны объектов культурного наследия.

3. Историко-культурный опорный план формируется и ведется государственным органом охраны памятников Республики Татарстан на основе сведений единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, материалов историко-культурных исследований, историко-архитектурных опорных планов, данных историко-культурной оценки исторических территорий Республики Татарстан и иных сведений государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия в документальном и автоматизированном виде.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

Документы историко-культурного опорного плана подразделяются на текстовые документы и графические документы.

На основании сведений документов историко-культурного опорного плана формируется его автоматизированное представление.

В случае разночтений сведений документов и данных автоматизированного представления историко-культурного опорного плана приоритет имеют сведения документов.

4. Данные историко-культурного опорного плана о границах и режимах сохранения и использования территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедников и общегородских исторических территорий подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр Республики Татарстан и учету при разработке (корректировке) генерального плана исторического поселения и иной градостроительной документации.

5. Положение об историко-культурном опорном плане исторического поселения Республики Татарстан утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

Статья 36. Историко-культурная оценка территорий исторического поселения

1. В целях обеспечения сохранения предмета охраны исторического поселения осуществляется историко-культурная оценка территорий исторического поселения (далее - историко-культурная оценка территорий).

2. Историко-культурная оценка территорий является неотъемлемой составной частью государственной охраны объектов культурного наследия.

3. Историко-культурная оценка территорий осуществляется под контролем и при участии государственного органа охраны памятников Республики Татарстан и выполняется в отношении всех территорий, расположе“ных в административных границах исторического поселения.

4. Результаты историко-культурной оценки территорий учитываются при установлении границ исторических территорий исторического поселения, регулировании земельных отношений, разработке и корректировке границ зон охраны объектов культурного наследия и историко-культурных заповедников, планировании и осуществлении мероприятий по государственной охране, сохранению и использованию объектов культурного наследия, определении стоимости реконструкции и нового строительства в историческом поселении, а также в иных случаях, установленных настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

5. Положение об историко-культурной оценке территорий исторического поселения утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

Глава IX. СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 37. Общие вопросы сохранения объектов культурного наследия

1. Сохранение объектов культурного наследия осуществляется в целях обеспечения физической сохранности объектов культурного наследия.

2. К мероприятиям по сохранению объектов культурного наследия относятся консервация, ремонт, реставрация, приспособление для современного использования, а также непосредственно связанные с ними научно-исследовательские, изыскательские, археологические, инженерные, предпроектные, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

3. Сохранение выявленных объектов культурного наследия и их территорий осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 38. Особенности проведения работ по сохранению объектов культурного наследия

1. Работы по сохранению (в том числе по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению для современного использования) объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения, а также по сохранению их территорий проводятся на основании письменных разрешений и заданий, выданных государственным органом охраны памятников Республики Татарстан, и в соответствии с проектной документацией, согласованной с государственным органом охраны памятников Республики Татарстан, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Задание и разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения выдаются государственным органом охраны памятников Республики Татарстан в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральным законодательством.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

2. Разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения выдается государственным органом охраны памятников Республики Татарстан собственнику или пользователю объекта по его заявлению, в котором обосновывается необходимость проведения работ, указывается их цель и предполагаемый характер. Разрешение выдается государственным органом охраны памятников Республики Татарстан после рассмотрения и согласования им проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения.

В разрешении на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения указываются:

1) сведения об организационно-правовой форме и наименовании исполнителя работ по сохранению объекта культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения;

2) наименование и реестровый номер объекта культурного наследия;

3) срок действия разрешения;

4) иные данные в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

В выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения может быть отказано, если получено отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

3. В задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения указываются:

1) данные о необходимости выполнения научно-проектных работ;

2) предложения по очередности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

3) иные данные в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

Задание составляется государственным органом охраны памятников Республики Татарстан с учетом мнения собственника или пользователя объекта культурного наследия.

4. Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения подлежит согласованию с государственным органом охраны памятников Республики Татарстан при наличии заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации.

5. Решение о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия за счет средств бюджета Республики Татарстан принимается Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия.

6. Приемка завершенных работ по сохранению объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения осуществляется по акту государственным органом охраны памятников Республики Татарстан, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Статья 39. Банк данных сохранения объектов культурного наследия

1. Документы по сохранению объектов культурного наследия, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом, подлежат включению в банк данных сохранения объектов культурного наследия Республики Татарстан (далее - банк данных сохранения).

2. Документы банка данных сохранения подлежат бессрочному хранению государственным органом охраны памятников Республики Татарстан. Изъятие указанных документов из государственного органа охраны памятников Республики Татарстан не допускается.

3. На основе документов банка данных сохранения формируются информационные ресурсы историко-культурных опорных планов исторических поселений, обеспечивающие их автоматизированное ведение.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

Статья 40. Воссоздание утраченных объектов культурного наследия

1. Воссоздание утраченных объектов культурного наследия осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при особой историко-культурной ценности утраченных объектов и достаточности научных данных, необходимых для воссоздания.

2. Воссоздание в Республике Татарстан утраченных объектов культурного наследия может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, а также внебюджетных средств.

3. Решение о воссоздании в Республике Татарстан утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается в порядке, установленном федеральным законодательством по согласованию с Кабинетом Министров Республики Татарстан.

4. Решение о воссоздании в Республике Татарстан утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета Республики Татарстан, а также за счет внебюджетных средств принимается Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан, основанному на заключении историко-культурной экспертизы.

5. Решение о воссоздании в Республике Татарстан утраченного объекта культурного наследия принимается с учетом общественного мнения, а при воссоздании памятника или ансамбля религиозного назначения - также с учетом мнения религиозных организаций.

6. Принятие решений о воссоздании утраченных объектов культурного наследия осуществляется на основе сведений единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и историко-культурного опорного плана Республики Татарстан.

(в ред. Закона РТ от 31.12.2007 N 72-ЗРТ)

7. Воссозданный объект культурного наследия может быть отнесен к объектам культурного наследия Кабинетом Министров Республики Татарстан в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом, не ранее чем через сорок лет с момента его воссоздания.

Глава X. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 41. Общие вопросы популяризации объектов культурного наследия

1. Популяризация объектов культурного наследия (далее - популяризация) представляет собой деятельность, направленную на организацию общественной доступности и восприятия объектов культурного наследия, формирование понимания необходимости его сохранения, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, повышение образовательного уровня, организацию досуга, а также иные мероприятия, связанные с обеспечением государственной охраны, сохранения, использования объектов культурного наследия.

2. Популяризация в целях настоящего Закона включает в себя:

1) деятельность Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, государственного органа охраны памятников Республики Татарстан, иных юридических и физических лиц по обеспечению популяризации объектов культурного наследия;

2) проведение ежегодных дней исторического и культурного наследия в Республике Татарстан;

3) обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия его собственниками и пользователями;

4) организацию туристической деятельности в отношении объектов культурного наследия и исторических территорий Республики Татарстан;

5) экспонирование объектов культурного наследия в целях обеспечения их восприятия путем создания специальных видовых точек, смотровых площадок, зон обзора, специального освещения в темное время суток, установки специальных обозначений, формирования исторического облика объектов культурного наследия;

6) музеефицирование объектов культурного наследия;

7) освещение вопросов объектов культурного наследия Республики Татарстан в средствах массовой информации, в том числе создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных объектам культурного наследия;

9) изучение объектов культурного наследия Республики Татарстан в составе образовательных программ всех уровней;

10) выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, посвященных объектам культурного наследия Республики Татарстан;

11) подготовку и проведение тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;

12) проведение ежегодного конкурса на лучшую реставрацию объектов культурного наследия в Республике Татарстан;

13) проведение научно-практических конференций, семинаров по обмену информацией в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

14) участие в федеральных и межрегиональных целевых программах по вопросам популяризации объектов культурного наследия;

15) иные мероприятия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан к популяризации объектов культурного наследия.

Статья 42. Осуществление популяризации в Республике Татарстан

1. В Республике Татарстан организация популяризации осуществляется государственным органом охраны памятников Республики Татарстан при участии федерального органа охраны объектов культурного наследия, иных заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц.

2. Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан могут быть установлены особенности популяризации находящихся в государственной собственности Республики Татарстан объектов культурного наследия.

3. Юридические и физические лица, осуществляющие популяризацию объектов культурного наследия в Республике Татарстан, связанную с физическим воздействием на объекты культурного наследия, обязаны соблюдать требования государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом.

Статья 43. Обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия в Республике Татарстан

1. Общественная доступность объектов культурного наследия в Республике Татарстан устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Татарстан и настоящим Законом в целях обеспечения реализации прав граждан на доступ к культурным ценностям в Республике Татарстан.

2. Общественная доступность устанавливается в отношении всех объектов культурного наследия независимо от вида, формы собственности, ведомственной принадлежности, характера и режима использования, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.

3. Порядок и условия общественной доступности конкретного объекта культурного наследия определяются в специальном разделе охранной документации на данный объект.

График посещений объекта устанавливается собственником или пользователем данного объекта по согласованию с государственным органом охраны памятников Республики Татарстан.

4. Контроль за обеспечением общественной доступности объектов культурного наследия в Республике Татарстан осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и государственным органом охраны памятников Республики Татарстан в пределах их компетенции.

5. Собственники и пользователи объектов культурного наследия обязаны соблюдать установленные порядок и условия общественной доступности и обеспечивать при реализации последней соблюдение требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

6. Собственники и пользователи объекта культурного наследия в случае возникновения угрозы нанесения вреда объекту культурного наследия в результате реализации общественной доступности вправе принять необходимые меры в отношении лица, нарушающего требования государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объекта культурного наследия.

Глава XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ, СОХРАНЕНИЯ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия

За нарушение законодательства в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия должностные, физические и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.

Глава XII. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 45. Срок и пределы действия в Республике Татарстан нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры

1. Впредь до вступления в силу нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан, устанавливающих правила государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, издание которых отнесено федеральным законодательством и настоящим Законом к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняется порядок охраны, сохранения и использования памятников истории и культуры, установленный федеральным законодательством.

2. Впредь до начала проведения в Республике Татарстан историко-культурной экспертизы в порядке, установленном федеральным законодательством, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации, а также порядок выдачи разрешений на проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленный федеральным законодательством.

3. Впредь до регистрации объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством, в Республике Татарстан в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные обязательства и охранные договоры, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865.

4. В срок не позднее 31 декабря 2010 года в Республике Татарстан в установленном порядке подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия и выявленного объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном обязательстве и охранном договоре и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. Охранно-арендные договоры и охранные договоры, закрепляющие за юридическими и физическими лицами на праве пользования находящиеся в государственной собственности Республики Татарстан объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, а также договоры аренды и договоры безвозмездного пользования земельными участками, на которых расположены объекты культурного наследия и выявленные объекты культурного наследия, в срок не позднее 31 декабря 2010 года подлежат переоформлению с участием государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

5. Впредь до утверждения Правительством Российской Федерации положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сохраняется порядок отнесения объектов недвижимости к объектам культурного наследия регионального значения, установленный законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации.

Статья 46. Приведение нормативных правовых актов Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан в соответствие с настоящим Законом

Предложить Президенту Республики Татарстан и Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Статья 47. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Республики Татарстан от 2 октября 1996 г. N 755 “Об охране и использовании культурных и исторических ценностей“ (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1996, N 8-9-10);

Закон Республики Татарстан от 17 января 2002 года N 1285 “О внесении изменений в Закон Республики Татарстан “Об охране и использовании культурных и исторических ценностей“ (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2002, N 2);

Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 13 июня 1996 года N 647 “О порядке введения в действие Закона Республики Татарстан “Об охране и использовании культурных и исторических ценностей“ (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1996, N 8-9-10);

Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 2 октября 1996 года N 756 “О повторном рассмотрении Закона Республики Татарстан “Об охране и использовании культурных и исторических ценностей“ (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1996, N 8-9-10).

Президент

Республики Татарстан

М.Ш.ШАЙМИЕВ

Казань, Кремль

1 апреля 2005 года

N 60-ЗРТ