Российские законы

Постановление Правительства РМ от 03.06.96 N 281 “О реализации предложений Комиссии Правительства Республики Мордовия по восстановлению работоспособности предприятий промышленности Зубово-Полянского района“

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 1996 г. N 281

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОМИССИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ЗУБОВО - ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА

В связи с обращением администрации Зубово - Полянского района в Правительство Республики Мордовия об оказании помощи в решении вопросов восстановления работоспособности предприятий промышленности района, относящихся к республиканской собственности, и проведенной по нему работы Комиссии, созданной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 15 февраля 1996 г. N 86-р, Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Принять к сведению Справку о результатах работы Комиссии Правительства Республики Мордовия по обследованию предприятий промышленности Зубово - Полянского района, относящихся к республиканской собственности (прилагается).

Направить Справку в министерства, ведомства в соответствии с
подведомственностью обследованных предприятий и администрацию Зубово - Полянского района для рассмотрения и оказания помощи в реализации предложений, изложенных в ней.

2. Обратить внимание руководителей Ширингушской суконной фабрики Кирдяшова Г.Ф., Госпредприятия “Дубитель“ Юшкина А.И., АО “Радиодеталь“ Казеева А.А., АО “Уметский ДОК“ Бармина В.В. на недопустимо низкий уровень организаторской и руководящей работы по решению вопросов функционирования вверенных им предприятий и потребовать от них активизации работы по руководству предприятиями в полном соответствии с условиями контрактов и должностными обязанностями.

3. Поручить Министерству экономики Республики Мордовия, Министерству промышленности и управления госимуществом Республики Мордовия, Министерству строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Республики Мордовия оказать предприятиям промышленности Зубово - Полянского района методическую помощь в разработке ими бизнес - планов развития производства с учетом рекомендаций Комиссии.

Установить срок представления бизнес - планов в Министерство экономики Республики Мордовия для принятия в установленном порядке решения о финансовой поддержке указанным предприятиям Зубово - Полянского района к 15 июня 1996 года.

4. Предложить администрации Зубово - Полянского района:

в двухнедельный срок совместно с руководителями промышленных предприятий разработать календарный план первоочередных мероприятий по восстановлению работоспособности предприятий, исходя из финансового их обеспечения в 1996 году в сумме 1,5 млрд. рублей, и представить его в Правительство Республики Мордовия;

принять меры по укреплению предприятий квалифицированными руководящими кадрами;

активизировать работу администрации и предприятий по взаимодействию с соответствующими федеральными органами в вопросах расширения внешних взаимовыгодных экономических связей и инвестирования производства.

5. В целях неотложного восстановления работоспособности Ширингушской суконной фабрики с учетом ее градообразующей роли:

принять предложение Комиссии об оказании государственной финансовой поддержки Ширингушской суконной фабрике на безвозмездной основе для восстановления работы участка выпуска тканей и сукна
по скорректированной технологии, рекомендованной Комиссией;

поручить администрации Зубово - Полянского района выступить заказчиком разработки бизнес - плана Ширингушской суконной фабрики.

Территориальному агентству федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Республике Мордовия после начала работы фабрики по производству тканей и сукна приступить к работе по реорганизации предприятия - внешнее управление имуществом должника.

6. Министерству финансов Республики Мордовия, Министерству экономики Республики Мордовия считать проект N 22 раздела “Изделия деревообработки“ Федеральной программы социально - экономического развития Республики Мордовия на 1996 - 2000 годы приоритетным по реализации с учетом сложившейся производственной обстановки в акционерном обществе “Уметский ДОК“ и приступить к первоочередному финансированию указанного проекта Программы из предусмотренных на эти цели средств республиканского бюджета в соответствии с бизнес - планом предприятия.

7. Государственному комитету Республики Мордовия по внешнеэкономическим связям, Министерству промышленности и управления государственным имуществом Республики Мордовия оказать содействие Ширингушской суконной фабрике и госпредприятию “Дубитель“ в поиске инвестора, в том числе иностранного, для обеспечения производственной деятельности и дальнейшего развития указанных предприятий.

8. Согласиться с выводами Комиссии о необходимости ускорения газификации поселков Дубитель и Ширингуши в целях перевода производственных отопительных котельных и технологических производств Ширингушской суконной фабрики и государственного предприятия “Дубитель“ с твердого и жидкого топлива на природный газ.

Заместителю Председателя Правительства Республики Мордовия Автаеву П.И. совместно с главой самоуправления Зубово - Полянского района Брагиным Н.Е. принять необходимые меры по ускорению решения всех организационных и финансовых вопросов, связанных со строительством газопроводов в указанных поселках.

9. Считать целесообразным продолжить работу Комиссии на срок до восстановления работоспособности указанных предприятий Зубово - Полянского района.

Председателю Комиссии Руськину В.Ф. не реже 1 раза в квартал информировать Правительство
Республики Мордовия о ходе выполнения настоящего постановления.

10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на отдел финансово - экономической работы и топливно - энергетического комплекса Аппарата Правительства Республики Мордовия и Министерство промышленности и управления государственным имуществом Республики Мордовия.

Председатель Правительства

Республики Мордовия

В.ВОЛКОВ

Приложение

к Постановлению Правительства

Республики Мордовия

от 3 июня 1996 г. N 281

СПРАВКА

О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ КОМИССИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗУБОВО - ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА

Комиссия, созданная распоряжением Правительства Республики Мордовия от 15 февраля 1996 года N 86-р, с выездом в Зубово - Полянский район в период с 19 по 23 февраля 1996 года провела обследование АО “Радиодеталь“, Ширингушской суконной фабрики, ГП “Дубитель“, АО “Уметский ДОК“, Потьминского завода нестандартизированного оборудования. Перечисленные предприятия были обследованы по предложению администрации Зубово - Полянского района, как предприятия определяющие социально - экономический уровень развития района и относящиеся к республиканской собственности. В результате изучения положения дел на предприятиях Комиссия установила следующее.

Указанные предприятия до 90-х годов, входившие в систему союзных и российских министерств, имели статус союзных и федеральных предприятий и успешно развивались по программам соответствующих министерств и их главков. Помимо устойчивого производственного развития, они интенсивно развивали социальную сферу. К тому же Ширингушская суконная фабрика и АО “Дубитель“, как градообразующие предприятия, в своих поселках полностью обеспечивали жизнедеятельность населения этих поселков (трудозанятость, отопление, освещение, благоустройство и развитие объектов социальной сферы).

С начала 90-х годов с ликвидацией системы министерств, прекращением стабильных заказов на продукцию и ее сбыт эти предприятия начали быстро утрачивать производственный потенциал и возможность обслуживать объекты социальной сферы. В настоящее время все они оказались в критическом финансовом положении и стали негативно влиять на экономику района,
обостряя такие проблемы, как неплатежи в бюджет и внебюджетные фонды, за энергоресурсы, занятости населения, содержание объектов социальной сферы.

Укрупненно выделяются следующие общие характеристики состояния предприятий.

Все предприятия имеют неудовлетворительную структуру баланса, кроме АО “Радиодеталь“, резкое снижение объемов выпуска продукции, сокращение численности работающих, заметную неритмичность в режиме работы (полные длительные остановки, сокращенные смены и количество рабочих дней в неделю). Предприятия фактически перестали обслуживать объекты социальной сферы. В связи с этим администрация района вынуждена брать на себя функции предприятий по отоплению жилых домов, школ, больниц и других аналогичных объектов.

Оценки и предложения Комиссии в разрезе предприятий:

1. Акционерное общество “Радиодеталь“.

Основная продукция - это коммутационные комплектующие изделия для радиоэлектронной промышленности гражданского назначения и оборонного комплекса. В последние годы произошло резкое сокращение объемов выпуска продукции и, как следствие, численности работающих. Только за январь - февраль 1996 года объем выпуска продукции к соответствующему периоду прошлого года сократился на 55,7 процента. Численность работающих по сравнению с 1990 годом сократилась на 70,4 процента (с 2000 до 700 человек).

При встрече с Комиссией руководство завода представило план по развитию производства. В частности, на 1996 год запланировано освоение ряда новых изделий, потребность в которых составляет почти 2 млрд. рублей, часть соответствующих договоров заключены, часть находиться в проработке, но для их реализации предприятие просит 300 млн. рублей для закупки необходимых материалов.

Осмотр предприятия показал, что в настоящее время в производстве занято не более 120 человек. Остальные рабочие (более 500 человек) находятся в вынужденных отпусках, эпизодически привлекаются к работе по выполнению разовых заказов. Обратило на себя внимание достаточно оснащенное разнообразным металлообрабатывающим оборудованием (от универсального до специализированного) инструментальное
производство. Однако оно загружено крайне мало. Стремление руководства загрузить его на полную возможность за счет расширения ассортимента продукции Комиссия подтвердить не может. На предприятии имеется современный производственный корпус модульного исполнения. Использование этого готового к эксплуатации корпуса для организации какого - либо производства руководством пока не определено.

По итогам посещения предприятия, несмотря на наличие положительных финансовых результатов работы предприятия, устойчивых коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и восстановления платежеспособности, Комиссия отмечает сдержанность руководства предприятия к наращиванию объемов производства за счет производства профильной продукции, использования возможностей инструментального производства и пустующего корпуса - модуля.

Комиссия критически оценила прогнозные подходы руководства к срокам вовлечения в производство неработающей части рабочих. Сроки эти растянуты до 1998 года. В этом смысле Комиссия разделяет озабоченность администрации района и поддерживает ее серьезные претензии в данном вопросе непосредственно к генеральному директору Казееву А.А., которые тем не менее предприятием должным образом не воспринимаются.

На основе анализа работы предприятия Комиссия предлагает:

- для решения вопроса об оказании финансовой поддержки руководству предприятия в 2-месячный срок разработать бизнес - план с включением в него мероприятий по ускоренному вовлечению в производство неработающей части рабочих и, соответственно, увеличению объемов выпуска продукции;

- администрации района изыскать возможности погашения долга бюджетных организаций предприятию за отопление.

2. Потьминский завод нестандартизированного оборудования.

Основной вид деятельности - станкостроение. Комиссия оценивает режим работы предприятия как относительно удовлетворительный. В основном завод работает по заказам Автоваза, Волготрансгаза и родственного предприятия г. Рязани.

Вместе с тем финансовые показатели завода неудовлетворительные. Большая кредиторская задолженность (443 млн. рублей), коэффициент ликвидности 1,46 (при нормативе более 2).

Комиссия положительно оценила работу руководства завода по поиску заказов и, как
следствие, обеспечение работой работников завода.

Для решения вопросов обновления технологической оснастки, капитального ремонта сварочно - малярного участка комиссией предложено предприятию подготовить бизнес - план с дальнейшим представлением его на рассмотрение в Минэкономики и Минпром республики.

3. Акционерное общество “Уметский ДОК“.

Посещение предприятия и встреча с его руководством у Комиссии вызвало неудовлетворительную оценку состояния данного предприятия.

Предприятие по техническому оснащению продолжает оставаться потенциально ведущим по производству столярной и другой продукции (паркет, шпон и т.п.) в республике. На эту продукцию имеется и определенный спрос. Однако несовершенное и устаревшее оборудование, высокие цены на сырье у местных лесопоставляющих предприятий делает продукцию ДОКа неконкурентной как по качеству, так и особенно по цене. Все это отразилось и на финансовых результатах работы ДОКа. Убытки от производственной деятельности за 1995 год составили 252 млн. рублей, кредиторская задолженность - 2,5 млрд. руб., в т.ч. задолженность по зарплате - 132 млн. рублей, бюджету - 366 млн. рублей, во внебюджетные фонды - 115 млн. рублей, за сырье - 1,4 млрд. рублей. Коэффициент ликвидности - 1,13.

Комиссия считает необходимым согласиться с предложениями руководства ДОКа и администрации района о проведении реконструкции основного производства. Предприятию рекомендовано ускорить решение вопроса о передаче объектов социальной сферы в муниципальную собственность и активизировать работу по разработке бизнес - плана в рамках планов Федеральной программы (раздел “Изделия деревообработки“, проект N 22) развития данного предприятия. В этой связи Комиссия считает целесообразным ускорить финансирование этой программы из республиканского бюджета.

Заслуживает внимания и неотложного рассмотрения в Правительстве Республики Мордовия (П.И.Автаев, Кольбов А.В.) с участием Фонда имущества Республики Мордовия, Минстройжилкомхоза Республики Мордовия, ГП “Мордовлеспром“ предложения ДОКа о создании на
базе ДОКа лесопромышленного комплекса с вхождением в него лесозаготовительных предприятий Зубово - Полянского и возможно соседних районов. Это позволит ДОКу решить проблему сырья и цен на готовую продукцию.

ДОКу рекомендовано также изучить и реализовать возможности кооперации производства с мебельным производством предприятия ЖХ-385.

4. О градообразующих предприятиях района.

К градообразующим предприятиям района относятся Ширингушская суконная фабрика (п. Ширингуши) и Госпредприятие “Дубитель“ (п. Дубитель). Положение на этих предприятиях критическое. Они не могут быть ликвидированы, хотя и имеют к этому соответствующие финансовые предпосылки. Эти предприятия единственные на территориях своих поселков. Положение предприятий напрямую, определяя ранее, определяет и сейчас весь уклад жизни населения поселков. Именно поэтому в обращении администрации на эти предприятия сделан особый акцент.

а) Ширингушская суконная фабрика.

Фабрика - старейшее предприятие России, основана в 1726 году. В течение многих десятилетий фабрика была ведущим поставщиком серошинельного сукна для нужд Армии и Флота. По известным причинам спрос на данную продукцию практически исчез и фабрика фактически в течение 2-х лет уже на работает. Переход фабрики на другие виды ткани и сукна оказался невозможен из - за отсутствия очистных сооружений, строительство которых требует многомиллиардных вложений и, естественно, фабрике не под силу. Во многом сложившаяся ситуация объясняется и некомпетентностью часто менявшихся директоров. И на сегодня на фабрике руководство не на уровне требований экономики в организации производства.

Фабрика по всем финансовым показателям безнадежна и ее дальнейшее существование, по мнению Комиссии, возможно только при наличии государственной финансовой поддержки.

Комиссия, исходя из невозможности ликвидации предприятия в силу неликвидности (по оборудованию и конструктивным признакам зданий) и значения его для населения как градообразующего, вносит предложение осуществить государственную финансовую поддержку
в два этапа. На первом - оказание финансовой поддержки на безвозмездной основе в целях запуска части производства на выпуск прядильной продукции (гобеленовые ткани и серошинельное сукно). После начала функционирования данного производства - на втором этапе - выделяются средства на кредитной основе. Источником финансирования по возможным долям могут быть республиканский и районные бюджеты. Возобновление работы фабрики на основе финансовой поддержки (уже даже на первом этапе) создаст юридические условия для применения к фабрике реорганизационной процедуры - внешнее управление имуществом фабрики с соответствующим замораживанием всех ее долгов на 1,5 года. В целях обеспечения эффективности финансовой поддержки целесообразно решением Госсобрания Республики Мордовия и самоуправления района освободить фабрику от всех налогов республиканского и местного уровня на весь период восстановления работоспособности фабрики.

Вносимое предложение Комиссия считает возможным реализовать по следующей схеме.

1. Коррекция технологии существующего производства тканей и сукна в части ликвидации участка мокрого производства.

Это дает возможность сохранить до 30 - 40% традиционного профиля фабрики;

2. Разработка и освоение производства по выделке кожевенного сырья с использованием дубильных экстрактов ГП “Дубитель“. В последующем организовать в пустующем производственном корпусе швейное производство изделий из кожи.

При соответствующей организации сбора кожсырья его можно получать у населения самого района, а по мере расширения производства использовать возможность соседних районов как в республике, так и граничащих с ней регионов.

В связи с этим, Комиссия предлагает администрации района совместно с Минпромом Республики Мордовия укрепить руководство фабрики руководителем соответствующей квалификации и организаторских способностей и взять на себя функции заказчика соответствующего бизнес - плана для представления его в Минэкономики и Минфин Республики Мордовия с целью разработки ими плана - графика финансирования
фабрики.

В бизнес - план целесообразно также включить вопросы подвода газа к фабрике и в поселок Ширингуши.

б) Государственное предприятие “Дубитель“.

Фактически не работает с 1995 года. Натуральные растительные экстракты для дубления кож, производимые предприятием, пользуются спросом у кожевенных предприятий России и за ее пределами. Однако, определяющим условием закупки у предприятия данного сырья является расфасовка в гранулированном виде. Предприятие столкнулось с этой проблемой еще в 1994 году. Однако, до сих пор не прояснило для себя даже возможность приобретения установки гранулирования экстракта. Кроме демонстрации руководством предприятия беспомощности в данном вопросе, Комиссия не получила каких - либо сведений о его намерениях вывода предприятия из кризиса.

Просьбы предприятия к Комиссии по финансовой поддержке не были подкреплены никакими расчетами. Намерения организовать производство строительных блоков из отходов производства (отдубина), как вспомогательный выход из положения, были изложены лишь в виде идеи.

Несмотря на отчетливую неудовлетворительную структуру баланса, Комиссия не считает ситуацию на предприятии безвыходной и предложила руководству предприятия:

- в кратчайший срок найти поставщика или разработчика установки для гранулирования экстракта;

- до приобретения и монтажа установки осуществить в производстве фасовку экстракта развесом 0,5 - 1 кг в целях поставки его главным образом населению, занимающимся выделкой кож на дому и индивидуально - частным предприятиям данного профиля, снабдив инструкцией по применению;

- проработать возможность выпуска строительных блоков на инженерно - техническом уровне с учетом экономической пользы.

Сроки реализации предложений, объемы финансирования должны быть представлены в бизнес - плане. В связи с этим, руководству предложено разработать его в срок не более 1,5 - 2 месяца.

Одновременно рекомендовано администрации:

- решить в установленном порядке совместно с предприятием вопрос строительства газопровода п. Умет - с. Авдалово - с. Журавкино и перевод паро - силового хозяйства предприятий на природный газ;

- внести предложения в Министерство промышленности и управления госимуществом Республики Мордовия о целесообразности действия контракта с директором ГП “Дубитель“ Юшкиным А.И., поскольку им не обеспечивается функционирование предприятия, не предпринимается практических шагов по возобновлению его работы.

На основании изложенного Комиссия считает, что внесенные предложения предприятиям и администрациям района требуют придания им статуса обязательности для разработки и исполнения, а также осуществление контроля за их реализацией. В связи с этим вносится предложение рассмотреть данную Справку на заседании Правительства Республики Мордовия и принять соответствующее постановление.

По мнению Комиссии с учетом сконцентрированности проблем предприятий и предложений по ним в одном районе, а также необходимости заслушивания большого числа руководящих работников предприятий и администраций района по оценке ими выдвинутых Комиссией предложений целесообразно провести по данному вопросу выездное заседание Президиума Правительства Республики Мордовия непосредственно в районе.

Проект постановления по реализации предложений Комиссии прилагается.

Председатель Комиссии В.Руськин

Члены Комиссии:

Чеботарев В.Ф.

Инюткин И.И.

Наумкин С.В.

Тимошкин Н.И.

Тарасов А.А.

Щербаков С.Ф.

Казаков А.Ф. - от администрации района

Лычагин В.А.

Струльков А.В.

Приглашенный для участия в работе Комиссии от Минстройжилкомхоза Республики Мордовия:

Самаринкин В.Н.