Российские законы

Вопрос: Какому суду подсудны дела об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ, не прошедшего государственную регистрацию, а также не зарегистрированного и не опубликованного в установленном порядке?

Вопрос: Какому суду подсудны дела об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ, не прошедшего государственную регистрацию, а также не зарегистрированного и не опубликованного в установленном порядке?

Ответ: В порядке, установленном гл. 24 ГПК РФ, рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов, которые приняты и опубликованы в установленном порядке (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ). Подсудность таких дел согласно ч. 4 той же статьи определяется ст.ст. 24 и 26 ГПК РФ.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа согласно ст. 26 ГПК РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела
об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

В силу п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти“ N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Положения вышеназванного Указа Президента РФ, по мнению судебной коллегии, применимы и к нормативным правовым актам, изданным органами государственной власти субъектов РФ.

Если правовой акт органа государственной власти субъекта РФ не отвечает изложенным требованиям как по содержанию (не создает правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитан на однократное применение), так и по форме, порядку принятия, опубликования и введения в действие, то такой правовой акт не может в принципе признаваться нормативным и применяться для регулирования соответствующих правоотношений. А поскольку акт, не соответствующий предъявляемым к нему требованиям (по форме), не является нормативным правовым актом, следовательно, оспаривание его по правилам гл. 24 ГПК РФ (производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части) осуществлено быть не может.

Такое заявление подлежит рассмотрению в районном суде в порядке гл. 25 ГПК РФ “Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих“.

Судебная коллегия Верховного Суда

Республики Калмыкия