Российские законы

Приказ Госстроя РБ от 29.07.96 N 39-п <Об утверждении правил размещения, проектирования и строительства объектов жилищно - гражданского назначения на территории Республики Башкортостан>

Правила, утвержденные данным документом, вводятся в действие с 1 августа 1996 года.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ПРИКАЗ

от 29 июля 1996 г. N 39-п

В целях обеспечения высокого уровня застройки, улучшения качества проектирования и строительства, рационального размещения жилых домов и объектов соцкультбыта, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 1996 года разработанные Управлением архитектуры и градостроительства Госстроя Республики Башкортостан “Правила размещения, проектирования и строительства объектов жилищно - гражданского назначения на территории Республики Башкортостан“.

2. Управлению архитектуры и градостроительства в месячный срок довести до администраций городов и районов, министерств и ведомств утвержденные “Правила размещения, проектирования и строительства объектов жилищно - гражданского назначения на
территории Республики Башкортостан“.

3. Обязать управления (отделы) архитектуры и градостроительства городов и районов, проектные и строительные организации, заказчиков настоящие “Правила“ принять к руководству и исполнению.

Председатель Госстроя

Республики Башкортостан

Р.В.АМИРОВ

Утверждены

Приказом Государственного комитета

Республики Башкортостан

по делам строительства

от 29 июля 1996 г. N 39-п

ПРАВИЛА

РАЗМЕЩЕНИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ

ЖИЛИЩНО - ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Введение

Градостроительство рассматривает широкий круг экономических, политических, санитарно - гигиенических, архитектурно - художественных задач, которые должны решаться комплексно, в тесной взаимосвязи, как разные стороны единого процесса. Пренебрежение или ослабление внимания хотя бы к одной из них приводит к неполноценному решению в целом, так как ухудшает условия жизни и труда населения, или неоправданно удорожает строительство и эксплуатацию населенных мест, или лишает их эстетических качеств. Поэтому перед участниками градостроительной деятельности стоит задача обеспечить высокий жизненный уровень различных групп населения, что достигается применением различных приемов планировки и застройки, правильностью выбора участка при размещении объектов, вместимости учреждений соцкультбыта.

Данные “Правила“ разработаны как практическое пособие по реализации Градостроительного кодекса Республики Башкортостан.

Требования к формированию среды и сферы

обслуживания населения

Развитие населенного пункта сопровождается образованием учреждений, организаций и предприятий обслуживания. К ним относятся: административные и общественные учреждения, общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения, культурно - просветительные, торговли, питания, бытового обслуживания.

Для обеспечения доступности учреждения обслуживания должны быть равномерно размещены на всей территории населенного пункта.

Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности подразделяются на группы в соответствии с табл. 1.

Табл. 1

-------------------------T---------------------------------------¬

¦Группы поселений ¦ Население, тыс. чел. ¦

+------------------------+--------------------T------------------+

¦ ¦ Города ¦Сельские поселения¦

L------------------------+--------------------+-------------------

Крупнейшие св. 1000 -

Крупные св. 500 до 1000 св. 1

250 до 500

Большие св. 100 до 250 св. 0,5 до 1

Средние св. 50 до 100 св. 0,2 до 0,5

Малые <*> св. 20 до 50 св. 0,05 до 0,2

св. 10 до 20 до 0,05

до 10

-------------------------------

<*> В группу малых городов включаются поселки городского типа (городские, рабочие, курортные, дачные), которые следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же проектной численностью населения.

Крупнейшие, крупные и большие города делятся на городские селитебные районы, которые последовательно членятся на жилые районы и микрорайоны. Средние города проектируются в виде 2-3 жилых районов. Малые города состоят, как правило, из одного жилого района.

Все учреждения культурно - бытового обслуживания жилого района города подразделяются на три группы: первичного (детские дошкольные учреждения) с радиусом обслуживания до 300 м, повседневного (школы, учреждения торговли, общественного питания, приемные пункты прачечных) - с радиусом обслуживания до 500 м и периодического (торговый центр, спортивный комплекс, учреждения здравоохранения) - с радиусом обслуживания до 1500 м.

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 1 - Схема трехступенчатого построения ¦

¦ системы культурно - бытового обслуживания ¦

¦ населения жилого района ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

Примеры формирования жилых районов и общественно

- торговых центров в городах различной величины

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ Рис. 2 - в городе на 50 тыс. жителей ¦

¦ ¦

¦ Рис. 3 - в городе на 150 тыс. жителей ¦

¦ ¦

¦ Рис. 4 - в городе на 250 тыс. жителей ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

Построение сети культурно - бытовых учреждений сельских населенных пунктов значительно отличается от структуры городской сети культурно - бытового обслуживания.

В малых поселках при небольшом количестве населения невозможно организовать разностороннее полноценное обслуживание, так как многие учреждения будут настолько незначительны по вместимости, что строить их нецелесообразно.

Полное культурно - бытовое обслуживание может быть обеспечено только путем создания единой межпоселковой системы ступенчатого обслуживания.

В малых поселках сосредотачиваются учреждения первой и второй ступени обслуживания.

В центральных усадьбах располагают учреждения первой ступени для обслуживания самого населенного пункта и второй ступени для обслуживания населения центральной усадьбы
и окружающих поселков.

В районных центрах, кроме учреждений первой и второй ступени, обслуживающих население центра и тяготеющих к нему поселков, располагают учреждения и третьей ступени, предназначенные для эпизодического обслуживания населения всего района.

К первой ступени обслуживания относятся: детские ясли - сады, общеобразовательные школы, столовая, магазин смешанной торговли, медпункт.

Ко второй ступени обслуживания - общеобразовательная школа - интернат, дом культуры, сельский Совет, отделение связи, сберкасса, продовольственный и промтоварный магазины, пункты бытового обслуживания, фельдшерско - акушерский пункт, правление колхоза, дирекция совхоза.

К третьей - специализированные школы (музыкальная, художественная и др.), районный Дом культуры, кинотеатр, районная библиотека, спортивный центр, администрация района, гостиница, ресторан, универмаг, больница с поликлиникой и т.д.

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ Рис. 5 - Схема ступенчатой межпоселковой системы ¦

¦ культурно - бытового обслуживания ¦

¦ ¦

¦ Рис. 6 - Пример планировки села ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

Требования, предъявляемые при размещении объектов

Порядок отвода земель для развития городских и сельских поселений, а также на территории пригородных зон городов определяется Законом РФ “Об основах градостроительства в Российской Федерации“, Градостроительным кодексом Республики Башкортостан, Земельным кодексом Республики Башкортостан, Градостроительными уставами городов, Правилами застройки сельских населенных пунктов Республики Башкортостан, Положением о застройке в пригородных зонах городов Республики Башкортостан, действующими СНиП.

Распоряжением Кабинета Министров РБ от 05.04.1994 N
332-р установлен следующий порядок согласования размещения объектов строительства в г. Уфе:

- вопросы размещения объектов строительства в городе администрацией города предварительно согласовываются с Госстроем РБ;

- вопросы размещения объектов, имеющих важное градостроительное значение, Госстроем РБ предварительно согласовываются с Кабинетом Министров Республики Башкортостан.

При размещении духовных учебных заведений (медресе, церковно - приходских, воскресных школ, училищ, гимназий и т.д.) необходимо руководствоваться “Временными рекомендациями по размещению, согласованию и утверждению культовых сооружений в населенных пунктах Республики Башкортостан“, разработанными и утвержденными Госстроем РБ в 1993 г.

Учреждения и предприятия обслуживания размещаются во всех зонах селитебной, производственной и ландшафтно - рекреационной территорий.

Примечание. Жилые здания, детские дошкольные учреждения, школы, учреждения здравоохранения и отдыха, а также другие общественные здания, не связанные обслуживанием производства, запрещается размещать в пределах промышленных зон и санитарно - защитных зон предприятий. В качестве исключения могут быть размещены жилые помещения для аварийного персонала. Размещение предприятий торговли, бытового обслуживания вдоль автомобильных и железных дорог подлежит обязательному согласованию с землепользователем, местной администрацией, владельцем дороги, Госстроем РБ, республиканским центром Госсанэпиднадзора РБ.

Участки, предназначенные под культурно - бытовые здания перспективного строительства, не должны использоваться под другие виды строительства. Их рекомендуется отнести под площадки для учреждений и отдыха взрослых. Желательно эти участки озеленять. Зеленые насаждения следует размещать с учетом их перспективного использования.

В первых и цокольных этажах жилых зданий, расположенных по красным линиям застройки площадей и улиц, рекомендуется размещать предприятия торговли, общественного питания, коммунального и бытового обслуживания населения и т.д. При этом должна быть обеспечена звукоизоляция и вентиляция путем устройств соответствующих систем (специальные каналы или шахты) для отвода газов и специфических запахов выше уровня кровли. Загрузка продуктов питания, товаров торговли со стороны двора жилого дома, где располагаются входы в квартиры, не допускается.

Запрещается переоборудование квартир в многоэтажных жилых домах под предприятия торговли, общественного питания, офисы, если размещение указанных объектов не предусматривалось генеральным планом, проектом детальной планировки, проектом застройки, проектно - сметной документацией.

При проектировании частных предприятий торговли, общественного питания допускается совмещение их с цехами по производству продуктов питания (кондитерских, хлебобулочных, колбасных изделий и т.д.), при этом должны соблюдаться санитарные и противопожарные разрывы до жилой и общественной застройки.

Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

Пути подхода учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

В жилых районах, населенных пунктах, имеющих протяженную форму (где расстояние до общественного центра в одном из направлений достигает 1500 м), наряду с общественно - торговым центром необходимо размещать культурно - бытовые учреждения в местах, наиболее удаленных от центра жилого района, образуя тем самым дополнительные центры периодического обслуживания.

Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков принимаются по следующим нормативам:

а) для городов - в соответствии со СНиП 2.07.01-89 <*> “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений“, а расчетную потребность в общеобразовательных и дошкольных учреждениях по республиканским нормам, утвержденным приказом Госстроя РБ от 22.03.1995 N 31.

Расчетная потребность мест (на 1 тыс. жителей) в

общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях

по городам Республики Башкортостан

табл. 2

----T----------------------T------------------T-------------------¬

¦NN ¦ Наименование ¦ Потребность в ¦ Потребность в ¦

¦ ¦ ¦детских дошкольных¦общеобразовательных¦

¦ ¦ ¦учреждениях (мест ¦ школах (мест на ¦

¦ ¦ ¦ на 1000 жителей) ¦ 1000 жителей) ¦

+---+----------------------+------------------+-------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

L---+----------------------+------------------+--------------------

1. Уфа 65 155

2. Агидель 157 168

3. Баймак 99 193

4. Белебей 72 177

5. Белорецк 61 169

6. Бирск 68 163

7. Благовещенск 63 196

8. Давлеканово 71 177

9. Дюртюли 75 200

10. Ишимбай 77 183

11. Кумертау 74 186

12. Мелеуз 79 208

13. Нефтекамск 86 183

14. Октябрьский 71 173

15. Салават 69 162

16. Сибай 73 183

17. Стерлитамак 71 164

18. Туймазы 85 191

19. Учалы 83 193

20. Янаул 75 189

Примечание. Расчет потребности в общеобразовательных школах включает 10 мест на 1000 жителей, предусмотренных для специализированных школ и школ - интернатов.

б) для сельской местности - в соответствии со СНиП 2.07.01-89<*> или заданием на проектирование с учетом условий расселения, величины поселений, типа застройки, организации транспортных связей и других местных особенностей.

При этом следует предусматривать учреждения и предприятия первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 минут (2-2,5 км), остальных учреждений - не более 60 минут (для районов с низкой плотностью населения - 120 минут).

Для сел 250 и менее жителей (доля таких сел в системе расселения составляет более 70%) в практике проектирования и строительства отсутствуют здания малой вместимости.

Методы расчета вместимости для малых сел не всегда приемлемы, поэтому допускается проектирование частных школ, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения, торговли, бытового обслуживания и т.д., совмещенных с жилищем обслуживающего персонала, либо может функционировать одно здание - микроцентр, объединяющий несколько учреждений обслуживания (табл. 3).

Методика проектирования таких учреждений также должна быть основана на действующих СНиП.

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Табл. 3. Рекомендуемые типы общественных зданий ¦

¦ для комплексной застройки малых сел ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается:

в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

в первой зоне округов санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны непосредственно с эксплуатацией лечебных средств курорта;

на земельных участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами, до истечения сроков, установленных органами санитарно - эпидемиологической службы;

в опасных зонах отвалов породы угольных сланцевых шахт и обогатительных фабрик;

в зонах оползней, активного карста, которые могут угрожать застройке и эксплуатации зданий и сооружений;

на землях заповедников и в пределах устанавливаемых вокруг заповедников охранных зон, в зонах охраны памятников истории, культуры, археологии, архитектуры, находящихся под охраной государства. Расстояния от зданий и сооружений до памятников и заповедников устанавливаются по действующим положениям и согласованию с органами, в ведении которых они находятся.

Для определения типологических характеристик и требований к проектируемым зданиям и сооружениям необходимо пользоваться строительно - климатическим районированием территории (рис. 7, табл. 4).

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 7. Схематическая карта климатологического ¦

¦ районирования для строительства ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

Характеристика климатического района и подрайона,

на территории которого расположена

Республика Башкортостан

Табл. 4

-----T------------------------T-----T----------------T--------T--------¬

¦Кли-¦Природно - климатические¦Кли- ¦ Среднемесячная ¦Средне- ¦Средняя ¦

¦ма- ¦ факторы, определяющие ¦ма- ¦ температура ¦месячная¦скорость¦

¦ти- ¦общность типологических ¦ти- ¦ воздуха, ¦относи- ¦ветра за¦

¦чес-¦требований к зданиям и ¦чес- ¦ град. С ¦тельная ¦3 зимних¦

¦кий ¦ сооружениям ¦кий ¦ ¦влаж- ¦месяца, ¦

¦рай-¦ ¦под- ¦ ¦ность ¦м/сек ¦

¦он ¦ ¦район¦ ¦воздуха ¦ ¦

¦ ¦ ¦ +--------T-------+ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦в январе¦в июле ¦ ¦ ¦

L----+------------------------+-----+--------+-------+--------+---------

I. Суровая и длительная IB от - 14 12-21 Более 5 и

зима, обуславливающая до - 28 75 более

максимальную

теплозащиту зданий и

сооружений. Большие

объемы снегопереноса

(до 1500 куб. м) на

отдельных территориях.

Необходима защита

зданий и сооружений от

продувания сильными

ветрами и повышенной

влажности в приморских

районах. Короткий

световой год. Большая

продолжительность

отопительного периода.

Низкие средние

температуры воздуха

наиболее холодных

пятидневок и

однодневок. Высота

снежного покрова 1,2 м.

Для получения климатической характеристики района строительства необходимо иметь также характеристику теплового режима, которую дает роза ветров (рис. 8) - графическое изображение повторяемости (или силы) ветров по направлениям.

Данные таблицы 5 даются для построения розы ветров для г. Уфы. Указанные данные могут быть использованы при размещении селитебных территорий, а также отдельных зданий и сооружений.

Для других населенных пунктов республики данные получают от метеорологических станций на основании многочисленных наблюдений.

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 8. ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

Повторяемость ветра

Табл. 5

-------T-----------------------------------------------------------------¬

¦Наиме-¦ повторяемость ветра по направлениям, проц. ¦

¦нова- +---T---T---T---T---T----T---T---T---T----T---T---T---T----T---T--+

¦ние ¦ С ¦СВ ¦ В ¦ЮВ ¦ Ю ¦ ЮЗ ¦ З ¦СЗ ¦ С ¦ СВ ¦ В ¦ ЮВ¦ Ю ¦ ЮЗ ¦ З ¦СЗ¦

¦города+---+---+---+---+---+----+---+---+---+----+---+---+---+----+---+--+

¦ ¦ январь ¦ июль ¦

L------+--------------------------------+---------------------------------

Уфа 9 1 1 8 44 26 5 6 22 14 7 6 13 12 8 18

Выбор площадки для строительства объектов производится на основе материалов инженерных изысканий с учетом данных о геолого - структурных и тектонических особенностях района строительства.

На основании исследования свойств грунтов дается инженерно - геологическая оценка территории, устанавливающая:

участки, пригодные под застройку в своем естественном состоянии;

участки, которые могут быть использованы под застройку лишь после проведения инженерно - мелиоративных мероприятий (искусственное улучшение свойств грунтов, понижение уровня грунтовых вод, укрепление оползней и т.д.);

непригодные под застройку участки, которые можно использовать под зеленые насаждения или в других целях.

На основании всех изысканий составляют схему планировочных ограничений, на которую наносят границы всех видов застройки, озеленения и т.д.

----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 9. Схема планировочных ограничений ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L----------------------------------------------------------

Жилые здания

При выборе типов жилых домов и их расположении необходимо обеспечивать:

инсоляцию помещений (непрерывное прямое солнечное облучение) не менее трех часов в день (с 22 марта по 22 сентября в районах южнее 60 град. с.ш. и с 22 апреля по 22 августа - севернее 60 град. с.ш.) не менее одной жилой комнаты в одно-, двух- и трехкомнатных квартирах, не менее двух - в квартирах из четырех комнат; не менее 30% комнат в многокомнатных квартирах и всех жилых комнат общежитий и гостиниц.

В целях создания наиболее благоприятных условий инсоляции жилой территории рекомендуется:

- дворы при группах жилых домов располагать с учетом раскрытия их на южную сторону горизонта (желательно на юго - восточную);

- при соединении жилых домов под углом внутренние углы раскрывать на южную сторону горизонта, исключая замкнутые углы, ориентированные на северную сторону.

Для обеспечения правильного режима проветривания жилой территории необходимо при проектировании застройки:

- избегать сложных конфигураций зданий, большой их протяженности без сквозных проездов;

- раскрывать дворовые пространства в сторону незастроенных территорий (зеленые массивы, водные поверхности, уличные пространства и др.);

- жилые здания располагать торцами по направлению преобладающих ветров;

- разрывы между домами не заполнять ширококронными посадками.

По отношению к сторонам света жилые здания могут занимать три основных положения:

- меридиональное, при котором здание своей продольной осью параллельно направлению север - юг;

- широтное, при котором продольная ось здания параллельна направлению запад - восток;

- диагональное, при котором продольная ось направлена под углом к основным направлениям.

На юге (III и IV к.р.) наиболее приемлема широтная ориентация. При одностороннем размещении жилых комнат возможна их ориентация на восток и юго - восток.

Диагональная ориентация наиболее удобна в средних широтах и приемлема при одностороннем размещении жилых комнат в южной полосе.

----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ Рис. 10. Нормированные условия ориентации жилых ¦

¦ помещений ¦

¦ а) положение зданий на генеральном плане; ¦

¦ б) ориентация жилых помещений ¦

¦ ¦

¦ ¦

L----------------------------------------------------------

Размеры земельного участка при доме определяются в соответствии с планировочной градостроительной документацией или устанавливаются местными органами, но не должны превышать

а) в городах :

Норма площади участка, приходящегося на 1 жителя:

-------------T--------T-------T------T-------T------T------T------¬

¦ Этажность ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ более¦

L------------+--------+-------+------+-------+------+------+-------

Норма 50-65 48-55 45-53 43-52 41-50 39-48 37-47

территории

Размеры земельных участков, выделяемых около

жилых домов на индивидуальный дом или квартиру:

- 400-600 кв. м и более (включая площадь застройки) - при одно - двухквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке усадебного типа;

- 60-100 кв. м (без площади застройки) - при многоквартирных одно-, двух-, трехэтажных блокированных домах при применении плотной малоэтажной застройки.

б) в сельских населенных пунктах:

- в райцентрах до 0,15 га на один дом или квартиру;

- в других населенных пунктах до 0,30 га на один дом или квартиру;

- в сельских поселениях следует предусматривать преимущественно одно-, двухквартирные жилые дома усадебного типа, допускаются многоквартирные блокированные жилые дома с земельными участками при квартирах, а также (при соответствующем обосновании) секционные дома высотой до 4 этажей.

Для повышения степени благоустройства сельских населенных пунктов, сокращения затрат на эти цели и, исходя из местных условий, рекомендуется отводить непосредственно при доме для всех категорий индивидуальных застройщиков меньшую полагающуюся часть индивидуального участка, а оставшуюся часть, предназначенную под огород, - выносить за пределы жилой зоны в единый массив.

Размещение домов по условиям ориентации и

схемы организации приквартирных участков

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ Рис. 11. Широтное направление улицы ¦

¦ ¦

¦ Рис. 12. Оптимальное расположение домов при различном ¦

¦ направлении улиц ¦

¦ ¦

¦ Рис. 13. Меридиональное направление улицы ¦

¦ ¦

¦ Рис. 14. ¦

¦ ¦

¦ Рис. 15. Обычное рядовое расположение домов ¦

¦ ¦

¦ Рис. 16. Двухрядное расположение домов ¦

¦ ¦

¦ Рис. 17. -“- ¦

¦ ¦

¦ Рис. 18. Тупиковое расположение на рельефе ¦

¦ ¦

¦ Рис. 19. Тупиковое расположение домов ¦

¦ ¦

¦ Рис. 20. Расположение с открытой площадкой ¦

¦ ¦

¦ Рис. 21. Расположение по внутреннему петлеобразному ¦

¦ проезду ¦

L-----------------------------------------------------------

Детские ясли - сады:

Здания детских яслей - садов следует проектировать с количеством мест не менее: для городов - 140; для поселков городского типа - 90; для сельских населенных пунктов - 25.

Примечание. Детские учреждения частной формы обслуживания рекомендуется проектировать с меньшей вместимостью (см. табл. 3).

Для сельских населенных пунктов допускается проектирование зданий детских яслей - садов с количеством мест менее 25, а также на 25 и 50 мест без увеличения их количества на летний период, при условии объединения яслей - садов в одном здании с начальной школой соответственно на 40 и 80 учащихся, и устройства отдельных входов.

Детские ясли - сады должны располагаться на обособленных участках с отступом от красной линии не менее 25 м. Отступ зданий яслей - садов от красных линий может быть уменьшен до 10 м при расположении подсобных помещений в этих зданиях в сторону красных линий.

Расстояние от границы участка детских яслей - садов до стены ближайшего жилого дома, имеющей окна и входы, должно быть не менее 10 м, а без входов и окон - не менее 5 м, до зданий коммунальных предприятий - не менее 50 м.

Значительное влияние на композицию здания и его градостроительную маневренность оказывает характер взаимной ориентации основных детских помещений (см. табл. 6).

Табл. 6

--------“----------------------------T----------------------------¬

¦ Помещения ¦ Ориентация ¦

¦ +-----------T----------------+

¦ ¦о“¬ ---------------------------------------------¬

¦мастерская¦<------+помещение принятых, отремонтированных изде- ¦

¦ ¦ ¦лий и запасных деталей ¦

L----------- L---------------------------------------------

/

¦

----------------------------------------+-----------------------¬

¦ зал приема и выдачи заказов ¦

L----------------------------------------------------------------

/

¦

в) мастерских по ремонту бытовой техники и

металлоизделий

-----------¬ --------------------------------------¬

¦мастерская¦<-------------+помещение принятых, отремонтированных¦

L----------- ------------>¦изделий, запасных деталей ¦

¦ L--------------------------------------

-------------+--------------¬

¦зал приема и выдачи заказов¦

L----------------------------

/

¦

г) мастерских по ремонту радио- и телеаппаратуры,

магнитофонов, проигрывателей

-----------¬ ------------------------¬

¦мастерская¦ ¦ помещение для хранения¦

L----------- ¦ предметов проката ¦

/ L------------------------

--------------+-------------¬ /

¦зал приема и выдачи заказов¦ ¦

L---------------------------- --------------+-------------¬

/ ¦зал приема и выдачи заказов¦

¦ L----------------------------

/

¦

д) ремонтных мастерских по ж) пунктов проката

мелкому ремонту (часов,

граверным работам, авторучек,

склеиванию фарфора)

------------------¬ ------------------¬ ------------------¬

¦помещение для¦ ¦помещение для ¦ ¦отделение срочно-¦

¦хранения принятых¦ ¦хранения готовых ¦ ¦го выведения ¦

¦изделий +--->¦изделий +--->¦пятен и доглажи- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания изделий ¦

L------------------ L--------T--------- L------------------

/ ¦ /

¦ / ¦

---------+---------------------------------------------+--------¬

¦ зал приема и выдачи изделий ¦

L----------------------------------------------------------------

/

¦

з) приемных пунктов химчистки

-----------------------¬ --------------------------¬

¦лаборатория негативов +---------->¦ лаборатория позитивов и ¦

¦ ¦ ¦ окончательной обработки ¦

L----------------------- L------------T-------------

/ /

----------+-----------------------------------------------------¬

¦ съемочный зал с кабиной для зарядки кассет ¦

L----------------------------------------------------------------

/

¦

----------------------------------------------------------------¬

¦ зал выдачи и приема заказов ¦

L----------------------------------------------------------------

/

¦

и) фотоателье

----------------------------------------------------------------¬

¦ подсобное помещение ¦

L----------------------------------------------------------------

/ / /

¦ ¦ ¦

-------+------¬ -----+----¬ -------+------¬

¦ женский зал ¦ ¦ маникюр ¦ ¦ мужской зал ¦

L-------------- L---------- L--------------

/ / /

L---------------¬ ¦ ¦

--------------¬ -+---+---------------------+------¬

¦ касса ¦<---------+ зал ожидания ¦

L-------------- L----------------------------------

/

¦

к) парикмахерской

Магазины

Типологию магазинов различают:

- по профилю торговли - неспециализированные (продовольственные, промтоварные и смешанные), специализированные (узкоспециализированные, комбинированные и универсальные);

- по формам торговли - с продажей через продавцов и с современными прогрессивными формами торговли (самообслуживание, торговля по образцам, с открытой выкладкой товаров, с заказом товаров);

- по объемно - планировочной структуре здания - отдельно стоящее и встроенно - пристроенные (к жилым домам и объединенные с другими предприятиями обслуживания в составе торговых центров).

При размещении магазина следует обеспечивать исключение пересечений потоков покупателей с путями грузового транспорта.

Земельный участок магазина должен состоять из зоны для покупателей (площадки для отдыха, сезонной торговли и отдельно стоящих витрин) и зоны разгрузки товаров (подъезды для автотранспорта, разгрузочные места и площадки).

Стоянки автомобилей, мотоциклов и велосипедов должны быть расположены не далее 150 м от входов в магазины.

Расчетные площади участков на 1 объект принимаются в соответствии со СНиП 2.07.01-89 <*> “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений“.

Здания магазинов малой вместимости проектируют одноэтажными без подвалов.

Здания 2- и 1-этажные с подвалом проектируются при расположении их на затесненных участках; устройство подвала при отсутствии грунтовых вод допускается также в магазинах, располагаемых в сельских населенных местах.

Стены и перекрытия над помещениями магазинов, размещаемых в первых этажах жилых и других зданий, должны обладать звукоизолирующей способностью.

Витрины магазинов должны устраиваться просматриваемыми с улицы и торгового зала. Витрины непродовольственных магазинов должны иметь экспозиционные площадки. Отметка экспозиционной площадки витрины не должна быть выше 0,8 м от уровня тротуара.

----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 24. Функциональные размеры проходов в ¦

¦ продовольственных торговых залах магазинов ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L----------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 25. Примеры возможной блокировки магазинов ¦

¦ со зданиями иного назначения ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L----------------------------------------------------------

Административные помещения коммерческого и

финансового типа (офисы)

В целях повышения комфорта проживания населения в зонах сложившейся жилой застройки запрещается размещать в жилых домах, общежитиях административные помещения коммерческого или финансового типа с использованием или переоборудованием квартир под эти цели.

Исключением может быть размещение помещений конторского типа в надстроенном мансардном этаже жилых зданий II степени огнестойкости при условии согласования с местными органами власти и при обязательном выполнении следующих требований:

- указанные помещения должны иметь изолированные от жилой части здания выходы, в том числе эвакуационные;

- в качестве второго эвакуационного выхода может быть использована лестничная клетка жилой части здания, но при этом сообщение этажа с лестничной клеткой следует предусматривать через тамбур с противопожарной дверью, которая должна открываться во внутрь помещения.

Административные помещения данного типа рекомендуется размещать в центральной части городов, городских жилых районов - на магистральных улицах и площадях в составе административно - общественных и деловых центров; в центральной части других поселений - в составе общественных центров.

При островном расположении зданий к ним предъявляются все требования строительных норм и правил для общественных зданий.

В состав помещений офисов могут входить: кабинеты, выставочные, демонстрационные и торговые залы; помещения для ожидания приема и переговоров с посетителями.

Художественная реклама, дизайн наружной отделки зданий в обязательном порядке подлежит согласованию с главным архитектором города, района.

Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых

Создание необходимых условий жизнедеятельности инвалидов и престарелых в городах и районах республики должно происходить на основе разработанных региональных целевых программ в соответствии с совместным приказом Госстроя РБ и Минсоцзащиты РБ от 15.03.95 г. N 30.

В качестве первоочередных задач при застройке жилых районов нового массового строительства необходимо обеспечивать доступность жилых домов и объектов соцкультбыта престарелыми и инвалидами, а также при выполнении работ по реконструкции или капитальному ремонту предусматривать мероприятия, обеспечивающие указанной группе населения доступность каждого здания и сооружения.

Размещение учреждений обслуживания, интенсивно посещаемых инвалидами и престарелыми, на общественных площадях курдонерного типа более приемлемо, чем на площадях с кольцевым движением транспорта, и в особенности многоуличных.

При выборе проектного варианта планировки улицы, перекрестка и площадки, в интересах инвалидов и престарелых следует отдавать предпочтение варианту, содержащему следующие планировочные решения:

- пандусные входы в пешеходные переходы в разных уровнях с проезжей частью;

- тротуары достаточной ширины для устройства на них пандусных входов в общественные здания с учреждениями общегородского значения или услугами, которыми станут пользоваться инвалиды и престарелые;

- пешеходные улицы значительной протяженности, оборудованные местным тихоходным транспортом с частыми остановками, удобным для пользования им инвалидами и престарелыми.

Расстояния до предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и учреждений здравоохранения не должны превышать 400 м.

Боксы - стоянки для инвалидных легковых автомобилей следует размещать на расстоянии не более 50 м от входа в квартиру инвалида.

В жилых домах рекомендуется предусматривать квартиры для инвалидов, пользующихся уличными креслами - колясками, но не более 10% (5% на одного, 5% для двух человек).

Такие квартиры следует размещать на первых этажах в каждом подъезде многоэтажного дома.

Пользователям инвалидных колясок должно быть доступно каждое помещение квартиры, а также все детали оборудования и обстановки.

Площади общих жилых комнат должны быть не меньше следующих величин: в квартирах на 1 чел. - 20 кв. м, в квартирах от 2 до 4 человек - 22 кв. м, в квартирах для 5 чел. - 24 кв. м, в квартирах для 6 и более человек - 26 кв. м.

Если помимо общей жилой комнаты предусматривается особое помещение или часть помещения, которое может быть использовано как столовая, то площади общих жилых комнат должны быть не меньше следующих величин: в квартирах для 1-4 чел. - 20 кв. м; в квартирах для 5 чел. - 22 кв. м; для 6 и более человек - 24 кв. м.

Размеры кладовок, в которые можно входить, должны быть не менее 140 х 140 см. Глубина кладовок, устраиваемых в форме ниш, должна быть не больше 75 см.

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 27. Рекомендуемая планировка жилых комнат ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 28. Рекомендуемая планировка кухонь ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 29. Рекомендуемая планировка санузлов ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 30. Жилая ячейка для жизни физически ¦

¦ ослабленного человека ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 31. Кухни, приспособленные для потребностей ¦

¦ физически ослабленных людей ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 32. Пространство, требуемое для ¦

¦ кресла - коляски ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 33. Пространства, необходимые для кресла - ¦

¦ коляски в лифтах и на лестничных площадках ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

Кабины лифтов должны быть оснащены скобами так, чтобы инвалид мог удобно держаться за них. Кнопочная панель, приводящая кабину в движение, укрепляется на лицевой стене кабины на высоте 85-105 см от пола. Перед входом в кабину лифта необходимо предусматривать площадку (для маневрирования кресла - коляски) размеров 150-150 см.

Особенности быта и деятельности слепых вызывают необходимость в предоставлении этим людям большого пространства для: размещения мебели и бытовых приборов, использования специальной тифлотехнической аппаратуры и хранения громоздкой литературы со шрифтом Брайля. Для людей с недостатками зрения следует предоставлять в квартире отдельную комнату площадью 12 кв. м (отдельно от зрячих членов семьи).

Квартиры для людей с недостатками зрения следует располагать не выше четвертого этажа.

Общую площадь квартир для слепых и их семей следует принимать согласно данным таблицы:

Табл. 18

--------------T--------T-----------------T------------------------¬

¦ Тип квартир ¦Верхние ¦Число проживающих¦ Примечание ¦

¦ ¦пределы ¦слепых (с) и ¦ ¦

¦ ¦общей ¦зрячих(з), чел. ¦ ¦

¦ ¦площади ¦ ¦ ¦

¦ ¦квартир,¦ ¦ ¦

¦ ¦кв. м ¦ ¦ ¦

L-------------+--------+-----------------+-------------------------

Однокомнатная 36-40 1с; 1с + 1з; 2с Одиночка; супруги без

детей

Двухкомнатная 53-56 1с + 1з; 1с + Супруги без детей;

2з; 2с + 1з супруги с одним

ребенком; семья разных

поколений с разной

степенью родства

Примечания. 1. Верхние пределы общей площади квартир даны без учета площади балконов, лоджий и веранд.

2. Квартиры для слепых не рекомендуется располагать в двух уровнях.

Для инвалидов по зрению во всех квартирах, независимо от числа комнат и состава проживающих, предусматривается проектирование кухни - столовой площадью не менее 9 кв. м - в однокомнатных и не менее 12 кв. м - в двухкомнатных и более квартирах.

В таких квартирах исключается устройство выступающих конструктивных элементов, подвесного оборудования, антресолей. Двери должны быть снабжены специальным устройством, фиксирующим положение “открыто“ и “закрыто“. Встроенные шкафы желательно оборудовать внутренним светильником с автоматическим включением при открывании шкафа.

Места общего пользования (лестничные клетки, марши, лифты, общие коридоры, вестибюль), а также входы в дом, в квартиру оборудуются системой типовых ориентиров - указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Кухонное оборудование следует размещать на высоте не более 1,5 м от уровня пола.

Ширину внутриквартирных коридоров и проходов, ведущих в жилые комнаты, следует принимать не менее 1,2 м.

На стене ванной комнаты предусматривается металлический поручень для облегчения выхода из ванной. Поручень длиной 0,5 м крепится на высоте 0,15 м от борта ванны, на расстоянии 0,05 м от стены.

Первая и последняя ступени лестничного марша должны контрастировать по цвету и материалу покрытия с остальной частью лестницы. При входе на лестничный марш в полу следует устраивать рельефную полосу из трудно истираемого материала шириной 0,4 м на расстоянии 0,3 м от первой ступени, перед дверью лифта на каждом этаже также устраивается рельефное покрытие пола шириной 0,9 м.

Пластинки с обозначением номера дома, квартиры должны устанавливаться справа от входной двери на высоте 1,6 - 1,7 м от уровня пола, площадки. При этом, номерные знаки выполняются арабскими цифрами высотой 10-12 см.

-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ Рис. 34. Пространства и ограничения, необходимые ¦

¦ для передвижения слепых ¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

Инженерное оборудование зданий и территорий

Инженерное оборудование общественных зданий должно выполняться с соблюдением требований действующих норм проектирования, а также с учетом специальных республиканских требований норм, положений и инструкций по водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, электроснабжению, радиофикации, телефонизации и т.д.

Горячее водоснабжение проектируемых жилых домов до 5-ти этажей включительно, а также общежитий, детских дошкольных учреждений, учебных заведений, поликлиник, административных зданий и других объектов социальной сферы, кроме больниц, предусматривать от автономных источников горячего водоснабжения в соответствии с действующими нормами проектирования на эти объекты.

В помещении групповых и спален детских яслей - садов, размещаемых на первом этаже, предусматривается обогрев пола посредством регистров из труб, забетонированных в конструкцию пола. При этом температура теплоносителя не должна превышать 70 градусов по Цельсию, а пола в отопительный период должна быть 23 градусов по Цельсию.

При проектировании, строительстве новых и реконструкции существующих общественных зданий проектные и строительные организации и заказчики независимо от их подчиненности и форм собственности должны обеспечивать:

- обязательную установку приборов для контроля параметров теплоносителя и учета расхода теплоты в тепловых пунктах зданий;

- оснащение отопительных приборов систем водяного отопления жилых и общественных зданий (за исключением расположенных на лестничных клетках, в вестибюлях зданий, переходах) автоматическими терморегуляторами (термостатами);

- обязательное применение во внутренних системах холодного и горячего водоснабжения оцинкованных труб.

При проектировании и строительстве жилых домов следует предусматривать поквартирную установку приборов учета водопотребления. Водопотребление на одного человека не должно превышать 300 литров/сутки.

В детских садах, школах, больницах, предприятиях общественного питания, учреждениях республики проектным, строительным организациям, заказчикам предусматривать внедрение установок подготовки питьевой воды УППВ-1 в соответствии с рекомендациями, разработанными Госстроем РБ при участии научно - производственной фирмы “ВИСМА“.

При проектировании многоквартирных жилых домов предусматривать установку домофонов, кодовых замков, усиление входных дверей в квартиры и подъезды.

Подземные инженерные сети рекомендуется проектировать на полное освоение территории (включая резервные участки) с учетом строительства их по очереди.

Подземные инженерные сети следует размещать преимущественно вне дорожных покрытий, параллельно красным линиям или линиям застройки.

Проектирование, согласование и утверждение

проектно - сметной документации

В целях обеспечения реализации градостроительного и земельных законодательств совместным письмом Госстроя РБ и Госкомзема РБ от 19.01.96 г. N 02/9-18, 01-10-21 установлен следующий порядок взаимодействия управлений (отделов) архитектуры и градостроительства и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на территории населенных пунктов:

- органы архитектуры и градостроительства городов и районов оформляют разрешительную документацию на проектирование и строительство объектов (порядок оформления и состав документов изложен ниже);

- гор(рай)комземы оформляют документы на отвод земельного участка на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно - сметной документации.

На разработку и осуществление проекта нового строительства, реконструкцию, модернизацию, ремонт зданий и сооружений, а также на изменение их функционального назначения оформляется архитектурно - планировочный паспорт на проектирование объекта, в котором содержатся исходные данные и предписания, подлежащие обязательному учету и исполнению застройщиком (его представителями и исполнителями работ) и который является официальным документом местного органа архитектуры и градостроительства.

Целью архитектурно - планировочного паспорта является содействие упорядоченному и рациональному оформлению разрешительной документации местных органов архитектуры и градостроительства.

Архитектурно - планировочный паспорт на проектирование объекта состоит из следующих документов:

1) заявления застройщика;

2) характеристики участка;

3) акта выбора и обследования земельного участка;

4) постановления администрации города, района об утверждении акта выбора и разрешения на проектирование;

5) технических условий на подключение объекта к инженерным коммуникациям;

6) архитектурно - планировочного задания;

7) ситуационного плана участка с размещением проектируемого объекта;

8) обязательства застройщика.

Архитектурно - планировочный паспорт на проектирование объекта служит основанием для выдачи задания на проектирование и разработку проектно - сметной документации на строительство объекта.

Архитектурно - планировочный паспорт на проектирование объекта оформляет местный орган архитектуры и градостроительства по заявке застройщика. Застройщик вправе под свою ответственность самостоятельно оформлять 2 и 5 части паспорта, привлекая к такой работе квалифицированных специалистов (архитекторов, юристов, инженеров и др.). Оформленные застройщиком части строительного паспорта подлежат обязательному согласованию местным органом архитектуры и градостроительства.

Архитектурно - планировочное задание составляется органом архитектуры и градостроительства местной администрации, руководитель которой несет персональную ответственность за надлежащее оформление и включение в архитектурно - планировочное задание всех требований, ограничений и условий соблюдения утвержденной градостроительной документации, правил застройки, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных требований и других регламентирующих предписаний, не противоречащих действующему законодательству.

Кроме того, выдачу архитектурно - планировочных заданий следует осуществлять с конкретными указаниями по выполнению требований теплозащиты зданий в соответствии с изменениями N 3 к СНиП II-3-79 “Строительная теплотехника“.

Архитектурно - планировочный паспорт на проектирование объекта выдается на период проектирования и строительства, соответствующая оплата заявленных работ по составлению паспорта производится застройщиком.

В случае неосвоения застройщиком в течение двух лет, участок изымается.

Архитектурно - планировочный паспорт на проектирование объекта является собственностью застройщика, составляется в трех идентичных экземплярах, из которых один остается в распоряжении местного органа архитектуры и градостроительства для учета и контроля, второй - направляется в проектную организацию, третий - постоянно хранится у застройщика (у доверенного лица застройщика).

Содержащиеся в архитектурно - планировочном паспорте на проектирование объекта сведения, требования и предписания действительны исключительно в отношении конкретного проектного предложения для конкретного земельного участка.

По ходатайству застройщика местный орган архитектуры и градостроительства вправе внести в соответствующие части архитектурно - планировочного паспорта изменения, необходимость которых могут вызывать:

а) перемена реквизитов застройщика (адрес, наименование, телефон);

б) переход, передача права застройки, права собственности на земельный участок, недвижимость другому лицу при сохранении в силе проектного предложения и намерений в отношении застройки участка;

в) уточнение технических условий на подключение инженерных коммуникаций в процессе или в результате осуществления проектно - изыскательских работ;

г) конкретизация предписаний архитектурно - планировочного задания в отношении отдельных характеристик и параметров проектируемого объекта по мере разработки рабочей документации;

д) другие основания не противоречащие законодательству.

Изменения, обусловленные указанными причинами, подлежат предварительному согласованию местным органом архитектуры и градостроительства с фиксацией во всех экземплярах строительного паспорта. Не выполнение пунктов “в“ и “г“ может явиться основанием для отклонения проектно - сметной документации от согласования местным органом архитектуры и градостроительства.

Архитектурно - планировочный паспорт аннулируется и утрачивает силу в случаях:

1) письменного отказа застройщика от проектного предложения;

2) внесения застройщиком нового проектного предложения для данного участка.

Данные архитектурно - планировочного паспорта могут быть безвозмездно использованы местной администрацией, ее структурными подразделениями и службами в целях осуществления их полномочий, однако без права предоставления сведений, содержащихся в архитектурно - планировочном паспорте, третьему лицу.

Перед заполнением стандартных форм архитектурно - планировочного паспорта рекомендуется внимательно ознакомиться со всеми пунктами каждой формы. Отмечать предусмотренные в формах “окна“ - подходящих значений и ответов следует знаком “да“, в ненужных - ставить прочерк.

1. Заявление застройщика

Стандартная форма “Заявление застройщика“ заполняется непосредственно застройщиком или его доверенным лицом или уполномоченным на то специалистом после подготовки всех необходимых материалов и копий документов, прилагаемых к заявлению.

Виды “заявлений застройщика“ различаются по степени полноты запрашиваемых сведений и документов:

“архитектурно - планировочный - полный комплект необходимых

паспорт“ сведений, заполняются части 3,

4, 5;

“предварительный запрос“ - заполняются части 2, или 2 и

3;

“отдельные данные“ - заполняются разделы из частей

2, 3, 4.

2. Характеристика участка

Данная часть архитектурно - планировочного паспорта на проектирование объекта содержит официальные данные о местоположении участка; его владельце или землепользователе; указываются границ“ и величина участка; характеристика природных условий (рельефа, зеленых насаждений); сведения об имеющихся материалах изысканий; наличие и характеристика существующих зданий, инженерных коммуникаций и других сооружений на участке; санитарно - гигиенические условия участка; благоустройство участка; транспортные условия; расстояние до объектов и систем социально - бытового назначения и другие сведения.

Стандартная форма “Характеристика участка“ заполняется органом архитектуры и градостроительства по заказу застройщика.

Технические условия на подключение к инженерным сетям

Сбор технических условий в соответствующих организациях по заказу застройщика выполняется хозрасчетными подразделениями местных органов архитектуры и градостроительства за отдельную плату.

Собранные и утвержденные в установленном порядке технические условия являются неотъемлемой частью архитектурно - планировочного паспорта на проектирование объекта и фиксируются в части 3 паспорта по специальной форме.

Точки подключения инженерных коммуникаций, а также предварительная трассировка соединительных магистралей подлежат фиксации на специальном плане участка хозрасчетным подразделением местного органа архитектуры и градостроительства.

Приобретенное застройщиком право подключения инженерных коммуникаций сохраняет силу в течение всего периода действия архитектурно - планировочного паспорта на проектирование объекта, разрешения на производство проектно - изыскательских работ и строительно - монтажных работ на участке. Организации, выдавшие технические условия, гарантируют указанное право застройщика, однако без передачи ему права распоряжения зарезервированными мощностями до момента полного завершения строительства объекта.

Администрация _________________________

_______________________________________

(наименование органа архитектуры и

градостроительства)

АРХИТЕКТУРНО - ПЛАНИРОВОЧНЫЙ ПАСПОРТ НА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

__________________________________________________________________

N _____________

Согласовано: Утверждаю:

Пожнадзор ________ ______________________

__________________ (руководитель У(О)АиГ)

Санэпиднадзор

__________________

Дата выдачи: _____________________________________________

Срок действия: ___________________________________________

Отметка о перерегистрации: _______________________________

Аннулирован: _________________________

(указать причину)

Решение N ________ от ________________

(дата)

(заявление застройщика) Форма N 1

_____________________________________

(наименование администрации,

_____________________________________

уполномоченной принимать решения

_____________________________________

по предоставлению земельных участков)

__________________________________________________________________

(наименование организации - застройщика, инвестора)

просит выделить земельный участок в ______________________________

__________________________________________________________________

(наименование города, населенного пункта, микрорайона, улицы и

т.д.)

под строительство ________________________________________________

(полное наименование объекта, объектов)

__________________________________________________________________

одновременно просим поручить: ____________________________________

__________________________________________________________________

(наименование местного органа архитектуры и градостроительства)

1) разработать архитектурно - планировочный паспорт ---¬

для выполнения проектно - сметной документации L---

объекта (объектов);

2) представить отдельные сведения:

2.1. характеристику участка ---¬

L---

2.2. технические условия на подключение инженерных ---¬

коммуникаций L---

2.3. архитектурно - планировочное задание ---¬

L---

_________________________________________________________ оформить

(наименование гор(рай)комзема)

в установленном порядке Государственный акт на право пользования,

владения землей.

______________________________ ______________________________

(Наименование организации - (ф.и.о. руководителя)

застройщика, инвестора)

Регистрируется местным органом архитектуры и

градостроительства.

Внесено в реестр заявлений застройщиков за N ______ от ___________

(дата)

Оплата заявленных работ произведена ______________________________

(дата, N платежного поручения)

Срок предоставленных оговоренных сведений ________________________

Форма N 2

Характеристика участка

1. Местоположение участка _______________________________

(населенный пункт)

2. Землепользователь, _______________________________

владелец участка _______________________________

3. Границы и величина _______________________________

участка (указать границы участка, его

_______________________________

площадь в га, ширину и длину в

_______________________________

метрах)

4. Характеристика природных _______________________________

условий (рельеф участка, наличие

_______________________________

зеленых насаждений)

5. Сведения об имеющихся

материалах изысканий

5.1. Наличие в границах _______________________________

участка топографических (наименование организации,

съемок _______________________________

выполнившей топосъемку,

_______________________________

масштаб, год исполнения, что

_______________________________

можно использовать, какую

_______________________________

произвести корректуру)

5.2. Наличие в границах _______________________________

участка инженерно - (наименование организации,

геологических изысканий _______________________________

выполнившей изыскания, год

_______________________________

исполнения, что можно

_______________________________

использовать)

5.3. Неблагоприятные _______________________________

природные и техногенные (при наличии указать:

явления _______________________________

затопление, просадочность, и

_______________________________

т.д., при их отсутствии указать

_______________________________

“отсутствуют“)

6. Наличие и характеристика

существующих зданий,

инженерных коммуникаций и

других сооружений на

участке:

6.1. Материалы по _______________________________

существующей и сохраняемой (указать прилагаемые документы)

застройке (технические _______________________________

данные и обмерочные

чертежи)

6.2. Сведения о

существующих подземных и

наземных коммуникациях и их

техническом состоянии:

водоснабжение _______________________________

канализация _______________________________

газоснабжение _______________________________

электроснабжение _______________________________

телефон _______________________________

радио _______________________________

7. Санитарно -

гигиенические условия

7.1. Расстояние до _______________________________

источника загрязнения, км

7.2. Действие санитарно - _______________________________

защитной зоны

7.3. Данные о качестве:

воздуха _______________________________

почвы _______________________________

воды _______________________________

8. Благоустройство участка:

8.1. Наличие территорий с _______________________________

твердым покрытием _______________________________

(дорог, тротуаров и др.)

8.2. Озеленение (кв. м - _______________________________

газонов, шт. - деревьев)

8.3. Малые архитектурные _______________________________

формы

9. Транспортные условия _______________________________

(приближенность к магистральным

улицам и дорогам, км)

10. Расстояние до объектов

и систем социально -

бытового назначения, м:

предприятия торговли _______________________________

службы быта _______________________________

школы _______________________________

здравоохранения _______________________________

культуры _______________________________

спортсооружения _______________________________

11. Особые условия и _______________________________

специальные требования <*> _______________________________

_______________________________

12. Перечень прилагаемых _______________________________

графических материалов _______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

-------------------------------

<*> Действие ограничений в связи с расположением участка в

зоне охраны памятника истории и культуры (в охранной зоне, зоне

регулирования застройки), в зоне охраняемого природного ландшафта,

в прибрежной полосе водоемов.

Наличие требований по: реконструкции, ремонту, сносу

объектов, зданий и сооружений.

Действие ограничений по эксплуатации, модернизации,

строительству, связанных с пожарными, экологическими, специальными

условиями, требованиями по безопасности, а также вследствие

установления зоны принудительного отчуждения земельных участков и

недвижимости и др.

Исполнитель:

м.п.

Согласовано: - Местный орган архитектуры и градостроительства

_____________ ___________________

(Дата) (Подпись)

Форма N 3

АКТ

ВЫБОРА (ОБСЛЕДОВАНИЯ) ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

_______________________________ от “___“ ___________ 199__ г.

Город, село

Комиссия в составе:

Председатель комиссии Заместитель Главы администрации города

(района)

Члены комиссии: Главный архитектор города (района)

Представители землевладельцев

Председатель гор(рай)комзема

Представитель ГСЭН

Представитель УПО

Представитель городского (районного)

отдела охраны природы

Другие члены постоянно действующей

комиссии

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

рассмотрев _______________ варианта возможного размещения объекта,

произвела обследование земельного участка по варианту N __________

и установила следующее:

1. Место, отводимое под застройку находится _________________

__________________________________________________________________

(местонахождение участка в составе населенного пункта или вне

его - указать необходимое)

2. Участок __________________________________________________

(свободен от застройки; перечислить сносимые объекты)

3. Отводимая площадь участка ________________ га.

4. Характеристика участка:

а) землепользователь, ________________________________

владелец участка ________________________________

б) характеристика природных ________________________________

условий (рельеф участка, наличие зеленых

________________________________

насаждений

5. Сведения об источниках

предполагаемого инженерного

обеспечения:

водоснабжение ________________________________

________________________________

канализация ________________________________

________________________________

газоснабжение ________________________________

________________________________

электроснабжение ________________________________

________________________________

теплоснабжение ________________________________

________________________________

телефон ________________________________

________________________________

радио ________________________________

________________________________

6. Санитарно -

гигиенические условия:

расстояние до источника ________________________________

загрязнения, км (источник загрязнения)

7. Противопожарные нормы ________________________________

________________________________

(соответствуют, не соответствуют)

8. На выбранном участке намечается проектирование ________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(наименование объекта)

В соответствии с изложенным комиссия считает выбранный и

обследованный участок под проектирование _________________________

__________________________________________________________________

(наименование объекта: пригодный, не пригодный)

Председатель комиссии _______________________________

Члены комиссии _______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Форма N 4

_______________________________________________

(наименование администрации города, района)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от “___“ ___________ 199__ г. N _________

“О проектировании _______________________________

(наименование объекта)

______________________________________________

(местоположение объекта - улица, город, другой

населенный пункт, район)

______________________________________________

Республики Башкортостан“

Рассмотрев ходатайство ______________________________________

(наименование организации)

о проектировании _________________________________________________

(наименование объекта)

постановляю:

1. Утвердить акт выбора (обследования) земельного участка

для проектирования _______________________________________________

(наименование объекта)

2. Разрешить ________________________________________________

(наименование организации)

проектирование ___________________________________________________

(наименование объекта)

на земельном участке площадью _____ га по ________________________

(местоположение объекта)

3. Обязать заказчика:

а) произвести инженерно - геодезические и инженерно -

геологические изыскания по разрешению геослужбы управления

(отдела) архитектуры и градостроительства;

б) получить в управлении (отделе) архитектуры и

градостроительства архитектурно - планировочный паспорт;

в) представить на рассмотрение в управление (отдел)

архитектуры и градостроительства проект __________________________

(наименование проекта)

согласованный со всеми службами в установленном порядке.

4. Предупредить заказчика:

а) данное постановление действительно в течение ________ ;

б) освоение участка без согласованного проекта и документа на

право землепользования является незаконным;

в) право землепользования и разрешение на строительство

оформляются в установленном порядке после утверждения проекта.

М.П. Глава администрации

_________________________ __________________________

(города, района) (фамилия, и.,о.)

Форма N 5

“УТВЕРЖДАЮ“

Зам. Председателя Госстроя

Республики Башкортостан

__________________________

(фамилия, и., о.)

“___“___________ 199 __ г.

АРХИТЕКТУРНО - ПЛАНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ N ________

от “___“ ___________ 199__ года

на проектирование и строительство __________________

____________________________________________________

(полное наименование объекта)

Адрес размещения объекта: _______________________________________

(наименование населенного пункта,

_______________________________________

района республики)

Заказчик (инвестор) _______________________________________

объекта: (наименование заказчика (инвестора))

Подрядная проектная _______________________________________

организация: (наименование проектной организации)

Подрядная строительная _______________________________________

организация: (наименование строительной организации)

--------------------------T---------------------------------------¬

¦ Разделы АПЗ ¦ Содержание разделов ¦

L-------------------------+----------------------------------------

Основание для выдачи АПЗ 1. Письмо _____________________________

(наименование организации,

дата и N письма)

2. Акт выбора земельного участка от

“___“ _______________ 199__ г.

3. Постановление администрации города

(района) от “___“ __________ 199__ г.

Срок действия АПЗ АПЗ действует до “___“___________ 199__

г.

Исходные данные для 1. Дать полную характеристику

проектирования местонахождению участка (юридический

адрес, соответствие генплану, ПДП,

наличие сетей, отводимой площади) и

природных условий (рельеф,

господствующие ветры, наличие зеленых

насаждений).

Обратить особое внимание на размеры

отводимых территорий. Отвод производить

только при наличии требуемых площадей в

соответствии с Приложениями 6, 7, 9, 10

СНиП 2.07.01-89<*>

2. Наличие топографических и инженерно

- геологических материалов (при

отсутствии указать требование по их

выполнению в определенном масштабе и в

объеме).

3. Наличие проектных материалов

(генплан, ПДП, проект застройки).

---------------------------------------

Стадийность В зависимости от сложности и значения

проектирования объекта определяется стадийность

проектирования:

1. Эскизный проект

2. ТЭО

3. Проект

4. Рабочая документация

Специальные требования При отсутствии генплана, ПДП с целью

по структурной увязки размещаемого объекта

организации и рекомендуется выполнять дополнительные

функциональному предпроектные схематические разработки:

зонированию, требования эскизы генплана, ПДП, проекта

к жилой и промышленной застройки, ТЭО, план основных

застройке, проектные патогенных факторов.

решения, дополнительные Указать требования по определению

предпроектные разработки красных линий и красных отметок, дать

определение по размещению объектов

относительно главных улиц, ориентации,

отступ от красных линий, увязку с

планировкой и застройкой прилегающих

селитебных и других функциональных зон.

При проектировании жилой зоны этажность

жилых домов принимается в соответствии

с планировочной градостроительной

документацией. При отсутствии

предпроектной планировочной

документации этажность задается с

учетом окружающей застройки или

принятой структуры этажности.

При выборе проектов рекомендуется

разработка индивидуальных проектов.

Возможно применение типовых проектов и

проектов повторного применения с

переработкой по современным

требованиям. При разработке группы

объектов предусматривать их

максимальную блокировку.

При проектировании производственных

объектов необходимо обоснование

мощности (емкости) объекта и учитывать

реконструкцию существующего и

намечаемого к проектированию нового

производства, предусматривать экономное

использование территории путем

объединения производственных

вспомогательных и складских зданий в

более крупные с учетом соблюдения

технологии, санитарных и

противопожарных требований. В генпланах

проектируемого производства следует

предусматривать: организацию санитарно

- защитной зоны, увязку с прилегающими

зонами, размещение на предзаводских

территориях необходимого объема

объектов обслуживания. При

необходимости предъявляются для

уточнения объемно - планировочных

решений требования в части выполнения

макетов, разверток, фрагментов, эскизов

и т.д.

При проектировании генеральных планов

жилых районов, микрорайонов, жилых

домов, объектов соцкультбыта,

предприятий торговли и транспортных

сооружений учитывать требования по

обеспечению беспрепятственного

передвижения престарелых и инвалидов

(специально оборудованные пандусы,

подъемники и лифты, необходимые

поручни, ограждения и т.д.).

Кровлю рекомендуется применять:

- для малоэтажных жилых домов шатровую

с покрытием асбестоцементными

волнистыми листами, черепицей или

кровельным железом;

- для многоэтажного жилищного и

производственного строительства,

объектов соцкультбыта - по проекту с

учетом конкретных обстоятельств,

желательно применение чердачной кровли.

В составе проекта рекомендуется

разрабатывать раздел ИТМ ГО по

согласованию с республиканским штабом

или его местными органами.

По применению в проектировании

нормативной литературы следует

руководствоваться Перечнем нормативных

документов, утвержденных Минстроем РФ.

Инженерное обеспечение: В жилых домах до 5-ти этажей

- внутреннее инженерное включительно, общежитиях, детских

оборудование дошкольных учреждениях,

административных зданиях и других

объектах, кроме больниц, горячее

водоснабжение осуществлять за счет

автономных источников горячего

водоснабжения (от проточных газовых

водогрейных колонок). В жилых домах

более 5-ти этажей при технической

возможности горячее водоснабжение

осуществлять автономно, поквартирно от

проточных электрических нагревателей.

Во внутренних системах горячего и

холодного водоснабжения предусматривать

обязательное применение оцинкованных

труб. В целях совершенствования учета,

контроля и анализа всех видов

водопотребления обеспечивать

обязательную установку домовых и

квартирных счетчиков холодной и горячей

воды.

В целях экономии топливно -

“ энергетических ресурсов предусматривать

установку приборов для контроля

параметров теплоносителя и учета

расхода теплоты в центральных тепловых

пунктах и тепловых пунктах зданий.

При проектировании жилых домов

учитывать обязательное выполнение

охранных мероприятий по установке

домофонов, кодовых замков на входных

дверях в подъездах, усилению входных

дверей в подъездах и в квартирах,

установке охранной сигнализации типа

“Сигнал - 4“. В жилых домах

предусматривать газоснабжение от

централизованных систем обеспечения,

запретить размещение баллонов со

сжиженным углеводородным газом в

проектируемых жилых домах независимо от

группы капитальности, этажности и

количества квартир.

В коттеджной застройке предусматривать

канализацию согласно рекомендации

Госстроя РБ.

- инженерные Наружные инженерные коммуникации

коммуникации определяются техническими условиями,

выданными соответствующими инженерными

службами.

Дать краткое описание подключения к

существующим сетям (диаметр и материал

труб, места врезок, глубина заложения)

и требования по благоустройству

участков трасс после завершения

строительства.

Снос строений Указать необходимость сноса и перечень

объектов, подлежащих сносу.

Специальные требования Инженерная подготовка территории

по инженерной подготовке выполняется с учетом природных условий

и благоустройству и рельефа местности (срезка

территории, мероприятия растительного слоя, подсыпка или срезка

по охране окружающей грунта с учетом изменения уклонов,

среды устройство дренажа, обваловка и т.д.).

Проект благоустройства территории

выполняется на основе требований СНиП

III-10-75 “Благоустройство территорий“.

При размещении предприятий, являющихся

источниками выделения производственных

вредностей в окружающую среду, следует

разрабатывать раздел “Мероприятия по

охране окружающей природной среды“ с

обязательным согласованием с комитетом

по охране природы.

Требования по В целях повышения

энергоресурсосбережению, энергоресурсосбережения рекомендуется

применению применять:

республиканских норм - оконные блоки с трехслойным

расхода строительных остеклением;

материалов - полиуретановые уплотнители в зазорах

между примыканиями в оконных и

балконных блоках;

- для ограждающих конструкций

эффективные теплоизоляционные материалы

- ячеистый бетон, минераловатные,

стекольные, пенополиуретановые,

пенополистирольные утеплители;

- типы зданий с более низкими

показателями расходов тепловой энергии.

Проект разработать в соответствии с

повышенными требованиями к теплозащите

ограждающих конструкций зданий согласно

требованиям СНиП II-3-79 “Строительная

теплотехника“.

При разработке проекта

руководствоваться “Нормативами расходов

основных строительных материалов в

Республике Башкортостан“,

разработанными Госстроем РБ в 1993

году.

Согласование проекта Проект должен в месячный срок пройти

все стадии согласования:

- ТЭО, генпланы, ПДП - с Госстроем РБ;

ПСД в полном объеме - на

градостроительном Совете при главном

архитекторе города (района);

- проектные решения разделов проекта -

с организациями, выдавшими технические

условия.

Экспертиза проекта Проект должен пройти экспертизу, в том

числе экологическую.

Разное Выставляются требования по

предоставлению для использования в

работе основных чертежей проекта и

другое.

Приложение 1. Ситуационный план участка.

2. Постановление администрации города

(района) от “__“________ 199__ г. N __.

3. Акт выбора земельного участка.

Главный архитектор города (района) ________________________

(фамилия, и. о.)

Форма N 6

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Табл. 19

------------------------------T------------T-----------T----------¬

¦Виды инженерного оборудования¦Наименование¦Регистра- ¦Примечания¦

¦ ¦организации,¦ционный ¦ ¦

¦ ¦ выдавшей ¦номер ¦ ¦

¦ ¦технические ¦(номер ¦ ¦

¦ ¦ условия ¦письма) ¦ ¦

¦ ¦ ¦и дата ¦ ¦

¦ ¦ ¦выдачи ¦ ¦

¦ ¦ ¦технических¦ ¦

¦ ¦ ¦условий ¦ ¦

L-----------------------------+------------+-----------+-----------

Водопровод

Канализация

Электроснабжение

Центральное отопление

Газоснабжение

Горячее водоснабжение

Телефонные сети

Радиофикационные сети

Телевидение

Прочие

Исполнитель:

м.п.

Согласовано: Местный орган архитектуры и

градостроительства

Подпись ___________________________

М.П.

Дата _______________

-----------------------------------------------------------¬

¦ Приложение¦

¦ к акту выбора¦

¦ от “___“ _________ 199__ г.¦

¦ ¦

¦ Выкопировка ¦

¦ из плана (генплана, проекта детальной планировки, ¦

¦ проекта застройки) ¦

¦ _____________________________________________________ ¦

¦ (наименование населенного пункта) ¦

¦ ¦

L-----------------------------------------------------------

При проектировании объектов жилищно - гражданского назначения следует учитывать решения, принятые в утвержденных генеральных планах городов, поселков и сельских населенных пунктов, проектах детальной планировки, проектах застройки.

При разработке проектно - сметной документации необходимо руководствоваться утвержденным перечнем нормативных документов по проектированию и строительству.

Необходимость проектирования и емкость объектов соцкультбыта подлежит согласованию с соответствующими министерствами: народного образования, культуры, здравоохранения, торговли, общественного питания и т.д.

Перенос района строительства, а также применение одной проектно - сметной документации для разных участков строительства без соответствующей корректировки проекта не допускается.

Ответственность за самовольное строительство и затраты на приведение участка и проекта в соответствие возлагаются на юридическое лицо или гражданина, допустившего указанное строительство.

Предоставление земельного участка для проектирования нового строительства, расширения, реконструкции существующих зданий; производство строительно - монтажных работ должно осуществляться на основании документа банка, подтверждающего наличие средств у инвестора (справка компетентного органа об обеспеченности финансированием строительства).

Не допускается строительство объектов по устаревшим рабочим проектам. Проектно - сметная документация, по которой не осуществляется строительство в течение двух лет, подлежит корректировке. Заказчики (инвесторы) проектно - сметной документации, генпроектировщики обязаны своевременно вносить в рабочую документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов.

Проектно - сметная документация разрабатывается на основании задания на проектирование, выдаваемого заказчиком, договора, заключенного между заказчиком и генпроектировщиком, и исходных данных, входящих в состав архитектурно - планировочного паспорта, выдаваемого городскими и районными службами архитектуры и градостроительства. В состав архитектурно - планировочного паспорта входят: акт выбора (обследования) земельного участка, постановление администрации, архитектурно - планировочное задание, технические условия на присоединение проектируемого объекта к внешним инженерным сетям; материалы инвентаризации, одиночные акты и постановления администрации о сносе и характере компенсации за сносимые здания и сооружения.

Кроме того, заказчик представляет в проектную организацию: имеющиеся материалы топографической съемки и данные о геологических и гидрогеологических условиях участка строительства; согласованный с подрядной строительной организацией перечень применяемых строительных конструкций и изделий, не включенных в каталоги; данные для разработки решений по организации строительства и составления сметной документации.

Рабочий проект на строительство объектов жилищно - гражданского назначения должен состоять из следующих разделов:

Общая пояснительная записка.

Архитектурно - строительные решения.

Технологические решения.

Решения по инженерному оборудованию.

Организация строительства.

Мероприятия по гражданской обороне.

Сметная документация.

Все материалы рабочего проекта передаются заказчику проектной организацией (генеральным проектировщиком) в 4-х экземплярах, а субподрядной проектной организацией - генеральному проектировщику - в 5-ти экземплярах.

Материалы рабочего проекта должны быть подписаны директором (главным инженером или главным архитектором) проектной организации; главным архитектором (главным инженером) проекта; руководителем мастерской (отдела); специалистами, осуществляющими нормоконтроль, и исполнителями.

К сметной документации в составе утверждаемого проекта прикладывается пояснительная записка, в которой должны быть приведены:

а) ссылка на территориальный район;

б) указание, в ценах какого года составляется сметная документация;

в) перечень каталогов единичных расценок;

г) наименование генподрядчика;

д) размеры накладных расходов;

е) порядок определения сметной стоимости строительных работ;

ж) расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений на жилищно - гражданское строительство.

В сводный сметный расчет в установленном порядке включаются средства на все мероприятия, связанные с освоением территории строительства.

Заказчик проекта представляет генеральной подрядной строительно - монтажной организации, которая в свою очередь рассматривает с привлечением субподрядных организаций раздел рабочего проекта “Организация строительства“, конструктивные решения зданий и сооружений и сводный сметный расчет стоимости строительства и представляет заказчику замечания в срок не более 45 дней со дня получения этих материалов. При неполучении замечаний в этот срок рабочий проект считается согласованным и может быть утвержден заказчиком.

Заказчик проекта представляет в полном объеме проектно - сметную документацию на рассмотрение градостроительному Совету, являющемуся совещательным органом при главном архитекторе города, района. Невыполнение требований архитектурно - планировочного задания, технических условий на инженерное обеспечение объекта служит поводом для отклонения проектно - сметной документации от согласования. В данном случае проект возвращается на доработку.

Решение градостроительного Совета оформляется протоколом (форма N 7).

Форма N 7

“Утверждаю“

Председатель градостроительного Совета

_________________________________

(фамилия, и., о.)

ПРОТОКОЛ N ________

Градостроительного Совета _________________________________

(наименование управления (отдела)

___________________________________________________________

архитектуры и градостроительства)

_____________________________ __________________

(город, др. населенный пункт) (дата)

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Председатель Градостроительного Совета _________________

_________________________ (должность)

(фамилия, и., о.)

Члены Градостроительного Совета:

______________________ ______________________

______________________ ______________________

______________________ ______________________

______________________ ______________________

Приглашенные

______________________ ______________________

______________________ ______________________

______________________ ______________________

______________________ ______________________

Повестка дня:

__________________________________________________________________

Слушали:

__________________________________________________________________

Краткое содержание проекта:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Выступили с замечаниями и предложениями:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Решили:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Секретарь Градостроительного Совета ___________________

(фамилия, и., о.)