Российские законы

Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области (извлечение) от 25.02.2004 N А-795/03 <В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 25 февраля 2004 г. N А-795/03

Решением по вышеуказанному делу Арбитражный суд Омской области удовлетворил полностью требования ОАО “ОЗГА“ о признании недействительным решения ИМНС РФ по КАО г. Омска от 31.01.2003 N 17-07/1168 ДСП о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Суд апелляционной инстанции

установил:

Как усматривается из материалов дела, ОАО “ОЗГА“ в соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ 18.11.2002 представило в ИМНС РФ по КАО г. Омска уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год, в которой применило ставку земельного налога в размере 7 руб. за кв.м при исчислении земельного участка, используемого Обществом.

При
этом заявитель указал, что площадь данного участка для целей налогообложения составила:

с января 2002 года по 20 сентября 2002 года - 270000 кв.м;

с 21 сентября 2002 года по 11 ноября 2002 года - 232168 кв.м.

Проведя камеральную проверку представленных налогоплательщиком документов, исполняющий обязанности руководителя Инспекции вынес решение N 17-07/1168 ДСП от 31.01.2003, которым:

ОАО “ОЗГА“ доначислен земельный налог за 2002 год в размере 308087 руб.;

ОАО “ОЗГА“ привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 40737 руб.

Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод Инспекции о том, что при исчислении налога на землю за 2002 год необходимо применять ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, с учетом коэффициента, предусмотренного Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ “Об индексации ставок земельного налога“, равного 2.

Рассчитанная в соответствии с указанными нормативными актами ставка за земельный участок, принадлежащий ОАО “ОЗГА“, расположенный в оценочной зоне N 33, составляет 8 руб. 16 коп. за квадратный метр (4,08 руб. за кв.м согласно названному Решению представительного органа местного самоуправления г. Омска, умноженный на коэффициент 2 за 2002 год, предусмотренный означенным Федеральным законом).

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором просило признать данный ненормативный правовой акт налогового органа недействительным полностью.

Суд первой инстанции, оценив доводы сторон, пришел к выводу, что позиция налогоплательщика по вопросу о размере ставки земельного налога за 2002 год является верной, поскольку Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ принят с нарушением пункта 1 статьи 5
НК РФ.

В связи с этим, обжалуемым решением суда требования заявителя удовлетворены полностью.

В апелляционной жалобе ИМНС РФ по КАО г. Омска настаивает на правильности своего расчета ставки земельного налога, которую должно применять ОАО “ОЗГА“ при исчислении суммы налога за принадлежащий ему земельный участок.

Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение суда подлежит изменению, в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением судом норм материального права.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда о неправомерном применении налоговым органом поправочного коэффициента, установленного Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ, ошибочными в силу следующего.

Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Согласно статье 8 Закона РФ “О плате за землю“ и пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 указанного Закона органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ “О плате за землю“.

Установленные Законом РФ “О плате за землю“ средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.

Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеуказанными уполномоченными органами на основе средних ставок.

При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об
основах налоговой системы в Российской Федерации“ и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О плате за землю“ являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает доводы налогового органа о том, что на акты бюджетного законодательства не распространяются требования пункта 1 статьи 5 НК РФ.

Ставки земельного налога, установленные в Законе РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, являются годовыми, и повышающие коэффициенты должны применяться с начала года независимо от даты принятия закона о федеральном бюджете на определенный год.

Следовательно, в данном случае подлежит применению ставка земельного налога с учетом коэффициента, установленного федеральным законом на 2002 год.

Вместе с тем, доначисление Инспекцией заявителю земельного налога за 2002 год в сумме 308087 руб. также нельзя признать правомерным по нижеприведенным основаниям.

В письменных пояснениях к отзыву на апелляционную жалобу заявитель утверждает, что ОАО “ОЗГА“ уплатило за проверяемый налоговый период земельный налог в сумме 1752324 руб.

В судебном заседании от 25.02.2004 представитель налогового органа под роспись в протоколе судебного заседания подтвердил, что заявитель действительно уплатил налог в указанной сумме.

В соответствии с частью 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса
РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В соответствии со статьями 17, 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ границы земельных участков и площадь земельных участков определяются в процессе межевания объектов землеустройства.

В материалах дела имеется Ситуационный план земельного участка ОАО “ОЗГА“, составленный Главомскархитектурой 12.07.1993, согласно которому общая площадь занимаемой Обществом территории составляет 240994 кв.м.

Однако, при отводе земельного участка на местности Управлением по г. Омску ФГУ “Земельная кадастровая палата“ Омской области было установлено, что площадь земельного участка составляет всего 232168 кв.м.

Данное обстоятельство нашло отражение в акте установления (восстановления) границ земельного участка ОАО “ОЗГА“, утвержденного заместителем руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска 20.09.2002.

22.10.2002 между ОАО “ОЗГА“ и Департаментом недвижимости администрации г. Омска заключен договор N Д-КР-2-12-352 9 аренды означенного земельного участка, зарегистрированный в Учреждении юстиции 11.11.2002.

Согласно Закону РФ “О плате за землю“ собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Таким образом, сумма земельного налога за 2002 год, подлежащая внесению Обществом в бюджет составляет 1790631 руб. 76 коп., которая рассчитана следующим образом:

1) с января по сентябрь 2002 года:

240994 кв.м х 8 руб. 16 коп. : 12 мес. х 9 мес. = 1474883 руб. 28 коп.,

где:

240994 кв.м - площадь земельного участка заявителя согласно Ситуационному плану Главомскархитектуры от 12.07.1993;

8 руб. 16 коп. - ставка земельного налога по участку ОАО “ОЗГА“;

12 мес. - количество месяцев в налоговом периоде по земельному налогу;

9 мес. - количество месяцев использования
Обществом данного земельного участка до составления акта установления (восстановления) границ земельного участка, утвержденного 20.09.2002;

1474883 руб. 28 коп. - сумма земельного налога за 9 месяцев 2002 года;

2) с октября по ноябрь 2002 года:

232168 кв.м х 8 руб. 16 коп. : 12 мес. х 2 мес. = 315748 руб. 48 коп.,

где:

232168 кв.м - площадь земельного участка заявителя согласно акту установления (восстановления) границ земельного участка, утвержденного 20.09.2002;

8 руб. 16 коп. - ставка земельного налога по участку ОАО “ОЗГА“;

12 мес. - количество месяцев в налоговом периоде по земельному налогу;

2 мес. - количество месяцев использования Обществом земельного участка в размере 232168 кв.м до государственной регистрации договора аренды, после которой заявитель освобождается от обязанности по уплате земельного налога;

315748 руб. 48 коп. - сумма земельного налога за 2 месяца (октябрь и ноябрь) 2002 года.

1474883 руб. 28 коп. + 315748 руб. 48 коп. = 1790631 руб. 76 коп.

Учитывая, что заявителем земельный налог за 2002 год уплачен в размере 1752324 руб., а сумма налога, подлежащая уплате, составляет 1790631 руб. 76 коп., недоимка Общества по данному налогу составляет 38307 руб. 76 коп.

Следовательно, размер штрафа за совершение Обществом правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде неполной уплаты земельного налога составит 7661 руб. 56 коп. (38307 руб. 76 коп. х 20%).

При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению, апелляционная жалоба частичному удовлетворению.

В связи с частичным удовлетворением требований Общества, государственная пошлина, уплаченная им при подаче заявления, подлежит возврату в размере 700 руб.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области
от 16 июня 2003 года по делу N 3-2 42/03 изменить, изложив его в следующей редакции:

“Требования Открытого акционерного общества “Омский завод гражданской авиации“ г. Омска удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по Кировскому административному округу города Омска от 31.01.2003 N 17-07/1168 ДСП о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества “Омский завод гражданской авиации“ г. Омска в части:

1) доначисления Обществу земельного налога за 2002 год в размере 269779 руб. 24 коп.;

2) привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, в размере 33075 руб. 44 коп.

В удовлетворении требований ООО “Фирма “СТО“ г. Омска в остальной части - отказать“.

Возвратить ОАО “Омский завод гражданской авиации“ г. Омска государственную пошлину, уплаченную им при подаче заявления по платежному поручению от 12.05.2003 N 050, в размере 700 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.