Российские законы

Постановление Правительства РБ от 01.09.2003 N 209 “Об утверждении концепции системы охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан“

Начало действия документа - 01.09.2003.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2003 г. N 209

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

С целью сохранения уникальных природных комплексов и объектов Республики Башкортостан и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях“, Законом Республики Башкортостан “Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан“ Правительство Республики Башкортостан постановляет:

Утвердить прилагаемую концепцию системы охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан, разработанную Министерством природных ресурсов Республики Башкортостан, Уфимским научным центром Российской академии наук, Академией наук Республики Башкортостан и Всемирным фондом дикой природы (WWF).

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ

Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 1 сентября 2003 г. N 209

КОНЦЕПЦИЯ

СИСТЕМЫ ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Содержание

1. Общие положения

1.1. Термины и определения

1.2. Цель и задачи концепции СОПТ в Республике Башкортостан

2. Цель и предпосылки создания СОПТ в Республике Башкортостан

2.1. Цель создания СОПТ

2.2. СОПТ в Республике Башкортостан как часть системы обеспечения экологической стабильности в Российской Федерации и мире

2.3. Международные решения, касающиеся СОПТ, как одно из оснований ее создания в республике

3. Методологические основы создания СОПТ в Республике Башкортостан

3.1. Общие положения

3.2. Принципы формирования СОПТ

3.3. Пространственно-функциональная структура СОПТ

3.3.1. Ядра экологического каркаса (ключевые природные территории)

3.3.2. Природные территории целевой охраны

3.3.3. Экологические коридоры (транзитные территории)

3.3.4. Буферные зоны

4. Основы управления СОПТ в Республике Башкортостан

4.1. Планирование и формирование СОПТ

4.2. Полномочия органов государственной власти в сфере управления СОПТ в Республике Башкортостан

4.3. Обеспечение функционирования СОПТ

4.4. Общественная поддержка территориальной охраны природы

5. Механизмы реализации концепции СОПТ в Республике Башкортостан

5.1. Правовые механизмы

5.2. Организационные механизмы

5.3. Научно-методические механизмы

5.4. Экономические механизмы

5.5. Социальные механизмы

1. Общие положения

Охраняемые природные территории Республики Башкортостан, связанные с ними естественные экологические системы и их биологическое разнообразие представляют собой бесценное природное наследие как Республики Башкортостан, так и Российской Федерации и всего мира, незаменимый источник материальных ресурсов и необходимое условие поддержания благоприятной окружающей среды. Охраняемые природные территории играют огромную роль в обеспечении экологической безопасности в Республике Башкортостан.

Концепция системы охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан (далее - концепция) обобщает принципы формирования и развития базы территориальной охраны природы за счет устойчивого функционирования системы охраняемых природных территорий в республике.

Концепция направлена на объединение и развитие апробированных и новых принципов территориальной охраны природы.

Правовую базу концепции составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях“, Закон Республики Башкортостан “Об особо охраняемых
природных территориях в Республике Башкортостан“, республиканская комплексная программа “Экологическая безопасность Республики Башкортостан на 2001 - 2005 годы“, федеральные и республиканские законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области охраняемых природных территорий, лесных, земельных и водных отношений, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, а также Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 440 “О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию“, Экологическая доктрина России, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р.

1.1. Термины и определения

Территориальная охрана природы - деятельность, направленная на сохранение и восстановление природных территорий, их биологического разнообразия и основных экологических свойств, в том числе способности к саморегуляции, на основе введения особых режимов природопользования.

Природные территории - участки земли, водные объекты и воздушное пространство над ними, структура, функционирование и состояние большинства природных комплексов которых в большей или в существенной части определяются естественными процессами.

Экологический каркас региона - совокупность природных территорий, обеспечивающих стабильность природных условий региона, в том числе сохранение биологического разнообразия.

Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - природные территории, для которых режим особой охраны установлен в соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях“, Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан “Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан“.

Охраняемые природные территории (далее - ОПТ) - природные территории, выделенные в целях охраны природы, для которых установлен особый режим природопользования и охраны (особо охраняемые природные территории, леса различных категорий защитности, особо защитные участки леса, защитные участки, выделенные для охраны объектов животного
мира, природные ландшафты в границах историко-культурных музеев-заповедников, зарезервированные под ООПТ территории, противоэрозионные леса и полезащитные полосы, водно-болотные угодья, имеющие международное значение, водоохранные зоны водных объектов, иные земли, выполняющие природоохранные функции и др.).

Система охраняемых природных территорий (далее - СОПТ) (экологическая сеть) - комплекс функционально и территориально взаимосвязанных охраняемых природных территорий, организованных с учетом природных, этнокультурных и социально-экономических особенностей региона в целях сохранения, восстановления и поддержания естественного баланса окружающей среды, биологического и ландшафтного разнообразия.

Экорегион - часть территории (природная зона), характеризующаяся общностью условий природной среды, динамики природных комплексов и видового состава биоразнообразия, границы которой определяются физико-географическими условиями, естественным распространением биологических видов, устойчивым сочетанием экосистем, взаимосвязанных в пространстве. В Республике Башкортостан три экорегиона: Предуралье, горно-лесная зона, Зауралье.

1.2. Цель и задачи концепции СОПТ в

Республике Башкортостан

Цель концепции - определение базовых понятий, принципов, стратегических задач и механизмов их реализации, создающих основу для планирования и принятия управленческих решений в области территориальной охраны природы Республики Башкортостан.

Задачами концепции являются:

определение принципов и механизмов формирования СОПТ;

определение принципов управления СОПТ;

разработка стратегии и плана действий по созданию и управлению СОПТ на современном этапе развития республики.

Положения концепции должны приниматься во внимание:

при разработке нормативных и иных документов в сфере охраны окружающей среды, природопользования, территориального планирования и развития производительных сил;

при принятии управленческих решений в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

2. Цель и предпосылки создания СОПТ в

Республике Башкортостан

2.1. Цель создания СОПТ

СОПТ в Республике Башкортостан создается с целью решения следующих задач:

поддержание экологических системных процессов и равновесия на экорегиональном уровне;

содействие устойчивому использованию биологических ресурсов, сохранению и восстановлению многообразия используемых биологических ресурсов;

сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

обеспечение совместимости достижения
целей сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, разумное сочетание устойчивого использования природных ресурсов и социально-экономического развития республики;

создание условий для сохранения этнокультурных ценностей, в первую очередь традиционного природопользования коренного населения Республики Башкортостан.

2.2. СОПТ в Республике Башкортостан как часть

системы обеспечения экологической стабильности

в Российской Федерации и мире

Охраняемые природные территории Республики Башкортостан представляют собой важнейший фактор экологической стабильности не только в республике, но и в Российской Федерации, Северной Евразии и мире. По площади, занимаемой ОПТ, и уровню развития природоохранной науки и практики Республика Башкортостан является одним из лидеров в Российской Федерации.

В настоящее время в республике существует ряд благоприятных предпосылок для развития территориальной охраны природы:

в горно-лесной зоне, играющей особую роль в поддержании гидрологического режима рек и биологического разнообразия, сохранены возможности естественной саморегуляции экосистем;

в степной и лесостепной зонах, благодаря сложному рельефу, сохранились значительные площади степных экосистем с высоким биологическим разнообразием;

национальной традицией народов Республики Башкортостан является неистощительное природопользование - коневодство и пчеловодство;

сформировалось природоохранное направление в науке, имеется высокий научный потенциал в институтах Академии наук Республики Башкортостан, Уфимского научного центра Российской академии наук и в вузах республики;

Президентом Республики Башкортостан М.Г.Рахимовым подписан государственный документ “Дар Земле“ - обязательство перед Всемирным фондом дикой природы (WWF) содействовать расширению площади ОПТ республики;

доля ОПТ приближается к 9% территории Республики Башкортостан;

создана законодательная база в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в том числе в области охраняемых природных территорий, что позволяет развивать ОПТ различных категорий и формировать СОПТ.

Республика Башкортостан готова и впредь поддерживать экологическую ценность и целостность своих природных территорий, оказывая тем самым экологические услуги глобального характера, и рассчитывает на продолжение содействия ей в
этом со стороны мирового сообщества. При осуществлении международного сотрудничества в области территориальной охраны природы Республика Башкортостан исходит из того, что вложение средств в сохранение ее природы - это вклад в обеспечение экологического благополучия Российской Федерации и всей планеты.

СОПТ в Республике Башкортостан должна рассматриваться и развиваться как составная часть общероссийской и общеевропейской экологической сети, обеспечивающая сохранение природных объектов международного значения.

2.3. Международные решения, касающиеся СОПТ, как одно

из оснований ее создания в республике

Структурная и функциональная непрерывность являются обязательными условиями создания экологических сетей в мире и прежде всего в европейских странах.

План реализации решений Всемирного саммита по окружающей среде (Йоханнесбург, 2002 год) предусматривает среди приоритетных действий, которые все страны должны предпринять до 2010 года для снижения современных темпов потери биоразнообразия, обеспечение развития национальных и региональных экологических сетей.

Требование развития СОПТ является также одной из главных составляющих Конвенции о биологическом разнообразии (ратифицирована Россией в 1995 году). ОПТ рассматриваются не только как основа сохранения биоразнообразия, но и как основа обеспечения устойчивого использования биологических ресурсов.

Основные принципы создания СОПТ в виде общих положений содержатся в Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия (подписана Россией в 1995 году) и разработаны в виде конкретных рекомендаций Европейского союза.

Основной целью создания общеевропейской экологической сети является обеспечение оптимальных условий для сохранения экосистем, видов животных и растений, мест их обитания и ландшафтов международной значимости.

3. Методологические основы создания СОПТ в

Республике Башкортостан

3.1. Общие положения

Способность естественных экологических систем к саморегуляции обеспечивает экологическую стабильность на всех уровнях сохранения биоразнообразия, от локального до глобального, и создает тем самым возможность устойчивого развития человечества.

В основе способности экосистем к саморегуляции лежит сложившееся в
ходе эволюции биологическое разнообразие. Для его поддержания экосистемы должны быть функционально связаны между собой и составлять единый экологический каркас.

Резервы саморегуляции природных сообществ небезграничны. При превышении допустимого предела нагрузки на экосистему она разрушается и превращается в фактор дестабилизации экологической обстановки. Восстановление природных экосистем намного дороже, чем поддержание их существования. Экономически целесообразным является обеспечение неистощительного использования и охрана естественных экосистем Республики Башкортостан. На практике это достигается путем создания СОПТ.

Отдельные ОПТ и СОПТ в целом обеспечивают выполнение важных социальных функций:

резервирование и восстановление возобновимых природных ресурсов;

сохранение природного и этнокультурного наследия, биологического и ландшафтного разнообразия;

стимулирование экологического образования и просвещения;

мониторинг состояния окружающей среды в целях информационного обеспечения долгосрочного неистощительного природопользования;

создание комфортной среды обитания людей и обеспечение их рекреационных потребностей, включая экологический туризм.

3.2. Принципы формирования СОПТ

Планирование, создание и управление СОПТ в Республике Башкортостан основываются на следующих принципах:

репрезентативность - СОПТ должна адекватно отражать структуру естественного биологического и ландшафтного разнообразия республики;

самодостаточность (экологическая устойчивость) - структура СОПТ должна обеспечивать ее нормальное (естественное) функционирование на протяжении неограниченно длительного времени с учетом перспектив хозяйственного развития региона;

иерархичность - устойчивое функционирование СОПТ достигается благодаря наличию имеющих самодостаточное природоохранное значение экорегионов, входящих в ее состав;

многообразие элементов СОПТ - в соответствии с многообразием функций СОПТ в ней должны быть представлены природные территории с различными режимами охраны и использования;

социальная эффективность - СОПТ должна содействовать созданию экологических условий для устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан и ее экорегионов;

правовая обеспеченность - планирование СОПТ осуществляется на основе действующего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан. Подготовка схемы размещения СОПТ сопровождается анализом соответствующей нормативной правовой базы функционирования СОПТ и, при необходимости, разработкой предложений
по ее совершенствованию. Схема размещения СОПТ и любые ее дальнейшие изменения подлежат утверждению в установленном порядке;

координация планирования СОПТ, четкое распределение обязательств по ее созданию и поддержанию - должны быть обеспечены условия для согласованного принятия решений о планировании и создании СОПТ и ее функциональных элементов, находящихся в ведении различных субъектов управления;

привлечение внебюджетных источников финансирования - должно быть обеспечено достаточное финансирование мероприятий по формированию и развитию СОПТ, для чего предусматривается привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников, включая средства от реализации товаров (работ, услуг), связанных с функционированием ОПТ (рекреационная деятельность, заготовка лекарственного сырья, коммерческая охота и рыбная ловля, производство сельскохозяйственных экологически чистых продуктов), а также арендных и иных платежей за пользование природными ресурсами на этих территориях, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Дальнейшее развитие СОПТ и внесение в нее изменений осуществляется республиканскими органами государственной власти на основе научных обоснований и заключений специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.

3.3. Пространственно-функциональная структура СОПТ

СОПТ формируется на основе природных территорий трех типов:

особо охраняемые природные территории федерального, республиканского и местного значения и их охранные зоны, созданные и функционирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан об особо охраняемых природных территориях;

иные охраняемые природные территории с установленным специальным режимом использования и охраны, выделенные в соответствии с нормами федерального и республиканского лесного, земельного, водного законодательства и законодательства о животном мире;

ценные природные территории с высоким природоохранным значением, не имеющие на момент формирования СОПТ официального статуса ОПТ, но необходимые для обеспечения пространственно-функциональной целостности СОПТ (включаются в нее как подлежащие обязательному резервированию с последующим переводом их в соответствующие
категории ОПТ).

Пространственно-функциональная структура СОПТ должна включать следующие элементы:

ядра экологического каркаса (ключевые природные территории) - крупные охраняемые природные территории, способные обеспечивать поддержание экологического баланса и сохранение естественного уровня биологического и ландшафтного разнообразия;

природные территории целевой охраны - охраняемые природные территории, обеспечивающие сохранение отдельных особо ценных элементов биологического и ландшафтного разнообразия;

экологические коридоры (транзитные территории) - охраняемые или используемые в щадящем режиме природные территории, обеспечивающие необходимые условия для расселения, миграции и генетического обмена популяций и отдельных особей животных и растений;

буферные территории - охраняемые природные территории, защищающие ядра экологического каркаса.

3.3.1. Ядра экологического каркаса

(ключевые природные территории)

В силу своей природоохранной значимости роль ядер экологического каркаса выполняют территории государственных природных заповедников и заповедные (во многих случаях и иные) зоны национальных парков. В некоторых случаях эту функцию могут выполнять государственные природные заказники и природные парки, следование жестким требованиям режимов которых обеспечивает сохранение экосистем в естественном состоянии.

В исключительных случаях роль ядер экологического каркаса выполняют иные особо охраняемые природные территории, зарезервированные территории и лесные массивы, отнесенные к соответствующей категории защитности.

Ядра экологического каркаса включают места обитания животных и произрастания растений, а также ландшафты высокой природоохранной значимости:

представляющие характерные природные и антропогенно-природные типы экосистем;

обеспечивающие поддержание популяций фоновых, характерных, редких и хозяйственно значимых видов животных и растений;

выполняющие средообразующую функцию;

представляющие ценные типичные или уникальные ландшафты.

Управление ключевыми природными территориями заключается в долговременном поддержании естественного хода природных процессов и обеспечении сохранности биологического и ландшафтного разнообразия в их границах.

3.3.2. Природные территории целевой охраны

К природным территориям целевой охраны относятся малые по площади (иногда точечные) ОПТ или природные территории с относительно низким уровнем защищенности (памятники природы, охотничьи заказники, заказники по охране
ресурсов лекарственных растений, особо защитные участки леса, припасечные леса и др.).

Природные территории целевой охраны обеспечивают:

охрану отдельных элементов биологического разнообразия (редкие виды или сообщества) или фрагментов ландшафтного разнообразия;

охрану и рациональное использование природно-ресурсных составляющих экосистем (промысловые животные, лекарственные растения и др.).

Природные территории целевой охраны могут входить в состав экологических коридоров и буферных зон. Причем эти территории повышают репрезентативность СОПТ в охране отдельных элементов биологического и ландшафтного разнообразия даже в тех случаях, если непосредственно не связаны с основными элементами.

В исключительных случаях на больших пространствах с высокой степенью хозяйственной освоенности и фрагментированностью естественных экосистем они могут играть роль ядер экологического каркаса. При этом может быть ужесточен режим охраны или увеличена площадь природных территорий целевой охраны за счет восстановления естественных экосистем.

3.3.3. Экологические коридоры (транзитные территории)

Экологические коридоры (транзитные территории) обеспечивают:

устойчивую связь популяций видов с соответствующими местообитаниями животных и местами произрастания растений достаточной площади;

доступ мигрирующим видам животных к местам зимовки и размножения;

возможность свободного генетического обмена между популяциями;

достаточный для поддержания устойчивого равновесия ландшафтов уровень геохимического обмена.

Экологические коридоры могут быть представлены как едиными, так и фрагментированными природными комплексами, в совокупности устанавливающими взаимосвязь между ядрами экологического каркаса.

Управление экологическими коридорами должно обеспечивать непрерывность экологического пространства. С учетом конкретных географических условий роль экологических коридоров могут выполнять охраняемые природные территории любых категорий.

Исключительную важность приобретает придание охранного статуса природным территориям, играющим значительную транзитную роль, но не имеющим специального режима охраны: сельскохозяйственным и лесным землям с щадящим режимом использования.

При включении в СОПТ экологических коридоров, не имеющих официального режима охраны, они должны быть отнесены к землям природоохранного назначения.

3.3.4. Буферные зоны

Буферные зоны обеспечивают:

защиту ключевых природных территорий и транзитных территорий от негативных внешних воздействий;

увеличение площади ключевых природных территорий и транзитных территорий до оптимальной для обеспечения их функций.

Для каждой буферной зоны с учетом конкретных природных и социально-экономических условий устанавливается специальный режим землепользования.

Функции буферных зон могут выполнять:

охранные зоны заповедников;

некоторые зоны национальных и природных парков;

отдельные государственные природные заказники;

некоторые категории ООПТ республиканского значения;

категории ОПТ, выделенные в соответствии с нормами федерального и республиканского природно-ресурсного законодательства.

4. Основы управления СОПТ в Республике Башкортостан

4.1. Планирование и формирование СОПТ

Планирование СОПТ в целом осуществляется в масштабах экорегионов как элементов естественной структуры Республики Башкортостан. В целях упрощения планировочной и организационной деятельности в сфере СОПТ границы экорегионов проходят по границам соответствующих административно-территориальных единиц Республики Башкортостан.

В каждом экорегионе должна быть создана СОПТ, обеспечивающая долгосрочное поддержание экологического равновесия посредством сохранения экологического каркаса. Планирование СОПТ осуществляется в границах экорегионов Республики Башкортостан в соответствии с их естественной природной структурой, сложившейся в них системой хозяйствования и перспективами их развития. При этом на специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды возлагаются общая координация и организация планирования СОПТ в экорегионах Республики Башкортостан (обеспечение общих методических подходов, согласованный подбор исполнителей, определение сроков работ, составление сводных планов развития СОПТ).

План-схема развития СОПТ в Республике Башкортостан утверждается Правительством Республики Башкортостан. Планирование СОПТ осуществляется в соответствии с состоянием экологического каркаса в экорегионе или отдельных его частях.

В горно-лесной зоне Республики Башкортостан, имеющей особое значение для поддержания экологического баланса (с высоким уровнем естественного биологического разнообразия и сохранившимся экологическим каркасом), необходимые действия по планированию и формированию СОПТ должны включать организацию ООПТ для защиты всех ключевых природных территорий, а также резервирование транзитных территорий в целях предупреждения отрицательных последствий хозяйственного освоения таких регионов.

В Зауралье с сохранившимся экологическим каркасом, где происходит постепенное увеличение антропогенных нагрузок, меры по планированию и формированию СОПТ должны предусматривать выявление и защиту всех элементов экологического каркаса региона.

В Предуралье, где экологический каркас в существенной степени разрушен, необходимы выявление и защита сохранившихся его элементов, разработка мероприятий по восстановлению нарушенных природных объектов.

Выявление природных территорий, нуждающихся во введении на них специальных режимов природопользования и охраны, а также оценка состояния экологического каркаса производятся с учетом природных особенностей экорегионов на основе следующих характеристик:

естественное биологическое и ландшафтное разнообразие, в том числе пространственное распределение его важнейших элементов;

основные направления существующего и перспективного социально-экономического развития региона;

пространственная структура природопользования и тенденции ее изменения;

ранее принятые природоохранные меры, в том числе размещение и эффективность существующих ОПТ.

При планировании СОПТ в пределах экорегионов в обязательном порядке учитывается необходимость выделения территорий общенационального значения, обеспечивающих экологические связи между экорегионами и тем самым целостность СОПТ республиканского, федерального и глобального уровней.

Планирование СОПТ в Республике Башкортостан должно предусматривать согласование с развитием СОПТ в соседних субъектах и Российской Федерации в целом.

Формирование СОПТ должно включать:

инвентаризацию существующих ОПТ в экорегионе и его административно-территориальных составляющих;

выявление, обследование и картирование природных комплексов, отвечающих экологическим критериям ключевых природных территорий, транзитных территорий и буферных зон, но еще не имеющих специального режима охраны;

подготовку и утверждение плана-схемы развития СОПТ - технической документации, содержащей сведения о предлагаемых к созданию новых ОПТ в соответствии с установленными требованиями и нормативами;

принятие необходимых решений по резервированию земельных участков и водных объектов для создания ОПТ;

проведение проектно-изыскательских работ, необходимых для создания ОПТ;

принятие решений о создании новых ОПТ соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления;

введение обременения в виде ограничений природопользования;

включение соответствующих природоохранных ограничений в материалы территориальных комплексных схем, схем землеустройства, лесоустройства, охотоустройства и всех видов градостроительной документации;

подготовку и издание соответствующих нормативных, картографических и иных информационных материалов, освещающих организацию, структуру и состояние СОПТ и ее функциональных элементов.

4.2. Полномочия органов государственной власти в

сфере управления СОПТ в Республике Башкортостан

К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере формирования и управления СОПТ относятся:

участие в подготовке и реализации федеральной политики в данной сфере и соответствующих федеральных программ на территории Республики Башкортостан с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;

разработка и принятие законов Республики Башкортостан, иных нормативных правовых и нормативных документов, регламентирующих деятельность и отношения в сфере СОПТ;

разработка, утверждение и реализация целевых программ Республики Башкортостан в данной сфере;

разработка и утверждение плана-схемы развития СОПТ в границах Республики Башкортостан после согласования с федеральными органами государственной власти;

ведение государственного кадастра ОПТ;

осуществление государственного контроля за состоянием СОПТ и ее элементов в соответствии с установленным порядком;

создание и управление ОПТ, находящихся в собственности Республики Башкортостан, согласование решений о создании федеральных ОПТ;

обеспечение населения Республики Башкортостан достоверной информацией о состоянии и значении СОПТ и ее элементов.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления СОПТ определяются в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

4.3. Обеспечение функционирования СОПТ

Функционирование СОПТ в пределах экорегионов как необходимое условие их долгосрочного устойчивого развития должно быть направлено на сохранение биологического разнообразия, поддержание естественных природных процессов и обеспечение параметров природной среды, соответствующих критериям устойчивости.

Иные, помимо обеспечения режима охраны, функции СОПТ должны осуществляться при наличии дополнительного финансирования соответствующими профильными структурами из любых источников, в том числе специализированными учреждениями по управлению отдельными ОПТ, иными государственными и негосударственными структурами. При осуществлении дополнительных функций СОПТ (экологическое просвещение, экологический мониторинг, проведение научных исследований, экологический туризм и др.) сторонними организациями органы управления СОПТ предоставляют необходимые условия для проведения оговоренных работ.

Изъятие элементов СОПТ или ослабление их режимов допускается лишь в исключительных случаях, установленных в виде закрытого списка в нормативных правовых документах, и при условии обеспечения органами государственной исполнительной власти Республики Башкортостан, инициировавшими изъятие элементов СОПТ или ослабление режима, адекватной компенсации, позволяющей сохранить общие параметры СОПТ. При любых обстоятельствах данное изменение может быть осуществлено только в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан и при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Средства, поступающие в органы управления СОПТ и полученные в результате ее функционирования, могут быть использованы только на дальнейшую реализацию задач СОПТ.

В целях поддержания состояния СОПТ на уровне, позволяющем выполнять функции, установленные органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан в сфере отношений, связанных с формированием и управлением СОПТ, должна проводиться регулярная оценка эффективности ее функционирования.

4.4. Общественная поддержка

территориальной охраны природы

Необходимым условием реализации концепции является осознание населением необходимости охраны природы.

Органы государственной власти должны создавать условия для эффективной общественной поддержки территориальной охраны природы, в том числе:

информировать общество о задачах территориальной охраны природы, “ля решения которых общественная поддержка наиболее важна;

совместно с общественностью формировать организационно-правовую базу общественного участия в территориальной охране природы, включая создание и развитие системы общественного контроля в данной области;

поощрять общественные инициативы и общественное участие в территориальной охране природы.

Действуя в интересах сохранения окружающей среды, общественные организации должны содействовать решению актуальных задач развития и функционирования СОПТ и ее элементов.

5. Механизмы реализации концепции СОПТ

в Республике Башкортостан

Создание СОПТ на основе существующих различных категорий ОПТ подразумевает использование набора взаимодополняющих механизмов.

Основой для их разработки являются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Башкортостан.

5.1. Правовые механизмы

Правовые механизмы реализации концепции подразумевают:

дополнение существующего природоохранного и ресурсного законодательства нормативными правовыми документами, регулирующими деятельность в сфере СОПТ;

создание нормативной базы управления СОПТ в условиях, когда функциональные элементы системы являются объектами различного ведомственного и территориального подчинения;

регламентирование вопросов, связанных с формированием СОПТ, а также установление четкого механизма и процедуры резервирования участков особо ценных природных территорий для последующего включения в СОПТ;

разработку порядка закрепления статуса территорий с введением обременения в виде ограничений на природопользование в земельном кадастре, ведомственных нормативных документах, бассейновых правилах рыболовства и установление ответственности должностных лиц за несоблюдение данного порядка;

внесение в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях“ и Закон Республики Башкортостан “Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан“ предложений об изменениях и дополнениях, уточняющих вопросы образования охранных зон ООПТ, режимов природопользования на землях, включенных в границы национальных парков, без изъятия их у собственников и пользователей.

5.2. Организационные механизмы

Организационные механизмы реализации концепции подразумевают:

заключение соответствующих соглашений между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией о совместной деятельности по созданию и поддержанию СОПТ на основе единых требований;

разработку плана размещения и плана-схемы развития СОПТ в Республике Башкортостан;

внедрение практики обязательной разработки планов управления СОПТ и экорегионами в Республике Башкортостан;

продолжение ревизии существующих ОПТ с целью оценки их состояния и соблюдения требований установленного режима;

обеспечение обозначения ОПТ на местности информационными щитами (знаками);

усиление государственного и общественного экологического контроля за состоянием природных комплексов и соблюдением соответствующего режима на ОПТ.

5.3. Научно-методические механизмы

Научно-методические механизмы реализации концепции подразумевают:

продолжение разработки и уточнения методов планирования СОПТ на основе изучения ее природных комплексов, включая разработку плана-схемы развития и проектирование функциональных элементов СОПТ;

разработку методов эффективного и доступного мониторинга состояния СОПТ и ее отдельных элементов;

разработку методов оценки экологических нормативов, отражающих способности естественных экологических систем к саморегуляции;

разработку и внедрение методик оценки эффективности функционирования СОПТ.

5.4. Экономические механизмы

Экономические механизмы реализации концепции подразумевают:

привлечение средств федерального и республиканского бюджетов, муниципальных образований, международных фондов и других внебюджетных источников для обеспечения надлежащего финансирования деятельности всех элементов СОПТ;

разработку нормативов по экономической оценке СОПТ и ее отдельных элементов;

формирование соответствующей системы налогообложения, в частности, освобождение элементов СОПТ, находящихся в государственной собственности, от уплаты налогов на прибыль, на добавленную стоимость и на пользование природными ресурсами при условии обеспечения на них природоохранной деятельности;

разработку механизмов компенсации при ущемлении интересов природопользователей в ходе формирования СОПТ, а также компенсации в пользу СОПТ при изменении ее структуры или установленных ранее режимов охраны и природопользования;

финансирование компенсационных мероприятий организациями, по инициативе которых приняты предложения об ослаблении охранного режима или сокращении площади элементов СОПТ;

освобождение от платы за землю собственников и пользователей земельных участков, включенных в СОПТ, при условии соблюдения ими всех требований установленного режима охраны и использования природных ресурсов;

интеграцию СОПТ в планы развития на всех уровнях - от республиканского до местного - в качестве неотъемлемой составной части хозяйственной системы, экологически обеспечивающей ее устойчивое развитие.

5.5. Социальные механизмы

Социальные механизмы реализации концепции подразумевают:

вовлечение в процесс принятия решений в области формирования СОПТ на стадии ее планирования всех заинтересованных сторон;

разработку и реализацию программы повышения экологической компетентности и уровня экологической культуры населения;

введение в программы общего и профессионального среднего образования учебных тем, посвященных роли естественных экологических систем в поддержании экологического баланса, в том числе роли СОПТ в Республике Башкортостан и Российской Федерации в обеспечении глобальной экологической стабильности;

введение специальной системы подготовки и переподготовки кадров в сфере управления и развития СОПТ;

разработку и внедрение порядка участия общественности в территориальной охране природы;

разработку и внедрение системы стимулирования заинтересованности местного населения в существовании СОПТ и ее элементов;

ведение пропаганды идей формирования и развития СОПТ как необходимого условия существования нынешнего и будущих поколений.