Российские законы

Приказ Минобрнауки РТ от 10.08.2005 N 1025/5 “Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования“

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 10 августа 2005 г. N 1025/5

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,

РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312 “Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования“ и Положением о Министерстве образования и науки Республики Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.12.04, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить базисный учебный план (далее - БУП РТ - 2005) для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования.

2. Структурным (территориальным) подразделениям МОиН РТ разрешить образовательным учреждениям
по мере их готовности ввести учебные планы, разработанные на основе БУП РТ - 2005.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Первый заместитель министра

Д.М.МУСТАФИН

Приложение

к Приказу МОиН РТ

от 10 августа 2005 г. N 1025/5

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,

РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан (далее - БУП РТ - 2005) разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации N 1312 от 9 марта 2004 года, Закона РТ “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ и является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений Республики Татарстан.

В БУП РТ - 2005 предложено как годовое, так и недельное распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Базисный учебный план для I - IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II - IV классов - 35 - 45 минут.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.3 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 года, регистрационный номер 3997, в I классе допускается только пятидневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе. Кроме того, при 35-минутной продолжительности уроков во II - IV классах
максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов. Дополнительное учебное время (по 2 часа в неделю) рекомендуется использовать в качестве компонента образовательного учреждения.

Базисный учебный план для V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год. Продолжительность урока - 45 минут.

Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно <1>.

------------------------------------

<1> Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 196 от 19 марта 2001 г.

В БУП РТ - 2005 установлено следующее соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально-региональный) компонент - не менее 16 процентов;

компонент образовательного учреждения - не менее 4 процентов.

В федеральном компоненте БУП РТ - 2005 определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Регионально-национальный компонент используется для изучения татарского языка как государственного, татарской литературы и истории Татарстана и установлен на основе Конституции РТ, Закона РТ “О языках народов Республики Татарстан“, Закона РТ “Об образовании“.

На компонент образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным предметам отводится не менее 3 - 4 процентов. Часы компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и
самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

При проведении учебных занятий по “Иностранному языку“ (II - IX классы), “Технологии“ (V - IX классы), а также по “Информатике и ИКТ“, “Физике“ и “Химии“ (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам.

Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки.

Особенности федерального компонента БУП РТ - 2005

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральной части БУП РТ - 2005 увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.

Учебный предмет “Иностранный язык“ изучается со II класса, увеличено общее количество часов на его изучение (со II по IX класс на 6 часов в неделю). Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет “Окружающий мир (человек, природа, общество)“ изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет “Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)“, направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в III - IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет.

Часы, отведенные в I - II классах на преподавание учебных предметов “Искусство (ИЗО)“ (1 час в неделю) и “Технология (Труд)“
(1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета “Изобразительное искусство и художественный труд“ (2 часа в неделю).

Учебный предмет “Природоведение“ (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов “География“ (1 час в неделю) и “Биология“ (1 час в неделю).

Учебный предмет “Обществознание“ изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: “Общество“, “Человек“, “Социальная сфера“, “Политика“, “Экономика“ и “Право“.

Учебный предмет “География“ сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет “Обществознание“.

Учебный предмет “Биология“ сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел “Человек“.

Учебный предмет “Искусство“ изучается и в IX классе. Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным.

Учебный предмет “Технология“ построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.

Часы учебного предмета “Технология“ в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Учебный предмет “Основы безопасности жизнедеятельности“ вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы,
перенесена в учебный предмет “Обществознание“.

На преподавание учебного предмета “Физическая культура“ рекомендуется отводить дополнительный (третий час) из компонента образовательного учреждения.

Утверждаю

Первый заместитель министра

образования и науки РТ

Д.М.МУСТАФИН

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЛЯ I - IV КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2005/06 УЧЕБНЫЙ ГОД

--------------------T---------------------------------------------------------¬

¦ Учебные предметы ¦ Классы ¦

¦ +-----------T------------T---------T----------T-----------+

¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ Всего ¦

¦ +-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦ ¦ Количество часов в неделю ¦

+-------------------+-----------T------------T---------T----------T-----------+

¦Русский язык ¦ 99/3 ¦ 102/3 ¦ 102/3 ¦ 102/3 ¦ 405/12 ¦

¦Литературное ¦ 66/2 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 270/8 ¦

¦чтение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Татарский язык ¦ 99/3 ¦ 102/3 ¦ 102/3 ¦ 102/3 ¦ 405/12 ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Литературное ¦ 33/1 ¦ 102/3 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 271/8 ¦

¦чтение (тат.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Иностранный язык ¦ ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 204/6 ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Математика ¦ 132/4 ¦ 136/4 ¦ 136/4 ¦ 136/4 ¦ 540/16 ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Окружающий мир и ¦ 66/2 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 270/8 ¦

¦ОБЖ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Искусство (Музыка ¦ 66/2 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 270/8 ¦

¦и ИЗО) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Технология (Труд) ¦ 33/1 ¦ 34/1 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 203/6 ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Физическая ¦ 66/2 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 68/2 ¦ 270/8 ¦

¦культура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Итого: ¦ 660/20 ¦ 816/24 ¦ 816/24 ¦ 816/24 ¦ 3108/138 ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Компонент ¦ ¦ 34/1 ¦ 34/1 ¦ 34/1 ¦ 102/3 ¦

¦образовательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учреждения (6- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дневная учебная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦неделя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Предельно ¦ 660/20 ¦ 850/25 ¦ 850/25 ¦ 850/25 ¦ 3210/95 ¦

¦допустимая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦аудиторная учебная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦нагрузка при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦6-дневной учеб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Региональный ¦ 132/4 ¦ 136/4 ¦ 102/3 ¦ 102/3 ¦ 472/14 ¦

¦(национально- ¦ 3 - ¦ 2 - ¦ 2 - ¦ 2 - ¦ 303/9 ¦

¦региональный) ¦ тат. яз. ¦ тат. яз. ¦тат. яз. ¦ тат. яз. ¦ 169/5 ¦

¦компонент и ¦1 - чтение ¦ 2 - чтение ¦ 1 - ¦ 1 - ¦ ¦

¦компонент ОУ (при ¦ ¦ ¦ чтение ¦ чтение ¦ ¦

¦5-дневной учебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦неделе) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+------------+---------+----------+-----------+

¦Предельно ¦ 660/20 ¦ 748/22 ¦ 748/22 ¦ 748/22 ¦ 2904/86 ¦

¦допустимая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦аудиторная учебная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦нагрузка при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦6-дневной учеб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------+-----------+------------+---------+----------+------------

Утверждаю

Первый заместитель министра

образования и науки РТ

Д.М.МУСТАФИН

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЛЯ 5 -9 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2005/06 УЧЕБНЫЙ ГОД

------------------T-------------------------------------------------------------¬

¦ Учебные предметы¦ Классы ¦

¦ +---------T-----------T---------T----------T---------T--------+

¦ ¦ V ¦ VI ¦ VII ¦ VIII ¦ IX ¦ Всего ¦

¦ +---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦ ¦ Количество часов в неделю ¦

+-----------------+---------T-----------T---------T----------T---------T--------+

¦Русский язык ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 70/2 ¦ 490/14 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Литература ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 105/3 ¦ 385/11 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Татарский язык ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 70/2 ¦ 490/14 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Татарская ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 350/10 ¦

¦литература ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Иностранный язык ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 525/15 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Математика ¦ 175/5 ¦ 175/5 ¦ 175/5 ¦ 175/5 ¦ 175/5 ¦ 875/25 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Информатика и ИКТ¦ ¦ ¦ ¦ 35/1 ¦ 70/2 ¦ 105/3 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦История ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 350/10 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦История ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 35/1 ¦ 35/1 ¦

¦Татарстана ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Обществознание ¦ ¦ 35/1 ¦ 35/1 ¦ 35/1 ¦ 35/1 ¦ 140/4 ¦

¦(включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦экономику и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦право) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦География ¦ ¦ 35/1 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 245/7 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Природоведение ¦ 70/2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 70/2 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Физика ¦ ¦ ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 210/6 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Химия ¦ ¦ ¦ ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 140/4 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Биология ¦ ¦ 35/1 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 245/7 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Искусство ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 35/1 ¦ 35/1 ¦ 280/8 ¦

¦(музыка, ИЗО) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Технология ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 35/1 ¦ ¦ 245/7 ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Основы ¦ ¦ ¦ ¦ 35/1 ¦ ¦ 35/1 ¦

¦безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦жизнедеятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Физическая ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 70/2 ¦ 350/10 ¦

¦культура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Итого: ¦ 980/28¦ 1015/29 ¦ 1155/33¦ 1225/35 ¦ 1190/34¦5565/159¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Компонент ¦ 105/3 ¦ 105/3 ¦ 35/1 ¦ - ¦ 35/1 ¦ 280/8 ¦

¦образовательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учреждения (6- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дневная учебная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦неделя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Предельно ¦ 1085/31¦ 1120/32 ¦ 1190/34¦ 1225/35 ¦ 1225/35¦5845/167¦

¦допустимая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦аудиторная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учебная нагрузка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦при 6-дневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(требования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦СанПиН) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+--------+

¦Предельно ¦ 980/28¦ 1015/29 ¦ 1085/31¦ 1120/32 ¦ 1120/32¦5320/152¦

¦допустимая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦аудиторная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учебная нагрузка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦при 5-дневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(требования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦СанПиН) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------------+---------+-----------+---------+----------+---------+---------