Решение Москаленского районного Совета Омской области от 23.12.1998 N 40 “Отчет о работе администрации Москаленской районной больницы“ (вместе с “Районной целевой программой “Безопасное материнство“ на 1999 - 2003 гг.“)
Утратил силу в связи с изданием Решения Совета Москаленского муниципального района Омской области от 02.07.2007 N 29.АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКАЛЕНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКАЛЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 1998 г. N 40
ОТЧЕТ О РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИИ
МОСКАЛЕНСКОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ
Медицинское обслуживание населения в настоящее время в районе осуществляют 79 врачей и 238 средних медработников на базе центральной районной больницы (далее ЦРБ) с поликлиникой на 250 посещений в смену, 8 сельских врачебных амбулаториях (далее СВА), 23 фельдшерско - акушерских пунктах (далее - ФАПы) и 2 фельдшерских здравпунктах.
В текущем году завершено строительство лечебного корпуса ЦРБ, что значительно улучшило условия пребывания больных и медицинского персонала стационара. В 1998 году проведен ремонт в 4 СВА, туберкулезного, инфекционного и родильного отделений, детской молочной кухни, заканчивается строительство морга. Все СВА укомплектованы врачами. В последние 2 года значительно возрос удельный вес врачей и средних медработников, имеющих квалификационные категории (среди врачей он составляет 41,9 проц., сред них медработников - 53,8 проц.). В связи с ликвидацией всех участковых больниц в 1998 году и сокращением коечного фонда (он имеется только в ЦРБ - 251 койка) значительно повышается роль амбулаторно - поликлинической службы (за 11 месяцев число посещений составило болте 197 тысяч, что выше уровня прошлого года). Имеется рост дополнительных методов исследования, неплохо работает организационно - методический кабинет. Приоритетным в работе администрации больницы являются вопросы охраны материнства и детства. Практически завершены медосмотры в школах. Администрация райбольницы ставит актуальные вопросы, связанные с охраной здоровья населения перед областными и районными органами. Так за 2 года были подготовлены и рассмотрены на заседании коллегии при Главе местного самоуправления 4 вопроса, в том числе 1 на часе контроля.
Главный врач, заместители, службы райбольницы имеют перспективные и текущие планы, контроль за выполнением которых осуществляется на планерках, аппаратных совещаниях, медсоветах, конференциях. Разработана Концепция реформирования и развития здравоохранения района на 1998 - 2001 годы и антикризисный план мероприятий службы здравоохранения Москаленского района на период до 01.01.1999, отвечающие законодательству и позволяющие снизить отрицательные тенденции социально - экономической ситуации. Медработники, несмотря на низкую заработную плату и отставание с ее выплатой, выполняют свои функции, что говорит о здоровой обстановке в коллективе. На достаточно низком уровне находится текучесть кадров.
Вместе с тем, необходимо констатировать, что реформирование здравоохранения в районе не обеспечивает в виду снижения экономического потенциала района улучшение медобслуживания населения. Имеются недостатки и в работе администрации районной больницы. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.12.1998 года составляет 1432,6 тысяч рублей. В то же время имеется дебиторская задолженность - 698,0 тысяч рублей. В месяц ЦРБ необходимо 90 - 95 тысяч наличных средств, в среднем же за 11 месяцев 1998 года профинансировано около 30 процентов от потребности. План койко - дней по району выполнен на 90 процентов (низкое функционирование койко - дней по акушерскому и детскому отделениям, лоротделению). Райбольнице требуется для нормальной работы приобрести 3 санмашины. Из 23 автомобилей на момент проверки 8 находилось в неисправном состоянии, 4 подлежат списанию, необходимо усилить контроль за расходованием ГСМ. Расходы на питание больных (в течение 11 месяцев за день составили 5.63 рубля при норме 16 рублей. Нет в наличии детских молочных смесей, недостаточно имеется моющих и дезинфицирующих средств. В лечебном корпусе санитарно - техническое состояние не отвечает требованиям. Серьезная угроза здоровью населения района сложилась в результате роста инфекционных болезней и особенно туберкулеза. Профилактическими флюороосмотрами охвачено всего 32 процента взрослого населения и подростков. Ухудшились показатели, характеризующие стоматологическую помощь населению.
Нужна отдельная программа обеспечения СВА, ФАПов, ряда отделений ЦРБ оборудованием, инструментами (примерно на 300 тысяч рублей). Критическая ситуация сложилась с обеспечением медикаментами (задолженность ЦРБ перед аптекой за 11 месяцев - 228 тысяч рублей), продуктами питания. Из-за перебоев с водоснабжением часто возникают проблемы с обеспечением стерильными материалами и соблюдением санитарных норм. Администрации райбольницы в связи с ухудшением транспортного обслуживания населения необходимо пересмотреть режим работы поликлиники. В 1999 году нужно открыть социальное отделение для детей на 8 коек (примерные затраты бюджета составят 25,7 тысяч рублей в месяц) и наркологическое отделение (частично платное) на 20 коек, в том числе 10 круглосуточных (затраты 77 тысяч рублей в месяц).
С получением постоянной лицензии на медобслуживание населения необходимо максимально расширить объем предоставляемых дополнительно платных услуг. Для нормального функционирования здравоохранения необходимо реконструировать старые здания хирургического и терапевтического отделении. Нужно укомплектовать кадрами Екатериновскую СВА, Лузинский и Татьяновский ФАПы, восстановить нормальную работу Элитовской СВА, не допустить дальнейшего сокращения кадров и найти пути решения вопроса трудоустройства сокращенных медработников в 1998 году, обеспечить нормальный тепловой режим в ФАПах Новоцарицынской сельской администрации. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос укрепления материально - технической базы детской консультации, где служба является одной из лучших в райбольнице, а также поликлиники (плановая посещаемость 259 больных в смену, а принимается до 450 человек), одним из главных направлений должна стать работа администрации по укреплению кадрового потенциала, в том числе профориентационная работа среди учащихся.
На основании изложенного районный Совет решил:
1. Информацию о работе администрации Москаленской районной больницы принять к сведению.
2. Главному врачу Москаленской райбольницы (Пащенко Б.Г.):
2.1. разработать и представить на утверждение Главе местного самоуправления в срок до 15.01.99 г. мероприятия по реализации настоящего постановления замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения вопроса (справочный материал прилагается).
2.2. совместно с заместителями Главы местного самоуправления Алешиным Г.М., Савицким Н.И., заведующей райфинотделом Аккерман Э.О. внести предложения по решению вопросов укрепления материально - технической базы райбольницы с учетом возможностей райбюджета, а также использования возможностей областного бюджета и хозяйствующих субъектов района.
3. Утвердить районную целевую программу “Безопасное материнство на 1999 - 2003 годы“ (прилагается), финансирование которой производить в рамках утвержденного бюджета и внебюджетных источников.
Глава местного самоуправления района
В.С.Иващенко
Утверждена
Решением Москаленского
районного Совета
от 23 декабря 1998 г. N 40
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА “БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО“
НА 1999 - 2003 ГГ.
ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ
Концепция безопасного материнства сформулирована в 80-х годах ВОЗ, как совокупность социально - экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желаемых детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности.
В России принята федеральная, а в Омской области - областная, целевые программы “Безопасное материнство“.
В Москаленском районе женщины составляют 51% от всего взрослого населения, среди них - 8770 находятся в детородном возрасте (15 - 49 лет), т.е. способны к выполнению важнейшей биологической и социальной функции - воспроизводству потомства продолжению человеческого рода.
Защита материнства является одной из приоритетных задач здравоохранения нашего района, т.к. социально - экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства.
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность.
Ее показатель по Омской области составил в 1996 - 97 гг. соответственно 54,0 и 94,3 на 100000 живорожденных. В Москаленском районе в 1996 году зарегистрировано 2 случая материнской смертности, в 1997 году материнской смертности не было.
Основными причинами материнской смертности являются аборты, кровотечения, токсикозы и экстрогенитальная патология, при этом в 2/3 случаев смерти женщин предотвратимы.
Одним из важнейших условий безопасного материнства является адекватная организация акушерско - гинекологической помощи, внедрение современных перинатальных технологий.
В районе распространенность абортов несколько ниже, чем в районах области (соответственно 76,2 и 81,1 на 1000 женщин фертильного возраста), но остается еще достаточно высокой. Растет число прерываний беременности по социальным и медицинским показаниям. Возросло количество отказных детей как в родотделении, так и после выписки из него.
Низкий социально - экономический уровень жизни населения района не позволяет женщинам широко использовать современные методы контрацепции (ВМС, оральные контрацептивы, инъекционные контрацептивы и др.) из-за их дороговизны.
В районе, как и в целом по области, происходит рост заболеваний, передающихся половым путем, что провоцирует спонтанные аборты недонашивание и рождение инфицированных детей, а также отягощает течение беременности и родов.
Происходит снижение возраста вступления девушек в половую жизнь. Рост числа юных беременных и родильниц, что неблагоприятно влияет на не сформировавшийся организм девушки - подростка.
Неотложными мерами в рамках программы “Безопасное материнство“ являются:
I. Отработка взаимодействий специалистов акушерско - терапевтическо - педиатрического комплекса по основным направлениям:
1) планирование семьи;
2) работа с девочками - подростками по вопросам полового воспитания;
3) выявление и постановка на учет фертильных женщин из социально не адаптированных семей и их устойчивая контрацепция.
II. Улучшение материально - технической базы районного родовспоможения.
III. Развитие служб реанимации, интенсивной терапии, больничной и внебольничной помощи с соответствующей подготовкой и аттестацией кадров.
IV. Внедрение программы ВОЗ “О поддержании грудного вскармливания“.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
В создавшихся условиях социально - экономического положения населения районная целевая программа “Безопасное материнство“ на 1999 - 2003 годы призвана обеспечить необходимые условия для обеспечения улучшения состояния здоровья женщин - матерей, снижения у них послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности улучшение здоровья новорожденных, совершенствование службы “Планирование семьи“ в районе.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
- разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства путем внесения дополнений и изменений в систему государственных льгот, пособий, существующих законодательных актов, стимулирующих здоровый образ жизни, безопасные условия труда способствующих детородной функции женщин;
- улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, повышения квалификации;
- совершенствование организации и качества акушерско - гинекологической помощи за счет внедрения современных перинатальных технологий, укрепление материально - технической базы родовспомогательных учреждений;
- внедрение системы информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни.
ФИНАНСОВЫЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Затраты на осуществление Программы в 1999 - 2003 годы обеспечиваются за счет средств федерального областного и местного бюджетов, фонда медицинского страхования.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация Программы позволит:
- укрепить систему государственных мер, способствующих безопасному материнству;
- внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров работающих в системе родовспоможения;
- обеспечить высокий уровень оказания медицинской помощи, особенно беременным высокого риска;
- не допустить случаев материнской смертности в районе;
- снизить количество абортов, в т.ч. по социальным и медицинским показаниям;
- добиться эффективной работы службы “Планирования семьи“;
- повысить процент грудного вскармливания детей до 1 года жизни.