Постановление главы администрации г. Октябрьского РБ от 31.01.2005 N 150 “О создании военно-патриотического клуба“ (вместе с “Комплексной программой военно-патриотического клуба “Витязь“ для подростков 12 - 17 лет на 2005 - 2007 годы“, “Тематическим планированием мероприятий по военно-патриотическому воспитанию подростков на 2005 год“, “Информационной картой проекта, комплексной программы военно-патриотического воспитания подростков и молодежи в 2005 году“)
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОКТЯБРЬСКОГО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАНПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2005 г. N 150
О СОЗДАНИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
В соответствии с Планом по военно-патриотическому воспитанию граждан города Октябрьского на 2002 - 2005 гг. в целях возрождения, сохранения и развития патриотических традиций, военно-патриотического воспитания молодежи постановляю:
1. Создать военно-патриотический клуб “Витязь“ при государственном учреждении “Дворец молодежи“.
2. Утвердить комплексную программу военно-патриотического клуба “Витязь“ для подростков 12 - 17 лет на 2005 - 2007 годы.
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя главы администрации Муфаззалову А.Г.
Глава
администрации
С.А.МОЛЧАНОВ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОКТЯБРЬСКОГО
КОМИТЕТ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА “ВИТЯЗЬ“
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 12 - 17 ЛЕТ НА 2005 - 2007 ГОДЫ
г. Октябрьский
2005 год
Быть патриотом... Что это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить...
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять.
Быть лучшей частью русского народа,
Которую никто не смог подмять...
Основание для разработки программы
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилось положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций. Ведь подростковый возраст - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы. Поэтому для формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этнических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, организуется военно-патриотический клуб “ВИТЯЗЬ“.
I. Цель программы
Формирование у подростков и молодежи гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.
II. Задачи программы
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей взглядов и убеждений, уважение к культурному историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службе;
- развитие разносторонних способностей и интересов подростков;
- обучение подростков основам исторических, правовых, медицинских и психологических знаний;
- развитие у подростков патриотизма, нравственных, морально-психологических и этнических качеств;
- обучение основам рукопашного боя, стрелковой подготовки, строевой подготовки;
- развитие у подростков эстетического и художественного вкуса;
- пропаганда здорового образа жизни в подростково-молодежной среде.
III. Механизм реализации программы
Программа рассчитана на детей, подростков и молодежь города Октябрьского. Непосредственными исполнителями и реализаторами данной программы являются:
Комитет по молодежной политике г. Октябрьского
ГУ “Дворец молодежи“
Военно-патриотический клуб “Витязь“
Управление по вопросам здравоохранения
Городской отдел образования
Военный комиссариат г. Октябрьского
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
IV. Ожидаемые результаты
При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы:
- изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;
- воспитание подрастающего поколения в духе уважительного отношения к старшему поколению и Отечеству;
- формирование команды актива для дальнейшей работы по военно-патриотическому воспитанию;
- развитие склонностей, способностей, интересов детей и подростков к спортивной деятельности.
V. Основные направления работы
1. Военно-патриотическое:
- развитие духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания;
- воспитание преданности своему Отечеству;
- готовность к достойному самоотверженному служению обществу и государству;
- верность гражданскому и воинскому долгу.
2. Учебно-воспитательное:
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности подростка;
- проведение учебно-тренировочных занятий по боевой, строевой, стрелковой, технической подготовке.
3. Спортивно-оздоровительное:
- предоставление возможности для успешных занятий физической культурой и спортом;
- создание необходимых условий для совместного труда и отдыха подростков, укрепления их здоровья;
- организация зрелищно-массовых мероприятий (спортивных праздников, соревнований, туристических походов);
- пропаганда здорового образа жизни.
4. Художественно-творческое:
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга;
- проведение праздничных мероприятий.
Подросткам для изучения предлагаются следующие предметы:
- истории великих полководцев;
- основы военного права;
- рукопашный бой;
- военная подготовка;
- стрелковая подготовка;
- строевая подготовка;
- этика и психология;
- медицина;
- топографическая подготовка;
- хореография;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- искусство общения;
- просмотр военных фильмов и документальных фильмов о войне на разных этапах исторического развития.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Набираются группы подростков от 12 до 17 лет.
Содержание деятельности первого года обучения
1. Истории великих полководцев
Изучение истории Республики Башкортостан; изучение государственной и военной символики; изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, великих полководцев, юных защитников Отечества; изучение боевого пути воинских частей и соединений; изучение военной формы и одежды.
2. Основы военного права
Изучение основных понятий российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы, порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости, поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю.
3. Рукопашный бой
Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков самозащиты от нападения противника и при необходимости - его пленения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах. Базовыми навыками являются: умение обезоруживать противника при ударе ножом сверху, снизу, прямо (в центр); умение освобождаться от захвата шеи и туловища спереди и сзади; комплексы приемов рукопашного боя без оружия и с оружием (автоматом Калашникова); правильное применение приемов страховки и самостраховки; строгое соблюдение правил применения имитационных средств.
4. Военная подготовка
Военная подготовка включает в себя изучение: истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ); организационной структуры ВС Российской Федерации; видов ВС; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны; реформ ВС Российской Федерации.
Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности частей подразделения. Боевое знамя воинской части - символ воинской части, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской службе.
5. Стрелковая подготовка
Изучение боевых свойств и устройства пневматического и огнестрельного оружия (МК-винтовки, автомата и пулемета Калашникова, пистолета Макарова, гранатомета РПГ-7 и др.) и ручных осколочных гранат (РГ-42, РГД-5, Ф-1 и др.), правил ведения огня по неподвижным и появляющимся целям, метания гранат, подготовки оружия к стрельбе, выполнения приемов и правил стрельбы, изучение разборки и сборки оружия, чистки и смазывания его.
6. Строевая подготовка
Строевая подготовка включает в себя: одиночное строевое обучение, строевое слаживание подразделений (отделений отрядов) при их совместных действиях; строевую стойку, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору.
7. Медицина
Данный раздел включает в себя: изучение оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, ожогах, обморожениях, несчастных случаях, поражение отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, при радиационных поражениях; изучение выполнения мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, пищевых отравлений. Воспитание у подростков гуманного отношения к человеку.
8. Этика и психология
Изучение основных моральных понятий и истории этики; понятий морали; мораль и ненасилие, нравственность в истории культуры, принципы этики прав человека, особенностей делового служебного общения; требований к речевой коммуникации в деловой среде; деловой беседы; делового совещания, телефонного этикета; основ деонтологии. Основы психологии, познавательные процессы и их развитие, общение, темперамент и характер. Проведение деловых игр и обучающих тренингов, широкое тестирование учащихся, применение уроков-дискуссий по актуальным темам и проблемам сегодняшнего дня. Психологическая реабилитация лиц, переживших экстремальные ситуации.
9. Основы безопасности жизнедеятельности
Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие знания: режим жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, пути обеспечения высокого уровня трудоспособности; формирование качеств, знаний, навыков и умений по защите здоровья и жизни при воздействии опасных факторов окружающей среды; снижение травматизма; воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, табакокурение и др.); воспитание бережного отношения к себе, другим людям и к природе.
10. Просмотр военных кинофильмов и документальных фильмов о войне
Данный раздел включает в себя просмотр военных фильмов, которые способствуют наглядному изучению исторически важных военных событий, действий, побед, а также изучению жизни и быта великих полководцев, разных исторических периодов.
Содержание деятельности второго года обучения
1. Строевая подготовка
Выполнение строевых приемов с оружием “на ремень“, “на грудь“, “на спину“ и других. Строевая подготовка способствует успешному решению задач тактической подготовки подразделений, повышению их боевой готовности.
2. Основы военного права
Правовые основы воинской службы: Конституция РФ, Федеральные законы: “Об обороне“, “О статусе военнослужащего“, “О воинской обязанности и воинской службе“, “О знамени победы“. Общевоинские уставы ВС Российской Федерации - закон воинской жизни. Военная присяга - клятва воина на верность. Воинские звания. Права и ответственность военнослужащих. Тактическая подготовка.
3. Рукопашный бой
Изучение изготовок к бою, изготовок к бою без оружия, изготовок к бою с автоматом, изготовок к бою с ножом, изготовка к бою с пехотной лопатой; передвижение: шаг, шаг с переменной изготовки к бою, скачок, бег; приемов самостраховки: группировка, кувырки, падения; ударов рукой, ногой, приемов нападения с оружием, выполнения комплексов на 8 счетов; учебных схваток.
4. Военная подготовка
Данный раздел включает в себя изучение: международной (миротворческой) деятельности ВС Российской Федерации, основ подготовки к военной службе, начальной военной подготовки в войсках, размещения и быта военнослужащих; суточного парада, обязанностей лиц суточного парада; организации караульной службы; обязанностей часового.
5. Стрелковая подготовка
Изучение техники безопасности при выполнении упражнений стрельб. Получение практики стрельбы из пневматического и мелкокалиберного оружия.
6. Топографическая подготовка
Главной задачей топографической подготовки является приобретение обучаемыми практических навыков и умений в ориентировании при различных ситуациях, умение определять стороны горизонта и свое местонахождение в пространстве и во времени, читать топографические и спортивные карты, решать по ним задачи, двигаться по азимуту, подача сигнала бедствия, правила поведения в лесу, установки палатки и разведения костра, вязание основных узлов, знакомство с дарами леса; грибы, ягоды, лекарственные растения и их применение. Изучение следов зверей и птиц.
7. Хореография
“Танцевальная азбука“. Позиции на 1, 3, 5, 6. Позиция рук: 1, 2, 3. Подготовительное положение. Музыкальный размер 4/4, 3/4, 2/4. Ритмичные этюды (разнохарактерные).
8. Этика и психология
Данный раздел включает изучение правил руководства и лидерства, управления коллективом, собой; типов конфликтов, управления конфликтной ситуацией, управление эмоциональным состоянием; профессионального самоопределения.
9. Искусство общения
Изучение правил разговорного этикета, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать разговор, конструктивно воспринимать критику. Язык тела: как прочесть отношения окружающих по их жестам.
10. Просмотр военных кинофильмов и документальных фильмов о войне
Просмотр военных документальных фильмов позволит создать более четкое представление о боевых действиях, ведении тактического боя, а также о быте военнослужащих на разных исторических этапах.
Использованная литература:
1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, М.; Воениздат, 1994
2. Бурцев Г.А. Основы рукопашного боя.-М.; 1992
3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.; Зеркало, 1990 г.
4. Гусейнов А.А. Этика, М.; 2001 г.
5. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. М.; 1086 г.
6. Зайцев А.П. Искусство выживания. М.; 1995 г.
7. Костров А.М. Гражданская оборона. М.; 1991 г.
8. Кулькова В.Ф. Военная психология и педагогика М.; Совершенство, 1998
9. Михайлов А.А., Турьянов М.Х., Исаева Л.А. Справочник фельдшера в 2 книгах, изд. “Новая волна“, М.; 1997 г.
10. Настольная книга учителя Основ безопасности жизнедеятельности, М.; 2002 г.
11. Немов Р.С. Психология, М.; 1996 г.
12. Смирнов А.Г., Мишин Б.Н., Васнев В.А. “Основы военной подготовки“, М.; 2000 г.
13. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование.-М.; 1990 г.
14. Формозов А.Н. Спутник следопыта-М. МГУ, 1989 г.
Тематическое планирование мероприятий по военно-
патриотическому воспитанию подростков на 2005 год
----T-----------------------------------------T-----------------¬
¦ N ¦ ¦ ¦
¦п/п¦ Наименование мероприятия ¦Сроки проведения ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦ 1.¦Спортивная игра “Зарница“ ¦январь ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦ 2.¦“Лыжня России 2005“ ¦13 февраля ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦ 3.¦Конкурсная программа “Защитник Отечества“¦23 февраля ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦ 4.¦Лекционная встреча с психологами на тему:¦март ¦
¦ ¦“Я выбираю ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ“ ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦ 5.¦Турнир по рукопашному бою ¦март ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦ 6.¦Первоапрельская программа “Армейские¦1 апреля ¦
¦ ¦байки“ ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦ 7.¦Городская акция “Быть здоровым - это¦март - апрель ¦
¦ ¦модно!“ ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦ 8.¦Военно-спортивная игра “Разведчики“ ¦апрель ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦ 9.¦Просмотр художественных фильмов о войне ¦апрель ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦10.¦Участие в городских соревнованиях по¦май ¦
¦ ¦пулевой стрельбе, посвященных 60-ю¦ ¦
¦ ¦Великой Победы ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦11.¦Конкурс чтецов “Эхо войны“ ¦май ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦12.¦Встреча с атаманом казачьих войск ¦май ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦13.¦Благотворительная акция “Рассвет“,¦9 мая ¦
¦ ¦утреннее поздравление ветеранов ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦14.¦Участие в праздничном параде в честь 60-я¦9 мая ¦
¦ ¦Великой Победы ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦15.¦“День призывника“ ¦май ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦16.¦“Экологический десант“ уборка парковой¦май ¦
¦ ¦зоны ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦17.¦Просмотр документальных фильмов о войне ¦май ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦18.¦Летний лагерь “Витамин“ ¦июнь ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦19.¦Конкурс “Я - гражданин России“ ¦12 июня ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦20.¦Возложение венков к памятнику “Дума¦22 июня ¦
¦ ¦солдата“ ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦21.¦“День молодежи“ ¦26 июня ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦22.¦Туристический поход в парковую зону¦июль ¦
¦ ¦Нарыш-Тау ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦23.¦Военно-спортивная игра “Семеро смелых“ ¦август ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦24.¦День воинской славы России ¦21 сентября ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦25.¦Участие в городской акции “Вместе - мы¦сентябрь -¦
¦ ¦сила“ ¦октябрь ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦26.¦“Осенний призыв“ ¦октябрь ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦27.¦Просмотр документальных фильмов о войне ¦октябрь ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦28.¦Лекционная встреча с психологами службы¦октябрь ¦
¦ ¦“Надежда“ ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦29.¦Экскурсия в краеведческий музей¦ноябрь ¦
¦ ¦им. Шокурова ¦ ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦30.¦“День матери“ ¦27 ноября ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦31.¦Турнир по рукопашному бою ¦декабрь ¦
+---+-----------------------------------------+-----------------+
¦32.¦Новогодние праздники ¦декабрь ¦
L---+-----------------------------------------+------------------
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРОЕКТА, КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В 2005 ГОДУ
-----------------------------T----------------------------------¬
¦ ¦Комплексная программа военно-¦
¦1. Полное наименование ¦патриотической студии “Витязь“ для¦
¦ ¦подростков 12 - 17 лет ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦ ¦Развитие у молодежи¦
¦ ¦гражданственности, патриотизма¦
¦ ¦как важнейших духовно-нравственных¦
¦ ¦и социальных ценностей, путем¦
¦2. Цель проекта ¦осуществления военно-¦
¦ ¦патриотической и спортивно-¦
¦ ¦оздоровительной деятельности,¦
¦ ¦направленной на укрепление их¦
¦ ¦здоровья и всестороннего развития ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦ ¦Комплексное: ¦
¦3. Направление деятельности,¦- военно-патриотическое; ¦
¦специфика содержания¦- учебно-воспитательное; ¦
¦программы (специализация¦- спортивно-оздоровительное; ¦
¦проекта) ¦- художественно-творческое ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦ ¦Программа военно-патриотической¦
¦ ¦студии “Витязь“ поможет в¦
¦ ¦формировании у подрастающего¦
¦ ¦поколения высоких нравственных,¦
¦ ¦морально-психологических и¦
¦ ¦этнических качеств, среди которых¦
¦ ¦важное значение имеют патриотизм,¦
¦ ¦гражданственность, ответственность¦
¦ ¦за судьбу Отечества и готовность к¦
¦ ¦его защите. В программу включены¦
¦4. Краткое содержание¦разделы по военной, строевой,¦
¦программы ¦стрелковой, спортивной подготовке,¦
¦ ¦которые способствуют развитию¦
¦ ¦личности гражданина и патриота¦
¦ ¦России, воспитанию мужества,¦
¦ ¦ответственности, чувства долга¦
¦ ¦перед своей Родиной, готовности к¦
¦ ¦военной и другим видам¦
¦ ¦государственной службы,¦
¦ ¦установление благоприятных¦
¦ ¦взаимоотношений среди подростков ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦ ¦Поленова Наталия Ивановна,¦
¦ ¦руководитель военно-¦
¦5. Авторы проекта ¦патриотического клуба “Витязь“¦
¦ ¦Багаутдинова Регина Римовна,¦
¦ ¦методист Объединения детских¦
¦ ¦подростковых клубов “Радуга“ ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦ ¦Зарипова Надежда Тимергазовна,¦
¦6. Руководитель проекта ¦председатель Комитета по¦
¦ ¦молодежной политике ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦7. Район (город) РБ,¦ ¦
¦представивший проект ¦Город Октябрьский ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦8. Название проводящей¦Комитет по молодежной политике¦
¦организации ¦администрации города ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦9. Адрес организации ¦Ул. Чапаева, 23 ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦10. Телефон, факс ¦6-75-07 ¦
¦ ¦4-32-38 ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦11. Сроки проведения ¦2005 - 2007 гг. ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦12. Условия участия в¦Для подростков 12 - 17 лет ¦
¦проекте ¦ ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦13. Условия размещения¦Государственное учреждение “Дворец¦
¦участников ¦молодежи“ ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦14. Официальный язык проекта¦Русский ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦15. История осуществления ¦Осуществляется с 2005 года ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦16. Наиболее важные¦Освещение в средствах массовой¦
¦публикации о проекте ¦информации и телевидения ¦
+----------------------------+----------------------------------+
¦17. Особая информация и¦ ¦
¦примечания ¦ ¦
L----------------------------+-----------------------------------