Российские законы

Закон Республики Карелия от 20.01.1994 N XII-23/623 “О местном самоуправлении в Республике Карелия“

Утратил силу в связи с изданием Закона РК от 26.12.2005 N 941-ЗРК.

20 января 1994 года N XII-23/623

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

ЗАКОН

О местном самоуправлении

в Республике Карелия

ГЛАВА I

Статья 1. Понятие местного самоуправления

1. Местное самоуправление - система организации деятельности граждан и создаваемых ими органов для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, на основе собственной материально - финансовой базы и государственной поддержки.

2. Местное самоуправление в Республике Карелия гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, настоящим Законом и регулируется другими правовыми актами и Уставами местного самоуправления.

Особенности местного самоуправления в национальных территориальных единицах регулируются законодательством об их статусе и Уставом местного самоуправления.

3. Местное самоуправление имеет собственную компетенцию,
осуществляет ее самостоятельно и независимо от органов государственной власти.

Статья 2. Территория местного самоуправления

1. Местное самоуправление в Республике Карелия осуществляется в пределах территориальных единиц (населенных пунктов или волостей). Границы территориальных единиц могут совпадать с границами существующих районов, городов республиканского значения.

На территории, где организовано и действует местное самоуправление - самоуправляющейся территории:

- имеется экономическая основа для формирования не менее 1/3 минимально необходимого бюджета за счет источников доходов, имеющихся на данной территории;

- формируются общие для всей территории представительные и исполнительные органы местного самоуправления.

2. Образование и упразднение самоуправляющихся территорий осуществляется в соответствии с настоящим Законом и Законом Республики Карелия “Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия“.

Статья 3. Формы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется гражданами в следующих формах:

- прямого волеизъявления (референдумы, выборы, сходы, собрания и др.);

- через выборные и другие органы местного самоуправления (представительные органы местного самоуправления, главу местного самоуправления и др.).

Статья 4. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют местные природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), муниципальная и иная собственность, служащая источником доходов местного самоуправления и удовлетворения потребностей населения соответствующей территории.

Перечень местных природных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, а порядок их использования - органами местного самоуправления.

Статья 5. Финансовая основа местного самоуправления

Финансовую основу местного самоуправления составляет бюджет самоуправляющейся территории, включая
государственные дотации до минимально необходимого бюджета, субвенции, кредитные ресурсы, валютные средства, а также иные средства местного самоуправления.

Порядок формирования бюджетов самоуправляющихся территорий определяется законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Решение о выделении государственных дотаций и субвенций принимается Законодательным Собранием Республики Карелия отдельно для каждой территории. Возникающие при этом разногласия рассматриваются представительным органом местного самоуправления, главой местного самоуправления, Председателем Правительства Республики Карелия, Законодательным Собранием Республики Карелия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Объем доходов и гарантированных расходов минимально необходимого бюджета самоуправляющейся территории определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 6. Право граждан на участие в местном самоуправлении

Граждане, постоянно проживающие на соответствующей самоуправляющейся территории, участвуют в местном самоуправлении на равных основаниях.

ГЛАВА II

Статья 7. Компетенция местного самоуправления

1. Местное самоуправление наделяется собственной компетенцией (полномочиями). Компетенция местного самоуправления закрепляется Уставом местного самоуправления самоуправляющейся территории.

2. К компетенции местного самоуправления относятся:

- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

- местный бюджет, внебюджетные средства, местные налоги и сборы;

- тарифы на услуги муниципальных предприятий;

- программы социально - экономического развития соответствующей территории;

- организационная структура и формирование органов местного самоуправления; кадры местного самоуправления;

- управление муниципальным хозяйством, создание и условия функционирования муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

- владение, пользование и распоряжение местными природными ресурсами и землями самоуправляющихся территорий;

- охрана окружающей среды;

- установление
в соответствии с законодательством порядка и условий размещения на самоуправляющейся территории предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности;

- охрана общественного порядка;

- обеспечение права граждан на участие в местном самоуправлении;

- создание в соответствии с законодательством условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, проживающих на самоуправляющейся территории;

- иные вопросы, отнесенные законодательством к компетенции местного самоуправления.

Статья 8. Органы государственного управления на самоуправляющейся территории и их функции

1. Функции государственного управления на самоуправляющейся территории осуществляют органы государственного управления Республики Карелия через соответствующие территориальные структуры (представителей).

2. К функциям государственного управления на самоуправляющейся территории относятся:

- определение дотаций, субвенций из республиканского бюджета при формировании бюджета территории;

- проведение налоговой политики;

- управление государственной собственностью;

- лицензирование предпринимательской деятельности;

- регулирование налично - денежного обращения; ценовая политика;

- лесопользование, выделение лесосечного фонда в государственных лесах;

- управление государственными земельными ресурсами; землеустройство;

- содержание и строительство автомобильных дорог государственного значения;

- использование природных ресурсов, не отнесенных к муниципальной собственности;

- обеспечение экологической безопасности;

- назначение и выплата пенсий, пособий и осуществление других мер социальной защиты;

- обеспечение государственных гарантий занятости населения;

- установление государственной статистической отчетности;

- обеспечение функционирования государственной системы транспорта и связи;

- регистрация и контроль сделок с недвижимостью, в т.ч. приватизированным жилищным фондом;

- государственное управление в чрезвычайных ситуациях;

- призыв граждан на военную службу;

- обеспечение деятельности судов, правоохранительных органов,
государственного нотариата;

- реализация государственных программ развития здравоохранения, образования, культуры;

- обеспечение обязательного медицинского страхования граждан;

- санитарно - эпидемиологический надзор;

- государственная защита детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и одиноких престарелых граждан;

- реализация государственных программ по охране семьи, материнства, отцовства и детства;

- архивное дело;

- организация выборов в государственные органы власти, референдумов Российской Федерации и Республики Карелия;

- иные функции государственного управления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

ГЛАВА III

Статья 9. Органы местного самоуправления и их функции

1. Полномочия местного самоуправления осуществляют представительные органы, Глава местного самоуправления и другие органы местного самоуправления. Срок полномочий органов местного самоуправления 4 года.

Органы местного самоуправления принимают решения, постановления и распоряжения. Решения, постановления и распоряжения, принятые по вопросам компетенции местного самоуправления, могут быть отменены только в судебном порядке.

2. Органы местного самоуправления приобретают статус юридического лица с момента начала их деятельности.

3. Представительным органом местного самоуправления является Совет, избираемый в соответствии с Законом Республики Карелия “О выборах органов местного самоуправления в Республике Карелия“. Численный состав Совета определяется Уставом в пределах норм, предусмотренных законодательством Республики Карелия.

4. Глава местного самоуправления руководит работой Совета, осуществляет непосредственно или через образуемые им органы (администрацию) исполнительно - распорядительные функции местного самоуправления.

Глава местного самоуправления избирается населением самоуправляющейся территории.

5. Компетенция органов местного самоуправления определяется Уставом местного самоуправления
в пределах полномочий, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона.

К исключительной компетенции Совета относится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов, утверждение программ развития самоуправляющейся территории, принятие Устава местного самоуправления.

Совет осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления в порядке, определяемом Уставом.

Глава местного самоуправления руководит деятельностью местной администрации, осуществляет управление муниципальным имуществом и хозяйством, разрабатывает проект местного бюджета и обеспечивает его исполнение, выполняет иные исполнительно - распорядительные функции. Для реализации своих полномочий глава местного самоуправления может назначить своих представителей (управляющих) в населенном пункте (группе населенных пунктов), входящих в самоуправляющуюся территорию. Назначение представителей главы местного самоуправления в населенном пункте (группе населенных пунктов), в которых избраны органы территориального общественного самоуправления, производится с согласия этих органов.

Уставом местного самоуправления может быть предусмотрен иной порядок назначения представителя главы местного самоуправления (управляющего), в том числе выборы населением либо органом территориального общественного самоуправления соответствующих населенных пунктов (группы населенных пунктов).

6. Органы местного самоуправления осуществляют свои функции до начала работы вновь избранных органов местного самоуправления, которые являются их правопреемниками.

7. В случае неизбрания главы местного самоуправления населением самоуправляющейся территории либо в случае досрочного сложения им своих полномочий глава местного самоуправления может быть избран представительным органом местного самоуправления - Советом.

Статья 10. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственного
управления

1. Органы местного самоуправления могут наделяться с их согласия отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления необходимых материальных и финансовых средств.

Перечень государственных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления, закрепляется договором между республиканским органом государственного управления и органами местного самоуправления и прилагается к Уставу местного самоуправления. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

2. Государственные органы Республики Карелия вправе устанавливать порядок отмены решений органов местного самоуправления по вопросам, переданным им для осуществления государственных полномочий.

3. Государственные органы Республики Карелия не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции местного самоуправления.

4. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов.

5. Руководители территориальных органов государственного управления назначаются с ведома главы местного самоуправления.

Статья 11. Сессия Совета

1. Основной формой работы представительного органа местного самоуправления (Совета) является сессия - общее заседание депутатов, на котором решаются вопросы, отнесенные настоящим Законом и Уставом местного самоуправления к его компетенции.

2. Сессии Совета созываются главой местного самоуправления не реже двух раз в год. Первая сессия вновь избранного Совета созывается не позднее 20 дней после избрания в Совет двух третей от установленного числа депутатов.

3. Сессия Совета правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов.

4. По вопросам, рассматриваемым на сессии, Совет принимает решения.
Порядок голосования по рассматриваемым вопросам определяется Уставом местного самоуправления или Регламентом Совета.

5. Решения об избрании главы местного самоуправления в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 9 настоящего Закона, решение об удовлетворении заявления главы местного самоуправления об отставке, решения об избрании заместителей главы местного самоуправления, решения об образовании рабочих органов Совета и об утверждении их руководителей, решения об утверждении (изменении) местного бюджета, планов и программ развития территории, решения о принятии (изменении) Устава местного самоуправления и Регламента Совета, решения о лишении депутатской неприкосновенности, а также об отмене ранее принятых Советом решений считаются принятыми, если за них проголосовало более половины депутатов, избранных в Совет.

6. Решение Совета о самороспуске считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов, избранных в Совет.

7. Решения Совета по вопросам его компетенции, кроме указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины депутатов, присутствующих на сессии.

8. Руководители и иные должностные лица предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных на самоуправляющейся территории, обязаны по требованию Совета или главы местного самоуправления являться на сессию Совета для ответов на запросы депутатов и предоставления информации по вопросам, относящимся к компетенции Совета. Неявка указанных лиц без уважительных причин влечет ответственность в соответствии с настоящим
Законом, предусмотренную за неисполнение решений Совета.

Статья 12. Устав местного самоуправления самоуправляющейся территории

1. Органы местного самоуправления действуют в соответствии с Уставом местного самоуправления самоуправляющейся территории, разрабатываемым на основе Конституции и законов Российской Федерации, Конституции и законов Республики Карелия.

2. Устав местного самоуправления определяет структуру, функции, порядок работы органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, устанавливает разграничение полномочий между ними.

3. Устав местного самоуправления принимается представительным органом местного самоуправления. Действие Устава не ограничивается сроком полномочий представительного органа местного самоуправления одного созыва.

4. Устав местного самоуправления регистрируется Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия.

Вопрос о регистрации Устава местного самоуправления рассматривается в течение 20 дней с момента его поступления в Палату Республики.

5. Изменения и дополнения Устава местного самоуправления производятся в порядке, предусмотренном для его принятия. В этом случае производится перерегистрация Устава местного самоуправления.

6. Устав местного самоуправления вступает в силу с момента регистрации (перерегистрации) и подлежит официальному опубликованию.

ГЛАВА IV

Статья 13. Территориальное общественное самоуправление

1. В пределах самоуправляющейся территории может быть организовано территориальное общественное самоуправление.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением через общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов) и иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов,
домов и т.п.).

3. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются по предложению граждан представительным органом местного самоуправления соответствующей самоуправляющейся территории.

4. Порядок формирования органов территориального общественного самоуправления, их компетенция устанавливаются Уставом местного самоуправления.

ГЛАВА V

Статья 14. Гарантии местного самоуправления

Местное самоуправление в Республике Карелия гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Карелия.

Статья 15. Обязательность решений органов местного самоуправления

1. Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на самоуправляющейся территории предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, должностными лицами и гражданами.

2. Невыполнение решений органов местного самоуправления, непредоставление запрашиваемой Советом или главой местного самоуправления информации по вопросам, находящимся в компетенции этих органов, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от одного до пяти установленных размеров минимальной месячной оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.

Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена настоящим Законом, рассматриваются судом в семидневный срок с момента поступления искового заявления.

Статья 16. Право обжалования действий органов местного самоуправления

Физические и юридические лица имеют право обжаловать в суд решения органов местного самоуправления, их должностных лиц, если эти решения нарушают права и законные интересы названных лиц и противоречат законодательству.

Статья 17. Ограничения для работников органов местного самоуправления

1. Работники органов местного самоуправления, кроме технического и обслуживающего персонала, не имеют права:

а) занимать любые другие оплачиваемые должности, получать вознаграждения от предприятий, учреждений, организаций и граждан, заниматься сами или через представителей предпринимательской деятельностью;

б) состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций.

2. Нарушение требований настоящей статьи влечет дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности или постановку вопроса об отзыве в отношении лиц, занимающих выборные должности.

Статья 18. Социальные гарантии должностных лиц органов местного самоуправления

1. Должностные лица органов местного самоуправления: глава местного самоуправления, его заместители, руководители структурных подразделений и их заместители продолжают получать назначенную им заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от должности в случаях:

а) неизбрания или неназначения на должность на новый срок полномочий после окончания этого срока;

б) при упразднении должностей в связи с реорганизацией органов местного самоуправления;

в) по решению Совета после удовлетворения заявления о добровольной отставке, если они проработали в этой должности не менее 1,5 лет.

При этом за указанными должностными лицами сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности и днем поступления на другую работу не превысил одного года.

2. В случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, производится доплата из местного бюджета до уровня прежней заработной платы (с учетом индексации) в течение года со дня ухода с должности.

3. Положения настоящей статьи не действуют в случаях:

а) отзыва главы местного самоуправления с занимаемой должности;

б) вступления в законную силу приговора суда в отношении указанных должностных лиц.

Статья 19. Надзор за соблюдением законности органами местного самоуправления

Надзор за соблюдением законности органами местного самоуправления и их должностными лицами осуществляют Прокурор Республики Карелия и подчиненные ему прокуроры.

Решения, постановления и распоряжения органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть опротестованы прокурорами. Протест прокурора вносится в соответствующий орган местного самоуправления.

Если протест прокурора не рассмотрен в течение десяти дней либо отклонен Советом или главой местного самоуправления, прокурор вправе обратиться в суд.

Статья 20. Досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления

1. Полномочия Совета прекращаются досрочно:

а) по решению самого Совета;

б) по итогам местного референдума о досрочном прекращении полномочий Совета.

2. Полномочия главы местного самоуправления прекращаются досрочно:

а) при утрате им гражданства Российской Федерации;

б) при его выезде на постоянное жительство и работу за пределы самоуправляющейся территории;

в) по его личному заявлению;

г) при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него;

д) по итогам местного референдума о его отзыве.

Решение о прекращении полномочий главы местного самоуправления в указанных случаях принимается Советом.

Председатель Верховного

Совета Республики Карелия

В.Н.СТЕПАНОВ

г. Петрозаводск

20 января 1994 года

N XII-23/623