Российские законы

Приказ МПР РБ от 22.06.2006 N 211 (ред. от 16.03.2007) “Об утверждении Порядка проведения расследования, оформления материалов в случаях загрязнения окружающей среды“ (Зарегистрировано в Минюсте РБ 11.07.2006 N 299)

Утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкологии РБ от 24.12.2009 N 543п.

Зарегистрировано в Минюсте РБ 11 июля 2006 г. N 299-----------

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИКАЗ

от 22 июня 2006 г. N 211

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

В СЛУЧАЯХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(в ред. Приказа Министерства природопользования,

лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ

от 16.03.2007 N 95п)

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей природной среды“, Экологическим кодексом Республики Башкортостан и Положением о Министерстве природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 24 мая 2006 года N УП-200, приказываю:

(преамбула
в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения расследования, оформления материалов в случаях загрязнения окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2. Отделам и территориальным подразделениям Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан строго соблюдать требования Порядка проведения расследования, оформления материалов в случаях загрязнения окружающей среды.

(п. 2 в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

3. Приказ зарегистрировать в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Лаздину О.Н.

Министр

А.А.ФАУХУТДИНОВ

Утвержден

Приказом Министерства природных ресурсов

Республики Башкортостан

от 22 июня 2006 г. N 211

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ В СЛУЧАЯХ

ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(в ред. Приказа Министерства природопользования,

лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ

от 16.03.2007 N 95п)

Содержание

1. Назначение и область применения.

2. Основные понятия и определения.

3. Общие положения.

4. Основные этапы расследования случаев загрязнения окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

5. Порядок действий госинспектора при поиске источников загрязнения окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

6. Порядок организации работ по локализации источника загрязнения и исключению дальнейшего загрязнения окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

7. Порядок действий госинспектора при выяснении обстоятельств загрязнения окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

8. Расчет массы загрязняющих веществ, сброшенных в окружающую
среду.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

9. Окончание расследования загрязнения окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

Приложения:

N 1. Акт расследования обстоятельств загрязнения окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

N 2. Акт отбора проб.

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящий Порядок предназначен для использования подразделениями Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан (далее - Минприроды РБ) при расследовании случаев загрязнения окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

1.2. Порядок определяет необходимый перечень действий государственного инспектора, которые он обязан предпринять при поиске источника загрязнения, организации работ по его локализации, расследовании обстоятельств загрязнения окружающей среды, и принятия необходимых мер по привлечению виновных лиц к ответственности.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

1.3. Изложенные в Порядке обязательные действия не исключают и не препятствуют использованию дополнительных средств и действий, доказывающих факты загрязнения окружающей среды и причастность конкретных лиц к загрязнению.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2. Основные понятия и определения

2.1. Авария - отклонение от обычно допустимых эксплуатационных условий деятельности, которое вызывает или может быть причиной негативного воздействия на окружающую среду.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2.2. Аварийный выброс (сброс) - поступление вредных веществ в окружающую среду в результате нарушения
технологического процесса или аварии.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2.3. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

(п. 2.3 в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2.4. Природопользование - использование природных объектов для удовлетворения любых нужд населения и народного хозяйства.

2.5. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

(п. 2.5 в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2.6. Источник загрязнения окружающей среды - источник, вносящий в окружающую среду загрязняющие вещества.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2.7. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

(п. 2.7 в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2.8. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

(п. 2.8 в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2.9. Убытки, связанные с вредным воздействием на окружающую среду, - материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей, возникающие в результате ликвидации последствий аварии
и восстановления нарушенного состояния окружающей среды; потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей; упущенные выгоды от изменения состояния окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

2.10. Природопользователи - физические и юридические лица, использующие природные объекты для своих нужд на законных основаниях.

2.11. Состояние водного объекта - характеристика водного объекта по совокупности его количественных и качественных показателей применительно к видам водопользования (к количественным и качественным показателям относятся: расход воды, скорость течения, глубина водного объекта, температура воды, рН, БПКп и др.).

2.12. Экстремально высокие и высокие уровни загрязнения водных объектов наступают при следующих концентрациях загрязняющих веществ в воде водных объектов (см. таблицу 1).

Таблица 1

----------------T------------T---------------T----------------¬

¦ Ингредиенты ¦ПДК <*> мг/л¦ ВЗ мг/л ¦ ЭВЗ мг/л ¦

+---------------+------------+---------------+----------------+

¦Нефтепродукты ¦0,05 ¦1,5 и больше ¦5,0 и больше ¦

+---------------+------------+---------------+----------------+

¦Фенолы ¦0,001 ¦0,03 и больше ¦0,1 и больше ¦

+---------------+------------+---------------+----------------+

¦Медь ¦0,001 ¦0,03 и больше ¦0,1 и больше ¦

+---------------+------------+---------------+----------------+

¦БПК ¦условно 0,3 ¦15,0 и больше ¦60,0 и больше ¦

¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+------------+---------------+----------------+

¦Растворенный ¦не более 4 ¦3,0 и меньше ¦2,0 и меньше ¦

¦кислород: ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+------------+---------------+----------------+

¦Сероводород <*>¦отсутствие ¦0,001 и больше ¦0,01 и больше ¦

+---------------+------------+---------------+----------------+

¦Все остальные¦ ¦10 ПДК и больше¦100 ПДК и больше¦

¦ингредиенты ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------+------------+---------------+-----------------

--------------------------------

<*> Для водоемов рыбохозяйственного значения.

Примечание: для веществ, на которые нормативными документами предусмотрено полное отсутствие их в воде водных объектов, в качестве ПДК (предельно допустимой концентрации) условно принимается содержание 0,00001 мг/л.

2.13. Чрезвычайные ситуации экологического характера наступают в следующих случаях (см. таблицу 2):

Таблица 2

-------------------------------------T-------------------------------------¬

¦ Наименование ¦ Критерии ситуации ¦

¦ чрезвычайных ситуаций ¦ ¦

+------------------------------------+-------------------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦

+------------------------------------+-------------------------------------+

¦1. Гидродинамические аварии: ¦ ¦

¦- прорывы плотин (дамб, шлюзов и¦Число пострадавших - 15 человек и¦

¦т.д.) с образованием волн прорыва и¦более. ¦

¦затоплений; ¦ ¦

¦- прорывы плотин (дамб, шлюзов и¦Число погибших - 4 человека и более. ¦

¦т.д.) с образованием прорывного¦Влияние на функционирование других¦

¦паводка ¦отраслей народного хозяйства ¦

+------------------------------------+-------------------------------------+

¦2. Аварии на очистных сооружениях ¦Влияние на функционирование других¦

¦ ¦отраслей народного хозяйства. ¦

¦ ¦Увеличение объема сточных вод или¦

¦ ¦концентрации загрязняющих веществ в¦

¦ ¦10 и более раз. ¦

¦ ¦Сброс нефти и нефтепродуктов в объеме¦

¦ ¦10 тонн и более ¦

+------------------------------------+-------------------------------------+

¦3. Гидрометеорологические и¦Превышение ПДК в 100 и более раз в¦

¦гелиогеофизические явления ¦водных объектах. ¦

¦ ¦Появление постороннего запаха воды¦

¦ ¦более 4 баллов. ¦

¦ ¦Снижение содержания растворенного¦

¦ ¦кислорода, а также поступление¦

¦ ¦токсичных веществ, повлекших гибель¦

¦ ¦рыбы и других водных организмов. ¦

¦ ¦Снижение содержания растворенного¦

¦ ¦кислорода до 2 мг/л и менее. ¦

¦ ¦Покрытие нефтяной пленкой водной¦

¦ ¦поверхности на площади 2 кв. км и¦

¦ ¦более площади водоема при его площади¦

¦ ¦до 6 кв. км ¦

+------------------------------------+-------------------------------------+

¦4. Геологически опасные явления: ¦ ¦

¦- высокие уровни воды (наводнения)¦Превышение особо опасных (высоких)¦

¦при половодьях, дождевых паводках,¦уровней воды для конкретных¦

¦заторах, зажорах, ветровых нагонах; ¦населенных пунктов и хозяйственных¦

¦ ¦объектов. ¦

¦- низкие уровни воды ¦Ниже проектных отметок водозаборных¦

¦ ¦сооружений и навигационных уровней на¦

¦ ¦судоходных реках в течение месяца и¦

¦ ¦более ¦

+------------------------------------+-------------------------------------+

¦5. Ситуации, связанные с изменением¦ ¦

¦состояния гидросферы: ¦ ¦

¦- резкая нехватка питьевой воды¦По экспертным оценкам. ¦

¦вследствие истощения источников или¦ ¦

¦их загрязнения; ¦ ¦

¦- истощение водных ресурсов,¦По экспертным оценкам. ¦

¦необходимых для организации¦ ¦

¦хозяйственно-бытового водоснабжения¦ ¦

¦и обеспечения технологических¦ ¦

¦процессов; ¦ ¦

¦- максимально разовое превышение¦В 100 и более раз, если эти акватории¦

¦ПДК (рыбохозяйственных или¦не являются зонами хронического¦

¦коммунально-бытовых - в зависимости¦загрязнения. ¦

¦от назначения водоема) загрязняющих¦ ¦

¦веществ в поверхностных и подземных¦ ¦

¦водах; ¦ ¦

¦- появление запаха, не свойственного¦Интенсивность более 4 баллов. ¦

¦ранее воде; ¦ ¦

¦- снижение содержания в воде¦До 2 мг/л и ниже ¦

¦растворенного кислорода ¦ ¦

L------------------------------------+--------------------------------------

2.14. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха - содержание одного или нескольких загрязняющих веществ в количествах, превышающих предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 10 и более раз (до пределов, указанных ниже в пункте 2.6).

2.15. Экстремально высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха - содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее ПДК:

а) в 50 и более раз, при сохранении этого уровня концентрации в течение 20 минут и более;

б) в 30 - 49 раз, при сохранении этого уровня концентраций в течение 8 часов и более;

в) в 20 - 29 раз, при сохранении этого уровня концентраций более 2 суток.

2.16. Степень загрязнения почвы - отношение содержания загрязняющего вещества в почве к величине его предельно допустимой концентрации.

3. Общие положения

3.1. Минприроды РБ согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 24 мая 2006 г. N УП-200, имеет право:

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- осуществлять государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Башкортостан, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному контролю;

- принимать оперативные меры по выявлению источников загрязнения и организации мероприятий по их ликвидации в случаях высокого и экстремально высокого загрязнения окружающей среды, определять ущерб, нанесенный при этом природной среде, и осуществлять контроль за его возмещением;

- составлять по результатам проверок акты и протоколы, давать обязательные предписания по устранению нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

3.2. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить ущерб в полном объеме.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

3.3. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и внесения платы за загрязнение окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

3.4. Расследование факта загрязнения окружающей среды, оценка вредного воздействия на него и расчет величины ущерба осуществляются Минприроды РБ.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

3.5. Затраты на проведение работ по оценке фактов вредного воздействия на окружающую среду включаются в состав убытков, связанных с вредным воздействием, и компенсируются виновной стороной.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

3.6. Регламентация форм и способов возмещения вреда при трансграничном (межтерриториальном) воздействии на водные объекты осуществляется в соответствии с природоохранными требованиями законодательства Российской Федерации и на основании двухсторонних договоров между территориями.

4. Основные этапы расследования случаев

загрязнения окружающей среды

(в ред. Приказа Министерства природопользования,

лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ

от 16.03.2007 N 95п)

4.1. Основанием для начала расследования является:

получение госинспектором задания (распоряжения) от должностного лица Минприроды РБ, имеющего на то право;

получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред окружающей среде;

возникновение угрозы загрязнения окружающей среды.

Информацию о загрязнении окружающей среды госинспектор может получить из результатов мониторинга окружающей природной среды, жалоб граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в ходе проверок природопользователей и других источников.

(п. 4.1 в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

4.2. После получения информации о загрязнении окружающей среды или возникновении угрозы загрязнения окружающей среды, госинспектор обязан:

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- выехать на место происшествия;

- установить источник загрязнения окружающей среды;

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- осуществить сбор первичной информации для оценки ситуации и последствий загрязнения;

- организовать работы по локализации источника, исключению дальнейшего загрязнения окружающей среды и его распространения;

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- определить массу загрязняющего вещества, поступившего в окружающую среду, для подсчета ущерба;

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- оформить материалы расследования, подсчитать размер причиненного ущерба и направить их в юридический отдел Минприроды РБ для предъявления иска по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

5. Порядок действий госинспектора при поиске источников

загрязнения окружающей среды

(в ред. Приказа Министерства природопользования,

лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ

от 16.03.2007 N 95п)

5.1. В случае загрязнения окружающей среды загрязняющими веществами, присутствие которых можно определить визуально или по характерному запаху, госинспектор обязан:

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- обследовать источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, поверхность почвенного покрова, водного объекта и его прибрежную полосу от места, указанного в сообщении до возможного источника (источников) загрязнения окружающей среды;

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- установив источник загрязнения окружающей среды, или обнаружив доказательства, подтверждающие прямо или косвенно причастность данного объекта к загрязнению, вызвать представителя юридического или физического лица, в ведении или собственности которого находится источник загрязнения, для выяснения обстоятельств загрязнения и принятия мер по его локализации;

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- организовать отбор проб воды с обязательным измерением расхода в створе отбора пробы почвы, животных и растительных материалов, для подтверждения загрязнения водного объекта и оценки степени его загрязненности, возможных последствий, отбор проб воздуха или почвы (в зависимости от аварийной ситуации).

Если по прибытии на место происшествия госинспектор не определил присутствие загрязняющих веществ визуально или по характерному запаху, то он обязан действовать согласно п. 5.2.

5.2. В случае загрязнения окружающей среды загрязняющими веществами, присутствие которых нельзя определить визуально или по характерному для данного вещества запаху, госинспектор обязан:

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- организовать отбор проб воздуха, почвы, воды (в зависимости от аварийной ситуации) для подтверждения загрязнения окружающей среды и оценки степени его загрязненности, возможных последствий (см. п. 5.5);

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- проверить все потенциальные источники загрязнения, которые могут оказать влияние на окружающую среду (при проверке потенциальных источников загрязнения госинспектор обязан всю полученную информацию, подтверждающую или опровергающую причастность данного юридического или физического лица к загрязнению, фиксировать в акте расследования обстоятельств загрязнения окружающей среды в соответствии с п. 5.4; возможно составление отдельных актов проверок по каждому потенциальному источнику загрязнения);

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- установив источник загрязнения окружающей среды или обнаружив доказательства, подтверждающие прямо или косвенно причастность данного объекта к загрязнению, вызвать представителя юридического или физического лица, в ведении или собственности которого находится источник загрязнения, для выяснения обстоятельств загрязнения и принятия мер по его локализации и прекращению загрязнения.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

При получении результатов расследования (результаты проб анализов), не подтверждающих загрязнение окружающей среды, госинспектор обязан немедленно поставить об этом в известность руководство Минприроды РБ и принять меры по дальнейшему поиску источника загрязнения окружающей среды.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

5.3. В случае обнаружения факта гибели рыбы госинспектор обязан:

- организовать отбор проб воды и грунта в местах обнаружения погибшей рыбы, а также произвести действия, указанные в п.п. 5.1 или 5.2 данной Инструкции. Обязательно определить на месте:

- содержание кислорода в воде водного объекта;

- организовать отбор погибшей рыбы и облов рыбы вне места гибели из того же водоема для передачи ее на анализ;

- путем осмотра водоема определить зону поражения и произвести подсчет погибшей рыбы, лежащей по берегам, в сечении реки, а при возможности - на дне, с подразделением по видам и возрастному составу, с указанием внешних признаков поражения;

- для контроля за поведением сохранившейся в водном объекте рыбы организовать наблюдательные посты.

Пораженную (загрязненную) акваторию водного объекта можно определить путем проведения санитарно-биологических исследований или визуально по различным внешним признакам (изменение цвета, прозрачности, запаха воды, пленок, струйности, загрязнения берегов, засорения орудий лова, образования отложений на дне водоема и т.п.). В некоторых случаях дальность распространения зоны поражения можно определить расчетным путем исходя из расходов сбрасываемых сточных вод водного объекта и условий смешения вод.

Количество погибшей рыбы и ее молоди в зависимости от конкретных условий определяют следующими способами:

- непосредственным подсчетом погибших особей на единицу площади водоема с последующим пересчетом на всю пораженную акваторию;

- расчетом по средней рыбопродуктивности;

- контрольным обловом определенного участка и пересчетом на всю загрязненную акваторию;

- опросом населения и актированием его результатов компетентной комиссией.

При пересчете плывущей и выброшенной на берег погибшей и поврежденной рыбы учитывают не только общее количество, но и видовой, размерный, возрастной состав. Количество рыбы, выброшенной на берег, подсчитывают на нескольких площадках, размером 1 кв. м, а затем пересчитывают на всю площадь, предварительно установив ширину и длину береговой полосы, на которой обнаружена погибшая рыба. При этом определяют половой состав погибших и поврежденных рыб. Половой состав плывущих рыб определяют путем контрольного лова, а если это невозможно, используют данные, полученные при учете рыбы, выброшенной на берег.

Зимой и во всех других случаях, когда погибшую рыбу подсчитать невозможно, ее количество определяют исходя из средней рыбопродуктивности данного водоема. Если данные по средней рыбопродуктивности отсутствуют, то берутся данные средней рыбопродуктивности аналогичного водоема (водоема-аналога).

При описании внешних признаков поражения рыб следует обратить особое внимание на состояние кожных покровов, плавников, жабр, поведение рыб перед гибелью.

Произвести опрос местного населения о времени и месте обнаружения гибели рыбы, масштабах гибели, поведении рыбы, наблюдавшихся выбросах сточных вод или отходов производства, а также в случаях обработки посевов, лугов, лесов или пойменных водоемов ядохимикатами и другими отравляющими веществами.

При установлении факта массовой гибели рыбы немедленно поставить в известность об этом руководство Минприроды РБ.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

5.4. Акт расследования обстоятельств загрязнения окружающей среды оформляется на бланке Минприроды РБ и составляется согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Все действия по расследованию обстоятельств загрязнения окружающей среды госинспектор обязан проводить в присутствии понятых (не менее двух человек), за исключением случаев, когда предполагаемое место источника загрязнения находится в отдалении от населенных пунктов либо в ночное время.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

Понятым может быть любое лицо, привлекаемое госинспектором для подтверждения выявленных в ходе осмотра фактов. Госинспектор обязан разъяснить понятым их право подтвердить увиденное, о чем делается соответствующая запись в акте.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

В случае невозможности привлечения понятых госинспектор обязан сделать об этом запись в акте, а для подтверждения выявленных в ходе осмотра места происшествия фактов госинспектор обязан в течение суток вновь прибыть на место происшествия с представителями органов местной власти и составить акт.

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

В акте расследования обстоятельств загрязнения окружающей среды обязательно отражается следующая информация:

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- дата и место его составления;

- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего акт;

- фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;

- фамилии, имена, отчества, должности руководителей (для юридических лиц);

- фамилия, имя, отчество, должность лица, ответственного за охрану природы (для юридических лиц);

- действия, предпринятые для поиска источника загрязнения;

- границы и площадь территории, подвергшейся загрязнению, глубина проникновения загрязняющего вещества в почву;

- сведения о пострадавших в результате загрязнения окружающей среды и природопользователях;

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 16.03.2007 N 95п)

- сведения об отборе проб воды, почвы, животных и растительных материалов, створах, в которых измерялся расход воды, о вещественных доказательствах, орудиях правонарушения и т.д.;

- сведения о разъяснении свидетелям их прав и обязанностей;

- реквизиты (адресные и банковские) юридического или физического лица, допустившего загрязнение водного объекта;

- причинно-следственная связь между событиями, имевшими место и выявленными в ходе расследования обстоятельствами загрязнения, самим загрязнением водного объекта;

- анализ выполнения должностными лицами служебных обязанностей, возложенных на них должностными инструкциями (в случае отсутствия должностных инструкций об этом делается соответствующая запись в акте);

(в ред. Приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ“производился осмотр, природно-

климатические условия, наблюдавшиеся при осмотре, время начала и

окончания осмотра, описание характера загрязнения)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Схема участка загрязнения с привязкой к местности (в том числе

с нанесением водного объекта), загрязненной территории

(акватории), источников загрязнения, точек отбора проб, створов,

в которых измерялся расход воды и описание границ территории,

подвергшейся загрязнению

________________________________________________________________

(схема подписывается лицами, их составившими, и лицами,

присутствовавшими при проверке, указывается дата составления)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Как определялась граница территории __________________________

(если инструментально, то указать, какими именно

инструментами)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Сведения об отборе проб, вид пробы (воды, почвы, атмосферного

воздуха, животных и растительных материалов) с указанием точек

пробоотбора, наличия аттестации, аккредитации лабораторий (N,

дата получения свидетельства об аттестации, аккредитации

лаборатории, область аккредитации, срок действия указанного

документа)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

6. Сведения о доказательствах, обнаруженных в ходе осмотра

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7. В результате чего произошло загрязнение ______________________

_________________________________________________________________

(в результате аварийной ситуации, неудовлетворительной

эксплуатации ОС и т.д.)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Действия юридического или физического лица по исключению

загрязнения окружающей среды

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9. Наличие разрешительных и нормативных документов в области

охраны окружающей среды и природопользования, соблюдение

установленных нормативов и требований

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

10. Выполнение должностными лицами служебных обязанностей,

возложенных на них должностными инструкциями

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

11. Объяснения должностных лиц, виновных в загрязнении окружающей

природной среды

_________________________________________________________________

(если объяснения не брались, то указать причины;

если брались письменные, то приложить к протоколу подлинник

или его копию)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

12. Выводы:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(указываются перечень нарушений и статьи законов или

нормативных актов, предусматривающих ответственность за это)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

На основании вышеизложенного и во исполнение ст.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(указываются статьи законов или нормативных актов, на основании

которых выдаются предписания)

ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ:

------T----------------------------T----------------T------------¬

¦NN пп¦ Предписания по фактам ¦ Основания ¦ Срок ¦

¦ ¦ обнаруженных нарушений ¦ (ст. закона, ¦ выполнения ¦

¦ ¦ ¦ ГОСТа и др.) ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+----------------------------+----------------+------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----+----------------------------+----------------+-------------

Подписи участников расследования:

1. ______________________________________________________________

(ФИО) (подпись)

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

С протоколом расследования обстоятельств загрязнения ознакомлен с

вручением одного экземпляра:

_________________________________________________________________

(ФИО руководителя юридического (подпись, дата)

или физического лица)

Госинспектор ____________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(ФИО) (подпись)

Протокол расследования обстоятельств загрязнения составлен в

_____ экз.

К акту расследования обстоятельств загрязнения прилагаются:

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

5. ______________________________________________________________

6. ______________________________________________________________

(К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции,

обследовании объектов окружающей среды, схемы участков

загрязнения с привязкой к местности (в том числе с нанесением

водного объекта), загрязненной территории (акватории), источников

загрязнения, точек отбора проб, створов, в которых измерялся

расход воды, протоколы (заключения) проведенных исследований

(испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов

государственного контроля (надзора), работников, на которых

возлагается ответственность за нарушения обязательных требований,

и другие документы или их заверенные копии, связанные

с результатами мероприятия по контролю, фотографии).

Приложение N 2

к Порядку проведения

расследования, оформления

материалов в случаях

загрязнения окружающей среды

(в ред. Приказа Министерства природопользования,

лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ

от 16.03.2007 N 95п)

АКТ

ОТБОРА ПРОБ

“___“ __________ 200__ г. ____________________

(город, район)

1. Наименование объекта _________________________________________

_________________________________________________________________

2. Точка отбора пробы ___________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Метеорологические условия на момент

отбора пробы __________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Методика отбора пробы ________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Время отбора пробы: начато в ____ час. ____ мин. закончено

в ____ час. ____ мин.

6. Глубина взятия пробы _________________________________________

7. Количество (объем для жидкостей и воздуха, штук для животного

материала, килограмм для растительного материала) отобранной

пробы ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Характер пробы _______________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9. Температура воды (воздуха) ___________________________________

10. Расход воды в момент отбора пробы воды ______________________

_________________________________________________________________

(указать чем определялся расход воды)

11. Цель исследования отобранной пробы __________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

12. Ф.И.О. пробоотборщика _______________________________________

13. Ф.И.О. лиц, присутствовавшие при отборе _____________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Подписи:

Лица, присутствующие при отборе:

1. _________________________________ ________________

(Ф.И.О.) (подпись)

2. _________________________________ ________________

3. _________________________________ ________________

Пробу отобрал:

_________________________________ ________________

(Ф.И.О.) (подпись)

Акт отбора проб составлен в “___“ экз.