Российские законы

Распоряжение Зам. руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 13.07.2006 N 616р “Об утверждении Регламента текущего содержания улично-дорожной сети, мостов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий г. Казани“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 11.05.2007 N 890.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 июля 2006 г. N 616р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ТЕКУЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ

УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ, МОСТОВ, МЕСТНЫХ ПРОЕЗДОВ,

ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫХ И ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ Г. КАЗАНИ

В целях улучшения качества текущего содержания улично-дорожной сети, мостов и путепроводов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий г. Казани ОБЯЗЫВАЮ:

1. Утвердить Регламент текущего содержания улично-дорожной сети, мостов и путепроводов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий г. Казани (приложение).

2. Комитету благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани, главам районных администраций Исполнительного комитета г. Казани, организациям, предприятиям различных форм собственности, задействованным
на текущем содержании территории г. Казани, принять утвержденный Регламент текущего содержания территории г. Казани к руководству и исполнению.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на председателя Комитета благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани А.Ю.Егорова.

М.Н.ХАФИЗОВ

Приложение

к распоряжению

заместителя Руководителя

Исполнительного комитета г. Казани

РЕГЛАМЕНТ

ТЕКУЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ,

МОСТОВ, МЕСТНЫХ ПРОЕЗДОВ, ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫХ

И ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ Г. КАЗАНИ

I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

В настоящем Регламенте используются следующие понятия и определения:

“Подрядчик“ - лицо, обязующееся выполнить работы в соответствии с принятыми на себя по договору обязательствами и несущее ответственность за своевременное, качественное выполнение указанных работ согласно требованиям нормативов;

“Работы по текущему содержанию дорог, тротуаров, мостов и путепроводов, подземных и надземных переходов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий“ - работы, выполняемые в течение всего года (с учетом сезона) в комплексе работ по уходу за покрытием дорог и тротуаров, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению мелких повреждений, по обеспечению безопасности движения, нормативных условий эксплуатации, поддерживанию их в надлежащем состоянии;

“Работы по текущему ремонту дороги“ - комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, включающих возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги и обеспечение безопасности движения, работы по предупреждению разрушения объектов внешнего благоустройства и исправлению мелких повреждений;

“Исполнительная документация“ - полный комплект документации, подтверждающий выполнение работ в соответствии с утвержденной рабочей документацией и соответствие выполненных работ действующим нормативам и стандартам;

“Эксплуатационная документация“ - часть исполнительной документации, позволяющей осуществлять нормальную эксплуатацию инженерных систем и технологического оборудования;

“Акт о выполненных работах“ - документ, подтверждающий выполнение Подрядчиком определенного этапа
или части работ, подписанный уполномоченными представителями заказчика.

Регламент содержания дорог, мостов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий г. Казани является основным нормативным документом, регламентирующим деятельность служб, занятых на текущем содержании.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Заказчиками по содержанию территории г. Казани выступают Комитет благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани, администрации районов, Районные жилищные управления.

Заказчиком по содержанию улично-дорожной сети, трассы специального назначения, мостов и путепроводов, надземных и подземных переходов выступает Комитет благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани.

Подрядчиками по содержанию улично-дорожной сети, трассы специального назначения, мостов и путепроводов, подземных и надземных переходов являются подрядные организации, выигравшие открытый конкурс и заключившие договор с заказчиком.

Финансирование выполненных работ по содержанию улично-дорожной сети, трассы специального назначения, мостов и путепроводов, подземных и надземных переходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете г. Казани, в соответствии с утвержденными расценками на виды работ.

Заказчиками по содержанию улично-дорожной сети, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий на территориях районов г. Казани выступают районные жилищные управления, администрации районов Исполнительного комитета г. Казани.

Подрядчиками по содержанию улично-дорожной сети, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий районов являются подрядные организации, выигравшие открытый конкурс и заключившие договор с заказчиком.

Договор заключается между заказчиком - администрациями районов Исполнительного комитета г. Казани, районными жилищными управлениями и подрядчиком - юридическим лицом, выигравшим открытый конкурс на текущее содержание территорий районов.

Финансирование выполненных работ по содержанию улично-дорожной сети, местных проездов, внутриквартальных территорий осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете г. Казани, в соответствии с утвержденными расценками на виды работ; финансирование работ по содержанию дворовых территорий - за счет средств, поступающих от населения, в соответствии с утвержденными
тарифами на виды работ.

2.1. Обязательства подрядчика

Подрядная организация, заключившая договор на текущее содержание улично-дорожной сети, мостов, путепроводов, надземных и подземных переходов, несет ответственность за выполнение полного комплекса работ по текущему содержанию, включая следующие виды работ:

- содержание проезжей части дорог;

- содержание тротуаров в соответствии с Постановлением Главы администрации г. Казани от 22.10.2003 N 1822 “О санитарном содержании территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Казани“;

- местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий;

- содержание урн вдоль улично-дорожной сети;

- содержание остановочных павильонов и остановочных площадок;

- производство ямочного ремонта проезжей части дорог, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий;

- содержание и установка ограждений вдоль улично-дорожной сети, кривбрусов.

Подрядная организация, заключившая договор на текущее содержание мостов, путепроводов, надземных и подземных переходов, несет ответственность за выполнение полного комплекса работ по текущему содержанию в соответствии с утвержденными классификаторами по всем видам работ.

Подрядчик обязан:

выполнение работ по текущему содержанию и ремонту производить в соответствии с действующими нормами и правилами;

своими силами и за счет собственных средств производить ремонт и техническое обслуживание машин, оборудования и приспособлений, используемых для выполнения работ по текущему содержанию объектов благоустройства;

устранять за счет собственных средств все недоделки, указанные в акте приема-сдачи работ заказчику;

подрядчик несет ответственность перед заказчиком за ненадлежащее исполнение работ по договору.

Подрядчик также обязан:

принимать участие в работе комиссий по проверке стоимости и объемов выполненных работ, давать свои пояснения, вносить предложения и обоснования;

исполнять в ходе работ указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора и не являются вмешательством в хозяйственную деятельность подрядчика;

своевременно сообщать заказчику о необходимости проведения дополнительных работ, вызванных указаниями заказчика либо форс-мажором, и соответственного увеличения
сметной цены.

Подрядчик несет в полном объеме гражданскую ответственность за убытки и вред, причиненные третьим лицам, за весь период работ по содержанию закрепленной территории.

Подрядчик в случае обнаружения на закрепленном участке улицы проваленного колодца, отсутствия люков, ливневых решеток незамедлительно должен сообщить о данном нарушении организации, которая является балансодержателем данных коммуникаций, и представителю заказчика.

В случае возникновения претензий к подрядчику со стороны третьих лиц заказчик не будет нести по ним никакой материальной или иной ответственности.

Подрядчик обязан сдать, а Заказчик принять и подписать фактически выполненные объемы работ в срок до 25 числа отчетного месяца.

Сдача работ оформляется по унифицированным формам N КС-3 и КС-2, подписанным обеими сторонами.

2.2. Обязательства заказчика

Заказчик:

оплачивает выполненные подрядчиком работы в объемах и в сроки, которые предусмотрены договором;

осуществляет технический надзор за выполнением работ, используя при этом качественные критерии, заложенные в действующих в Российской Федерации нормах и правилах, технических условиях и стандартах, применяемых на момент выполнения.

Заказчик имеет право:

вносить по согласованию с подрядчиком изменения в сметную документацию, если это не меняет характера предусмотренных договором работ.

осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых подрядчиком работ;

при обнаружении отступлений от условий, предусмотренных дефектной ведомостью и сметной документацией, немедленно заявлять об этом подрядчику (заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки).

III. ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ, МОСТОВ,

МЕСТНЫХ ПРОЕЗДОВ, ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫХ И ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Механизированная уборка городских дорог, мостов и путепроводов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий предусматривает работы по поддержанию в чистоте и порядке дорожных покрытий, обеспечивающие нормальные условия безопасного движения транспорта и пешеходов при любых погодных условиях.

Летом выполняются работы, обеспечивающие максимальную чистоту дорожных покрытий и приземных слоев
воздуха.

Зимой выполняются наиболее трудоемкие работы: предотвращение снежно-ледяных образований, удаление снега и скола, борьба с гололедом и т.п.

Убираемые площади должны на 100% охватываться подрядными организациями; в зависимости от объемов обслуживаемой площади подрядные организации по текущему содержанию должны иметь необходимое количество уборочной техники.

Организация уборки подрядными организациями должна обеспечивать четкое выполнение работ по каждой технологической операции. С этой целью проводится определение улиц (таблица 1) и разбивка их на категории (по интенсивности движения транспорта).

Таблица 1

Определение категории улиц на основании паспортизации

---------------------T--------------T-----------------------¬

¦ Категории улиц ¦ Интенсивность¦ Примыкания ¦

¦ ¦движения в час¦ к тротуарам ¦

+--------------------+--------------+-----------------------+

¦1. Магистральные ¦Свыше 1000 ¦Сразу после проезжей ¦

¦ ¦автомобилей ¦части, отсутствие ¦

¦ ¦ ¦зеленых зон ¦

+--------------------+--------------+-----------------------+

¦2. Дороги ¦До 1000 ¦Сразу после проезжей ¦

¦общегородского ¦автомобилей ¦части, разрешается ¦

¦значения ¦ ¦складирование и вывоз ¦

¦ ¦ ¦снега в течение 3-х ¦

¦ ¦ ¦суток, наличие зеленых ¦

¦ ¦ ¦зон ¦

+--------------------+--------------+-----------------------+

¦3. Дороги местного ¦До 250 ¦Отсутствуют, наличие ¦

¦значения (поселковые¦автомобилей ¦зеленых зон ¦

¦дороги) ¦ ¦ ¦

L--------------------+--------------+------------------------

После разбивки подрядным организациям по текущему содержанию улиц на группы и определения объемов работ проезды группируются в технические (рабочие) маршруты специальных машин (пескоразбрасывателей, плужно-щеточных снегоочистителей и др.). За маршрутом закрепляется одна или несколько машин соответствующего типа. На каждый маршрут обязательно закрепление линейного мастера.

Маршруты должны быть разработаны таким образом, чтобы максимально сократить затраты рабочего времени на холостые пробеги машин и полностью использовать их производительность. На каждый маршрут должна быть составлена карта, на которой точно обозначаются границы маршрута, путь и порядок следования машины при работе, очередность, продолжительность и периодичность работы машин на линии, точное расположение пунктов заправки водой, места выгрузки смета, снега и т.п.

Трамвайные пути, находящиеся на уровне проезжей части, содержатся подрядными организациями, занятыми на текущем содержании данной улицы. Обособленные трамвайные пути содержатся представителями Управления “Метроэлектротранс“ г. Казани.

При производстве работ, связанных с уборкой улиц, необходимо обеспечивать строгое и безусловное выполнение Правил техники безопасности и производственной санитарии.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ЗИМНЕЙ УБОРКЕ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

В период с 1 ноября по 15 апреля устанавливается зимняя уборка, предусматривающая сгребание и подметание снега, скалывание снега и льда, переброску и вывоз снега, обработку дорожных покрытий и тротуаров, дворов противогололедными материалами согласно Постановлению Главы администрации г. Казани от 22.10.2003 N 1822 “О санитарном содержании территорий, организации уборки и обеспечении чистоты и порядка в г. Казани“.

Основной задачей зимней уборки городских магистралей, улиц и проездов является обеспечение нормальных условий для работы надземного транспорта и безопасности его движения.

На зимний период дорожно-эксплуатационные службы, дворники переводятся на круглосуточный режим работы.

Для обеспечения своевременной и качественной уборки
необходимо комплектовать парк уборочных машин по численности и по составу.

Ответственность за правильную организацию и проведение работ по зимней уборке закрепленных за дорожно-эксплуатационными участками улиц возложена на руководителей подрядных организаций по текущему содержанию. Непосредственное руководство уборочными работами на линии обеспечивают линейный мастер и бригадиры из числа водителей уборочных машин.

Руководство подрядных организаций ведет регистрацию в специальном журнале прибывающих для работы в подрядные организации машин, осуществляет контроль за их работой, оформляет необходимые товарно-транспортные документы и обеспечивает силами дежурных водителей сохранность находящейся на дежурстве уборочной техники.

Все находящиеся на дежурстве в подрядных организациях зимние уборочные машины должны содержаться в состоянии постоянной готовности к работе, т.е. иметь прогретые двигатели, полностью заправленные горюче-смазочными материалами, а пескоразбрасыватели должны быть загружены противогололедными материалами.

Смена водителей дежурных снегоуборочных машин должна производиться непосредственно на дорожно-эксплуатационном участке.

Основной парк уборочных машин должен работать на уборке снега в две смены.

Технология зимней уборки городских дорог,

мостов и путепроводов, местных проездов,

внутриквартальных и дворовых территорий

Зимой условия и безопасность движения городского транспорта периодически резко ухудшаются: во время снегопадов значительно возрастает сопротивление качанию колес, а при образовании гололеда коэффициент сцепления колес с дорогой уменьшается в 10 раз по сравнению с сухим дорожным покрытием.

В целях недопущения дезорганизации дорожного движения технологический процесс зимней уборки необходимо строить таким образом, чтобы в первую очередь выполнить операции, обеспечивающие безопасность движения транспорта и пешеходов. Эти операции, сроки выполнения и объемы которых непосредственно зависят от климатических условий (снегопадов, гололедов и других экстремальных явлений), выполняются в аварийном порядке и являются первоочередными операциями зимней уборки.

Операции, не оказывающие непосредственного влияния на безопасность движения транспорта и пешеходов, но без выполнения которых нельзя
считать уборку проездов завершенной, называются операциями второй очереди. К первоочередным операциям зимней уборки относятся:

обработка проезжей части дорог противогололедными материалами;

сгребание и подметание снега;

выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов из дворов и т.п.

К операциям второй очереди относятся:

- формирование снежного вала;

- удаление снега с проезда (вывоз или переброска роторными снегоочистителями на свободные территории);

- зачистка дорожных лотков после удаления снега;

- скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований;

- подметание дорог при длительном отсутствии снегопадов.

Перечень операций и машин, применяемых при зимней уборке, приведен в таблице 2.

Технология снегоочистки городских дорог основана на комплексном применении средств механизации и химических веществ.

Таблица 2

-------------------------------T-----------------------------¬

¦ Операции ¦ Машины ¦

+------------------------------+-----------------------------+

¦1. Обработка дорожных покрытий¦Распределитель ¦

¦противогололедными материалами¦противогололедных материалов ¦

¦- 70% от общей площади ¦(пескоразбрасыватель, ¦

¦ ¦универсальный разбрасыватель)¦

+------------------------------+-----------------------------+

¦2. Сгребание и подметание ¦Плужно-щеточный ¦

¦снега ¦снегоочиститель ¦

+------------------------------+-----------------------------+

¦3. Переброска снега и скола на¦Роторный снегоочиститель ¦

¦свободные площади ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------------+

¦4. Формирование снежного вала¦Плуг-совок, автогрейдер, ¦

¦(35% от общей площади),¦бульдозер ¦

¦сдвигание снега и скола в¦ ¦

¦кучи, выполнение разрывов в¦ ¦

¦валах ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------------+

¦5. Погрузка снега и скола в¦Снегопогрузчик, роторный ¦

¦транспортные средства ¦снегоочиститель ¦

+------------------------------+-----------------------------+

¦6. Вывоз снега и скола ¦Самосвал ¦

+------------------------------+-----------------------------+

¦7. Подметание дорожных ¦Подметально-уборочная машина ¦

¦покрытий при длительном ¦ ¦

¦отсутствии снегопадов ¦ ¦

L------------------------------+------------------------------

Песко-соляная смесь при снегоочистке препятствует уплотнению и прикатыванию свежевыпавшего снега к дорожному покрытию, т.е. практически сохраняет снег в сыпучем состоянии, что является решающим условием для работы плужно-щеточных снегоочистителей.

Технологические материалы, применяемые при зимней уборке

городских дорог, внутриквартальных проездов

В г. Казани применяется песко-соляная смесь, представляющая собой смесь песка с хлоридами, что обеспечивает эффективность использования технологического материала при снегопадах и гололедах, а также предотвращает смерзание песка при его хранении на открытых площадках.

Количество хлоридов (хлористого натрия или хлористого кальция) в смеси рекомендуется содержать до 8% (по весу).

Для посыпки улиц желательно применять речной песок, так как он не содержит илистых отложений. Песок должен быть хорошо просеян и равномерно перемешан с хлоридами. Приготовление песко-соляной смеси рекомендуется выполнить до 1 октября.

Базы песка необходимо размещать на площадках с твердым покрытием, хорошими подъездными путями и располагать вблизи обслуживаемых проездов.

Работы по заготовке песка, приготовлению песко-соляных смесей и погрузке в пескоразбрасыватели механизируются за счет применения грохотов, пескосеялок, транспортеров, погрузчиков, бульдозеров, экскаваторов и других механизмов.

1. Обработка дорожных покрытий

противогололедными материалами

1.1. Распределение технологических материалов по проезжей части в пределах полосы движения (60 - 70% от общей площади) производится пескоразбрасывателями (ПР, КДМ).

На каждый разбрасыватель в подрядной организации должен быть составлен отдельный технологический маршрут, согласованный с представителем заказчика.

1.2. Распределение технологических материалов необходимо начинать с улиц, имеющих высокую интенсивность движения.

В первую очередь посыпают наиболее опасные места (подъемы, спуски, перекрестки, развороты, тормозные площадки, места остановок городского транспорта, пешеходные переходы и т.п.), после чего приступают к обработке полос движения.

Как правило, технологические материалы по проезжей части должны распределяться за один проход разбрасывателей.

1.3. Песок, смешанный с хлоридами (до 8% по весу), рассыпают на проезжей части дорог также в зависимости от температуры воздуха:

при температуре до минус 6 градусов - 120 г/кв. м;

при температуре ниже минус 6 градусов - 250 г/ кв. м.

Плотность посыпки на участках с большими уклонами увеличивается в 2 - 2,5 раза. Рабочая скорость при посыпке - до 30 км/час.

1.4. При интенсивности снегопадов до 1 см/час:

первое подметание и пескопосыпку необходимо производить через 20 минут от начала снегопада;

второе и третье - через каждые 4 часа.

1.5. При интенсивности снегопадов от 1 см до 3 см в час:

первое подметание и пескопосыпку следует производить через 20 минут от начала снегопада;

второе и третье - через каждые 3 часа.

1.6. При более обильных снегопадах, сопровождаемых другими экстремальными погодными явлениями (резкие перепады температур, метели, бураны и др.), очистка проезжей части городских дорог производится по дополнительному указанию.

1.7. Особенно важно оперативно обрабатывать проезды технологическими материалами при гололеде. При этом рекомендуется предупредительная посыпка проезжей части дорог химическими материалами (15 - 20 г/кв. м) непосредственно перед гололедом, что предупредит возникновение ледяной пленки.

Для устранения скользкости в период, когда дороги уже покрыты ледяной пленкой, следует в кратчайшие сроки посыпать их песко-соляной смесью (200 - 300 г/кв. м), если гололедные пленки продолжают сохраняться на проездах с интенсивностью транспорта более 500 маш./час, необходимо осуществить повторную их обработку смесью. Устранение скользкости, которая возникла при образовании снежно-ледяного наката или льда, осуществляется выборочной посыпкой поверхности дороги песко-соляной смесью.

В случае если гололедная пленка сохраняется, через 2 - 3 часа необходимо произвести повторную обработку дорожных покрытий песко-соляной смесью.

Наиболее опасные участки обрабатываются через каждый час после первой посыпки.

1.8. Проезжую часть искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад) следует обрабатывать в первую очередь и с особой тщательностью, так как гололед на них образуется раньше, чем на покрытиях дорог.

Отдельные скользкие участки, возникающие на покрытиях искусственных сооружений (имеющих на основном протяжении удовлетворительную для движения поверхность покрытия), должны подвергаться немедленной выборочной обработке.

1.9. При выполнении работ следует учесть, что необходимость в обработке дорог противогололедными материалами возникает одновременно по всему городу. Чтобы выполнить эту операцию в кратчайшие сроки, необходимо уменьшить потерю времени на загрузку распределителей технологическими материалами в начале снегопада (гололеда). С этой целью все машины должны быть постоянно готовыми к работе и находиться на участках полностью загруженными песко-соляной смесью или другими технологическими материалами.

Это позволит сэкономить 1 - 1,2 часа и даст возможность оперативно обрабатывать 16 - 18% площади улиц, подлежащих посыпке.

2. Сгребание и подметание снега

2.1. Для подметания снега с дорожных покрытий и сгребания его в валы применяются плужно-щеточные снегоочистители, смонтированные на автомобилях или тракторах.

2.2. Сгребание и подметание снега необходимо начинать с улиц с наиболее интенсивным движением транспорта. Маршруты распределителей технологических материалов и плужно-щеточных снегоочистителей должны совпадать.

2.3. Подметание снега, как правило, должно производиться в правую сторону с таким расчетом, чтобы снегоочистители двигались в общем потоке транспорта и вал снега укладывался вдоль тротуара. При этом первая машина делает проход по оси проезда, а последующие - уступом с интервалом 15 - 20 метров. След впереди идущей машины должен перекрываться на 0,25 - 0,5 м (при интенсивных снегопадах на широких улицах перекрытие должно быть 0,8 - 1,2 м). В колонне должно быть столько машин, чтобы за один проход возможно было подмести всю полосу движения от оси до тротуара.

2.4. На улицах и проездах с односторонним движением снег сгребается в одну сторону. Подметание снега в левую сторону можно производить в том случае, если снегоочистительные машины оборудованы левыми щетками.

2.5. При интенсивных и длительных снегопадах для увеличения производительности снегоочистительных машин (за счет увеличения скорости движения) первый проход производится при выключенной щетке. В этом случае снег сгребается к тротуару лично плугом, а оставшийся на дорожном покрытии тонкий слой убирается при последующих проходах машин с работающими щетками.

2.6. Снежный вал при подметании должен сдвигаться вплотную к тротуару, при этом запрещается забрасывать снег на тротуар.

2.7. После окончания снегопада необходимо произвести завершающее подметание и подбивку валов с таким расчетом, чтобы вал находился на 0,5 м от бортового камня тротуара и был шириной у основания не более 1,0 м, и выполнить выборочную посыпку участков проезжей части дорог, на которых остались слои уплотненного снега.

Если уплотненный снег не будет удален своевременно, он быстро превратится в снежно-ледяной накат или лед. В целях недопущения уплотнения снега у прилотковой части уборку рыхлого снега следует производить от поребрика.

2.8. Снежный накат удаляется автогрейдерами, снабженными гребежными ножами, снегоочистителями.

2.9. Для ликвидации снежно-ледяных накатов или льда поверхность дороги следует обрабатывать химическими реагентами из расчета 200 - 300 г/кв. м. Через 3 часа после посыпки накат удаляется снегоочистительными машинами.

Для полного удаления наката высотой 10 см и более процесс очистки необходимо повторить несколько раз.

3. Перекидка снега роторными снегоочистителями

3.1. Перекидка снега снегоочистителями применяется на набережных рек и каналов, на проездах, имеющих газоны, полосы насаждений, разделительные полосы, незастроенные территории. На насаждения и газоны разрешается перекидывать лишь свежевыпавший снег.

3.2. При перекидке снега на проездах с насаждениями необходимо принимать предохранительные меры, исключающие повреждение деревьев и кустарников. С этой целью на роторные снегоочистители необходимо устанавливать специальные насадки с направляющими желобами. Это позволит производить укладку перекидываемого снега на узкой полосе между проезжей частью и насаждениями или перекладку снега через первую полосу кустарников, что обеспечивает их сохранность.

3.3. Перечень проездов, подлежащих уборке снега с применением роторных снегоочистителей, утверждается согласно титульному списку.

4. Формирование снежного вала

4.1. По окончании очередного цикла подметания необходимо приступить к выполнению работ по формированию снежных валов в лотках улиц и проездов.

4.2. При формировании вала не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары.

4.3. Снежный вал формируется на расстоянии 0,5 м от бортового камня или барьерного ограждения для пропуска талых вод.

4.4. Ширина снежного вала, лежащего в лотковой части магистральных улиц, не должна превышать 1,5 метра.

4.5. Время формирования снежных валов не должно превышать 24 часов после окончания снегопада.

4.6. Формирование снежных валов не допускается:

- на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;

- ближе 5 м от пешеходного перехода;

- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;

- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;

- на тротуарах.

4.7. Время выполнения разрывов в снежных валах не должно превышать 16 часов после окончания снегопада.

5. Удаление снега с городских дорог, мостов

5.1. Снег и скол, собранные в валы и кучи, необходимо своевременно удалять с городских дорог, так как наличие валов сокращает пропускную способность улиц и способствует возникновению снежно-ледяных образований при колебаниях температуры воздуха. Снег рекомендуется вывозить в ночное время - с 23.00 до 7.00.

5.2. Для удаления собранного в валы и кучи снега с городских улиц применяется один из следующих способов:

вывоз автотранспортом на снежные свалки;

перекидка или перекладка роторными снегоочистителями на свободные территории вдоль проезда;

складирование на проезжей части улиц.

5.3. Наиболее дешевым способом удаления снега является складирование его на проезжей части у тротуара. В основном этот метод применяется на второстепенных проездах с малоинтенсивным движением.

5.4. Наиболее распространенным способом удаления снега с городских улиц является вывоз. Этот способ эффективен лишь в том случае, если работы по погрузке снега механизированы и вывоз осуществляется на небольшие расстояния.

5.5. Места для складирования вывозимого снега определяются администрациями районов Исполнительного комитета г. Казани и согласовываются с Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

6. Вывоз снега автотранспортом

6.1. На вывоз снега должны привлекаться автомобили-самосвалы. Для более полного использования грузоподъемности самосвалы должны оборудоваться съемными бортами высотой 600 - 1200 мм.

6.2. Погрузка снега в самосвалы ведется снегопогрузчиками. Во время работы снегопогрузчик двигается вдоль тротуара против движения транспорта, с тем чтобы погруженные самосвалы могли отъезжать от погрузчика в сторону общего движения транспорта.

6.3. В целях безопасности пешеходов снегопогрузчик обслуживают двое рабочих: один находится на тротуаре и не допускает людей к рабочей зоне погрузчика; второй обеспечивает безопасность на проезжей части в зоне между снегопогрузчиком и самосвалом, регулируя движение самосвала и взаимодействие его с погрузчиком, а также ведет учет количества погруженных машин. Рабочие - регулировщики имеют нарукавные повязки и флажки.

6.4. Разрешается обслуживать снегопогрузчик одному рабочему, находящемуся на тротуаре, при условии обеспечения его мегафоном, посредством которого подаются команды водителям снегопогрузчика и самосвала, а также предупреждения пешеходам.

6.5. На снегопогрузчиках, снабженных электромегафонами, команды водителя“ самосвалов подает водитель снегопогрузчика, который в то же время отвечает за безопасность пешеходов в рабочей зоне погрузчика. В этом случае рабочий, обслуживающий снегопогрузчик, обеспечивает безопасность в зоне между погрузчиком и самосвалом и ведет учет количества нагруженных машин.

6.6. За каждым снегопогрузчиком должно быть закреплено такое количество самосвалов, которое обеспечивало бы его непрерывную работу.

Количество самосвалов, закрепляемых за снегопогрузчиком, определяется в зависимости от расстояния вывозка, грузоподъемности и интенсивности движения транспорта на маршруте вывозка.

6.7. Количество самосвалов, закрепляемых за снегопогрузчиком в зависимости от дальнейшего вывоза снега, приведено в таблице 3.

Таблица 3

-------------------T-----------------------------------------¬

¦ Дальность вывоза ¦ Потребное количество самосвалов ¦

¦ снега, км +--------------------T--------------------+

¦ ¦ при погрузке ¦ при погрузке ¦

¦ ¦ сплошного снежного ¦отдельных куч снега ¦

¦ ¦ вала ¦ ¦

+------------------+--------------------+--------------------+

¦ 1 ¦ 3 - 4 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 2 ¦ 4 - 5 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 3 ¦ 5 - 6 ¦ 3 ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 4 ¦ 6 - 7 ¦ 4 ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 5 ¦ 8 - 9 ¦ 5 ¦

L------------------+--------------------+---------------------

6.8. Для погрузки снега из вала применяются также роторные снегоочистители. В этом случае снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом передним ходом в направлении движения транспорта.

Применение роторных снегоочистителей наиболее эффективно при погрузке снега из слежавшихся или смерзшихся валов. Фреза или шнеки питателя роторного снегоочистителя обеспечивают измельчение такого снега и его непрерывную погрузку.

Выборочный вывоз снега (от остановок городского пассажирского транспорта, трассы специального назначения, пешеходных переходов и т.д.) должен осуществляться в течение 24 часов после окончания снегопадов.

Время для вывоза валов снега после окончания снегопада:

с площадей, магистральных улиц 1 категории (спец. трасс) (см. табл. 1):

при снегопаде от 6 до 10 см - не более 1 суток;

с улиц и проездов 2 категории:

при снегопаде от 6 до 10 см - не более 3 дней;

с улиц и проездов 3 категории (при необходимости вывоза):

при снегопаде от 6 до 10 см - не более 4 дней.

6.9. Порядок учета работы самосвалов и объемов перевозимого снега.

Режим работы снегопогрузчиков и самосвалов на вывозе снега устанавливается:

для 1-й смены - с 8.00 до 17.00;

для 2-й смены - с 22.00 до 6.00.

Обеденный перерыв - 1 час: 1-я смена - с 12.00 до 13.00; 2-я смена - с 2.00 до 3.00.

В особых случаях при больших снегопадах может быть установлен 10-часовой режим работы:

для 1-й смены - с 8.00 до 20.00;

для 2-й смены - с 20.00 до 6.00.

Все автомобили, прибывающие на дорожно-эксплуатационный участок для вывоза снега с обслуживаемых улиц, должны быть зарегистрированы в специальном журнале, в который должны быть внесены: государственный номер автомобиля, фамилия водителя, показания спидометра при прибытии и убытии, количество выполненных поездок и объем перевезенного снега.

Учет перевезенного автотранспортом снега должен осуществляться по талонной системе, при которой каждому водителю автомобиля-самосвала, рабочим, отвечающим за погрузку снега, выдается талон на каждую поездку.

По окончании смены водители должны сдать талоны мастеру участка, который оформляет товарно-транспортные документы по установленной форме и заносит необходимые реквизиты в регистрационный журнал.

На всех снежных свалках города администрациями районов должна быть организована работа по круглосуточному учету завоза снега со штатом: 2 учетчика, 1 регулировщик, 1 охранник, 1 руководитель. Ежедневно информация должна передаваться в диспетчерские службы и заказчику.

6.10. Складирование снега на проезжей части.

Складирование снега на проезжей части улиц является наиболее дешевым способом уборки снега, но применяется лишь на второстепенных проездах с небольшим движением транспорта или когда на улице возможна организация одностороннего движения транспорта.

Ширина свободной полосы для движения транспорта должна быть не менее 6 метров. Вал снега должен укладываться на проезжей части вдоль тротуара на ширину не более 1,5 м, что обеспечивается путем регулярной подрезки вала роторными снегоочистителями.

При применении способа складирования необходимо обеспечить отвод талой воды как со стороны проезжей части, так и со стороны тротуара. Водоотводящая траншея между бортовым камнем и валом снега выполняется на ширину 0,4 - 0,5 метра.

В снежных валах, расположенных против въездов во дворы, на пешеходных переходах, у пожарных гидрантов и в местах размещения водосточных решеток, необходимо делать разрывы.

7. Уборка дорожных лотков

7.1. В зимнее время прилотковая часть улиц используется для временного накопления снега, счищаемого с проезжей части дорог и тротуаров. После погрузки и вывоза основных валов дорожные лотки необходимо зачистить от оставшегося снега и снежно-ледяных образований.

7.2. Уборка дорожных лотков зимой является наиболее трудоемкой операцией по содержанию городских дорог. В связи с тем, что специальных машин для выполнения такого вида работ в настоящее время не имеется, основные операции выполняются с применением ручного труда.

7.3. Снег и снежно-ледяные образования, остающиеся после погрузки снега, должны быть в кратчайшие сроки удалены с дорожных покрытий. Эти работы возможно механизировать при помощи имеющихся уборочных и дорожно-строительных машин.

7.4. Остатки снега окучиваются автогрейдерами, снегоуборочными машинами, бульдозерами или вручную для последующего вывоза.

7.5. Снежно-ледяные накаты или лед необходимо удалять с помощью скалывателя. Если этот способ не дает желаемых результатов, рекомендуется следующая технология удаления льда: покрытие со снежно-ледяным накатом или льдом посыпается химическими реагентами по норме 200 - 300 г/кв. м; скалывать лед следует через 3 - 5 часов после внесения реагентов. В отдельных случаях эта операция повторяется несколько раз до полного удаления льда.

7.6. После вывоза собранных куч снега и скола должна быть произведена окончательная зачистка лотков с помощью специализированной машины или вручную.

8. Уборка улиц, мостов, местных проездов,

внутриквартальных и дворовых территорий

при длительном отсутствии снегопадов

8.1. При длительном отсутствии снегопадов уборка улиц преследует те же цели, что и летом, - удаление с проезжей части пыли, песка и мусора. Эта работа должна выполняться плужно-щеточными снегоочистителями, как правило, один раз в сутки - ночью.

8.2. Для достижения более эффективных результатов уборки улиц рекомендуется применять летние подметально-уборочные машины.

Зимняя уборка тротуаров

Цель зимней уборки тротуаров - обеспечить нормальное движение пешеходов независимо от погодных условий.

В зимнюю уборку входят: снегоочистка, борьба со скользкостью, удаление снега, снежно-ледяных образований и мусора за пределы тротуаров.

Уборка тротуаров в зимнее время является наиболее ответственной и трудоемкой операцией и должна выполняться в кратчайшие сроки, так как:

свежевыпавший снег под воздействием пешеходов и метеорологических факторов быстро изменяет свои свойства, превращаясь в уплотненный снег и лед, удаление которых механическими средствами не всегда возможно и связано с затратами, превышающими в десятки раз затраты на уборку свежевыпавшего снега;

снег и снежно-ледяные образования, находящиеся на поверхности покрытия, затрудняют передвижение пешеходов, сокращают пропускную способность тротуаров и т.д.

Зимнюю уборку тротуаров шириной свыше 3 метров выполняют тротуароуборочными машинами.

На тротуарах шириной свыше 4 метров допускается использовать машины, применяемые для уборки проезжей части улиц.

Уборку тротуаров от свежевыпавшего снега рекомендуется производить после начала снегопада.

В целях увеличения интервала работы снегоочистительных машин на тротуарах с интенсивностью движения свыше 100 чел/час разрешается в начале снегопада обрабатывать покрытия песко-соляной смесью (200 г/кв. м). В этом случае периодичность снегоочистки увеличивается в 1,5 - 2 раза.

Работы по уборке тротуаров должны производиться круглосуточно. Уборку в ночное время следует начинать с таким расчетом, чтобы к 7.00 все тротуары были очищены от снега. Выталкивание снега с тротуаров на проезжую часть улицы после 7.00 запрещается.

Снег и снежно-ледяные образования должны убираться полностью со всей ширины тротуара.

Убираемый с покрытий тротуаров снег должен сдвигаться в лоток проезжей части для последующего вывоза и укладываться на расстоянии 0,5 м от края бортового камня тротуара. В тех случаях, когда широкий тротуар отделен от проезжей части газоном, вал снега разрешается размещать на середине тротуара и в дальнейшем вывезти.

Выталкивание снега с дворов и внутриквартальных территорий на проезжую часть улиц запрещается. Снег должен вывозиться с указанных территорий самосвалами.

Слои уплотненного снега убираются с тротуаров с помощью машин, оборудованных скалывающими рабочими частями.

Удаление скола должно производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него плужно-щеточными снегоочистителями.

Скользкость на тротуарах предотвращают путем обработки полосы движения песко-соляной смесью. Для распределения песка применяют машины, позволяющие регулировать ширину обрабатываемой полосы.

Через 3 - 4 часа после посыпки тротуар следует тщательно подмести.

V. ЛЕТНЯЯ УБОРКА

При летней уборке улиц, мостов и путепроводов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий обеспечивается чистота проездов, удаляются грунтовые наносы с проезжей части и лотков в межсезонный и дождливый период, уменьшается запыленность воздуха.

Перечень операций летней уборки с указанием применяемых для их выполнения автомашин приведен в таблице 4.

Таблица 4

Перечень операций и применяемые

при летней уборке улиц автомашины

--------------------------------T----------------------------¬

¦ Операции ¦ Используемые механизмы ¦

+-------------------------------+----------------------------+

¦1. Подметание дорожных покрытий¦Подметально-уборочные ¦

¦2. Мойка улично-дорожной сети ¦машины, бродвей, пылесосы, ¦

¦3. Полив дорожных покрытий ¦поливомоечные машины, ¦

¦4. Уборка грунтовых наносов ¦погрузчики, техника малой ¦

¦5. Ручная уборка ¦механизации, ¦

¦6. Мойка кривбрусов, ¦специализированные машины ¦

¦колесоотбойников ¦для мойки кривбрусов, ¦

¦7. Ручная мойка тротуаров ¦колесоотбойников, шланги, ¦

¦ ¦дорожные рабочие, дворники ¦

L-------------------------------+-----------------------------

Степень засоренности городских дорог зависит в основном от интенсивности движения городского транспорта. При малой интенсивности движения (до 250 машин в час) смет распределяется равномерно по всей ширине проезжей части улиц. На широких улицах с интенсивным движением смет сгоняется с проезжей части потоком транспорта и скапливается по оси проезда и вдоль тротуарных лотков, где он располагается полосой шириной 0,5 - 1,0 м.

Состояние городских дорог в летнее время оценивается по предельной засоренности лотков на расстоянии 0,5 м от бортового камня, которая не должна превышать следующих норм:

на улицах, расположенных в благоустроенных районах с усовершенствованным покрытием проезжей части улиц, тротуаров и дворов, - 30 г/кв. м;

на улицах, к которым примыкают проезды и дворовые территории с неусовершенствованными покрытиями или без покрытий, - 50 г/кв. м;

на улицах и проездах второстепенного значения - 80 г/кв. м.

С учетом изложенных факторов устанавливаются технологический порядок и периодичность операций летней уборки.

Чистота дорожных покрытий достигается регулярным удалением с их поверхности пыли, грязи, мусора путем ежедневной ночной мойки проезжей части и лотков и подметанием смета от 1-го до 3-х раз в течение дня.

Работу поливо-моечных и подметально-уборочных машин необходимо организовывать таким образом, чтобы максимально сократить время на заправку цистерн водой и на разгрузку смета на специально отведенных площадках.

Технологический порядок и периодичность основных операций летней уборки улиц приведены в таблице 5.

Мойка дорожных покрытий должна производиться, как правило, в ночное время суток, с 23.00 до 7.00. В период межсезонья, когда в ночные часы температура окружающего воздуха не превышает минусовых значений или близка к нулю, мойку дорожных покрытий разрешается производить в дневное время суток.

Работу летних подметально-уборочных машин необходимо организовывать в двухсменном режиме. На отдельных дорожно-эксплуатационных участках, где работа этих машин в дневное время по различным причинам ограничена, рекомендуется 1 - 2 подметально-уборочные машины перевести на круглосуточный режим.

таблица 5

Технологический порядок и периодичность

летней уборки улиц г. Казани

----------T---------------T---------------------------------------------------¬

¦Категория¦ Приведенная ¦ Технологические операции и периодичность уборки ¦

¦ улиц ¦ интенсивность +-------------------------T-------------------------+

¦ ¦ движения (к ¦ на проезжей части ¦ на лотках ¦

¦ ¦ грузовому +------------T------------+------------T------------+

¦ ¦автотранспорту)¦ с ливневой ¦без ливневой¦ с ливневой ¦без ливневой¦

¦ ¦ автомобилей в ¦канализацией¦канализации ¦канализацией¦канализации ¦

¦ ¦ час ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------+---------------+------------+------------+------------+------------+

¦ 3 ¦ до 240 ¦мойка 1 раз ¦ подметание ¦ подметание ¦ подметание ¦

¦ ¦ ¦ в сутки ¦ 1 раз в 2 ¦ 1 раз в ¦ 1 раз в ¦

¦ ¦ ¦ ¦ суток ¦ сутки ¦ сутки ¦

+---------+---------------+------------+------------+------------+------------+

¦ 2 ¦ до 1000 ¦мойка 1 раз ¦подметание 1¦подметание 1 раз в сутки ¦

¦ ¦ ¦ в сутки ¦раз в сутки ¦ ¦

+---------+---------------+------------+------------+-------------------------+

¦ 1 ¦ свыше 1000 ¦мойка 2 раза¦подметание 2¦подметание 2 раза в сутки¦

¦ ¦ ¦ в сутки ¦раза в сутки¦ ¦

L---------+---------------+------------+------------+--------------------------

Уменьшение пылеобразования и снижение температуры дорожных покрытий и нижнего слоя воздуха достигаются увлажнением покрытий при их поливке в наиболее жаркое время дня, с 11.00 до 16.00 , с интервалом 1 - 1,5 часа.

При мойке, поливке и подметании следует выдерживать следующие нормы расхода воды:

на мойку проезжей части дорожных покрытий - 0,9 - 1,2 л/кв. м;

на мойку дорожных лотков - 1,6 - 2,0 л/кв. м;

на поливку усовершенствованных покрытий - 0,2 - 0,3 л/кв. м;

на поливку булыжных покрытий - 0,4 - 0,5 л/кв. м;

на увлажнение при подметании - 0,02 - 0,03 л/кв. м.

Уборка опавших листьев должна производиться летними подметально-уборочными машинами. При больших количествах листья перед погрузкой собирают в кучи легкими плугами-совками, снабженными ножами из полос резиновой пластины.

Уборка улиц от грязи и талого снега в весенне-осенний период должна производиться плужно-щеточными снегоочистителями с последующим окучиванием и вывозкой смета.

После удаления основной части смета необходимо организовать усиленную мойку дорожных покрытий поливо-моечными машинами с целью подготовки улиц к регулярной уборке.

1. Подметание дорожных покрытий

1.1. Подметание является основной операцией по уборке улиц, площадей и проездов, имеющих усовершенствованные покрытия. Для этих целей используются подметально-уборочные машины.

1.2. Подметание производится в следующем порядке: в первую очередь подметают лотки проезжей части и осевую часть широких улиц с интенсивным движением и маршрутами городского пассажирского транспорта; во вторую очередь - лотки со средней и малой интенсивностью движения.

1.3. Лотки около остановок общественного транспорта, на улицах и площадях с интенсивным движением обрабатывают подметально-уборочными машинами по мере накопления на них смета.

1.4. Подметально-уборочные машины работают в основном в ночное время, с 20.00 до 7.00. Перед подметанием лотков следует очистить от грязи и песка прилегающие тротуары. Работы по очистке тротуаров должны проводиться дворниками и подметально-уборочными машинами согласованно и заканчиваться перед подметанием лотков.

1.5. Заправка водой подметально-уборочных машин, работающих с увлажнением, должна производиться на заправочных пунктах, расположенных вблизи убираемых улиц или мест разгрузки смета.

2. Мойка дорожных покрытий

2.1. Мойку проезжей части производят на улицах, имеющих водонепроницаемое дорожное покрытие (асфальтобетон, цементобетон), ливневую канализацию или уклоны, обеспечивающие надежный сток воды.

2.2. На улицах и проездах, имеющих продольные уклоны, для обеспечения хорошего качества уборки мойку следует вести под уклон.

2.3. Мойка улиц с шириной проезжей части более 12 м производится колонной поливо-моечных машин. Первая машина двигается по оси проезда, а остальные - уступом вслед, с интервалом 10 - 20 м, причем вымытая полоса перекрывается каждой последующей машиной на 0,7 - 1,0 метра.

2.4. Улицы с односторонним движением транспорта моют в одну сторону - к правому лотку. При этом на проездах, ограниченных бортовым камнем с обеих сторон, при первом проходе промывается левый по ходу лоток, а при последующих проходах - проезжая часть.

2.5. Направление струи воды должно обеспечивать смывание пыли и мусора с поверхности дорожного покрытия и кратчайший путь движения воды, транспортирующей частицы смета. При мойке дорожных покрытий насадки поливо-моечных машин поворачиваются вниз на 12 град. к горизонтальной плоскости и в правую сторону: левый насадок - на 67 град., правый - на 43 град. к продольной оси автомобиля. Такая установка насадков поливомоечных машин позволяет обеспечивать мойку дорожных покрытий, исключая загрязнение обустройств дороги и выбивание грязи и мусора на тротуары и зеленые насаждения.

2.6. Мойку проезжей части, как правило, производят в период наименьшей интенсивности движения транспорта.

2.7. Мойку кривбрусов, колесоотбойников на мостах и путепроводах необходимо проводить не реже 3 раз в декаду.

Мойка в дневное время допускается в исключительных случаях, непосредственно после дождя, когда загрязнение городских дорог резко увеличивается, так как дождевая вода смывает грунт с газонов, площадок, грязь с колес и кузовов транспорта и т.д.

2.8. Для более эффективного использования поливо-моечных машин пункты заправки этих машин водой должны быть расположены вблизи обслуживаемых проездов (1 - 2 км).

2.9. По окончании мойки проезжей части улицы должен быть тщательно промыт тротуарный лоток, в котором скапливаются выпавшие из потока наиболее крупные частицы мусора и смета. При этом не допускается выбрасывание смета или грязи на тротуар или полосу зеленых насаждений. В этом случае насадки поливо-моечных машин устанавливают следующим образом:

левый передний насадок поворачивают вниз на 12 град. к горизонтальной плоскости и вправо на 23 град. к продольной оси машины, а правый насадок поворачивают вниз на 12 град. и оставляют параллельно продольной оси машины.

3. Полив дорожных покрытий

3.1. Механизированная поливка дорожных покрытий обеспечивает снижение запыленности воздуха и улучшает микроклимат в жаркие дни.

3.2. Поливку производят в первую очередь на улицах, отличающихся повышенной запыленностью. К ним относятся улицы в районах с недостаточным уровнем благоустройства и проезды с трамвайными путями, расположенными на одном уровне с проезжей частью.

3.3. Улицы шириной до 18 м поливают за один проход поливо-моечной машиной, идущей по оси проезда (если это возможно по условиям дорожного движения). На более широких улицах поливка производится за два или несколько проходов одной машиной или группой машин, двигающихся уступом с интервалом 20 - 25 м.

Содержание остановочных площадок, павильонов ожидания

на остановках городского пассажирского транспорта,

ограждений безопасности

Уборка посадочных площадок должна производиться в период наименьшего скопления на них пассажиров. При одноразовой уборке подметание рекомендуется производить в утренние часы; при двухразовом режиме первое подметание производится утром, второе - в вечерние часы.

Урны на остановочных площадках, как и площадка, где имеются торговые павильоны, содержатся их владельцами (опрокидывание, дезинфекция, поддержание надлежащего внешнего вида); урны на остановочных площадках, где имеются павильоны, не совмещенные с торговыми точками, - дорожными службами согласно заключенным с заказчиками договорам.

Подрядная организация, выигравшая открытый конкурс на содержание павильонов ожидания и ограждений безопасности должны:

- 2 раза в год производить работы по покраске и ремонту ограждений безопасности, павильонов ожидания (весна, осень);

- осуществлять периодическое содержание павильонов ожидания, ограждений безопасности по заявке заказчика (мойка, очистка);

- осуществлять по заявке заказчика текущий ремонт павильонов ожидания, ограждений безопасности;

- проводить работы по установке новых павильонов ожидания, ограждений безопасности по заявке заказчика при наличии согласования с ГИБДД УВД г. Казани.

4. Уборка грунтовых наносов

Наносы в зависимости от причин, вызывающих их образование, подразделяются на следующие группы:

межсезонные наносы, представляющие собой загрязнения и остаток технологических материалов, применяющихся при зимней уборке, которые накапливаются в течение зимнего сезона и весной, после таяния снега, располагаются в прилотковой части дороги;

наносы, образующиеся после ливневых дождей в летнее время года, когда сильные дожди размывают газоны и другие поверхности открытого грунта и перемещают часть грунта на дорожные покрытия;

наносы, возникающие на проезжей части улицы, с которой граничит строительная площадка, особенно в период работ нулевого цикла, когда грунт колесами транспортных средств, обслуживающих стройку, выносится со стройплощадки на проезжую часть.

Уборка грунтовых наносов включает в себя их отделение от поверхности дорожного покрытия, окучивание, погрузку и вывоз. При уборке рекомендуется применять универсальные дорожные и уборочные машины, а также специальную уборочную технику.

Грунтовые наносы при незначительном их слое рекомендуется убирать плужно-щеточными снегоочистителями с последующим их окучиванием, погрузкой и вывозом на свалку.

При значительном загрязнении, когда невозможно убрать наносы плужно-щеточными снегоочистителями, применяется автогрейдер или бульдозер.

После вывоза наносов завершающую уборку оставшихся загрязнений производят подметально-уборочными машинами.

Уборка опавших листьев осуществляется подметально-уборочными машинами. При этом подметально-уборочные машины в отличие от обычных режимов должны работать и во время дождя.

VI. МЕХАНИЗИРОВАННАЯ УБОРКА ТРОТУАРОВ

Общие положения

Механизированной уборке подлежат территории тротуаров с асфальтовыми и бетонными покрытиями, ширина которых позволяет применять существующие универсальные тротуароуборочные машины.

Тротуары шириной не менее 4 м, обладающие необходимой несущей способностью, могут убираться машинами, предназначенными для содержания проезжей части дорог.

Для эффективного использования средств механизации подлежащие уборке территории тротуаров перед ведением механизированной уборки должны быть соответственно подготовлены:

перенесены в другие места препятствующие уборке и затрудняющие ее сооружения - киоски, таксофонные будки, торговые палатки, ларьки и т.п.;

поверхность покрытий приведена в исправное состояние путем ликвидации трещин, выбоин;

оборудование подземных коммуникаций установлено на уровне покрытий.

Для определения объемов работ по механизированной уборке производится паспортизация тротуаров с указанием их длины, ширины и площади, вида покрытия и его состояния, наличия препятствий, затрудняющих уборку, и т.д.

Для определения периодичности уборки тротуары разбиваются на 3 класса по интенсивности пешеходного движения (суммарно в обе стороны), приходящейся на 0,75 м ширины тротуара:

1-й класс - до 50 чел/час;

2-й класс - от 50 до 100 чел/час;

3-й класс - свыше 100 чел/час.

Механизированная уборка тротуаров должна производиться по маршрутным картам, для этого вся подлежащая уборке территория тротуаров разбивается на участки, за которыми закрепляются необходимые уборочные машины.

Величину участка определяют в зависимости от засоренности, установленных режимов, продолжительности работы и средних норм выработки машин; устанавливается наиболее рациональный порядок движения машин, количество и очередность проходов, места и характер маневрирования машин; схема перемещения снега и смета, сочетание участков механизированной и ручной уборки и т.д.

Тротуары, на которых механизированная уборка не может производиться без дополнительных ручных операций, должны убираться в комплексе с бригадой рабочих.

Бригады комплектуются из 4 - 6 человек рабочих и закрепляются за конкретными участками.

Работы по уборке тротуаров должны координироваться с работами по уборке проезжей части и осуществляться в строгом соответствии с инструкцией по технике безопасности. Запрещается вывоз на проезжую часть улицы снега, сгребаемого с дворовых территорий и сбрасываемого с крыш зданий. Снег должны вывозить владельцы территорий и зданий самостоятельно или по заключенным с дорожными службами договорам.

Летняя уборка тротуаров

Летнюю уборку тротуаров производят для обеспечения их чистоты.

Уборку тротуаров осуществляют путем подметания и мойки. Мойка тротуаров должна производиться в ночное время суток, а подметание - в дневное.

Мойка тротуаров должна заканчиваться, как правило, до начала той же операции на проезжей части улиц.

При мойке тротуаров струя воды должна быть направлена в сторону лотка. Передний насадок поливомоечной машины следует повернуть к оси машины на угол не менее 20 - 25 градусов по сравнению с обычной установкой, скорректировав соответственно положение правого насадка. Также мойка тротуаров, закрепленная за дворниками, должна осуществляться путем применения шланга.

Смет с тротуаров шириной свыше 3-х метров убирается тротуароуборочными машинами (ПУМ тротуарный Свинго) и вручную, а при ширине тротуаров более 4-х метров - машинами для уборки проезжей части улиц.

Кратность подметания зависит от интенсивности движения пешеходов.

---------------------T------------------------¬

¦Классность тротуаров¦Периодичность выполнения¦

¦ ¦ уборочных работ ¦

+--------------------+------------------------+

¦ 1-й ¦ 1 раз в 1 сутки ¦

¦ 2-й ¦ 1 раз в сутки ¦

¦ 3-й ¦ 2 раза в сутки ¦

L--------------------+-------------------------

При подметании тротуаров необходимо обеспечить полную безопасность пешеходов.

С учетом повышенных технологических требований к качеству уборки тротуаров перед работой необходимо тщательно отрегулировать положение щеток и систему увлажнения подметально-уборочных машин.

Места, не доступные для уборки поливо-моечными или подметально-уборочными машинами, должны убираться вручную до начала работы этих машин. Смет с указанных территорий должен быть перемещен на полосу, обрабатываемую машинами.

VII. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

ПО УБОРКЕ ЗАМОЩЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В течение месяца, когда происходит дополнительная осадка камней, необходимо ограничить возможность движения по покрытию подвижной нагрузки, а также исключить стационарные динамические нагрузки.

Комитету благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполкома г. Казани и Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан (по согласованию) следует запретить и постоянно контролировать въезд на тротуар (или пешеходную зону) грузового и легкового автомобильного транспорта, обслуживающего предприятия и организации, находящиеся в непосредственной близости от замощенных территорий, а также уборочной техники, имеющей давление колес на покрытие территорий более 0,2 МПа (2 кгс/кв. м).

2. Мероприятия по ручной и механической

уборке в зимний период

2.1. При отсутствии снегопада ручную и механизированную очистку покрытий от снега наносного происхождения производить в ранние часы (до 08.00 часов).

Допускается сгребание снега в валы на середину замощенной территории для последующего удаления.

2.2. Во время снегопада при ручной и механизированной уборке следует:

2.2.1. производить интенсивную патрульную снегоочистку;

2.2.2. укладку снега в валы и кучи заканчивать не позднее 6 часов с момента прекращения снегопада;

2.2.3. ликвидацию скользкости осуществлять при помощи посыпки поверхностей гравийной крошкой или морским песком с минимальным добавлением технической соли (до 5%). (Норма расхода - не более 0,4 кг/кв. м);

2.2.4. уборку (смет) гравийной крошки и песка производить в стороне от приемных систем водоотведения для недопущения попадания в них гравийной крошки, песка и посторонних предметов.

2.3. По окончании зимнего периода производится очистка лотков и патрубков для отвода ливневых стоков.

2.4. Мероприятия, в том числе по обеспечению безопасности производства работ, предшествующих началу сброса снега и наледей, аналогичны мероприятиям по очистке кровель от снега и наледей (с выполнением мероприятий по безопасности в соответствии с отраслевыми (СНиП) и местными действующими инструкциями) с обязательным выполнением дополнительных требований: до начала работ на плиточные покрытия необходимо установить специальные щиты, обеспечивающие сохранность камня, и следить за тем, чтобы сброс снега и наледей производился лишь на щиты.

2.5. Подметание механизированным способом рекомендуется осуществлять специализированной техникой на базе тракторов импортного и отечественного производства с нормативной нагрузкой на ось 60 КН (6т) (автомобиль группы Б по ВСН 46-83 Минстроя СССР).

В исключительных случаях возможно применение трактора на базе “Беларусь“ МТЗ-80(82).

Для подметания применяется полипропиленовая щетка на горизонтальном и вертикальном валу (лоткового типа).

2.6. Погрузка снега с замощенной территории (тротуара) производится с обеспечением сохранности камня, исключая контакт металлических конструкций погрузчика с плиткой.

3. Мероприятия по ручной и механизированной

уборке в летний период

3.1. Подметание механизированным способом в летний период осуществляется аналогично подметанию в зимний период (п. 2.5) с последующей зачисткой ручным способом.

3.2. Подметание ручным способом осуществляет“я аналогично подметанию асфальтовых покрытий с последующей немедленной зачисткой собранного мусора (песка и т.п.) и с проведением уборочных работ, не допуская попадания песка и посторонних предметов в приемные устройства систем водоотведения.

3.3. Поливка замощенных территорий осуществляется с применением специализированной поливочной машины и тракторов среднего и малого класса как отечественного, так и импортного производства, также возможно использование штатных водопроводных выводов от внутридомового водопровода здания.

4. Категорически запрещено при уборке замощенных территорий:

4.1. применять чистую техническую соль;

4.2. использовать ударно-режущий инструмент (ломы, скребки, ледорубы).

Руководитель аппарата

Исполнительного комитета г. Казани

Д.Г.КАЛИНКИН