Российские законы

Устав Тарского района Омской области (принят 23.09.1996) (Зарегистрировано в Законодательном Собрании Омской обл. 15.07.1997)

Фактически утратил силу в связи с изданием Устава Тарского муниципального образования, принятого в новой редакции городским Советом Тарского района Омской области 21.05.2002.

Зарегистрировано в Законодательном Собрании Омской обл. 15 июля 1997 г.

УСТАВ

ТАРСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

23 сентября 1996 года

Оглавление

Раздел I. Общие положения.

Глава 1. Район и его территория.

Статья 1. Статус района.

Статья 2. Символы района.

Статья 3. Земли района.

Статья 4. Административно-территориальное деление района.

Статья 5. Население района.

Глава 2. Понятие, принципы и система городского самоуправления.

Статья 6. Городское самоуправление.

Статья 7. Правовая основа и принципы городского самоуправления.

Статья 8. Право населения района на участие в городском самоуправлении.

Статья 9. Функции городского самоуправления в реализации прав и свобод граждан.

Глава 3. Органы городского самоуправления
и их компетенция.

Статья 10. Органы городского самоуправления.

Статья 11. Вопросы местного значения, относящиеся к ведению органов городского самоуправления.

Статья 12. Схема управления районом.

Статья 13. Органы городского самоуправления - юридические лица.

Глава 4. Экономические и финансовые основы городского самоуправления.

Статья 14. Экономическая основа городского самоуправления.

Статья 15. Районная (муниципальная) собственность.

Статья 16. Управление и распоряжение районной собственностью.

Статья 17. Муниципальное унитарное предприятие.

Статья 18. Муниципальное учреждение.

Статья 19. Взаимоотношение органов городского самоуправления с предприятиями и учреждениями находящимися в муниципальной районной собственности.

Статья 20. Взаимоотношение органов городского самоуправления с предприятиями и учреждениями не находящимися в муниципальной районной собственности.

Статья 21. Муниципальный заказ.

Статья 22. Внешнеэкономическая деятельность органов городского самоуправления.

Статья 23. Финансовые ресурсы городского самоуправления.

Статья 24. Бюджет района и его структура.

Статья 25. Финансовый год.

Статья 26. Доходы и расходы бюджета района.

Статья 27. Внебюджетные и валютные фонды.

Статья 28. Бюджетный процесс.

Статья 29. Районные налоги, сборы и иные платежи.

Статья 30. Экономическая свобода и равноправие форм собственности.

Статья 31. Гарантии свободы экономической деятельности.

Статья 32. Поддержка предпринимательства в социально значимых сферах деятельности и защита прав потребителей.

Глава 5. Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц.

Статья 33. Основание ответственности.

Статья 34. Ответственность перед населением.

Статья 35 Ответственность перед государством.

Статья 36. Ответственность перед физическими и юридическими лицами.

Статья 37. Административный контроль.

Статья 38. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов городского самоуправления и их должностных лиц.

Глава 6. Гарантии городского самоуправления.

Статья 39. Обязательность решений, принятых на районном референдуме, решений органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления.

Статья 40. Рассмотрение обращений органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления.

Статья 41. Судебная защита городского самоуправления.

Раздел II. Городской Совет (представительный орган городского самоуправления).

Глава 7. Правовое положение,
порядок формирования и работы городского Совета.

Статья 42. Правовой статус Тарского городского Совета.

Статья 43. Городской Совет. Порядок его работы.

Статья 44. Депутат городского Совета.

Статья 45. Структура Тарского городского Совета.

Статья 46. Вопросы, решаемые исключительно на заседании (сессии) городского Совета.

Статья 47. Правовые акты городского Совета.

Раздел III. Городская администрация (исполнительный орган городского самоуправления).

Глава 8. Глава городского самоуправления.

Статья 48. Правовой статус главы городского самоуправления.

Статья 49. Полномочия главы городского самоуправления.

Статья 50. Правовые акты главы городского самоуправления.

Статья 51. Прекращение исполнения полномочий главой городского самоуправления.

Статья 52. Приостановление полномочий главы городского самоуправления.

Глава 9. Городская администрация.

Статья 53. Городская администрация в системе городского самоуправления.

Статья 54. Должностные лица администрации.

Статья 55. Заместители главы городского самоуправления.

Статья 56. Органы администрации.

Статья 57. Компетенция администрации.

Глава 10. Осуществление местного самоуправления в сельских округах.

Статья 58. Самоуправление в сельских округах.

Статья 59. Выборы сельских Советов.

Статья 60. Структура сельской администрации.

Статья 61. Компетенция сельской администрации.

Глава 11. Муниципальная служба в органах городского самоуправления.

Статья 62. Правовая регламентация муниципальной службы.

Статья 63. Служба в органах городского самоуправления. Категории служащих.

Статья 64. Порядок замещения должностей руководителей.

Статья 65. Порядок замещения иных категорий служащих.

Статья 66. Аттестация служащих органов городского самоуправления.

Раздел IV. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления городского самоуправления.

Глава 12. Районный референдум.

Статья 67. Районный референдум и его назначение.

Статья 68. Вопросы, выносимые на районный референдум.

Статья 69. Порядок назначения референдума.

Статья 70. Порядок проведения референдума и определение его результатов.

Глава 13. Муниципальные выборы.

Статья 71. Выборы депутатов городского Совета.

Статья 72. Выборы главы городского самоуправления.

Статья 73. Формирование избирательных комиссий.

Глава 14. Общие собрания (сходы), конференции граждан.

Статья 74. Порядок созыва собраний (сходов) конференций граждан.

Статья 74 “а“.

Статья 75. Функции и полномочия общих собраний (сходов), конференций граждан.

Глава 15. Иные формы
непосредственного участия населения района в осуществлении функций городского самоуправления.

Статья 76. Виды иных форм участия населения района в осуществлении городского самоуправления.

Статья 77. Народная правотворческая инициатива.

Статья 78. Митинги, демонстрации.

Статья 79. Опросы общественного мнения.

Статья 80. Обращения (петиции) граждан.

Статья 81. Право жителей на участие в работе органов городского самоуправления и информацию об их работе.

Глава 16. Территориальное общественное самоуправление.

Статья 82. Система территориального общественного самоуправления.

Статья 83. Компетенция органов территориального общественного самоуправления.

Статья 84. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами городского самоуправления.

Статья 85. Расход на содержание органов территориального общественного самоуправления.

Раздел V. Воспитание, образование, наука и культура, социальная защита, здоровье населения и окружающая среда.

Глава 17. Основы осуществления местного самоуправления в области воспитания, образования, науки и культуры, социальной защиты, здоровья населения и окружающей среды.

Статья 86. Политика в сфере воспитания, образования, науки и культуры.

Статья 87. Идеологическое и политическое многообразие.

Статья 88. О вероисповедании.

Статья 89. Право граждан на социальную защиту, охрану здоровья и окружающей природной среды.

Статья 90. Политика в сфере социальной защиты населения, охраны здоровья и окружающей природной среды.

Раздел VI. Заключительное положение.

Глава 18. Порядок принятия изменения Устава района.

Статья 91. Порядок принятия и вступления в силу Устава района.

Статья 92. Дополнения и изменения в Устав района.

УСТАВ ТАРСКОГО РАЙОНА

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Устав района является основным нормативным актом, регулирующим организацию и осуществление самоуправления населения на территории Тарского района.

Устав района регистрируется Законодательным Собранием Омской в месячный срок с момента поступления необходимых для регистрации документов.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. РАЙОН И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

Статья 1. Статус района

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории района, сельских поселениях и других территориях с учетом исторических, национальных, социально-этнических и иных местных традиций.

2. Тарский район образован
в 1929 году, входит в состав Омской области, районный центр - г. Тара.

3. Земли в границах района независимо от форм собственности и назначения составляют территорию района.

4. Система землепользования в районе основана на праве собственности. Основными видами собственности являются государственная, муниципальная и частная.

5. Границы территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются в соответствии с областным законодательством об административно-территориальном устройстве и закрепляется настоящим Уставом.

6. Границы территорий района не могут быть изменены без учета мнения населения, выраженного на референдуме. Границы территорий района не могут быть изменены, если против такого изменения высказались 50 и более процентов граждан, принявших участие в референдуме.

7. Описание и план границ района прилагаются к настоящему Уставу и являются неотъемлемой частью.

Статья 2. Символы района

1. Тарский район имеет свою собственную символику, отражающую историческую, культурную, социально-экономическую, национальную и иные особенности населения.

2. Положение о символике района принимается городским Советом.

Статья 3. Земли района

1. Все земли в пределах района и находящиеся в муниципальной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления района при соблюдении прав собственников на землю и законных пользователей земельных участков. По отношению к землям, расположенным на территории района и находящимся не в муниципальной собственности, органы районного самоуправления осуществляют контроль за их использованием.

2. Использование земель осуществляется в соответствии с планом земельно - хозяйственного устройства, разрабатываемого на основе генерального плана района. Разделение земельного фонда по видам собственности устанавливается законом.

Статья 4. Административно-территориальное деление района

1. Территория района разделена на 21 сельскую администрацию: Атирская, Больше-Туралинская, Васисская, Вставская, Егоровская, Екатерининская, Ермаковская, Заливинская, Имшегальская, Литковская, Ложниковская, Мартюшевская, Междуреченская, Нагорно-Ивановская, Орловская, Пологрудовская, Самсоновская, Соускановская, Усть-Тарская, Чекрушанская, Черняевская и г. Тару. Границы районного
центра и сельских администраций зафиксированы в плане района. В состав города Тара входят присоединенные поселки: Аэропорт и пригородное лесничество (лесхоз).

2. Решение об образовании, упразднении, объединении, наименовании, установлении границ сельских администраций принимается городским Советом по представлению главы городского самоуправления с учетом мнения части населения, интересы которого будут затрагиваться.

3. В составе территории района, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения. Границы территорий органов общественного самоуправления устанавливаются в порядке, предусмотренном Советом.

4. Определение границ сельских администраций производится решением городского Совета с учетом мнения населения, экономико-географических и демографических особенностей территории и исторических традиций района, а также с учетом целостности землепользования. Границы сельских администраций в соответствии с этим решением фиксируются в плане города.

Статья 5. Население района

1. Население района составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории района.

2. Избирательным правом (правом избирать или быть избранными в органы городского самоуправления) обладают достигшие 18 лет на день выборов граждане Российской Федерации постоянно или преимущественно проживающие в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в жилом помещении на территории района, если иное не установлено законодательством.

Правила регистрации граждан, проживающих в районе, и их снятия с регистрационного учета, осуществляются в соответствии с федеральными и областными законами.

Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ГОРОДСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 6. Городское самоуправление

1. Местное самоуправление в районе - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения района по решению непосредственно или через органы городского самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций.

2. Субъектом городского самоуправления является население района.

Статья 7. Правовая основа и принципы городского самоуправления

1. Правовую основу городского самоуправления составляют:

- Конституция Российской Федерации,

- Закон Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“,

- другие федеральные законы,

- Устав Омской области,

- Закон “О местном самоуправлении в Омской области“,

- другие законы Омской области,

- настоящий Устав,

- нормативные акты органов городского самоуправления.

2. Городское самоуправление осуществляется на основе принципов:

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина,

- государственных гарантии местного самоуправления,

- законности,

- гласности,

- самостоятельности городского самоуправления в пределах собственных полномочии, в том числе финансовой и экономической,

- выборности и отчетности органов городского самоуправления, ответственности органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением района за решение задач социально-экономического развития района,

- взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций,

- признания за населением района полномочий по решению вопросов местного значения.

Статья 8. Право населения района на участие в городском самоуправлении

1. Житель района имеет право участвовать в городском самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Право на участие в городском самоуправлении реализуется посредством:

- участия в районных референдумах, опросах, собраниях, сходках и конференциях граждан по месту жительства, митингах, демонстрациях и других формах прямого волеизъявления,

- участия в выборах органов городского самоуправления,

- избрания в органы городского самоуправления,

- равного доступа к муниципальной службе,

- получения полной и объективной информации о деятельности органов городского самоуправления,

- выступления в средствах массовой информации по вопросам городского самоуправления,

- судебной защиты участия в городском самоуправлении,

- получения ответов на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы городского самоуправления.

Статья 9. Функции городского самоуправления в
реализации прав и свобод граждан

1. Приоритетными направлениями органов городского самоуправления являются создание для населения района благоприятной среды обитания, повышение благосостояния, охрана здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.

2. Обеспечение в районе прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации, принадлежит к числу основных функций органов городского самоуправления.

3. Органы городского самоуправления регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития района и его отдельных территорий, о работе в сельскохозяйственном производстве, жилищном строительстве, развитии сети социально-культурных и других учреждений и служб, представляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка. В этих целях используются средства массовой информации.

4. Органы городского самоуправления организуют прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступивших обращений граждан.

Глава 3. ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

Статья 10. Органы городского самоуправления

1. Представительным органом населения района является городской Совет.

2. Исполнительным органом городского самоуправления является городская администрация, возглавляемая главой городского самоуправления.

3. Глава городского самоуправления является высшим должностным лицом городского самоуправления, избирается на должность населением района.

Статья 11. Вопросы местного значения, относящиеся к ведению органов городского самоуправления

1. Основными вопросами местного значения являются:

1) Принятие Устава района, внесение в него изменений и контроль за его соблюдением,

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью,

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения,

4) комплексное социально-экономическое развитые района,

5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений,

6) организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений,

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждении здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения,

8) охрана общественного порядка, организация
и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью,

9) регулирование планировки и застройки территорий района,

10) создание условий жилищного и социально-культурного строительства,

11) контроль за использованием земель на территории района,

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения,

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-газо-, тепло- и водоснабжения и канализации,

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом,

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог районного значения,

16) благоустройство и озеленение территории района и населенных пунктов,

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов,

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения,

19) организация и содержание муниципальных архивов,

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи,

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания,

22) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений культуры, создание условий для деятельности учреждений культуры,

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности,

24) создание условий для деятельности средств массовой информации района,

25) создание условий для развития физической культуры и спорта в районе,

26) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения,

27) участие в охране окружающей среды на территории района,

2) обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы.

3) иные вопросы в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Органы городского самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Омской области. К вопросам местного значения могут быть отнесены:

1) отдельные государственные полномочия, возложенные на органы городского самоуправления законом,

2) государственные полномочия, переданные органами государственной власти на договорной основе,

3) полномочия, переданные другими органами местного самоуправления на договорной основе,

4) полномочия, переданные населением
района, иными гражданами и юридическими лицами.

3. Наделение органов городского самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами Омской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

4. Органы городского самоуправления оказывают содействие предприятиям, организациям и учреждениям не находящимся на районном бюджете.

Статья 12. Схема управления районом

Схема управления районом разрабатывается городской администрацией с учетом численности населения, исторических, социально-экономических и географических особенностей, административно-территориального деления в соответствии с федеральным и областным законодательством и утверждается главой городского самоуправления.

Статья 13. Органы городского самоуправления - юридические лица

Тарская городская администрация и городской Совет являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь печати, штампы, бланки с собственной символикой, расчетные, валютные и другие счета в банковских учреждениях.

Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ

ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 14. Экономическая основа городского самоуправления

1. Экономическую основу городского самоуправления составляют природные ресурсы в пределах районной черты (земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир), районная (муниципальная) собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления, местные финансы, иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения района.

2. Органы городского самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их организации и ликвидации.

Статья 15. Районная (муниципальная) собственность

1. Районная (муниципальная) собственность является достоянием населения района.

2. В состав районной (муниципальной) собственности входят средства бюджета района, районных внебюджетных и валютных фондов, имущество органов городского самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, объекты инженерной инфраструктуры, другое движимое и недвижимое имущество.

3. Органы государственной власти Омской области передают в муниципальную собственность района объекты, находящиеся в государственной собственности области, необходимые для решения вопросов местного значения в соответствии с разграничением полномочий между Омской областью и районом. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

4. Средства районного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют районную казну.

5. Районная (муниципальная) собственность на землю формируется путем безвозмездной передачи органами государственной власти Российской Федерации и Омской области государственных земель, находящихся в границах территории, подведомственной органам городского самоуправления, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

6. От имени населения района права собственника осуществляет представительный орган городского самоуправления.

Статья 16. Управление и распоряжение районной собственностью

1. Управление и распоряжение муниципальной районной собственностью осуществляет администрация в порядке, установленном городским Советом и действующим законодательством.

2. Не могут быть отчуждены здания и сооружения, занимаемые органами городского самоуправления.

3. Органы городского самоуправления в соответствии с законом вправе предъявить объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, самостоятельно определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

4. Органы городского самоуправления в соответствии с законом и настоящим Уставом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах района.

5. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяется городским Советом самостоятельно. Доходы от приватизации поступают в полном объеме в местный бюджет.

Статья 17. Муниципальное унитарное предприятие

1. Муниципальным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней органами городского самоуправления имущество. Имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

2. Имущество, являющееся муниципальной районной собственностью, закрепляется за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.

3. Имущество муниципального унитарного предприятия образуется за счет ассигновании бюджета района, полученных доходов, других законных источников.

4. Муниципальное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Муниципальное унитарное предприятие не отвечает по обязательствам учредителя.

Статья 18. Муниципальное учреждение

1. Муниципальным является учреждение, функционирующее на основе районной собственности, выполняющее социальные и иные функции для нужд населения района и финансируемое за счет средств местного бюджета района.

2. Имущество, являющееся муниципальной районной собственностью, закрепляется за муниципальным учреждением на праве оперативного управления.

Статья 19. Взаимоотношение органов городского самоуправления с предприятиями и учреждениями находящимися в муниципальной районной собственности

Администрация района учреждает муниципальные предприятия, учреждения, утверждает их уставы, назначает и увольняет их руководителей, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги) в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом, принимает решения о ликвидации, реорганизации в соответствии с порядком, установленном городским Советом.

Статья 20. Взаимоотношение органов городского самоуправления с предприятиями и учреждениями не находящимися в муниципальной районной собственности

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов городского самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы городского самоуправления определяют участие предприятии, учреждении и организации в комплексном социально-экономическом развитии территории.

3. Условия использования месторождении полезных ископаемых и иных природных ресурсов, находящихся на территории района, определяется городским Советом в соответствии с федеральным и областным законодательством.

4. Органы городского самоуправления координируют участие предприятии. учреждении и организации в комплексном социально-экономическом развитии территории.

Статья 21. Муниципальный заказ

Городская администрация вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения района, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Статья 22. Внешнеэкономическая деятельность органов городского самоуправления

1. Органы городского самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность

2. Городская администрация вправе:

заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся в ее распоряжении валютных средств и на иной основе,

создавать совместные предприятия по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг населению, а также участвовать в создании других предприятий,

создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказывать предприятиям помощь в развитии экспортных возможностей.

Статья 23. Финансовые ресурсы городского самоуправления

1. Финансовые ресурсы района состоят из средств бюджета района. внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитных ресурсов, дотаций и субвенций от органов государственной власти, а также средств органов территориального общественного самоуправления.

2. Финансовые ресурсы района могут объединяться на договорной основе с областными финансовыми ресурсами, а также с финансовыми ресурсами других муниципальных образований в целях совместного финансирования районных и региональных программ и проектов.

3. Исполнение бюджета района и обслуживание средств внебюджетных фондов, организация финансирования районных программ и проектов осуществляется муниципальным и уполномоченными (доверенными) банками в порядке, установленном городским советом. Перечень уполномоченных (доверенных) банков утверждается городским советом по представлению главы городского самоуправления.

Статья 24. Бюджет района и его структура

1. Район имеет самостоятельный единый бюджет.

2. Бюджет района состоит из муниципального бюджета и бюджета развития.

3. Бюджет района содержит сметы текущих доходов и расходов района. Доходы бюджета района складываются из доходов по закрепленным доходным источникам, поступлений от местных налогов и сборов. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства района, учреждений образования, здравоохранения, науки, культуры, физкультуры и спорта, социальную поддержку населения, содержания районного транспорта и другие расходы не входящие в бюджет развития.

4. К бюджету развития относятся ассигнования на инвестиционную и инновационную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие района, иные расходы на расширенное воспроизводство.

5. В бюджете района в качестве составной части предусматриваются расходы сельских территорий и города Тары, устанавливается перечень закрепленных за сельскими территориями и городом источников дохода и дотаций.

Статья 25. Финансовый год

Финансовым годом является календарный“год.

Статья 26. Доходы и расходы бюджета района

1. В доход бюджета района зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Омской области, установленными законами Российской Федерации и Омской области, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам городского самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотереи, часть прибыли муниципальных предприятии, учреждении и организации, дотации, субсидии, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов городского самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов городского самоуправления.

2. Органы городского самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами бюджета района. Сумма превышения доходов над расходами бюджета района по результатам отчетного года не подлежит изъятию, остается в распоряжении органов городского самоуправления и используется по их усмотрению.

3. Органы городского самоуправления могут вкладывать свободные средства в хозяйственные мероприятия, в акции, ценные бумаги, а также представлять в установленном порядке процентные и беспроцентные займы.

4. В бюджете района предусматриваются суммы, необходимые для возврата полученных ссуд, долгов и оплаты по ним процентов.

5. В доходной и расходной части бюджета района раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами городского самоуправления отдельных федеральных полномочии, полномочий Омской области.

6. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов городского самоуправления, возникающие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Омской области, компенсируются органами, принявшими эти решения. Решения органов государственной власти, влекущее за собой дополнительные расходы органов городского самоуправления, реализуются органами городского самоуправления в пределах переданных в качестве компенсации средств.

Статья 27. Внебюджетные и валютные фонды

1. Городской Совет вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Городской Совет вправе принимать решение об образовании внебюджетных и валютных фондов в соответствии с федеральным и областным законодательством.

3. Средства внебюджетных и валютных фондов хранятся на специальных счетах в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и используются городской администрацией самостоятельно в соответствии с положениями об указанных фондах, принимаемых городским Советом.

Статья 28. Бюджетный процесс

1. Бюджетный процесс - деятельность органов городского самоуправления по составлению, рассмотрению, исполнению бюджета района, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.

2. Порядок и условия представления проекта бюджета городскому Совету, рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета и уточнение его в ходе исполнения устанавливаются Положением о бюджетном процессе, утвержденным городским Советом на основе законодательства.

Статья 29. Районные налоги, сборы и иные платежи

1. Районные налоги, сборы и иные платежи, а также льготы по их уплате устанавливаются городским Советом самостоятельно.

2. Городской Совет, с учетом мнения населения, может предусматривать разовое, добровольное внесение жителями района средств для финансирования решения вопросов местного значения.

3. Органы городского самоуправления в соответствии с законодательством получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории района.

Статья 30. Экономическая свобода и равноправие форм собственности

1. Тарский район является, частью единого экономического пространства Омской области как субъекта Российской Федерации и гарантирует на своей территории свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.

2. В Тарском районе равным образом признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.

Статья 31. Гарантии свободы экономической деятельности

1. В Тарском районе гарантируется право граждан на свободное использование их способностей и собственности для осуществления в соответствии с существующими законами любых форм и видов предпринимательской деятельности, создание условий, стимулирующих деловую активность населения, обеспечивается экономическая свобода и конкуренция.

2. Органы исполнительной власти района и органы местного самоуправления не вправе устанавливать не предусмотренные существующими законами ограничения для предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц.

Статья 32. Поддержка предпринимательства в социально значимых сферах деятельности и защита прав потребителей

1. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с существующими законами осуществляют поддержку и стимулируют предпринимательство в социально значимых сферах деятельности путем закрепления соответствующих приоритетов в районной финансовой, бюджетной и налоговой политике и предоставления режима преимуществ для предприятий, осуществляющих деятельность по производству товаров, работ и услуг в Тарском районе.

2. В Тарском районе защищаются интересы потребителей и поддерживается общественная деятельность по защите их прав.

Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Статья 33. Основание ответственности

Органы городского самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 34. Ответственность перед населением

1. Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц перед населением наступает в результате утраты доверия населения.

2. Полномочия Совета прекращаются досрочно в случаях:

выражения населением недоверия Совету в результате проведения районного референдума,

отрицательного результата районного референдума о досрочном прекращении полномочий главы городского самоуправления, проведенного по инициативе Совета.

3. В этих случаях городской Совет принимает решение о самороспуске либо Совет распускает глава городского самоуправления и назначает повторные выборы не позднее 3 месяцев со дня прекращения полномочий Совета.

4. Полномочия главы городского самоуправления прекращаются в случаях:

выражения населением недоверия главе городского самоуправления по итогам проведения районного референдума,

отрицательного результата районного референдума о досрочном прекращении полномочий городского Совета, проведенного по инициативе главы городского самоуправления.

5. В этих случаях глава городского самоуправления принимает решение о добровольной отставке либо городской Совет освобождает главу самоуправления от должности своим решением и назначает повторные выборы главы городского самоуправления населением в порядке, установленном законодательством Омской области и настоящим Уставом.

6. В случае выражения недоверия населением района одновременно городскому Совету и главе городского самоуправления Законодательное Собрание области назначает день выборов в указанные органы городского самоуправления. Полномочия городского Совета и главы городского самоуправления прекращаются в день начала работы новых органов.

7. Порядок проведения районного референдума определяется законом Омской области и настоящим Уставом.

Статья 35 Ответственность перед государством

1. Ответственность органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Омской области, законов Омской области, Устава района.

2. Органы городского самоуправления и должностные лица городского самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочии в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Статья 36. Ответственность перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами наступает в соответствии с федеральными законами, законами области и настоящим Уставом.

Статья 37. Административный контроль

Администрация Омской области осуществляет контроль за законностью деятельности исполнительных органов местного самоуправления (административный контроль). Формы и методы административного контроля устанавливаются законодательством и иными правовыми актами органов государственной власти Омской области.

Статья 38. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов городского самоуправления и их должностных лиц

Решения, принятые путем прямого волеизъявления (референдум, собрание, сход), решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Глава 6. ГАРАНТИИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 39. Обязательность решений, принятых на районном референдуме, решений органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления

1. Решения принятые путем прямого волеизъявления граждан на районном референдуме, решения городского Совета, главы городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также всеми органами городского самоуправления и гражданами.

2. Решения органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

3. Неисполнение или не надлежащее исполнение решении принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления влекут за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Омской области.

Статья 40. Рассмотрение обращений органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления

1. Обращения органов городского самоуправления и должностных лиц и государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями подлежит обязательному рассмотрению теми государственными органами, которым эти обращения направлены.

2. Споры и конфликты между органами государственной власти и органами местного самоуправления разрешаются посредством проведения согласительных процедур или в судебном порядке.

3. Городской Совет и глава городского самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Омской области.

Статья 41. Судебная защита городского самоуправления

Граждане, проживающие на территории района, органы городского самоуправления и должностные лица городского самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права городского самоуправления актов государственной власти и государственных должностных лиц, органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, предприятии, организации, а также общественных объединений.

Раздел II. ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

(представительный орган городского самоуправления)

Глава 7. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

И РАБОТЫ ГОРОДСКОГО СОВЕТА

Статья 42. Правовой статус Тарского городского Совета

1. Тарский городской Совет (далее - Совет) - выборный, коллегиальный, представительный орган городского самоуправления.

2. Совет является юридическим лицом, имеет свою печать и штампы. Структура аппарата Совета, штатное расписание и схема расходов на содержание Совета утверждается Советом самостоятельно.

3. Совет может выступать учредителем и соучредителем средств массовой информации.

Статья 43. Городской Совет. Порядок его работы

1. Городской Совет - состоит из 15 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

2. Основными функциями городского Совета являются:

а) правотворчество - разработка, принятие и изменение решении по вопросам организации местного самоуправления, утверждение местного бюджета, местных налогов и сборов, программ, планов по экономическим, финансовым, социальным и иным вопросам местного значения,

б) контроль за исполнением принятых Советом правовых актов, за соблюдением законов, иных нормативных актов органов государственной власти на территории района; за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах своей компетенции.

3. Численность городского Совета не может быть изменена в течение текущего созыва.

4. Городской Совет избирается гражданами Российской Федерации, являющимися жителями Тарского района и право на участие в местном самоуправлении, достигшими на день выборов 18-летнего возраста.

5. Статус депутата городского Совета определяется областным законом.

6. Срок полномочий городского Совета составляет четыре года. Совет текущего созыва не может изменять срок своих полномочий.

7. Представительный орган является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 депутатов от установленной численности.

8. Городской Совет осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке.

9. Городской Совет осуществляет свою деятельность в форме заседаний (сессий). Сессия Совета состоит из заседаний, а также проводимых в период между ними заседании комиссий представительного органа Порядок созыва и проведения заседаний (сессий) Совета, продолжительность заседаний (сессий), основания для созыва внеочередных заседаний (сессий) устанавливается регламентом Совета.

10. Первое заседание (сессия) Совета нового созыва созывается не позднее чем в трехнедельный срок после избрания числа депутатов, необходимого для признания Совета правомочным, соответствующей избирательной комиссией либо инициативной группой из числа избранных депутатов.

11. Порядок выборов депутатов Совета устанавливается областным законом.

Статья 44. Депутат городского Совета

1. Депутатом городского Совета может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом и достигшим ко дню выборов 18 лет и являющийся жителем Тарского района.

2. Депутату Совета гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиты прав, чести и достоинства. Статус депутата Совета устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, законами Омской Области.

3. Депутат Совета ведет работу на постоянной и непостоянной основе. Возмещение депутатом Совета среднего заработка за время их участия в заседаниях Совета, выполнения поручении Совета, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется из средств местного бюджета в порядке, установленном законодательством.

4. В случае выбытия, досрочного прекращения полномочии депутата Советом назначаются выборы нового депутата по соответствующему избирательному округу так, чтобы выборы нового депутата состоялись не позднее чем через 6 месяцев после появления вакансии. Выборы могут не проводится, если до прекращения срока полномочии Совета осталось менее одного года и Совет обладает необходимым кворумом для принятия решений.

Статья 45. Структура Тарского городского Совета

1. Совет самостоятельно определяет свою структуру.

2. Председателем городского Совета является глава районной администрации, избранный на основе всеобщего равного прямого тайного голосования жителями района.

3. Из числа депутатов Совета формируются постоянные комиссии по отдельным направлениям деятельности с соответствующими функциями.

а) Мандатная и по депутатской этике.

б) По вопросам финансово-экономической деятельности.

в) По социальным вопросам.

г) По организационным вопросам.

4. Полномочия постоянных комиссий и порядок их деятельности устанавливаются Регламентом.

5. Для решения отдельных вопросов, относящихся к ведению городского Совета, Совет может создавать временные комиссии и рабочие группы, привлекать к работе необходимых специалистов,

6. Смета расходов на содержание Совета утверждается решением Совета и включается отдельной статьей в бюджет района.

Статья 46. Вопросы, решаемые исключительно на заседании (сессии) городского Совета

1. В исключительном ведении Совета находятся:

- изменение Устава района;

- принятие обязательных правил на территории района;

- утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития района, утверждение отчетов об их выполнении;

- установление и отмена местных налогов и сборов и льгот по ним;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия Совета;

- утверждение программы приватизации муниципального имущества;

- определение правил пользования природными ресурсами на территории района;

- определение в соответствии с земельным законодательством порядка представления и изъятия земельных участков;

- решение в соответствии с законодательством вопросов административно - территориального устройства в районе, установления и изменения границ, территории, в которых осуществляется местное самоуправление;

- утверждение генерального плана развития района, правил его застройки, перспективных градостроительных программ,

- установление цен и тарифов на товары и услуги производимые и оказываемые муниципальными предприятиями населению района;

- объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или иную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и пользования;

- принятие решений о порядке передачи отдельных полномочий, объектов и финансовых ресурсов образованным на территории района органам территориального общественного самоуправления;

- досрочное прекращение полномочий депутатов, защита прав депутатов, лишение депутатской неприкосновенности в случаях, предусмотренных законодательством.

2. Совет рассматривает иные вопросы, отнесенные действующим законодательством и настоящим Уставом к компетенции представительного органа местного самоуправления или переданные на рассмотрение главой городского самоуправления.

Статья 47. Правовые акты городского Совета

1. Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, постановления, резолюции, заявления, обращения.

2. Все решения Совет принимает в коллегиальном порядке.

3. Правом внесения проектов правовых актов в Совет обладают депутаты Совета, глава городского самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, население в порядке правотворческой инициативы и в соответствии с настоящим Уставом.

4. Проекты правовых актов, внесенные в установленном порядке в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на заседании с участием инициатора проекта.

5. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции и в соответствие с действующим законодательством и настоящим Уставом, обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями на территории района. Правовые акты Совета могут быть отменены только в судебном порядке либо решением Совета по своей инициативе или протесту прокурора.

6. Решения принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, избранных в Совет. Дополнения и изменения в решения принимаются в том же порядке. Решения могут быть приняты поименным голосованием, в этом случае решение должно быть опубликовано в обязательном порядке.

7. Решения нормативного характера, затрагивающие права, интересы населения района, публикуются в районной газете и вступают в силу с момента опубликования, если иное не оговорено в акте.

8. Правовые акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу и законам области, Уставу района.

9. Правовые акты по вопросам принятия районного Устава или внесения в него поправок и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в городской Совет.

Раздел III. ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

(исполнительный орган городского самоуправления)

Глава 8. ГЛАВА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 48. Правовой статус главы городского самоуправления

1. Глава городского самоуправления (глава администрации) - высшее должностное лицо городского самоуправления, наделенное населением района полномочиями по осуществлению распорядительных, исполнительных и контрольных функций городского самоуправления.

2. Глава городского самоуправления представляет район во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление районными делами, обеспечивает выполнение решений городского Совета.

3. Глава городского самоуправления избирается на четыре года жителями района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием.

4. Глава администрации района на территории Тарского района пользуется неприкосновенностью в течение всего срока полномочий.

5. Материальные, социальные и иные гарантии деятельности главы городского самоуправления устанавливаются федеральными и областными законами.

6. Глава городского самоуправления не является депутатом представительного органа, а занимает должность председателя представительного органа в силу избрания его главой местного самоуправления. Глава местного самоуправления имеет решающий голос в случае, если мри голосовании в городском Совете голоса депутатов разделились на две равные части и решение иным образом не может быть принято.

7. Все исполнительные органы района находятся в подчинении главы городского самоуправления, а их руководители подотчетны ему и перед ним ответственны за свою деятельность.

Статья 49. Полномочия главы городского самоуправления

1. Глава городского самоуправления обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов управления районом, по руководству органами городского самоуправления, по осуществлению контроля, за исключением полномочий, относящихся к компетенции городского Совета.

2. Осуществляя функции городского самоуправления, глава городского самоуправления, в частности:

- выступает официальным представителем населения района в Российской Федерации и за рубежом;

- обеспечивает выполнение на территории местного самоуправления федерального и областного законодательства, решений соответствующего представительного органа, а также собственных актов;

- руководит деятельностью городской администрации в том числе и сельскими администрациями, разрабатывает и утверждает их структуру, определяет штаты, организует работу с кадрами;

- утверждает схему управления районом;

- назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц администрации, а также руководителей муниципальных и унитарных предприятий, учреждений в порядке установленном городским Советом;

- отменяет при необходимости акты руководителей органов и городской администрации;

- заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;

- распоряжается средствами районного бюджета, внебюджетными и валютными фондами, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы, располагает полномочиями на получение кредитов в банках и иных кредитных учреждениях, выступает в качестве поручителя с заключением соответствующих договоров по кредитным обязательствам муниципальных предприятий, организаций и других юридических лиц;

- вносит в городской Совет проект районного бюджета, представляет отчет о его выполнении;

- управляет муниципальной собственностью;

- руководит деятельностью муниципальных органов внутренних дел, пожарной охраны;

- признает жилые дома (помещения) непригодными для постоянного проживания в установленном порядке;

- организует в соответствии с законодательством торговое и бытовое обслуживание населения;

- подписывает и обнародует (публикует) решения городского Совета;

- представляет городскому Совету ежегодный отчет о деятельности органов городского самоуправления;

- организует прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

- рассматривает и учитывает в деятельности местной администрации предложения органов территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;

- представляет интересы населения и соответствующего органа местного самоуправления, принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах власти и управления;

- применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников органов и структурных подразделений органов городского самоуправления;

- оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов, референдумов и иных избирательных мероприятий;

- принимает решения в соответствии с законодательством об образовании и составе специальных комиссий: административной, наблюдательной, по делам несовершеннолетних, по охране памятников истории и культуры и иных, осуществляет общее руководство их работой, вносит проекты положений о комиссиях в случае, если они установлены законодательством или правовыми нормативными актами;

- выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и решениями городского Совета.

Статья 50. Правовые акты главы городского самоуправления

1. Глава городского самоуправления по вопросам, отнесенным к его ведению, издает постановления и распоряжения.

2. Постановления издаются по вопросам нормативного характера.

3. Распоряжения издаются по вопросам правоприменения и организации деятельности городской администрации.

4. Акты главы городского самоуправления не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу и законам Омской области, настоящему Уставу и правовым актам, принятым городским Советом.

5. Нормативные акты главы городского самоуправления, затрагивающие права , свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования, если в акте не оговорен иной срок вступления акта в силу.

6. Иные акты главы городского самоуправления вступают в силу с момента подписания, если иное не оговорено в акте.

Статья 51. Прекращение исполнения полномочий главой городского самоуправления

1. Исполнение полномочий главой городского самоуправления прекращается в случаях:

- вступления в должность вновь избранного главы городского самоуправления;

- удовлетворения письменного заявления об отставке;

- утраты гражданства Российской Федерации;

- невозможности исполнять должностные обязанности по состоянию здоровья;

- смерти, признания судом безвестно отсутствующим либо объявления умершим;

- вступление в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;

- предусмотренных частью 4 статьи 30 настоящего Устава.

2. Глава городского самоуправления вправе подать в отставку, написав письменное заявление в городской Совет. В случае принятия городским Советом отставки главы городского самоуправления, его полномочия прекращаются с указанной городским Советом даты. В случае непринятия городским Советом отставки главы городского самоуправления, он вправе сложить свои полномочия по истечении 2 месяцев после подачи заявления.

3. Решение городского Совета о прекращении исполнения полномочий главой городского самоуправления может быть принято на основании заключения медицинской комиссии о невозможности исполнения главой городского самоуправления своих обязанностей по состоянию здоровья. Состав медицинской комиссии утверждается городским Советом.

4. Решение о прекращении исполнения полномочий главы городского самоуправления в случае смерти, признания судом безвестно отсутствующим либо объявления умершим, принимается районным Советом на основании свидетельства о смерти главы городского самоуправления, решении суда о признании главы городского самоуправления безвестно отсутствующим либо объявления умершим. Обязанности главы городского самоуправления до принятия указанных решений судом возлагается на первого заместителя главы городского самоуправления.

5. Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы городского самоуправления является основанием для принятия городским Советом решения о прекращении исполнения главой городского самоуправления своих полномочий.

Статья 52. Приостановление полномочий главы городского самоуправления

1. Полномочия главы городского самоуправления могут быть приостановлены городским Советом только на основании предъявленного ему обвинения в совершении преступления.

2. Полномочия главы городского самоуправления приостанавливаются до решения судом вопроса о его виновности и возобновляются с момента вынесения судом оправдательного приговора.

3. Решение городского Совета о приостановлении полномочий главы городского самоуправления может быть принято большинством, не менее двух третей голосов от общего числа депутатов городского Совета.

4. В случае прекращения исполнения полномочий главой городского самоуправления или их приостановления, обязанности главы районной администрации возлагаются на первого заместителя главы районной администрации, а обязанности председателя городского Совета на председателя одной из комиссий.

Глава 9. ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Статья 53. Городская администрация в системе городского самоуправления

1. Городская администрация (далее - администрация) является исполнительным органом городского самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, решений городского Совета, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения района и отдельных граждан, органов городского самоуправления.

2. Администрация действует под непосредственным руководством главы городского самоуправления.

3. Структура администрации определяется главой городского самоуправления.

Статья 54. Должностные лица администрации

1. Должностными лицами администрации являются заместители главы городской администрации, руководители и заместители органов и структурных подразделений городской администрации, а также муниципальные служащие, выполняющие властные, организационно-распорядительные, управленческие функции по отношению к муниципальной собственности, работникам администрации, муниципальным предприятиям и учреждениям. Перечень должностных лиц утверждается главой городского самоуправления.

Статья 55. Заместители главы городского самоуправления

1. Первый заместитель главы городской администрации исполняет обязанности главы городской администрации в период отсутствия последнего либо при невозможности выполнения им своих обязанностей.

2. Заместители главы городской администрации осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей, выполняют поручения главы городской администрации.

Статья 56. Органы администраци“

1. Органы администрации: комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения образуются для реализации полномочий администрации.

2. Перечень органов администрации определяется главой городского самоуправления.

3. Органы администрации могут наделяться правами юридического лица в установленном законом порядке.

4. Деятельность органов администрации финансируется за счет средств городского бюджета. Руководители органов администрации по вопросам своего ведения издают приказы, которые могут быть отменены главой городского самоуправления в случае несоответствия законодательству, актам городского Совета или главы городского самоуправления.

Статья 57. Компетенция администрации

1. Администрация и ее органы обладают всей полнотой полномочий по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории район, отнесенных законодательством к компетенции органов городского самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета и главы городского самоуправления.

2. Функции и полномочия органов администрации, а также организация и порядок их деятельности определяются Положением об органах, утвержденными главой городского самоуправления.

Глава 10. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В СЕЛЬСКИХ ОКРУГАХ

Статья 58. Самоуправление в сельских округах

1. Самоуправление в сельских округах осуществляется населением непосредственно в местах своего проживания как через сельские Советы, так и непосредственно.

Система сельского самоуправления включает в себя: общие собрания (сходы), конференции жителей, иные формы непосредственной демократии, сельские Советы.

2. Сельская администрация наделяется правами юридического лица в юридическом порядке. Руководство сельской администрации осуществляется на основе единоначалия главы сельской администрации, назначаемого главой городского самоуправления с учетом мнения населения. В сельских населенных пунктах (исключая центральные) на сходах граждан избирается староста сроком на 4 года.

Статья 59. Выборы сельских Советов

1. Сельский Совет избирается гражданами Российской Федерации, являющимися жителями сельского округа и имеющими право на участие в местном самоуправлении, достигшими на день выборов 18-летнего возраста.

2. Выборы депутатов сельского Совета производятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Порядок проведения выборов в сельские Советы определяется “Положением о выборах в сельские Советы“ разработанным и утвержденным городским Советом в соответствии с федеральным и областная законодательством, и в соответствии с настоящим Уставом.

4. Подготовка и проведение выборов сельских Советов осуществляется открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет местного бюджета. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов сельских Советов, производятся за счет местного бюджета района.

5. Избранными в состав сельского Совета считаются граждане, по лучившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 60. Структура сельской администрации

1. Структура сельской администрации и расходы по ее содержанию определяются главой городского самоуправления.

2. Структурные подразделения сельской администрации находятся в непосредственном и оперативном подчинении главы сельской администрации и осуществляют свою деятельность под методическим руководством соответствующих лиц аппарата городской администрации.

Статья 61. Компетенция сельской администрации

1. Сельская администрация, как структурное подразделение городской администрации общей компетенции, осуществляет полномочия, закрепленные настоящим Уставом, правовыми актами главы городского самоуправления и нормативно - правовыми актами городского Совета.

2. Сельская администрация:

- разрабатывает планы и программы развития территории;

- представляет главе городского самоуправления предложения по проекту бюджета района, информацию о деятельности сельской администрации, расходовании бюджетных средств;

- согласовывает планы застройки сельских населенных пунктов;

- ведет контроль за землепользованием, застройкой сел, архитектурно - художественным состоянием здании, сооружении;

- организует работу по благоустройству и зеленому строительству, санитарному содержанию территории;

- оказывает помощь гражданам, нуждающимся в социальной защите;

- управляет муниципальным имуществом, находящимся на сельской территории в пределах, определяемых главой городского самоуправления;

- организует охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями;

- содействует созданию на своей территории предприятии различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, в создании крестьянских хозяйств;

- заключает с предприятиями, акционерными обществами договор о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии территории;

- осуществляет иные полномочия, закрепленные законодательством и актами городского Совета, главы городского самоуправления;

- содействует развитию предпринимательской деятельности.

Глава 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ ГОРОДСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 62. Правовая регламентация муниципальной службы

Порядок прохождения муниципальной службы регламентируется:

- Законом РФ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“;

- Федеральным законом о муниципальной службе;

- Кодексом законов о труде Российской Федерации;

- другими законами Российской Федерации;

- законами Омской области:

- Положением о муниципальной службе в органах городского самоуправления, принимаемых городским Советом;

- настоящим Уставом.

Статья 63. Служба в органах городского самоуправления. Категории служащих

1. Муниципальной службой является осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые должности в органах городского самоуправления, муниципальных учреждениях и организациях.

2. Муниципальными служащими признаются лица, зачисленные в штаты органов и структурных подразделений городского Совета и городской администрации как на полную ставку, так и часть ставки.

3. В состав муниципальных служащих входят:

- руководящие работники (должностные лица) - глава городского самоуправления и его заместители,

- главы сельских администраций и их заместители;

- председатели комитетов и их заместители;

- начальники управления и их заместители;

- заведующие (начальники) отделов и их заместители;

- специалисты: консультанты, специалисты всех категорий, помощники руководителей, инспекторы, инструкторы, инженеры;

Статья 64. Порядок замещения должностей руководителей

1. Должность главы городского самоуправления замещается путем выборов. В случае досрочного прекращения полномочий главы городского самоуправления функции высшего должностного лица городской администрации переходят к его первому заместителю со времени прекращения полномочий и осуществляется им до вступления в должность нового главы городского самоуправления.

2. Заместители главы городского самоуправления, руководители комитетов, управлений, отделов других самостоятельных подразделений и служб городского самоуправления назначаются главой городского самоуправления самостоятельно.

Статья 65. Порядок замещения иных категорий служащих

1. Специалисты органов городской администрации назначаются руководителями этих органов.

2. Сотрудники городской администрации, относящиеся к техническому персоналу, назначаются и смещаются руководителями органов и других самостоятельных подразделений городской администрации.

Статья 66. Аттестация служащих органов городского самоуправления

1. Для определения профессиональной пригодности руководителей и специалистов органов городского самоуправления проводится аттестация.

2. Аттестация служащих администрации проводится в соответствии с порядком установленным законодательством, актами городского Совета и главы городского самоуправления.

3. Аттестации не подлежат служащие, проработавшие в должности менее одного года, а также относящиеся к техническому персоналу.

Раздел IV. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 12. РАЙОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

Статья 67. Районный референдум и его назначение

1. Районным референдумом является голосование жителей, обладающих активным избирательным правом, которое проводится для принятия решении по наиболее важным вопросам районного значения либо для выявления общественного мнения.

2. Решения, принятые путем районного референдума, обязательны для исполнения городским Советом, городской администрацией, предприятиями, учреждениями и организациями района, а также гражданами. Они могут быть отменены и изменены также посредством референдума.

3. Порядок принятия и изменения решении районного референдума устанавливается Уставом района в соответствии с законами Омской области.

4. В районном референдуме имеют право участвовать все граждане, постоянно проживающие на территории района, обладающие избирательными правами. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и на добровольной основе.

5. Голосование на районном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Статья 68. Вопросы, выносимые на районный референдум

1. На районный референдум могут выноситься вопросы:

- организации городского самоуправления;

- одобрения районных программ;

- иные важные вопросы, входящие в компетенцию органов городского самоуправления, кроме отнесенных к исключительной компетенции городского Совета.

2. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на поставленный вопрос.

Статья 69. Порядок назначения референдума

1. Решение о проведении районного референдума принимается городским Советом по собственной инициативе, по инициативе главы городского самоуправления либо по требованию не менее 10 процентов от числа жителей района, обладающих активным избирательным правом.

2. Решение о проведении районного референдума принимается городским Советом большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов.

3. Отказ в назначении референдума может иметь место только в случаях, если предполагаемый вопрос не относится к компетенции городского самоуправления либо по нему не может быть получен однозначный ответ или в связи с нарушением порядка составления обращения граждан о проведении референдума.

Статья 70. Порядок проведения референдума и определение его результатов

1. Порядок проведения референдума, определение его результатов и иные вопросы устанавливаются специальным положением о районном референдуме, принимаемым городским Советом в соответствии с законом.

2. Решение, принятое на районном референдуме, не нуждается в утверждении какими - либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами городского самоуправления.

3. Если для реализации решения, принятого на районном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган городского самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

4. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее 50 процентов избирателей района.

5. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало не менее 50 процентов участвовавших в голосовании.

6. Не могут быть вынесены на референдум вопросы о налогах, бюджете, изменении статуса административно-территориальных образований района.

7. Принятое на районном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Глава 13. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

Статья 71. Выборы депутатов городского Совета

1. Выборы депутатов городского Совета, членов иных выборных органов, выборных должностных лиц осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

2. Порядок проведения выборов депутатов городского Совета определяется законом Омской области и Положением о выборах в городской Совет.

3. Проведение муниципальных выборов гарантируется федеральными органами государственной власти Омской области.

Статья 72. Выборы главы городского самоуправления

1. Выборы главы городского самоуправления осуществляются населением района.

2. Выборы главы городского самоуправления проводятся в соответствии с законодательством на основе прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

Статья 73. Формирование избирательных комиссий

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам Тарского городского Совета и главы городского самоуправления проводятся в соответствии с областным Законом Омской области “О выборах в органы местного самоуправления“.

Глава 14. ОБЩИЕ СОБРАНИЯ (СХОДЫ), КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН

Статья 74. Порядок созыва собраний (сходов) конференций граждан

1. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются представительными органами, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления населения или по инициативе не менее 10 процентов граждан, проживающих на соответствующей территории, по мере необходимости.

2. Дата проведения собрания (схода) или конференции определяется главой исполнительного органа местного самоуправления и не позднее чем за 5 дней доводится до сведения граждан всех населенных пунктов.

3. На собраниях (сходах), конференциях по избранию органов местного самоуправления участвуют граждане, независимо от места постоянного проживания и достигшие 18 лет на день выборов.

4. Участники конференции избираются на собраниях (сходах) по месту жительства не позднее чем за 10 дней до созыва конференции в соответствии с нормами представительства, определенными представительными органами или главой местного самоуправления.

5. Общее собрание (сход), конференция граждан признается правомочным при наличии более 50 процентов (конференция - 2/3 избранных делегатов) жителей.

6. Вопросы повестки дня собрания (схода), конференции определяются инициатором созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан (делегатов).

7. Принятие решения о проведении общерайонной конференции граждан, о представительстве на конференцию и вносимых на рассмотрение вопросах осуществляется городским Советом или главой городского самоуправления.

Статья 74 “а“

1. Общие собрания (сходы) граждан по месту жительства являются формой непосредственного осуществления жителями, постоянно проживающими на территории района, функции территориального общественного самоуправления.

2. Общие собрания (сходы) граждан по месту жительства проводятся по сельским населенным пунктам, домам, улицам жилищного комплекса или иным участкам территории района.

Статья 75. Функции и полномочия общих собраний (сходов), конференции граждан

1. К исключительной компетенции общего собрания (схода), конференции относятся, в случае, если они выполняют функции представительного органа местного самоуправления:

- принятие устава (положения) о местном самоуправлении;

- выборы должностных лиц органов местного самоуправления;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством;

- утверждение местных планов и программ комплексного социально-экономического развития и заслушивание отчетов об их исполнении;

- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц в пределах своей компетенции.

2. Решения, принятые общим собранием (сходом), конференцией в пределах их полномочий, обязательны для исполнения органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на подведомственной территории. Эти решения могут быть изменены или отменены только общим собранием (сходом), конференцией либо в судебном порядке.

3. На собраниях (сходах, конференциях) граждан ведется протокол. Протокол составляется в трех экземплярах, подписывается председателем и секретарем собрания (схода, конференции) м передается в исполнительный орган местного самоуправления для регистрации.

Глава 15. ИНЫЕ ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ

ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 76. Виды иных форм участия населения района в осуществлении городского самоуправления

1. К иным формам участия населения в осуществлении городского самоуправления относятся:

- народная правотворческая инициатива;

- митинги, демонстрации;

- опросы населения;

- обращения (петиции) граждан;

- участие жителей в работе органов городского самоуправления и получение информации о работе этих органов.

2. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами участия населения в осуществлении городского самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении городского самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Статья 77. Народная правотворческая инициатива

1. Правом местной нормотворческой инициативы наделяются инициативные группы жителей района, обладающие избирательным правом.

2. Порядок и процедура сбора подписей под народной инициативой регулируются в соответствии с областным законодательством о выборах в части порядка и процедуры сбора подписей при петиционном порядке выдвижения кандидатов.

3. Число подписей, необходимых для внесения народной инициативы, устанавливается не менее 10 процентов от числа избирателей, принявших участие в последних по времени выборах.

4. Проекты правовых актов нормативного характера, внесенные в органы городского самоуправления в порядке народной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей групп граждан, а результаты их рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 78. Митинги, демонстрации

1. Жители района имеют право в установленном законодательством порядке проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

2. Резолюции митингов, демонстрации, шествий и пикетировании имеют консультативное значение.

Статья 79. Опросы общественного мнения

1. В целях изучения общественного мнения при подготовке важных решений, затрагивающих интересы населения, органы городского самоуправления вправе проводить опросы жителей.

2. Результаты опросов носят консультативный характер.

Статья 80. Обращения (петиции) граждан

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения (петиции) в органы городского самоуправления и к должностным лицам городского самоуправления.

2. Органы и должностные лица городского самоуправления обязаны дать ответ по существу обращении граждан в течение одного месяца. Однако срок может быть продлен в случае необходимости руководителем соответствующего органа.

3. Правила внесения, рассмотрения петиции, ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращении граждан устанавливаются законодательством и решением городского Совета.

Статья 81. Право жителей на участие в работе органов городского самоуправления и информацию об их работе

1. Жители района вправе:

- избирать и быть избранными в органы городского самоуправления;

- знакомиться с правовыми актами органов городского самоуправления, затрагивающими права и свободы граждан, в местах, установленных для приема населения;

- присутствовать на открытых заседаниях городского Совета в порядке, предусмотренном регламентом городского Совета;

- выступать в средствах массовой информации по вопросам городского самоуправления.

2. Подлежит обязательному опубликованию в районной газете содержание проектов планов экономического и социального развития района, районного бюджета, районных программ в целях проведения и обсуждения населением города и использования материалов обслуживания для учета общественного мнения.

Глава 16. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 82. Система территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно в местах своего проживания как через органы территориального общественного самоуправления, так и непосредственно.

2. Система территориального общественного самоуправления включает в себя:

общие собрания (сходы);

конференции жителей, опросы населения, референдум, иные формы непосредственные демократии;

органы территориального общественного самоуправления, сельских - старост в населенных пунктах; советы микрорайонов - в городе (поселке); квартальные комитеты; Советы или комитеты улиц и т.д.

иные органы самоуправления населения по месту жительства.

3. Органы территориального общественного самоуправления могут объединяться в ассоциации в границах территорий, составляющих основу местного самоуправления.

4. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей и по инициативе органов местного самоуправления.

5. Порядок создания и ликвидации органов территориального общественного самоуправления, а также порядок наделения правами юридического лица, срок полномочий и структура определяются Положением об органах территориального общественного самоуправления, утверждаемым городским Советом.

Статья 83. Компетенция органов территориального общественного самоуправления

1. Компетенция органов территориального общественного самоуправления определяется их Положением с учетом полномочий, передаваемых им городским Советом и администрацией.

2. По предложению органов территориального общественного самоуправления органы городского самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.

Статья 84. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами городского самоуправления

1. Органы городского самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий и координируют их деятельность.

2. По согласованию с органами территориального общественного самоуправления органы городского самоуправления вправе делегировать им часть своих полномочий.

Статья 85. Расход на содержание органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления осуществляют свою деятельность за счет собственных, заемных средств и бюджетных ассигнований, выделяемых органами городского самоуправления, а также за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности и добровольных взносов.

Раздел V. ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И КУЛЬТУРА,

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Глава 17. ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ,

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 86. Политика в сфере воспитания, образования, науки и культуры

Политика Тарского района в сфере воспитания, образования, науки и культуры осуществляется на основе:

а) патриотизма, российского самосознания, взаимного понимания и уважения;

б) развития культурной самобытности социально-этнических общностей на территории района;

в) уважения религиозных, иных убеждений и чувств граждан;

г) свободы творчества и многообразия форм образования;

д) содействия раскрытию творческого потенциала граждан;

е) обеспечения равенства прав граждан, социальных групп и организаций всех форм собственности в создании, использовании и распространении научных, культурных и образовательных ценностей;

ж) поддержки и развития системы образования, направленной на формирование культурного образа жизни и приобщения граждан к ценностям национальной и мировой науки и культуры;

з) сочетания бюджетных, внебюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования;

и) гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы, конкурсов;

к) поощрения и поддержки деятельности по развитию науки и культуры, повышения общеобразовательного уровня населения;

л) соблюдение и исполнение государственных стандартов образования Российской Федерации.

Статья 87. Идеологическое и политическое многообразие

1. В Тарском районе признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. В Тарском районе признается политическое многообразие, многопартийность. Все политические партии и политические движения равноправны. Все общественные объединения равны перед законом. Партии, политические движения, общественные объединения обладают правом законодательной инициативы в городском Совете.

Статья 88. О вероисповедании

1. Никакая религия на территории Тарского района не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Вероисповедание является частным делом каждого человека, каждый может исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свободно отправлять религиозные обряды, если они не запрещены законом и не нарушают прав человека.

3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, муниципальные и государственные учреждения отделены от церкви.

Статья 89. Право граждан на социальную защиту, охрану здоровья и окружающей природной среды

В Тарском районе гарантируется право граждан на социальную защиту, охрану здоровья и осуществляются меры по охране окружающей среды.

Статья 90. Политика в сфере социальной защиты населения, охраны здоровья и окружающей природной среды

Политика Тарского района в сфере социальной защиты населения, охраны здоровья и окружающей природной Среды осуществляется на основе:

а) содействия обеспечения занятости трудоспособного населения;

б) предотвращения снижения реальных доходов малоимущих групп населения и сокращения уровня бедности за счет реализации системы социальной адресной помощи;

в) предоставления льгот и услуг отдельным категориям граждан;

г) ресурсного и финансового обеспечения социальных льгот;

д) поощрения благотворительной деятельности;

е) обеспечения поддержки системам охраны природы, здравоохранения, защиты материнства и детства, инвалидов и престарелых, медицинского и экологического образования и просвещения;

ж) обеспечения медико-санитарного благополучия населения;

з) стимулирования здорового образа жизни населения, контроля за обеспечением безопасных условий труда, занятия физической культурой и спортом, сохранения благоприятной для жизни окружающей среды;

и) обеспечения гражданам равных возможностей на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях;

к) контроля за состоянием окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов;

л) возмещения ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среды.

Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Глава 18. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА РАЙОНА

Статья 91. Порядок принятия и вступления в силу Устава района

1. Устав района разрабатывается органами местного самоуправления района самостоятельно и принимается на городском Совете.

2. Устав района вступает в силу со дня его регистрации Законодательным Собранием Омской области.

Статья 92. Дополнения и пленения в Устав района

1. Предложения о дополнениях и изменениях в Устав района могут вносится главой городского самоуправления, группой депутатов городского Совета численностью не менее 1/2 состава Совета, по инициативе не менее 10 процентов населения от числа жителей района, обладающих избирательным правом. Решения о принятии дополнениях и изменениях в Устав района принимается городским Советом 2/3 от общего числа депутатов.

2. Дополнения и изменения в Устав района вступают в силу с момента регистрации Законодательным Собранием Омской области.