Российские законы

Закон Республики Карелия от 28.02.1997 N 177-ЗРК (ред. от 09.06.2004) “Об охране здоровья граждан и медико-социальной помощи на территории Республики Карелия“ (принят Палатой Республики ЗС РК 20.02.1997)

Утратил силу в связи с изданием Закона РК от 06.06.2005 N 876-ЗРК.

28 февраля 1997 года N 177-ЗРК

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

ЗАКОН

Об охране здоровья граждан и медико-социальной

помощи на территории Республики Карелия

(в ред. Законов РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК,

от 29.07.2003 N 690-ЗРК, от 04.02.2004 N 748-ЗРК,

от 09.06.2004 N 779-ЗРК)

Принят

Палатой Республики ЗС РК

20 февраля 1997 года

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Республики Карелия, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан регулирует правоотношения граждан, органов государственной власти и управления, муниципальных органов, хозяйствующих субъектов здравоохранения в области охраны здоровья населения.

Раздел 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья населения Республики
Карелия - это система мер политического, образовательного, экономического, профилактического, санитарно - гигиенического характера, а также личного участия граждан, направленных на предупреждение заболеваний, на сохранение здоровья. Республика Карелия гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Республики Карелия, а также иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

Соблюдение равных прав жителей республики на профилактику и лечение заболеваний.

Приоритет в охране здоровья матерей и детей.

Общедоступность медико-социальной помощи каждому гражданину.

Социальная защищенность граждан, проживающих на территории республики в случае ухудшения или утраты здоровья.

Ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статья 3. Законодательство Республики Карелия в области охраны здоровья населения

Законодательство Республики Карелия в области охраны здоровья населения основано на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, настоящего Закона, а также законов и иных нормативных правовых актов Республики Карелия.

(в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

Задачами законодательства Республики Карелия в области охраны здоровья граждан являются:

1. Определение ответственности и компетенции Республики Карелия по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан.

2. Правовое регулирование в области охраны здоровья граждан, деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной или
частной систем здравоохранения.

3. Определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установления гарантии их соблюдения.

4. Определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантии и их социальной защиты.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Медицинская помощь - практическая деятельность, направленная на лечение и облегчение страданий человека, вызванных травмами, ожогами, острыми хроническими заболеваниями и их обострением, родами, несчастными случаями, состояниями, угрожающими жизни больного.

Медико-санитарная помощь - основной, доступный для каждого человека вид медицинского обслуживания, включающий лечение наиболее распространенных заболеваний, травм, отравлений, неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование, проведение мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства.

Медико-социальная помощь - система мер, направленная на лечение и обеспечение гарантированных льготных прав в области охраны здоровья, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Республики Карелия или другими нормативными актами.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие - состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Профилактическая помощь - комплекс мер, выполняемых при активном участии каждого жителя, целью которой является выработка мотивации здорового образа жизни, продление продолжительности жизни, предупреждение болезней и создание благоприятных условий, необходимых для предупреждения обострения хронических заболеваний.

Медицинская услуга - непосредственное выполнение осмотров, консультаций, операций, манипуляций, процедур, исследований, обследований, наблюдения и ухода за больным (медицинская технология), обусловленных необходимостью оказания медицинской помощи.

Сервисные услуги здравоохранения - проживание в медицинском учреждении (гостиничные услуги), обеспечение питанием, прочие услуги, не входящие в понятие “медицинская услуга“. Качество медицинской помощи - совокупность свойств (признаков), характеризующих медицинские технологии и результаты их выполнения.

Уровень качества
медицинской помощи - степень соответствия фактически выполненной технологии оказания медицинской помощи и ее результатов эталонным требованиям с учетом допустимости, адекватности, научного и материально-технического потенциала производителей медицинских услуг, а также экономических нормативов.

Медико-экономические стандарты - унифицированные эталоны медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам лечения и профилактики конкретных нозологических форм (заболеваний, травм, состояний) с учетом степени сложности оказания помощи и экономических нормативов.

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Лицензирование - это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг.

Аккредитация медицинских учреждений - определение их соответствия установленным профессиональным стандартам.

Экспертная оценка качества медицинской помощи - квалифицированная экспертиза и изучение объема правил и методов оказания медицинской помощи пациенту.

Медицинская реабилитация - (восстановительное лечение), комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности больного.

Раздел 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 5. Компетенция органов государственной власти Республики Карелия в области охраны здоровья населения

Законодательное собрание Республики Карелия в пределах своей компетенции:

- принимает законы в области охраны в области охраны здоровья населения и оказания социальной помощи гражданам, проживающим в Республике Карелия и страдающим социально значимыми заболеваниями или заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

- утверждает размеры государственного финансирования здравоохранения при утверждении республиканского бюджета;

- утверждает бюджет, отчет об утверждении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

- в соответствии с компетенцией Республики Карелия устанавливает льготы по налогам и сборам, иным платежам в бюджет для предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан.

Глава Республики Карелия:

(в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

- осуществляет
государственную политику в области охраны здоровья;

- обеспечивает выполнение законов в области охраны здоровья;

- устанавливает структуру органов управления государственной системы здравоохранения Республики Карелия и определяет полномочия этих органов;

- назначает и освобождает от должности руководителя республиканского органа управления здравоохранением и исполнительного директора территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Органы исполнительной власти Республики Карелия в соответствии с представленными им полномочиями:

- принимают правовые акты по исполнению действующих законов об охране здоровья;

- осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

- решают другие вопросы в области охраны здоровья граждан в соответствии с полномочиями и компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 6. Компетенция органа государственного управления здравоохранением

К компетенции государственного органа управления здравоохранением Республики Карелия относятся:

- принятие ведомственных нормативных актов, стандартов, регламентирующих деятельность в области охраны здоровья населения, обязательных для выполнения всеми органами управления, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в области охраны здоровья независимо от форм собственности;

- определение порядка финансирования и финансовых нормативов системы здравоохранения; финансирования и обеспечение развитие первичной медико-санитарной помощи, других видов медицинской и лекарственной помощи;

- рекомендуют установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

- координация деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, хозяйствующих объектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;

- координация деятельности системы санаторно-курортных и реабилитационных учреждений;

- разработка рекомендаций для органов местного самоуправления по усовершенствованию управления территориальным здравоохранением, использованию ресурсов здравоохранения, развитию сети лечебных учреждений;

- реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

- проведение
единой информационной политики, обеспечивающей своевременное и полное информирование граждан, органов власти, структур здравоохранения и иных субъектов о состоянии охраны здоровья населения, распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

- контроль за выполнением законодательных и иных нормативных актов, программ, соблюдением стандартов и нормативов в области охраны здоровья населения независимо от форм собственности;

- контроль за фармакологической деятельностью на территории республики;

- международное сотрудничество в области охраны здоровья;

- содействие использованию физической культуры и спорта в качестве одного из основных средств профилактики и охраны здоровья населения;

- разработка рекомендаций по повышению уровня знаний населения о здоровом образе жизни и другие вопросы в области охраны здоровья граждан в соответствии с компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации и Республики Карелия;

- координация действий и контроль за выполнением Программы обеспечения медицинской помощи населения Республики Карелия.

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан

К ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

- защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

- формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения;

- развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;

- содействие в создании условий для развития частной системы здравоохранения;

- организация первичной медико-санитарной, других видов медико - социальной помощи, обеспечение ее доступности;

- участие в обеспечении граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на самоуправляющейся территории;

- формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;

- содействие в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора на самоуправляющейся территории;

- информирование населения о фактах, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, содействие в проведении мероприятий по их устранению и осуществлению
профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

- координация и контроль за деятельностью предприятий, учреждений муниципальной системы здравоохранения в пределах своих полномочий;

- содействие в осуществлении мер по обязательному медицинскому страхованию граждан, в том числе внесение страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- участие в охране окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности;

- содействие в создании и обеспечении деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, в организации их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создания специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

- регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, реализация единой информационной политики в области охраны здоровья населения республики;

- участие в реализации мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства; санитарно-гигиеническое образование населения.

Органы местного самоуправления могут выступать учредителями муниципальных унитарных предприятий, уставной деятельностью которых является производство и ремонт медицинской техники, лекарственных препаратов и изделий по уходу за больными.

Статья 8. Государственные организации здравоохранения

(название в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

К государственным организациям здравоохранения Республики Карелия относятся учреждения и предприятия (далее организации), имущество которых находится в государственной собственности Республики Карелия, а уставной деятельностью является деятельность в области здравоохранения.

(в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

Часть вторая исключена. - Закон РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК

Государственные учреждения здравоохранения финансируются из бюджета Республики Карелия и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и иных источников, предусмотренных законодательством.

(в ред. Закона РК от 09.06.2004 N 779-ЗРК)

Часть четвертая исключена.
- Закон РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК

Статья 9. Муниципальные организации здравоохранения

(название в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

К муниципальным организациям здравоохранения относятся учреждения и предприятия (далее организации), имущество которых находится в муниципальной собственности, а уставной деятельностью является деятельность в области здравоохранения.

(в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

Часть вторая исключена. - Закон РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК

Муниципальные учреждения финансируются из бюджета органов местного самоуправления, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и иных источников, предусмотренных законодательством, за ними закрепляется имущество на праве оперативного управления.

Статья 10. Частные учреждения здравоохранения

Частные учреждения здравоохранения - это лечебно-профилактические, аптечные, образовательные учреждения, созданные на базе частной собственности с правами юридического лица, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 11. Контроль качества медицинской помощи

Контроль качества медицинской помощи, объемов и сроков предоставления медицинской помощи осуществляется органом управления здравоохранением и страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование. Организация контроля лекарственного обеспечения в Республике Карелия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 12. Информационная политика в области охраны здоровья

Информация в области охраны здоровья, за исключением составляющей, в соответствии с действующим законодательством, государственную или врачебную тайну, является публичной и должна быть доступна для населения.

Орган государственного управления здравоохранением Республики Карелия определяет информационную политику в области охраны здоровья: устанавливает объем сведений, подлежащих обязательному регулярному опубликованию в средствах массовой информации республики, городов и районов, получает дополнительную информацию от других органов государственного и муниципального управления, ведомств, предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности по вопросам охраны здоровья.

Базы данных, содержащие
сведения о состоянии здоровья населения Республики Карелия, являются государственной собственностью Республики Карелия.

(в ред. Закона РК от 09.06.2004 N 779-ЗРК)

Статья 13. Обеспечение здоровых условий жизни и трудовой деятельности граждан

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления осуществляют контроль за созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, производством доброкачественных продуктов питания, питьевой воды, обеспечивают охрану окружающей среды.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Республике Карелия осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с действующим законодательством.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора представляют органу государственного управления здравоохранения Республики Карелия информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии и предложения по его стабилизации.

Статья 14. Роль общественных объединений в охране здоровья населения республики

В охране здоровья населения принимают участие общественные объединения: профессиональные медицинские ассоциации, профсоюзы, экологические движения, общества защиты прав потребителей, общество “Красного креста“ и другие организации, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и предусматривающие задачи охраны здоровья населения в своих учредительных документах.

Общественные объединения осуществляют свою деятельность в прямом взаимодействии с органами государственного управления здравоохранением и другими учреждениями, входящими в систему здравоохранения. Общественные объединения имеют право участвовать:

- в разработке системы контроля и стандартов качества медицинской помощи, территориальных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в работе аттестационных комиссий по присвоению квалификационных категорий медицинским и фармацевтическим работникам;

абзац третий части второй исключен. - Закон РК от 29.07.2003
N 690-ЗРК.

- в согласовании тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования;

- в разработке норм медицинской этики и решения вопросов, связанных с нарушением этих норм.

Раздел 3

ГАРАНТИИ И ПРАВА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 15. Гарантии населению в области охраны здоровья

Часть первая исключена. - Закон РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК

Гражданам гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам гарантируется обеспечение здоровых и безопасных условий жизни и работы, предоставление медицинской, лекарственной и медико - социальной помощи, соответствующей установленным стандартам, обеспечение доступа к санаторно-оздоровительным и реабилитационным услугам.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

(в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

Гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Республике Карелия и временно находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Карелия и международными правовыми нормами и соглашениями.

Иностранным гражданам, находящимся на территории Республики Карелия, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Карелия, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Статья 16. Право граждан на медицинскую помощь

(в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

Права граждан на медицинскую помощь регулируются и обеспечиваются Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральными законами, Конституцией Республики Карелия, законами Республики Карелия.

Раздел 4

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ

Статья 17. Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики наиболее опасных и распространенных заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, материнства и детства, проведение других мероприятий, связанных с оказанием медицинской помощи по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь предоставляется бесплатно в медицинских учреждениях государственного и муниципального сектора здравоохранения за счет средств местного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, а в частном секторе здравоохранения, как правило, - за счет личных средств граждан и других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Объем и порядок первичной медико-санитарной помощи устанавливается органами местного самоуправления на основе государственного лицензирования и аккредитации, в соответствии с рекомендациями органа государственного управления здравоохранением Республики Карелия и Территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Статья 18. Скорая медицинская помощь населению

Скорая медицинская помощь предоставляется гражданам специальной службой скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при травмах, отравлениях, несчастных случаях, внезапных заболеваниях, родах и других состояниях). Скорая медицинская помощь также осуществляется безотлагательно в полном объеме другими учреждениями здравоохранения, при отсутствии в населенном пункте специальной службы скорой медицинской помощи, а также лицами, обязанными оказывать ее в виде первой доврачебной помощи (сотрудниками милиции, пожарной службы, водителями, спасателями).

Часть вторая исключена. - Закон РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК

Служба скорой медицинской помощи обеспечивает:

- полную доступность для населения республики и иных лиц, находящихся на ее территории, в любое время суток;

- высокую оперативность и своевременность;

- срочную госпитализацию в соответствующие медицинские учреждения в зависимости от профиля повреждения или заболевания.

Скорая медицинская помощь населению республики и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней.

Часть пятая исключена. - Закон РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК

Лица, производящие заведомо ложные вызовы скорой медицинской помощи, несут административную и материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Специализированная медицинская помощь

Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Специализированная медицинская помощь оказывается в амбулаторно - поликлинических и стационарных учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами - специалистами, прошедшими аккредитацию и имеющими сертификат.

Врач - специалист организует своевременное и квалифицированное обследование пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья. По требованию больного или его законных представителей организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.

Виды, объем и стандарты оказания специализированной медицинской помощи, предоставляемой в рамках обязательного медицинского страхования, определяются органом государственного управления здравоохранением Республики Карелия и Территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Статья 20. Противотуберкулезная помощь населению и медико-социальная помощь гражданам, страдающим туберкулезом

Противотуберкулезная помощь населению республики предусматривает мероприятия по предупреждению и своевременному выявлению туберкулеза среди населения.

(в ред. Закона РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК)

Медицинская помощь больным, страдающим туберкулезом, оказывается бесплатно в специальных внебольничных, стационарных и санаторных учреждениях, имеющих лицензию на указанный вид деятельности.

Часть третья исключена. - Закон РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК

Статья 21. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами

Медико-социальная помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами, оказывается врачами психиатрами, медицинскими психологами, социальными работниками, специалистами по трудовой терапии и реабилитации бесплатно в специализированных медицинских внебольничных и стационарных учреждениях, преимущественно по месту жительства;

- в учреждениях общеобразовательного и профессионального обучения несовершеннолетних;

- в лечебно - производственных предприятиях для трудовой терапии;

- на предприятиях в специализированных медицинских цехах, участках с облегченными условиями труда, где установлены обязательные квоты рабочих мест;

- в специально созданных общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.

Виды и объемы медико-социальной помощи, предоставляемые гражданам, страдающим психическими заболеваниями, определяются законодательством Российской Федерации и Республики Карелия и включают, помимо профилактических лечебно-диагностических мероприятий, все виды психиатрической экспертизы, социально-бытовую и правовую помощь, проведение мероприятий по предупреждению общественно опасных действий.

Статья 22. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями

Гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, медико-социальная помощь оказывается в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях с различной формой собственности.

Часть вторая исключена. - Закон РК от 04.02.2004 N 748-ЗРК.

Виды и объем наркологической помощи, оказываемые жителям Республики Карелия, определяются законодательством Российской Федерации и Республики Карелия и включают, помимо профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, наркологическое освидетельствование, все виды наркологической экспертизы, помощь в трудоустройстве лицам, страдающим наркологическими заболеваниями, обучение инвалидов, детей, страдающих наркологическими заболеваниями, а также уход за ними, проведение мероприятий по предупреждению общественно опасных действий больных.

Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, обладают всеми правами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Карелия.

Часть пятая исключена. - Закон РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК.

Всем лицам, страдающим наркологическими заболеваниями, гарантируется право на выбор формы получения наркологической помощи, включая анонимную, тайную, платную или бесплатную, и условия (амбулаторные или стационарные), в которых наркологическая помощь оказывается, а также оказание наркологической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Сведения о наличии у лица наркологического заболевания, о фактах обращения за наркологической помощью и лечении в наркологическом учреждении, а также иные сведения о его наркологическом заболевании являются медицинской тайной, охраняемой Законом.

Сообщение сведений о наличии у лица наркологического заболевания допускается только законным представителям лица, страдающего наркологическим заболеванием, врачам в связи с проведением ими обследования, лечения и контроля за оказанием наркологической помощи, органам следствия и дознания в связи с проведением ими расследования, прокурору и суду.

Статья 23. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями

Медико-социальная помощь гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, оказывается бесплатно в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, в специализированных учреждениях-хосписах, имеющих лицензию на указанный вид деятельности.

Медицинская помощь больным, страдающим онкологическими заболеваниями, оказывается специалистами, прошедшими специальную подготовку, имеющими сертификат специалиста.

Статья 24. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (инфекционные заболевания и паразитарные заболевания), медико - социальная помощь оказывает бесплатно в предназначенных для этих целей учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, прошедших аккредитацию и лицензирование и получивших лицензию на данный вид деятельности.

Виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

Принудительное лечение, розыск и привлечение к ответственности граждан, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК)

Статья 25. Медицинская реабилитация

Гражданам, страдающ“м врожденными и приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и последствиями перенесенных травм, оказывается медицинская реабилитация в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.

Виды, объем и стандарты качества, а также порядок медицинской реабилитации определяются органом государственного управления здравоохранением Республики Карелия.

Статья 26. Лекарственное обеспечение

Населению Республики Карелия гарантируется доступное, своевременное и качественное обеспечение лекарственной помощью в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 27. Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований

Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, проведение биомедицинских исследований определяется законодательством Российской Федерации, Республики Карелия.

Статья 28. Порядок проведения патологоанатомического вскрытия, определения момента смерти человека и изъятия органов и тканей человека для трансплантации

Порядок проведения патологоанатомического вскрытия, определения момента смерти человека и изъятия органов и тканей человека для трансплантации определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Исключена. - Закон РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК.

Раздел 5

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 30. Экономическая основа системы здравоохранения Республики Карелия

Экономическую основу системы здравоохранения Республики Карелия составляют все виды собственности в сфере здравоохранения. Разграничение собственности в системе здравоохранения Республики Карелия устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Распоряжение и управление собственностью в системе здравоохранения Республики Карелия осуществляется субъектами отношений собственности в соответствии с действующим законодательством.

Территориальные программы здравоохранения создаются на основе федеральных, а муниципальные, частные и смешанные на основе программ Республики Карелия в соответствии с заложенными в них обязательными государственными нормами и нормативами с учетом особенностей, потребностей и возможностей учреждений и предприятий здравоохранения.

На основе федеральных (базовых) программ медицинской помощи населению разрабатываются республиканские программы:

- по обеспечению медицинской помощи населению, обеспечению лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения;

- в области инновационной политики в сфере здравоохранения, в области кадровой политики, в области обеспечения санитарно - эпидемиологического и экономического благополучия.

Финансирование программ здравоохранения осуществляется в соответствии с правовыми и экономическими принципами за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, привлекаемых для реализации программ.

Государственным заказчиком, обеспечивающим реализацию государственных программ здравоохранения, является орган государственного управления здравоохранением Республики Карелия, ему выделяются необходимые финансовые средства, за целевое использование которых оно несет ответственность.

Статья 31. Финансирование системы здравоохранения Республики Карелия

Источниками финансирования охраны здоровья населения являются:

- средства бюджетов всех уровней;

- страховые взносы на медицинское и социальное страхование;

- средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

- личные средства граждан;

- безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

- доходы от ценных бумаг и банковских депозитов в случаях, не запрещенных действующим законодательством;

- кредиты банков и других кредиторов;

- эпидфонд органов управления здравоохранением и резервные фонды страховых компаний;

- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования осуществляется из единого источника, формируемого за счет отчислений страхователя.

Финансирование развития здравоохранения в сельской местности и экологически опасных для проживания районах, его приоритетный характер определяются законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 32. Тарифы на услуги в системе обязательного медицинского страхования

Тарифы на медицинские услуги, предоставляемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования, определяются соглашением между Правительством Республики Карелия, страховыми медицинскими организациями, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, органом управления здравоохранением и профессиональными медицинскими ассоциациями.

Комиссия по согласованию тарифов утверждает “Положение о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Республики Карелия“. Положение устанавливает способы и формы оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, а также ответственность за несоблюдение условий и оказания оплаты медицинской помощи.

Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи. Тарифы на медицинские услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

Информация о тарифах на медицинские сервисные услуги в системе обязательного медицинского страхования публикуется в официальном издании Законодательного Собрания и Правительства Республики Карелия - газете “Карелия“.

Статья 33. Финансирование профилактической, физкультурно-оздоровительной, медико-социальной и реабилитационной деятельности

Финансирование профилактических, мероприятий, входящих в Территориальную программу обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

Профилактической мероприятия, предусмотренные специальными программами и отдельными решениями органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляются для населения бесплатно, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.

Медико-социальная помощь финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, а часть, входящая в Территориальную программу обязательного медицинского страхования, оплачивается за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Санаторно-курортная помощь граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, предоставляется бесплатно или на льготных условиях, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Остальные виды профилактической, медико - социальной помощи, санаторно-курортная помощь, спортивные и физкультурные мероприятия финансируются за счет общественных и благотворительных фондов, средств хозяйствующих субъектов и личных средств граждан.

Статья 34. Финансирование лекарственного обеспечения

Финансирование лекарственного обеспечения осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Финансирование лекарственного обеспечения осуществляется в соответствии с государственными гарантиями по предоставлению населению медицинской оздоровительно-профилактической и лекарственной помощи из средств соответствующих бюджетов а также за счет внебюджетных общественных и благотворительных фондов, средств хозяйствующих субъектов и личных средств граждан и других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления при проведении экономической политики в области лекарственного обеспечения создают экономические условия для получения лекарственных средств гражданам, проживающим в сельской местности и небольших поселках, по доступным ценам и осуществляют финансовую поддержку производителей фармацевтических услуг, испытывающих недостаток в собственных средствах.

Статья 35. Финансовые нормативы при планировании гарантированной государством медицинской помощи

Органом государственного управления здравоохранением Республики Карелия по согласованию с финансовыми органами, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, республиканской ассоциацией врачей утверждаются нормативы финансирования медицинской помощи для лечебно-профилактических учреждений.

На основе утвержденных финансовых нормативов и плановых объемов медицинской помощи (по данным официальной медицинской статистики) определяются необходимые размеры финансирования планового гарантированного объема медицинской помощи.

Выделяемые финансовые средства должны использоваться лечебно-профилактическими учреждениями строго по целевому назначению.

Контроль за использованием выделенных средств осуществляется органом государственного управления здравоохранением, министерством финансов, администрациями городов и районов республики, страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование в пределах своей компетенции.

Раздел 6

СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МЕДИЦИНСКИХ

И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 36. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Часть первая исключена. - Закон РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК.

Сертификат специалиста выдается экзаменационными квалификационными комиссиями, образуемыми в соответствии с действующим законодательством, и дает право допуска к самостоятельной медицинской и фармацевтической деятельности.

Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Часть третья исключена. - Закон РК от 04.02.2004 N 748-ЗРК.

Часть четвертая исключена. - Закон РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК

Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую или фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законодательством.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской или фармацевтической практикой, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 37. Исключена. - Закон РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК.

Статья 38. Социально-правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Правовое положение медицинских и фармацевтических работников - это их основные специальные и должностные права и обязанности, которые не зависят от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы предприятия, учреждения, организации.

Часть вторая исключена. - Закон РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК

Должностные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников утверждаются руководителем предприятия, учреждения, организации.

(в ред. Закона РК от 29.07.2003 N 690-ЗРК)

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

- обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

- оплату труда в соответствии с его объемом и качеством, уровнем образования и профессиональной подготовленностью, сложностью и ответственностью выполняемой работы, профессиональной вредностью и другими факторами;

- правовую защиту своей профессиональной чести и достоинства;

- получение квалификационного сертификата (квалификационной категории) в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

- совершенствование профессиональных знаний;

- страхование от профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением профессиональных обязанностей;

- государственное страхование медицинских и фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью в размере 120 месячных должностных окладов. Перечень должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждается Правительством Российской Федерации;

- страхование медицинских фармацевтических и иных работников частной системы здравоохранения, работа которых связана с угрозой жизни и здоровью, производится за счет работодателей;

- возмещение материального ущерба за вред, причиненный их здоровью, или в случае смерти при исполнении трудовых обязанностей или профессионального долга, - в порядке и размерах, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК)

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на первоочередное получение жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственного и муниципального здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживавшие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующем законодательством.

Должностные лица органов здравоохранения, медицинские и фармацевтические работники при исполнении служебных обязанностей находятся под защитой государства. Никто, кроме должностных лиц, прямо уполномоченных на то Законом или Уставом данного учреждения, не вправе вмешиваться в их служебную и профессиональную деятельность.

Статья 39. Оплата труда и компенсации

Оплата труда медицинских и фармацевтических работников, также научных работников и профессорско-преподавательского состава высших и средних медицинских учебных заведений, медицинских факультетов университетов производится в соответствии с их квалификацией, стажем и выполняемыми ими обязанностями, что предусматривается трудовым договором (контрактом).

Медицинские и фармацевтические работники, независимо от ведомственной принадлежности, имеют право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а также иные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Порядок и условия выплаты компенсаций и предоставления льгот научным работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также профессорско-преподавательскому составу высших и средних медицинских учебных заведений, медицинского факультета университета соответствуют порядку и условиям выплаты компенсаций и предоставления льгот медицинским и фармацевтическим работникам.

В случае причинения вреда здоровью медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК)

На выпускников медицинских и фармацевтических высших и средних учебных заведений, прибывших на работу в сельские лечебно-профилактические учреждения по направлению, распространяются порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные учебные заведения.

Раздел 7

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 40. Ответственность учреждений, организаций и предприятий здравоохранения

Учреждения, организации и предприятия здравоохранения и отдельные фармацевтические и медицинские работники несут в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия порядке ответственность за:

- непредоставление или предоставление не в полном объеме и с низким качеством медицинской помощи;

- невыполнение или осуществление не в полном объеме и с низким качеством деятельности, предусмотренной государственными программами здравоохранения, а также закрепленной в уставе и государственной лицензии;

- нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил, несоблюдение профилактических, санитарно-гигиенических и природоохранных мер;

- нарушение норм безопасности осуществления медицинской деятельности и труда работников учреждения;

- предоставление необъективной информации, касающейся здоровья пациентов при проведении медицинской экспертизы;

- нарушение прав и свобод пациентов и работников учреждения, организации и предприятия здравоохранения;

- иные нарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Качество медицинской и профилактической помощи оценивается по конечному результату деятельности лечебно-профилактического учреждения - полному или частичному восстановлению утраченного здоровья. Персональная ответственность виновных в ненадлежащем качестве медицинской помощи определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

В случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и объектов окружающей среды, возмещается государством, юридическими или физическими лицами, причинившими вред, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учреждения, организации, предприятия здравоохранения несут ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ними собственности. Контроль деятельности субъектов здравоохранения в этой части осуществляется учредителем или иным лицом, уполномоченным собственником.

Статья 41. Возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий

Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственного или муниципального здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частного здравоохранения, если лечение проводилось в учреждениях частного здравоохранения.

Части вторая и третья исключены. - Закон РК от 04.10.2002 N 618-ЗРК.

Подлежащий возмещению ущерб определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья

Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и настоящим Законом, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.

Статья 43. Введение Закона в действие

Закон вводится в действие с момента его официального опубликования.

Председатель Правительства

Республики Карелия

В.СТЕПАНОВ

г. Петрозаводск

28 февраля 1997 года

N 177-ЗРК