Российские законы

<Письмо> Прокуратуры РТ от 08.02.2010 N 86-21-2010 “Докладная записка о работе прокуратуры Республики Татарстан в сфере противодействия коррупции в 2009 году“

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО

от 8 февраля 2010 г. N 86-21-2010

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА О РАБОТЕ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В 2009 ГОДУ

Надзорная деятельность прокуратуры Республики Татарстан, основные усилия правоохранительных органов были сконцентрированы на своевременном принятии исчерпывающих мер по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в государственных и муниципальных органах. Сочетание методов прокурорского надзора и ведомственного контроля за соблюдением законодательства о государственной и муниципальной службе с уголовно-правовыми средствами пресечения должностных преступлений позволило предотвратить серьезные нарушения законодательства.

Первостепенное внимание в надзорной деятельности продолжало уделяться соблюдению служащими установленных законодательством ограничений, законности принимаемых правовых актов, устранению причин коррупционных проявлений. При каждом выявлении незаконных правовых актов государственных и муниципальных
органов власти прокуратурой инициировался вопрос о проверке их оперативными методами на предмет коррупционности.

Прокуратурой республики по итогам 2009 года выявлено 4080 нарушений законодательства в указанной сфере, что превышает результат работы за АППГ на 96% (2082).

В результате увеличилось количество принесенных протестов с 582 до 1313, исковых заявлений - с 196 до 342, представлений - с 780 до 1522, постановлений о привлечении к административной ответственности - с 416 до 628.

За отчетный период вынесено 179 постановлений о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, по которым возбуждено 165 уголовных дел.

Проведенными прокуратурой республики проверками соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе выявлены многочисленные нарушения в указанной сфере.

Так, проверкой в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство) были выявлены нарушения при размещении объявления о проведении конкурса на замещение ряда вакантных должностей, с нарушением законодательства был проведен конкурс на замещение ряда должностей гражданской службы.

Нарушения данного конституционного положения приводят к ограничению прав граждан на равный доступ к государственной службе.

Выявлены факты необоснованного заключения с физическими лицами договоров оказания возмездных услуг до проведения соответствующего конкурса на замещение должностей государственной гражданской службы.

Так, 13.07.2009 Министерством заключен договор N 120 возмездного оказания услуг с гражданином Мустаевым Д.Ф. В соответствии с условиями договора Мустаев Д.Ф. оказывает услуги по подготовке и оформлению документов отдела проектных программ Министерства, за что ежемесячно получает 6358 рублей. Аналогичным образом были заключены договоры возмездного оказания услуг с Касимовой Р.Р., Галимовым М.Г. и Шайхутдиновым Р.Э.

Указанные физические лица исполняли функциональные обязанности государственных гражданских служащих, хотя на них не распространяются какие-либо ограничения и запреты,
связанные с прохождением государственной службы.

Оплата услуг, оказанных перечисленными гражданами, произведена с нарушением действующего законодательства и является нецелевым использованием бюджетных средств. По данному факту в отношении начальника финансового отдела Министерства Мусиной Е.Э. возбуждено административное производство по ст. 6.1 Кодекса РТ об административных правонарушениях.

Высокий статус и престиж государственной и муниципальной службы предполагают соблюдение служащими целого ряда запретов и ограничений. В то же время проведенные проверки свидетельствуют, что отдельные государственные и муниципальные служащие осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность.

Например, в 2009 году прокуратурой г. Казани установлено, что 46 муниципальных служащих Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани являлись учредителями, руководителями коммерческих организаций и индивидуальными предпринимателями, что могло способствовать возникновению конфликта интересов. Представителями нанимателя данные факты не выявлялись, несмотря на то, что отдельными служащими коммерческая деятельность осуществлялась не один год. При этом служащими грубо нарушались требования о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях выявлены факты внесения ложных либо неполных данных, которые кадровыми службами не проверялись.

Аналогичные нарушения допускаются и в государственных органах. Так, в Государственной жилищной инспекции РТ при поступлении на государственную гражданскую службу на должность заместителя начальника Инспекции - начальника Казанской государственной жилищной инспекции Ибатуллиным Р.Р. был скрыт факт участия в деятельности коммерческой организации - ООО “Агрокруп“. Другой заместитель начальника Инспекции - начальник Альметьевской зональной жилищной инспекции Амиров Р.Р. являлся учредителем ООО “Агидел“. Начальник общего отдела Министерства экологии и природных ресурсов РТ Зиннатов Ф.Г. являлся учредителем ООО “Аква плюс“, а заместитель начальника Прикамского территориального управления этого министерства Мухаметзянов Р.А. являлся одновременно учредителем пяти коммерческих предприятий: ООО “Деметр“, ООО “Строительно-финансовая
компания “Янус“, ООО “Трест-М“, ООО “ПК “Технормаль“. Заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Леманов А.И. одновременно осуществлял деятельность в качестве учредителя ООО “Ликан“ и ТОО НПФ “Эдем“.

В Управлении ФРС по РТ установлены 6 государственных служащих, являющихся учредителями коммерческих организаций, их руководителями. Аналогичного характера нарушения выявлены в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ, Управлении Россельхознадзора по РТ, Управлении Федеральной службы судебных приставов по РТ, Управлении Министерства юстиции РФ по РТ, Госалкогольинспекции РТ. По данным фактам прокуратурой республики внесено 7 представлений.

В отчетном периоде особое внимание уделялось проведению проверок в такой подверженной коррупцией сфере, как размещение заказов для государственных и муниципальных нужд. По итогам года было выявлено 193 нарушения в области размещения заказов.

Так, проведены проверки соблюдения законодательства о государственных закупках государственным учреждением “Автохозяйство МВД по Республике Татарстан“, Управлением ФМС России по РТ и ГОУ ВПО “Казанский государственный финансово-экономический институт“.

Установлено, что указанные учреждения, являющиеся государственными заказчиками, заключили государственные контракты со специализированной организацией - ЗАО “Правовое агентство конкурсных технологий“ (далее - ЗАО “ПАКТ“) для выполнения функций по техническому сопровождению и подготовке размещения государственного заказа путем проведения торгов. Согласно условиям государственных контрактов специализированная организация организует подготовку извещений о проведении торгов и осуществляет их размещение на официальном сайте Российской Федерации.

Проверкой установлено, что некоторые извещения о проведении открытых аукционов и конкурсов, запросов котировок в наименовании заказов, в том числе в предмете заказа, в русскоязычных словах использовались латинские буквы вместо аналогичных русских.

Так, с указанными нарушениями 20.04.2009 и 30.04.2009 на официальном сайте ЗАО “ПАКТ“ разместило от имени заказчика - ГОУ ВПО “Казанский государственный финансово-экономический
институт“ извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на монтаж ограждений спортивной площадки КГФЭИ, а также извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов КГФЭИ.

Аналогичным образом ЗАО “ПАКТ“ использовались латинские буквы вместо аналогичных русских при размещении извещений:

- 20.04.2009 от имени заказчика - ГУ “Автохозяйство МВД по Республике Татарстан“ о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов, поступающих для нужд МВД по РТ; и других.

При использовании латинских букв вышеуказанные закупки были исключены из поиска на официальном сайте, тем самым был ограничен открытый доступ участников размещений заказов к необходимой информации о размещенном заказе для формирования им предложений в соответствии с потребностями заказчика.

По результатам проверки в отношении ЗАО “ПАКТ“ возбуждено 4 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 730 КоАП РФ. По Постановлениям УФАС РФ по РТ ЗАО “ПАКТ“ привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 200 000 рублей.

Кроме этого, на имя руководителей ГУ “Автохозяйство МВД по Республике Татарстан“, Управление ФМС России по РТ и ГОУ ВПО “Казанский государственный финансово-экономический институт“ внесены представления об устранении нарушений законодательства о государственных закупках.

При проверке отдела образования Арского района при размещении муниципального заказа на поставку продуктов питания дошкольным учреждениям района на 2 квартал 2009 года установлен факт необоснованно отказа в допуске к участию в аукционе ООО “Тайд-Фойл“. Основанием отказа явилось то, что в представленной участником документации отсутствует решение об одобрении или совершения крупной сделки. Остальные участники также не представили подобного решения, однако были допущены к участию
в аукционе. По данному факту прокуратурой Арского района в отношении председателя Единой комиссии по размещению заказов Арского района Шагиахметова Р.Д. возбуждено административное производство по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Котировочной комиссией Исполкома Алексеевского района допущено необоснованное отклонение заявки участников размещения заказа без обоснования причин отклонения. В нарушение ч. 4 ст. 47 Федерального закона при размещении заказа путем запроса котировок “Приобретение цистоуретроскона для МБУЗ “Алексеевская ЦРБ“ без каких-либо обоснований были отклонены заявки ООО “ЭлеПС“ и ООО “КомПроф“.

Прокуратурой республики систематически проводятся проверки законности использования и распоряжения государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан. По итогам года выявлено 171 нарушение об использовании государственного и муниципального имущества.

Так, по протесту Альметьевского городского прокурора внесены изменения в решение Совета Альметьевского муниципального района от 19.05.2006 N 71 “Об утверждении Положения о муниципальной казне“, противоречащие законодательству пункты Положения отменены либо приведены в соответствие с требованиями законодательства.

Азнакаевским городским прокурором опротестовано распоряжение председателя Палаты имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района N 1 от 10.01.2008, которым в нарушение ФЗ “О защите конкуренции“ без согласия антимонопольного органа принято решение о передаче ООО “Полигон ТБО“ муниципального имущества. Протест прокурора удовлетворен.

По представлению прокуратуры Альметьевского района внесены изменения и дополнения в Положение о порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Альметьевского муниципального района.

Проверки показали, что в нарушение гражданского законодательства договоры аренды недвижимого муниципального имущества не всегда регистрируются в Федеральной регистрационной службе, поступления в бюджет арендных платежей не контролируются, арендаторы занимают объекты муниципальной собственности без согласия собственника имущества. По выявленным в ходе проверок нарушениям прокурорами внесены представления об их устранении, приняты иные
акты прокурорского реагирования.

Так, Бавлинский городской прокурор возбудил дела об административном правонарушении в отношении директора детско-юношеской спортивной школы N 2, главного врача Бавлинской центральной районной больницы, директора Дома культуры им. М.Джалиля, которые без заключения договоров аренды и согласия Палаты земельных и имущественных отношений предоставили хозяйствующим субъектам помещения муниципальной собственности. Постановлениями мирового суда должностные лица указанных учреждений привлечены к административной ответственности.

Прокуратурой Приволжского района г. Казани выявлено, что главный врач городской поликлиники N 18 Мансурова Р.Г. без оформления договоров и получения согласия собственника имущества передала в пользование индивидуальному предпринимателю Сайкову Д.Ю. помещение площадью 1,5 кв. м для размещения платежного терминала, помещение площадью 13,27 кв. м. индивидуальному предпринимателю Тетруашвили Р.Г. для осуществления розничной торговли, часть кровли площадью 10 кв. м ОАО “МСС-Поволжье“ для размещения антенно-фидерных устройств и РРС.

По результатам рассмотрения постановлений прокурора Мировой суд привлек главного врача городской поликлиники, индивидуальных предпринимателей, должностное лицо акционерного общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.4 Кодекса об административных правонарушениях Республики Татарстан в виде штрафа.

Проверки показали, что в ряде муниципальных образований должностные лица органов исполнительной власти не ведут работу по защите имущественных прав и законных интересов муниципальных образований, в том числе по взысканию задолженности по арендной плате, по выполнению бюджетного задания в части получения доходов от реализации и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. По выявленным нарушениям законодательства прокурорами внесены акты прокурорского реагирования, органами муниципальной власти, унитарными предприятиями приняты мер к устранению выявленных нарушений.

Так, Бугульминской городской прокуратурой в ходе проверки установлено, что ряд муниципальных предприятий, работающих с прибылью, в нарушение ст. 295 ГК РФ, ст. 17 ФЗ
“О государственных и муниципальных предприятиях“ не перечислили по итогам финансово-хозяйственной деятельности часть прибыли в бюджет муниципального района. После вмешательства прокуратуры муниципальные предприятия перечислили в бюджет района 398,5 тыс. рублей.

Проверки государственных и муниципальных унитарных предприятий, в хозяйственном ведении которых находится государственное и муниципальное имущество, выявили нарушения гражданского законодательства.

Например, в нарушение требований ст. 295 ГК РФ ГУП “Совхоз Сосновоборский“ без согласия собственника имущества заключило договор аренды недвижимого имущества с ООО “Племенной завод “Сосновоборский“; ГУП “Городское предприятие автомобильных дорог“, ГУП “Нижнекамское автопредприятие санитарного транспорта МЗ РТ“ заключили договоры уступки требования; ГУП “Горэлектротранспорт“ заключило договор поставки трамвайного вагона. Незаконные сделки оспорены в судебном порядке. Исковые заявления прокуратуры удовлетворены.

21.10.2009 проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов Республики Татарстан, на котором рассмотрен вопрос “О ходе реализации решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов республики от 20.10.2008 “О состоянии борьбы с преступлениями коррупционной направленности и организации исполнения Национального плана противодействия коррупции“. Кроме того, вопросы противодействия коррупции рассматривались на координационных совещания городах и районах. В 2009 году было проведено 116 координационных совещаний руководителей правоохранительных органов городов и районов.

В целях предупреждения коррупционных проявлений, формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, пресечения нарушений закона со стороны органов, осуществляющих государственный и муниципальный контроль, прокурорами в средствах массовой информации опубликовывались статьи о выявленных нарушениях законодательства коррупционного характера.

Прокурорами районов и городов в течение 2009 года проводились заседания рабочих групп с участием контролирующих органов и субъектов малого бизнеса, где обсуждались возникающие вопросы и пути их разрешения.

Вопросы борьбы с коррупционными проявлениями регулярно обсуждались на межведомственных совещаниях правоохранительных органов, а также на оперативных совещаниях при прокуроре.

Для более эффективной
профилактической работы регулярно проводятся брифинги, круглые столы с участием предпринимателей, представителей СМИ и иных заинтересованных лиц.

В 2009 году проведено 7 брифингов, 3 прямые конференции, 5 круглых столов и 12 встреч с представителями общественности, СМИ.

Так, в июне и сентябре прошли встречи с представителями субъектов предпринимательства Казани, в числе которых представители общественной организации “Деловая Россия“, ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, предприниматели - члены Татарстанского регионального отделения “ОПОРА РОССИИ“, Торгово-промышленной палаты Татарстана и Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства республики.

10.06.2009 в Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан состоялся “круглый стол“ с представителями антикоррупционной деятельности госорганов и муниципальных районов (городских округов) РТ с участием сотрудников МВД по РТ, Прокуратуры РТ, Отдела но реализации антикоррупционной политики РТ, а также общественных объединений и средств массовой информации.

В МВД по РТ функционирует с постоянным обновлением сайт (www.mvd.tatar.ru), на котором размещается информация о выявленных коррупционных преступлениях и лицах, привлеченных к ответственности.

Также на сайте имеется Интернет-приемная, куда граждане могут сообщать информацию об известных им фактах коррумпированности должностных лиц и правонарушениях, связанных с коррупцией.

С целью получения обращений граждан о ставших им известных правонарушениях, в том числе фактах коррупции, в МВД по РТ постоянно действует “телефон доверия“.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 269 “О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов“ прокуратурой республики налажена работа по выявлению соответствующих нарушений и направлению информации о них в комиссии государственных органов.

Так, установлено, что работы по дезинфекции в Аксубаевском районе осуществляет ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в
РТ в Нурлатском районе и г. Нурлат“, а проверку работы по дезинфекции осуществляет ООО “Профдезцентр“ в лице единственного учредителя и директора - Байшевой В.З., которая в свою очередь является сестрой заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Нурлатском районе и г. Нурлат Салиховой Р.З.

В 2009 году директором ООО “Профдезцентр“ заключено 22 договора на обслуживание объектов по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которым ранее заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Нурлатском районе и г. Нурлат Салиховой Р.З. давались предписания по проведению работ по дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Аналогичные факты были выявлены и на территории Алькеевского района, где уполномоченным лицом по выдаче гражданам и юридическим лицам обязательных для исполнения предписаний о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации является заместитель начальники ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Нурлатском районе и г. Нурлат Абзалов А.Ф. Между тем, работы по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации на территории Алькеевского района в соответствии с выданными предписаниями осуществляет ООО “Профилактика“, где единственным учредителем и директором является Абзалов И.А. - сын заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Нурлатском районе и г. Нурлат Абзалова А.Ф.

По данному факту руководителю Управления Роспотребнадзора по РТ была направлена соответствующая информация для рассмотрения на комиссии, что позволило в дальнейшем прекратить возникший конфликт интересов.

Проведенные проверки прокуратурой республики свидетельствуют, что существенным недостатком в деятельности государственных и муниципальных органов является то, что допускаемые нарушения со стороны служащих не становятся предметом рассмотрения на комиссиях по реализации антикоррупционной политики и уж тем более на комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Более того, установлено, что в ряде муниципальных образованиях республики комиссии по урегулированию конфликта интересов и вовсе не созданы.

В этой связи на состоявшемся 25.12.2009 заседании республиканского Совета по реализации антикоррупционной политики по инициативе прокуратуры республики принято решение “рекомендовать всем органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в 1 квартале 2010 года образовать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов“.

Прокуратурой республики надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в контрольно-ревизионных и надзорных органах осуществляется путем систематических проверок. Особое внимание уделяется вопросам законности проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Налажено необходимое взаимодействие с контролирующими органами, проводятся проверки соблюдения законодательства о конкуренции, о защите прав юридических лиц, лицензионного, налогового и административного законодательства. Для оперативного получения сведений о случаях нарушений закона достигнуто деловое и конструктивное взаимодействие с общественными организациями предпринимателей “Опора России“, “Деловая Россия“, Торгово-промышленной палатой, ассоциациями предприятий малого и среднего бизнеса, фермеров и крестьянских подворий. Состояние законности в данной сфере дважды обсуждено на межведомственных совещаниях органов прокуратуры и контролирующих органов 06.05.2009 и 28.10.2009.

В результате прокурорских проверок в деятельности контрольно-ревизионных и надзорных органов выявлены нарушения Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“. Факты проведения внеплановых выездных проверок выявлены в деятельности Управления Россельхознадзора по РТ, УГПН ГУ МЧС России по РТ, Главного управления ветеринарии Кабинета Министров РТ, Инспекции Госстройнадзора РТ, Управления Роснедвижимости по РТ, Министерства экологии и природных ресурсов РТ. В каждом из случаев внесены представления, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В связи с принятием Федерального закона прокуратурой республики принесен протест на отдельные положения Приказа Главного управления ветеринарии КМ РТ “Об утверждении расценок на ветеринарные услуги, оказываемые на территории Республики Татарстан“.

В нарушение положений Федерального закона органами государственного контроля (надзора) допускаются нарушения при составлении распоряжения (приказа) о проведении внеплановой выездной проверки.

Указанные нарушения стали основанием для внесения представлений об устранении нарушений законодательства в Управление Роспотребнадзора по РТ, Управление Россельхознадзора по РТ, Управление Росприроднадзора по РТ, Министерство экологии и природных ресурсов РТ, УГПН ГУ МЧС России по РТ.

Проведенной прокуратурой Республики Татарстан проверкой соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлены нарушения в деятельности Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление).

Управлением и его территориальными отделами допускается проведение проверок на основании распоряжений, не соответствующих требованиям ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“. Более того, аналогично нарушаются требования этого Федерального закона при оформлении результатов проверки.

В нарушение требований ст. 10 Федерального закона и Приказа Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 Казанским и Юго-Восточным территориальными отделами в отношении ЭПК “Казаньгоргаз“, ООО “Узбекистон“, ИП “Беджиев“, ООО “Альгазком“ проведены внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.

По итогам 2009 года прокуратуре республики удалось добиться активизации исковой работы. Так, в суды общей юрисдикции, в арбитражный суд направлено 342 иска (заявления), в то время как за аналогичный период 2008 года было подготовлено 196 исков.

Так, прокурором Высокогорского района направлено в суд исковое заявление в защиту интересов неопределенного круга лиц. Основанием явилось то, что Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ в ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ были внесены изменения, которые не учтены в Уставе Высокогорского муниципального района РТ и наличие в Уставе коррупциогенных факторов. Высокогорским районным судом требования прокурора района удовлетворены.

Прокуратурой республики на постоянной основе организована проверка законности нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти и местного самоуправления, с целью предупреждения и выявления в них коррупционных факторов.

По итогам года выявлено 803 нормативно-правовых акта, противоречащих законодательству, из которых 22 приняты органами государственной власти и 781 - муниципальными органами.

В 2009 году прокуратурой республики было изучено 5337 нормативно-правовых актов и 1506 проектов, в которых выявлено 1205 коррупциогенных факторов.

Прокуратурой республики за отчетный период принесено 733 протеста, в суды направлено 6 исковые заявлений, внесено 112 представлений и направлено 203 информации. В результате вмешательства прокуратуры из 909 нормативных правовых актов и их проектов были исключены коррупционные факторы.

Горрайпрокуроры с целью исключения коррупционных факторов активно участвуют в подготовке муниципальных нормативных правовых актов. С этой целью заблаговременно, до их принятия, запрашиваются и изучаются их проекты, составляются заключения, содержащие их правовой анализ. Прокуроры систематически участвует в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных органов местного самоуправления, обсуждающих проекты нормативных правовых актов, по результатам чего составляются справки. В случае выявления нарушений законодательства в проектах решений органов местного самоуправления прокурорам направляются заключения.

Важнейшей составляющей мерой по противодействию коррупции является выявление преступлений коррупционной направленности и привлечение виновных к уголовной ответственности.

В результате предпринятых мер в 2009 году в РТ выявлено 603 преступления против государственной власти и интересов службы, в т.ч. 11 в крупном размере.

---------------------------------------------T-------T-------T----------¬

¦ ¦2008 г.¦2009 г.¦ +/- (%) ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------------+-------+-------+----------+

¦Должностные преступления, всего: ¦ 636 ¦ 603 ¦ - 5,2 ¦

+--------------------------------------------+-------+-------+----------+

¦- всего фактов взяточничества (ст. 290, 291)¦ 379 ¦ 305 ¦ - 19,5 ¦

+--------------------------------------------+-------+-------+----------+

¦- злоупотребление должн. полномочиями ¦ 107 ¦ 113 ¦ 5,6 ¦

¦(ст. 285) ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------------+-------+-------+----------+

¦- превышение должн. полномочий (ст. 286) ¦ 17 ¦ 24 ¦ 41,2 ¦

+--------------------------------------------+-------+-------+----------+

¦- незаконное участие в предпр. деят-ти ¦ 3 ¦ 4 ¦ 33,3 ¦

¦(ст. 289) ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------------+-------+-------+----------+

¦- получение взятки (ст. 290) ¦ 251 ¦ 214 ¦ - 14,7 ¦

+--------------------------------------------+-------+-------+----------+

¦- дача взятки (ст. 291) ¦ 128 ¦ 91 ¦ - 28,9 ¦

+--------------------------------------------+-------+-------+----------+

¦- служебный подлог (ст. 292) ¦ 123 ¦ 134 ¦ 8,9 ¦

+--------------------------------------------+-------+-------+----------+

¦- халатность (ст. 293) ¦ 7 ¦ 23 ¦ 228,6 ¦

L--------------------------------------------+-------+-------+-----------

Наибольший удельный вес составило взяточничество - 305, в т.ч. 7 в крупном размере (соответствует АППГ). Вдавлено 214 фактов получения взятки, пресечен 91 факт дачи взятки.

Однако вместе с этим в 2009 году наблюдается рост количества возбужденных уголовных дел коррупционной направленности, чем за аналогичный период прошлого года (+ 26,6%, 367 против 290).

Существенно возросло количество возбужденных уголовных дел по факту получения взятки - 94 (в 2008 году - 73), причем это самый высокий показатель за все последние пять лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что снижение общих показателей выявленных должностных преступлений произошло в результате уменьшения регистрации дополнительных эпизодов по уголовным делам коррупционной направленности (на 31,8%),

Статистические показатели выявленных должностных преступлений в отраслях экономики выглядят следующим образом:

- образование - 196 преступлений, из которых 103 в вузах,

- здравоохранение и социальное обеспечение - 118 преступлений,

- агропромышленный комплекс - 36 преступлений,

- распоряжение недвижимым имуществом - 27 преступлений,

- строительство и ЖКХ 24 преступления,

- военно-призывная кампания - 12 преступлений.

Структура по должностным лицам, привлеченным к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений:

- муниципальных органов - 47 человек, в т.ч. 9 представителей выборных органов местного самоуправления,

- республиканских органов - 35 человек,

- федеральных государственных органов - 22 человека,

- высших учебных заведений - 21 человек,

- правоохранительных органов- 14 человек.

Не ушли от уголовной ответственности 70 граждан, пытавшихся подкупить должностных лиц.

В 2009 году более чем в два раза возросло количество выявленных преступлений, совершенных против интересов службы в коммерческих и иных организациях (с 64 до 137 фактов).

Практически в два раза выявлено фактов коммерческого подкупа - 89 преступлений (АППГ - 40).

Анализ оперативно-служебной деятельности показал, что к сферам наибольшей распространенности коррупции относятся:

- распределение и расходование бюджетных средств всех уровней;

- выделение земельных участков;

- распоряжение федеральной и муниципальной собственностью;

- осуществление взаиморасчетов с предпринимателями по государственным контрактам;

- выдача и согласование различных документов;

- проведение проверок (ревизий) субъектов предпринимательства;

- поступление в образовательные учреждения и сдача экзаменационных и зачетных сессий в вузах;

- освобождение от службы в вооруженных силах.

Приоритетным направлением в сфере противодействия коррупции является выявление и раскрытие должностных преступлений в системе размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

В коррупции здесь уличены 13 должностных лиц (Казань, Азнакаевский, Актанышский, Бугульминский, Елабужский, Лениногорский, Рыбно-Слободский и Сармановский районы). Общая сумма ущерба превысила 18 млн рублей.

Продолжают иметь место факты вымогательств взяток с предпринимателей, осуществляющих работы по госконтрактам, за своевременное и пол“ое перечисление денежных средств за выполненные работы или поставленные товары.

Так, уголовное дело в отношении директора “Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища“ Ахметзянова М.А., задержанного 26 мая с поличным при получении взятки в сумме 350 тысяч рублей, или 5% от суммы госконтракта, за приемку качества и объема выполненных работ.

Кроме того, стало известно, что ранее объемы и качество работ на данном объекте проверялись ведущим специалистом Департамента Казначейства Министерства финансов РТ Гариповым А.Р., который вымогал взятку в сумме 100 тысяч рублей за выдачу заключения о достоверности сметы расходов и акта приема работ. В случае отказа он угрожал снизить объемы выполненных работ, что уменьшит объемы финансирования на 700 тысяч рублей. Фигурант был задержан с поличным в этот же день. Суд приговорил должностных лиц к 3 годам лишения свободы условно.

Особое внимание уделяется выявлению преступлений при реализации приоритетных национальных проектов. В 2009 году преступления коррупционной направленности в указанной сфере были выявлены в 14 районах республики (Азнакаевский, Агрызский, Аксубаевский, Алькеевский, Арский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Заинский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Чистопольский и Ютазинский районы). Общая сумма ущерба превысила 10,5 млн рублей.

Например, уголовное дело в отношении заместителя начальника Управления сельского хозяйства и продовольствия Пестречинского района Салахова Г.Х., который, не нуждаясь в улучшении жилищных условий, путем предоставления фиктивных документов незаконно получил субсидии 432 тыс. руб.

Окончено следствие с направлением в суд по уголовному делу в отношении начальника финансово-экономического отдела Управления сельского хозяйства и продовольствия в Буинском районе Мулеева И.В., который в 2007 - 2008 годах от имени 39 жителей с. Рунга предоставлял в банки подложные документы на получения кредитов и субсидий на развитие личного подсобного хозяйств в рамках национального проекта “Развитие АПК“. Всего по фиктивным документам было получено 10 млн 978 тысяч рублей, которые Мулеев И.В. потратил на ликвидацию имеющейся задолженности ООО “Рунга“, где является владельцем 60% доли уставного капитала.

Ряд коррупционных преступлений выявлен в сфере капитального ремонта жилого фонда республики.

Так, в сентябре с поличным задержана инженер по техническому надзору отдела контроля по капитальному ремонту МУ “Департамент ЖКХ Альметьевского муниципального района и г. Альметьевска“ Мазанова О.Г., которая в сговоре с инженером этого же отдела Гимазетдиновой Л.Х. получила взятку в сумме 40 тысяч рублей за завышение объемов выполненных работ при проведении капремонта жилого многоквартирного дома по ФЦП “Капитальный ремонт многоквартирных домов“.

29 декабря 2009 года был задержан с поличным председатель приемочной государственной комиссии, руководитель ТСЖ “Мечта“ Вершинин Н.Б. при получении незаконного денежного вознаграждения в сумме 900 тысяч рублей от предпринимателя за подписание государственного акта ввода в эксплуатацию законченного капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

Значительное количество уголовных дел коррупционной направленности возбуждено при операциях с землей.

Так, продолжается расследование в отношении бывшего заместителя председателя Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани Сарафанникова О.А., который за взятки в размере 150 - 200 тысяч рублей согласовывал проекты установления границ земельных участков и зон действия особого режима использования земель. Установлено, что незаконные вознаграждения поступали в ООО “Инсайт-СП“, где Сарафанников О.А. являлся единственным участником и оказывал ей общее покровительство.

Объектом коррупционных посягательств становятся вопросы предоставления государственных зданий, помещений и сооружений.

Так, установлено, что в декабре 2008 году руководитель филиала ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии“ г. Лениногорска Журавлев И.М. путем передачи государственного имущества (помещений учреждения) в аренду ООО “Сандез“ без оформления соответствующего договора аренды и оплаты причинил ущерб государству на сумму более 100 тысяч рублей. Установлено, что Журавлев И.М. являлся замдиректора ООО “Сандез“, где осуществлял предпринимательскую деятельность.

В начале декабря 2009 года возбуждено уголовное дело в отношении руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Тетюши Шайхутдинова Р.Р., который в 2006 году в рамках программы “Ликвидация ветхого фонда“ незаконно выделил 3-комнатную квартиру начальнику УСХиП Тетюшского района Куркову Е.Г. и 4-комнатную квартиру директору дошкольного образовательного учреждения Протасову С.Ю. Фактически указанные лица в очереди по данной программе не стояли и в улучшении своих жилищных условий не нуждались.

К наиболее характерным проявлениям посягательства, связанного с функционированием малого и среднего бизнеса, относится взяточничество при согласовании и выдаче разрешительных документов органами исполнительной власти, а также при проведении проверок надзорными и контролирующими органами.

Например, 23.10.2009 с поличным задержан ведущий специалист Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ Григорьев Ю.В. при получении взятки в размере 70 тысяч рублей от представителя фирмы за подготовку и выдачу документа о согласовании продления строительства здания в историческом центре Казани.

24.12.2009 с поличным задержан специалист Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Миниханов Д.М. при получении взятки в размере 80 тысяч рублей от предпринимателя за незаконную выдачу заключения на хранение ГСМ.

Коррупционные проявления характерны в период проведения весеннего и осеннего призыва на военную службу.

Например, в феврале с поличным задержан начальник отделения Казанского военного госпиталя Зилялетдинов Т.С. при получении взятки в сумме 60 тысяч рублей за освобождение от военной службы.

Преобладающее количество фактов взяточничества продолжает пресекаться в бытовой сфере.

В 2009 году в коррупции уличены 22 должностных лица из числа профессорско-преподавательского состава вузов и 11 работников учреждений среднего профессионального образования.

Пресечены попытки получения незаконных денежных вознаграждений за решение вопроса о поступлении в пять вузов: Казанский государственный технологический университет, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Казанскую государственную академию ветеринарной медицины, Заинское отделение Академии управления ТИСБИ. Суммы взяток здесь достигали 140 тысяч рублей.

Так, в июле с поличным задержан секретарь приемной комиссии Академии государственной и муниципальной службы при Президенте РТ Шавалеева И.К. при вымогательстве и получении взятки и размере 70 тысяч рублей за содействие при поступлении в вуз.

Сфера здравоохранения также широко подвержена коррупции.

Например, 22 июня 2009 года с поличным задержан заведующий 1 стационарным отделением Республиканского наркологического диспансера Министерства здравоохранения РТ Трухин М.Е. при получении взятки в сумме 11,5 тысячи рублей за помещение в двухместную палату для анонимных больных с целью оказания услуг на безвозмездной основе.

По итогам прошедшего года на основе анализа рассмотрения судами уголовных дел коррупционной направленности отмечалось, что сложившаяся в республике судебная практика назначения наказаний по уголовным делам коррупционной направленности не в полной мере учитывает степень общественной опасности этого вида преступлений и не вполне отвечает целям восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений. В настоящее время наметились положительные сдвиги на рассматриваемом направлении борьбы с коррупционной преступностью.

Согласно предоставленным горрайпрокурорами сведениям в 2009 году наблюдается динамика роста количества рассмотренных судами дел коррупционной направленности, числа осужденных, наряду с этим по-прежнему редко судами назначается наказание в виде лишения свободы и лишения права занимать определенные должности.

В 2009 году судами рассмотрены с вынесением обвинительных приговоров 246 уголовных дел коррупционной направленности, по которым осуждено 261 лицо, из них 26 человек - к реальному лишению свободы, 194 человека осуждены условно, 41 осужденному назначено наказание в виде штрафа как основное, 14 - как дополнительное наказание. 49 лиц осуждены к лишению права занимал, определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

В 2009 году приговоры судов в части квалификации преступных деяний выносились в соответствии с позицией государственных обвинителей.

По уголовным делам коррупционной направленности имеются положительные примеры кассационного реагирования на неправосудные судебные Постановления, когда по инициативе государственных обвинителей исправлялись ошибки и нарушения закона, допущенные судами.

В 2009 году по уголовным делам коррупционной направленности в отношении 23 лиц государственными обвинителями были принесены кассационные представления, 13 из которых были удовлетворены.

В 2009 году уголовные дела коррупционной направленности в надзорном порядке не пересматривались.

В 2009 году по делам коррупционной направленности оправдано 3 лица, в том числе по ч. 1 ст. 286 УК РФ - 1 лицо, по ч. 2 ст. 290 УК РФ - 2 лица.

По реабилитирующим основаниям уголовные дела коррупционной направленности категории в 2009 году не прекращались.

В 2009 году привлечены к уголовной ответственности должностные лица органов МВД - 32 человека, ФСКН - 4, МЧС - 2, ФСИН - 5, ФНС - 3.

Так, Управление ФСБ РФ по РТ во взаимодействии с УСБ МВД по РТ выявлена преступная деятельность начальника оперативно-сыскного отделения по линии криминальной милиции Чистопольского ОВД Шарова В.Л., который через свои криминальные связи подбрасывал наркотические средства жителям города и затем вымогал денежные средства с последних за непривлечение их к уголовной ответственности.

В 2009 году в подразделениях ГУФСИН России по Республике Татарстан выявлены факты злоупотребления служебным положением в ИК, преимущественно связанные с доставкой наркотических веществ осужденным.

Так, 24.09.2009 в ходе реализации оперативной информации сотрудниками оперативного отдела ФБУ ИК-5 совместно с сотрудниками ОУ ГУФСИН РФ по РТ и сотрудниками и сотрудниками МРО УФСКН РФ по РТ г. Зеленодольска при входе с КПП-1 на территорию ФБУ ИК-5 задержан начальник отряда ФБУ ИК-5 Климов А.Н., при досмотре которого обнаружен и изъят сверток с наркотическим веществом героином весом 0,658 гр. По данному факту в тот же день возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 30 п. “б“, ч. 2 ст. 228, ч. 1 ст. 285 УК РФ. В отношении Климова избрана мера пресечения в виде ареста.

В истекшем году прокуратурой Республики Татарстан проведены проверки законности в деятельности служб собственной безопасности МВД по РТ, УФСКН по РТ, ГУФСИН РФ по РТ, УФССП РФ по РТ и МЧС РТ.

Важнейшим источником выявления коррупционных преступлений являются результаты оперативно-розыскной деятельности. Однако работа правоохранительных органов республики по противодействию коррупции по-прежнему не в полной мере соответствует складывающейся криминогенной обстановке. Количество зарегистрированных преступлений явно не отражает реального положения дел с распространенностью данного явления.

В 2009 году в Республике Татарстан выявлено 603 преступления против государственной власти и интересов службы, что на 5,2% меньше, чем в предыдущем году.

Ухудшили работу по рассматриваемому направлению в ОВД Авиастроительного, Вахитовского, Кировского. В целом по городу Казани зафиксировано снижение выявляемости преступлений рассматриваемой категории органами дел на 43,1%.

В Высокогорском районе снижение выявляемости должностных преступлений составило 90% (1 против 10 за 2008 год).

Ни одного преступления рассматриваемой категории не выявлено сотрудниками милиции в Актанышском, Алькеевском районах, только лишь по 1 должностному преступлению выявлено сотрудниками ОВД в Верхне-Услонском, Кукморском, Тетюшском, Сабинском, Тюлячинском и Черемшанском районах.

Между тем, по результатам прокурорских проверок в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены для производства расследования материалы о коррупционных преступлениях в Алькеевском и Актанышском районах по 4, в Кукморском, Муслюмовском, Сабинском по 1.

Причина неудовлетворительного состояния работы на данном участке, прежде всего, в ненадлежащей организованной оперативно-розыскной работе по выявлению и пресечению должностных преступлений.

Отсутствие у оперативных служб районов обширной оперативной информации по рассматриваемому направлению является первопричиной ухудшения показателей выявления, пресечения и раскрытия этих преступлений с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности.

В 2010 году прокуратурой Республики Татарстан будут приняты дополнительные меры к усилению борьбы с коррупцией, своевременному выявлению и пресечению злоупотреблений служебными полномочиями государственными и муниципальными служащими, повышению уровня организации и осуществления надзора за исполнением законодательства в системе государственной и муниципальной службы.

Прокурор республики,

государственный советник юстиции

второго класса

К.Ф.АМИРОВ