Российские законы

Закон Оренбургской области от 10.05.2001 N 217/274-II-ОЗ “О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области на 2001 - 2002 годы“ (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20.04.2001 N 217)

Вступает в силу со дня его официального опубликования (статья 2 данного документа).

10 мая 2001 года N 217/274-II-ОЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2001 - 2002 ГОДЫ

Принят

постановлением

Законодательного Собрания

Оренбургской области

от 20 апреля 2001 г. N 217

Статья 1. Утвердить прилагаемую программу государственной поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области на 2001 - 2002 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Оренбургской области

А.А.ЧЕРНЫШЕВ

г. Оренбург, Дом Советов

10 мая 2001 года

N 217/274-II-ОЗ

Утверждена

Законом

Оренбургской области

от 10 мая 2001 г. N 217/274-II-ОЗ

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2002 ГОДЫ

(далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основание - Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ

разработки “О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации“;

Закон Оренбургской области от 29 октября 1997

года N 193/61-ОЗ “О государственной поддержке

малого предпринимательства в Оренбургской

области“;

постановление правительства Российской

Федерации от 14 февраля 2000 года N 121

“О федеральной программе государственной

поддержки малого предпринимательства в

Российской федерации на 2000 - 2001 годы“;

решение третьей областной конференции

представителей малых предприятий от 7 октября

1999 года

Заказчики - администрация Оренбургской области;

Программы Оренбургский областной фонд поддержки малого

предпринимательства

Основные - комитет по поддержке и развитию малого

разработчики предпринимательства администрации Оренбургской

Программы области; областной фонд поддержки малого

предпринимательства

Сроки реализации - 2001 - 2002 годы

Программы

Объем и источники - на 2001 год:

финансирования общий объем финансирования составляет 30339

Программы тысяч рублей, в том числе:

областной бюджет (по статье
“Малый бизнес и

предпринимательство“ - 4,0 миллиона рублей;

по статье “Капитальное строительство“

(“Сельский дом“ - (госзаказ) - 5,0 миллиона

рублей; экологический фонд - 1,0 миллиона

рублей); собственные средства малого

предпринимательства - 1839 тысяч рублей;

средства международного фонда “Евразия“

(проекты на предоставление грантов) -

120 тысяч долларов США; привлеченные средства

федерального фонда - 10,0 миллиона рублей

(согласовано предварительно); кредитные

средства из фонда развития области под

инвестиционные проекты (на основании

распоряжения главы администрации области от

1 ноября 2000 года N 1203 “О финансировании

инвестиционных программ“) в сумме 70383 тысяч

рублей.

Финансирование мероприятий производится в

объеме средств, выделяемых в бюджете;

на 2002 год:

общий
объем финансирования планируется в

сумме 27326,6 тысячи рублей и 100 тысяч

долларов США

Ожидаемые - поддержание общего количества устойчиво

конечные работающих предприятий на уровне не менее

результаты 7600 малых предприятий;

Программы достижение темпов экономического роста в

секторе малого бизнеса на уровне 6 процентов

в год;

увеличение объема производимой малыми

предприятиями продукции до 9 миллиардов

рублей;

увеличение доли налоговых поступлений в

бюджеты всех уровней от субъектов малого

предпринимательства

Сохраняется преемственность программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1999 - 2000 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 14 апреля 1999 года.

Список сокращений

Программа - программа государственной поддержки малого

предпринимательства в Оренбургской области на

2001 - 2002 годы;

МП - малое предпринимательство;

КФХ - крестьянские (фермерские) хозяйства.

1. Развитие малого предпринимательства

в Оренбургской области

В последние годы отраслевая структура малых предприятий почти не изменилась. После августа 1998 года около 30 процентов малых предприятий прекратило свою деятельность. Резко сократилось число предпринимателей без образования юридического лица.

Распределение субъектов малого предпринимательства представлено в таблицах 1, 2.

Таблица 1

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ

-----------------T----T-------T----T-------T----T-------T------T-------¬

¦ Отрасль ¦1997¦ В ¦1998¦ В ¦1999¦ В ¦ На ¦ В ¦

¦ ¦год ¦процен-¦год ¦процен-¦год ¦процен-¦01.10.¦процен-¦

¦ ¦ ¦тах от ¦ ¦тах от ¦ ¦тах от ¦2000 ¦тах от ¦

¦ ¦ ¦общего ¦ ¦общего ¦ ¦общего ¦ ¦общего ¦

¦ ¦ ¦числа ¦ ¦числа ¦ ¦числа ¦ ¦числа ¦

+----------------+----+-------+----+-------+----+-------+------+-------+

¦Всего ¦5055¦ ¦7586¦ ¦7580¦ ¦ 7576 ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦промышленность ¦1060¦ 20,9 ¦1631¦ 21,5 ¦1311¦ 17,3 ¦ 1306 ¦ 17,2 ¦

¦строительство ¦ 938¦ 18,6 ¦1393¦ 18,4 ¦1537¦ 20,3 ¦ 1446 ¦ 19,1 ¦

¦транспорт и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦связь ¦ 155¦ 3,1 ¦ 161¦ 2,1 ¦ 143¦ 1,9 ¦ 182 ¦ 2,4 ¦

¦торговля и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бытовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживание ¦2304¦ 45,6 ¦3267¦ 43,1 ¦3555¦ 46,9 ¦ 3701 ¦ 48,9 ¦

¦сельское ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦хозяйство ¦ 170¦ 3,3 ¦ 236¦ 3,1 ¦ 255¦ 3,4 ¦ 260 ¦ 3,4 ¦

¦прочие виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦деятельности ¦ 428¦ 8,5 ¦ 898¦ 11,8 ¦ 779¦ 10,2 ¦ 681 ¦ 9,0 ¦

L----------------+----+-------+----+-------+----+-------+------+--------

Таблица 2

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

И КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА

--------------------------------T-----------T----------T---------¬

¦ ¦ 1997 год ¦ 1998 год ¦ 1999 год¦

+-------------------------------+-----------+----------+---------+

¦Индивидуальные предприниматели ¦ 45808 ¦ 50088 ¦ 48399 ¦

+----T--------------------------+-----------+----------+---------+

¦КФХ ¦Юридические лица ¦ 5351 ¦ 5351 ¦ 5351 ¦

¦ ¦Индивидуальные ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предприниматели ¦ 917 ¦ 1169 ¦ 1498 ¦

L----+--------------------------+-----------+----------+----------

По состоянию на 1 октября 2000 года количество занятых в малом предпринимательстве составило 184341 человек, в том числе 48399 предпринимателей без образования юридического лица, 14383 человека работают в фермерских хозяйствах. Основная масса предпринимателей сосредоточена в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и бытовом обслуживании. При незначительном изменении количества предприятий в промышленности отмечается стабильное увеличение численности работающих в этой отрасли экономики.

Распределение работающих по отраслям экономики представлено в таблице 3.

Таблица 3

(человек)

--------------------------T--------T---------T---------T---------¬

¦ Отрасль ¦1997 год¦ 1998 год¦ 1999 год¦На 01.10.¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2000 ¦

+-------------------------+--------+---------+---------+---------+

¦Всего ¦ 70259 ¦ 102832 ¦ 112994 ¦ 121559 ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦промышленность ¦ 17233 ¦ 27141 ¦ 23462 ¦ 36343 ¦

¦строительство ¦ 14633 ¦ 27690 ¦ 33205 ¦ 24530 ¦

¦транспорт и связь ¦ 4763 ¦ 2797 ¦ 3574 ¦ 2750 ¦

¦торговля и бытовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживание ¦ 24568 ¦ 30383 ¦ 36220 ¦ 34065 ¦

¦сельское хозяйство ¦ 4412 ¦ 4020 ¦ 6225 ¦ 15207 ¦

¦прочие виды деятельности ¦ 4650 ¦ 10801 ¦ 10308 ¦ 8664 ¦

L-------------------------+--------+---------+---------+----------

Объем производимой продукции по отраслям МП представлен в таблице 4 в действующих ценах каждого года, процентное отношение указано от общего объема произведенной малыми предприятиями продукции.

Таблица 4

(млн. руб.)

------------------T------T-------T------T-------T------T-------T--------T-------¬

¦ Отрасль ¦ 1997 ¦ В ¦ 1998 ¦ В ¦ 1999 ¦ В ¦ На ¦ В ¦

¦ ¦ год ¦процен-¦ год ¦процен-¦ год ¦процен-¦ 01.10. ¦процен-¦

¦ ¦ ¦тах от ¦ ¦тах от ¦ ¦тах от ¦ 2000 ¦тах от ¦

¦ ¦ ¦общего ¦ ¦общего ¦ ¦общего ¦ ¦общего ¦

¦ ¦ ¦объема ¦ ¦объема ¦ ¦объема ¦ ¦объема ¦

+-----------------+------+-------+------+-------+------+-------+--------+-------+

¦Всего ¦2525,1¦ ¦4221,4¦ ¦7135,6¦ ¦ 6357,9 ¦ ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦промышленность ¦ 706,1¦ 28,0 ¦1064,7¦ 25,2 ¦2338,8¦ 45,4 ¦ 2137,9 ¦ 33,6 ¦

¦строительство ¦1196,6¦ 47,4 ¦ 982,2¦ 23,3 ¦1080,5¦ 15.1 ¦ 1096,4 ¦ 17,2 ¦

¦транспорт и связь¦ 134,5¦ 5,1 ¦ 771,9¦ 18,3 ¦ 146,8¦ 2,1 ¦ 167,5 ¦ 2,6 ¦

¦торговля и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бытовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживание ¦ 360,1¦ 14,3 ¦ 858,9¦ 20,3 ¦1942,1¦ 27,2 ¦ 1680,7 ¦ 26,4 ¦

¦сельское ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦хозяйство ¦ 54,1¦ 2,2 ¦ 63,8¦ 1,5 ¦ 194,9¦ 2,7 ¦ 578,6 ¦ 9,1 ¦

¦прочие виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦деятельности ¦ 73,7¦ 2,9 ¦ 479,9¦ 11,4 ¦ 532,5¦ 7,5 ¦ 696,8 ¦ 11,0 ¦

L-----------------+------+-------+------+-------+------+-------+--------+--------

В настоящее время уровень развития малого предпринимательства недостаточно высок для активного создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Основными проблемами, сдерживающими развитие МП, являются: несовершенство системы налогообложения; неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки; отсутствие механизмов самофинансирования; ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие социальной защищенности и безопасности предпринимателей; организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами, выражающиеся в административных барьерах.

2. Цели и задачи Программы

и основные направления их реализации

Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на областном уровне.

Основные задачи заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий: преодолении административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки МП, гибких форм кредитования; консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства; создании новых рабочих мест; производстве продукции, обеспечивающей импортозамещение; адресной методической, информационной, консультационной, учебно - образовательной и юридической поддержке, предоставляемой инфраструктурой поддержки МП.

Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими задачами, которые в зависимости от функций государственной поддержки решаются по следующим направлениям:

1. Совершенствование нормативно - правовой базы

Принятие федеральных законов “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ в новой редакции, “О франчайзинге“, “О защите прав и законных интересов предпринимателей“, “О потребительских обществах взаимного кредитования и взаимного страхования“, “О крестьянских (фермерских) хозяйствах“ повлечет за собой изменение законодательной базы на областном уровне, разработку нормативных актов, обеспечивающих исполнение данных законов. Требуется разработка и принятие пакета нормативных актов, обеспечивающих исполнение Закона Оренбургской области “Об инновационной деятельности в Оренбургской области“. Поэтапное введение Закона Оренбургской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ предусматривает корректировку закона при расширении его действия на очередной вид деятельности субъектов малого предпринимательства. Назрела необходимость в принятии законодательного акта, определяющего и гарантирующего права частных инвесторов.

Принятие данных законов позволит создать стимулирующие условия для развития действующих и создания новых субъектов МП, защитить предпринимателя от административных барьеров, определить статус общественных организаций, представляющих интересы МП, закрепить их право представлять интересы субъектов МП в государственных органах и органах судебной системы, обеспечить условия для микрокредитования и расширения кредитной базы для МП за счет использования собственных средств и привлечения иностранных инвестиций, создать правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности.

2. Финансово - кредитная поддержка

Учитывая дефицитность бюджетов всех уровней, необходимо развивать прогрессивные механизмы привлечения внебюджетных ресурсов с использованием новых схем работы с региональными банками, создавая гарантийные механизмы кредитно - инвестиционной поддержки малых предприятий и используя различные формы и схемы лизинговых операций. Необходимо обеспечить участие МП в различного уровня выставках и ярмарках, в поставках продукции для государственных нужд, обеспечить участие субъектов МП в целевых инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета по таким секторам экономики, как малая строительная индустрия и обслуживание жилищного фонда, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, личные подсобные хозяйства, дорожный и придорожный сервис, промышленность и бытовые услуги населению.

3. Информационная поддержка

Необходимо дальнейшее формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя, создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера. С целью объективной оценки состояния МП нужна организация исследований по проблемам малого бизнеса, а также улучшение системы учета и государственной статистики МП. Усиление методического обеспечения деятельности субъектов МП позволит в доступной форме овладеть навыками ведения бизнеса.

Формирование гибкой системы государственной поддержки МП должно сопровождаться открытостью как при формировании государственной политики поддержки МП, так и при ее реализации, в том числе с помощью средств массовой информации. Важная задача - формирование положительного имиджа предпринимателя.

4. Кадровое обеспечение

Целевая подготовка специалистов в МП не должна ограничиваться тематическими циклами краткосрочных семинаров, формирующих предпринимательские навыки. Нужно шире использовать возможности международных (правительственных) и межведомственных (управление по труду) учебных программ. Необходимо проводить обучение по вопросам охраны труда и техники безопасности на малых предприятиях. Постоянно развивающаяся сеть образовательных учреждений должна соответствовать государственным требованиям.

5. Административно - организационная поддержка и развитие инфраструктуры

Выполнение всех задач, перечисленных выше, возможно при рациональном привлечении инфраструктуры поддержки МП с учетом ее дальнейшего развития, исключающего необоснованное дублирование деятельности государственных органов.

Преимущественная государственная поддержка осуществляется по приоритетным направлениям развития малого предпринимательства на основе прогноза социально - экономического развития области в следующих отраслях:

производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

ремонт сельскохозяйственной техники;

бытовые услуги населению;

производство строительных материалов из местного сырья;

дорожное хозяйство и придорожный сервис;

автотранспортные услуги населению;

топливно - энергетический комплекс;

металлургический комплекс, включающий развитие сырьевой базы;

машиностроение, включающее в себя выпуск новых видов конкурентоспособной продукции, производство экспорто- и импортозамещающей продукции, производство продукции для сельхозтоваропроизводителей;

легкая промышленность;

пищевая промышленность;

инновационная деятельность;

а также субъекты малого предпринимательства, аттестовавшие свою продукцию на областной рекламный знак “Оренбуржье“.

Сохраняется преемственность с ранее изданными правовыми актами и не допускается принятие документов, потенциально ухудшающих условия для МП.

При выделении кредитных средств на реализацию инвестиционного проекта приоритетными являются проекты, обеспеченные собственными ресурсами на 50 процентов и более.

Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки МП необходимо скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.

3. Организация управления Программой,

контроль и механизм реализации

Организация управления, координация деятельности органов исполнительной власти, инфраструктуры поддержки МП, а также общественных объединений предпринимателей по реализации Программы и определению первоочередности выполнения мероприятий Программы с учетом приоритетных направлений осуществляется комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации области. Привлечение в качестве исполнителей настоящей Программы предприятий, учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации Оренбургской области, осуществляется по согласованию или на договорной основе.

Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства осуществляет контроль за целевым использованием средств областного бюджета, размещает государственный заказ, подготавливает обоснования, соглашения и договоры с коммерческими и иными организациями, заинтересованными в выполнении мероприятий Программы, предусматривающих их долевое участие. Финансирование осуществляется на договорной основе после оценки финансового и экономического обоснования и юридической экспертизы.

Участие организаций в подготовке и выполнении мероприятий Программы и их финансирование осуществляются в основном на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса определяет коллегия комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации области. Порядок проведения конкурса инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства определен распоряжениями главы администрации Оренбургской области от 26 ноября 1999 года N 1065-р и от 1 июня 2000 года N 657-р.

Контроль за целевым использованием средств, поступающих в Фонд поддержки малого предпринимательства для финансирования инвестиционных проектов и развития фонда, осуществляется попечительским советом фонда.

Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях общественного совета предпринимателей при главе администрации области с участием всех организаций, включенных в состав исполнителей Программы.

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской федерации, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.

Основой ресурсного обеспечения реализации областной Программы являются:

выделение ежегодных бюджетных ассигнований в размере 0,5 процента годового дохода областного бюджета 2001 - 2002 годов на основании статей 2, 6 Закона Оренбургской области от 29 октября 1997 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области“ путем прямого финансирования исполнителей Программы из областного бюджета или через механизм аккумулирования финансовых средств в областном фонде поддержки малого предпринимательства;

выделение средств из внебюджетного фонда области на основании статьи 6 Закона Оренбургской области от 29 октября 1997 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области“;

предоставление гарантии администрации области для субъектов МП не менее 5 процентов от общей суммы государственных гарантий Оренбургской области;

привлечение на паритетной основе средств федерального бюджета, коммерческих банков, инвестиционных фондов и институтов, в том числе международных и зарубежных, собственных средств предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы;

привлечение собственных средств предприятий, получающих кредитное финансирование на реализацию инвестиционного проекта.

Привлечение средств федерального бюджета, местных бюджетов городов и районов, средств предприятий, учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации Оренбургской области, осуществляется по согласованию или на договорной основе.

Механизм реализации Программы - это система скоординированных по срокам, объему и направлениям мероприятий, обеспечивающая достижение намеченных результатов.