Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Оренбургской области от 28.11.2002 <О проблемных вопросах применения правоохранительными органами положений Уголовно-процессуального кодекса РФ>
КООРДИНАЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2002 года
Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления по надзору за следствием и дознанием прокуратуры области Делова Н.Н. о проблемных вопросах применения правоохранительными органами положений Уголовно - процессуального кодекса РФ, совещание отмечает, что введение в действие УПК РФ и переход правоохранительных органов области к работе по новым уголовно - процессуальным требованиям в целом прошли относительно плавно и спокойно.
Возглавив в соответствии с новой правовой концепцией сторону обвинения, органы прокуратуры с первых же дней проявили активную и наступательную позицию в сфере осуществления уголовного преследования.
Благодаря надлежащей подготовке личного состава и четко организованной системе взаимодействия с иными правоохранительными и судебными органами с первых же дней действия УПК РФ удалось отладить должный правовой механизм реализации новых процессуальных требований.
Выполняя поставленные Уголовно - процессуальным кодексом задачи, прокуроры отладили систему надзора за законностью всего досудебного производства и обеспечили стопроцентное поддержание государственного обвинения по всем делам публичного и частно - публичного обвинения.
Анализируя работу правоохранительной системы за 10 месяцев 2002 года и состояние преступности в области, необходимо отметить, что значительное влияние на них оказали общая стабилизация криминогенной ситуации и декриминализации отдельных видов преступлений.
Указанные факторы существенно повлияли на количество возбужденных и оконченных расследованием дел и уровень их прекращаемости. Если по итогам 10 месяцев прошлого года был зафиксирован рост количества оконченных дел, то в текущем году этот показатель снизился: по делам следователей прокуратуры - на 3,3 %, по делам следователей МВД - на 17,8 %, по делам подразделений дознания МВД - на 4,5 %.
Как по делам следователей прокуратуры, так и по делам следователей и дознавателей МВД возросло количество прекращенных дел - по делам следователей прокуратуры этот показатель составил 22,7 % (АППГ - 20,8 %) от общего количества оконченных дел, по делам следователей МВД - 19,6 % (АППГ - 7,5 %), по делам дознавателей - 19,1 % (АППГ - 11,1 %).
Значительно снизилось в текущем году и количество арестов. Тенденция к гуманизации уголовного процесса и руководящие директивы Генеральной прокуратуры РФ, обязывающие прокуроров более взвешенно относиться к решению вопроса об избрании меры пресечения и заключению под стражу на период предварительного расследования, уже в первом полугодии привели к значительному сокращению количества лиц, изолировавшихся от общества на период следствия и дознания.
По итогам 9 месяцев этот показатель снизился на 45 % от уровня прошлого года.
Анализируя данные об арестах, следует обратить внимание, что судом отказано в санкционировании ареста лишь в 78 случаях из 691, из них 58 - по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Представления об отмене судебного решения вносились прокурорами только по 18 фактам, из них 10 представлений вышестоящим судом были удовлетворены.
Сложившаяся практика обязывает прокуроров принять меры к усилению надзора за законностью и обоснованностью постановки следователями и дознавателями вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, т.к. из 78 фактов отказа суда в санкционировании ареста в 68 случаях ходатайства перед судом возбуждались необоснованно.
В то же время имеют место факты необъективной оценки судами характеризующих данных о личности обвиняемых и попыток при решении вопроса об аресте дать оценку доказательствам, обосновывающим предъявленное обвинение.
Отдельные противоречия в нормах УПК РФ и отсутствие единой позиции по их трактовке привели к значительному росту во втором полугодии с.г. оправдательных приговоров.
С 1 июля 2002 года в области вынесено 26 таких приговоров, в то время как за все первое полугодие они были постановлены лишь по 8 делам. Наибольшее их количество выносилось по делам следователей МВД.
Введение в действие УПК породило ряд проблемных вопросов, требующих разрешения на законодательном уровне. О необходимости внесения поправок и дополнений в отдельные статьи Кодекса направлялись соответствующие предложения в вышестоящие федеральные ведомства, органы власти, Главному федеральному инспектору.
В целях формирования единой правоприменительной практики и усиления взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью совещание
ПОСТАНОВИЛО:
1. Реализацию общей стратегии борьбы с преступностью и осуществление уголовного преследования проводить при безусловном соблюдении требований УПК РФ и в тесном взаимодействии всех правоохранительных органов.
2. Неуклонно добиваться обеспечения принципов уголовного судопроизводства о защите прав и законных интересов потерпевших от преступлений и защите личности от необоснованного ограничения ее прав и свобод.
3. Прокурорам городов и районов, специализированным прокурорам, начальникам подразделений следствия и дознания правоохранительных органов принять все предусмотренные законом меры к безусловному исполнению требований статей 108 - 109 УПК РФ в части соблюдения процессуальных сроков при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продления срока содержания обвиняемых под стражей. Повысить требовательность к качеству предоставляемых в суд материалов, обосновывающих необходимость содержания обвиняемого под стражей. Активнее использовать предоставленные законом полномочия по возбуждению перед судом ходатайства о продлении срока задержания подозреваемого (обвиняемого) до 72 часов.
4. Руководителям всех правоохранительных органов принять необходимые меры по дополнительному обеспечению следователей и дознавателей бланками новых процессуальных документов. Разъяснить следователям и дознавателям, что применение при оформлении процессуальных действий бланков, не соответствующих Приложениям к УПК РФ, может повлечь признание доказательств порочными.
5. Управлению по надзору за следствием и дознанием прокуратуры области (Делов Н.Н., Косюк А.А.) в декабре 2002 года подготовить и направить главе администрации области, председателю Законодательного Собрания области, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ ходатайство об осуществлении права законодательной инициативы в части внесения поправок в отдельные статьи УПК РФ.
Настоящее Постановление направить для исполнения во все правоохранительные органы области.
Прокурор
Оренбургской области
государственный советник
юстиции 2 класса
А.М.ЧАДОВ
Временно исполняющий обязанности
начальника УВД
Оренбургской области
генерал - майор милиции
В.В.ВАСИЛЬЧЕНКО
Начальник
УФСБ РФ
по Оренбургской области
полковник
Е.В.ИВЛИЕВ
Исполняющий обязанности
начальника УФСНП РФ по
Оренбургской области
генерал - майор
налоговой полиции
М.Д.ИЛЬЮТЮК
Начальник
Оренбургской таможни
полковник таможенной службы
С.Ф.ПАНФИЛЕНКО