Российские законы

Постановление Законодательной Палаты Государственного Собрания РБ от 21.04.98 N ЗП-1231 “О примерном уставе сельсовета, поссовета Республики Башкортостан“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Законодательной Палаты Государственного Собрания РБ от 22.03.2001 N ЗП-1053.

21 апреля 1998 года N ЗП-1231

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПАЛАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРИМЕРНОМ УСТАВЕ СЕЛЬСОВЕТА, ПОССОВЕТА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Рассмотрев примерный устав сельсовета, поссовета Республики Башкортостан, на основании пункта 4 статьи 15 Закона Республики Башкортостан “О Государственном Собрании Республики Башкортостан“, Законодательная Палата Государственного Собрания Республики Башкортостан постановляет:

1. Одобрить примерный устав сельсовета, поссовета Республики Башкортостан (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться примерным уставом сельсовета, поссовета Республики Башкортостан при разработке и принятии устава сельсовета, поссовета.

3. Районным, городским, районным в городе Советам оказывать содействие органам местного самоуправления в разработке уставов сельсоветов, поссоветов Республики Башкортостан.

Председатель
Законодательной Палаты

Государственного Собрания

Республики Башкортостан

Р.ЛАТЫПОВ

Уфа, 21 апреля 1998 года

N ЗП-1231

Приложение

к Постановлению Законодательной Палаты

Государственного Собрания

Республики Башкортостан

21 апреля 1998 г. N ЗП-1231

УСТАВ

___________________ СЕЛЬСОВЕТА, ПОССОВЕТА

___________________ РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Оглавление

Раздел первый. Общие положения

Глава I. Сельсовет, поссовет и его территория

Глава II. Система местного самоуправления

Глава III. Власть местного самоуправления

Глава IV. Имущественные и финансовые основы местного самоуправления в сельсовете, поссовете

Раздел второй. Сельский, поселковый совет

Глава V. Организация сельского, поселкового Совета

Глава VI. Заседание сельского, поселкового Совета

Глава VII. Деятельность сельского, поселкового Совета по осуществлению регулирования и контроля вопросов местного самоуправления

Глава VIII. Постоянные комиссии сельского, поселкового Совета

Раздел третий. Сельская, поселковая администрация

Глава IX. Структура сельской, поселковой администрации

Глава X. Глава сельской, поселковой администрации

Раздел четвертый. Служащие органов местного самоуправления

Глава XI. Служащие органов местного самоуправления

Раздел пятый. Участие населения сельсовета, поссовета в осуществлении местного самоуправления

Глава XII. Местный референдум и сход (собрание) граждан

Глава XIII. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава XIV. Иные формы непосредственного участия населения сельсовета, поссовета в осуществлении местного самоуправления

Глава XV. Система и организация территориального общественного самоуправления в сельсовете, поссовете

Раздел шестой. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава XVI. Виды и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава XVII. Отзыв и досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления

Раздел седьмой. Заключительные положения

Глава XVIII. Порядок принятия и изменения устава сельсовета, поссовета

Раздел первый

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I

Сельсовет, поссовет и его территория

Статья 1. Образование сельсовета, поссовета и его статус

_________________ сельсовет, поссовет ________________ района Республики Башкортостан, образованный в _____ году, является сельсоветом, поссоветом в соответствии с _________________________________________ и действует на основании Закона Республики Башкортостан “О местном самоуправлении в Республике Башкортостан“ и настоящего устава.

Статья 2. Символика сельсовета, поссовета

Символикой сельсовета, поссовета является его
эмблема (герб) (приложение 1).

Статья 3. Граница и состав сельсовета, поссовета

1. Граница сельсовета, поссовета определяет территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

2. В состав сельсовета, поссовета входят населенные пункты ___________________________________________________________

3. Граница сельсовета, поссовета установлена _______________ ____от “______“_____________ 19____ г.

4. Изменение границы сельсовета, поссовета производится в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и не допускается без учета мнения населения сельсовета, поссовета.

5. Официальным документом, фиксирующим границу сельсовета, поссовета, является план границ (схематическая карта) сельсовета, поссовета (приложение 2).

Статья 4. Использование земель сельсовета, поссовета

1. Все земли в пределах границ сельсовета, поссовета находятся в ведении сельского, поселкового Совета.

2. Использование земель осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан “О местном самоуправлении в Республике Башкортостан“.

3. Отнесение земель сельсовета, поссовета к категориям земель сельской, поселковой застройки, общего пользования, сельскохозяйственного назначения, водного, лесного фонда, земель запаса, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко - культурного назначения, промышленного и иного индустриально - технического назначения и другим в целях их соответствующего использования производится в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан.

Статья 5. Деление территории сельсовета, поссовета в целях организации территориального общественного самоуправления

1. В составе сельсовета, поссовета с учетом мнения населения определяются территории, на которых действует территориальное общественное самоуправление. Проект территориального деления вносится в сельский, поселковый Совет главой сельской, поселковой администрации.

2. Границы территорий деятельности органов территориального общественного самоуправления устанавливаются решениями сельского, поселкового Совета с учетом мнения населения, экономико - географических и демографических особенностей территории, исторических и иных местных традиций, а также с учетом целостности землепользования. Границы территорий общественного самоуправления в соответствии с этими решениями фиксируются в плане границ (см. приложение 2) сельсовета, поссовета.

Глава II

Система
местного самоуправления

Статья 6. Принадлежность прав местного самоуправления населению сельсовета, поссовета

1. Обладателем всех прав местного самоуправления в сельсовете, поссовете является местное сообщество (далее - население) сельсовета, поссовета. Имеют право участвовать в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, в местных референдумах, сходах (собраниях) граждан жители сельсовета, поссовета, обладающие активным избирательным правом (вариант: а также граждане, не проживающие на территории сельсовета, поссовета, но имеющие на ней на праве собственности земельный участок или жилой дом и заявившие о желании участвовать в делах местного сообщества после регистрации заявления в сельской, поселковой администрации).

2. Жителем сельсовета, поссовета для целей настоящего устава признается гражданин, который на территории сельсовета, поссовета проживает на жилой площади, принадлежащей ему на правах собственности или найма, либо в общежитии, служебном жилом помещении, специализированном жилом помещении или доме независимо от срока проживания в сельсовете, поссовете, за исключением лиц, временно пребывающих в сельсовет, поссовет с визитами по личным, деловым, служебным и тому подобным надобностям.

Статья 7. Формы осуществления местного самоуправления в сельсовете, поссовете

Население сельсовета, поссовета осуществляет права местного самоуправления:

посредством местных референдумов, сходов (собраний) граждан;

путем участия в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления;

через выборные органы местного самоуправления;

через органы территориального общественного самоуправления;

через общественные советы (комитеты, комиссии и др.), формируемые при органах местного самоуправления.

Статья 8. Функции местного самоуправления в реализации прав и свобод граждан

1. Приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления являются обеспечение жизнедеятельности населения, широкий доступ к образованию и культуре, охрана здоровья, социальная защита и личная безопасность жителей.

2. Обеспечение в сельсовете, поссовете прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Башкортостан, принадлежит к числу основных функций органов местного
самоуправления.

Жители сельсовета, поссовета, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, органов местной власти, организаций, общественных объединений, нарушающих их права и законные интересы.

3. Органы местного самоуправления регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития сельсовета, поссовета и его отдельных территорий, о работе транспорта, жилищном строительстве, развитии сети социально - культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, о состоянии охраны общественного порядка. В этих целях используются _____________________________________________________ _________________________________________________________________.

4. В каждом органе местного самоуправления организуется прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, и обеспечивается своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений.

5. Граждане имеют право обжаловать в суд решение органов и должностных лиц местного самоуправления, если эти решения противоречат законодательству, нарушают права и законные интересы граждан.

Глава III

Власть местного самоуправления

Статья 9. Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления образуют:

полномочия, установленные Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, и иные полномочия, если они не отнесены законами к компетенции органов государственной власти и местного государственного управления, не влекут ограничений прав и свобод граждан, а также предусмотренной законом хозяйственной самостоятельности организаций;

отдельные государственные полномочия, возложенные на органы местного самоуправления законами и актами органов государственной власти и местного государственного управления;

полномочия, переданные другими местными сообществами, органами местного самоуправления по договору.

2. Органы и должностные лица органов местного самоуправления сельсовета, поссовета обладают следующими полномочиями: (см. статьи 8, 9 Закона Республики Башкортостан “О местном самоуправлении в Республике Башкортостан“) _______________________ __________________________________________________________________

Статья 10. Разграничение полномочий между органами и должностными лицами местного
самоуправления

1. В исключительном ведении сельского, поселкового Совета находятся:

принятие общеобязательных правил по предметам ведения сельсовета, поссовета, предусмотренных уставом сельсовета, поссовета;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

принятие планов и программ развития сельсовета, поссовета, утверждение отчетов об их исполнении;

установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренной уставом сельсовета, поссовета.

2. В ведении сельского, поселкового Совета также находятся вопросы:

принятия и утверждения Генерального плана сельсовета, поссовета;

принятия и утверждения комплексного плана экономического и социального развития сельсовета, поссовета, а также программ по отдельным направлениям развития сельсовета, поссовета;

утверждения целевого назначения, порядка формирования и расходования средств целевых внебюджетных фондов сельсовета, поссовета;

установления порядка использования земель;

предоставления земель в аренду, пользование, пожизненное наследуемое владение;

владения, пользования и управления государственными землями, закрепленными за сельсоветом, поссоветом.

3. Глава сельской, поселковой администрации обладает всей полнотой полномочий по руководству подразделениями сельской, поселковой администрации, по осуществлению контроля за исполнением законодательства и решений сельского, поселкового Совета, за исключением полномочий, отнесенных законодательством Республики Башкортостан и настоящим уставом к компетенции сельского, поселкового Совета, иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Примечания. 1. Полномочия иных органов и должностных лиц местного самоуправления определяются в соответствии с Законом Республики Башкортостан “О местном самоуправлении в Республике Башкортостан“.

2. Разграничение полномочий между различными органами и должностными лицами местного самоуправления зависит от выбранной структуры органов местного самоуправления.

Глава IV

Имущественные и финансовые основы местного

самоуправления в сельсовете, поссовете

Статья 11. Имущественные права органов местного самоуправления

1. Население сельсовета, поссовета обладает всей полнотой прав собственника в отношении имущества, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве муниципальной собственности
сельсовета, поссовета и осуществляет эти права непосредственно через референдум, сходы (собрания) граждан, а также через органы и должностных лиц местного самоуправления.

2. В собственности сельсовета, поссовета находятся в соответствии с реестром и не подлежат отчуждению объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения сельсовета, поссовета, удовлетворения потребностей населения, а также сохранения историко - культурного наследия (парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, системы водоснабжения и энергообеспечения, дороги и площади, инженерные сети и сооружения (приложение 3. Реестр _______).

3. К объектам муниципальной собственности сельсовета, поссовета, распоряжение которыми осуществляется в порядке, установленном сельским, поселковым Советом, относятся:

объекты социально - культурного назначения: _________________ __________________________________________________________________ (школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, детские дома, дома престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения, здания, используемые для нужд управления сельсоветом, поссоветом);

объекты муниципального жилищного фонда и муниципальные нежилые помещения;

_____________________________________________________________ _________________________________________________________________.

4. Органы и должностные лица местного самоуправления в отношении имущества, переданного им в управление органами государственной власти и местного государственного управления, а также не находящегося в муниципальной собственности сельсовета, поссовета, организаций, осуществляют исключительно те права, которые определены решением соответствующего органа и договором о передаче имущества в управление органам и должностным лицам местного самоуправления.

5. Муниципальное унитарное предприятие, которому муниципальное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

6. Учреждение, находящееся на бюджете сельсовета, поссовета, в отношении закрепленного за ним муниципального имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

7.
Решение о вкладе бюджетных средств сельсовета, поссовета в имущество организаций любых форм собственности, банков, включая иностранные предприятия и организации с иностранным участием, а также размер вклада, устанавливаются сельским, поселковым Советом.

8. Положения пунктов 1-7 настоящей статьи распространяются соответственно и на органы территориального общественного самоуправления в отношении объектов собственности, переданных в их управление.

Статья 12. Права органов и должностных лиц местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

1. Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов определяются Законом Республики Башкортостан “О местном самоуправлении в Республике Башкортостан“, земельным законодательством Республики Башкортостан, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти в области земле- и природопользования и настоящим уставом.

2. Органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют контроль за соответствием использования земель и других природных ресурсов на территории сельсовета, поссовета всеми собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами требованиям законодательства, Генеральному плану сельсовета, поссовета, а также установленным в сельсовете, поссовете правилам пользования земельными и другими природными ресурсами.

3. Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в отношении земель, находящихся в пределах границ территориального общественного самоуправления, осуществляются соответствующим органом территориального общественного самоуправления в пределах прав, переданных ему по акту органа или должностного лица местного самоуправления или на основе договора.

Решением сельского, поселкового Совета определяются те земельные участки, которые остаются в непосредственном ведении органов и должностных лиц местного самоуправления и не подлежат передаче органам территориального общественного самоуправления.

Статья 13. Финансовые средства сельсовета, поссовета

1. Финансовую основу сельсовета, поссовета составляют средства местного бюджета и средства целевых внебюджетных фондов, которые находятся в собственности сельсовета, поссовета, иные финансовые ресурсы в
соответствии с законодательством.

2. Доходы бюджета сельсовета, поссовета состоят из следующих поступлений:

местных налогов и сборов;

отчислений от республиканских налогов в соответствии с нормативами, установленными законами Республики Башкортостан;

приватизации муниципальной собственности;

местных лотерей;

части прибыли местных организаций, остающейся в распоряжении организации после налогообложения;

дотаций, субвенций, трансфертных платежей;

_____________________________________________________________ _________________________________________________________________;

из других законных источников.

3. Сельский, поселковый Совет вправе образовывать в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Башкортостан, следующие внебюджетные целевые фонды: ___________________________.

4. Сельский, поселковый Совет самостоятельно определяет направления и размеры расходов за счет средств бюджета и целевых внебюджетных фондов сельсовета, поссовета, использует средства в интересах экономического и социального развития сельсовета, поссовета, охраны общественного порядка и прав граждан в пределах, установленных законом.

Статья 14. Органы местного самоуправления - юридические лица

Юридическими лицами в системе местного самоуправления являются:

сельский, поселковый Совет;

сельская, поселковая администрация;

(варианты: органы территориального общественного самоуправления;

а также ___________________________________________________).

Раздел второй

СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ СОВЕТ

Глава V

Организация сельского, поселкового Совета

Статья 15. Сельский, поселковый Совет - представительный орган населения сельсовета, поссовета

1. Сельский, поселковый Совет - выборный представительный орган, обладающий правом представлять интересы населения сельсовета, поссовета и осуществлять от его имени местное самоуправление в пределах, установленных Конституцией Республики Башкортостан, Законом Республики Башкортостан “О местном самоуправлении в Республике Башкортостан“, другими законами Республики Башкортостан. Сельский, поселковый Совет состоит из ______ депутатов.

2. Сельскому, поселковому Совету принадлежит право выступать и принимать решения от лица всего населения сельсовета, поссовета в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти и местного государственного управления, иными государственными и общественными организациями.

Статья 16. Депутат сельского, поселкового Совета

1. Депутат сельского, поселкового Совета представляет интересы своих избирателей, строит свою деятельность в органе местного самоуправления в соответствии со своей предвыборной программой, руководствуясь
нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и настоящим уставом, отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже _________.

2. Депутат сельского, поселкового Совета ведет работу в сельском, поселковом Совете на непостоянной основе.

3. Возмещение депутатам сельского, поселкового Совета среднего заработка за время их участия в заседаниях сельсовета, поссовета, комиссиях, в которые они избраны, и других случаях, предусмотренных законодательством и решениями сельского, поселкового Совета, осуществляется из средств местного бюджета в порядке, установленном сельским, поселковым Советом.

(Вариант: Депутатам сельского, поселкового Совета, не имеющим иного постоянного заработка, из средств местного бюджета в порядке, установленном сельским, поселковым Советом, выплачиваются фиксированные почасовые суммы за время их участия в заседаниях сельского, поселкового Совета, комиссий, членами которых они являются).

4. Депутат сельского, поселкового Совета, не оправдавший доверия избирателей в результате невыполнения своих обязанностей или нарушения Конституции Республики Башкортостан, законодательства Республики Башкортостан, может быть отозван по решению избирателей в порядке, установленном законодательством.

5. Статус, гарантии и срок полномочий депутата сельского, поселкового Совета устанавливаются в соответствии с законами Республики Башкортостан.

Статья 17. Структура сельского, поселкового Совета

1. Сельский, поселковый Совет самостоятельно определяет свою структуру.

2. Из числа депутатов сельского, поселкового Совета на срок его полномочий могут избираться постоянные комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции сельского, поселкового Совета.

3. Депутаты сельского, поселкового Совета вправе объединяться во фракции по партийной принадлежности или иным интересам. Фракция должна состоять не менее чем из 3-х депутатов и подлежит регистрации в сельском, поселковом Совете. Право фракций по их участию в работе сельского, поселкового Совета определяется Регламентом сельского, поселкового Совета.

Глава VI

Заседание сельского, поселкового Совета

Статья 18. Заседания сельского, поселкового Совета по осуществлению функций местного самоуправления в сельсовете, поссовете

1. Заседания сельского, поселкового Совета являются основной формой работы сельского, поселкового Совета как представительного органа местного самоуправления.

2. На заседаниях сельского, поселкового Совета решаются следующие вопросы: _______________________________________________ __________________________________________________________________

3. Решения сельского, поселкового Совета, соответствующие законодательству и принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми организациями, расположенными на территории сельского, поселкового Совета, их должностными лицами и гражданами, проживающими на этой территории. Невыполнение решений сельского, поселкового Совета влечет ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан, налагаемую в установленном законодательством порядке.

Статья 19. Проведение заседаний сельского, поселкового Совета

1. Очередные заседания сельского, поселкового Совета проводятся не менее ___________________ раз в год, созываются и проводятся _______________________________________________________.

Заседания, созываемые в иные кроме установленных сроки, являются внеочередными. Порядок созыва и проведения внеочередных заседаний сельского, поселкового Совета определяется его Регламентом.

2. Продолжительность как очередного, так и внеочередного заседания определяется сельским, поселковым Советом, который может принять решение о продлении работы заседания или о перерыве в его проведении.

3. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов сельский, поселковый Совет в период проведения заседания может проводить рабочие заседания, на которых не принимаются какие-либо решения и не применяются нормы Регламента. Рабочие заседания могут быть закрытыми.

4. Порядок созыва, подготовки и проведения заседания, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия в работе заседания комиссий, фракций, должностных лиц сельской, поселковой администрации, депутатов других органов местного самоуправления, органов государственной власти и местного государственного управления, представителей общественности, населения, а также правила организационно - технического обеспечения работы заседания устанавливаются Регламентом.

Глава VII

Деятельность сельского, поселкового Совета

по осуществлению регулирования и контроля

вопросов местного самоуправления

Статья 20. Принятие сельским, поселковым Советом решений, регулирующих осуществление функций местного самоуправления

1. Сельский, поселковый Совет ежегодно утверждает бюджет сельсовета, поссовета и отчет об его исполнении путем принятия соответствующего решения. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета осуществляется в соответствии с законами Республики Башкортостан.

2. Планы и программы экономического и социального развития сельсовета, поссовета утверждаются решениями сельского, поселкового Совета по представлению главы сельской, поселковой администрации. Изменения и дополнения в утвержденные планы и программы вносятся решениями сельского, поселкового Совета по представлению главы сельской, поселковой администрации.

Сельский, поселковый Совет принимает комплексный план экономического и социального развития сельсовета, поссовета, а также программы по отдельным направлениям развития сельсовета, поссовета или по группам взаимосвязанных вопросов и направлений.

К числу программ, принимаемых в обязательном порядке, относятся ________________________________________________________ (программы приватизации муниципальной собственности, программы проведения земельной реформы, программы социальной помощи населению, программы по улучшению состояния окружающей природной среды, программы по охране общественного порядка и др).

В обоснованиях к программам и планам указываются источники финансирования планов или программ, их достаточность для покрытия расходов по выполнению плана или программы.

Планы и программы, утвержденные сельским, поселковым Советом, ежегодно учитываются при составлении бюджета сельсовета, поссовета с указанием финансовых средств, выделяемых для выполнения мероприятий, предусмотренных данным планом или программой.

Если программа или план принимается сельским, поселковым Советом в качестве части соответствующей программы Республики Башкортостан, то должно быть указано в решении сельского, поселкового Совета об утверждении программы или плана и рассмотрен вопрос об участии вышестоящих бюджетов в финансировании мероприятий программы или плана, связанных с участием сельсовета, поссовета в ее осуществлении.

Если инициатива принятия той или иной программы или плана исходит от комиссии, группы депутатов, депутата сельского, поселкового Совета, то сельский, поселковый Совет, принимая решение в поддержку этой инициативы, предусматривает в нем поручение сельской, поселковой администрации о разработке такой программы или плана и представлении проекта сельскому, поселковому Совету в установленный им срок.

3. Сельский, поселковый Совет утверждает по представлению главы сельской, поселковой администрации Генеральный план сельсовета, поссовета сроком от 5 до 15 лет и не реже чем через каждые 5 лет рассматривает и решает вопрос об изменении и дополнении Генерального плана. Генеральный план сельсовета, поссовета не должен противоречить законодательству и имеет обязательную силу для всех организаций, расположенных на территории сельсовета, поссовета, а также граждан при осуществлении индивидуального строительства. Программы и планы, утвержденные сельским, поселковым Советом по вопросам использования земель, застройки, развития, охраны и улучшения состояния окружающей природной среды, капитального строительства и по другим вопросам, не должны противоречить Генеральному плану сельсовета, поссовета. В противном случае программа или план считаются недействительными в части, противоречащей Генеральному плану.

4. Сельский, поселковый Совет может принимать решения о передаче отдельных своих полномочий, кроме исключительных, другим органам местного самоуправления в сельсовете, поссовете, органам государственной власти и местного государственного управления.

Решения, принимаемые сельским, поселковым Советом по вопросам его компетенции, не могут ограничивать установленные законом права и свободы граждан, организаций и объединений.

Статья 21. Контрольная деятельность сельского, поселкового Совета

1. Сельский, поселковый Совет осуществляет контроль за деятельностью всех органов и должностных лиц местного самоуправления. Объектом контроля являются выполнение бюджета сельсовета, поссовета, планов и программ экономического и социального развития сельсовета, поссовета, решений сельского, поселкового Совета, а также соответствие актов органов и должностных лиц местного самоуправления требованиям законодательства. Порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается решением сельского, поселкового Совета. Результаты контрольной деятельности сельсовета, поссовета заслушиваются и утверждаются им на заседаниях.

2. Сельский, поселковый Совет вправе осуществлять контроль за выполнением организациями, находящимися на территории сельсовета, поссовета, правил о размещении организаций на подведомственной территории, за соблюдением правил пользования природными ресурсами, экологических, санитарных, строительных и других норм, договорных обязательств, связанных с деятельностью органов местного самоуправления, о проведении мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия.

3. В своей контрольной деятельности сельский, поселковый Совет опирается на участие депутатов, комиссий, других органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, и населения.

Сельский, поселковый Совет вправе создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские проверки.

4. Глава сельской, поселковой администрации в своей деятельности подотчетен сельскому, поселковому Совету.

Глава VIII

Постоянные комиссии сельского, поселкового Совета

Статья 22. Порядок формирования постоянных комиссий сельского, поселкового Совета

1. По отдельным направлениям своей деятельности сельский, поселковый Совет может избирать постоянные комиссии.

2. Решение об избрании постоянных комиссий принимается сельским, поселковым Советом на его заседаниях в порядке, предусмотренном законодательством о местном самоуправлении и настоящим уставом.

Статья 23. Функции и полномочия постоянных комиссий сельского, поселкового Совета

Функции и полномочия постоянных комиссий определяю“ся положениями о комиссиях, принимаемыми сельским, поселковым Советом.

Статья 24. Организация работы постоянных комиссий сельского, поселкового Совета

1. Организация работы постоянных комиссий определяется положениями о комиссиях.

2. Комиссии сельского, поселкового Совета отчитываются перед сельским, поселковым Советом на его заседаниях о своей деятельности. Отчеты комиссий заслушиваются по мере необходимости с тем условием, что за период полномочий сельского, поселкового Совета будут заслушаны отчеты всех его комиссий.

Раздел третий

СЕЛЬСКАЯ, ПОСЕЛКОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Глава IX

Структура сельской, поселковой администрации

Статья 25. Сельская, поселковая администрация - исполнительный орган местного самоуправления

Сельская, поселковая администрация является исполнительным органом местного самоуправления и действует под непосредственным руководством главы сельской, поселковой администрации.

Статья 26. Система сельской, поселковой администрации

1. В систему сельской, поселковой администрации входят:

глава сельской, поселковой администрации;

заместители главы сельской, поселковой администрации:

в сфере финансово - экономической деятельности: _____________ _________________________________________________________________;

в сфере коммунально - бытового обслуживания: ________________ _________________________________________________________________;

в сфере социального обслуживания, социальной политики и охраны окружающей среды: _________________________________________ _________________________________________________________________;

в области охраны порядка и безопасности: ____________________ _________________________________________________________________;

аппарат сельсовета, поссовета: ______________________________ _________________________________________________________________;

структурные подразделения сельской, поселковой администрации: _________________________________________________________________.

2. В пределах бюджетного финансирования на обеспечение деятельности сельской, поселковой администрации глава сельской, поселковой администрации вправе создавать иные структурные подразделения для выполнения возложенных на него функций, а также реорганизовывать и ликвидировать существующие.

Статья 27. Структурные подразделения сельской, поселковой администрации

1. К структурным подразделениям сельской, поселковой администрации относятся: _________________________________________ _________________________________________________________________.

2. Структура указанных в пункте 1 подразделений определяется (варианты: главой сельской, поселковой администрации; руководителем структурного подразделения по согласованию с главой сельской, поселковой администрации; руководителем структурного подразделения самостоятельно) ___________________________________.

3. Функции и полномочия структурных подразделений сельской, поселковой администрации, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми главой сельской, поселковой администрации.

Глава Х

Глава сельской, поселковой администрации

Статья 28. Глава сельской, поселковой администрации - высшее должностное лицо сельской, поселковой администрации

1. Глава сельской, поселковой администрации сельсовета, поссовета является высшим должностным лицом в системе администрации сельсовета, поссовета и осуществляет на принципе единоначалия руководство работой администрации сельсовета, поссовета (варианты: на постоянной основе, на непостоянной основе).

2. Глава сельской, поселковой администрации избирается населением (варианты: путем всеобщего равного и прямого тайного голосования, сходом (собранием) граждан, сельским, поселковым Советом из числа депутатов) _____________________________________.

3. Все структурные подразделения сельской, поселковой администрации находятся в подчинении главы сельской, поселковой администрации, а их руководители подотчетны ему и перед ним ответственны за свою деятельность.

4. Глава сельской, поселковой администрации несет персональную ответственность за организацию деятельности сельской, поселковой администрации (за работу кадровой службы, за состояние работы с обращениями граждан и др. ______________________________).

5. По вопросам своей компетенции, установленной законодательством Республики Башкортостан, а также настоящим уставом, глава сельской, поселковой администрации издает акты. Акты главы сельской, поселковой администрации, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития сельсовета, поссовета, охраны общественного порядка, использования муниципальной собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме постановлений.

Постановления главы сельской, поселковой администрации должны быть доведены до сведения населения в полном объеме или в изложении, а постановления, затрагивающие права граждан, - в полном объеме.

6. Полномочия главы сельской, поселковой администрации могут быть прекращены досрочно в случаях и в порядке, установленном законодательством.

7. Статус, гарантии и срок полномочий главы сельской, поселковой администрации устанавливаются в соответствии с законами Республики Башкортостан.

Статья 29. Заместители главы сельской, поселковой администрации

1. Глава сельской, поселковой администрации вправе передать своим заместителям осуществление отдельных своих полномочий.

Не подлежат передаче следующие полномочия главы сельской, поселковой администрации: ________________________________________ __________________________________________________________________

2. Распределение обязанностей между заместителями устанавливается распоряжением главы сельской, поселковой администрации.

По вопросам своего ведения заместители главы сельской, поселковой администрации издают распоряжения, обязательные к исполнению соответствующими структурными подразделениями и должностными лицами сельской, поселковой администрации.

Раздел четвертый

СЛУЖАЩИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава XI

Служащие органов местного самоуправления

Статья 30. Служба в сельском, поселковом Совете

1. Работниками сельского, поселкового Совета признаются лица, зачисленные в его штат как на полную ставку, так и на часть ставки.

2. В состав служащих сельского, поселкового Совета входят:

управляющий делами;

специалисты.

Статья 31. Служба в сельской, поселковой администрации

1. Работниками сельской, поселковой администрации признаются лица, зачисленные в штат администрации и ее структурных подразделений как на полную ставку заработной платы, так и на часть ставки.

2. В состав служащих сельской, поселковой администрации входят:

заместители главы сельской, поселковой администрации;

управляющий делами;

руководители структурных подразделений сельской, поселковой администрации и их заместители;

специалисты: консультанты, инспекторы, инструкторы, инженеры и иные должностные лица.

Статья 32. Порядок замещения должностей руководителей сельской, поселковой администрации и ее структурных подразделений

1. В случае досрочного прекращения полномочий главы сельской, поселковой администрации его функции со времени прекращения полномочий до вступления в должность нового главы сельской, поселковой администрации осуществляет ___________________________.

2. Заместители главы сельской, поселковой администрации назначаются и освобождаются главой сельской, поселковой администрации (варианты: самостоятельно; по согласованию с сельским, поселковым Советом).

3. Руководители структурных подразделений сельской, поселковой администрации назначаются и освобождаются главой сельской, поселковой администрации.

Статья 33. Порядок замещения должностей специалистов органов местного самоуправления

1. Специалисты сельской, поселковой администрации назначаются главой сельской, поселковой администрации (вариант: по конкурсу).

2. Специалисты сельского, поселкового Совета назначаются председателем сельского, поселкового Совета (вариант: по конкурсу).

3. __________________________________________________________ __________________________________________________________________ (вариант для иных органов местного самоуправления).

Статья 34. Срочный трудовой договор (контракт)

1. При назначении лица на должность управляющего делами, заместителя главы сельской, поселковой администрации, руководителя структурного подразделения с ним заключается срочный трудовой договор (контракт).

2. Обязательными элементами содержания срочного трудового договора (контракта) являются: перечень основных должностных обязанностей, оплата и условия труда, а также возможность выплаты дополнительного вознаграждения, получение определенных льгот, основания для расторжения договора, _____________________________.

Статья 35. Прекращение трудовых отношений служащего органа местного самоуправления

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Башкортостан трудовой договор может быть прекращен:

по соглашению сторон;

по инициативе работника;

по инициативе работодателя;

по истечении срока;

по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон;

по основаниям, предусмотренным в контракте.

Раздел пятый

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСОВЕТА, ПОССОВЕТА В

ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава XII

Местный референдум и сход граждан

Статья 36. Местный референдум и его назначение

1. Местный референдум проводится для решения непосредственно населением сельсовета, поссовета наиболее важных вопросов местного значения.

2. Решения, принятые путем местного референдума, обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления и организациями, расположенными на территории сельсовета, поссовета, а также гражданами. Они могут быть отменены и изменены только посредством референдума.

3. Порядок подготовки и проведения референдума должен соответствовать Закону Республики Башкортостан “О местном референдуме в Республике Башкортостан“.

Статья 37. Сход (собрание) граждан

1. В сельсовете, поссовете для решения вопросов местного значения созываются сходы (собрания) граждан.

2. Порядок созыва и проведение схода граждан, принятия и изменения его решений осуществляются в соответствии с Законом Республики Башкортостан “О сходах (собраниях) граждан в Республике Башкортостан“.

Глава XIII

Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления

Статья 38. Выборы депутатов сельского, поселкового Совета

Выборы депутатов сельского, поселкового Совета проводятся в соответствии с Кодексом Республики Башкортостан о выборах.

Статья 39. Выборы главы сельской, поселковой администрации

Выборы главы сельской, поселковой администрации проводятся в соответствии с Кодексом Республики Башкортостан о выборах.

Глава XIV

Иные формы непосредственного участия населения

сельсовета, поссовета в осуществлении местного

самоуправления

Статья 40. Общественные советы

1. Общественные советы формируются при органах и должностных лицах местного самоуправления.

2. Порядок формирования, организация деятельности и полномочия общественных советов устанавливаются их образовавшими органами и должностными лицами местного самоуправления.

Статья 41. Коллективные обращения граждан

Жителям сельсовета, поссовета обеспечивается право на коллективные обращения в сельский, поселковый Совет и сельскую, поселковую администрацию по вопросам их ведения.

Коллективное обращение может иметь своей целью:

внесение в сельский, поселковый Совет или главе сельской, поселковой администрации предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов населения и относящихся к их компетенции;

возбуждение в установленном порядке процедуры отзыва депутата сельского, поселкового Совета;

возбуждение в установленном порядке процедуры отзыва главы сельской, поселковой администрации;

внесение на сходы (собрания) граждан отчета сельского, поселкового Совета или главы сельской, поселковой администрации соответственно о работе сельского, поселкового Совета и главы сельской, поселковой администрации, докладов этих органов о состоянии природной среды, перспективах развития сельсовета, поссовета, состоянии борьбы с преступностью и других вопросов.

Статья 42. Право граждан присутствовать на заседании сельского, поселкового Совета

Доступ жителей на заседания сельского, поселкового Совета свободный, кроме случаев, когда сельский, поселковый Совет проводит закрытое заседание.

Если помещение, в котором проводится заседание, не может вместить всех желающих присутствовать, организуется прямая трансляция заседания.

Статья 43. Право гражданина быть выслушанным сельским, поселковым Советом или должностным лицом, компетентным принять решение по поводу его жалобы

Гражданин, подавший жалобу в связи с нарушением его законных прав и интересов на территории сельсовета, поссовета, относящихся к ведению местного самоуправления, вправе быть выслушанным сельским, поселковым Советом или должностным лицом, компетентным принять решение по его жалобе.

Статья 44. Право граждан на получение информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

Каждый житель сельсовета, поссовета вправе получать информацию, касающуюся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также о принятых ими решениях, постановлениях и других актах.

Глава XV

Система и организация территориального общественного

самоуправления в сельсовете, поссовете

Статья 45. Система территориального общественного самоуправления в сельсовете, поссовете

1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется либо непосредственно населением соответствующей территории сельсовета, поссовета, либо через создаваемый им орган территориального общественного самоуправления.

2. Органами территориального общественного самоуправления на территории сельсовета, поссовета являются домовые (квартальные, уличные) комитеты, комитеты общественного самоуправления в микрорайонах, населенных пунктах или иных территориях сельсовета, поссовета в соответствии со схемой (приложение 2).

Статья 46. Порядок создания органов территориального общественного самоуправления

Органы территориального общественного самоуправления создаются населением соответствующей территории сельсовета, поссовета путем (варианты: референдума; схода (собрания) граждан).

Статья 47. Полномочия органов территориального общественного самоуправления

Полномочия органа территориального общественного самоуправления устанавливаются с их согласия на основании актов органов местного самоуправления или договоров и закрепляются в его уставе.

Органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию обязательных для исполнения органами местного самоуправления, гражданами, организациями актов.

Статья 48. Контроль органов местного самоуправления за деятельностью органов территориального общественного самоуправления

1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе обращаться к органу территориального общественного самоуправления с требованием об отмене или изменении не позднее чем __________ его решения, не соответствующего законодательству. В случае отказа органа территориального общественного самоуправления отменить или изменить свое решение органы местного самоуправления отменяют указанное решение органа территориального общественного самоуправления, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Раздел шестой

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ

ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава XVI

Формы ответственности органов и должностных

лиц местного самоуправления

Статья 49. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством, населением сельсовета, поссовета, физическими и юридическими лицами.

2. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления законодательства и настоящего устава.

3. Ответственность перед населением сельсовета, поссовета наступает в случае утраты органами и должностными лицами местного самоуправления доверия со стороны населения сельсовета, поссовета.

4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном законодательством.

Статья 50. Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением сельсовета, поссовета реализуется в форме права на выражение недоверия соответствующим органам и должностным лицам, права отзыва депутата сельского, поселкового Совета, досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового Совета или главы сельской, поселковой администрации.

2. В случае принятия органом или должностным лицом местного самоуправления неправомерного решения оно может быть обжаловано в суд.

Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействий органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается ими на основании судебного решения.

Глава XVII

Выражение недоверия, отзыв и досрочное прекращение

полномочий органов и должностных лиц местного

самоуправления

Статья 51. Выражение недоверия органам и должностным лицам местного самоуправления

Вопрос о выражении населением недоверия органу или должностному лицу местного самоуправления вносится и рассматривается в порядке, установленном (варианты: Законом Республики Башкортостан “О местном референдуме в Республике Башкортостан“; Законом Республики Башкортостан “О сходах (собраниях) граждан в Республике Башкортостан“; законами Республики Башкортостан “О местном референдуме в Республике Башкортостан“ или “О сходах (собраниях) граждан в Республике Башкортостан“).

Статья 52. Отзыв депутата сельского, поселкового Совета

_________________________________________________________________.

Статья 53. Досрочное прекращение полномочий сельского, поселкового Совета

_________________________________________________________________.

Статья 54. Досрочное прекращение полномочий главы сельской, поселковой администрации

__________________________________________________________________ _________________________________________________________________.

Примечание. Условия и процедуры отзыва и досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть установлены в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.

Раздел седьмой

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава XVIII

Порядок принятия и изменения Устава

сельсовета, поссовета

Статья 55. Принятие устава сельсовета, поссовета

1. Устав сельсовета, поссовета принимается непосредственно населением (варианты: референдумом; сходом (собранием) граждан; сельским, поселковым Советом);

2. Для подготовки проекта устава сельским, поселковым Советом создается постоянная комиссия, в состав которой входят: __________________________________________________________________.

3. Право внесения проекта устава сельсовета, поссовета имеют:

члены местного сообщества, обладающие избирательным правом или их группы;

депутаты представительного органа местного самоуправления;

органы местного самоуправления.

Проект устава вносится в комиссию по подготовке проекта. Отказ от вынесения проекта на голосование возможен лишь в случае его несоответствия законодательству.

Статья 56. Внесение изменений в Устав сельсовета, поссовета

Вариант для устава, принятого сельским, поселковым Советом:

изменения и дополнения в устав сельсовета, поссовета принимаются сельским, поселковым Советом на его заседании большинством голосов не менее (варианты: 1/2; 2/3) депутатов. При этом заседание сельского, поселкового Совета считается правомочным, если на нем присутствовало не менее (варианты: 1/2; 2/3) депутатов;

вариант для устава, принятого местным референдумом:

изменения и дополнения в устав принимаются местным референдумом;

вариант для устава, принятого на сходе (собрании) граждан:

изменения и дополнения в устав принимаются на сходе (собрании) граждан.

Вариант.

Принят местным референдумом жителей _____________ сельсовета, поссовета ______________________ района Республики Башкортостан “___“ ________________ 19___г.

Председатель комиссии местного референдума _______ (подпись).

Секретарь комиссии местного референдума __________ (подпись).

Вариант.

Принят на сходе (собрании) жителей ______________ сельсовета, поссовета _________________________ района Республики Башкортостан “___“______________ 19___г.

Председатель схода (собрания) ___________________(подпись)

Секретарь схода (собрания) _________________(подпись)

Вариант.

Принят _________________________ сельским, поселковым Советом ____________________________________района Республики Башкортостан “___“________________ 19___ г.

Председатель Совета ___________________(подпись)