Российские законы

Постановление Совещания при прокуроре Оренбургской области с прокурорами западной зоны от <23.08.2002> <Об итогах работы органов прокуратуры Оренбургской области за 7 месяцев 2002 года и проблем, возникающих в практике применения УПК РФ>

ПРОКУРАТУРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

СОВЕЩАНИЕ ПРИ ПРОКУРОРЕ ОБЛАСТИ

С ПРОКУРОРАМИ ЗАПАДНОЙ ЗОНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2002 года

Обсуждение итогов работы органов прокуратуры области за 7 месяцев 2002 года и проблем, возникающих в практике применения УПК РФ показало, что несмотря на принимаемые меры по поддержанию законности и правопорядка, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, в практической деятельности прокуроров городов и районов имеется немало недостатков.

Не во всех прокуратурах правильно определены приоритеты в осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Не отвечает предъявляемым требованиям работа по осуществлению надзора за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления в прокуратурах Асекеевского, Грачевского, Красногвардейского и Тоцкого районов.

Не обеспечивается надзор
за проведением на местах единой государственной политики в области земельно - имущественных отношений. В результате этого в текущем году ни в одном из муниципальных образований области земельные участки через торги, аукционы, конкурсы не предоставлялись, хотя этого и требует Земельный кодекс.

Не уделяется должного внимания надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии.

Из-за недостатков в планировании и проведении проверок, нередко они проводятся формально, без привлечения специалистов, что отражается на их эффективности.

Тревогу и озабоченность вызывает состояние работы правоохранительных органов области по выявлению и раскрытию преступлений. Уменьшение количества регистрируемых преступлений сопровождается ухудшением их раскрываемости, снижением результатов следственной работы.

Остро стоят вопросы соблюдения законов при регистрации заявлений и сообщений о преступлении, раскрытии и расследовании преступлений.

Существенно снизили уровень работы по надзору за законностью регистрации заявлений и сообщений о преступлениях Бугурусланский межрайпрокурор и прокурор Грачевского района. Не вызывает удовлетворения состояние работы на этом участке прокуроров Асекеевского, Красногвардейского и Матвеевского районов.

Чрезвычайно актуальными остаются вопросы раскрытия умышленных убийств. За 7 месяцев текущего года по области приостановлено производством 57 дел, или на четверть больше чем за аналогичный период прошлого года. 2 дела об умышленных убийствах приостановлено в Бузулуке, 1 в Тоцке.

Злободневными остаются вопросы соблюдения законности при возбуждении уголовных дел.

По области более чем в три раза (со 109 до 356) возросло количество преступлений экономической направленности, снятых в последующем с учета.

Больше дел стало прекращаться и по делам следователей прокуратуры.

Нуждается в существенном улучшении качество расследования уголовных дел.

Особо следует остановиться на работе в условиях нового УПК РФ. За июль 2002 года по области возбуждено 1699 уголовных дел (АППГ - 3274). Перед судами были поставлены
вопросы о заключении под стражу в отношении 170 лиц, из них удовлетворено 147 ходатайств. За июль 2001 года прокурорами было арестовано 548 лиц.

Наблюдается тенденция к росту преступности несовершеннолетних. Каждое десятое лицо совершающее преступление является подростком.

Стремительно растет преступность несовершеннолетних в Северном районе, неблагополучное положение наблюдается в Грачевском, Бузулукском и Красногвардейском районе.

С начала года прокурорами поддержано обвинение по 98,5 % уголовных дел и впредь необходимо исключить факты рассмотрения уголовных дел без государственных обвинителей.

Однако уровень поддержания обвинения еще не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Нередко государственные обвинители, вследствие ненадлежащей подготовки к процессу, занимают ошибочную позицию в суде, не согласовывая ее с руководителями прокуратур.

Отдельные прокуроры не показывают личного примера в работе по поддержанию государственного обвинения (Асекеевский, Грачевский, Северный, Бузулукский районы).

Не все прокуроры уделяют внимание исковой работе, опротестованию решений судов.

Значительная работа проведена по обучению кадров к работе по вновь введенным в 2002 году в действие законам.

Не потеряли своей актуальности вопросы воспитания кадров. С начала года за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей к дисциплинарной ответственности привлечен 21 прокурорско - следственный работник, из них 7 прокуроров.

В целях устранения имеющихся недостатков совещание

ПОСТАНОВИЛО:

1. Прокурорам городов и районов принять необходимые меры к совершенствованию работы по осуществлению надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

1.1. Приоритетными направлениями на этом участке прокурорской деятельности должны быть признаны вопросы надзора за правонарушениями в сфере экономики (бюджетное, финансовое, налоговое законодательство), землепользования, экологии.

1.2. Систематическим надзором должно быть охвачено издание правовых актов органами местного самоуправления.

Прокурорам Асекеевского, Грачевского, Красногвардейского и Тоцкого районов разобраться в состоянии работы на данном участке, о результатах сообщить в прокуратуру области к 10.10.02.

1.3.
По результатам каждой прокурорской проверки должны быть приняты реальные меры к устранению выявленных нарушений законов и наказанию виновных.

При этом особое внимание уделять выявлению фактов совершения должностными лицами и руководителями различного уровня преступлений. При наличии поводов и оснований безотлагательно возбуждать уголовные дела, под личным контролем в кратчайшие сроки обеспечивать их расследование и направление в суд.

2. В каждой прокуратуре глубоко проанализировать состояние преступности, разобраться с причинами наметившихся тенденций к сокращению числа регистрируемых преступлений.

2.1. В этой связи основной упор сделать на обеспечение системы надзора за разрешением заявлений и сообщений о преступлениях, решительному пресечению действий работников милиции по сокрытию преступлений от учета.

По каждому выявленному факту злоупотребления, подлога при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях рассматривать вопрос о возбуждении уголовных дел.

3. Решительно перестроить работу по надзору за раскрытием и расследованием преступлений в режиме нового УПК РФ.

3.1. Всем городским и районным прокурорам первостепенное внимание уделять вопросам борьбы с умышленными убийствами.

Обеспечивать взаимодействие следственного и оперативного аппаратов в их раскрытии, систематический контроль за расследованием уголовных дел и ведением оперативно - поисковой работы.

Постоянно анализировать состояние работы по розыску без вести пропавших граждан. При наличии в таких материалах признаков преступления без промедления возбуждать уголовные дела об умышленных убийствах и организовывать их расследование.

3.2. Разобраться с законностью прекращения каждого уголовного дела. При этом, обратить внимание на обоснованность прекращения уголовных дел следователями налоговой полиции в связи с деятельным раскаянием обвиняемому.

3.3. Впредь согласие на возбуждение уголовных дел давать только на основании тщательного изучения материалов доследственной проверки и наличия по возбуждаемому уголовному делу реальной судебной перспективы. Изменить подходы и к даче согласия на прекращение уголовных
дел на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

3.4. Осуществлять ежедневные проверки содержания граждан в изоляторах временного содержания. Полнее использовать прокурорские полномочия по понуждению следователей к возбуждению перед судом ходатайств о заключении лиц, нуждающихся в изоляции от общества под стражу. Принципиально реагировать на каждый факт необоснованного отказа суда в заключении под стражу.

3.5. В каждом городе и районе организовать работу так, чтобы исключить проведение обысков без санкции прокуроров, с их последующим уведомлением.

3.6. Принять решительные меры к улучшению качества следствия, не направлять в суд дела, по которым не приняты исчерпывающие меры к возмещению причиненного преступлением ущерба.

4. Прокурорам Асекеевского и Грачевского районов разобраться с низким уровнем поддержания государственного обвинения, повысить степень личного участия руководителей этих прокуратур по рассмотрению дел в судах, о чем доложить в прокуратуру области по итогам работы в 3 квартале текущего года.

5. Аппарату прокуратуры области до конца 3 квартала с выездом на места изучить перспективу применения нового УПК РФ, оказать необходимую помощь городским и районным прокурорам.

Прокурор

Оренбургской области

государственный советник

юстиции 2 класса

А.М.ЧАДОВ