Российские законы

Протокол заседания коллегии Прокуратуры Оренбургской области от 08.02.2002 N 2 <О результатах проверки исполнения налогового законодательства в кредитно-финансовой сфере и о результатах обобщения состояния прокурорского надзора за законностью правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления>

ПРОКУРАТУРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ

ПРОТОКОЛ

от 8 февраля 2002 г. N 2

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. О результатах проверки исполнения налогового законодательства в кредитно - финансовой сфере.

Сообщение

заместителя прокурора области

Табельского С.В.

2. О результатах обобщения состояния прокурорского надзора за законностью правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Сообщение

начальника отдела по надзору

за исполнением законов

и законностью правовых актов

Шведа Г.Ф.

1. Слушали: Табельского С.В.

Выступили: Шкуренкова Н.И., Маткин П.И., Кучин В.С., Швед Г.Ф., Чадов А.М.

Заслушав и обсудив сообщение заместителя прокурора области Табельского С.В. о результатах прокурорских проверок исполнения налогового законодательства в кредитно - финансовой сфере, коллегия отмечает, что нарушения законов при перечислении налоговых платежей имеют распространенный характер.

За 1998 - 2000 годы по вине
кредитных организаций не перечислено в бюджет 171,6 млн. руб. Из них 38 млн. “зависли“ в филиалах коммерческих банков г. Москвы, расположенных на территории области.

Особую общественную опасность приобрела такая форма уклонения от уплаты налогов, как перечисление предприятиями налоговых платежей через заведомо неплатежеспособные банки.

Принимаемые контролирующими и правоохранительными органами меры по выявлению и пресечению таких нарушений оказались малоэффективными.

Не обеспечивается защита интересов государства в сфере налогообложения Главным управлением ЦБ России по Оренбургской области. Банковский надзор за платежеспособностью коммерческих банков не дает должных результатов. В ходе проверок вскрыты факты уклонения коммерческих банков от уплаты налогов, несвоевременного перечисления ими налоговых платежей, неисполнения решений налоговых органов.

Налоговые органы не всегда контролируют исполнение банками решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, допускают случаи длительного непринятия решения об отражении платежей на лицевых счетах предприятий как неисполненных.

Повсеместно не соблюдаются требования ст. 32 Налогового кодекса РФ о необходимости направления в налоговую полицию материалов с явными признаками налоговых преступлений при перечислении налоговых платежей в бюджет.

Не выполняют свои задачи по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений в кредитно - финансовой сфере органы налоговой полиции. Работу по борьбе со злоупотреблениями и налоговыми преступлениями проводят бессистемно и не скоординированно.

Имеются серьезные просчеты в организации прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства банками и иными кредитными учреждениями. Многие прокуроры городов и районов не предъявляют должной требовательности к контролирующим органам, не обеспечивающим исполнение возложенных на них функций.

Особенно неудовлетворительно организован надзор за исполнением налогового законодательства в кредитно - финансовой сфере прокурорами Ленинского района г. Оренбурга, г. Новотроицка, Беляевского, Переволоцкого, Тоцкого, Александровского районов, кувандыкским межрайонным прокурором.

Нарушен срок представления докладных записок по результатам
проверки прокурорами Октябрьского района г. Орска, Домбаровского, Адамовского районов.

Коллегия

РЕШИЛА:

1. Обратить внимание руководителей отделов по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов (Швед Г.Ф.), исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях (Кукишев А.А.), прокуроров городов и районов на серьезные недостатки в организации прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства в кредитно - финансовой сфере, обязав их принять конкретные меры для их исправления и неуклонного исполнения требований приказа Генерального прокурора РФ N 51 от 03.08.98.

2. Прокурорам городов и районов области:

2.1. Наладить взаимодействие с органами местного самоуправления, налоговыми, финансовыми, банковскими органами, обеспечивающими пополнение доходной части бюджета с целью получения информации о состоянии налоговой дисциплины на местах, о количестве поднадзорных предприятий - должников, о суммах, “зависших“ в банках и не поступающих в бюджет платежей.

2.2. Во втором полугодии 2002 года проанализировать результаты деятельности налоговых органов и налоговой полиции. При наличии оснований обязать налоговые органы активизировать исковую работу, В случае, когда указанные органы исчерпали свои полномочия по предъявлению исков к недобросовестным налогоплательщикам о взыскании налоговых платежей, либо уклоняются от исполнения законных полномочий, принять меры реагирования по обеспечению возмещения причиненного государству ущерба, в том числе в ходе расследования уголовных дел налоговой полицией.

2.3. Требовать от налоговых органов направления материалов с явными признаками налоговых преступлений, сговора налогоплательщиков с банками, и использования мошеннических схем расчета с государством по налоговым платежам в органы налоговой полиции для проведения проверки в порядке ст. 109 УПК РСФСР. Усилить надзор за законностью разрешения таких материалов в органах налоговой полиции.

2.4. Принимать меры прокурорского реагирования к банкам, нарушающим порядок списания денежных средств с расчетных счетов налогоплательщиков
и несвоевременно исполняющим инкассовые поручения налоговых органов.

2.5. Активно использовать такую форму прокурорского реагирования, как предостережение руководителей предприятия, открывающих счета в неплатежеспособных банках.

3. По всем фактам “зависших“ платежей в неплатежеспособных банках направив материалы в УФСНП РФ по Оренбургской области для принятия решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР.

4. Строго указать прокурорам Ленинского района г. Оренбурга, Октябрьского района г. Орска, г. Новотроицка, Беляевского, Переволоцкого, Тоцкого, Александровского, Домбаровского, Оренбургского, Адамовского районов, кувандыкскому межрайонному прокурору на неудовлетворительную организацию прокурорского надзора на этом участке и низкую исполнительскую дисциплину при выполнении задания прокуратуры области.

5. Принять к сведению объяснения руководителей УМНС, УФСНП, главного управления ЦБ РФ, что по представлению прокуратуры области ими уже приняты меры к устранению выявленных проверкой нарушений.

6. Решение направить прокурорам городов и районов области. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя прокурора области Табельского С.В.

1. Слушали: Шведа Г.Ф.

Выступили: Горнике Н.В., Квитко С.Н., Чадов А.М., Чебану М.Е., Игнатенко В.П., Скок В.Я., Лобанов С.П., Гизбрехт В.Ф., Ковальский А.А., Табельский С.В., Колокольцев Б.В., Чадов А.М.

Заслушав и обсудив сообщение начальника отдела прокуратуры области Шведа Г.Ф. о результатах обобщения практики прокурорского надзора за законностью правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, коллегия отмечает, что в 2001 году прокурорами проведена большая работа по выявлению и пресечению незаконного регионального нормотворчества, укреплению правовых основ государственности.

В областном аппарате и на местах отлажена система получения и предварительной проработки законопроектов, проверки нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием, главой администрации области и органами местного самоуправления.

Заседания Законодательного Собрания и Советов депутатов проходят с обязательным участием прокурора.

Прокуратурой области выявлено 26 незаконных правовых актов, изданных органами государственной власти
области. Принесено 24 протеста, внесено 1 представление. В связи с отклонением и нерассмотренном органами власти в установленные законом сроки актов прокурорского реагирования направлено 10 заявлений в областной суд, из которых 8 удовлетворено, 2 - отклонено.

Почти в два раза увеличилось количество выявленных нарушений закона и незаконных правовых нормативных актов в органах местного самоуправления.

Особенно активно и целенаправленно осуществляли эту работу прокуроры г. Орска, Оренбургского, Северного районов, бугурусланский, сорочинский межрайонные прокуроры и орский природоохранный прокурор.

Вместе с тем далеко не всегда прокурорское вмешательство по приведению местного законодательства в соответствие с федеральным законом было своевременным.

Нередко акты прокурорского реагирования на незаконные нормативные правовые акты приносятся не по инициативе прокуроров, а по заключениям управления юстиции, заявлениям и обращениям граждан, организаций.

Об этом же свидетельствуют и материалы обобщения судебной практики.

До настоящего времени не удалось решить одну из главных задач - привести в соответствие с законом уставы муниципальных образований. Затяжной характер приобрела эта работа в городах Бузулуке, Бугуруслане, Орске, Новотроицке, Ясном, а также в Домбаровском, Переволоцком, Пономаревском районах.

Нарушаются требования закона при оформлении актов прокурорского реагирования.

Многие прокуроры не исполняют решение коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 07.02.97 “О состоянии и мерах прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении“, решение коллегии прокуратуры области по этому вопросу от 01.02.98, указание прокуратуры области от 06.08.2001 и не представляют в прокуратуру области ежегодно информацию о результатах обобщения состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении.

Коллегия

РЕШИЛА:

1. Заместителю прокурора области Табельскому С.В., начальнику отдела Шведу Г.Ф., прокурорам городов и районов принять неотложные меры к устранению отмеченных недостатков и повышению действенности прокурорского надзора за
законностью правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

В этих целях:

1.1. Обеспечить непосредственное участие прокуроров в правотворческом процессе органов государственной власти и местного самоуправления.

1.2. Своевременно получать и анализировать нормативные правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием области, главой администрации, органами местного самоуправления, при выявлении нарушений закона незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования.

2. Прокурорам городов и районов в кратчайшие сроки добиться приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством, регистрации внесенных изменений в управлении Министерства юстиции РФ по Оренбургской области и в срок до 01.03.2002 сообщить о проделанной работе в прокуратуру области.

3. По итогам обобщения направить горрайпрокурорам информационное письмо о состоянии прокурорского надзора за исполнением законов о местном самоуправлении.

4. Решить вопрос о привлечении к ответственности горрайпрокуроров, не обеспечивших выполнение требований приказов и указаний Генерального прокурора РФ и прокуратуры области по усилению надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных актов органов местного самоуправления.

5. Решение направить прокурорам городов и районов. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя прокурора области Табельского С.В.

Председатель коллегии

прокурор

Оренбургской области

государственный советник

юстиции 2 класса

А.М.ЧАДОВ

Старший помощник

прокурора

Оренбургской области

по организационным вопросам

и контролю исполнения

старший советник юстиции

Т.А.КОННОВА