Российские законы

<Письмо> Прокуратуры РТ от 05.08.2009 N 21-326-09 “Информация о нарушениях законодательства об образовании, о благотворительности, выявленных в ходе проверки в муниципальном общеобразовательном учреждении “Лицей им. Лобачевского при Казанском государственном университете“ Вахитовского района г. Казани“

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО

от 5 августа 2009 г. N 21-326-09

ИНФОРМАЦИЯ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ,

О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ “ЛИЦЕЙ

ИМ. ЛОБАЧЕВСКОГО ПРИ КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ“ ВАХИТОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ

Прокуратурой Республики Татарстан совместно с прокуратурой города Казани проведена проверка по соблюдению законодательства в муниципальном общеобразовательном учреждении “Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете“ Вахитовского района г. Казани.

Проверкой выявлен ряд нарушений законодательства об образовании, о благотворительной деятельности.

В соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации “Об образовании“, Типовым положением об общеобразовательном учреждении граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Положения Устава лицея, Правил приема обучающихся в лицей содержат необоснованные ограничения к получению образования в лицее:

- осуществление приема в лицей в 7-й, 8-й, 9-й классы приемной комиссией;

- наличие рекомендаций психолога;

- учет состояния здоровья детей и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня;

- результаты участия в лицейских, городских, республиканских, всероссийских и международных предметных олимпиадах.

Таким образом, порядок комплектования 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению, установленный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 мая 2004 года N 14-51-123/13, администрацией лицея распространен на всех принимаемых в лицей детей.

О нарушении требований законодательства об образовании, гарантирующего общедоступность и бесплатность получения основного общего, среднего (полного) общего образования, свидетельствует и организация в качестве платной образовательной дополнительной услуги курсов подготовки к поступлению в лицей.

Наличие указанных необоснованных ограничений к получению образования в муниципальном общеобразовательном учреждении нарушает конституционное право граждан на образование, кроме того, способствует коррупции со стороны администрации лицея.

Об этом же свидетельствует и тот факт, что при приеме обучающихся в лицей все родители (законные представители) подписывают бланк заявления о приеме их в состав участников Общественного фонда содействия развитию лицея им. Н.И.Лобачевского при КГУ. Текст заявления обязует родителей участвовать в деятельности Фонда, вносить целевые и иные взносы и пожертвования в фонд для реализации
его целей, исполнять принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к Фонду, оказывать фонду содействие в осуществлении его деятельности.

При организации приема детей в лицей в 2009 году президентом Фонда предлагалось родителям оплатить по квитанциям стоимость работ либо товарно-материальных ценностей, связанных с организацией музея в лицее. Суммы в данных квитанциях указывались от 20 до 90 тысяч рублей.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении законодательства о благотворительности.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Фактически принудительное вступление родителей в общественное объединение - Фонд содействия развитию лицея им. Н.И.Лобачевского, оплата по квитанциям за товар или услуги, заказчиком которых является непосредственно Фонд, а также и то, что в состав приемной комиссии входит президент Фонда, обладающий сведениями, кто из родителей “посодействовал финансами“ развитию лицея, свидетельствуют о том, что внесение определенной суммы в Фонд является “входным билетом“, гарантирующим зачисление в лицей, и не может расцениваться как инициатива родителей о добровольных пожертвованиях.

Необходимо отметить, что такая противоправная деятельность Фонда стала возможна по причине отсутствия в лицее такого органа самоуправления, как попечительский совет, а также по причине отсутствия заинтересованности в наличии и деятельности такого органа со стороны администрации лицея. Подмена попечительского совета лицея попечительским советом Фонда, зафиксированная в уставе лицея, создает условия к коррупционным проявлениям, влечет нарушения при привлечении средств родителей и их использовании.

В Уставе лицея содержится положение, согласно
которому привлеченные дополнительные финансовые средства: средства родителей, добровольные пожертвования, целевые взносы физических и юридических лиц - могут быть потрачены на заработную плату. Такое положение является недопустимым и противоречит действующему трудовому законодательству, является ярким доказательством заинтересованности администрации лицея в привлечении средств родителей с помощью Фонда.

На момент проведения проверки ни администрацией лицея, ни президентом Фонда не были предоставлены документы, подтверждающие какие-либо правовые основания к расположению в помещении муниципального общеобразовательного учреждения некоммерческого общественного объединения, а также какие-либо документы, обосновывающие совпадение юридического адреса фонда с юридическим адресом лицея.

Прокурором города Казани внесены протесты на Устав лицея, на правила приема обучающихся в лицей и правила внутреннего трудового распорядка.

В соответствии с действующим законодательством об образовании, а также пунктом 4.7 Устава лицея директор несет ответственность за выполнение договора о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления, за состояние финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, ответственность за деятельность Общественного благотворительного фонда, нарушающую права граждан и действующее законодательство, за нецелевое использование муниципального имущества, переданного в оперативное управление, за нарушение трудового законодательства несет директор муниципального общеобразовательного учреждения “Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете“ Вахитовского района г. Казани Скобельцына Е.Г.

В течение последних двух лет прокуратурой неоднократно указывалось на недопустимость нарушений законодательства при привлечении средств родителей. Однако необходимых мер начальником отдела образования Вахитовского района г. Казани в образования не принималось, соответствующий контроль не осуществлялся.

Выявленные в деятельности МОУ “Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете“ Вахитовского района г. Казани грубейшие нарушения действующего законодательства об образовании, о благотворительной деятельности, трудового законодательства должны расцениваться как проявление коррупции - являются недопустимыми и стали возможными в результате бездействия и
ненадлежащего контроля со стороны начальника отдела образования Вахитовского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Закировой М.З.

На основании изложенного довожу настоящую Информацию о результатах прокурорской проверки в МОУ “Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете“ Вахитовского района г. Казани для сведения и принятия мер, направленных на предупреждение неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений и соблюдение законодательства при организации приема в профильные классы, мер, направленных на соблюдение трудового законодательства и законодательства об образовании.

Прокурор республики,

государственный советник

юстиции второго класса

К.Ф.АМИРОВ