Российские законы

Постановление главы администрации г. Октябрьского РБ от 31.01.2005 N 150 “О создании военно-патриотического клуба“ (вместе с “Комплексной программой военно-патриотического клуба “Витязь“ для подростков 12 - 17 лет на 2005 - 2007 годы“, “Тематическим планированием мероприятий по военно-патриотическому воспитанию подростков на 2005 год“, “Информационной картой проекта, комплексной программы военно-патриотического воспитания подростков и молодежи в 2005 году“)

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОКТЯБРЬСКОГО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2005 г. N 150

О СОЗДАНИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА

В соответствии с Планом по военно-патриотическому воспитанию граждан города Октябрьского на 2002 - 2005 гг. в целях возрождения, сохранения и развития патриотических традиций, военно-патриотического воспитания молодежи постановляю:

1. Создать военно-патриотический клуб “Витязь“ при государственном учреждении “Дворец молодежи“.

2. Утвердить комплексную программу военно-патриотического клуба “Витязь“ для подростков 12 - 17 лет на 2005 - 2007 годы.

3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя главы администрации Муфаззалову А.Г.

Глава

администрации

С.А.МОЛЧАНОВ


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОКТЯБРЬСКОГО

КОМИТЕТ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА “ВИТЯЗЬ“

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 12 - 17 ЛЕТ НА 2005 - 2007 ГОДЫ


г. Октябрьский

2005 год

Быть патриотом... Что это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно


Отечеству любимому служить...

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять.

Быть лучшей частью русского народа,

Которую никто не смог подмять...


Основание для разработки программы

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилось положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций. Ведь подростковый возраст - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы. Поэтому для формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этнических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, организуется военно-патриотический клуб “ВИТЯЗЬ“.

I. Цель программы

Формирование у подростков и молодежи гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.

II. Задачи программы


- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей взглядов и убеждений, уважение к культурному историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службе;

- развитие разносторонних способностей и интересов подростков;

- обучение подростков основам исторических, правовых, медицинских и психологических знаний;

- развитие у подростков патриотизма, нравственных, морально-психологических и этнических качеств;

- обучение основам рукопашного боя, стрелковой подготовки, строевой подготовки;

- развитие у подростков эстетического и художественного вкуса;

- пропаганда здорового образа жизни в подростково-молодежной среде.

III. Механизм реализации программы

Программа рассчитана на детей, подростков и молодежь города Октябрьского. Непосредственными исполнителями и реализаторами данной программы являются:

Комитет по молодежной политике г. Октябрьского


ГУ “Дворец молодежи“

Военно-патриотический клуб “Витязь“

Управление по вопросам здравоохранения

Городской отдел образования

Военный комиссариат г. Октябрьского

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

IV. Ожидаемые результаты

При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы:

- изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;

- воспитание подрастающего поколения в духе уважительного отношения к старшему поколению и Отечеству;

- формирование команды актива для дальнейшей работы по военно-патриотическому воспитанию;

- развитие склонностей, способностей, интересов детей и подростков к спортивной деятельности.

V. Основные направления работы

1. Военно-патриотическое:

- развитие духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания;

- воспитание преданности своему Отечеству;

- готовность к достойному самоотверженному служению обществу и государству;

- верность гражданскому и воинскому долгу.

2. Учебно-воспитательное:

- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

- реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности подростка;

- проведение учебно-тренировочных занятий по боевой, строевой, стрелковой, технической подготовке.

3. Спортивно-оздоровительное:

- предоставление возможности для успешных занятий физической культурой и спортом;

- создание необходимых условий для совместного труда и отдыха подростков, укрепления их здоровья;

- организация зрелищно-массовых мероприятий (спортивных праздников, соревнований, туристических походов);

- пропаганда здорового образа жизни.

4. Художественно-творческое:

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга;

- проведение праздничных мероприятий.

Подросткам для изучения предлагаются следующие предметы:

- истории великих полководцев;

- основы военного права;

- рукопашный бой;

- военная подготовка;

- стрелковая подготовка;

- строевая подготовка;

- этика и психология;

- медицина;

- топографическая подготовка;

- хореография;

- основы безопасности жизнедеятельности;

- искусство общения;

- просмотр военных фильмов и документальных фильмов о войне на разных этапах исторического развития.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Набираются группы подростков от 12 до 17 лет.

Содержание деятельности первого года обучения

1. Истории великих полководцев

Изучение истории Республики Башкортостан; изучение государственной и военной символики; изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, великих полководцев, юных защитников Отечества; изучение боевого пути воинских частей и соединений; изучение военной формы и одежды.

2. Основы военного права

Изучение основных понятий российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы, порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости, поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю.

3. Рукопашный бой

Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков самозащиты от нападения противника и при необходимости - его пленения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах. Базовыми навыками являются: умение обезоруживать противника при ударе ножом сверху, снизу, прямо (в центр); умение освобождаться от захвата шеи и туловища спереди и сзади; комплексы приемов рукопашного боя без оружия и с оружием (автоматом Калашникова); правильное применение приемов страховки и самостраховки; строгое соблюдение правил применения имитационных средств.

4. Военная подготовка

Военная подготовка включает в себя изучение: истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ); организационной структуры ВС Российской Федерации; видов ВС; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны; реформ ВС Российской Федерации.

Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности частей подразделения. Боевое знамя воинской части - символ воинской части, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской службе.

5. Стрелковая подготовка

Изучение боевых свойств и устройства пневматического и огнестрельного оружия (МК-винтовки, автомата и пулемета Калашникова, пистолета Макарова, гранатомета РПГ-7 и др.) и ручных осколочных гранат (РГ-42, РГД-5, Ф-1 и др.), правил ведения огня по неподвижным и появляющимся целям, метания гранат, подготовки оружия к стрельбе, выполнения приемов и правил стрельбы, изучение разборки и сборки оружия, чистки и смазывания его.

6. Строевая подготовка

Строевая подготовка включает в себя: одиночное строевое обучение, строевое слаживание подразделений (отделений отрядов) при их совместных действиях; строевую стойку, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору.

7. Медицина

Данный раздел включает в себя: изучение оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, ожогах, обморожениях, несчастных случаях, поражение отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, при радиационных поражениях; изучение выполнения мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, пищевых отравлений. Воспитание у подростков гуманного отношения к человеку.

8. Этика и психология

Изучение основных моральных понятий и истории этики; понятий морали; мораль и ненасилие, нравственность в истории культуры, принципы этики прав человека, особенностей делового служебного общения; требований к речевой коммуникации в деловой среде; деловой беседы; делового совещания, телефонного этикета; основ деонтологии. Основы психологии, познавательные процессы и их развитие, общение, темперамент и характер. Проведение деловых игр и обучающих тренингов, широкое тестирование учащихся, применение уроков-дискуссий по актуальным темам и проблемам сегодняшнего дня. Психологическая реабилитация лиц, переживших экстремальные ситуации.

9. Основы безопасности жизнедеятельности

Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие знания: режим жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, пути обеспечения высокого уровня трудоспособности; формирование качеств, знаний, навыков и умений по защите здоровья и жизни при воздействии опасных факторов окружающей среды; снижение травматизма; воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, табакокурение и др.); воспитание бережного отношения к себе, другим людям и к природе.

10. Просмотр военных кинофильмов и документальных фильмов о войне

Данный раздел включает в себя просмотр военных фильмов, которые способствуют наглядному изучению исторически важных военных событий, действий, побед, а также изучению жизни и быта великих полководцев, разных исторических периодов.

Содержание деятельности второго года обучения

1. Строевая подготовка

Выполнение строевых приемов с оружием “на ремень“, “на грудь“, “на спину“ и других. Строевая подготовка способствует успешному решению задач тактической подготовки подразделений, повышению их боевой готовности.

2. Основы военного права

Правовые основы воинской службы: Конституция РФ, Федеральные законы: “Об обороне“, “О статусе военнослужащего“, “О воинской обязанности и воинской службе“, “О знамени победы“. Общевоинские уставы ВС Российской Федерации - закон воинской жизни. Военная присяга - клятва воина на верность. Воинские звания. Права и ответственность военнослужащих. Тактическая подготовка.

3. Рукопашный бой

Изучение изготовок к бою, изготовок к бою без оружия, изготовок к бою с автоматом, изготовок к бою с ножом, изготовка к бою с пехотной лопатой; передвижение: шаг, шаг с переменной изготовки к бою, скачок, бег; приемов самостраховки: группировка, кувырки, падения; ударов рукой, ногой, приемов нападения с оружием, выполнения комплексов на 8 счетов; учебных схваток.

4. Военная подготовка

Данный раздел включает в себя изучение: международной (миротворческой) деятельности ВС Российской Федерации, основ подготовки к военной службе, начальной военной подготовки в войсках, размещения и быта военнослужащих; суточного парада, обязанностей лиц суточного парада; организации караульной службы; обязанностей часового.

5. Стрелковая подготовка

Изучение техники безопасности при выполнении упражнений стрельб. Получение практики стрельбы из пневматического и мелкокалиберного оружия.

6. Топографическая подготовка

Главной задачей топографической подготовки является приобретение обучаемыми практических навыков и умений в ориентировании при различных ситуациях, умение определять стороны горизонта и свое местонахождение в пространстве и во времени, читать топографические и спортивные карты, решать по ним задачи, двигаться по азимуту, подача сигнала бедствия, правила поведения в лесу, установки палатки и разведения костра, вязание основных узлов, знакомство с дарами леса; грибы, ягоды, лекарственные растения и их применение. Изучение следов зверей и птиц.

7. Хореография

“Танцевальная азбука“. Позиции на 1, 3, 5, 6. Позиция рук: 1, 2, 3. Подготовительное положение. Музыкальный размер 4/4, 3/4, 2/4. Ритмичные этюды (разнохарактерные).

8. Этика и психология

Данный раздел включает изучение правил руководства и лидерства, управления коллективом, собой; типов конфликтов, управления конфликтной ситуацией, управление эмоциональным состоянием; профессионального самоопределения.

9. Искусство общения

Изучение правил разговорного этикета, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать разговор, конструктивно воспринимать критику. Язык тела: как прочесть отношения окружающих по их жестам.

10. Просмотр военных кинофильмов и документальных фильмов о войне

Просмотр военных документальных фильмов позволит создать более четкое представление о боевых действиях, ведении тактического боя, а также о быте военнослужащих на разных исторических этапах.

Использованная литература:

1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, М.; Воениздат, 1994

2. Бурцев Г.А. Основы рукопашного боя.-М.; 1992

3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.; Зеркало, 1990 г.

4. Гусейнов А.А. Этика, М.; 2001 г.

5. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. М.; 1086 г.

6. Зайцев А.П. Искусство выживания. М.; 1995 г.

7. Костров А.М. Гражданская оборона. М.; 1991 г.

8. Кулькова В.Ф. Военная психология и педагогика М.; Совершенство, 1998

9. Михайлов А.А., Турьянов М.Х., Исаева Л.А. Справочник фельдшера в 2 книгах, изд. “Новая волна“, М.; 1997 г.

10. Настольная книга учителя Основ безопасности жизнедеятельности, М.; 2002 г.

11. Немов Р.С. Психология, М.; 1996 г.

12. Смирнов А.Г., Мишин Б.Н., Васнев В.А. “Основы военной подготовки“, М.; 2000 г.

13. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование.-М.; 1990 г.

14. Формозов А.Н. Спутник следопыта-М. МГУ, 1989 г.

Тематическое планирование мероприятий по военно-

патриотическому воспитанию подростков на 2005 год

----T-----------------------------------------T-----------------¬

¦ N ¦ ¦ ¦

¦п/п¦ Наименование мероприятия ¦Сроки проведения ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦ 1.¦Спортивная игра “Зарница“ ¦январь ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦ 2.¦“Лыжня России 2005“ ¦13 февраля ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦ 3.¦Конкурсная программа “Защитник Отечества“¦23 февраля ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦ 4.¦Лекционная встреча с психологами на тему:¦март ¦

¦ ¦“Я выбираю ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ“ ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦ 5.¦Турнир по рукопашному бою ¦март ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦ 6.¦Первоапрельская программа “Армейские¦1 апреля ¦

¦ ¦байки“ ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦ 7.¦Городская акция “Быть здоровым - это¦март - апрель ¦

¦ ¦модно!“ ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦ 8.¦Военно-спортивная игра “Разведчики“ ¦апрель ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦ 9.¦Просмотр художественных фильмов о войне ¦апрель ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦10.¦Участие в городских соревнованиях по¦май ¦

¦ ¦пулевой стрельбе, посвященных 60-ю¦ ¦

¦ ¦Великой Победы ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦11.¦Конкурс чтецов “Эхо войны“ ¦май ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦12.¦Встреча с атаманом казачьих войск ¦май ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦13.¦Благотворительная акция “Рассвет“,¦9 мая ¦

¦ ¦утреннее поздравление ветеранов ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦14.¦Участие в праздничном параде в честь 60-я¦9 мая ¦

¦ ¦Великой Победы ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦15.¦“День призывника“ ¦май ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦16.¦“Экологический десант“ уборка парковой¦май ¦

¦ ¦зоны ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦17.¦Просмотр документальных фильмов о войне ¦май ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦18.¦Летний лагерь “Витамин“ ¦июнь ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦19.¦Конкурс “Я - гражданин России“ ¦12 июня ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦20.¦Возложение венков к памятнику “Дума¦22 июня ¦

¦ ¦солдата“ ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦21.¦“День молодежи“ ¦26 июня ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦22.¦Туристический поход в парковую зону¦июль ¦

¦ ¦Нарыш-Тау ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦23.¦Военно-спортивная игра “Семеро смелых“ ¦август ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦24.¦День воинской славы России ¦21 сентября ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦25.¦Участие в городской акции “Вместе - мы¦сентябрь -¦

¦ ¦сила“ ¦октябрь ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦26.¦“Осенний призыв“ ¦октябрь ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦27.¦Просмотр документальных фильмов о войне ¦октябрь ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦28.¦Лекционная встреча с психологами службы¦октябрь ¦

¦ ¦“Надежда“ ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦29.¦Экскурсия в краеведческий музей¦ноябрь ¦

¦ ¦им. Шокурова ¦ ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦30.¦“День матери“ ¦27 ноября ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦31.¦Турнир по рукопашному бою ¦декабрь ¦

+---+-----------------------------------------+-----------------+

¦32.¦Новогодние праздники ¦декабрь ¦

L---+-----------------------------------------+------------------

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ПРОЕКТА, КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В 2005 ГОДУ

-----------------------------T----------------------------------¬

¦ ¦Комплексная программа военно-¦

¦1. Полное наименование ¦патриотической студии “Витязь“ для¦

¦ ¦подростков 12 - 17 лет ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦ ¦Развитие у молодежи¦

¦ ¦гражданственности, патриотизма¦

¦ ¦как важнейших духовно-нравственных¦

¦ ¦и социальных ценностей, путем¦

¦2. Цель проекта ¦осуществления военно-¦

¦ ¦патриотической и спортивно-¦

¦ ¦оздоровительной деятельности,¦

¦ ¦направленной на укрепление их¦

¦ ¦здоровья и всестороннего развития ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦ ¦Комплексное: ¦

¦3. Направление деятельности,¦- военно-патриотическое; ¦

¦специфика содержания¦- учебно-воспитательное; ¦

¦программы (специализация¦- спортивно-оздоровительное; ¦

¦проекта) ¦- художественно-творческое ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦ ¦Программа военно-патриотической¦

¦ ¦студии “Витязь“ поможет в¦

¦ ¦формировании у подрастающего¦

¦ ¦поколения высоких нравственных,¦

¦ ¦морально-психологических и¦

¦ ¦этнических качеств, среди которых¦

¦ ¦важное значение имеют патриотизм,¦

¦ ¦гражданственность, ответственность¦

¦ ¦за судьбу Отечества и готовность к¦

¦ ¦его защите. В программу включены¦

¦4. Краткое содержание¦разделы по военной, строевой,¦

¦программы ¦стрелковой, спортивной подготовке,¦

¦ ¦которые способствуют развитию¦

¦ ¦личности гражданина и патриота¦

¦ ¦России, воспитанию мужества,¦

¦ ¦ответственности, чувства долга¦

¦ ¦перед своей Родиной, готовности к¦

¦ ¦военной и другим видам¦

¦ ¦государственной службы,¦

¦ ¦установление благоприятных¦

¦ ¦взаимоотношений среди подростков ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦ ¦Поленова Наталия Ивановна,¦

¦ ¦руководитель военно-¦

¦5. Авторы проекта ¦патриотического клуба “Витязь“¦

¦ ¦Багаутдинова Регина Римовна,¦

¦ ¦методист Объединения детских¦

¦ ¦подростковых клубов “Радуга“ ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦ ¦Зарипова Надежда Тимергазовна,¦

¦6. Руководитель проекта ¦председатель Комитета по¦

¦ ¦молодежной политике ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦7. Район (город) РБ,¦ ¦

¦представивший проект ¦Город Октябрьский ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦8. Название проводящей¦Комитет по молодежной политике¦

¦организации ¦администрации города ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦9. Адрес организации ¦Ул. Чапаева, 23 ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦10. Телефон, факс ¦6-75-07 ¦

¦ ¦4-32-38 ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦11. Сроки проведения ¦2005 - 2007 гг. ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦12. Условия участия в¦Для подростков 12 - 17 лет ¦

¦проекте ¦ ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦13. Условия размещения¦Государственное учреждение “Дворец¦

¦участников ¦молодежи“ ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦14. Официальный язык проекта¦Русский ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦15. История осуществления ¦Осуществляется с 2005 года ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦16. Наиболее важные¦Освещение в средствах массовой¦

¦публикации о проекте ¦информации и телевидения ¦

+----------------------------+----------------------------------+

¦17. Особая информация и¦ ¦

¦примечания ¦ ¦

L----------------------------+-----------------------------------