Российские законы

Постановление Администрации муниципального образования “город Бугуруслан“ Оренбургской области от 30.11.2009 N 1050-п “Об утверждении городской целевой программы “Отходы в г. Бугуруслане Оренбургской области на 2011 - 2016 годы“ (вместе с “Целевой программой “Отходы в г. Бугуруслане Оренбургской области на 2011 - 2016 годы“)

Вступает в силу со дня официального опубликования (пункт 4 данного документа).

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ГОРОД БУГУРУСЛАН“ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 г. N 1050-п

Об утверждении городской целевой программы

“Отходы в г. Бугуруслане Оренбургской области

на 2011 - 2016 годы“

Во исполнение распоряжения Губернатора Оренбургской области от 11.08.2009 N 268-р “О разработке областной целевой программы “Отходы“ на 2011 - 2016 годы“

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить городскую целевую программу “Отходы в г. Бугуруслане Оренбургской области на 2011 - 2016 годы“ согласно приложению.

2. Установить, что в ходе реализации программы отдельные ее мероприятия могут уточняться, объем финансирования корректироваться с учетом складывающихся расходов бюджета муниципального образования “город Бугуруслан“.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю
за собой.

4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель

Главы администрации

муниципального образования

“город Бугуруслан“

Оренбургской области

Ю.В.ПЯТАЕВ

Приложение

к постановлению

администрации

муниципального образования

“город Бугуруслан“

Оренбургской области

от 30 ноября 2009 г. N 1050-п

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

“Отходы в г. Бугуруслане

Оренбургской области на 2011 - 2016 годы“

Паспорт

городской целевой программы “Отходы в г. Бугуруслане

Оренбургской области на 2011 - 2016 годы“

Заказчик Администрации муниципального образования “город

Бугуруслан“

Цели и задачи Программа призвана способствовать улучшению

Программы экологической ситуации в городе Бугуруслане за счет

уменьшения негативного влияния на окружающую среду

отходов производства и потребления.

Задачи Программы:

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на

уменьшение образования отходов, увеличение объемов

использования отходов в качестве вторичного сырья,

привлечение инвестиций в экономику города, создание

дополнительных рабочих мест, обеспечение экологически

безопасного хранения, переработки и уничтожения

отходов, увеличение срока службы существующих мест

захоронения отходов.

Сроки и этапы Начало: 2011 год

реализации Окончание: 2016 год

Ожидаемые - улучшение экологической ситуации в городе Бугуруслане

конечные за счет:

результаты - реконструкции полигона ТБО
и промышленных отходов

реализации (ПО) в соответствии с существующими санитарными и

программы природоохранными нормами;

- снижения загрязнения окружающей среды на 50 % за счет

мероприятий по обновлению контейнерного и мусоровозного

парка, применения специализированной техники для

санитарной обработки контейнеров;

- снижения объема вывозимых на полигоны отходов на 50 %

за счет организации системы раздельного сбора и

переработке отходов;

Организация Контроль за исполнением и финансированием организации

управления и мероприятий программы осуществляют: финансовый отдел

система контроля администрации муниципального образования “город

за исполнением Бугуруслан“, МАУ “Управление по строительству,

программы жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству“

муниципального образования “город Бугуруслан“.

Общий текущий контроль за ходом реализации программы

осуществляет отдел городского хозяйства администрации

муниципального образования “город Бугуруслан“.

Введение

Проблема отходов стала одной из важнейших экономических, ресурсных и экологических проблем в мире. Количество образующихся и перерабатываемых отходов является не только показателем экономического потенциала, но также характеризует уровень технологического, социального и культурного развития общества.

В решении проблемы отходов Россия и ее регионы отстают от развитых стран. Улучшение ситуации происходит крайне медленно, что связано, прежде всего, с кризисными явлениями в экономике и финансовым дефицитом. Изначально в России рынок использования отходов развивался стихийно в основном за счет вовлечения в
переработку отдельных видов отходов, тогда как для эффективной работы предприятий по переработке отходов необходим комплекс мер, охватывающий все проблемы одновременно. Такой подход обеспечивают федеральные, региональные, муниципальные программы. Программный подход к решению проблемы отходов применялся во многих регионах страны.

Развитие города Бугуруслана в последние годы в значительной степени увеличило антропогенную нагрузку на окружающую среду и, прежде всего, именно в части увеличения количества отходов, образующихся в результате технологических циклов и в процессе жизнедеятельности населения города. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов. Возникли условия и техническая возможность вовлечения целого ряда отходов во вторичную переработку. Вместе с тем значительно ужесточились природоохранные требования в области обращения с отходами.

Для того, чтобы охватить все аспекты, связанные с проблемой отходов в городе Бугуруслане, правильно и рационально использовать весь имеющийся на сегодняшний день технический и нормативно-правовой потенциал в сочетании с гибкой и обоснованной тарифной политикой и системой льготного налогообложения, необходима комплексная специализированная программа.

Целью разработки и реализации настоящей Программы является создание экономически сбалансированной системы санитарной очистки города с одновременным уменьшением негативного влияния образующихся отходов производства и потребления на экологическую среду и соединение всех существующих и вновь создаваемых технологий по переработке отходов для получения вторичного сырья и новых материалов на базе мини-производств.

Основные термины и определения

отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью;

отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшихся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утративших полностью или частично исходные потребительские свойства;

отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов,
изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;

опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды;

токсичные отходы - отходы, содержащие вещества, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут представить угрозу для человека в результате биоаккумулирования и (или) токсичного воздействия на биотические системы;

вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве;

макулатура - бумажные и картонные отходы, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги;

стеклобой - отходы, представляющие собой осколки стекла и (или) оплавленное стекло;

древесные отходы - отходы, образующиеся при заготовке, обработке и переработке древесины, а также в результате эксплуатации изделий из дерева;

зола - несгоревший остаток, образовавшийся в результате сгорания органического вещества;

свойства отходов - качественная определенность отходов рассматриваемого вида, соответствующая данному промежутку времени и проявляющаяся как способность этих отходов к известной смене состояний или пребыванию в известном состоянии за этот промежуток времени;

объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки;

несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов;

захоронение отходов - размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных
людей и окружающую природную среду;

полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду;

мощность полигона - количество отходов, которое может быть принято на полигон в течение года в соответствии с проектными данными;

класс опасности (токсичности) отходов - числовая характеристика отходов, определяющая вид и степень их опасности (токсичности);

обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения;

сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами;

сортировка отходов - разделение и (или) смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие;

транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения;

размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов;

складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени;

переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами, для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов;

использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной
товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности;

утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий;

сжигание отходов - термический процесс окисления с целью уменьшения объема отходов, извлечения из них ценных материалов, золы или получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения;

демеркуризация отходов - обезвреживание отходов, заключающееся в извлечении содержащейся в них ртути и (или) ее соединений;

хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

Основные цели и задачи программы

Целями программы являются:

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на уменьшение образования отходов, увеличение объемов использования отходов в качестве вторичного сырья, привлечение инвестиций в экономику города, создание дополнительных рабочих мест, обеспечение экологически безопасного хранения, переработки и уничтожения отходов, увеличение срока службы, существующих мест захоронения отходов.

- снижение нагрузки на действующий полигон по захоронению ТБО за счет строительства мусоросортировочного комплекса;

- уменьшение экологической опасности от жидких бытовых отходов путем ремонта и реконструкции существующих и строительства новых сооружений по очистке загрязненных сточных вод.

- совершенствование нормативно-правового обеспечения мероприятий в сфере обращения с отходами.

- формирование тарифной политики в сфере обращения с отходами;

- воспитание экологической культуры населения и обучение безопасному обращению с отходами.

Твердые бытовые отходы (ТБО)

Проблемы обращения с бытовыми отходами занимают одно из центральных мест в области охраны окружающей среды и здоровья людей.
Ежедневно каждый житель города в среднем производит 0,16 тыс. куб. м твердых бытовых и 0,03 тыс. куб. м промышленных отходов.

Всего за год на территории города от жилой зоны образуется отходов 97 тыс. куб. м и промышленных отходов 11,7 тыс. куб. м. Жидких отходов 4,5 тыс. куб. м.

120 T------------------------------------------------------------¬

¦ ¦

¦ ¦

¦ -----¬ ¦

100 +-----------------------------------------+\\+-------------+

¦ -----¬ ¦\\¦ ¦

¦ -----¬ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

80 +-+\\+--------------+\\+--------------+\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

60 +-+\\+--------------+\\+--------------+\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

40 +-+\\+--------------+\\+--------------+\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦\\¦ ¦

20 -+-+\\+--------------+\\+--------------+\\¦ ¦

¦ ¦\\¦ ¦\\+----¬ ¦\\+----T----¬ ¦

¦ ¦\\+----¬ ¦\\¦xxxx+----¬ ¦\\¦xxxx¦ ¦ ¦

¦ ¦\\¦xxxx+----¬ ¦\\¦xxxx¦ ¦ ¦\\¦xxxx¦ ¦ ¦

0 +-+----+----+----+--T-+----+----+----+--T-+----+----+----+---+

2007 г. 2008 г. 2009 г.

-----------------------------¬

¦ ----¬ ¦

¦ ¦\¦ ТБО ¦

¦ L---- ¦

¦ ----¬ ¦

¦ ¦xxx¦ Промышленные отходы ¦

¦ L---- ¦

¦ ----¬ ¦

¦ ¦ ¦ Жидкие отходы ¦

¦ L---- ¦

L-----------------------------

График 1. Анализ образование твердых, жидких бытовых отходов по годам.

Из диаграммы видно, что количество твердых бытовых отходов, образующихся в городе, ежегодно увеличивается. ТБО - 5,5 %, промышленные отходы - 12 %, жидкие отходы - 100 %.

Организация сбора от различных источников образования ТБО

Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования.

Основными местами образования ТБО являются:

- жилищный фонд;

- объекты социальной, культурной, бытовой сферы;

- предприятия торговли;

- промышленные предприятия;

Таблица 1

Количество ТБО,

образующихся в городе от различных источников

(тыс. куб. м)

-----T-------------------------------------------------------T------------¬

¦ N ¦ Источник образования ¦ Количество ¦

¦п.п.¦ ¦ отходов ¦

+----+-------------------------------------------------------+------------+

¦1. ¦Жилищный фонд ¦ 97¦

+----+-------------------------------------------------------+------------+

¦2. ¦Промышленные отходы ¦ 11,7¦

+----+-------------------------------------------------------+------------+

¦3. ¦Жидкие отходы ¦ 4,5¦

L----+-------------------------------------------------------+-------------

Как видно из Таблицы 1, жилищный фонд является основным поставщиком отходов потребления. Сбор отходов в помещениях и дворах производится в соответствии с санитарными требованиями. Удаление отходов производится регулярно и в кратчайшие сроки.

В жилищном фонде города применяются несколько типов сбора ТБО: с использованием оборудованных контейнерных площадок.

Контейнерные площадки обеспечены стандартизированными емкостями для сбора ТБО объемом 0,75 куб. м.

Недостатками системы сбора ТБО в жилищном фонде, ухудшающими санитарное состояние территорий, являются организационные методы сбора крупногабаритных отходов (КГО). Данные отходы накапливаются вблизи контейнерной площадки бестарным образом и вывозятся самосвальным транспортом по мере накопления.

Сбор ТБО от предприятий социальной, культурной, бытовой сферы также производится в металлические контейнеры, устанавливаемые на контейнерных площадках на прилегающей территории. Периодичность вывоза определяется условиями договора с предприятием коммунальной сферы, обеспечивающим вывоз отходов с территории города.

Серьезные проблемы возникают во время проведения массовых мероприятий с участием большого количества жителей города. В такие дни существующие на данных предприятиях контейнеры просто не способны вместить огромное количество образующихся отходов. В результате вся прилегающая территория засыпана пустыми алюминиевыми банками, пластиковыми бутылками и другими отходами, которые при определенных условиях могли бы быть использованы в качестве вторичного сырья для производства различных строительных материалов и товаров широкого потребления.

За последние годы в нашем городе появилось достаточно большое количество предприятий торговли. Крупные супермаркеты, оптовые базы, рынки - все они служат источниками образования отходов.

Проблема все та же - отходов образуется гораздо больше, чем способны вместить предназначенные для этих целей мусорные контейнеры. В результате бумага, банки, бутылки, стекло оказываются на земле, а затем, сваливаясь в один контейнер с пищевыми отходами, вывозятся на полигон, где в таком виде уже не могут быть использованы для вторичной переработки.

Промышленные предприятия, расположенные на территории города, производят сбор и вывоз ТБО либо своими силами и транспортом, либо заключают договоры на вывоз мусора со специализированными предприятиями. Для сбора ТБО используются несменяемые металлические контейнеры, которые устанавливаются на территории предприятий.

Проблема в данном случае заключается в том, что в контейнеры с бытовым мусором попадают промышленные и токсичные отходы, которые затем вывозятся на полигон ТБО, что категорически запрещается делать.

Реконструкция контейнерных площадок

В городе Бугуруслане на дворовых территориях оборудованы 342 контейнерные площадки для размещения контейнеров для сбора ТБО.

Таблица 2

Количество контейнерных площадок различной конструкции,

применяемых в городе

-----T---------------------------------------------------------T----------¬

¦ N ¦ Тип площадки ¦Количество¦

¦п.п.¦ ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------------+----------+

¦ 1. ¦С ограждающими железобетонными и кирпичными стенками, ¦ 64 ¦

¦ ¦с железобетонным основанием ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------------+----------+

¦ 2. ¦Без основания, ограждение сетка рабица ¦ 278 ¦

L----+---------------------------------------------------------+-----------

Из таблицы видно, что в Бугуруслане не все контейнерные площадки оборудованы бетонным основанием и не достаточно хорошо освещены, что создает дополнительные трудности при сборе отходов.

Все вышеперечисленные контейнерные площадки оборудованы несменяемыми металлическими контейнерами емкостью 0,75 куб. м без крышек. Всего в городе в системе сбора отходов задействовано 620 контейнеров подобного типа.

Мусоросборные контейнеры по мере загрязнения очищаются, промываются и обрабатываются дезинфекционными растворами не реже одного раза в месяц.

Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозийной стойкостью, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 3-х лет. Отсутствие крышек на контейнерах зачастую приводит к возгоранию мусора, вследствие чего контейнеры приходят в негодность.

Для обеспечения нормальных условий сбора и вывоза ТБО

необходимо

- разработать единый проект контейнерной площадки, который позволит при сохранении оптимального режима выгрузки мусорных контейнеров обеспечить минимальное загрязнение прилегающей к площадке территории;

- разработать схему размещения контейнерных площадок с учетом расчета санитарно-защитных зон;

- приобрести специализированную технику с применением замкнутого цикла, исключающего попадание отработанных растворов в окружающую среду, для санитарной обработки контейнерного парка.

- провести плановую замену эксплуатирующихся контейнеров на унифицированные контейнеры закрытого типа.

Организация селективного сбора

Большая часть бытовых отходов, которые попадают в сборочные контейнеры, может быть пущена на переработку.

Существует проблема сортировки отходов. Если бумага на стадии образования мусора в ведре у жителя смешивается с подпорченными продуктами, то она уже не может быть сырьем для переработки. В связи с этим возникает необходимость селективного сбора ТБО.

Организация селективного сбора отходов позволит повысить объемы возврата в производство утильных компонентов ТБО и сократить количество захораняемых отходов.

Существует достаточно высокий спрос на вторичное сырье во многих регионах России. Кроме того, достаточно высокие тарифы на сырье, полученное в результате раздельного сбора и сортировки ТБО, делают его привлекательным.

Таблица 3

Средняя стоимость продукции, получаемой от сортировки ТБО,

сложившаяся по Российской Федерации

(руб.)

-----T-------------------------------------------T---------T--------------¬

¦ N ¦ Продукт ¦ Способ ¦ Цена 1 тонны ¦

¦п.п.¦ ¦упаковки ¦ отходов ¦

+----+-------------------------------------------+---------+--------------+

¦ 1. ¦Картон ¦ пресс ¦ 2000 - 2300 ¦

+----+-------------------------------------------+---------+--------------+

¦ 2. ¦Бумага ¦ пресс ¦ 2000 - 2300 ¦

+----+-------------------------------------------+---------+--------------+

¦ 3. ¦Полимерная тара от питьевой воды ¦ пресс ¦ 2000 ¦

+----+-------------------------------------------+---------+--------------+

¦ 4. ¦Пленка полиэтиленовая высокого давления ¦ пресс ¦ 5500 - 5800 ¦

+----+-------------------------------------------+---------+--------------+

¦ 5. ¦Пленка полиэтиленовая ¦ пресс ¦ 5000 - 5500 ¦

+----+-------------------------------------------+---------+--------------+

¦ 6. ¦Черный металл ¦ пресс ¦ 2300 ¦

+----+-------------------------------------------+---------+--------------+

¦ 7. ¦Цветной металл ¦ пресс ¦ 20000 ¦

+----+-------------------------------------------+---------+--------------+

¦ 8. ¦Стеклобой (разделение по цвету) ¦контейнер¦ 500 ¦

L----+-------------------------------------------+---------+---------------

При выборе способов раздельного сбора наибольшее предпочтение было отдано установке контейнеров для раздельного сбора бумаги, стекла, пластика и алюминиевых банок.

Одной из проблем, особенно остро проявившихся в последние годы, стали крупногабаритные отходы (КГО). Под КГО понимают отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, утративших свои потребительские свойства: мебель, торговое оборудование, велосипеды, коляски и т.п. В последние годы в связи с увеличением покупательского спроса на подобные товары новых поколений и снижением потребности в комиссионных товарах возросло и количество выбрасываемых предметов домашней утвари, оборудования и т.д. Решение вопроса утилизации такого рода отходов требует особого подхода, поскольку они не помещаются в стандартные контейнеры для мусора.

Для сбора КГО отводятся специальные места на контейнерных площадках, однако отсутствие специальной тары для их накопления приводит к постоянному захламлению этими отходами территории вокруг площадок.

Крупногабаритные отходы по мере накопления вывозятся на полигон самосвальным транспортом в закрытых кузовах. Погрузка производится механическим путем.

Многие жители города, производя ремонт в своих квартирах или избавляясь от утративших свои потребительские свойства предметов домашнего обихода, которые собственно и образуют основную массу КГО, имеют возможность заказывать транспорт для вывоза образующихся крупногабаритных отходов. К сожалению, этого не делают, предпочитая складывать на контейнерных площадках.

У населения накапливается значительное количество вторичного сырья, поэтому организация его сбора представляет задачу практической важности.

Одним из наиболее эффективных способов организации селективного сбора отходов является создание сети комплексных приемных пунктов сбора вторичного сырья.

Таким образом, у каждого жителя Бугуруслана будет возможность отнести на приемный пункт алюминиевую банку, пластиковую бутылку и другие отходы, которые могут быть в дальнейшем использованы в качестве сырья.

Для создания сети комплексных приемных пунктов сбора вторичного сырья необходимо осуществлять выбор мест их размещения. При этом нужно учитывать плотность жилой застройки, наличие транспортных подъездов и т.д. По оценкам специалистов, оптимальным считается размещение таких пунктов из расчета один пункт на 15 тысяч жителей. В таком городе как Бугуруслан с населением в 52600 человек возможно создание до 3 пунктов. Места размещения приемных пунктов должны быть определены в соответствии с генеральным планом города.

Учитывая трудности, связанные с отводом земельных участков, подключением к электроснабжению, водоснабжению и канализации, создаваться сеть комплексных приемных пунктов должна при обязательной поддержке органов местного самоуправления. Необходимо разработать основные формы такой поддержки: кредитование на приемлемых условиях, освобождение от местных налогов, освобождение от арендной платы за выделяемые под пункты участки земли - все это должно обеспечить благоприятные условия для успешной работы и развития предприятий, которые будут вести работу по сбору отходов. Эти предприятия должны быть определены на конкурсной основе. В результате, за время действия настоящей Программы, город получит развитую сеть комплексных приемных пунктов по сбору вторичного сырья, которая позволит значительно снизить нагрузки на существующий полигон захоронения ТБО, снизить затраты на транспортировку отходов, оплату которой производит население города.

Для создания системы селективного сбора ТБО необходимо

- установить контейнеры для селективного сбора бумаги, стекла, пластика, металла в городе;

- установить специальные контейнеры для селективного сбора ТБО при проведении массовых мероприятий, в местах массового отдыха, на рынках, оптовых базах и т.п.;

- установить специальные бункеры на контейнерных площадках для сбора КГО;

В качестве альтернативы установке контейнеров для селективного сбора ТБО в городе можно рассматривать создание сети комплексных приемных пунктов для сбора вторичного сырья, для чего необходимо:

- определить месторасположение комплексных приемных пунктов вторичного сырья на основании разработанного генерального плана города;

- разработать типовой проект комплексного пункта приема вторичного сырья;

- провести открытые конкурсы на строительство и эксплуатацию мест сбора вторичного сырья;

- создать сеть комплексных приемных пунктов для селективного сбора утильных компонентов ТБО;

- создать благоприятные условия для работы пунктов.

Транспортировка ТБО

Другим важным аспектом системы управления отходами является транспортировка отходов к местам захоронения или утилизации. Российскими производителями предлагается широкий модельный ряд специализированной техники, которая различается:

- назначением (машины для вывоза отходов из жилых домов и общественных зданий, машины для вывоза КГО);

- вместимостью кузовов (мини-мусоровозы вместимостью 7 - 10 куб. метров, средние вместимостью 16 - 22 куб. м, большегрузные вместимостью не более 45 куб. м);

- механизмом загрузки отходов;

- характером процесса уплотнения отходов (непрерывный, циклический);

- системой выгрузки отходов из кузова (самосвальный или принудительный с помощью выталкивающей плиты).

Услуги по сбору, транспортировке и утилизации ТБО населению в городе Бугуруслане оказывает 1 предприятие, имеющее лицензии на выполнение услуг данного вида.

Всего на этих предприятиях задействовано 16 единиц специализированной техники для сбора и вывоза ТБО и КГО.

Таблица 4

Количество специализированного транспорта,

занятого в сборе ТБО и КГО в городе

-----T---------------------------------------------------------T----------¬

¦ N ¦ Тип применяемых мусоровозов ¦Количество¦

¦п.п.¦ ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------------+----------+

¦ 1. ¦Мусоровозы ¦ 11 ¦

+----+---------------------------------------------------------+----------+

¦ 2. ¦Самосвалы ¦ 4 ¦

+----+----------------------------------------------“----------+----------+

¦ 3. ¦Длинномеры ¦ 1 ¦

L----+---------------------------------------------------------+-----------

Для вывоза ТБО в Бугуруслане в основном применяют мусоровоз