Российские законы

Отраслевое тарифное соглашение между Минжилкомхозом РБ и Общественной организацией “Профессиональный союз работников ЖКХ Республики Башкортостан“ от 09.12.2004 “По жилищно-коммунальному хозяйству Республики Башкортостан на 2005 - 2007 гг.“

Вступил в силу и действует в соответствии с пунктом 2.2 данного документа.

Прошел регистрацию в Министерстве труда и социальной защиты населения РБ. Регистрационный N 9 от 31.12.2004.

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ “ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН“

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

НА 2005 - 2007 ГГ.

Настоящее Отраслевое тарифное соглашение по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Башкортостан на 2005 - 2007 гг. (в дальнейшем - Соглашение) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, принятым на 2005 - 2007 гг., и направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических
отношений работников и работодателей, обеспечение защиты прав и интересов работников, в целях эффективной работы предприятия.

Сторонами Соглашения являются:

работники отрасли в лице их представителя - общественной организации “Профессиональный союз работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан“ (в дальнейшем - Профсоюз);

работодатели в лице их представителя - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (в дальнейшем - Министерство) в соответствии с делегированными ему полномочиями.

I. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ

Соглашение распространяется:

- на работников и работодателей предприятий, организаций всех форм собственности, профсоюзные организации которых входят в общественную организацию “Профессиональный союз работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан“;

- на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Принятые соглашения и обязательства могут быть дополнены, изменены по согласованию сторон в установленном законодательством порядке.

2.2. Соглашение вступает в силу с 1 января 2005 года и действует по 31 декабря 2007 года.

2.3. Стороны рекомендуют органам местного самоуправления учитывать настоящее Соглашение при рассмотрении деятельности организаций, предприятий отрасли.

2.4. Обеспечение минимальных социальных гарантий, установленных настоящим Соглашением, осуществляется за счет средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - ЖКХ РБ).

2.5. Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров на 2005 - 2007 годы интересы членов профсоюза представляют и защищают профсоюзные комитеты предприятий и организаций.

2.6. Коллективные договоры на 2005 - 2007 годы заключаются на предприятиях и в организациях не позднее 2-х месяцев после вступления Соглашения в силу и могут выходить за рамки его положений только в тех случаях, когда они расширяют права и льготы работников.

В случаях продления срока действия ранее принятого коллективного договора или его действия до определенного срока в коллективные договоры вносятся изменения и дополнения в соответствии с условиями
принятого Соглашения на 2005 - 2007 годы.

2.7. Коллективные договоры, заключенные на предприятиях и в организациях отрасли, независимо от форм собственности, после предварительного согласования в Республиканском комитете Профсоюза регистрируются в органах по труду по месту нахождения предприятий (организаций).

2.8. Лица, по вине которых нарушаются и не выполняются обязательства, предусмотренные настоящим Соглашением, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2.9. Соглашение является обязательным при заключении коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется.

2.10. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.

2.11. В случае истечения срока действия Соглашения, установленные в нем нормы и положения сохраняют силу до заключения нового или изменения действующего Соглашения.

2.12. В случае отсутствия на предприятии коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.

2.13. Соглашение рассылается:

а) предприятиям (организациям) отрасли - Министерством;

б) профсоюзным организациям - Профсоюзом.

III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН

Договаривающиеся стороны обязуются:

3.1. Принимать меры:

- к введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом “О защите прав потребителей“;

- к обеспечению работодателями и профсоюзными организациями выполнения установленных данным Соглашением минимальных социальных льгот и гарантий работникам и их семьям, не ограничивая права работодателей в расширении этих льгот и гарантий в пределах собственных средств предприятия, добиваясь введения последних в коллективные договоры.

3.2. Сотрудничать на паритетных началах при решении отраслевых проблем по защите социально-трудовых прав работников.

3.3. Представлять в Правительство Республики Башкортостан предложения по решению трудовых и социально-экономических вопросов, учитывающих особенности труда и быта работников отрасли.

Министерство:

3.4. Участвует в разработке и содействует реализации республиканских программ и проектов социально-экономического развития и
реформирования жилищно-коммунального хозяйства, укреплению его материально-технической базы.

3.5. Принимает участие в формировании бюджета на 2005 - 2007 годы, способствует обеспечению его исполнения.

3.6. По мере необходимости входит в Правительство Республики Башкортостан с предложениями по решению вопросов стабилизации производства, экономики, а также по защите экономических и трудовых интересов трудящихся отрасли.

3.7. Содействует в своевременном финансировании предприятий, организаций ЖКХ РБ из республиканского и местного бюджетов на оказание адресной социальной поддержки населения, благоустройство населенных пунктов.

3.8. Участвует в решении вопросов снижения диспропорции в оплате труда работников разных подотраслей ЖКХ, содействует организации профессиональной подготовки кадров, в том числе и руководящего состава.

3.9. Обобщает и распространяет опыт работы лучших предприятий отрасли.

3.10. Представляет Профсоюзу необходимую информацию о деятельности предприятий.

3.11. По согласованию привлекает представителей Профсоюза в состав комиссий по организации конкурсов: “На лучшее предприятие по охране труда“; “Лучший рабочий по профессии“ и т.д.

3.12. Способствует созданию благоприятных социально-трудовых отношений на предприятиях, согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.

3.13. При представлении к награждению, заключению и расторжению трудовых договоров с руководителями предприятий учитывает мнение (предложение) Профсоюза.

Профсоюз:

3.14. Способствует реализации данного Соглашения и взаимодействию с работодателями на принципах социального партнерства.

3.15. Оказывает практическую помощь работникам предприятий, первичным профорганизациям в разработке и принятии коллективных договоров.

3.16. Осуществляет контроль и защиту трудовых и социальных гарантий работников отрасли в вопросах оплаты и условий труда, режима труда и отдыха, обеспечения занятости, приема на работу и увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.

3.17. Обобщает и распространяет положительную практику работы предприятий и их профсоюзных органов.

3.18. Осуществляет контроль за исполнением работодателями и профкомами предприятий отрасли Закона Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях“ и добивается
его исполнения на местах.

Министерство и Профсоюз:

3.19. В установленном порядке осуществляют контроль за выполнением данного Соглашения.

3.20. Принимают меры по сохранению и стабилизации работы предприятий отрасли.

IV. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ТРУДЯЩИХСЯ.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

Социально-трудовые отношения на предприятиях (в организациях) определяются на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Генерального соглашения между Правительством Республики Башкортостан, объединением работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, Соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, настоящего Соглашения, а также отраслевых положений и рекомендаций по вопросам условий и оплаты труда.

Министерство:

4.1. В целях повышения социальной защищенности трудящихся обязуется предоставлять Профсоюзу ежеквартальную аналитическую информацию:

- о численности и зарплате работников отрасли;

- о выплате и погашении задолженности по заработной плате.

4.2. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в случае банкротства предприятий отрасли Министерство и Профсоюз будут способствовать соблюдению очередности при распределении имущества должника и в том числе расчетам по заработной плате и выходных пособий.

Руководители (работодатели) предприятий и организаций:

4.3. Заключают коллективные договоры с профсоюзными организациями как представителями работников в организациях и обеспечивают реализацию данных договоров.

4.4. Не реже двух раз в год отчитываются перед работниками, их представителями о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности организации.

4.5. Обеспечивают качественную и своевременную подготовку сведений о стаже и заработке работников для государственного пенсионного обеспечения, включая льготное, а также полное и своевременное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд, ежемесячно информируют застрахованных лиц, работающих у них, о перечисленных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии.

4.6. Совместно с профкомом образуют комиссии по рассмотрению трудовых споров.

4.7. Выделяют в соответствии с коллективными договорами необходимые средства на содержание социальной сферы, садоводческих товариществ, проживание в общежитиях, на
предоставление кредитов, льготных ссуд, сертификатов на строительство или приобретение жилья работникам, состоящим на учете, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

4.8. Учитывают мнение коллектива работников или, по его поручению, выборного профсоюзного органа при принятии решения об изменении подчиненности объектов социально-культурного назначения, при передаче в аренду зданий, помещений, сооружений, оборудования.

4.9. Решение об акционировании, банкротстве предприятий ЖКХ принимать только с учетом мнения сторон, представляющих Соглашение. Не допускать банкротство предприятий ЖКХ, несостоятельность которых связана с задолженностью бюджетов и бюджетных организаций всех уровней.

4.10. В случае угрозы массового увольнения информируют Профсоюз, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Башкортостан не менее чем за три месяца и совместно разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).

Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:

увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

сокращение численности или штата работников организации в количестве:

50 и более человек - в течение 30 календарных дней;

200 и более человек - в течение 60 календарных дней;

500 и более человек - в течение 90 календарных дней;

увольнение работников в количестве 1 процента от общего количества работающих в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата - в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

4.11. Обеспечивают разработку по согласованию с профсоюзным комитетом программ занятости. Предусматривают в них меры:

- создание новых рабочих мест;

- расширение сферы оказываемых услуг;

- развитие подсобно-вспомогательной деятельности;

- перевод работников на режим неполного рабочего времени.

4.12. В коллективных договорах
предусматривают проведение и обеспечение финансирования мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, количества рабочих мест, предоставление работникам льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством, в том числе для самостоятельного поиска работы.

Работодатели и профсоюзные организации предприятий:

Предусматривают в коллективных договорах:

4.13. Реализацию мер по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников.

4.14. Оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставлении дополнительной материальной помощи особо нуждающимся работникам за счет средств предприятия.

4.15. Предоставление высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.

4.16. Увольнение работников - членов профсоюза в связи с сокращением численности штата, недостаточной квалификации, при наличии дисциплинарного взыскания и других нарушениях с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

4.17. Привлечение иностранной рабочей силы осуществлять по согласованию с Профсоюзом.

4.18. Высвобождаемым работникам предприятий-банкротов, а также при ликвидации предприятия или их реорганизации обеспечение преимущественного права трудоустройства (резервирование не менее чем на 70% рабочих мест) на вновь образуемых организациях и предприятиях.

Профсоюз:

4.19. Осуществляет контроль за выполнением руководителями предприятий и организаций законодательства о труде, занятости и пенсионном обеспечении работников.

4.20. За нарушение работодателями законодательства о труде и занятости Профсоюз вносит предложения о расторжении трудовых договоров с руководителями:

- государственных унитарных предприятий (организаций) отрасли и государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства, - министру жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;

- государственных и муниципальных унитарных предприятий - органам, назначившим руководителя, по месту территориального расположения организации и ее подчиненности;

- акционерных обществ - в советы директоров в соответствии с действующим законодательством.

V. В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Министерство:

5.1. Осуществляет отраслевое методическое обеспечение совершенствования организации и нормирования труда.

5.2. Проводит анализ своевременности выплат заработной платы на предприятиях всех форм
собственности.

5.3. В трудовых договорах с руководителями государственных и муниципальных предприятий предусматривает их ответственность за нарушения в организации и оплате труда работников.

5.4. Информирует Профсоюз о проблемах, связанных с финансовым положением в отрасли.

Работодатели:

5.5. Обеспечивают месячную заработную плату работникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособности человека.

5.6. Применяют при установлении тарифной ставки первого разряда (минимальной заработной платы) работникам межотраслевые соотношения и размеры месячных тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий (приложение N 1 к Генеральному соглашению между Правительством Республики Башкортостан, объединением работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан) и размеры минимальной месячной тарифной ставки (оклада) межотраслевых (сквозных) профессий рабочих и должностей служащих (приложение N 2 к Генеральному соглашению между Правительством Республики Башкортостан, объединением работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан).

5.7. Закрепляют в коллективных договорах:

- индексацию заработной платы (в том числе задержанной) в связи с ростом потребительских цен;

- установление дополнительного размера оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах или работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест;

Вид, условия, размер тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат предприятия определяют самостоятельно и фиксируют в коллективных договорах.

5.8. Обеспечивают долю тарифной части в составе заработной платы работников не менее 50%.

5.9. Поэтапно повышают долю заработной платы в себестоимости продукции.

5.10. Выплачивают заработную плату в денежной форме. В исключительных случаях, установленных коллективными договорами, часть заработной платы, но не более 20%, по письменному заявлению работника могут выплачивать товарами, продуктами и услугами, предназначенными для работника либо для членов его семьи, по ценам
не выше рыночных.

5.11. Устанавливают в коллективных договорах соотношение в условиях оплаты труда 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% с самой высокой, не более чем 1:6.

5.12. В целях повышения престижности профессий работников жилищно-коммунальной сферы, их материальной заинтересованности, сокращения текучести кадров продолжить практику выплат вознаграждений за выслугу лет в зависимости от стажа работы. Размер, периодичность и источники указанных выплат определяются предприятием в установленном порядке и отражаются в коллективных договорах.

5.13. Обеспечивают своевременную выплату текущей заработной платы и постепенное погашение сложившейся задолженности по заработной плате в соответствии с графиками, согласованными с профкомами предприятия.

5.14. Обеспечивают реализацию Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 сентября 1999 года N 290 “О временном порядке регулирования оплаты труда на государственных и муниципальных предприятиях Республики Башкортостан, имеющих просроченную задолженность по заработной плате“ на предприятиях всех организационно-правовых форм собственности.

5.15. Время приостановки работником работы ввиду задержки работодателем выплаты ему заработной платы на срок более 15 дней, если работник известил работодателя о начале простоя в письменной форме, оплачивают в соответствии с коллективным договором как простой по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

5.16. Освобождают работника от присутствия на рабочем месте в случае приостановки работником работы ввиду задержки работодателем выплаты ему заработной платы.

5.17. Устанавливают в коллективном договоре размер выплачиваемой работнику денежной компенсации при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, и обеспечивают ее выплату одновременно с выплатой задержанной заработной платы не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в
срок сумм за каждый день просрочки.

5.18. Обеспечивают соблюдение прав и трудовых интересов работников, привлеченных в качестве иностранной рабочей силы в соответствии с действующим законодательством.

Профсоюз:

5.19. Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов силами правовой и технической инспекций труда Профсоюза (в том числе внештатных), профкомитетов предприятий, уполномоченных доверенных лиц профкомитетов.

5.20. Оказывает бесплатную юридическую помощь членам профсоюза по социально-трудовым и иным вопросам, связанными с трудом.

5.21. Обеспечивает первичные профсоюзные организации сведениями по уровню жизни населения, заработной плате, индексу потребительских цен.

5.22. Принимает меры через систему коллективных договоров по соблюдению межотраслевых соотношений и размеров месячных тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий (приложение N 1 к Генеральному соглашению между Правительством Республики Башкортостан, объединением работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан).

VI. ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Министерство:

6.1. Осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, предупреждение производственного травматизма на подведомственных предприятиях.

6.2. Контролирует соблюдение трудового законодательства, Закона Республики Башкортостан “Об охране труда в Республике Башкортостан“, а также выполнение других нормативных документов вышестоящих, государственных и профсоюзных органов по вопросам охраны труда.

6.3. Анализирует причины производственного травматизма и организует профилактические мероприятия по его предупреждению.

6.4. Участвует в расследовании групповых, смертельных и тяжелых несчастных случаев в соответствии с Постановлением Минтруда РФ “Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях“.

6.5. Принимает участие в организации и осуществляет контроль за обучением, повышением квалификации и проверкой знаний по вопросам охраны труда, аттестации рабочих мест, руководителей и ИТР подведомственных предприятий и организаций.

6.6. Принимает меры к обеспечению на подведомственных предприятиях отрасли внедрения достижений науки, техники и передового опыта в области охраны труда.

6.7. Принимает организационные меры и продолжает работу:

- по выполнению Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан “Об охране труда в Республике Башкортостан“ и реализации Республиканской программы по охране труда и улучшению условий труда на 2001 - 2005 гг.;

- организует проведение смотров, конкурсов по охране труда и экологии производства.

6.8. Способствует укреплению служб охраны труда, а также осуществлению планомерной профессионально-технической подготовки персонала безопасным приемам и методам работы.

6.9. Рассматривает совместно с Профсоюзом на заседаниях коллегии Министерства состояние охраны труда и экологической безопасности в отрасли.

6.10. Информирует Профсоюз о состоянии охраны труда и экологической безопасности в отрасли.

6.11. При заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий (организаций) отрасли и государственных учреждений предусматривает их ответственность за нарушение законодательства о труде, охране труда и экологии.

Работодатели:

6.12. Обеспечивают соблюдение нормативных и правовых актов по охране труда, повышение эффективности работы служб охраны труда на местах.

6.13. Обеспечивают участие представителей профкомитетов в комиссиях, принимающих вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые объекты.

6.14. Предоставляют уполномоченным профкомов по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей не менее 2-х часов рабочего времени в неделю с оплатой за счет средств организации в размере среднего заработка, проводят совместно с профсоюзным комитетом их обучение и проверку знаний по охране труда с выдачей соответствующего удостоверения, предусматривают в коллективном договоре надбавки к их заработной плате за активную добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

6.15. Обеспечивают здоровые и безопасные условия труда, обучение, инструктаж и подготовку кадров по безопасному производству работ.

6.16. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и обеспечивают реализацию разработанных мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

6.17. Осуществляют организацию и проведение за счет собственных средств предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и выдачу работникам личных медицинских книжек, внеочередных медицинских осмотров (обследования) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.

6.18. Обеспечивают своевременную и бесплатную выдачу работникам спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих средств, лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов в соответствии с нормами.

6.19. Обеспечивают заключение соглашения по охране труда на предприятиях (в организациях) и его выполнение.

6.20. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

6.21. Осуществляют выплату денежных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, в размерах не ниже установленных Законом, коллективным договором, соглашениями:

- за работу с тяжелыми и вредными условиями труда - не более 12% ставки (оклада);

- с особо тяжелыми и вредными условиями труда - не более 24% ставки (оклада).

6.22. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда, выплату единовременного пособия осуществляют в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

6.23. Предоставляют информацию в Республиканский комитет профсоюза о всех несчастных случаях с летальным, тяжелым исходом, происшедших на производстве.

6.24. Обеспечивают выполнение требований экологической безопасности, переработку и обезвреживание бытовых отходов.

6.25. Осуществляют ввод в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции после положительного заключения органов государственной экспертизы условий труда, государственного надзора и контроля, государственной экологической экспертизы, технической инспекции труда профсоюзов и экологической безопасности.

6.26. При изменении структуры организации пересматривают нормативную документацию по охране труда (положения о службах, должностные инструкции, инструкции по охране труда и т.д.), строго руководствуясь законодательством.

Профсоюз:

6.27. Используя возможности технической инспекции труда Совета Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, уполномоченных профкомом по охране труда на предприятиях и в организациях, осуществляет общественный контроль за выполнением мероприятий по охране труда и экологии, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на предприятиях всех форм собственности; вносит предложения для рассмотрения на коллегии Министерства вопроса “О деятельности предприятий отрасли по охране труда“.

6.28. Рассматривает вопросы охраны труда на заседаниях президиума, Пленумах Профсоюза.

6.29. Через профсоюзные комитеты предприятий и организаций:

- добивается выполнения соглашений по охране труда;

- получает по мере необходимости информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятиях и в организациях отрасли;

- дает предписания об устранении нарушений законодательства по охране труда;

- участвует в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, коллективных договоров, изменением условий труда;

- проводит по необходимости независимую экспертизу условий и охраны труда;

- обращается с исковым заявлением в суд в защиту прав работников отрасли на возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ. КОМПЕНСАЦИИ И ГАРАНТИИ

Министерство:

Через руководителей предприятий и организаций отрасли за счет собственных средств предприятий:

7.1. Способствует выделению денежных средств при включении данных условий в коллективный договор:

а) на долевое строительство жилья для работников предприятий (организаций);

б) представление безвозмездной или беспроцентной ссуды на строительство или приобретение жилья;

в) оказание разовой материальной помощи семьям работников, погибших вследствие несчастного случая на производстве, ставших инвалидами вследствие несчастного случая или профессионального заболевания на производстве, в размерах не ниже установленных законодательством Российской Федерации;

г) обеспечение бесплатного или за частичную плату содержания детей неполных, многодетных (3 и более ребенка) или малообеспеченных семей в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях;

д) возмещение молодым специалистам, работникам слабо защищенных категорий расходы по найму жилья, квартплате, за проживание в общежитии, полной компенсации затрат по оформлению документов на приватизацию жилья;

е) единовременные поощрения:

- юбиляров и ветеранов труда, проработавших на предприятии не менее 20 лет;

- чествование ветеранов ВОВ и труда в связи со знаменательными датами (9-е Мая, 1 октября и т.п.);

- работников при выходе на пенсию в зависимости от стажа работы на предприятии:

Стаж работы Кратность размера пособия от среднего

заработка

до 10 лет 1,0

от 10 до 15 лет 1,5

от 15 до 20 лет 2,0

свыше 20 лет 2,5

ж) выплату ежегодного пособия на оздоровление в период отпуска в размере тарифной ставки (оклада), а многодетным семьям - в размере 1,5 тарифной ставки (оклада).

7.2. Способствует оказанию материальной помощи:

- многодетным, малообеспеченным семьям работников;

- на частичное покрытие личных расходов работников, приобретающих оздоровительные путевки за полную стоимость;

- приобретение необходимых медикаментов работающим инвалидам, получившим травму, заболевание на производстве.

Работодатели:

7.3. В соответствии с коллективными договорами предоставляют краткосрочный оплачиваемый отпуск в случаях:

- проводы в армию детей - 2 дня;

- рождения ребенка - 1 день /отцу/;

- собственной свадьбы /свадьбы детей/ - 3 дня;

- “День знаний“ - 1 сентября /матери или отцу, либо лицам, воспитывающим детей/;

- смерти супруга/и/ или членов семьи /дети, родители, родные братья, сестры/ - 3 дня.

7.4. Организуют на производстве горячее и лечебно-профилактическое питание работников организации (в том числе льготное и бесплатное) в объемах, предусмотренных нормами.

7.5. Обеспечивают при наличии средств в организации медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям с частичной компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций.

7.6. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.

7.7. Совместно с профкомами организуют на долевых началах новогодние театрализованные представления, детские утренники в дни зимних школьных каникул в учреждениях культуры и спорта, обеспечивают детей (до 14 лет включительно) работников новогодними подарками.

7.8. Предусматривают при заключении коллективных договоров выделение средств для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

7.9. Работодатели гарантируют работникам, высвобождаемым на предприятии (организации) в связи с сокращением численности или штата, в течение 2-х лет после увольнения пользование лечебными учреждениями, детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работниками дан“ого предприятия.

В коллективных договорах могут предусматриваться и другие социальные льготы.

Условия труда и социальная защита молодежи.

Настоящим пунктом работодатели предусматривают льготы для работников в возрасте до 35 лет.

7.10. Содействовать становлению и развитию молодежных комиссий профкома и оказывать необходимую помощь в их деятельности.

7.11. Обеспечивать финансирование мероприятий по планам Совета Молодежи Рескома профсоюза и планам молодежной комиссии профкома профорганизации.

7.12. Вопросы по молодежным проблемам решать с учетом молодежной комиссии профкома.

7.13. Предоставлять председателям молодежных комиссий отдельное время в течение рабочей недели не менее 2-х часов для выполнения общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.

7.14. Развивать институт наставничества (с доплатой к окладу наставника не менее 15%).

7.15. Предоставлять возможность повышения квалификации и получения специальности, принятия мер по снижению стоимости платного обучения в государственных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

7.16. Предоставлять работникам в возрасте до 35 лет кредиты на приобретение или строительство жилья.

7.17. Обеспечить молодежи доступность, бесплатность занятий спортом, самодеятельным, художественным и техническим творчеством.

7.18. Решение вопросов продвижения по службе молодых работников с соответствующим повышением заработной платы.

7.19. Проводить конкурсы профессионального мастерства “Лучший молодой рабочий“, “Лучший молодой специалист“ и т.д.

Профсоюз:

7.20. Оказывает бесплатную юридическую помощь членам профсоюза по вопросам приватизации.

7.21. Через коллективные договоры добивается сохранения на приватизируемых предприятиях льгот и социальных гарантий не ниже тех, которые предоставлялись членам трудового коллектива до приватизации.

7.22. Совместно с Министерством способствует снижению социальной напряженности, конструктивному решению конфликтов в ходе приватизации в трудовых коллективах.

7.23. Через представительство в соответствующих комиссиях профкомов предприятий участвует в проведении приватизации и акционировании предприятий.

7.24. Создает в первичных профорганизациях молодежные комиссии.

7.25. Организует обучение председателей молодежных комиссий, молодых профсоюзных активистов.

7.26. Обеспечивает профкомы необходимыми информационными материалами, литературой.

7.27. Проводит не реже одного раза в год встречу с председателями молодежных комиссий.

7.28. Создает Совет Молодежи отраслевого Профсоюза и координирует его работу.

VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ВЫБОРНЫХ, ОСВОБОЖДЕННЫХ И НАЕМНЫХ

РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ПРОФСОЮЗА

Работодатели:

В целях обеспечения условий для деятельности профсоюзных организаций обязуются:

8.1. Отношение сторон осуществлять в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности“, Законом Республики Башкортостан “О профессиональных союзах“ и настоящим Соглашением.

8.2. Не препятствовать профсоюзному органу выполнять свои уставные задачи и правовые полномочия, содействовать в реализации решений профсоюзных органов всех уровней.

8.3. Не препятствовать представителям профсоюзного органа посещать предприятия, их структурные подразделения для реализации своих уставных задач и юридических прав.

8.4. Предоставлять комитету профсоюза предприятия в бесплатное пользование оборудование, мебель, помещения, средства связи, по необходимости транспорт, производить за свой счет уборку, ремонт помещений, мебели и т.д.

8.5. Соблюдать права работников, избранных в органы профессиональных союзов, в соответствии с действующим законодательством.

8.6. Членам выборных органов и не освобожденным от производственной деятельности предоставлять свободное время в течение рабочей недели не менее 2-х часов для осуществления возложенных на них профсоюзных обязанностей с сохранением среднего заработка.

8.7. Освобожденные профсоюзные работники и избранные в орган первичной профсоюзной организации наемные работники профорганизации обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники предприятия в соответствии с коллективными договором, соглашением.

8.8. При необходимости участия профсоюзных работников и активистов на съездах, конференциях, Пленумах Профсоюза сохранять по месту работы средний заработок на период участия в вышеуказанных мероприятиях.

8.9. Ежемесячно в установленных размерах перечислять членские профсоюзные взносы на банковские счета соответствующих профорганов (профкома, отраслевого Профсоюза) одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организации.

8.10. Сохранить действующую форму безналичного перечисления профвзносов через расчетную службу предприятия на расчетный счет профорганизации при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза.

8.11. Отчислять профоргану предприятия, организации денежные средства в размере не менее 0,3% от фонда оплаты труда для использования их по согласованию сторон на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу, организацию отдыха, санаторного лечения.

8.12. Предоставлять Профсоюзу и его первичным профорганизациям информацию по вопросам, касающимся организации оплаты, охраны труда и иным показателям, характеризующим экономическое и социальное положение работников отрасли.

8.13. Увольнение по инициативе работодателя лиц, избранных в состав профсоюзных органов, перевод на другую работу, наложение дисциплинарного взыскания допускать только в соответствии с действующим законодательством.

8.14. При приватизации (акционировании) предприятий не препятствовать профсоюзным органам в приобретении акций в соответствии с действующим законодательством.

Профсоюз:

8.15. Осуществляет контроль за деятельностью первичных профорганизаций; своевременным отчислением профсоюзных взносов (по заявлению членов профсоюза) на расчетный счет профорганизаций.

8.16. Оказывает бесплатную методическую, консультативную помощь первичным профорганизациям.

8.17. Обеспечивает первичные профорганизации информационными материалами, нормативными документами, необходимыми для осуществления защитной и правовой деятельности профорганизаций.

8.18. По мере необходимости проводит совещания, Пленумы, конференции (съезды).

8.19. Обеспечивает за счет собственных средств обучение и подготовку профкадров и актива.

8.20. Организует и проводит смотры-конкурсы по охране труда, народному творчеству, спартакиады среди членов профсоюза предприятий (организаций).

IX. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

9.1. Стороны исходят из того, что трудовые отношения регулируются действующим законодательством, Генеральным и Отраслевым соглашениями, коллективными договорами и иными локальными актами.

9.2. Стороны обязуются участвовать в примирительных процедурах при разрешении коллективных трудовых споров.

9.3. Стороны договорились, что в период действия настоящего Соглашения, включая срок, на который его действие может быть продлено, Профсоюз не будет выдвигать новые требования, не будет организовывать и поддерживать забастовки по вопросам, включенным в соглашение, при условии их решения в коллективах отрасли.

9.4. В случае реорганизации или ликвидации субъектов, подписавших данное Соглашение, оно будет иметь силу на весь период его заключения, ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников.

9.5. Соглашение принимается на 2005 - 2007 гг.

Решение о принятии нового Соглашения (внесения изменений) принимается сторонами за 2 месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения.

9.6. Стороны добиваются выполнения Отраслевого (тарифного) соглашения и коллективных договоров на всех предприятиях независимо от форм собственности.

9.7. Стороны взаимно предоставляют имеющуюся информацию при осуществлении контроля за выполнением Соглашения.

X. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ

10.1. Контроль за выполнением настоящего Соглашения производится комиссией, сформированной сторонами.

10.2. Собственникам государственных и муниципальных предприятий рекомендуется включить в условия трудового договора пункт, оговаривающий выполнение руководителем предприятия условий настоящего Соглашения и коллективного договора, заключенного на предприятии (организации).

10.3. Контроль за выполнением настоящего Соглашения на местах осуществляется непосредственно сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. Руководители предприятий, профорганизаций имеют право по существу обратиться в адрес комиссии или непосредственно к лицам, подписавшим Соглашение.

Ход и результаты выполнения Соглашения рассматриваются на совместном заседании комиссии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и Профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.

10.4. Стороны договорились о регулярном (не реже одного раза в полугодие) рассмотрении хода выполнения Соглашения на заседаниях комиссии. Результаты работы комиссии доводить до членских профсоюзных организаций.

10.5. Разрешение разногласий по выполнению данного Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Соглашение подписали:

Министр

жилищно-коммунального хозяйства

Республики Башкортостан

_____________ Г.Г.АСАДУЛЛИН

9 декабря 2004 г.

Председатель

общественной организации

“Профессиональный союз работников

жилищно-коммунального хозяйства

Республики Башкортостан“

________________ Н.А.ХОХЛОВ

9 декабря 2004 г.