Российские законы

Закон Оренбургской области от 15.09.2008 N 2382/500-IV-ОЗ “Об основах профилактики правонарушений в Оренбургской области“ (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 29.08.2008 N 2382)

Начало действия документа - 08.10.2008.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

В соответствии со статьей 20 данный документ вступил в силу через 10 дней после официального опубликования (опубликован в “Южном Урале“ - 27.09.2008).

15 сентября 2008 года N 2382/500-IV-ОЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОСНОВАХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

постановлением

Законодательного Собрания

Оренбургской области

от 29 августа 2008 г. N 2382

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливает основы профилактики правонарушений в Оренбургской области, а также регулирует отношения органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, организаций и граждан, участвующих в деятельности по профилактике правонарушений в Оренбургской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

индивидуальная профилактика правонарушений - деятельность по оказанию корректирующего воздействия на определенные категории лиц, склонных к противоправному поведению, в целях недопущения совершения ими правонарушений;

общая профилактика правонарушений - деятельность, направленная на недопущение совершения правонарушений при активном использовании социальных, правовых и других антикриминогенных факторов;

профилактика правонарушений - система мер, направленных на устранение или ослабление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, коррекцию поведения правонарушителей;

субъекты профилактики правонарушений - органы государственной власти, в том числе органы образования, здравоохранения и социальной защиты населения, органы службы занятости, учреждения культуры, спорта и физической культуры, другие органы и учреждения системы профилактики правонарушений, организации, а также граждане.

Статья 2. Задачи профилактики правонарушений

Основными задачами профилактической деятельности являются:

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий (бездействий) путем предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению;

снижение уровня правонарушений в Оренбургской области;


воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка;

предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение обстоятельств, способствующих их совершению.

Статья 3. Основные принципы деятельности по профилактике правонарушений

Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений основывается на принципах:

законности, обеспечивающей в процессе реализации профилактических мер строгое соблюдение требований международных договоров, Конституции Российской Федерации, законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области;

комплексности, предполагающей объединение усилий субъектов профилактики правонарушений;

своевременности и достаточности используемых мер;

поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах профилактики правонарушений в семье и правонарушений несовершеннолетних;

индивидуализации и дифференциации мер профилактического воздействия.

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 4. Основные направления деятельности по профилактике правонарушений

Основными направлениями деятельности по профилактике правонарушений в Оренбургской области являются:

создание системы социальной профилактики правонарушений;

профилактика террористической и экстремистской деятельности;

ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании;

осуществление мер, направленных на охрану здоровья, жизни и имущества граждан, обеспечение их безопасного нахождения на улицах, в местах массового пребывания и отдыха;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

предупреждение дорожно-транспортных происшествий;

организация правового воспитания и просвещения граждан;

вовлечение в предупреждение правонарушений организаций различных организационно-правовых форм и граждан;

улучшение информационного обеспечения деятельности органов и учреждений системы профилактики.

Статья 5. Целевые программы по профилактике правонарушений

Для профилактики правонарушений на территории Оренбургской области утверждаются областные и муниципальные целевые программы.

В рамках выполнения программ осуществляются согласованные мероприятия правового, социального, воспитательного и профилактического характера, обеспечивающие дифференцированный подход к организации предупредительных мер в отношении разных социальных групп.

Глава III. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ

СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 6. Органы и учреждения системы профилактики правонарушений

Деятельность по профилактике правонарушений осуществляется органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями и учреждениями различных форм собственности, общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами.

Полномочия субъектов профилактики правонарушений, порядок их взаимодействия определяются законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и правоохранительные органы осуществляют деятельность по профилактике правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений

К полномочиям Законодательного Собрания области в сфере профилактики правонарушений относится принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленных на профилактику правонарушений.

К компетенции Правительства Оренбургской области в сфере профилактики правонарушений относятся:

принятие нормативных правовых и иных актов в сфере профилактики правонарушений;

реализация мер общей профилактики правонарушений;

координация и методическое обеспечение деятельности подведомственных Правительству Оренбургской области органов и методическое обеспечение органов местного самоуправления по профилактике правонарушений;

разработка и реализация областных целевых программ по профилактике правонарушений;

организация и осуществление пропагандистской деятельности, направленной на профилактику правонарушений, с привлечением средств массовой информации;

иные полномочия в сфере профилактики правонарушений в соответствии с законодательством.

Органы местного самоуправления осуществляют профилактику правонарушений в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством.

Статья 8. Полномочия областных и муниципальных учреждений в сфере профилактики правонарушений

Областные государственные учреждения осуществляют отдельные функции по профилактике правонарушений в пределах предоставленных законодательством полномочий и в соответствии со своими учредительными документами.

Учреждения социального обслуживания населения в установленном порядке:

предоставляют социальные услуги лицам, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;

выявляют лиц, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, члены которых нуждаются в социальных услугах, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с лицами, нуждающимися в социальной помощи, в том числе в организации их досуга, развития творческих способностей, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха лиц, нуждающихся в помощи;

предоставляют временный приют лицам без определенного места жительства;

предоставляют социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание лицам без определенного места жительства;

организуют взаимодействие со специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иными учреждениями и службами, предоставляющими социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги, современные методики и технологии социальной реабилитации;

организуют мероприятия по социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, лиц, освобожденных и освобождаемых из мест лишения свободы, иных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, сложившейся вследствие тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствия места жительства.

Учреждения образования в установленном порядке:

осуществляют образовательный процесс, реализуют образовательные программы, направленные на воспитание и развитие обучающихся;

обеспечивают психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе;

оказывают помощь семьям в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни;

создают для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоприятные условия, приближенные к домашним, которые способствуют их всестороннему развитию, освоению учебных программ, социальной адаптации.

Учреждения здравоохранения в установленном порядке:

ведут пропаганду здорового образа жизни, отказа от факторов, пагубно влияющих на состояние здоровья: употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических веществ, табака;

оказывают наркологическую, психологическую и психиатрическую помощь, лечебно-профилактическую и реабилитационную помощь лицам с психическими и поведенческими нарушениями;

оказывают консультативную помощь работникам органов и учреждений системы профилактики правонарушений;

оказывают специализированную диагностическую и лечебно-восстановительную помощь лицам, имеющим поведенческие нарушения;

информируют соответствующие органы и учреждения системы профилактики о выявленных детях и семьях с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении;

осуществляют анализ заболеваемости населения на основе государственных статистических форм наблюдения (учета) больных на территории области.

Учреждения по делам молодежи в установленном порядке:

оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений;

реализуют мероприятия воспитательного сопровождения, социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов;

организуют отдых, досуг и занятость несовершеннолетних в каникулярные периоды;

принимают участие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительских и иных мер.

Учреждения содействия занятости населения в установленном порядке:

обеспечивают содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

занимаются организацией профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

осуществляют психологическую поддержку, профессиональную подготовку, трудоустройство безработных, их социальную адаптацию на рынке труда;

организуют временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

организуют проведение оплачиваемых общественных работ;

реализуют мероприятия по содействию занятости граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

осуществляют информирование о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

Учреждения культуры и спорта в установленном порядке:

привлекают лиц, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

оказывают содействие в организации досуга специализированным учреждениям для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации.

Полномочия муниципальных учреждений в сфере профилактики правонарушений определяются в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Статья 9. Участие организаций, предприятий и учреждений в деятельности по профилактике правонарушений

Организации, предприятия и учреждения в целях профилактики правонарушений:

рассматривают информацию о фактах противоправного поведения работников организации, предприятия, учреждения;

принимают меры по выявлению и устранению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению работниками организации, предприятия и учреждения;

принимают меры индивидуальной профилактики в отношении работников организации, предприятия и учреждения.

Статья 10. Участие граждан в профилактике правонарушений

Граждане на добровольной основе могут участвовать в профилактике правонарушений в индивидуальной и коллективной формах.

Формы индивидуального участия граждан в профилактике правонарушений:

пропаганда правовых знаний;

оказание содействия организациям, предприятиям и учреждениям в применении мер индивидуальной профилактики.

Организационные формы коллективного участия граждан в профилактике правонарушений:

общественные объединения, уставные цели и задачи которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;

молодежные организации, созданные на базе учреждений среднего и высшего образования, в том числе кружки, секции.

Статья 11. Освещение деятельности по профилактике правонарушений в средствах массовой информации

В средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Оренбургской области, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области, а также уставом и (или) договором, заключаемым учредителем со средством массовой информации, распространяются сообщения и материалы о профилактике правонарушений, направленные, в том числе:

на пропаганду деятельности по профилактике правонарушений;

пропаганду участия граждан и организаций, предприятий и учреждений различных форм собственности в деятельности по профилактике правонарушений;

обеспечение распространения информации, направленной на профилактику правонарушений, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка;

информирование о деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений.

Глава IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 12. Профилактика террористической и экстремистской деятельности

Органы государственной власти Оренбургской области в сфере профилактики террористической и экстремистской деятельности:

разрабатывают и реализуют меры, направленные на профилактику терроризма и экстремизма, в рамках областных программ, а также посредством деятельности областной антитеррористической и иных, создаваемых органами государственной власти Оренбургской области, комиссий;

принимают участие в минимизации последствий террористических акций посредством социальной поддержки пострадавших лиц.

Статья 13. Профилактика пьянства и наркомании

Профилактика наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется посредством:

организации ранней диагностики химической зависимости представителей группы риска и лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан;

обеспечения доступности мероприятий по профилактике злоупотребления наркотическими средствами, лечению и реабилитации наркозависимых лиц;

внедрения новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;

снижения доступности наркотических средств для незаконного их потребления.

В целях профилактики пьянства пропагандируется здоровый образ жизни, отказ от факторов, пагубно влияющих на здоровье.

Статья 14. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения

Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения осуществляется посредством:

реализации в рамках предоставленных полномочий мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

создания условий для безаварийной работы транспорта;

выявления причин и условий, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;

организации пропаганды безопасности дорожного движения.

Глава V. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ

ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Статья 15. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлена:

на создание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних;

материально-техническое, финансовое, научно-методическое, кадровое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для реализации политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривается принятие органами государственной власти Оренбургской области мер:

по подготовке специалистов по работе с семьей, социальных работников, медиков, психологов, социальных педагогов для системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

поддержке организаций, осуществляющих благотворительную деятельность и занимающихся проблемами несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений;

обеспечению условий организации досуга несовершеннолетних по месту жительства;

поддержке детских и молодежных общественных объединений, занимающихся проблемами профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений.

Статья 16. Профилактика правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Профилактика правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляется посредством:

ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

содействия лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве, получении жилья.

Статья 17. Профилактика правонарушений среди лиц без определенного места жительства

Профилактика правонарушений среди лиц без определенного места жительства осуществляется посредством:

оказания содействия указанным лицам в социальной адаптации, трудоустройстве и восстановлении утраченных документов;

оказания психологической помощи;

консультирования по правовым вопросам;

предоставления указанным лицам бытовых услуг и других видов социального обслуживания.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Гарантии прав граждан при осуществлении мер по профилактике правонарушений

При осуществлении мер по профилактике правонарушений не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, в том числе жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободного передвижения и выбора места жительства и пребывания, а также неприкосновенности личности, жилища, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Гражданин вправе обжаловать действия субъектов профилактики в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Финансирование деятельности по профилактике правонарушений

Финансирование деятельности субъектов профилактики правонарушений, являющихся органами государственной власти и государственными учреждениями Оренбургской области, осуществляется за счет средств, предусмотренных им в областном бюджете на соответствующий финансовый год на финансовое обеспечение деятельности, определенной учредительными документами.

Финансирование профилактической деятельности на муниципальном уровне осуществляется в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор

Оренбургской области

А.А.ЧЕРНЫШЕВ

г. Оренбург, Дом Советов

15 сентября 2008 года

N 2382/500-IV-ОЗ