Российские законы

Постановление Главы районного самоуправления Омского района Омской области от 23.01.2001 N 44-п “О подготовке и переобучении кадров на предприятиях района и профессиональном обучении безработных“

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО РАЙОНА

ГЛАВА РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2001 г. N 44-п

О ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕОБУЧЕНИИ КАДРОВ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЙОНА

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

БЕЗРАБОТНЫХ

В целях эффективного развития экономики района в рыночных условиях, координации работы по развитию персонала, создания конкурентоспособной продукции, оказания качественных услуг предприятиями и организациями населению и обеспечения социальной защищенности работников постановляю:

1. Считать главной задачей районной и сельских администраций, руководителей хозяйств, организаций и учреждений сохранение и использование профессионального потенциала производственных организаций, социальную защиту высвобождаемых с предприятий работников, смягчение последствий проводимой социальной политики.

2. Рекомендовать руководителям предприятий района совместно с образовательными учреждениями на местах, центром занятости населения до 15 февраля 2001 года разработать комплексную программу подготовки
и переобучения кадров на период до 2003 года, с учетом конкретных задач предприятий и организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.

3. Утвердить прилагаемый план основных мероприятий по содействию предприятиям и организациям в развитии персонала на производстве и укреплению кадрового потенциала района на 2001 - 2003 годы (Приложение N 1).

4. Возложить на ведущего специалиста по труду Омского района Башурову Я.А. координацию работы по развитию персонала на производстве.

5. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций всех форм собственности обеспечить периодичность повышения квалификации персонала в 5 - 7 лет.

6. Центру занятости населения (Бибикова В.Е.) разработать и утвердить программу ЦЗН Омского района и ОУМЦ “Ориентир“ по обучению и переобучению безработных граждан и созданию новых рабочих мест. Организовать опережающее обучение высвобождаемых работников с предприятий и организаций, находящихся на территории района.

7. Управлению сельского хозяйства и продовольствия (Кочура Н.М.) и организационному отделу (Шерканова Л.Ф.) разработать положение о стимулировании работодателей, активно и результативно занимающихся внутрифирменной подготовкой. Предусмотреть: почетные грамоты Администрации района, доска почета, благодарность, сообщение в СМИ о хороших результатах по вопросам подготовки кадров и др.

8. Управлению сельского хозяйства и продовольствия (Кочура Н.М.) проводить работу по направлению на учебу в ОмГАУ наиболее подготовленных выпускников сельских школ за счет средств областного бюджета.

9. Директорам профессиональных учебных заведений (Мельник В.П., Воротынцева Л.Ф., Ренье Д.А.) способствовать внедрению в профессиональных училищах района обучение специальностям в соответствии с новым перечнем профессий.

10. Рекомендовать руководителям хозяйств, организаций укрепить кадровые службы подготовленными специалистами. Ввести в штат должность заместителя по кадровым вопросам.

11. Контроль за выполнением данного постановления возложить на Первого заместителя Главы районного самоуправления Кочуру Н.М.

Глава
районного самоуправления

Н.И.Гуща

Приложение N 1

к Постановлению

Главы местного самоуправления

от 23 января 2001 г. N 44-п

ПЛАН

ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПРЕДПРИЯТИЯМ

И ОРГАНИЗАЦИЯМ В РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ И

УКРЕПЛЕНИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЙОНА

НА 2001 - 2003 ГОДЫ

----T--------------------------------T-------------------T----------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦ Ответственные ¦ Сроки ¦

¦п/п¦ ¦ исполнители ¦исполнения¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦1 ¦Разработка комплексной программы¦Руководители и ¦ ¦

¦ ¦подготовки и переобучения кадров¦кадровые службы ¦1 кв. ¦

¦ ¦на период до 2003 г. ¦предприятий, ¦2001 г. ¦

¦ ¦ ¦учебные заведения ¦ ¦

¦ ¦ ¦района ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦2 ¦Разработка программы взаимо- ¦ ¦Ежегод. ¦

¦ ¦действия ЦЗН Омского района ¦ ЦЗН ¦ с ¦

¦ ¦и ОУМЦ “Ориентир“ по обучению и ¦ ¦ежеквар. ¦

¦ ¦переобучению безработных граждан¦ ¦уточнен. ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦3 ¦Организация опережающего ¦ ¦2001 - ¦

¦ ¦обучения высвобождаемых ¦ ЦЗН ¦2003 гг. ¦

¦ ¦работников ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦4 ¦Разработать положение о стиму- ¦ ¦ ¦

¦ ¦лировании работодателей, активно¦Орготдел ¦1 кв. ¦

¦ ¦и результативно занимающихся ¦ ¦2001 г. ¦

¦ ¦внутрифирменной подготовкой ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦5 ¦Проводить работу по повышению ¦ ¦ ¦

¦ ¦квалификации молодых специа- ¦Управление ¦Весь ¦

¦ ¦листов, начинающих руководи- ¦сельского ¦период ¦

¦ ¦телей, работающих менее трех лет¦хозяйства ¦
¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦6 ¦Проводить работу по направлению ¦ ¦ ¦

¦ ¦на учебу в ОмГАУ наиболее ¦Управление ¦2001 - ¦

¦ ¦подготовленных выпускников ¦сельского ¦2003 гг. ¦

¦ ¦сельских школ за счет средств ¦хозяйства ¦ ¦

¦ ¦областного бюджета ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦7 ¦Способствовать внедрению в уч- ¦ ¦ ¦

¦ ¦реждениях профессионального ¦Учебные заведения ¦Весь ¦

¦ ¦образования района обучения ¦района ¦период
¦

¦ ¦специальностям в соответствии с ¦ ¦ ¦

¦ ¦новым перечнем профессий ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦8 ¦Определить перечень образова- ¦ЦЗН, РУНО, ¦ ¦

¦ ¦тельных учреждений в качестве ¦РТМО, МП ЖКХ, ¦1 кв. ¦

¦ ¦базовых центров по подготовке и ¦Отдел культуры, ¦2001 г. ¦

¦ ¦переподготовке кадров ¦Омское РайПО ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦9 ¦Проводить обучение руководителей¦ ¦ ¦

¦ ¦и специалистов, работников ¦ ¦2001 - ¦

¦
¦кадровых служб предприятий и ¦Управление с/х-ва ¦2003 гг. ¦

¦ ¦организаций по проблемам ¦ ¦ ¦

¦ ¦управления и развития персонала ¦ ¦ ¦

¦ ¦в условиях рыночной экономики ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦10 ¦Разрабатывать для предприятий ¦Вед. специалист ¦ ¦

¦ ¦методические материалы, регу- ¦по труду с ¦ ¦

¦ ¦лярно проводить консультации ¦привлечением ¦2001 - ¦

¦ ¦по вопросам развития системы ¦специалистов ¦2003 гг. ¦

¦ ¦подготовки персонала на произ- ¦КТиЗН ¦ ¦

¦ ¦водстве, повышения квалификации ¦ ¦ ¦

¦ ¦рабочих и специалистов ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦11 ¦Проводить анализ выполнения ¦ ¦ ¦

¦ ¦программ внутрифирменной ¦ ¦ ¦

¦ ¦подготовки и переподготовки ¦Вед. специалист ¦Ежегодно ¦

¦ ¦кадров с целью изучения поло- ¦по труду ¦ ¦

¦ ¦жения дел по работе с персоналом¦ ¦ ¦

¦ ¦на производстве ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦12 ¦Пополнять областной информа- ¦Гл. специалист ¦ ¦

¦ ¦ционно - справочный банк данных ¦Управления ¦ ¦

¦ ¦“Кадры“ по вопросам професси- ¦сельского хозяйства¦ ¦

¦ ¦ональной подготовки, в т.ч. ¦и продовольствия, ¦2001 - ¦

¦ ¦молодыми специалистами, выпус- ¦ЦЗН, ¦2003 гг. ¦

¦ ¦книками ВУЗов и ССУЗов, не ¦Вед. специалист ¦ ¦

¦ ¦работающими по специальности и ¦по труду ¦ ¦

¦ ¦нуждающимися в переподготовке ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦13 ¦Изучать и обобщать отечественный¦ ¦ ¦

¦ ¦опыт работы по развитию ¦ ¦ ¦

¦ ¦персонала. Регулярно проводить ¦Вед. специалист ¦2001 - ¦

¦ ¦семинары, конференции, “круглые ¦по труду, ¦2003 гг. ¦

¦ ¦столы“ и совещания по вопросам ¦Учебные заведения ¦ ¦

¦ ¦подготовки и переподготовки ¦Района ¦ ¦

¦ ¦кадров. ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦14 ¦Укрепить кадровые службы ¦ ¦ ¦

¦ ¦хозяйств (организаций) подготов-¦Руководители ¦1 кв. ¦

¦ ¦ленными специалистами. Ввести в ¦Предприятий ¦2001 г. ¦

¦ ¦штат должность заместителя по ¦района ¦ ¦

¦ ¦кадровым вопросам ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+-------------------+----------+

¦15 ¦Проводить семинары, слеты, кон- ¦ ¦ ¦

¦ ¦курсы профессионального мастер- ¦Управление с/х-ва ¦Весь ¦

¦ ¦ства для специалистов среднего ¦ ¦период ¦

¦ ¦звена и массовых профессий ¦ ¦ ¦

L---+--------------------------------+-------------------+-----------

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ОМСКОГО РАЙОНА “О ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕОБУЧЕНИИ КАДРОВ НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЙОНА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН“

Анализ состояния дел показывает, что программы обучения работников на предприятиях района ориентированы в основном на получение первичной квалификации в виде упрощенных требований. В то же время, практически отсутствуют специалисты - организаторы внутрипроизводственного обучения, имеющие специальную подготовку. По этой причине большинство предприятий и организаций района не имеют детально подготовленных бизнес - планов, планов технической реконструкции, планов профессионального развития персонала.

На многих предприятиях квалификационные комиссии упразднены, либо их функции переданы структурным подразделениям; зачастую квалификации присваиваются и вносятся в трудовые книжки работников без экзаменов или после упрощенных формальных процедур. Это не только ставит под сомнение возможности предприятий в части обеспечения качества товаров и услуг, но и серьезно подрывает конкурентоспособность работников на рынке труда, резко снижает их профессиональную мобильность. Поэтому квалификационный уровень работников предприятий и организаций района ниже среднероссийского и продолжает снижаться.

За 2000 год в Омском районе более 100 руководителей и специалистов прошли курсы повышения квалификации. По кадрам массовых профессий картина следующая:

- через школы обучено более 200 человек по профессиям: машинист, тракторист, водитель;

- через АО обучено более 80 человек, причем в основном это молодежь после службы в РА.

Периодичность повышения квалификации персонала в районе - 21 - 22 года, в регионе - 16 - 17 лет, в среднем по России - 12 - 13 лет, в странах с развитой рыночной экономикой такая периодичность составляет 3 - 5 лет.

Однако, на некоторых предприятиях района сохранилась прежняя система профессионального и экономического обучения кадров, которая предусматривала периодичность подготовки специалистов - 5 лет, а кратковременной подготовки - по мере необходимости, но не реже раза в год. Например, СПК “Пушкинский“ (периодичность профобучения в среднем 4 - 5 лет), ОПХ “Омское“ (7 - 8 лет), ОАО “Электросвязь“ (7 - 8 лет). Омское РайПО (4 - 5 лет). Достаточно четко налажена система подготовки и переподготовки кадров в бюджетной сфере: здесь периодичность профобучения составляет в среднем 6 - 7 лет.

Повышение квалификации работников напрямую связано с увеличением объема и улучшением качества производимой продукции. Так, за 2000 год, по сравнению с 1999 годом, по всем категориям хозяйств возросло производство продукции животноводства: мяса - на 35,5%, яиц - на 29%, молока - на 8%.

В ряде хозяйств района сохранена система проведения конкурсов профессионального мастерства по ведущим профессиям сельскохозяйственного производства и непроизводственной сферы.

Так, в июне 2000 года на базе колхоза им. К.Маркса проводился конкурс профессионального мастерства осеменаторов, в котором участвовало 18 специалистов, а в июле 2000 года в ООО “Надеждинское“ 30 доярок из разных хозяйств показывали свое мастерство на конкурсе дояров.

В результате сохранения и совершенствования системы внутрифирменной подготовки работающих, хозяйствам удалось сохранить высокие надои на корову, среди них: АО “Омский бекон“ (5072 кг.), ОПХ “Омское“ (5364 кг.), ФГУП Учхоз ОмГАУ (4342 кг.), АО ГПЗ “Омский“ (4475 кг.), СПК “Пушкинский“ (4482 кг.).

Анализ состояния внутрифирменной подготовки в СПК “Пушкинский“, ОПХ “Омское“ и других хозяйствах района показывает: за 2000 год в СПК “Пушкинском“ прошли подготовку 138 человек (33,4% от общей численности работающих). Затраты по хозяйству на внутрифирменную подготовку составили 43 тыс. рублей (0,8% от общего фонда заработной платы или 104 руб. на каждого работающего). В ОПХ “Омское“ более 60% животноводов и 74% механизаторов имеют 1 и 2 класс. В бизнес - плане ОПХ “Омское“ на 2000 год запланировано более 80 тысяч рублей на внутрифирменную подготовку работающих.

В 1 квартале 2001 года будет сделан анализ совместной работы предприятий и Администрации Омского района по подготовке и переобучению кадров по итогам 2000 года.

Предполагаемый рост объема выпуска промышленной продукции в районе требует объемов подготовки персонала по всем видам и формам обучения в количестве не менее 1800 - 1900 человек (рост к уровню 2000 года на 40 - 50%), т.к. более 30% объемов прироста продукции предприятий определяется производительностью труда.

Одной из наиболее важных проблем обеспечения качественного уровня кадрового потенциала предприятий являются вопросы финансирования. В настоящее время уровень затрат предприятий Омской области на организацию внутрифирменного обучения кадров составляет в годовом исчислении в среднем 0,02 - 0,7% от размера выплаченной заработной платы (в стоимостном выражении это составляет не более 30 рублей в расчете на одного работника). В Омском районе эти показатели еще ниже, однако изыскать даже эти средства рядовому работодателю зачастую очень сложно.

Центр занятости населения Омского района оказывает предприятиям практическую помощь в решении таких вопросов. Так, 129 высвобождаемых работников (из них 126 человек работники МПЖКХ) остались на своих рабочих местах, благодаря совместной работе службы занятости с работодателями по организации опережающего обучения. Расходы Центра занятости на каждого гражданина составили 436 рублей.

Реализуя программу профессионального обучения и профориентации, Центр занятости населения сосредоточил свое внимание на следующих направлениях:

- совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан на основе улучшения качества их обучения;

- создание максимума возможностей для обеспечения занятости безработных граждан из числа особо нуждающихся в социальной защите;

- обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности с целью обеспечения их самозанятости.

За период с 1994 по 2000 годы на профессиональное обучение было направлено 1015 человек, из них 886 безработных граждан, что составило в среднем 19% к общему количеству безработных, состоящих на учете в Центре занятости за 6 лет. Затраты фонда занятости на каждого человека составили в среднем 1200 рублей, в них входит оплата за обучение, выплата стипендии, оплата за проживание и выплата за проезд (с 1994 по 1998 год включительно).

За 2000 год на профессиональное обучение направлено 201 человек, что составляет 49% от численности безработных, стоящих на учете. Это самый большой показатель по области в 2000 году.

Среди безработных, направленных на обучение, 58,8% не имеют профессионального образования. Увеличилось число обращений выпускников общеобразовательных школ и длительно неработающих граждан, имеющих перерыв в работе от 2-х и более лет.

Трудно переоценить необходимость работы с группами безработных, особо нуждающихся в социальной защите, к ним относятся:

- женщины, имеющие детей дошкольного возраста;

- молодежь в возрасте до 29 лет;

- выпускники учебных заведений;

- граждане, уволенные с военной службы;

- инвалиды.

Из этой категории граждан на обучение и переобучение Центром занятости было направлено 729 человек.

Перечень профессий, по которым проводится обучение безработных граждан, постоянно изменяется с учетом спроса на рабочую силу на рынке труда. Приоритетным спросом пользуются такие профессии, как: продавец - кассир, повар - кондитер, портной, оператор ЭВМ, газоэлектросварщик, закройщик, парикмахер, бухгалтер, офис - менеджер, водитель автомобиля, машинист холодильных установок, вязальщица трикотажных изделий, модист головных уборов, радиомеханик, оператор котельных, столяр - плотник, машинист экскаватора, юрист, психолог.

Обучение безработных организовано на базе Учебно - методического центра “Ориентир“, ОСДЦ реабилитации инвалидов и незанятого населения НПО “Сибкриотехника“, УКК “Кировское“, Аграрного и Авиационного техникумов, Колледжа предпринимательства и права, педагогического университета, НОУ УПК сервиса.

За весь период существования Центром занятости было организовано обучение безработных на местах: в п. Ачаирском обучились группы вязальщиц трикотажных изделий и модистов головных уборов; в Покровке - модистов головных уборов. В этом году закончили обучение безработные с. Калинино и с. Путинцево по специальности портной.

Возможность трудоустройства безработных напрямую зависит от качества профессионального обучения. Так, из 872 безработных, получивших профессию при содействии Центра занятости с 1994 года, 756 человек трудоустроились.

С 1995 года в работе Центра занятости появилось новое направление - профориентация незанятого населения. За период с 1995 по 2000 год различными видами профориентационных услуг воспользовалось 8411 человек, из них 5320 получили информацию о состоянии и перспективах развития рынка труда, об особенностях профессий и специальностей, 2356 получили индивидуальную консультацию с целью выбора сферы деятельности, определения направления профессиональной подготовки, о возможностях обучения и переобучения и 1047 человек получили психологическую поддержку в “Клубе ищущих работу“, где безработных знакомят с ситуацией на рынке труда, помогают преодолеть чувство пессимизма, помогают поверить в свои силы, проявить настойчивость в поиске работы.

С 1995 года профконсультантом службы ведется работа с выпускниками школ по оказанию помощи в профессиональном самоопределении.

Принятие постановления о подготовке и переобучении кадров явилось бы правовой базой для создания системы развития персонала, организации упреждающей переподготовки работников без прекращения с ними трудовых отношений, а также дальнейшего совершенствования работы по профессиональному обучению безработных граждан.

Утвержденный план мероприятий содействия развитию персонала на производстве будет механизмом совершенствования действующей системы подготовки кадров. Кроме того, реализация постановления обеспечит тесную взаимосвязь рынка образовательных услуг и рынка труда. Именно рынок труда будет определять, каких специалистов, какой квалификации и в каких объемах необходимо готовить для организаций народного хозяйства, что позволит более эффективно использовать средства государства, выделенные на профессиональное обучение, обеспечить реализацию социально - экономических задач.