Российские законы

Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Республики Башкортостан на 2007 - 2009 годы (утв. Минсельхозом РБ, Агропромсоюзом РБ, Реском профсоюза работников АПК РБ, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов РБ)

Утратил силу с 1 января 2010 года (пункт 1.9 данного документа).

Вступил в силу с 15 декабря 2006 года (пункт 1.9 данного документа).

Прошел регистрацию в Министерстве труда и социальной защиты населения РБ. Регистрационный N 3 от 14.03.2007.

Министр

сельского хозяйства

Республики Башкортостан

______________ Г.З.Горобец

Председатель

Республиканской организации

профсоюза работников АПК РФ

_________ Ф.Ф.Шайхлисламов

Председатель

Агропромышленного Союза

Республики Башкортостан

______ З.И.Саетгалиев

Президент

Ассоциации крестьянских

(фермерских) хозяйств

и сельскохозяйственных кооперативов

Республики Башкортостан

_________ Ш.С.Сатаев

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

НА 2007 - 2009 ГОДЫ

г. Уфа

Содержание Соглашения

Глава I. Общие положения

Глава II. Обязательства в области производственных и экономических отношений

Глава III. Обязательства в области занятости и подготовки кадров

Глава IV. Оплата труда

Глава V. Обязательства в области охраны труда

Глава VI. Социальные льготы, гарантии и компенсации

Глава VII. Молодежная политика

Глава
VIII. Гарантии профсоюзной деятельности

Глава IX. Контроль за выполнением соглашения и ответственность

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Отраслевое Соглашение по агропромышленному комплексу Республики Башкортостан (в дальнейшем - Соглашение) заключено в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Генеральным соглашением между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан на 2005 - 2007 гг. (в дальнейшем - Генеральное Соглашение РБ), Законом РБ “Об органах социального партнерства“ от 6 декабря 2005 года N 252-з и Отраслевым Соглашением по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2006 - 2008 годы.

Соглашение регулирует социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения в агропромышленном комплексе. Направлено на создание условий для производительного труда, повышение жизненного уровня и социальной защищенности работников АПК. Определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам АПК РБ, иные вопросы, определенные сторонами.

1.2. Сторонами Соглашения являются:

работники организаций АПК, в лице их представителя - Республиканской организации профсоюза работников агропромышленного комплекса;

работодатели, в лице их представителей - Агропромышленного Союза РБ (Агропромсоюз), Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Республики Башкортостан (АККОБ);

от органов исполнительной власти - Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.

1.3. Соглашение распространяется на работников организаций, находящихся в ведении Минсельхоза Республики Башкортостан, а также организаций-учредителей Агропромсоюза РБ и АККОБ, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, которые являются работодателями (далее - Работодатель).

1.4. Соглашение служит основой для заключения коллективных договоров между работниками в лице профсоюзных комитетов и работодателями; территориальных отраслевых соглашений между районными комитетами профсоюза и районными объединениями работодателей (районными советами Агропромсоюза РБ), органами местного самоуправления и трудовых договоров.

Соглашение не ограничивает права организаций агропромышленного комплекса в расширении социальных гарантий и льгот
за счет собственных средств для их обеспечения.

Коллективные договора и соглашения не могут снижать уровень прав, гарантий и компенсаций работников, установленных трудовым законодательством и настоящим Соглашением.

1.5. Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы всех работников организаций АПК, независимо от членства в профсоюзе, представляют и защищают первичные профсоюзные организации, а территориальных соглашений - территориальные организации профсоюза работников агропромышленного комплекса.

Стороны, заключившие настоящее Соглашение, строят свои взаимоотношения на основе соблюдения принципов равноправного партнерства, конструктивного и делового сотрудничества, определяют согласованные меры по реализации достигнутых договоренностей и осуществляют, в установленном в данном Соглашении порядке, контроль за выполнением, предоставляют имеющуюся у них информацию, необходимую для проверки хода выполнения Соглашения.

1.6. Стороны, заключившие настоящее Соглашение, в своей деятельности руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, Отраслевым соглашением АПК Российской Федерации, Генеральным Соглашением Республики Башкортостан и настоящим Соглашением.

1.7. Обязательства и нормы данного Соглашения, принятые сторонами добровольно, являются обязательными для выполнения работниками, работодателями, органами исполнительной власти, уполномочившими своих представителей заключить его от их имени.

1.8. Ни одна из сторон, заключивших Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.

Действующее Соглашение открыто для присоединения к нему работников, работодателей и их объединений, изъявивших на то свое согласие.

1.9. Соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2009 и не зависит от факта проведения его уведомительной регистрации.

1.10. В период действия Соглашения стороны вправе проводить коллективные переговоры о
внесении изменений и дополнений на основе взаимной договоренности и в порядке, установленном статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.11. Стороны обязуются обсудить вопрос о продлении его срока действия или подписании нового Соглашения за 3 месяца до окончания действия настоящего Соглашения.

1.12. Текст Соглашения рассылается во все подведомственные организации, входящие в состав Министерства сельского хозяйства РБ, Агропромсоюза и АККОБ, в сроки не позднее 30 дней после подписания.

Глава II

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Стороны содействуют развитию многоукладности экономики, свободе предпринимательства, многообразию форм собственности и хозяйствования, использованию земельных угодий для производства сельскохозяйственной продукции и сырья, защите интересов отечественных товаропроизводителей, развитию сельских территорий, обеспечению социальной защиты работников и охране труда в организациях АПК.

2.2. Главными направлениями деятельности Минсельхоза РБ, Агросоюза РБ, АККОБ и профсоюза работников агропромышленного комплекса РБ являются:

- совершенствование экономических и социальных отношений в сфере деятельности агропромышленного комплекса;

- участие в разработке, принятии и реализации Федеральных и Республиканских целевых программ развития агропромышленного комплекса, реализации приоритетного национального проекта “Развитие АПК“;

- обеспечение экономически обоснованной ценовой политики в АПК и достижение паритетных ценовых отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей со своими партнерами;

- разработка и внедрение механизмов регулирования продовольственного рынка, осуществление государственных закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- формирование и развитие финансово-кредитной системы обслуживания товаропроизводителей АПК;

- финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- развитие механизмов лизинговых поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям машиностроительной продукции и племенного скота;

- формирование внешнеторговой политики, отвечающей интересам отечественных товаропроизводителей, предупреждение негативных последствий вступления России в ВТО;

- повышение качества агропродовольственной продукции и ее конкурентоспособности;

- содействие процессам кооперации и интегрирования в сфере производства, переработки и реализации продукции;

- оказание методической и правовой помощи действующим
и вновь создаваемым организациям различных организационно-правовых форм;

- развитие крупнотоварного производства на основе современных энергосберегающих технологий;

- стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств населения и других малых форм хозяйствования;

- развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные;

- развитие социальной инфраструктуры села;

- повышение уровня оплаты труда работников агропромышленного комплекса, снижение уровня бедности на селе;

- повышение уровня занятости, развитие самозанятости сельского населения;

- регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в транснациональных корпорациях, и в организациях с участием иностранного капитала, действующих в агропромышленном комплексе Республики Башкортостан;

- создание и совершенствование законодательной базы для защиты экономических и социально-трудовых интересов работников АПК, эффективного функционирования отраслевых союзов и ассоциаций;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для агропромышленного производства, модернизация аграрного образования;

- совершенствование информационного и организационно-методического обеспечения социального партнерства.

2.3. Министерство сельского хозяйства РБ:

- вносит предложения по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, к проекту Генерального Соглашения между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей РБ и Федерацией профсоюзов РБ, участвует в переговорах по разработке и заключению Отраслевого Соглашения на республиканском уровне, обеспечивает контроль за ходом их выполнения;

- обеспечивает своевременное доведение до распорядителей (получателей) средств федерального и республиканского бюджета уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств и их целевое использование;

- обеспечивает своевременное финансирование подведомственных бюджетных организаций, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете;

- разрабатывает механизм компенсации части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение материальных ресурсов, энергоносителей, образующихся вследствие диспаритета цен, вносит предложение в Правительство Республики Башкортостан об объемах, требуемых бюджетных средств на эти цели;

- в целях устранения монополизма и поддержания внутриотраслевых стоимостных пропорций, разрабатывает и представляет сторонам на согласование порядок установления
согласованных цен на отдельные виды продукции и услуг между сельхозтоваропроизводителями, организациями перерабатывающей промышленности сельхозпродукции, производственно-технического обслуживания, материально-технического обеспечения, учитывающий мнение сельхозтоваропроизводителей в лице общественной организации “Агропромышленный Союз РБ“;

- оказывает методическую помощь неплатежеспособным организациям, содействует принятию мер, обеспечивающих санацию несостоятельных организаций с максимально возможным сохранением рабочих мест;

- разрабатывает и реализует меры по развитию социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса, выполнению Федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2010 г.“;

- осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде, за выполнением условий коллективных договоров и данного Соглашения;

- привлекает к ответственности лиц, виновных в нарушении законов о труде, за невыполнение условий коллективных договоров и обязательств настоящего Соглашения, налагает в установленном законом порядке дисциплинарные взыскания в пределах своей компетенции;

- организует в установленном порядке проведение Республиканских конкурсов профессионального мастерства.

2.4. Агропромсоюз РБ, АККОБ:

- координируют действия своих членов в вопросах реализации социальных и экономических программ, проведения политики занятости, заработной платы, охраны труда, социального страхования и пенсионного обеспечения работников;

- представляют законные интересы и защищают права своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с органами государственной власти и местного самоуправления, профсоюзом;

- способствуют налаживанию взаимовыгодных связей между субъектами АПК, их объединению в отраслевые, территориальные и другие формирования в целях увеличения производства и реализации сельхозпродукции;

- развивают межфермерскую кооперацию в области агросервиса, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

- оказывают помощь крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам в укреплении их экономики, материально-техническом обеспечении, реализации продукции;

- оказывают помощь аграрным (крестьянским) союзам в решении социальных вопросов на селе;

- участвуют в выработке решений (нормативных актов) органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам
агропромышленного комплекса и социального развития села;

- осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, за выполнением условий коллективных договоров и данного Соглашения;

- участвуют в рассмотрении коллективных трудовых споров и конфликтов;

- вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию условий кредитования, усилению государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

2.5. Республиканская организация профсоюза работников АПК:

- совместно с территориальными и первичными комитетами профсоюза проводит работу, направленную на выполнение работниками принятых обязательств;

- добросовестно выполняет свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и нормы труда;

- соблюдает производственную и трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда;

- бережно относится к имуществу работодателя и других работников;

- осуществляет защиту трудовых прав и социальных гарантий работников;

- оказывает бесплатную правовую помощь в вопросах оплаты труда, режима рабочего времени и отдыха, приема на работу и увольнения, занятости, возмещения вреда, причиненного здоровью, и др.;

- проводит работу с органами законодательной и исполнительной власти Республики Башкортостан по принятию нормативных актов, повышающих социальную защиту работников АПК;

- осуществляет контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, выполнением условий коллективных договоров и данного Соглашения;

- участвует в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы оплаты и охраны труда, социального страхования, экологической безопасности, профессиональных пенсионных систем и другие вопросы;

- проводит оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и работу по организации санаторно-курортного обслуживания работников сельского хозяйства и их детей;

- организует подготовку и повышение квалификации профсоюзных кадров;

- всемерно содействует реализации настоящего Соглашения, снижению напряженности в организациях АПК;

- участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, организует и проводит коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников
АПК;

- берет на себя обязательство не организовывать забастовок на срок действия Соглашения при условии выполнения его положений.

2.6. Стороны, заключившие Соглашение:

- принимают участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, иных документов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, сотрудничают в обмене информацией, передовым опытом и проведении общественных мероприятий по вопросам агропромышленного комплекса;

- доводят настоящее Соглашение до органов управления агропромышленным комплексом, членов Агропромсоюза РБ и АККОБ, территориальных профсоюзных организаций АПК для руководства, реализации и контроля;

- оказывают методическую помощь в заключении коллективных договоров в организациях различных организационно-правовых форм собственности, принимают участие в собраниях, конференциях по принятию и подведению итогов выполнения коллективных договоров;

- создают условия для формирования в АПК системы страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Глава III

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Минсельхоз РБ, Агропромсоюз РБ, АККОБ совместно с профсоюзом работников агропромышленного комплекса принимают меры по предотвращению массовых увольнений смягчению последствий спада производства и банкротства, реструктуризации организаций, сохранению и созданию новых рабочих мест для обеспечения занятости высвобождаемых и вновь принятых на работу работников отрасли.

3.1. Минсельхоз РБ, Агропромсоюз РБ и АККОБ:

- разрабатывают республиканскую отраслевую программу создания и сохранения рабочих мест в системе АПК и осуществляют мероприятия по привлечению трудовых ресурсов и обеспечению их занятости в агропромышленном комплексе;

- консультируют органы управления агропромышленным комплексом по вопросам прогнозирования занятости, высвобождения и рационального использования работников отрасли;

- оказывают методическую помощь неплатежеспособным организациям, содействует принятию мер, обеспечивающих санацию несостоятельных организаций с максимально возможным сохранением рабочих мест;

- обеспечивают организацию и финансирование мероприятий по подготовке специалистов и профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов для АПК в установленном порядке в подведомственной системе высшего, среднего специального
и дополнительного образования, в пределах выделенных средств на эти цели;

- разрабатывают комплекс мер, направленных на экономическое стимулирование участия работодателей в организации опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению в ходе реструктуризации производства;

- разрабатывают предложения по повышению производительности труда.

3.2. Работодатель в установленном порядке:

- обеспечивает выполнение законодательства по занятости и гарантиям, реализации права граждан на труд, представляет профсоюзным органам информацию о создании и ликвидации рабочих мест;

- не менее чем за 3 месяца вступает в переговоры с профсоюзным органом о соблюдении прав, интересов работников, при ликвидации организации и ее подразделений, изменении форм собственности или организационно-правовой формы организации, полном или частичном приостановлении производства (работ), влекущее за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда;

- обеспечивает соблюдение установленного законодательством режима рабочего времени и времени отдыха;

- заключает с органами страхования договоры коллективного страхования работников на случай утраты работы;

- оказывает материальную помощь особо нуждающимся работникам, молодым специалистам и ветеранам труда;

- при наличии финансовых средств предоставляет льготы и компенсации высвобождаемым работникам сверх установленных законодательством.

3.3. Работодатель по согласованию с профсоюзным комитетом организации:

- принимает меры, направленные на создание и сохранение рабочих мест, смягчение негативных последствий их сокращения;

- обеспечивает выполнение мероприятий по повышению квалификации и профессиональной подготовке кадров, при вынужденном сокращении объемов производства приостанавливает наем новых работников на вакантные места;

- организует переобучение высвобождаемых работников новым профессиям;

- вводит режим неполного рабочего времени. Предельный уровень сокращения установленного законодательством фонда рабочего времени, а также порядок компенсации работникам потерь в заработной плате устанавливается в коллективном договоре с учетом требований действующего законодательства;

- при необходимости производит разделение рабочего дня на части;

- при принятии решения о массовом высвобождении работников работодатель,
в соответствии со ст. 82 Трудового кодекса РФ, проводит мероприятия с обязательным уведомлением выборного профсоюзного органа. Массовым высвобождением считается одновременное сокращение десяти и более процентов от общей численности работников организации.

3.4. Профсоюз работников АПК в установленном порядке вносит на рассмотрение органов государственной власти и органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о занятости населения.

Глава IV

ОПЛАТА ТРУДА

Стороны, заключившие Соглашение, проводят политику, направленную на повышение доходов работников организаций АПК за счет роста эффективности производства.

4.1. Вид, формы, системы оплаты труда, размер тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.

4.2. Устанавливается следующий механизм регулирования оплаты труда:

в организациях внебюджетного сектора:

- оплата труда осуществляется по тарифным коэффициентам Единой межотраслевой тарифной сетки и месячной тарифной ставки первого разряда, определяемой в коллективном договоре исходя из размеров, устанавливаемых Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в приложениях N 1 и N 2 к Генеральному Соглашению между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, при этом размер месячной заработной платы за труд работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнявшего свои трудовые обязанности не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;

- минимальный размер месячной тарифной ставки для рабочих 1-го разряда сельскохозяйственных организаций, пищевой и перерабатывающей промышленности устанавливается не ниже величины месячной тарифной ставки 1-го разряда, определяемой Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в приложении N 1 к Генеральному Соглашению;

- в случаях, когда экономическое положение отдельных организаций не позволяет обеспечить им применение минимальной тарифной ставки, предусмотренной настоящим Соглашением, стороны при подписании коллективного договора в организации могут принимать решение о других размерах этих ставок, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством и разрабатывают меры по сближению минимального размера оплаты труда к размеру месячной тарифной ставки первого разряда, установленного приложением N 1 к Генеральному Соглашению.

Обеспечивают долю тарифной части в составе заработной платы работников не менее 50%:

- устанавливают фонд оплаты труда не менее 20% стоимости валовой продукции;

- устанавливают доплаты за тяжелые, вредные и опасные условия труда и за работу в ночное время с учетом мнения выборного профсоюзного органа и фиксируют их в коллективных договорах, в размерах, не ниже определенного законодательством;

- оплачивают время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника;

- о начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя;

- устанавливают соотношение в уровнях оплаты труда 10 процентов работников с наиболее низкой заработной платой и 10 процентов с самой высокой не более, чем 1:6;

- индексируют заработную плату, в том числе задержанной, в соответствии с индексом роста потребительских цен, официально определяемым территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, организации самостоятельно индексируют размеры оплаты труда в зависимости от роста индекса потребительских цен в регионе и в пределах имеющихся средств. Механизм индексации регулируется коллективным договором;

- выплачивают работнику денежную компенсацию, при нарушении установленного срока выплаты заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка РФ, в процентах от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;

- устанавливают надбавку к тарифной ставке в размере 25% работникам, имеющим почетные звания (Постановление Президиума Верховного Совета РБ N 6-3/60 от 16 июня 1994 г.);

- наименование профессий, тарификация основных видов работ, присвоение квалификационных разрядов производится в соответствии с ЕТКС;

- оплата труда работников дифференцируется в зависимости от сложности выполняемых работ и профессионально-квалификационного уровня и регулируется коллективным договором;

- оплата труда руководителей устанавливается в зависимости от финансово-экономического состояния организации.

В организациях, находящихся на бюджетном финансировании:

- применяется тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Размеры тарифных коэффициентов устанавливаются Правительством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

В организациях со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности):

- оплата труда работников регулируется законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций.

4.3. Работодатель:

- оплачивает труд работников не ниже минимального размера оплаты труда;

- обеспечивает работникам равную оплату за труд равной ценности;

- разрабатывает и реализует меры по сближению минимального размера оплаты труда работников организации к величине прожиточного минимума в Республике Башкортостан;

- производит своевременные расчеты с работниками по заработной плате и отчислениям в государственные социальные внебюджетные фонды, а также отчисление членских профсоюзных взносов в соответствии с действующим законодательством;

- выплачивает в полном размере работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;

- несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы;

- при недостатке денежных средств на выплату заработной платы производит оплату труда в виде натуральной оплаты (не более 20% причитающейся суммы);

- предоставляет гарантии и компенсации работникам, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами;

- для обеспечения полной и своевременной выплаты причитающейся работникам заработной платы в организациях (за исключением финансируемых из бюджета) создает целевой резервный фонд заработной платы в размерах и порядке, предусматриваемых коллективным договором.

4.4. Выплата заработной платы руководителю организации производится одновременно с выплатой всем работникам организации.

Выплата премий и других поощрительных выплат руководящим работникам организации осуществляется за счет прибыли организации, оставшейся после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих платежей и при отсутствии задолженности по заработной плате работникам.

4.5. Введение, замена и пересмотр норм труда производится Работодателем по согласованию с профсоюзным органом и с извещением работников не позднее, чем за 2 месяца.

О введении новых условий оплаты труда или изменений условий оплаты труда Работодатель извещает работников не позднее, чем за два месяца.

4.6. Система оплаты труда и стимулирования труда (повышение оплаты за работу в вечернее и ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу, на тяжелых работах, работах с вредными и опасными и иными с особыми климатическими условиями и другие случаи) определяется Работодателем с учетом мнения профсоюзного органа, но не ниже размеров, установленных законами или иными нормативными правовыми актами и фиксируются в коллективном договоре.

Глава V

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Министерство сельского хозяйства РБ

5.1. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации осуществляет управление охраной труда. Принимает меры по укреплению службы охраны труда в отрасли.

5.2. Оперативно доводит до сведения Сторон, руководителей и специалистов АПК информацию о причинах тяжелых случаев и ежеквартально - анализ производственного травматизма в целом по отрасли.

5.3. Оказывает методическую и практическую помощь органам управления АПК по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации.

5.4. Обобщает и распространяет передовой опыт работы по созданию безопасных условий труда и предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

5.5. Осуществляет контроль за реализацией Положения о проведении Дня охраны труда на предприятиях АПК РБ.

5.6. Ежегодно совместно с Рескомом профсоюза работников агропромышленного комплекса подводит итоги конкурса между предприятиями (организациями) в номинации “Лучшая организация условий и охраны труда“.

Работодатели

5.7. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и с данным Соглашением обеспечивают выполнение в трудовых коллективах законодательных и иных нормативных актов по охране труда, соблюдение режима труда и отдыха работников.

5.8. Разрабатывают и утверждают порядок организации работы по охране труда, в котором должны быть отражены обязанности и ответственность каждого руководителя и специалистов за обеспечение здоровых и безопасных условий труда.

5.9. Финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК РФ).

5.10. Осуществляют организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, профилактике профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.

Обеспечивают права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнских функций. Осуществляют контроль по предоставлению предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации.

5.11. В соответствии со ст. 217 ТК РФ (работающих 50 и более человек) создают службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда.

5.12. Обучают и проверяют знания требований охраны труда работников.

5.13. Проводят обязательную аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

5.14. Устанавливают компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

5.15. Обеспечивают условия труда молодежи, в том числе обязуются:

- исключить использование труда лиц в возрасте до 18 лет на тяжелых физических работах и работах с вредными и опасными условиями труда, согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163.

5.16. Обеспечивают работников в полном объеме с“ртифицированной спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и дезинфицирующими средствами по установленным нормам в соответствии с действующими нормативными правовыми актами за счет собственных средств (ст. 221 ТК РФ).

5.17. Организуют проведение в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников счет средств организации (ст. 212, ст. 213 ТК РФ).

5.18. Заключают договоры на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.19. Представляют органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий.

5.20. Выполняют предписания должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассматривают представления органов общественного контроля.

5.21. Проводят не реже одного раза в три года обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда всех работников организации, в том числе руководителей (ст. 225 ТК РФ).

5.22. Обеспечивают хранение, своевременно производят бесплатно стирку, сушку, дезинфекцию, чистку и ремонт выданных работнику спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

5.23. Обеспечивают работающих на работах, связанных с загрязнением, бесплатным мылом, а где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ, бесплатно смывающие и обезвреживающие средства по установленным нормам.

5.24. Предоставляют уполномоченным профкомов по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей не менее 2-х часов рабочего времени в неделю с оплатой за счет средств организации в размере среднего заработка.

5.25. Предусматривают в коллективном договоре надбавки к заработной плате за активную добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве уполномоченным (доверенным) профкомов по охране труда.

5.26. На работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты (ст. 222 ТК РФ).

5.27. Единовременные страховые выплаты, в случае причинения вреда жизни и здоровью работника, при выполнении им трудовых обязанностей в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ застрахованным работникам осуществляются Фондом социального страхования РФ.

5.28. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности.

5.29. Обязуются внедрять систему управления охраной труда в организации в соответствии с требованиями Положения о системе управления охраной труда в Республике Башкортостан, утвержденное Постановлением Правительства РБ от 4 июля 2006 года N 189 и ГОСТ Р 12.0.006-2002 “Общие требования к системе управления охраной труда в организации“.

Совместно с профсоюзным комитетом

5.30. Разрабатывают инструкции по охране труда и проводят ознакомление работников с требованиями по охране труда.

5.31. Внедряют мероприятия по механизации работ, в том числе, предусматривающие облегчение труда женщин при перемещении тяжестей.

5.32. Создают и организуют работу комитета (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ).

5.33. Избирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в соответствии с действующим законодательством.

5.34. Организуют обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.35. Обеспечивают расследование и учет (в установленном ТК РФ порядке и иными нормативными правовыми актами) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.36. Обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.

5.37. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

5.38. Ежемесячно на предприятии проводят Дни охраны труда, участвуют в смотрах-конкурсах и других мероприятиях по улучшению условий и охраны труда.

Республиканский комитет профсоюза работников АПК

5.39. Принимает участие в подготовке отраслевых мероприятий по улучшению условий труда и предупреждению травматизма в организациях АПК, а также в разработке отраслевых нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

5.40. Защищает законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.41. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

5.42. Проводит разъяснительную работу среди членов профсоюза о необходимости соблюдения правил и норм безопасности на производстве.

5.43. Организует:

- работу общественных, внештатных технических инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза;

- контроль за своевременностью проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, согласно срокам, установленным коллективными договорами;

- участвует в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;

- проводит ежегодно отраслевой конкурс на звание “Лучший уполномоченный (доверенный) по охране труда“ и совместно с Министерством сельского хозяйства РБ организует проведение ежегодного конкурса между предприятиями (организациями) в номинации “Лучшая организация условий и охраны труда“.

Глава VI

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

6.1. Министерство сельского хозяйства РБ, Агропромышленный Союз РБ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств РБ, Республиканский комитет профсоюза работников АПК в рамках настоящего Соглашения рекомендуют работодателям устанавливать следующие дополнительные социальные гарантии и компенсации за счет собственных средств, с включением их в коллективный договор:

- выплату компенсаций в размере не ниже минимальной заработной платы инвалидам труда при предоставлении им путевок на лечение согласно медицинскому показанию;

- выплату единовременного пособия при выходе работника на пенсию, рождении ребенка;

- предоставление оплачиваемых, исходя из тарифной ставки (оклада), дополнительных дней отдыха на предусмотренный в коллективном договоре срок в случаях:

- рождения ребенка;

- собственной свадьбы;

- свадьбы детей;

- смерти супругов, членов семьи (дети, родители, родные братья и сестры);

- бесплатное или частично оплачиваемое содержание детей в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях;

- предоставление различных видов социальной помощи работникам (надбавки к пенсиям, бесплатные или частично оплачиваемые путевки на санаторно-курортное лечение, компенсация расходов на лечение и другое);

- различные виды материальной помощи работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (кредиты, субсидии, снижение оплаты услуг и жилья и другие);

- оказание материальной помощи неработающим пенсионерам-ветеранам организации;

- предоставление оплачиваемого дня отдыха в День знаний (1 сентября) матерям, либо другим лицам, воспитывающим детей-школьников младших (1 - 4) классов без матери;

- установить для женщин, работающих в сельской местности 35-часовую рабочую неделю. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 час.);

- сохранение за работниками, высвобожденными из организации по уважительным причинам в течение двух лет после увольнения, возможности пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями и лагерями отдыха на равных условиях с работающими в организации;

- различные виды страхования работников.

6.2. Работодатель обеспечивает в соответствии с действующим законодательством:

- выплату компенсаций и предоставление льгот женщинам работающим на селе, а также работникам организаций, участвовавшим в ликвидации Чернобыльской аварии и других экологических катастроф, чрезвычайных ситуаций;

- качественную и своевременную подготовку сведений о стаже и заработке работников для государственного пенсионного обеспечения, включая льготное, а также полное и своевременное перечисление страховых взносов в накопительную систему Пенсионного фонда Российской Федерации; информируют застрахованных лиц, работающих у них, о сведениях, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, для индивидуального (персонифицированного) учета, по мере их представления и указывает ежемесячно в расчетных листах работников;

- оказывает содействие работникам организации в улучшении их жилищных условий и по согласованию с трудовым коллективом направляет часть прибыли, оставшейся в распоряжении организации, на оказание помощи для индивидуального и кооперативного жилищного строительства и участие в долевом строительстве за счет средств, выделяемых для этих целей.

Глава VII

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

К молодежи относятся лица в возрасте до 35 лет.

Работодатели и Профсоюз:

7.1. Формируют в коллективном договоре специальный раздел по молодежной политике.

7.2. Создают общественные советы (комиссии) по работе с молодежью в организациях.

7.3. Разрабатывают комплексные программы по работе с молодежью и мероприятия по их реализации.

7.4. Обеспечивают ежегодное квотирование рабочих мест для выпускников учебных заведений, а также для работников, ранее работавших в организации после прохождения ими военной службы по призыву.

7.5. Оказывают материальную помощь молодым работникам, возвратившимся на работу в организации после прохождения военной службы, на условиях, определяемых коллективным договором.

7.6. Создают специальный фонд социальной поддержки молодежи для приобретения жилья и обзаведения домашним хозяйством в соответствии с действующим в организации положением.

7.7. Предоставляют льготы молодым работникам для обучения в высших и средних учебных заведениях в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором организации.

7.8. Устанавливают именные стипендии студентам вузов, техникумов и учащимся профтехучилищ, направленным на учебу организациями, в зависимости от успеваемости, на условиях, определенных коллективным договором.

7.9. Дополнительно финансируют и создают условия для организации активного досуга, в том числе спортивно-оздоровительных мероприятий для молодых работников и членов их семей.

7.10. Разрабатывают отраслевое положение о молодых специалистах, оказывают содействие советам молодых специалистов, организуют конкурсы среди молодых по профессии.

7.11. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров.

Глава VIII

ГАРАНТИИ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8.1. Права соответствующего выборного профсоюзного органа организации и гарантии его деятельности определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“, Законом Республики Башкортостан “О профессиональных союзах“, Уставом профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, Генеральным и Отраслевым Соглашениями РФ и РБ, коллективными договорами, другими нормативными актами.

8.2. Работодатель:

- соблюдает права и гарантии профсоюзной деятельности в соответствии с вышеуказанными нормативными актами (п. 7.1), не препятствует созданию профсоюзных органов в организациях;

- принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;

- ведет коллективные переговоры по подготовке, заключению и изменению коллективного договора;

- создает условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“, коллективными договорами, Соглашениями;

- предоставляет выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, бесплатно необходимые помещения для работы самого профсоюзного органа и для проведения собраний работников, транспортные средства, а также средства связи и оргтехники;

- включает представителей профкома в состав комиссии по финансовому оздоровлению, реорганизации или ликвидации организации;

- не препятствует представителям профсоюзных органов посещать организации, на которых работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав;

- обеспечивает по личным письменным заявлениям членов профсоюза проведение безналичной системы удержания профсоюзных взносов из заработной платы, их перечисление на счета профсоюзных органов на условиях, предусмотренных коллективным договором, одновременно с выплатой заработной платы, и включает в договор банковского счета пункт следующего содержания:

“Банк обязуется выполнять поручения клиента по перечислению членских профсоюзных взносов из заработной платы работников одновременно с выдачей денежных средств на заработную плату в той же очередности в соответствии с платежными поручениями клиента“;

- не имеет права задерживать перечисление указанных средств;

- предоставляет членам выборных профсоюзных органов время для выполнения общественных обязанностей на условиях, предусмотренных коллективным договором;

- способствует предотвращению коллективных трудовых споров и своевременному их разрешению в случаях их возникновения;

- не препятствует работникам в осуществлении самозащиты трудовых прав, обеспечивает беспрепятственно предоставление выборному профсоюзному органу информации по социально-трудовым вопросам, затрагивающие интересы работников организации;

- отчисляет средства профсоюзному органу организации на ведение культурно-массовых мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы, в соответствии с коллективным договором;

- несет ответственность за нарушение прав и гарантий деятельности профессиональных союзов в соответствии с действующим законодательством.

8.3. Социальные льготы и гарантии, премирование, предусмотренные коллективным договором для работников организации, распространяются на выборных освобожденных профсоюзных работников.

8.4. Стороны обязуются содействовать созданию профсоюзных органов в организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Глава IX

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

9.1. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется сторонами Соглашения, их представителями, соответствующими органами по труду.

9.2. Выполнение Соглашения с предоставлением сторонами необходимой информации рассматривается Отраслевой комиссией по итогам полугодия и года, вносится на рассмотрение коллегии Министерства сельского хозяйства РБ и президиума рескома профсоюза работников агропромышленного комплекса. Информация об этом направляется всем организациям АПК.

9.3. Разногласия при толковании условий Соглашения или их невыполнение рассматривается на Отраслевой комиссии в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О коллективных договорах и соглашениях“, с приложением протокола разногласий и перечня принятых мер по их разрешению.

9.4. Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

9.5. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Соглашения до своих организаций в течение месяца со дня подписания.