Российские законы

Постановление Госсобрания РМ от 10.03.98 N 1151-I “Об обращении Государственного Собрания Республики Мордовия “К Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу обеспечения гарантий деятельности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации“

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 1998 г. N 1151-I

ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

МОРДОВИЯ “К СОВЕТУ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО

СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО

ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Государственное Собрание Республики Мордовия постановляет:

1. Принять обращение Государственного Собрания Республики Мордовия “К Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу обеспечения гарантий деятельности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации“.

2. Просить законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддержать данное обращение.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственного

Собрания Республики Мордовия

В.А.КЕЧКИН

Приложение

к постановлению Государственного

Собрания Республики Мордовия

от 10 марта 1998 г. N 1151-I

ОБРАЩЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

К СОВЕТУ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное Собрание Республики Мордовия обращает внимание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на наличие существенного пробела в федеральном законодательстве в части установления основ правового статуса депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации. Необходимо, в частности, закрепить в федеральном законе положения, устанавливающие институт депутатской неприкосновенности.

Позиция федеральных законодателей по данной проблеме непонятна. Неоднократно Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации отклонялись законопроекты, вносимые субъектами Российской Федерации по вопросу о неприкосновенности региональных депутатов. Например, были отклонены законодательные инициативы Законодательного Собрания Краснодарского края, Таймырской окружной Думы. В то же время указанные правовые нормы были внесены Государственной Думой в проект федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, однако данный закон был в очередной раз отклонен Советом Федерации.

Следует также отметить, что Федеральным законом “О статусе депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ устанавливаются нормы о неприкосновенности депутатов федерального уровня. Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ также установлен особый порядок уголовного преследования депутатов и членов выборных органов местного самоуправления. А в отношении депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации подобные правовые нормы федеральным законом до сих пор не установлены.

Учитывая отсутствие в федеральном законодательстве положений об особом порядке административного и уголовного преследования депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, неоднократное отклонение Государственной Думой соответствующих законодательных инициатив субъектов России, а также то, что Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ практически наверняка не будет одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской
Федерации (как это было уже не раз), Государственное Собрание Республики Мордовия обращается с просьбой к Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации внести в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации прилагаемый проект федерального закона “О некоторых гарантиях деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации“.

Приложения: 1. Проект федерального закона “О некоторых гарантиях деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации“.

2. Пояснительная записка к проекту федерального закона.

Приложение 1

к Обращению Государственного

Собрания Республики Мордовия

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НЕКОТОРЫХ ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

1998 года

Статья 1. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - депутат) обладает депутатской неприкосновенностью на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета и иные
нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Статья 2. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест, допрос и обыск депутата прокурор субъекта Российской Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со дня внесения представления прокурором субъекта Российской Федерации рассматривает это представление в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и принимает по нему мотивированное решение.

Статья 3. Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей.

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Приложение 2

к Обращению Государственного

Собрания Республики Мордовия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О НЕКОТОРЫХ ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Настоящий законопроект устраняет пробел в федеральном законодательстве в части закрепления в федеральном законе положений, устанавливающих институт неприкосновенности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что Федеральным законом “О статусе депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ устанавливаются нормы о неприкосновенности депутатов федерального уровня. Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ также установлен особый порядок уголовного преследования депутатов и членов выборных органов местного самоуправления. А в отношении депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации подобные правовые нормы федеральным законом не установлены.

Разработанный и принятый Государственной Думой
Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, в частности, содержит положения о неприкосновенности депутатов законодательных органов субъектов России. Однако этот законопроект в очередной раз отклонен Советом Федерации. Необходимо также отметить, что нормы о неприкосновенности депутатов не имеют отношения к общим принципам организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поэтому нет никаких препятствий для принятия отдельного федерального закона по этому вопросу.

Положения настоящего законопроекта практически полностью воспроизводят соответствующие нормы указанного Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Статья 1 проекта устанавливает особый порядок привлечения депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации к уголовной и административной ответственности. В статье также содержится норма о том, что неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Важное значение имеет положение законопроекта о том, что депутат не может быть привлечен к ответственности за высказанное мнение, позицию при голосовании, а также другие действия, соответствующие статусу депутата.

Статья 2 настоящего проекта закона определяет порядок решения вопроса о лишении депутата законодательного органа субъекта России неприкосновенности.

Статьей 3 депутату предоставляется возможность отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей.

Принятие настоящего закона не потребует увеличения расходов бюджета Российской Федерации.

Федеральные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отсутствуют.

Председатель Государственного

Собрания Республики Мордовия

В.А.КЕЧКИН