Российские законы

Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Оренбургской области от 28.11.2002 <О проблемных вопросах применения правоохранительными органами положений Уголовно-процессуального кодекса РФ>

КООРДИНАЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2002 года

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления по надзору за следствием и дознанием прокуратуры области Делова Н.Н. о проблемных вопросах применения правоохранительными органами положений Уголовно - процессуального кодекса РФ, совещание отмечает, что введение в действие УПК РФ и переход правоохранительных органов области к работе по новым уголовно - процессуальным требованиям в целом прошли относительно плавно и спокойно.

Возглавив в соответствии с новой правовой концепцией сторону обвинения, органы прокуратуры с первых же дней проявили активную и наступательную позицию в сфере осуществления уголовного преследования.

Благодаря надлежащей подготовке личного состава и четко организованной системе взаимодействия с иными правоохранительными
и судебными органами с первых же дней действия УПК РФ удалось отладить должный правовой механизм реализации новых процессуальных требований.

Выполняя поставленные Уголовно - процессуальным кодексом задачи, прокуроры отладили систему надзора за законностью всего досудебного производства и обеспечили стопроцентное поддержание государственного обвинения по всем делам публичного и частно - публичного обвинения.

Анализируя работу правоохранительной системы за 10 месяцев 2002 года и состояние преступности в области, необходимо отметить, что значительное влияние на них оказали общая стабилизация криминогенной ситуации и декриминализации отдельных видов преступлений.

Указанные факторы существенно повлияли на количество возбужденных и оконченных расследованием дел и уровень их прекращаемости. Если по итогам 10 месяцев прошлого года был зафиксирован рост количества оконченных дел, то в текущем году этот показатель снизился: по делам следователей прокуратуры - на 3,3 %, по делам следователей МВД - на 17,8 %, по делам подразделений дознания МВД - на 4,5 %.

Как по делам следователей прокуратуры, так и по делам следователей и дознавателей МВД возросло количество прекращенных дел - по делам следователей прокуратуры этот показатель составил 22,7 % (АППГ - 20,8 %) от общего количества оконченных дел, по делам следователей МВД - 19,6 % (АППГ - 7,5 %), по делам дознавателей - 19,1 % (АППГ - 11,1 %).

Значительно снизилось в текущем году и количество арестов. Тенденция к гуманизации уголовного процесса и руководящие директивы Генеральной прокуратуры РФ, обязывающие прокуроров более взвешенно относиться к решению вопроса об избрании меры пресечения и заключению под стражу на период предварительного расследования, уже в первом полугодии привели к значительному сокращению количества лиц, изолировавшихся от общества на период следствия и дознания.

По
итогам 9 месяцев этот показатель снизился на 45 % от уровня прошлого года.

Анализируя данные об арестах, следует обратить внимание, что судом отказано в санкционировании ареста лишь в 78 случаях из 691, из них 58 - по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Представления об отмене судебного решения вносились прокурорами только по 18 фактам, из них 10 представлений вышестоящим судом были удовлетворены.

Сложившаяся практика обязывает прокуроров принять меры к усилению надзора за законностью и обоснованностью постановки следователями и дознавателями вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, т.к. из 78 фактов отказа суда в санкционировании ареста в 68 случаях ходатайства перед судом возбуждались необоснованно.

В то же время имеют место факты необъективной оценки судами характеризующих данных о личности обвиняемых и попыток при решении вопроса об аресте дать оценку доказательствам, обосновывающим предъявленное обвинение.

Отдельные противоречия в нормах УПК РФ и отсутствие единой позиции по их трактовке привели к значительному росту во втором полугодии с.г. оправдательных приговоров.

С 1 июля 2002 года в области вынесено 26 таких приговоров, в то время как за все первое полугодие они были постановлены лишь по 8 делам. Наибольшее их количество выносилось по делам следователей МВД.

Введение в действие УПК породило ряд проблемных вопросов, требующих разрешения на законодательном уровне. О необходимости внесения поправок и дополнений в отдельные статьи Кодекса направлялись соответствующие предложения в вышестоящие федеральные ведомства, органы власти, Главному федеральному инспектору.

В целях формирования единой правоприменительной практики и усиления взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью совещание

ПОСТАНОВИЛО:

1. Реализацию общей стратегии борьбы с преступностью и осуществление уголовного преследования проводить при безусловном соблюдении
требований УПК РФ и в тесном взаимодействии всех правоохранительных органов.

2. Неуклонно добиваться обеспечения принципов уголовного судопроизводства о защите прав и законных интересов потерпевших от преступлений и защите личности от необоснованного ограничения ее прав и свобод.

3. Прокурорам городов и районов, специализированным прокурорам, начальникам подразделений следствия и дознания правоохранительных органов принять все предусмотренные законом меры к безусловному исполнению требований статей 108 - 109 УПК РФ в части соблюдения процессуальных сроков при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продления срока содержания обвиняемых под стражей. Повысить требовательность к качеству предоставляемых в суд материалов, обосновывающих необходимость содержания обвиняемого под стражей. Активнее использовать предоставленные законом полномочия по возбуждению перед судом ходатайства о продлении срока задержания подозреваемого (обвиняемого) до 72 часов.

4. Руководителям всех правоохранительных органов принять необходимые меры по дополнительному обеспечению следователей и дознавателей бланками новых процессуальных документов. Разъяснить следователям и дознавателям, что применение при оформлении процессуальных действий бланков, не соответствующих Приложениям к УПК РФ, может повлечь признание доказательств порочными.

5. Управлению по надзору за следствием и дознанием прокуратуры области (Делов Н.Н., Косюк А.А.) в декабре 2002 года подготовить и направить главе администрации области, председателю Законодательного Собрания области, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ ходатайство об осуществлении права законодательной инициативы в части внесения поправок в отдельные статьи УПК РФ.

Настоящее Постановление направить для исполнения во все правоохранительные органы области.

Прокурор

Оренбургской области

государственный советник

юстиции 2 класса

А.М.ЧАДОВ

Временно исполняющий обязанности

начальника УВД

Оренбургской области

генерал - майор милиции

В.В.ВАСИЛЬЧЕНКО

Начальник

УФСБ РФ

по Оренбургской области

полковник

Е.В.ИВЛИЕВ

Исполняющий обязанности

начальника УФСНП РФ по

Оренбургской области

генерал - майор

налоговой полиции

М.Д.ИЛЬЮТЮК

Начальник

Оренбургской таможни

полковник таможенной службы

С.Ф.ПАНФИЛЕНКО