Российские законы

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 29.08.2008 N 2421 “Об обращении депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области к Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А., Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронову С.М., Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. о необходимости поддержки ипотечного кредитования“ (вместе с “Обращением депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области к Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А., Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронову С.М., Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. о необходимости поддержки ипотечного кредитования“)

Вступил в силу с 29 августа 2008 года (пункт 6 данного документа).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

четвертого созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2008 г. N 2421

Об обращении депутатов Законодательного Собрания

Оренбургской области к Президенту Российской Федерации

Медведеву Д.А., Председателю Правительства

Российской Федерации Путину В.В., Председателю Совета

Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Миронову С.М., Председателю Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В.

о необходимости поддержки ипотечного кредитования

Законодательное Собрание Оренбургской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять обращение депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области к Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А., Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронову С.М., Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. о необходимости поддержки ипотечного кредитования (прилагается).


2. Направить указанное обращение Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А., Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронову С.М., Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В., депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Оренбургской области Заварзину В.М., Ивлиеву Г.П., Когану А.Б., Нефедову В.Л., Афанасьевой Е.В., Чикину В.В., Петрову С.А., членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Оренбургской области Долгушкину Н.К., Пожиткову Н.Ф.

3. Опубликовать указанное обращение в газете “Южный Урал“.

4. Направить Постановление законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и просить их поддержать указанное обращение.

5. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя председателя Законодательного Собрания области Доценко В.А.

6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Законодательного Собрания

Оренбургской области

Д.В.КУЛАГИН

Обращение


депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области

к Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.,

Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В.,

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации Миронову С.М., Председателю

Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации Грызлову Б.В. о необходимости

поддержки ипотечного кредитования

Депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области обеспокоены складывающейся ситуацией на рынке ипотечного кредитования. Существенная взаимоинтегрированность российского и мирового финансовых рынков привела к тому, что в России начались процессы, связанные с ухудшением ситуации в финансовой сфере. Они негативно сказались на одном из важнейших приоритетов национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“ - ипотечном кредитовании. Из-за недостатка ликвидности банковская система России вынуждена пересмотреть свои подходы к ипотечному кредитованию населения. Во-первых, были ужесточены условия кредитования. Во-вторых, повышены ставки по кредитам. Это существенно снизило кредитоспособность и доступность жилья населению.

К сожалению, по пути ужесточения подходов к ипотечному кредитованию пошло и Федеральное агентство по ипотечному жилищному кредитованию (далее - АИЖК). Это привело к отказу от выдачи ипотечных кредитов многими банками и уменьшению доли присутствия агентства на отечественном ипотечном рынке (по информации АИЖК, на сегодня доля агентства составляет 10 процентов). Ко всему прочему новая схема рефинансирования (без установления конкретных процентных ставок по кредитам), которую агентство вводит с 15 сентября 2008 года, будет побуждать банки завышать процентные ставки, чтобы исключить рефинансирование с убытком для себя. Неясна позиция агентства по выкупу кредитов, выданных ранее по действующим до 15 сентября 2008 года стандартам (в Оренбургской области таких кредитов на сумму около 700 млн. рублей). В случае рефинансирования их по новой схеме (с дисконтированием) банки понесут существенные убытки.

Ситуация усугубляется тем, что все это происходит на фоне подъема жилищно-строительной отрасли. Строители, увеличивая объемы вводимых в эксплуатацию жилых площадей (в области динамика показателя следующая: 2005 год - 581 тыс. кв. метров, 2006 год - 653 тыс. кв. метров, 2007 год - 752 тыс. кв. метров, 2008 год (план) - 850 тыс. кв. метров), столкнулись с проблемой реализации построенного жилья. Ситуация настолько серьезная, что крупнейшие строительные компании рассматривают варианты переориентирования на иные виды деятельности.

На наш взгляд, АИЖК, по сути являясь государственной структурой, в подобных случаях должно быть гарантом снижения рисков для участников рынка и поддержания доступности ипотеки для граждан. Единственная возможность поддержать ипотечный рынок, а через него и строительный - возврат к условиям и схемам рефинансирования, действовавшим ранее. Предлагая этот вариант, мы понимаем, что АИЖК в этом случае будет нести повышенные, по сравнению с коммерческими банками, риски. Также это скажется и на доходности АИЖК: наверняка она будет ниже, чем при работе агентства по сугубо рыночным схемам и условиям. Но основное предназначение АИЖК состоит не в обеспечении прибыльности агентства, а в том, чтобы развить систему ипотечного кредитования в России (в чем АИЖК успешно справляется) и поддерживать ее в трудные периоды. Законодательная и исполнительная власть Оренбургской области, понимая важность вопроса, предпринимает шаги в сторону повышения объемов и доступности ипотечного кредитования. Так, в текущем году внесены изменения в областную целевую программу “Развитие ипотечного кредитования в Оренбургской области на 2005 - 2010 годы“, предусматривающие увеличение объемов финансирования с 97 млн. рублей в 2005 году до 410 млн. рублей в 2010 году. Ориентируясь на Концепцию развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, Правительство Оренбургской области снизило ставку по ипотечным кредитам, выдаваемым за счет собственных источников, с 10 - 12 процентов до 6 процентов годовых. Однако региональных возможностей явно недостаточно для обеспечения показателей, запланированных в рамках реализации национального проекта (областной программой охватывается только 5 процентов населения). Необходима поддержка ипотечного кредитования со стороны федерального центра. Аналогичную тревогу и предложения высказывают коллеги из других регионов.

Депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области просят рассмотреть указанную ситуацию и принять решения, обеспечивающие поддержание рынка ипотечного кредитования в регионах через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, представить АИЖК ресурсы для дальнейшего рефинансирования первичных кредиторов на действовавших до 15 сентября 2008 года условиях (фиксированная ставка по кредитам - 10,75 - 14 процентов годовых, минимальный размер собственных средств заемщика - 10 процентов от стоимости приобретаемого жилья, регистрация детских долей по договору залога, кредитование завершения строительства индивидуальных домов).