Российские законы

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 12.05.2010 по делу N 3-18/10 <О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 18.01.2006 N УП-9 “О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан“>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2010 г. по делу N 3-18/10

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего: Гафарова Р.Ф.

при секретаре Шараповой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 18 января 2006 N УП-9 “О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан“,

установил:

прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству главы 1 раздела 7 в части слов “заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан“, “секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан“ и
главы 1 раздела 6 в части слов “заместитель председателя Счетной палаты Республики Татарстан“, “аудитор счетной палаты Республики Татарстан“ Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 18 января 2006 N УП-9 “О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан“ (далее - Реестр).

В обоснование требований указал, что Главой 1 раздела 7 Реестра к должностям государственной службы Республики Татарстан категории “руководители“ в аппарате Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан отнесены должности заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан. Однако, согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Пунктом 12 статьи 29 Закона предусмотрено, что председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации работают в комиссии на постоянной (штатной) основе. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе замещают государственную должность субъекта Российской Федерации.

Замечание аналогичного характера относится и к разделу 6 Реестра, которым к должностям государственной службы отнесены должности заместителя председателя и аудиторы Счетной палаты Республики Татарстан.

В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан заявленные требования поддержал.

Представитель Президента Республики Татарстан с требованиями не согласился.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

18 января 2006 года Президентом Республики Татарстан принят Указ N УП-9 “О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан“, которым утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы
Республики Татарстан. Указ опубликован в изданиях “Республика Татарстан“, N 12, 24.01.2006 и “Ватаным Татарстан“, N 12, 24.01.2006.

Главой 1 раздела 7 Реестра к должностям государственной службы Республики Татарстан категории “руководители“ в аппарате Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан отнесены должности заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан.

К должностям государственной службы Республики Татарстан главой 1 раздела 6 Реестра также отнесены должности заместителя председателя Счетной палаты Республики Татарстан и аудиторы Счетной палаты Республики Татарстан.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом, регулирующим правовое положение государственных гражданских служащих, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, статьей 8 которого установлено, что должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

В силу пункта 2 статьи 10 названного Федерального закона реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Как следует из приведенных норм, законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должен учитывать требования федерального законодательства и не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству.

Утверждение Реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а следовательно, и решение вопроса об отнесении конкретных должностей к должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации не относятся к организации гражданской государственной службы субъекта Российской Федерации, а являются частью правового регулирования такой службы и находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Поэтому при решении вопроса об отнесении конкретных должностей к должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации обязан учитывать положения федерального законодательства.

Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Одной из гарантий избирательных прав граждан является определение в названном Федеральном законе (глава 4) и соответствующих законах субъектов Российской Федерации системы, порядка и условий формирования, полномочий избирательных комиссий, в том числе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также статуса членов избирательных комиссий.

Согласно подпункту 21 статьи 2, пункту 1 статьи 23, пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации является коллегиальным государственным органом субъекта Российской Федерации и формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основе предложений политических партий, общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 23).

Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса (п. п. 4, 8 ст. 28 Закона). Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии принимаются также только на заседании комиссии путем голосования членов комиссии с правом решающего голоса (п. 13 ст. 28).

В части 1 статьи 12 и в частях 4, 10 статьи 17 Избирательный кодекс Республики Татарстан содержит аналогичные положения.

Из данных норм Федерального закона и Избирательного кодекса Республики Татарстан следует, что при формировании избирательной комиссии все ее члены с правом решающего голоса имеют равный статус, а председатель, его заместитель и секретарь избирательной комиссии занимают названные должности не в результате назначения их на эти должности в процессе осуществления каким-либо лицом властно-распорядительных полномочий, а в результате их избрания на основе голосования членами избирательной комиссии.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

Такое
же регулирование данного вопроса осуществлено и в Законе Республики Татарстан от 16.01.2003 N 3-ЗРТ “О государственной гражданской службе Республики Татарстан“ (п. 2 ст. 12).

Как Федеральным законом, так и Законом республики установлены и положения, касающиеся порядка и условий поступления на гражданскую службу, заключениями прекращения служебного контракта (глава 4 - 6 Федерального закона, глава 3 Закона республики), из которых следует, что вопрос о назначение гражданина на должность государственной гражданской службы зависит от волеизъявления представителя нанимателя, т.е. руководителя государственного органа или лица, замещающего государственную должность.

Таким образом, отнесение должностей заместителя председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан к должностям государственной гражданской службы республики означает, что на указанных лиц должны в полной мере распространяться положения федерального законодательства и Закона Республики Татарстан от 16.01.2003 N 3-ЗРТ “О государственной гражданской службе Республики Татарстан“, регулирующих отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы и определением правового положения государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе отношения, связанные с назначением на должность.

Оспариваемые положения Указа Президента Республики Татарстан фактически изменяет порядок формирования и организацию деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, в частности порядок назначения на должность и освобождения от должности заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, установленные Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и Избирательным кодексом Республики Татарстан, чем нарушаются гарантии избирательных прав граждан.

В данном случае необходимо также учитывать, что статьей 29 названного Федерального закона регламентирован статус членов избирательных комиссий и установлено, что заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации работают в комиссии
на постоянной основе (пункт 12), а член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации государственную должность субъекта Российской Федерации и не может замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (пункт 15).

Следовательно, оспариваемые положения Указа изменяют также и правовой статус заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, установленный Федеральным законом, поскольку исключают их из числа лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, и относят к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Аналогичного характера противоречия с федеральным законодательством имеются в Реестре и в отношении должностей заместителя председателя и аудитора Счетной палаты Республики Татарстан.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РТ “О Счетной палате Республики Татарстан“ N 37-ЗРТ принят 07.06.2004, а не 07.06.2003.

Правовой статус, состав и структура Счетной палаты Республики Татарстан определены в Законе Республики Татарстан от 07.06.2003 N 37-ЗРТ “О Счетной палате Республики Татарстан“.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Закона Счетная палата Республики Татарстан является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Счетная палата образуется Государственным Советом Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан и настоящим Законом.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами Республики Татарстан и Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты, в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона выполняет должностные обязанности в соответствии
с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Республики Татарстан, Российской Федерации и за рубежом.

На заместителя Председателя Счетной палаты распространяются ограничения, связанные с пребыванием в должности заместителя Председателя Счетной палаты, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан (п. 10 ст. 5).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 указанного Закона республики аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты.

Аудиторы Счетной палаты назначаются на должность Государственным Советом Республики Татарстан сроком на пять лет.

На аудиторов Счетной палаты распространяются ограничения, связанные с пребыванием в должности аудитора Счетной палаты, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан (п. 8 ст. 6).

Таким образом, заместитель председателя и аудиторы Счетной палаты республики являются лицами, замещающими должности для непосредственного исполнения полномочий государственного органа, что в полной мере соответствует положениям пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ и, следовательно, относиться к лицам, поступившим на работу, связанную с обеспечением исполнения полномочий государственных органов и должностных лиц, замещающих государственные должности не могут.

Подобным образом осуществлено правовое регулирование и на федеральном уровне в Федеральном законе от 11.01.1995 N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации“, в его статьях 1, 5 и 6.

Более того, в развитие статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 N 1381 утвержден перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации. Согласно
пунктов 11, 12, 14 и 15 перечня должности заместителя председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, секретаря избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, заместителя председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и аудитора (члена) контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации отнесены к государственным должностям субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии федеральному законодательству главы 1 раздела 7 в части слов “заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан“, “секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан“ и главы 1 раздела 6 части слов “заместитель председателя Счетной палаты Республики Татарстан“, “аудитор Счетной палаты Республики Татарстан“ Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 18 января 2006 N УП-9 “О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан“, в связи с чем, подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения в законную силу главу 1 раздела 7 в части слов “заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан“, “секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан“ и главу 1 раздела 6 в части слов “заместитель председателя Счетной палаты Республики Татарстан“, “аудитор Счетной палаты Республики Татарстан“ Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 18 января 2006 N УП-9 “О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан“.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в газетах “Республика Татарстан“ и “Ватаным Татарстан“ после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу
7 июля 2010 г.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ