Российские законы

Справка Прокуратуры Оренбургской области от <12.03.2001> “К координационному совещанию, посвященному вопросам улучшения деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению и пресечению взяточничества и других преступлений, совершенных представителями власти в связи с осуществлением ими должностных полномочий“

ПРОКУРАТУРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

СПРАВКА

К КООРДИНАЦИОННОМУ СОВЕЩАНИЮ, ПОСВЯЩЕННОМУ

ВОПРОСАМ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ

ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВЛАСТИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ИМИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Обобщение результатов работы по выявлению и пресечению должностных преступлений показывает, что правоохранительные органы области предпринимали определенные усилия на этом важнейшем участке своей деятельности.

Наряду с традиционными формами разоблачения должностных преступлений по заявлениям и сообщениям граждан все более активно используются возможности служб собственной безопасности правоохранительных органов за чистоту властных структур, что позволило освободиться от нечистоплотных, скомпрометировавших себя сотрудников.

Так, службой безопасности УФСНП по Оренбургской области выявлены факты совершения должностных преступлений в подразделениях Министерства по налогам и сборам. Среди них -
сотрудник отдела взысканий Б., сотрудник МНС по Центральному району г. Оренбурга Д., инспектор МНС по г. Кувандыку Г., заместитель начальника отдела налогообложения инспекции МНС по Центральному району г. Оренбурга Б.

Однако деятельность по разоблачению злоупотреблений по службе все еще не носит системного характера.

В ряде городов и районов области во главу по-прежнему ставится обеспечение статистического благополучия. Этому в немалой степени способствует существующая система регистрации преступлений.

В результате превалирует не количество выявленных лиц, злоупотребивших своим служебным положением, и число направленных в суд дел данной категории, а количество зарегистрированных преступлений.

По данным ИЦ УВД области в Оренбургской области зарегистрировано 393 факта совершения должностных преступлений, это на 27 % больше, чем за период 1999 года (309).

Наибольшее количество должностных преступлений в 2000 году зарегистрировано в г. Оренбурге - 167, г. Орске - 112, Новотроицке - 35.

Снизились результаты работы в Тоцком районе с 12 преступлений, выявленных в 1999 году, до 6 в истекшем, Бузулукском районе с 19 до 13. Провальным оказался прошедший год для правоохранительных органов Александровского и Октябрьского районов, где количество зарегистрированных должностных преступлений в 1999 году снизилось соответственно с 10 и 6 до 0.

В работе по выявлению взяточничества наблюдается некоторое снижение зарегистрированных преступлений со 171 в 1999 до 152 в 2000 г. В основном это произошло за счет снижения количества зарегистрированных преступлений по г. Оренбургу со 134 до 80.

В то же время необходимо отметить активизацию работы по пресечению взяточничества в г. Орске, где в истекшем году зарегистрировано 33 преступления (в 1999 - 8), в г. Новотроицке - 14 против 1 в 1999 году.

С учетом задач, стоящих перед
правоохранительными органами по борьбе с коррупционной преступностью, необходимо искать и нарабатывать новые формы выявления этих опасных проявлений. Следственно - судебная практика последних лет показывает, что наряду с традиционными формами подкупа должностных лиц появились и новые - льготные кредиты, оказание различных услуг, включение в состав совета коммерческих структур. Эти тенденции требуют от нас активизации выявления и пресечения новых видов экономических преступлений, которые могут сопровождаться подкупом должностных лиц.

Следственная практика по выявлению новых видов экономических преступлений на территории области не внушает оптимизма. Так, в 2000 году незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ) выявлялось только в г. Орске, сбыт поддельных документов (ст. 187 УК РФ) только в Бугурусланском районе, неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ) в г. Оренбурге, что существенно снижает потенциал правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Вместо этого должностные преступления в ходе расследования уголовных дел вменяются субъективно, в совокупности с другими преступлениями: присвоениями, мошенничествами - и не находит своего подтверждения при рассмотрении дела в суде. Значительная часть преступлений данной категории регистрируется по отказным материалам, при отказе в возбуждении уголовных дел с признанием составов должностных преступлений.

Подобная практика создает видимость активной работы, отрицательно влияет на профилактику преступлений среди представителей властных структур.

Одним из основных моментов, влияющих на успешное расследование уголовных дел о должностных преступлениях, является обеспечение надлежащего документирования оперативных мероприятий по фактам преступных злоупотреблений.

Определенные положительные результаты по этому направлению деятельности достигнуты УФСБ по Оренбургской области. По трем заявлениям граждан, проверка по которым проводилась под оперативным сопровождением УФСБ, органами прокуратуры области возбуждались уголовные дела. После проведения предварительного следствия эти дела направлены для рассмотрения в
суд.

В 2000 году количество уголовных дел, расследованных в отношении представителей власти и управления возросло до 58, или на 45,7 %.

Из оконченных производством в 1999 году дел о должностных преступлениях органами прокуратуры области направлено в суд 9 дел о преступлениях, предусмотренных ст. 285 УК РФ. По этим делам привлечено к уголовной ответственности 11 человек. Кроме этого направлено в суд 14 дел о взяточничестве, по которым было привлечена к уголовной ответственности 20 человек.

Органами внутренних дел области в 1999 году закончено о направлением в суд 3 уголовных дела о взяточничестве на 3 лиц.

В 2000 году из оконченных органами прокуратуры области с направлением в суд дел о должностных преступлениях - 2 уголовных дела на 2 лиц о злоупотреблениях должностными полномочиями и 19 дел на 20 лиц о взяточничестве.

Органами внутренних дел области в 2000 году окончено расследованием с направлением в суд 6 уголовных дел о взяточничестве на 6 лиц.

Однако за два последних года к уголовной ответственности в основном привлекались должностные лица среднего звена. Например, за взятку осужден начальник отдела миграционной службы администрации области Ч.

Отдельно необходимо остановиться на совершенных преступлениях сотрудниками милиции.

В истекшем году в суд направлено 10 уголовных дел о преступлениях, совершенных при исполнении служебных обязанностей работниками милиции. Среди них 7 дел о превышении должностных полномочий, 2 дела о взяточничестве, 1 дело о злоупотреблениях служебным положением при регистрации преступлений.

В текущем году выявлено 8 фактов совершения сотрудниками милиции преступлений по службе, уголовные дела возбуждены в отношении 11 работников милиции. Направлено в суд 2 дела в отношении 2 сотрудников милиции за преступления по службе.

Так, 29.01.01 г. в
суд направлено уголовное дело по обвинению бывшего начальника отделения ОВД Ленинского района г. Оренбурга К. по ст. ст. 285 ч. 1, 286 ч. 1, 290 ч. 4 УК РФ.

К трудностям, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при выявлении и расследовании уголовных дел данной категории, относятся отсутствие свидетелей, служебная или иная зависимость свидетелей от лиц, совершивших преступление, несвоевременное обращение граждан по указанным фактам в правоохранительные органы, нарушение законодательства при производстве оперативно - розыскных мероприятий и расследовании уголовных дел, что влечет утрату доказательств по делу и его прекращение производством.

Так, из дел, возбужденных по ст. 285 УК РФ, прекращено по ст. 5 ч. 1 п.п. 1 и 2 УПК РСФСР в 1999 году 6 дел, по ст. 290 УК РФ - 3 дела, в истекшем году по злоупотреблениям служебным положением 4 дела, по взяточничеству - 6 дел.

Следует отметить недостаточную эффективность оперативной деятельности ГРОВД области - слабый уровень ее организации, отсутствие жесткого контроля за работой подчиненных и спроса с них за закрепленный участок и результаты, неумение проводить глубокие и тщательные разработки.

Отток опытных и квалифицированных кадров существенно повлиял на возможности оперативных служб по реализации материалов коррупционного характера.

В частности, в 2000 году на разрешении в УБОП по Оренбургской области находились несколько материалов на работников администрации области. Установлено, что действиями этих должностных лиц причинен бюджету области крупный ущерб. Однако ни по одному из материалов сотрудниками УБОП не было выявлено обстоятельств, подтверждающую корыстную заинтересованность данных должностных лиц. Это в свою очередь лишило материалы следственной перспективы.

Недостаточен уровень противодействия злоупотреблениям служебным положением государственных и муниципальных служащих, неразрывно связанным с организованной преступностью
в сфере экономики. Вследствие недостатков в организации оперативно - служебной деятельности, отсутствия оперативных позиций в органах власти и управления, профессиональных навыков и деловой принципиальности за совершенные должностные преступления к уголовной ответственности привлекаются в основном лица, не обладающие властными полномочиями - работники УЖКХ, врачи, почтальоны, делопроизводители сельсоветов, преподаватели вузов.

Продолжает иметь место порочная практика неоднократного направления материалов о должностных и экономических преступлениях из органа дознания в следственные подразделения и обратно без принятия процессуального решения. В связи с затягиванием принятия решения, не только грубо нарушается закон, но и доказательственная база, актуальность расследования факта должностного злоупотребления.

Необходимо пересмотреть складывающуюся по ряду уголовных дел о взяточничестве практику возврата денег, явившихся предметом взятки, до рассмотрения дела судом с приобщением к делу ксерокопий денежных купюр в качестве вещественного доказательства.

По уголовным делам о должностных преступлениях невысоким остается и уровень предварительного следствия. Нарушение норм УПК РСФСР в процессе расследования уголовных дел влечет не только высокую прекращаемость дел этой категории, но и их возврат судами области для производства дополнительного расследования.

Так, из рассмотренных в 1999 году 24 уголовных дел о должностных преступлениях к доследованию судом возвращено 15 дел, в истекшем году 9 из 23. В 20 % основаниями к доследованию послужила неполнота следствия, по 38 % - грубые нарушения УПК РСФСР в ходе расследования уголовных дел, 31 % - неправильная квалификация действий обвиняемых.

Невысокое качество следствия по делам о должностных преступлениях во многом обусловлены недостатками прокурорского надзора. Далеко не всеми горрайпрокурорами обеспечивается необходимый надзор за расследованием уголовных дел данной категории на всем протяжении следствия.

Прокуроры не обеспечивают своевременного выявления и пресечения допускаемых следователями нарушений
закона, все это серьезно ослабляет возможности правоохранительных органов в наступательной борьбе со служебными злоупотреблениями.

Судами области в 1999 году рассмотрено с вынесением приговоров 24 уголовных дела анализируемой категории, по которым осужден 31 человек (за получение взятки осуждено 13 человек по 12 делам). Оправдано по делам данной категории 2 человека.

В 2000 году суды области о вынесением приговоров рассмотрели 23 уголовных дела данной категории, с прекращением дела - 5, с направлением на дополнительное расследование - 9. Осуждено 27 человек. Оправдательных приговоров в 2000 году не было.

Наиболее часто судами применяется условная мера наказания. Реально к наказаниям, связанным с лишением свободы, в истекшем году за должностные преступления осуждено 4 человека. По 41 % дел к осужденным применялась дополнительная мера наказания в виде лишения права занимать определенные должности.

Анализ практики назначения судами наказания показывает, что в ряде случаев осужденным за должностные преступления назначалось наказание, несоразмерное содеянному. Так, работникам уголовного розыска Медногорского ГРОВД К. и Ш. за взяточничество было назначено в 1999 году наказание в виде 7 лет лишения свободы условно.

С учетом имеющихся недостатков в обеспечении выявления и расследования уголовных дел о должностных преступлениях предлагается вынести этот вопрос на координационное совещание руководителей правоохранительных органов области.

Начальник

управления по надзору

за следствием и дознанием

старший советник юстиции

Н.Н.ДЕЛОВ