Постановление Главы администрации Верхнеуслонского района от 23.09.2005 N 447 “О Программе антикоррупционной политики в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан“
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО РАЙОНАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2005 г. N 447
О ПРОГРАММЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В ВЕРХНЕУСЛОНСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В целях организации эффективной борьбы с коррупцией на территории Верхнеуслонского района, устранения порождающих ее причин и условий, обеспечения законности в деятельности территориальных органов государственной власти Республики Татарстан, местных органов власти, органов местного самоуправления, в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан N УП-127 от 8 апреля 2005 г. “О Стратегии антикоррупционной политики в Республике Татарстан“, во исполнение Постановления Главы администрации Верхнеуслонского района N 437 от 15.09.2005 ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Программу антикоррупционной политики в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан (Приложение N 1).
И.о. Главы администрации
М.А.МУХАРЛЯМОВА
Приложение N 1
к Постановлению
Главы администрации
Верхнеуслонского района
от 23 сентября 2005 г. N 447
ПРОГРАММА
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ВЕРХНЕУСЛОНСКОМ РАЙОНЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Краткое изложение
Оглавление:
Введение.
1. Анализ ситуации в Верхнеуслонском районе
1.1. Организация власти
1.2. Социально-экономическая ситуация
1.3. Особенности государственного и муниципального управления. Регулирование государственной службы
1.4. Регулирование предпринимательской деятельности
1.5. Политика и права граждан
1.6. Причины коррупции
2. Принципы, цели и задачи антикоррупционной политики
3. Правовое регулирование антикоррупционной политики
4. Подготовка персонала антикоррупционной политики
5. Роль СМИ, пропаганда и мобилизация
6. Гражданское участие
7. Основное содержание антикоррупционной политики
8. Совершенствование регулирования экономики и деловой активности
9. Ближайшие шаги по реализации антикоррупционной политики
Введение
Основные усилия антикоррупционной политики должны быть направлены на устранение причин и условий, порождающих коррупцию, и тем самым на повышение эффективности государственного и муниципального управления.
1. Анализ ситуации в Верхнеуслонском районе
1.1. Организация власти
Организация власти в районе основывается на действующем в Республике Татарстан законодательстве о местных органах государственной власти и управления. В настоящее время в районе проводится работа по подготовке и переходу к организации местного самоуправления на всех уровнях в соответствии с действующим республиканским и федеральным законодательством.
1.2. Социально-экономическая ситуация
В последние годы хозяйственный комплекс района продолжал наращивать темпы промышленного и сельскохозяйственного производства. Объем промышленной продукции, произведенной в районе в 2004 г., на 73% превысил данные показатели за 2003 год.
В связи с приходом в район инвесторов в сельхозпроизводство было вложено в 2004 году 775 миллионов рублей, что позволило обновить парк сельскохозяйственной техники и увеличить объемы сельскохозяйственного производства.
Рост заработной платы за 2004 год составил 13% к уровню 2003 года, вместе с тем средняя заработная плата населения района составляет лишь 63% от размера среднереспубликанской заработной платы.
Кроме того, продолжают существовать проблемы безработицы, выезда молодежи из района, наметилась тенденция к снижению рождаемости и значительному увеличению смертности населения.
32% населения района достигло пенсионного возраста.
1.3. Особенности государственного и муниципального управления.
Регулирование государственной службы
Государственное и муниципальное управление, осуществляемое на местах, требует совершенствования системы деятельности, для этого необходимо:
- повысить уровень исполнительской дисциплины;
- повысить мотивацию деятельности государственных и муниципальных служащих (уровень оплаты работы которых в некоторых случаях приравнивается к оплате труда технических работников коммерческих структур);
- исключить излишнюю централизованность полномочий по принятию решений;
- устранить разночтения между республиканским и федеральным законодательствами.
Необходимо конкретизировать Законы Республики Татарстан “О государственной гражданской службе“ и “О муниципальной службе“. Необходимо более четко и жестко определить нормы, регулирующие отношения государственных и муниципальных служащих с бизнесом, конкретизировать понятие “незаконных приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей“. Требуется четкое закрепление гарантий служащих при отказе от исполнения незаконных (или даже преступных) приказов.
На наш взгляд, имеется необходимость более детальной регламентации взаимоотношений между органами государственной власти и муниципальными органами на переходном (или начальном) уровне взаимоотношений (в соответствии со ст. ст. 8, 18 Закона РТ “О местном самоуправлении в Республике Татарстан“).
1.4. Регулирование предпринимательской деятельности
Переход к местному самоуправлению, иным методам (чем раньше) формирования местных бюджетов, системе налогообложения потребует увеличения внимания к развитию предпринимательства. Необходимо всячески способствовать вовлечению населения района в предпринимательскую деятельность, особенно на селе, в глубинке. Позволит сократить безработицу и пополнять местные бюджеты организация на местах частных, семейных предприятий, торговли бытового обслуживания, оказания автотранспортных и ремонтных услуг.
В антикоррупционных целях следует регламентировать на законодательном уровне деятельность органов местного самоуправления в ходе осуществления своей деятельности, определяемой ст. ст. 42 - 49 Закона РТ “Об организации местного самоуправления в Республике Татарстан“, поскольку редакция этих статей дана в слишком общих (а потому легко обходимых) нормах.
1.5. Политика и права граждан
Политическая реформа, переход на местное самоуправление потребуют совершенствования политической системы, создания условий для развития рыночной экономики, развития демократических свобод и средств массовой информации. Решение этих проблем напрямую зависит от уровня политической и общественной жизни населения, которое в течение последних 15 лет различными средствами разобщалось и которому очень активно прививались западные ориентиры выживания по одиночке.
1.6. Причины коррупции
Существующее избыточное государственное влияние на основные отрасли экономики в Республике Татарстан позволило сохранить производственный потенциал в республике периода экономических кризисов в Российской Федерации начала 90-х годов и 1998 - 1999 годов.
Процесс по постепенному ослаблению государственного влияния в экономике не имеет точного определения главных препятствий, которые нужно преодолевать бизнесу, кроме того, система реализации реформ осталась опять в руках чиновников, которым поручено исполнение соответствующих распоряжений. Поэтому без существенного снижения уровня коррупции в системе государственного и муниципального управления, а также включения предпринимателей и граждан в систему принятия решений экономические реформы в Республике Татарстан, а следовательно, снижение уровня коррупции представляются малоэффективными.
Для граждан района наиболее значимыми проблемами, решение которых способно реально снизить уровень коррупции в их взаимоотношениях с чиновниками, являются следующие:
- сложность и запутанность процедур регистрации совершаемых гражданско-правовых сделок;
- незнание законов, позволяющих гражданам отстаивать свои права и свободы в общении с чиновниками;
- недостаток информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти о готовящихся к принятию и принятых ими решениях.
Для малого и среднего бизнеса наиболее значимыми проблемами, связанными с коррупцией, являются следующие:
- сложность, а иногда и невозможность получения доступа к нежилым помещениям и отвода земель для строительства зданий и сооружений;
- постоянные проверки бизнеса представителями различных контролирующих организаций;
- недобросовестная конкуренция бизнесов, близких к органам власти, в частности, произвол чиновников в городах и районах, предоставляющих преференции своим родственникам и знакомым;
- сложность и длительность процедур регистрации и лицензирования бизнеса и т.д.
Говоря о рынках бытовой коррупции, следует указать на следующие особенности:
- большая часть коррупционных сделок осуществляется в сфере медицинских услуг (21% всех сделок, следующие рынки имеют распространенность в два с половиной раза меньше);
- максимальный риск коррупции и максимальная готовность давать взятки приходится на высшее образование;
- самая высокая интенсивность коррупции (среднее число взяток в год на одного жителя) - в сфере регистрации сделок с недвижимостью;
- самые дорогие взятки (в рамках полномочий властей республики) - в сфере земельных отношений.
Из данных республиканских антикоррупционных органов следует:
- в сфере деловой коррупции как главную следует отметить следующую особенность: 88% всех коррупционных сделок приходится на исполнительную власть. Это свидетельство очень высокой зарегулированности деловых отношений;
- распределение коррупционных сделок по разным уровням власти указывает на то, что почти 80% всех коррупционных сделок приходится на уровень городов и районов республики. Этот фактор должен быть основополагающим при решении всех экономических вопросов.
2. Принципы, цели и задачи антикоррупционной политики
2.1. Принципы антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика в Верхнеуслонском районе должна базироваться на положении о том, что коррупция есть одно из проявлений низкой эффективности политической, экономической, управленческой и социальной сферы.
Коррупция - комплексная “болезнь“, требующая комплексного “лечения“, в котором трудно ожидать быстрых успехов. Как показывает международный опыт, успех в реализации антикоррупционной политики может быть достигнут, если придерживаться следующих принципов:
1. Авторитетное руководство. Антикоррупционная политика должна инициироваться авторитетным лидером на основании мандата, полученного от избирателей либо в ином установленном законом порядке.
2. Кооперация власти и общества.
3. Прозрачность антикоррупционной политики.
4. Акцент на искоренение условий, порождающих коррупцию.
5. Учет культурных факторов.
6. Гибкость и адаптивность политики должны обеспечиваться постоянной обратной связью, опирающейся на независимые мониторинг и диагностику.
7. Учет возможных угроз и ограничений для реализации политики.
8. Сочетание последовательности и трезвой оценки возможностей.
9. “Не навреди“. Антикоррупционная политика должна сочетать последовательность и энергичность с тщательностью, продуманностью и подготовкой шагов.
2.2. Цели и задачи антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика должна быть органичной частью других направлений деятельности. В соответствии с предложенными выше принципами политики основная цель антикоррупционной политики - повышение эффективности в следующих сферах:
- политическая система;
- государственное управление;
- экономика;
- социальная сфера;
- гражданское общество.
Данная цель достигается с помощью решения следующих основных задач:
- повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
- увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;
- вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
- формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
3. Правовое регулирование антикоррупционной политики
Осуществление антикоррупционной политики возможно лишь при наличии ее регулирования. Принципы правового регулирования антикоррупционной политики:
1. Антикоррупционная направленность - характеристика всего будущего правового поля (местных нормативных актов).
2. Противодействие как коррупционерам, так и причинам коррупции. Местное законодательное регулирование должно отталкиваться от базовых принципов самой стратегии противодействия коррупции.
3. Антикоррупционная оптимизация районного нормотворческого процесса. Изменение порядка принятия местных нормативных актов, предполагающее принятие антикоррупционных стандартов.
4. Максимально полное использование ресурсов закона в целях проведения антикоррупционной политики.
4. Подготовка персонала антикоррупционной политики
В целом система подготовки кадров антикоррупционной политики должна решать несколько важнейших проблем. К таким проблемам, в первую очередь, необходимо отнести преодоление бюрократической инерции и “корпоративного“ отторжения новшеств. Еще один блок проблем связан с недостаточностью профессиональной подготовки кадров государственной и муниципальной службы. Традиционно недостаточно внимания уделялось профессиональной подготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере этики и морали. Достаточно полезным представляется разделение всех методов на следующие четыре группы:
1. В рамках программ повышения квалификации можно осуществлять более оперативную подготовку уже существующих кадров в сфере антикоррупции. Также очень важно уделять внимание демонстрации и обучению государственных служащих использованию различных инструментов взаимодействия между органами и обществом.
2. Проведение различных информационных мероприятий для наиболее важных участников антикоррупционной программы (включая представителей общества). К конкретным групповым формам такой деятельности относятся конференции, круглые столы, семинары, тренинги, ролевые игры.
3. В случае, когда целевой аудиторией мероприятия являются граждане, может оказаться эффективно проведение ток-шоу, интервью, посланий, публичных выступлений и т.п.
5. Роль средств массовой информации, пропаганда и мобилизация
Одним из важнейших направлений антикоррупционной политики должно быть изменение общественного сознания под влиянием антикоррупционной пропаганды. Важнейшая роль отводится средствам массовой информации. Ключевыми направлениями деятельности органов государственной и муниципальной власти по изменению отношения граждан к коррупции должны быть следующие:
- проведение по заказам органов государственной власти и органов местного самоуправления объективных исследований коррупции, ее причин, масштабов и негативных последствий с последующим публичным представлением их результатов населению района;
- поддержка антикоррупционного гражданского образования, которое могут проводить некоммерческие и общественные организации по методикам, разработанным и применяемым в различных регионах России;
- обеспечение свободного доступа граждан к информации о деятельности органов власти и управления;
- рассмотрение и обязательные ответы по существу на все обращения граждан в органы власти и лично к Президенту Республики Татарстан;
- поддержка проведения публичных общественных обсуждений и парламентских слушаний о проблемах противодействия коррупции.
Сами средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:
- формировать базы данных публикаций о коррупции;
- просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции, устраивать своеобразные акции отказа от взяток;
- искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населенных пунктах и регионах нашей страны;
- просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах;
- всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества. Эта деятельность косвенно будет, как в большинстве стран мира, снижать уровень коррупции. В 2004 г. Татарстан вышел на первое место в России по числу подписанных печатных изданий на душу населения. Это еще раз подчеркивает важность СМИ в реализации антикоррупционной политики.
6. Гражданское участие
Гражданское участие понимается как участие граждан и структур гражданского общества в управлении государством и тем местным сообществом, в котором они живут. Формами гражданского участия могут быть участие граждан и структур гражданского общества в подготовке, принятии, исполнении и контроле исполнения решений органов власти, муниципального управления.
В ситуации широкого распространения коррупции системы органов власти государственного и муниципального управления, как и предпринимательские структуры, оказываются неспособными осуществлять взаимный контроль своей деятельности, а также принимать решение в интересах общества и государства, а не в корпоративных и личных целях. Только активность и постоянное давление граждан, гражданского общества на государственное и муниципальное управление, а также на бизнес могут позволить чиновникам, предпринимателям и гражданам постепенно отказаться от применения коррупционных практик в своей деятельности.
Предлагается поддерживать создание гражданских коалиций, которые в сотрудничестве с властью могли бы участвовать в реализации антикоррупционной политики, выполняя следующие функции:
- обеспечение прозрачности власти;
- мониторинг уровня и структуры коррупции;
- антикоррупционное обучение;
- антикоррупционная пропаганда;
- участие в разработке антикоррупционных мер, мероприятий, программ;
- мониторинг коррупционности законодательств;
- работа в общественных советах при органах власти;
- представительство в качестве наблюдателей в тендерных, закупочных комиссиях в органах власти;
- участие в бюджетном процессе;
- оценка эффективности антикоррупционной политики.
7. Основное содержание антикоррупционной политики
Основным элементом эффективности антикоррупционной политики будет переход к организации публичной власти на основе политической конкуренции.
Нужно учитывать, что провозглашение местного самоуправления само по себе не решает всех нужд и проблем людей.
Необходимо так организовать местное самоуправление, чтобы гражданская самодеятельность, ответственность, солидарность создали среду, в которой коррупция станет затруднительной или даже невозможной.
Для многих антикоррупционных направлений необходима регламентация деятельности государственных и муниципальных органов, которая включает в себя определение приоритетных областей по следующим приоритетным в районе, как и в целом по республике, направлениям деятельности:
- отвод земельных участков,
- конкурсные процедуры,
- передача лесных участков в пользование.
В данном направлении необходимо совершенствовать процесс правовой экспертизы актов местных органов управления и органов местного самоуправления.
Необходимо разработать мероприятия по уменьшению коррупции в правоохранительной системе района.
Можно рекомендовать:
- обеспечение прозрачности и гласности работы судов,
- общественный контроль за работой правоохранительной системы,
- переориентация идеологии работы милиции с карательной на предоставление услуг по безопасности и защите прав.
Важной составляющей антикоррупционной политики является дальнейшее регламентирование деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Необходимо выработать ключевые направления в кадровой работе:
- формирование не формального, а фактического резерва кадров;
- оптимизация использования кадров;
- подбор кадров на конкретные должности;
- стимулирование профессионального развития служащих;
- жесткое соблюдение требований этики государственной и муниципальной службы;
- достойное материальное обеспечение (денежное вознаграждение);
- обеспечение ресурсами для решения поставленных вопросов;
- оценка адекватности вознаграждений и наказаний;
- внедрение методов внешнего и внутреннего контроля;
- учет проблем мотивации при осуществлении должностных обязанностей;
- обязательная организация деятельности служащих в соответствии с “Общими принципами служебного поведения государственных служащих“, утвержденными Указом Президента Российской Федерации N 885 от 12.08.2002.
8. Совершенствование регулирования экономики
и деловой активности
Особое внимание необходимо уделить решению таких проблем в сфере регулирования экономики и деловой активности:
1. Доступ к нежилым помещениям и отвод земель для строительства. Важнейшей проблемой в подавляющем большинстве регионов России является проблема доступа к нежилым помещениям и получения отвода земель на строительство зданий и сооружений. Можно утверждать, что проблема получения предпринимателями землеотвода для аренды или строительства зданий и сооружений, проблема доступа предпринимателей к нежилым помещениям является основным фактором, препятствующим развитию малого и среднего бизнеса в Верхнеуслонском районе.
2. Проверки бизнеса представителями различных организаций. Отдельные сотрудники контролирующих органов используют свое служебное положение для получения денег или каких-то товаров в ходе проверок по своей личной инициативе. Как коррупционную следует оценить практику проведения такими проверяющими инстанциями, как пожарные службы, санэпидстанции и, возможно, другими, обучения работников малого или среднего бизнеса как условия получения разрешений для их организаций на ведение предпринимательской деятельности.
3. Недобросовестная конкуренция бизнесов, близких к органам власти. Преимущества в конкуренции получают почти всегда предпринимательские структуры, созданные органами власти для реализации собственных интересов или близкие к ним. На каждом уровне власти такие предпринимательские структуры создаются специально. Эти предпринимательские структуры одерживают победы в конкурсах по закупкам для муниципальных и государственных структур, права на аренду нежилых помещений, отводы земель под строительство и т.п.
4. Регистрация и лицензирование. Проблемы регистрации и лицензирования чаще всего мало волнуют малый и средний бизнес, потому что выполняются довольно редко, обычно через посредников. Этим посредникам предприниматели платят деньги по официальным договорам, а как посредники осуществляют регистрацию и лицензирование, уже не знают. Эти проблемы исключительно актуальны для создающегося бизнеса и являются одним из административных барьеров на пути развития региональной экономики и, как следствие, среднего класса.
5. Роль законодательства в практике взаимоотношений власти и бизнеса. Нормы законодательства играют важную роль в регулировании взаимоотношений власти и бизнеса. При этом более важной представляется предпринимателям роль федерального законодательства, потому что наибольшее влияние на принятие решений в бизнесе оказывают нормы налогового, таможенного и уголовного законодательства. На основе более детального и глубокого анализа предложенных сфер государственного регулирования можно разработать конкретные меры по снижению коррупционного потенциала.
Данные проблемы целесообразно обобщить и поставить на рассмотрение на уровне представительных органов района, а также представить их на рассмотрение в совместные координационные и совещательные органы, которые будут созданы для осуществления взаимодействия органов исполнительной власти Республики Татарстан с органами местного самоуправления.