Российские законы

Решение Бугульминского районного Совета от 07.08.2008 N 9 “Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в Бугульминском муниципальном районе Республики Татарстан“

Вступает в силу с момента официального опубликования (пункт 2 данного документа).

БУГУЛЬМИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

XXV сессии

от 7 августа 2008 г. N 9

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ

САМОУПРАВЛЕНИИ В БУГУЛЬМИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьей 17 Устава Бугульминского муниципального района Республики Татарстан и в целях обеспечения прав граждан Бугульминского муниципального района на участие в осуществлении местного самоуправления, создания правовой и организационной основы для осуществления в Бугульминском муниципальном районе территориального общественного самоуправления Совет Бугульминского муниципального района РЕШИЛ:

1. Утвердить Положение о территориальном общественном самоуправлении в Бугульминском муниципальном районе Республики Татарстан (Приложение 1).

2. Настоящее решение
вступает в силу с момента его опубликования в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя Главы Бугульминского муниципального района М.Т.Минхайдарова.

Глава Бугульминского

муниципального района

Н.Г.МАГДЕЕВ

Приложение 1

к решению XXV сессии

Совета Бугульминского

муниципального района

от 7 августа 2008 г. N 9

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

В БУГУЛЬМИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Положения

1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением территориального общественного самоуправления, и распространяется на вопросы, связанные с учреждением, деятельностью и прекращением осуществления территориального общественного самоуправления.

Статья 2. Территориальное общественное самоуправление

1. В Бугульминском муниципальном районе деятельность территориального общественного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, иными федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан, Законом Республики Татарстан “О местном самоуправлении в Республике Татарстан“ от 28.07.2004 N 45-ЗРТ, иными законами Республики Татарстан, Уставом Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Бугульминского муниципального района.

2. Правом на осуществление территориального общественного самоуправления обладают граждане соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

3. Право гражданина на осуществление территориального общественного самоуправления включает следующие правомочия:

быть инициатором, участвовать в учреждении территориального общественного самоуправления на территории, на которой он проживает;

принимать участие в собраниях граждан, проводимых территориальным общественным самоуправлением;

избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления;

право на контроль и получение информации о деятельности территориального общественного самоуправления.

4. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его Уставом может являться юридическим лицом.

Статья 3. Принципы осуществления территориального общественного самоуправления в Бугульминском муниципальном районе

1. Территориальное общественное самоуправление в Бугульминском муниципальном районе осуществляется на принципах:

законности,

добровольности,

соблюдения и защиты
прав и свобод человека и гражданина,

гласности и учета общественного мнения,

выборности и подконтрольности органов территориального общественного самоуправления,

сочетания интересов населения соответствующей территории с интересами населения всего муниципального образования,

самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных инициатив по решению вопросов местного значения,

конструктивного взаимодействия территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления,

свободы выбора населением форм осуществления территориального общественного самоуправления.

2. Перечисленные в части 1 настоящей статьи принципы являются основой нормативной правовой деятельности органов местного самоуправления и практической деятельности территориального общественного самоуправления.

Статья 4. Цели, задачи и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления

1. Целями территориального общественного самоуправления являются:

- вовлечение граждан в решение вопросов местного значения непосредственно по месту жительства;

- повышение качества среды обитания человека непосредственно по месту жительства;

- формирование у населения города ответственного отношения к находящемуся в их пользовании муниципальному имуществу и объектам жилищно-коммунального хозяйства.

2. К задачам территориального общественного самоуправления его уставом могут быть отнесены:

организация общественных работ для реализации собственных инициатив населения по решению вопросов местного значения;

организация обсуждения вопросов, отнесенных Уставом к компетенции территориального общественного самоуправления;

получение и распространение информации, необходимой для деятельности территориального общественного самоуправления;

взаимодействие с органами местного самоуправления Бугульминского муниципального района и органами государственной власти Республики Татарстан;

разработка и внесение предложений по совершенствованию работы муниципальных служб на территории территориального общественного самоуправления;

выявление мнения граждан, в том числе проведение опросов и анкетирования;

осуществление контроля за состоянием территории территориального общественного самоуправления;

содействие гражданам в решении вопросов жилищно-бытового характера.

3. Деятельность территориального общественного самоуправления должна быть направлена на решение проблем граждан, которые могут быть решены силами территориального общественного самоуправления самостоятельно и непосредственно связаны с вопросами местного значения. К основным направлениям такой деятельности может быть отнесено:

1)
благоустройство территории территориального общественного самоуправления, включая вопросы утилизации и переработки бытовых отходов, озеленение, освещение дворовых территорий и улиц, ремонт и оборудование дворового инвентаря и т.п.;

2) содействие в повышении качества досуга жителей, включая устройство мест отдыха, игровых и спортивных площадок, организацию бесплатных лекций, обмена книгами, фильмами и др., организацию и проведение культурных, спортивных и иных досуговых мероприятий, в том числе для детей и молодежи, и т.п.;

3) участие в мероприятиях по повышению безопасности жизни граждан в границах территории территориального общественного самоуправления, включая добровольные дежурства по охране общественного порядка, информирование правоохранительных органов о совершении гражданами противоправных действий, помощь в тушении пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий, поддержание в надлежащем состоянии противопожарных стендов и т.п.;

4) оказание содействия жителям, относящимся к социально незащищенным категориям граждан (престарелым, инвалидам, малообеспеченным, одиноким, а также многодетным семьям), и иным жителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включая выявление нуждающихся в помощи, оказание посильной помощи, организацию акций милосердия и благотворительности, содействие организациям и гражданам в проведении таких акций, информирование органов социальной защиты о наличии проблем в этой сфере, не подлежащих решению силами территориального общественного самоуправления.

4. Перечисленные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи цели, задачи и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления не являются исчерпывающими или исключительными и не ограничивают права граждан на корректировку их объема и содержания при разработке Устава территориального общественного самоуправления.

Глава 2. УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА И ПРЕКРАЩЕНИЕ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 5. Порядок учреждения территориального общественного самоуправления

1. В целях учреждения территориального общественного самоуправления образуется инициативная группа граждан численностью не менее 10 человек.

2. Инициативная группа:

1) направляет в адрес Главы Бугульминского муниципального
района уведомление о намерении учредить территориальное общественное самоуправление, в котором должны содержаться:

предложения об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, включая описание границ данной территории;

запрос на предоставление сведений о численности проживающих на указанной территории граждан;

сведения о членах инициативной группы (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, документ, подтверждающий факт проживания на соответствующей территории);

2) осуществляет разработку проекта устава территориального общественного самоуправления и организует созыв собрания граждан, проживающих на территории, в границах которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления;

3) после установления Советом Бугульминского муниципального района границ территориального общественного самоуправления созывает собрание граждан, на рассмотрение которого выносит вопросы об учреждении на соответствующей территории Бугульминского муниципального района территориального общественного самоуправления, принятии устава территориального общественного самоуправления и определении представителя (представителей), уполномоченного (уполномоченных) представлять территориальное общественное самоуправление при рассмотрении вопросов, связанных с регистрацией устава территориального общественного самоуправления.

3. После уведомления инициативная группа вправе на любом из этапов работы обратиться в Совет Бугульминского муниципального района за организационной, методической и консультативной помощью в разработке устава, подготовке и проведении собрания граждан.

4. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления Главой Бугульминского муниципального района.

Статья 6. Территории и границы территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления в пределах следующих территорий проживания граждан:

подъезд многоквартирного жилого дома;

многоквартирный жилой дом;

группа жилых домов;

жилой микрорайон;

населенный пункт, не являющийся поселением;

иные территории проживания граждан.

2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом Бугульминского
муниципального района по предложению населения, проживающего на данной территории.

2.1. На определенной территории не может осуществляться более одного территориального общественного самоуправления.

3. В границах одной территории не могут действовать два и более органа территориального общественного самоуправления, имеющие полностью или частично дублирующуюся компетенцию.

4. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, должны быть неразрывными (если в его состав входит более одного жилого дома).

4.1. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не могут выходить за границы Бугульминского муниципального района.

4.2. На территориях, закрепленных в установленном порядке за предприятиями, учреждениями, организациями, территориальное общественное самоуправление осуществляется по согласованию с правообладателем соответствующего земельного участка.

5. Совет Бугульминского муниципального района обязан установить границы территории территориального общественного самоуправления либо представить иной обоснованный вариант территории не позднее чем через 2 месяца со дня поступления уведомления в Совет Бугульминского муниципального района. Вынесение данного вопроса на сессию осуществляется в соответствии с требованиями регламента Совета Бугульминского муниципального района.

В случае возникновения разногласий, необходимости дополнительного изучения вопроса об установлении границ срок рассмотрения данного вопроса может быть продлен, но не более чем до следующей очередной сессии Совета Бугульминского муниципального района.

6. Совет Бугульминского муниципального района вправе отклонить предложение инициативной группы об установлении границ в следующих случаях:

- если территория, предложенная инициативной группой, полностью совпадает с территорией, в отношении которой принято решение об установлении границ территориального общественного самоуправления (за исключением случаев отмены указанного решения по основаниям, предусмотренным пунктом 14 статьи 7 настоящего Положения);

- если на территории, предложенной инициативной группой, полностью отсутствуют жилые дома;

- если в порядке и сроки, предусмотренные частью 1 статьи 6.1 настоящего Положения, предложение инициативной группы не было
подтверждено протоколом собрания граждан, проживающих на соответствующей территории.

В случае если сведения, указанные в пункте 1 части 2 статьи 5 настоящего Положения, представлены инициативной группой не в полном объеме, срок рассмотрения предложения об установлении границ исчисляется со дня представления полного комплекта документов.

В случае если инициативной группой представлены недостоверные сведения, документы возвращаются инициативной группе, предложение об установлении границ не рассматривается.

7. В случае установления границ Советом Бугульминского муниципального района инициативная группа вправе начать процедуру созыва учредительного собрания.

8. Члену инициативной группы выдается документ, подтверждающий его право на осуществление действий по организации территориального общественного самоуправления, по форме, утвержденной Главой Бугульминского муниципального района.

Статья 6.1. Порядок регулирования разногласий, возникающих в связи с установлением границ территориального общественного самоуправления

1. В случае если территория, предложенная инициативной группой, полностью или частично совпадает с территорией, предложенной другой инициативной группой, и на данной территории не учреждено территориальное общественное самоуправление (в отношении данной территории Советом Бугульминского муниципального района не принято решение об установлении границ территориального общественного самоуправления), рассмотрение документов осуществляется в следующем порядке.

Орган, осуществляющий предварительное рассмотрение документов, представленных инициативной группой (далее - уполномоченный орган), уведомляет все инициативные группы, подавшие предложения в отношении соответствующей территории, о создавшейся ситуации и предлагает до внесения данного вопроса на рассмотрение сессии Совета Бугульминского муниципального района прийти к соглашению об определении границ.

При отсутствии указанного соглашения инициативными группами должны быть проведены собрания жителей совпадающей территории, на которых должно быть выявлено и оформлено мнение граждан по отнесению данной территории к тому или иному территориальному общественному самоуправлению. При этом:

- кворум собрания определяется от численности граждан совпадающей территории, обладающих правом на участие в территориальном
общественном самоуправлении;

- на собрании в обязательном порядке должны присутствовать более половины граждан каждого дома, расположенного на совпадающих территориях, представитель Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района;

- на собрании вправе присутствовать все инициативные группы, подавшие в установленном порядке предложения об установлении границ на данной территории, депутаты, избранные от соответствующих избирательных округов, представители администрации соответствующего района, иные заинтересованные лица;

- граждане совпадающей территории должны быть проинформированы о вариантах отнесения территории, на которой они проживают, к границам того или иного территориального общественного самоуправления;

- граждане совпадающей территории голосуют лишь за один вариант отнесения территории к границам территориального общественного самоуправления.

Совет Бугульминского муниципального района принимает решение об установлении границ на основании протоколов собраний, в которых должны содержаться решение об отнесении совпадающей территории к границам одного из территориальных общественных самоуправлений, сведения о присутствующих жителях совпадающей территории, результаты их голосования.

Границы территориальных общественных самоуправлений, предложенные другими инициативными группами в отношении совпадающей территории, могут быть установлены с исключением совпадающей территории при условии соответствия требованиям, установленным статьей 6 настоящего Положения.

В случае если по истечении 1 месяца со дня направления уведомления, указанного в абзаце втором настоящей части, протоколы собраний не будут представлены инициативными группами в Совет Бугульминского муниципального района, действия данных инициативных групп по учреждению территориального общественного самоуправления считаются прекратившимися.

2. В случае если инициативной группой подано предложение об установлении границ территории, полностью совпадающей с территорией, в отношении которой Советом Бугульминского муниципального района принято решение об установлении границ территориального общественного самоуправления, предложение отклоняется (за исключением случаев отмены ранее принятого решения Совета Бугульминского муниципального района об установлении границ по основаниям, предусмотренным пунктом 14 статьи 7 настоящего Положения).

3.
В случае если инициативной группой подано предложение об установлении границ территории, частично совпадающей с территорией, в отношении которой Советом Бугульминского муниципального района принято решение об установлении границ территориального общественного самоуправления, инициативной группой должна быть представлена копия протокола собрания (конференции) граждан о согласии с изменением ранее установленных границ (за исключением случаев отмены ранее принятого решения Совета Бугульминского муниципального района об установлении границ по основаниям, предусмотренным пунктом 14 статьи 7 настоящего Положения). Указанное собрание проводится среди граждан, проживающих в пределах ранее установленных границ территории.

В случае если копия протокола собрания представлена, одновременно с установлением границ вновь образуемого территориального общественного самоуправления Советом Бугульминского муниципального района рассматривается вопрос об изменении ранее установленных границ территориального общественного самоуправления.

При непредставлении копии протокола границы вновь образуемого территориального общественного самоуправления могут быть установлены с исключением совпадающей территории при условии соответствия требованиям, установленным статьей 6 настоящего Положения.

4. В случае если территориальное общественное самоуправление на данной территории учреждено и на части территории предполагается учредить новое территориальное общественное самоуправление, границы вновь образуемого территориального общественного самоуправления устанавливаются с одновременным изменением границ территории существующего территориального общественного самоуправления.

Инициативная группа вносит предложение об установлении границ территории существующего территориального общественного самоуправления в связи с учреждением нового территориального общественного самоуправления на рассмотрение собрания граждан, проживающих на данной территории.

Предложение об изменении границ территориального общественного самоуправления направляется в орган территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня поступления предложения обязан назначить собрание. Собрание проводится в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления предложения. Копия протокола собрания выдается представителю инициативной группы. В случае принятия собранием, конференцией предложения
об изменении границ существующего территориального общественного самоуправления в связи с образованием нового территориального общественного самоуправления инициативная группа граждан обращается в Совет Бугульминского муниципального района с предложением об установлении границ образуемого территориального общественного самоуправления. К нему прилагается также копия протокола собрания существующего территориального общественного самоуправления.

Орган территориального общественного самоуправления, действующий на данной территории, также направляет в Совет Бугульминского муниципального района предложения об изменении границ существующего территориального общественного самоуправления.

В случае если в Совет Бугульминского муниципального района не представлены копия протокола собрания об изменении границ существующего территориального общественного самоуправления, предложение действующего органа территориального общественного самоуправления об изменении своих границ, границы вновь образуемого территориального общественного самоуправления могут быть установлены с исключением совпадающей территории при условии соответствия требованиям, установленным статьей 6 настоящего Положения.

Исключение составляют случаи прекращения деятельности ранее учрежденного территориального общественного самоуправления и его ликвидации как юридического лица в установленном законодательством порядке.

5. В случае объединения двух и более граничащих между собой территориальных общественных самоуправлений инициативная группа вносит предложения об объединении, прекращении осуществления территориального общественного самоуправления в прежних границах и установлении границ объединенного территориального общественного самоуправления на рассмотрение собраний граждан, проживающих на территориях, которые предполагается объединить.

Предложения направляются в каждый орган территориального общественного самоуправления. Соответствующие органы территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня поступления предложений обязаны назначить собрания на своей территории. Собрания, конференции проводятся в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления предложений.

Копии протоколов собраний выдаются представителю инициативной группы.

В случае принятия собраниями всех территориальных общественных самоуправлений предложений об их объединении, прекращении осуществления территориального общественного самоуправления в прежних границах и установлении границ объединенного территориального общественного самоуправления инициативная группа граждан обращается в Совет Бугульминского муниципального района с предложением об установлении его границ. К нему прилагаются также копии решений собраний существующих территориальных общественных самоуправлений.

Объединение территориальных общественных самоуправлений, зарегистрированных в качестве юридических лиц, влечет правовые последствия, определенные гражданским законодательством для реорганизации юридических лиц.

6. В случае разделения территориального общественного самоуправления на два и более инициативная группа вносит предложение о разделении территориального общественного самоуправления, прекращении осуществления территориального общественного самоуправления в прежних границах и установлении границ образуемых территориальных общественных самоуправлений на рассмотрение собрания граждан, проживающих на территории, которую предполагается разделить.

Предложение направляется в орган территориального общественного самоуправления.

Орган территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня поступления предложения обязан назначить собрание. Собрание проводится в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления предложения. Копия протокола собрания выдается представителю инициативной группы. В случае принятия собранием предложения о разделении, прекращении осуществления территориального общественного самоуправления в прежних границах и установлении границ образуемых территориальных общественных самоуправлений инициативная группа граждан обращается в Совет Бугульминского муниципального района с предложением об установлении их границ. К нему прилагается также копия решения собрания существующего территориального общественного самоуправления.

Разделение территориального общественного самоуправления, зарегистрированного в качестве юридического лица, влечет правовые последствия, определенные гражданским законодательством для реорганизации юридических лиц.

Статья 7. Учредительное собрание

1. Организацию и проведение учредительного собрания обеспечивает инициативная группа граждан.

2. В случае если на территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, проживает более 200 человек, может быть проведена учредительная конференция.

3. Количество делегатов на учредительную конференцию не может быть менее 10 человек и должно обеспечивать норму представительства не менее 1 представителя от 20 граждан.

4. Делегат на учредительную конференцию избирается на собрании граждан либо путем сбора подписей граждан, представителем которых он является.

5. О созыве учредительной конференции, дате, времени и месте ее проведения инициативная группа извещает жителей соответствующей территории не менее чем за 7 дней до ее проведения в любой форме, обеспечивающей доведение информации до сведения всех заинтересованных граждан данной территории (размещение объявлений, обход квартир и т.п.), а также Совет Бугульминского муниципального района в письменной форме.

6. В случае проведения учредительной конференции инициативная группа организует избрание делегатов конференции и извещение их о дате, времени, месте ее проведения.

7. Перед началом собрания проводится регистрация граждан соответствующей территории (делегатов конференции), прибывших на собрание.

8. Учредительное собрание считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 1/2 граждан соответствующей территории.

9. Учредительная конференция правомочна, если в ней участвуют не менее 2/3 избранных делегатов.

10. На собрании избираются председательствующий и секретарь.

11. Процедура проведения собрания отражается в протоколе, который ведется в свободной письменной форме секретарем собрания и подписывается председательствующим и секретарем собрания.

12. Органы местного самоуправления вправе направить своего представителя для участия в учредительном собрании с правом совещательного голоса.

13. На учредительной конференции принимаются решения:

- об учреждении территориального общественного самоуправления в границах соответствующей территории;

- об избрании органов территориального общественного самоуправления;

- о принятии устава территориального общественного самоуправления;

- об избрании представителя (представителей), уполномоченного (уполномоченных) представлять территориальное общественное самоуправление при рассмотрении вопросов, связанных с регистрацией устава территориального общественного самоуправления.

Указанные решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.

14. В случае если в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения Бугульминского городского Совета об установлении границ территориального общественного самоуправления не будут представлены документы для регистрации Устава территориального общественного самоуправления, действия по учреждению территориального общественного самоуправления считаются прекратившимися. При этом решение Совета Бугульминского муниципального района об установлении границ может быть отменено.

Статья 8. Устав территориального общественного самоуправления

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Статья 9. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления

1. Для регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным представителем (уполномоченными представителями) собрания граждан Главе Бугульминского муниципального района представляются:

1) заявление о регистрации устава территориального общественного самоуправления, подписанное всеми уполномоченными представителями собрания граждан;

2) протокол собрания граждан, на котором было принято решение о создании территориального общественного самоуправления, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей;

3) два экземпляра устава территориального общественного самоуправления.

2. Требование о представлении других документов, кроме документов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, не допускается.

Уполномоченному представителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения.

3. Глава Бугульминского муниципального района в двухнедельный срок со дня поступления документов о регистрации устава территориального общественного самоуправления организует его предварительное рассмотрение и подготовку проекта решения Совета Бугульминского муниципального района о регистрации устава или об отказе в его регистрации.

4. Уполномоченные представители собрания граждан вправе присутствовать при предварительном рассмотрении устава территориального общественного самоуправления и на сессии Совета Бугульминского муниципального района с правом совещательного голоса.

5. Совет Бугульминского муниципального района принимает решение о регистрации устава территориального общественного самоуправления или об отказе в его регистрации в течение 30 дней со дня получения указанных в пункте 1 настоящей статьи документов Главой Бугульминского муниципального района. Отказ в регистрации устава должен быть мотивирован.

6. Основаниями для отказа в регистрации устава территориального общественного самоуправления могут быть:

1) противоречие норм устава территориального общественного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Татарстан и законам Республики Татарстан, Уставу Бугульминского муниципального района, иным муниципальным правовым актам;

2) несоблюдение гражданами учреждения территориального общественного самоуправления, предусмотренного уставом Бугульминского муниципального района и настоящим Положением.

7. Отказ в регистрации устава территориального общественного самоуправления по мотивам нецелесообразности создания территориального общественного самоуправления не допускается.

8. Отказ о регистрации устава может быть обжалован в судебном порядке.

9. Результаты рассмотрения устава территориального общественного самоуправления должны быть о“ициально в письменной форме доведены до сведения уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) собрания граждан.

10. Принятое Советом Бугульминского муниципального района мотивированное решение по вопросу регистрации устава территориального общественного самоуправления в течение трех дней должно быть официально в письменной форме доведено до сведения уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) собрания граждан.

11. В случае принятия Советом Бугульминского муниципального района решения о регистрации устава территориального общественного самоуправления один экземпляр устава с отметкой о его регистрации передается уполномоченному представителю собрания граждан, другой экземпляр хранится в Совете Бугульминского муниципального района.

12. Изменения и дополнения, вносимые в устав территориального общественного самоуправления, подлежат регистрации Советом Бугульминского муниципального района в порядке, установленном настоящей статьей. Указанные изменения и дополнения вступают в силу со дня их регистрации.

Статья 10. Порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления, прекращения полномочий органов территориального общественного самоуправления

1. Порядок прекращения полномочий территориального общественного самоуправления определяется его уставом.

2. Деятельность территориального общественного самоуправления, являющегося юридическим лицом, прекращается в порядке, предусмотренном действующим законодательством для ликвидации юридического лица.

3. Деятельность территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, может быть прекращена по решению собрания (конференции) граждан либо в случае истечения срока полномочий органов территориального общественного самоуправления, если в течение 6 месяцев собранием (конференцией) граждан не будут избраны новые органы.

4. Полномочия органов территориального общественного самоуправления прекращаются в случаях и порядке, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления, а также по истечении срока, установленного уставом территориального общественного самоуправления.

5. Полномочия органов территориального общественного самоуправления могут быть прекращены досрочно на основании:

решения собрания (конференции) граждан о прекращении полномочий органов территориального общественного самоуправления;

вступившего в законную силу решения суда в случае нарушения требований действующего законодательства;

в иных случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Глава 3. ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 11. Органы территориального общественного самоуправления

1. Высшим органом территориального общественного самоуправления является собрание граждан по осуществлению территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться собранием граждан непосредственно.

2. По решению собрания граждан в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления могут быть образованы органы территориального общественного самоуправления.

3. В качестве органов территориального общественного самоуправления могут выступать:

- единоличные органы территориального общественного самоуправления (председатель территориального общественного самоуправления, казначей территориального общественного самоуправления и т.п.);

- коллегиальные органы территориального общественного самоуправления (комитеты, советы и т.п.), выступающие от имени территориального общественного самоуправления в период между собраниями граждан.

4. Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления, порядок принятия ими решений определяются уставом территориального общественного самоуправления.

Статья 12. Полномочия органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора с Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района с использованием средств бюджета Бугульминского муниципального района;

4) вправе вносить в Совет Бугульминского муниципального района, Главе Бугульминского муниципального района и в Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

2. Иные права и обязанности органов территориального общественного самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.

Статья 13. Собрания граждан

1. Порядок назначения и проведения собраний граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется его уставом и должен предусматривать заблаговременное оповещение граждан о времени и месте проведения собрания.

2. Собрание граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины граждан соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

3. Конференция граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

4. К исключительным полномочиям собрания граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Статья 14. Председатель территориального общественного самоуправления

1. Единоличным органом территориального общественного самоуправления может являться председатель территориального общественного самоуправления, избираемый собранием граждан и представляющий граждан, проживающих на соответствующей территории, во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления.

2. К полномочиям председателя могут быть отнесены:

организация подготовки и проведения собраний граждан;

ведение собраний граждан;

контроль за выполнением принятых решений;

разработка направлений расходования средств кассы территориального общественного самоуправления;

распоряжение средствами общественной кассы в соответствии с решениями собраний граждан;

подписание решений, протоколов собраний граждан;

решение иных вопросов общественного характера.

3. В случае если уставом территориального общественного самоуправления предусмотрены коллегиальные органы территориального общественного самоуправления (комитеты, советы), председатель территориального общественного самоуправления не избирается, а его функции выполняет председатель комитета (совета) территориального общественного самоуправления.

Статья 15. Казначей территориального общественного самоуправления

1. Единоличным финансовым органом общественного самоуправления, избираемым собранием граждан, отвечающим за сбор, учет и правильность расходования средств территориального общественного самоуправления (общественной кассы), может являться казначей территориального общественного самоуправления.

2. К полномочиям казначея могут относиться:

расчет сумм денежных взносов граждан;

сбор и учет денежных средств;

контроль за правильностью расходования председателем территориального общественного самоуправления средств общественной кассы;

отчет о расходовании средств общественной кассы перед населением и перед органами территориального общественного самоуправления.

3. В случае если уставом территориального общественного самоуправления предусмотрены коллегиальные органы территориального общественного самоуправления (комитеты, советы), казначей территориального общественного самоуправления не избирается, а его функции выполняет казначей комитета (совета) территориального общественного самоуправления.

Статья 16. Комитеты (советы) территориального общественного самоуправления

1. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления (комитет, совет и т.п.) избирается гражданами по месту жительства на собрании в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления.

2. Комитет (совет) избирается на срок, определенный уставом территориального общественного самоуправления, в количестве не менее трех человек. В состав коллегиального органа входит председатель комитета (совета) и казначей комитета (совета).

3. Комитет (совет) общественного самоуправления выступает от имени территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий в период между собраниями (конференциями) граждан с момента регистрации принятого собранием граждан устава территориального общественного самоуправления.

4. К компетенции комитета (совета) может быть отнесено решение следующих вопросов:

избрание председателя комитета (совета) в случае, если уставом территориального общественного самоуправления руководство комитетом (советом) не возложено на председателя территориального общественного самоуправления;

избрание казначея комитета (совета) из числа его членов;

создание общественной кассы комитета (совета) и определение порядка расходования средств;

взаимодействие с органами и должностными лицами Бугульминского муниципального района;

иные вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции собрания (конференции) граждан.

5. Уставом территориального общественного самоуправления может быть предусмотрено право любого гражданина, проживающего в границах территории соответствующего территориального общественного самоуправления, присутствовать на заседаниях комитета (совета). Порядок участия граждан в заседании комитета (совета) может определяться уставом территориального общественного самоуправления.

Статья 17. Председатель и казначей комитета (совета)

1. Председатель комитета (совета) - выборное лицо территориального общественного самоуправления - избирается комитетом из своего состава и представляет комитет (совет) во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления.

2. К полномочиям председателя комитета (совета) могут относиться полномочия, определенные настоящим Положением для председателя территориального общественного самоуправления, а также собственные полномочия по организации деятельности комитета (совета).

3. Казначей - выборное лицо территориального общественного самоуправления - отвечает за сбор, учет и правильность расходования средств общественной кассы.

4. К полномочиям казначея комитета (совета) могут относиться полномочия, определенные настоящим Положением для казначея территориального общественного самоуправления.

5. В соответствии с уставом территориального общественного самоуправления комитет (совет) самостоятельно устанавливает формы и размеры вознаграждения председателю и казначею в пределах собственных средств территориального общественного самоуправления, предусмотренных сметой доходов и расходов на содержание органов территориального общественного самоуправления.

Статья 18. Решения органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения. Порядок принятия решений определяется уставом территориального общественного самоуправления.

2. Принятые органами территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции решения исполняются гражданами, проживающими в границах соответствующей территории, а также другими гражданами и юридическими лицами, осуществляющими на данной территории деятельность, затрагивающую законные права и интересы территориального общественного самоуправления.

3. Решения органов территориального общественного самоуправления носят рекомендательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления Бугульминского муниципального района.

Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 19. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления

1. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления, являющегося юридическим лицом, состоят из собственных средств, а также за счет добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, доходов от собственной деятельности, а также других поступлений, не запрещенных законом.

2. Решение о размерах денежных взносов граждан на деятельность территориального общественного самоуправления принимается собранием граждан и может предусматривать различную периодичность внесения указанных взносов в общественную кассу.

3. Учет, хранение, использование и контроль за использованием денежных взносов граждан осуществляются в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления.

4. Органы территориального общественного самоуправления могут вступать в договорные отношения с органами местного самоуправления Бугульминского муниципального района в целях осуществления собственных инициатив по решению вопросов местного значения.

5. Средства из местного бюджета Бугульминского муниципального района могут предоставляться на основании договоров, заключенных между территориальным общественным самоуправлением и Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, в том числе с соблюдением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.

6. Условия и порядок выделения средств из местного бюджета определяются нормативным правовым актом Совета Бугульминского муниципального района при утверждении бюджета района на очередной финансовый год.

Статья 20. Имущество территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление, зарегистрированное в качестве юридического лица, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, приобретенным за счет средств территориального общественного самоуправления либо переданным в собственность территориального общественного самоуправления иным не запрещенным законом способом.

2. Порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения имуществом и финансами территориального общественного самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления.

Глава 5. ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 21. Гарантии деятельности территориального общественного самоуправления

1. Органы местного самоуправления Бугульминского муниципального района:

содействуют гражданам в реализации их права на осуществление территориального общественного самоуправления;

оказывают органам территориального общественного самоуправления организационную и методическую помощь;

обеспечивают органы территориального общественного самоуправления информацией, необходимой для их деятельности;

устанавливают перечень вопросов, при принятии которых необходимо учитывать мнение территориального общественного самоуправления;

содействуют выполнению решений собраний, конференций жителей, органов территориального общественного самоуправления;

содействуют разрешению споров между органами территориального общественного самоуправления.

2. Обращения органов территориального общественного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению в установленные законодательством сроки и принятию по ним мер органами и должностными лицами местного самоуправления. О результатах рассмотрения сообщается органам территориального общественного самоуправления.

3. Органы территориального общественного самоуправления вправе обращаться в суд с заявлениями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающих права граждан соответствующей территории, в порядке, установленном законодательством.

Статья 22. Взаимодействие территориального общественного самоуправления с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями

Органы территориального общественного самоуправления при осуществлении задач и основных направлений деятельности вправе взаимодействовать в порядке, установленном законодательством, с органами местного самоуправления, правоохранительными органами (участковыми уполномоченными милиции, подразделениями по делам несовершеннолетних и другими), органами противопожарной службы, санитарно-эпидемиологического надзора, службы занятости, социальной защиты населения, организациями жилищно-эксплуатационного хозяйства, общественными объединениями ветеранов, инвалидов, иными органами, организациями, общественными объединениями.

Статья 23. Ответственность органов территориального общественного самоуправления

1. Ответственность органов территориального общественного самоуправления наступает в случае нарушения ими законодательства, муниципальных правовых актов.

2. Решения и действия органов территориального общественного самоуправления, принятые в нарушение прав граждан соответствующей территории, норм законодательства и муниципальных правовых актов, могут быть обжалованы в суде Главой Бугульминского муниципального района, Советом Бугульминского муниципального района, гражданами в установленном законодательством порядке.

3. Органы территориального общественного самоуправления несут ответственность перед гражданами соответствующей территории. В случае утраты доверия граждан, проживающих на соответствующей территории, выборные лица, члены выборного органа территориального общественного самоуправления могут быть отозваны по решению собрания (конференции) граждан в порядке, установленном уставом территориального общественного самоуправления.