Российские законы

Решение Исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов от 18.10.1991 N 501 “Об итогах социально-экономического развития области за 9 месяцев 1991 года“

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 1991 г. N 501

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОБЛАСТИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 1991 ГОДА

Итоги 9 месяцев свидетельствует о нарастании негативных процессов в социально-экономическом развитии области. Темпы спада производственных показателей во многих отраслях по сравнению с первым полугодием увеличились. В особой степени это касается приоритетных направлений, признанных оказывать решающее влияние на оздоровление социально-политической обстановки и стабилизацию общественного спокойствия. Заметно ухудшилось финансовое положение и ситуация в денежном отношении.

В промышленности сокращение объемов производства против прошлого года выросло за третий квартал на 0,5 пунктов и достигло 97,4%. Выпуск продовольственных товаров народного потребления (безалкогольных напитков) уменьшился на 6,3%, товаров легкой
промышленности - 1,8%. Наиболее ощутим спад производства мяса и молокопродуктов, рыбопродуктов, сахара, чулочно-носочных изделий, обуви. Договорные обязательства по поставке промышленной продукции за 9 месяцев не выполнили 28 предприятий против 21 за первое полугодие. Общий объем недопоставки составил 58,1 млн. руб. и возрос за третий квартал на 34,8 млн. руб. Размер недопоставки товаров народного потребления на местное оседание достиг 1,9 млн. рублей и увеличился на 0,6 млн. рублей.

Объем валовой продукции колхозов и совхозов снизился на 10% и производительность труда на 5% в основном за счет сокращения продукции животноводства. Производство и закупки мяса и молока снизились против прошлого года на 18%, яиц - 9%. В результате не выполнен план поставки этих продуктов в союзно-республиканский фонд и уменьшилось местное потребление. В аграрном секторе экономики усугубились нерешенные проблемы материально-технического обеспечения и финансирования, что сдерживает наращивание производственного потенциала отрасли.

В агропромышленном комплексе объемы капвложений и строительно-монтажных работ сократились соответственно на 3 и 11%, объем незавершенного строительства возрос на 235 млн. рублей. При общем освоении 9 месячного планового объема капвложений на развитие перерабатывающей промышленности ТСО “Орелстрой“ с большим отставанием ведутся работы на наиболее важных, приоритетных стройках - Ливенском мясокомбинате, кондитерской фабрике и хлебозаводе в г. Орле. Годовая программа на этих объектах освоена лишь на 14%. Продолжают сокращаться темпы строительства в экономически слабых хозяйствах. Инвестиционная активность снижается и в целом по области, строительно-монтажные работы сократились на 8%. Продолжается распыление средств и ресурсов, объем незавершенного строительства вырос на 60% и достиг почти 1 млрд. рублей или 89% объема капвложений. Ввод основных фондов составил 44% к плану, что на 14
пунктов ниже прошлого года. Ощутимо упал ввод жилья - на 36%, в том числе на селе - 38%. В целом в инвестиционной политике не удалось реализовать курс на приоритетность социального строительства, развитие стройиндустрии, где соответственно освоено 52% и 63% к годовой программе. Сорвано строительство таких важных объектов, как цеха ячеистого бетона, реконструкция Орловского силикатного завода, Орловского завода керамических стеновых материалов, цеха керамзитового гравия по “Стройиндустрия“, цеха столярных изделий ПО “Промбетон“, реконструкция производства N 2 ПО “Стройиндустрия“.

Продолжается ухудшение отдельных показателей в работе транспортных организаций, сокращаются объемы грузовых и пассажирских перевозок.

В области обостряется финансовое положение, а в денежном обращении оно достигло кризиса. При возрастании потребностей в средствах на осуществление хозяйственной деятельности, финансирование строительства и ремонта, оплату труда темпы роста накоплений во всех отраслях хозяйства по сравнению с итогами за прошедшее полугодие снизились, причем это наиболее заметно на транспорте и в сельском хозяйстве. Усилилась общая финансовая нестабильность. Неплатежи по ссудам банков за квартал выросли с 13 до 46 млн. рублей, по счетам поставщиков с 108 до 187 млн. рублей, штрафы, пени, неустойки, в том числе за невыполнение договоров, с 12 до 18 млн. рублей. Дефицит предложения товаров и услуг даже по возросшим ценам на фоне несоизмеримого с конечной продукцией роста денежных выплат привел к возрастанию эмиссии до 435 млн. рублей, что в 1,8 раза превышает прошлогодний уровень, или 24,5% к кассовому расходу. Доля эмиссии из месяца в месяц галопирует и достигла в сентябре 32,6%.

Общая напряженная и ухудшающаяся обстановка в области во многом, безусловно, связана с ситуацией по стране.

Отдельными регионами республики допущены срывы поставок
в область металла, древесины, химической и многих видов другой продукции, что серьезно нарушило и даже парализовало производственный ритм в промышленности и, особенно, в строительстве. Наиболее уязвимыми в этих условиях оказались легкая промышленность и социальное строительство, удовлетворение самых насущных человеческих потребностей.

Вместе с тем облисполком отмечает, что перестройка всей системы организации функционирования многоотраслевого регионального хозяйства в русле современных экономических требований идет недопустимо медленно. Более того, в условиях принципиально изменившейся обстановки, характеризующейся практически полным развалом традиционной системы материально-технического обеспечения, старых горизонтальных и вертикальных хозяйственных связей по формированию и удовлетворению финансовых и производственных потребностей и требующей скорейшего развития рыночных форм товарообмена, поиска и привлечения денежных, материальных и потребительских ресурсов, внедрения сугубо экономических рычагов и стимулов во взаимодействиях партнеров, совершенно новых финансово-экономических взаимоотношений местных Советов с хозяйственными структурами и трудовыми коллективами по-прежнему проявляются бездеятельность, бесполезные попытки реанимировать старые формы и методы хозяйственного механизма. Принятый в прошлом и начале этого года облисполкомом и утвержденный сессией пакет решений рыночной направленности не выполняется. Намерения о целенаправленном, во имя осуществления общерегиональных приоритетов и интересов, товарообмене внутренних ресурсов не получили должного и комплексного развития. Не перестроена на новых принципах региональная финансовая и кредитная политика, политика в обеспечении сбалансированности денежных доходов и расходов населения. Задуманная и объективно назревшая реорганизация государственного управления до сих пор не осуществляется.

Исполком областного Совета народных депутатов решил:

1. Отметить, что советские и хозяйственные руководители области, городов и районов не дают должной оценки происходящим региональным социально-экономическим процессам и их возможным общественно-политическим последствием, медленно и неорганизованно осуществляют перестройку всей управленческо-хозяйственной деятельности в духе современных требований и подходов к реализации положений
коренной экономической реформы, повлияют недисциплинированность и непоследовательность в выполнении решений сессии облсовета и облисполкома.

Потребовать от советских и хозяйственных руководителей всех уровней критически проанализировать итоги 9 месяцев и ожидаемые итоги 1991 года, сосредоточить главное внимание на решении стратегических проблем перестройки всего хозяйственного механизма, формировании и приведении в действие системы рыночных отношений как основы будущей стабильной работы отраслей.

При этом сконцентрировать внимание на следующих важнейших направлениях:

структурной перестройке в направлении резкого увеличения потребительского и социального секторов экономики, в первую очередь, увеличения выпуска продовольствия, товаров и платных услуг;

повышения роли экономических стимулов к труду, деловой активности за счет внедрения мотивационной системы оплаты труда, ускоренного развития арендных отношений, приватизации и разгосударствление собственности, содействия созиданию малых и средних частных предприятий, кооперативов, ферм, индивидуальной трудовой деятельности;

изыскании и мобилизации принципиально новых источников внутренней финансовой стабилизации и саморазвития, ликвидации убыточных производств, потерь, хищений, внедрения реального режима экономики, сокращения громоздкого и неэффективного административного персонала, различных надстроечных структур, последовательном переводе аппарата управления на оплату по конечным результатам;

осуществлении целенаправленной и эффективной социальной защиты трудящихся и населения за счет развития сферы приложения труда по переработке местного сырья и разнообразных промышленных отходов, создания малых производств по товарам и оказания сервисных услуг, профессиональной переподготовки и вовлечения в общественное производство временно неработающих, широкой организации разного рода общественных работ (по уборке урожая, санитарному и коммунальному обустройству городов и райцентров и т.п.), а также за счет создания материально-финансовых фондов социальной защиты и помощи особо нуждающимся;

немедленной перестройке отживших структур и функций государственно-хозяйственного управления, приведении их в соответствие с расширением прав трудовых коллективов, требованиями рыночной экономики, принятыми новыми законами о местном самоуправлении.

2.
В связи с предстоящим рассмотрением на сессии областного Совета народных депутатов прогноза социально-экономического развития области на 1992 год, необходимостью кардинального реформирования всей системы хозяйственно-экономических взаимоотношений, принятия развернутой программы вхождения в рыночную экономику и практической реализации при этом принципов самоуправления и самофинансирования, поиска и мобилизации в первую очередь, внутренних финансовых и других ресурсов признать целесообразным до 1 декабря т.г.:

2.1. Завершить разработку отдельных по направлениях программ стабилизации социально-экономического положения и реализации требований экономической реформы, а именно:

общей концепции развития рыночных отношений и стабилизации экономики области (Турищев Н.А.);

социальной защиты населения, формирования потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг, политики ценообразования (Коновалова Т.Н., Королев В.Г.);

формирования продовольственных ресурсов на основе внедрения новых экономических отношений “город-село“ (Майоров А.Н.);

инвестиционной политики и развития социальной сферы (Фомин М.М.);

разгосударствления и приватизации, поддержки предпринимательской деятельности, социально-экономические последствия этого (Колычев В.Б., Рыжов В.И.);

развития рыночной инфраструктуры, коммерческой и товарообменной деятельности (Котовский В.Б., Хрыков Н.С.);

финансовой политики в условиях самофинансирования отраслей хозяйства и обеспечения растущих региональных потребностей, особенно социальных (Расторгуев М.Н.);

кредитно-денежной политики, развития коммерческого кредитования, направлений мобилизации внутренних финансовых источников и стабилизации денежного обращения (Чугунов В.Е., коммерческие банки);

2.2. С целью доведения вышеуказанных программ до конкретных конечных результатов разработать систему основополагающих приоритетов социально-экономического развития на 1992 год и на период до 1995 года, реально оценив и сбалансировав при этом ресурсный потенциал, имеющиеся производственно-технические мощности, новые возможности развития рыночных экономических отношений, имея в виду, внести их в дальнейшем на рассмотрение и утверждение сессии облсовета.

Предложить райгорисполкомам провести аналогичную подготовительную работу к рассмотрению на своих сессиях прогнозов социально-экономического развития региона на 1992 год.

3. В связи с принципиально новыми, основанными на чисто
рыночных отношениях, процессами формирования разнообразных ресурсов для удовлетворения общерегиональных нужд по обеспечению функционирования и развития социальной сферы, потребительского рынка, всего многоотраслевого муниципального хозяйства в 1992 году признать необходимым разработку и последующее утверждение сессией областного Совета народных депутатов социального положения о порядке и условиях формирования и использования создаваемого в области централизованного обменного фонда продукции в размере до 10% общих объемов производства и 50% прироста против 1990 года объема выпуска товаров народного потребления, а также специального решения облисполкома по механизму реализации обменного фонда. Поручить подготовку вышеуказанных документов зам. председателя Турищеву Н.А. и Котовскому В.Б.

4. Обратить внимание ТПК “Орелглавснаб“, руководителей промышленных предприятий, агропромышленного объединения на необходимость неукоснительного выполнения заключенных на 1991 год договоров поставки. С целью защиты экономических интересов области, адекватного реагирования на факты срыва поставок отдельными регионами в область продукции и товаров по заключенным договорам поручить предприятиям и объединениям-поставщикам производимой на месте продукции и товаров, оперативно информировать облисполком о фактах хронического нарушения обязательств по поставкам продукции извне для принятия соответствующих мер.

Учитывая пагубные последствия для экономики нарушений хозяйственных связей в результате систематического, порой умышленного несоблюдения многими регионами договоров поставки, просить Совет Министров РСФСР специально утвердить меры по повышению экономической и юридической ответственности за такие действия, укреплению всей системы хозяйственных связей в республике.

5. Признать необходимым завершить до 01.11.1991 процесс совершенствования структуры управления на уровне облисполкома, определенный решением от 31 мая т.г. N 273. Поручить в недельный срок внести в облисполком предложения о структуре и основных функциях, персональном составе, в пределах численности и фонда зарплаты существующих отраслевых отделов облисполкома, по следующим межотраслевым комитетам и управлениям:

Коноваловой
Н.А. - комитету по труду, демографической и социальной политике

Турищеву Н.А. - комитету по координации производственной сферы и материально-технического обеспечения

Колычеву В.Б. - комитету по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, по управлению госимуществом

Майорову А.Н. - управлению по организации продовольственного обеспечения населения

Фомину М.М. - управлению по строительству и архитектуре

6. Учитывая исключительную сложность и важность предстоящих социально-экономических преобразований, напряженную общественно-политическую обстановку и необходимость принятия во многом принципиально новых управленческо-хозяйственных решений, признать целесообразным выступить на сессиях местных Советов по прогнозам развития на будущий год председателям исполкома (главам администрации) области, городов и районов.

Председатель

Исполкома Орловского областного

Совета народных депутатов

А.Е.ВАСИЛЬКОВСКИЙ

Управляющий делами

Исполкома Орловского областного

Совета народных депутатов

А.Н.АЛЕШИН