Российские законы

Памятка по уплате налогов жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), товариществами собственников жилья (ТСЖ)

ПАМЯТКА

ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ КООПЕРАТИВАМИ

(ЖСК), ТОВАРИЩЕСТВАМИ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ (ТСЖ)

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Правовое положение и основы деятельности товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов регламентируются в настоящее время Гражданским кодексом Российской федерации (далее - ГК), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК) и иными правовыми актами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие правоотношения.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы в соответствии со ст. 116 ГК и ст. 110 ЖК являются потребительскими кооперативами - формой некоммерческого добровольного объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

Товариществом собственников жилья, как это установлено
ст. 135 ЖК, признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Из положений указанных выше законодательных актов следует, что на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья или жилищного, жилищно-строительного кооператива (далее - ТСЖ и ЖСК), являющегося высшим органом управления ТСЖ и ЖСК, в товариществе могут устанавливаться обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества, а также могут образовываться специальные фонды товарищества, расходуемые на предусмотренные уставом цели, включая восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.

Статьями 153 и 154 ЖК на членов ТСЖ и ЖСК возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

При этом ст. 155 ЖК установлено, что члены ТСЖ либо ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления ЖСК или органами управления иного специализированного Потребительского кооператива.

Жилищное законодательство, таким образом, предусматривает обязанность участия членов ТСЖ и ЖСК своими средствами в реконструкции
и последующем содержании многоквартирного дома, форма которого в зависимости от решения, принятого органом управления ТСЖ либо ЖСК, может квалифицироваться как плата за жилое помещение и коммунальные услуги либо как взносы членов ТСЖ и ЖСК, направляемые на установленные цели.

Некоммерческие организации, в том числе ТСЖ и ЖСК, согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, предусмотрен ст. 251 Кодекса.

В частности, в соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях (вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК), не учитываются при определении налоговой базы. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Гражданское законодательство и законодательство, регулирующее порядок образования имущества потребительских кооперативов, не запрещает потребительским кооперативам предусматривать в уставах помимо вступительных и паевых взносов, являющихся в соответствии с законодательством обязательными для данной правовой формы организации, и иные источники формирования имущества кооператива, включая целевые взносы своих членов.

Вместе с тем в целях ст. 251 Кодекса не учитываемыми при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций признаются только вступительные и членские взносы и паевые вклады в некоммерческие организации, к которым рассматриваемые выше платежи членов ТСЖ и ЖСК не относятся.

Исходя из изложенного, плата членов ТСЖ либо ЖСК за содержание и ремонт жилого
помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ либо ЖСК при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом для целей налогообложения принимаются расходы ТСЖ либо ЖСК, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Кодекса.

ЖСК, ТСЖ обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию:

а) если у указанных организаций не возникает обязанности по уплате налога на прибыль (при отсутствии доходов):

- ежегодно, в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по упрощенной форме (п. 2, п. 4 ст. 289 Налогового кодекса РФ);

б) если у указанных организаций возникла обязанность по уплате налога на прибыль:

- ежеквартально, не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, в котором был получен доход, по упрощенной форме (п. 2 ст. 289 Налогового кодекса РФ).

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н.

Налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 24% (п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, производится не позднее срока, установленного для подачи декларации (п. 1 ст. 287 Налогового кодекса РФ) - до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По
итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 286 НК).

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно п. 3 ст. 286 Кодекса организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, превысили в среднем три миллиона рублей за каждый квартал, уплачивают в течение квартала ежемесячные авансовые платежи не позднее 28 числа каждого месяца. Порядок исчисления сумм ежемесячных авансовых платежей в отчетном квартале установлен п. 2 ст. 286 Кодекса.

Справка:

Отчетным периодом по налогу на прибыль организаций признаются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Порядок исчисления и уплаты земельного налога в 2006 году регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий плательщиков.

Объектом налогообложения признается кадастровая стоимость земельного участка.

Налоговые ставки устанавливаются в процентах по отношению к кадастровой стоимости земельных участков.

Например, на территории муниципального образования города Казани в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (домами многоэтажной застройки) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), ставка земельного налога составляет 0,1 процента от кадастровой
стоимости.

По земельным участкам, приобретенным в собственность для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающих коэффициентов:

2 - в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (при завершении строительства и государственной регистрации до истечения указанного срока сумма налога уменьшается в два раза). В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

4 - в течение периода, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

ЖСК, ТСЖ, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны представлять в налоговый орган того административного района, на территории которого находятся земельные участки: налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу - ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом - по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 19 мая 2005 г. N 66н, налоговую декларацию по земельному налогу - по окончании года не позднее 1 февраля - по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23 сентября 2005 г. N 124н.

Справка:

Налоговым периодом по земельному налог признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций
регулируется главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ на территории Республики Татарстан налог на имущество организаций введен с 1 января 2004 года Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ “О налоге на имущество организаций“ в редакции изменений и дополнений (далее по тексту - Закон N 49-ЗРТ).

Закон N 49-ЗРТ определяет налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками.

В соответствии со статьей 2 Закон N 49-ЗРТ налоговая ставка устанавливается в размере 2,2%.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 49-ЗРТ товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы освобождаются от уплаты налога.

ЖСК, ТСЖ как некоммерческие организации обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет:

- ежеквартально не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (за 1 квартал - не позднее 30 апреля, за полугодие - не позднее 30 июля, за 9 месяцев - не позднее 30 октября) расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организаций;

- ежегодно не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, декларацию по налогу на имущество организаций.

Форма налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России
от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224.

Справка:

Отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц регулируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если ЖСК, ТСЖ производили выплаты физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, как налоговые агенты, они обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет:

- ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ).

Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ).

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных
лиц от трех до пяти МРОТ (п. 1 ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами в зависимости от характера произведенных выплат установлен статьей 226 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

ЖСК, ТСЖ как налоговые агенты обязаны удержать налог по ставкам, установленным статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации, и перечислить его в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Справка:

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ И СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ

ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

ЖСК, ТСЖ как некоммерческие организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками единого социального налога (ст. 235 главы 24 Налогового кодекса РФ) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Порядок обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) регулируется главой 24 Налогового кодекса РФ. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Указанные организации обязаны:

- ежемесячно (в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца) производить исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговой базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является налоговая база по ЕСН.

Налоговая ставка по ЕСН устанавливается в размере 26% (п. 1 ст. 241 Налогового кодекса РФ). При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 20%, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2,9%, зачисляется в Фонд социального страхования РФ;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 1,1%, зачисляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Уплата авансовых платежей по ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим, отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Расчеты по авансовым платежам по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляются в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за соответствующим отчетным кварталом.

Форма расчета по авансовым платежам по ЕСН и Рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Минфина России от 17.03.2005 N 40н, форма расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Минфина России от 24.03.2005 N 48н. Декларации по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляются в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации по единому социальному налогу и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31.01.2006 N 19н, форма налоговой декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н. Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, а также сумм налогового вычета и порядок ее заполнения, утверждены Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443.

Справка:

Отчетными периодами по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев.

Налоговым периодом по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признается календарный год.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется главой 28 Налогового кодекса РФ (ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если на ЖСК, ТСЖ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, они являются плательщиками транспортного налога.

Плательщиками транспортного налога признаются юридические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Ставки транспортного налога, действующие в 2006 году в Республике Татарстан, установлены Законом РТ от 28.11.2003 N 48-ЗРТ (за одну лошадиную силу):

- на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., зарегистрированные на юридическое лицо, ставка налога составляет 15 руб., зарегистрированное на физическое лицо - 7,5 рубля; с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 21 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 30 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 45 руб., свыше 250 л.с. - 90 руб.;

- на грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. ставка налога составляет 15 руб. на одну лошадиную силу, с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 24 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 30 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 39 руб., свыше 250 л.с. - 51 руб.;

- самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу - 15 руб.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется организациями как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Суммы авансовых платежей по налогу организации исчисляют по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Уплата авансовых платежей по налогу производится не позднее 10 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если на ЖСК, ТСЖ зарегистрированы транспортные средства, то в налоговый орган по месту их нахождения представляется:

ежегодно налоговая декларация - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Приказом МФ РФ от 13.04.2006 N 65н,

ежеквартально налоговый расчет по авансовым платежам по налогу - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, по форме, утвержденной Приказом МФ РФ от 23.03.2006 N 48н.

Справка:

Отчетными периодами по транспортному налогу признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В связи с этим при оказании услуг по техническому обслуживанию, техническому ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оказываемых собственными силами ЖСК, ТСЖ за счет целевых взносов его членов, следует исчислять налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются денежные средства, полученные в счет увеличения доходов или иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в налоговые органы по месту учета организации и уплата налога осуществляется следующим образом:

ежеквартально - в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщиками с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей;

ежемесячно - в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, налогоплательщиками с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, превышающими два миллиона рублей.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2005 N 163н.

Организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила в совокупности два миллион рублей (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Для получения освобождения налогоплательщики должны представить письменное уведомление (по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342) и документы, подтверждающие право на указанное освобождение (п. 6 ст. 145 Налогового кодекса РФ), в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20 числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Документы, подтверждающие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика:

выписка из бухгалтерского баланса;

выписка из книги продаж;

копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6. ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Организации, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в случае, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысит два миллиона рублей. По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20 числа последующего месяца необходимо представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие правомерность использования освобождения от обязанности налогоплательщика по НДС (п. 6. ст. 145 Налогового кодекса РФ) и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если в течение периода, в котором организации используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей, налогоплательщики, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение (п. 5 ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном налоговым законодательством порядке.

Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Представление налоговых деклараций по НДС организацией, освобожденной от исполнения обязанности налогоплательщика по НДС, не является обязательным.

Справка:

Налоговым периодом является месяц.

Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД) установлена главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решениям представительных органов муниципальных образований в отношении видов предпринимательской деятельности, поименованных в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального образования, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом (пункт 1 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ).

Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении “ыплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (ст. 346.29 Кодекса).

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты K1 и K2. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода (ст. 346.31 Кодекса).

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 17.01.2006 N 8н.

Справка:

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Упрощенная система налогообложения регулируется главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется в добровольном порядке.

При соблюдении всех требований, установленных главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ЖСК и ТСЖ вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Переход на упрощенную систему налогообложения возможен, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на спецрежим, доходы от реализации (выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав) и внереализационные доходы, не превысили 15 млн руб.

Право на применение упрощенной системы налогообложения может быть утрачено, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн руб. и (или) не соблюдены требования, в соответствии с которыми налогоплательщик вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.

Объектом налогообложения признаются (по выбору самого налогоплательщика) доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.

Таким образом, доходы учитываются в порядке, определенном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации для налога на прибыль организаций. При определении объекта налогообложения налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на расходы, указанные в ст. 346.16 Кодекса.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 числа месяца со дня окончания соответствующего отчетного периода. По итогам налогового периода они представляются не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения“.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Справка:

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетным периодом - первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

То есть если плата членов ЖСК, ТСЖ за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, а также плата за коммунальные услуги поступают в ТСЖ, которые непосредственно осуществляет указанные работы (услуги), то в данном случае необходимо применение контрольно-кассовой техники.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

ЖСК, ТСЖ как некоммерческие организации обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке (п. 4 ст. 23 Налогового кодекса РФ):

- ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, - квартальную бухгалтерскую отчетность;

- ежегодно, в течение 90 дней по окончании года, - годовую бухгалтерскую отчетность (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ в редакции от 30.06.2003).

Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н (в редакции от 31.12.2004).

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о прибылях и убытках (форма N 2), отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

ТСЖ, ЖСК как некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

- наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;

- указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность (“на __________ 200_ г.“, “за __________ 200_ г.“);

- организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);

- вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике);

- организационно-правовая форма/форма собственности (указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (ОКФС);

- единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн руб. - код по ОКЕИ 385);

- местонахождение (адрес) (указывается на форме Бухгалтерского баланса);

- дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

- дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности) (п. 6 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н в редакции от 31.12.2004).

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. В то же время указанные организации должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Учет доходов и расходов такими налогоплательщиками осуществляется в соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 “Упрощенная система налогообложения“ Налогового кодекса Российской Федерации.

САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ (ст. 15.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей (п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ).

Непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ).

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ).

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ИЛИ СБОРА

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик уплачивает пени (п. 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п. п. 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Уплата налогов производится на единый казначейский счет.

Реквизиты для уплаты налогов и образцы заполнения платежных поручений размещаются на информационных стендах налоговых органов и на официальном сайте УФНС России по РТ www.r16.nalog.ru.

УФНС РФ по РТ