Российские законы

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 30.05.1995 N 65 “Об информации исполнительного директора Территориального фонда ОМС Шитца Х.А. по депутатскому обращению депутата Жукова В.А.“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 1995 г. N 65

ОБ ИНФОРМАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИРЕКТОРА

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОМС ШИТЦА Х.А. ПО

ДЕПУТАТСКОМУ ОБРАЩЕНИЮ ДЕПУТАТА ЖУКОВА В.А.

Заслушав информацию исполнительного директора территориального Фонда обязательного медицинского страхования Шитца Х.А., Законодательное Собрание Омской области постановляет:

1. Информацию исполнительного директора территориального Фонда обязательного медицинского страхования Шитца Х.А. по обращению депутата Жукова В.А. принять к сведению.

2. В комитетах Законодательного Собрания заслушать и обсудить информацию территориального Фонда обязательного медицинского страхования об использовании средств Фонда.

Поручить комитету законодательных предположений, законности и правопорядка (Ковыршин Н.П.) подготовить проект постановления Законодательного Собрания Омской области по итогам обсуждения информации исполнительного директора Фонда.

3. Считать необходимым разработку Закона Омской области о
внебюджетных фондах и порядке использования их средств.

Поручить комитету законодательных предположений, законности и правопорядка (Ковыршин Н.П.) обеспечить разработку законопроекта.

Председатель

Законодательного Собрания

В.А.Варнавский

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО

СТРАХОВАНИЯ

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ОМСКОГО

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОМС ЗА 1994 Г.

В Омской области к реализации Закона РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“ приступили с момента создания областной больничной кассы “Пульс“ (Постановление Главы администрации области от 22 сентября 1992 г. N 312-п). До середины 1993 г. было, в основном, завершено организационное построение системы ОМС: в 27 административных районах из 32 были созданы филиалы больничной кассы “Пульс“.

В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“ от 2 апреля 1993 г., областная больничная касса “Пульс“, решением Малого Совета областного Совета народных депутатов от 24 июня 1993 г. N 121, реорганизована в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области (Фонд). К концу 1993 года завершено создание филиалов Фонда во всех административных районах области и г. Омска, сформирована исполнительная дирекция и Правление Фонда.

Финансовые показатели деятельности Фонда, представленные в настоящем отчете и его приложениях, подтверждены аудиторской проверкой, проведенной в установленном Правительством РФ порядке, в марте 1995 года.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТФ ОМС С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФОНДОМ,

ОРГАНАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРАВЛЕНИЕМ ТФ ОМС

Проведенная работа в области по реализации Закона в 1992 - 1993 годах позволила в 1994 году полностью завершить организационное построение инфраструктуры ОМС. Поэтапно, согласно Постановлению Главы администрации Омской области от 10 января 1994 г. N 5-п, в систему ОМС были введены 6 центральных районных больниц, участковая
больница, 6 районных поликлиник, стационар МСЧ N 4, Отделенческая больница Омского отделения Зап. Сиб. ж.д., Иртышская Центральная бассейновая больница, областная клиническая и Областная детская клиническая больницы.

Благодаря этапности, удалось этот процесс сделать достаточно безболезненным для ЛПУ и населения. Поэтапное введение ОМС на территории Омской области продолжится в 1995 г.

За это время Фонд совместно с заинтересованными сторонами подготовил ряд нормативных и справочных документов, направленных на развитие системы обязательного медицинского страхования.

Изданы Постановления Главы администрации Омской области.

1. Постановление Главы администрации Омской области от 21.09.93 г. N 350-п “Об утверждении временного положения “Об исполнительной дирекции Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области“.

2. Постановление Главы администрации Омской области от 10.01.94 г. N 5-п “О поэтапном введении системы обязательного медицинского страхования на территории Омской области“.

3. Постановление Главы администрации Омской области от 29.04.94 г. N 206-п “О введении в областную систему обязательного медицинского страхования лечебно - профилактических учреждений Омского отделения Западно - Сибирской железной дороги“.

4. Постановление Главы администрации Омской области от 24.05.94 г. N 235-п “Об утверждении нормативных документов в системе обязательного медицинского страхования на территории Омской области“ (Временный порядок финансового взаимодействия субъектов ОМС и расходования средств ОМС на территории Омской области, Перечень учреждений здравоохранения, видов мед. помощи и мероприятий, финансируемых за счет средств государственной и муниципальной системы здравоохранения, Порядок определения подушных нормативов финансирования территориальной программы).

5. Постановление Главы администрации Омской области от 29.08.94 г. N 436-п “О введении в областную систему мед. страхования лечебно - профилактических учреждений Иртышской центральной клинической бассейновой больницы“.

Постоянно вносятся коррективы в нормативно - справочные документы на основе практической работы в системе ОМС, направленные на
совершенствование системы ОМС и взаимоотношений всех субъектов медицинского страхования.

Деловые отношения Фонда с Государственной налоговой службой Омской области, Федеральным казначейством по Омской области, с Центральным банком РФ по Омской области позволяют решать целый ряд вопросов по сбору, контролю и учету страховых взносов, регистрации плательщиков, по работе с банками и др.

Рабочие отношения между Омским Фондом и Федеральным фондом ОМС, сложившиеся в 1993 году, были продолжены и в 1994 году. При поддержке администрации области и правления Омский фонд ОМС получил в 1993 году на выравнивание условий оказания медицинской помощи населению - 500 млн. рублей из Федерального фонда.

Подготовлено и отправлено в Федеральный фонд экономическое обоснование и расчеты на субвенцию Омской области для улучшения мед. помощи участникам ВОВ.

С момента образования Фонда было организовано сотрудничество с Малым Советом областного Совета народных депутатов, такие же отношения сохранились и в 1994 году с Законодательным Собранием Омской области. Продолжается активное взаимодействие Фонда с депутатским комитетом по социальным вопросам и здравоохранению областного Законодательного Собрания. Нормальные деловые отношения установились между Фондом и исполнительной властью в большинстве районов области.

Исполнительной дирекцией Фонда при поддержке Правления и администрации области удалось предотвратить изъятие финансовых средств Фонда в бюджет в 1993 году. В 1994 году работа Фонда проверялась различными органами (ревизионной комиссией Правления Фонда, КРУ по заданию областной прокуратуры, ГНИ, Федеральным казначейством по Омской области). Итоги работы Фонда за 1993 год рассмотрены на заседании правления.

В 1994 году состоялись неоднократные встречи специалистов Исполнительной дирекции с Главами администраций 10 районов, на которых решались вопросы по внедрению ОМС и по платежам на неработающее население. Работники Исполнительной дирекции в 1994
году 38 раз побывали в командировках в районах области.

Исполнительная дирекция Фонда участвовала в подготовке и проведении 13 заседаний правления ТФ ОМС.

II. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СТРАХОВАНИЯ КОМПАНИЯМИ,

МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ

СИСТЕМЫ ОМС

В течение всего 1993 года вся подготовительная работа по реализации Закона “О медицинском страховании граждан в РФ“ в Омской области проводилась под руководством областного отдела здравоохранения совместно со специалистами Областной больничной кассы, а затем территориального фонда. При отделе здравоохранения была создана рабочая группа для разработки медицинских аспектов ОМС. Вторая группа работала при администрации области для решения экономических, социальных и правовых вопросов мед. страхования.

Благодаря настойчивой работе этих групп удалось к концу 1993 года подготовить нормативно - методическую базу ОМС (медицинские стандарты, медицинские тарифы, территориальную программу, правила медицинского страхования, расчеты, положения и т.д.).

В 1993 - 1994 годах на базе областной клинической больницы совместно с Главным управлением и Фондом проводилось обучение главных врачей, начмедов, заведующих отделениями, врачей, главных и старших медицинских сестер основам ОМС. Проводились выездные циклы в 9 районах области по вопросам разъяснения ОМС с участием хозяйственных руководителей и медицинских работников. Вопросы обязательного медицинского страхования внесены в программы после дипломной подготовки врачей (кафедра организации здравоохранения Омской медицинской академии) и средних медицинских работников (училище повышения квалификации средних медицинских работников).

Необходимо отметить, что в 1994 году Фонду не удалось наладить конструктивного сотрудничества с Главным управлением здравоохранения области и департаментом здравоохранения г. Омска в вопросах внедрения ОМС на территории Омской области и совершенствовании технологии работы в условиях ОМС.

В 1994 году завершено внедрение в систему ОМС районных больниц и поликлиник Муромцевского, Нижнеомского, Тарского, Тевризского, Большереченского,
Черлакского районов, Евгащинской участковой больницы, Отделенческой клинической больницы ст. Омск, МСЧ N 4, Иртышской бассейновой больницы и ГБ N 1 (терапевтические отделения), что позволило отработать технологию ОМС и выйти на принципиально новые договорные взаимоотношения между всеми субъектами ОМС. О положительных или отрицательных моментах ОМС пока говорить рано, однако следует отметить, как для лечебно - профилактических учреждений так и для врачей и пациентов хуже не стало.

Введение системы ОМС в 1994 году проводилась с участием 4 страховых медицинских организаций (СМО), имеющие государственную лицензию на право проведения ОМС (“АСКО - Забота“, “Омь - Медстрах“, “МАКС“, “Астромед“).

Фонд постоянно оказывал организационно - методическую помощь и контролировал работу всех СМО. Ежемесячно сверялись по платежным и банковским документам поступившие на счет СМО финансовые средства и их расход. Проведено 2-е финансово - экономические проверки с выходом непосредственно в СМО. Серьезных финансовых нарушений не выявлено. Однако за невыполнение обязательств по договору с ЛПУ СМО “Омь - медстрах“ наказана на 2125000 рублей, т.е. претензия ЛПУ возмещена за счет средств на ведение дела СМО.

Фондом проведено 6 проверок медицинского аспекта деятельности СМО. Основные замечания: несвоевременная выдача полисов в полном объеме, недостаточная информационно - разъяснительная работа среди населения и медработников.

В Фонде состоялось 8 совещаний совместно со специалистами СМО и лечебно - профилактических учреждений, на которых решались технологические проблемы взаимодействия.

В 1994 году совместно со страховыми компаниями началась работа по организации вневедомственной экспертизы качества, причем первые 3 месяца работы ЛПУ в системе ОМС экспертиза качества лечения проводилась без взыскания штрафных санкций после их предъявления. Экспертиза проводилась строго согласно разработанного совместно с ГУЗО и утвержденного Временного
положения по экспертизе качества лечения. Проведено три совместных совещания с руководителями экспертных отделов СМО.

Результаты экспертизы постоянно выносились на обсуждение врачебного коллектива лечебно - профилактического учреждения и доводились до сведения отдела ОМС Главного управления здравоохранения. Всего за 1994 год было проведено более 3100 медицинских экспертиз, по результатам которых ЛПУ предъявлено и взыскано более 67 млн.руб. В целом результаты вневедомственной экспертизы показали большие резервы ЛПУ по улучшению качества лечения без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И УЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

И ПЛАТЕЖЕЙ НА НЕРАБОТАЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ

Учет и контроль за полнотой и своевременностью сборов страховых взносов (платежей) осуществляют 19 инспекторов - бухгалтеров, 32 бухгалтера, работающих в филиалах ТФ ОМС. Организационно - методические функции по этому разделу работы, а также контроль за полнотой и своевременностью сбора страховых взносов в целом по области осуществляет отдел контроля, учета и внутреннего аудита исполнительной дирекции ТФ ОМС в составе 7 человек.

В 1994 году Фонду удалось создать единую систему учета и контроля за поступлением денежных средств, плательщиков с использованием компьютерных систем.

На 31.12.94 г. в Фонде зарегистрировано более 26 тыс. плательщиков, что составляет 52,5 % от базы, в т.ч. юридических лиц 62,5 % (в Омской области по данным налоговой инспекции 49,5 тыс. плательщиков, в т.ч. 89 % юридических лиц, 75 % крестьянско - фермерских хозяйств. В г. Омске зарегистрировано 55 % юридических лиц. Физические лица (плательщики взносов), как в г. Омске, так и районах области зарегистрированы на 25 - 30 %. Зарегистрировать всех плательщиков страховых взносов ОМС - задача 1995 года.

Сбор страховых взносов за 1994 год составил 49646345,1 тыс.руб. Неполный сбор связан,
в первую очередь, с неплатежеспособностью многих субъектов, а также неполной регистрацией плательщиков, недостаточным охватом проверками и некоторыми другими факторами.

Фонд оплаты труда по Омской области за 1994 год (данные Облстатуправления) составил 1804140331,0 тыс.руб. Ожидаемый сбор страховых взносов за 1994 год 64949052,0 тыс.руб. Фактически собрано в территориальный фонд 496463445,1 тыс.руб., в Федеральный фонд 3705250,8 тыс.руб., всего 53351595,9 тыс.руб. (82,1 %), недосбор составил 17,1 %.

Работниками филиалов, контролерами отдела Исполнительной дирекции в течение года осуществлялся контроль за полнотой и своевременностью перечисления плательщиками страховых взносов. Проведено 7357 документальных проверок, при которых выявлено недоимок на 4009149,1 тыс.руб., наложено финансовых санкций 6149901,1 тыс.руб.

Отдельные плательщики самостоятельно погашают задолженность, однако большинству предприятий, организаций и учреждений различной формы собственности выставлены инкассовые поручения на бесспорное взыскание средств. За 1994 год удалось восстановить 3737599,4 тыс. руб. (36,8 %), в т.ч. недоимок 1657090,2 тыс.руб. (41,3 %).

Вместе с тем, задолженность по страховым взносам не уменьшается. Основные должники: АО “Омскэнерго“ и его структурные подразделения, предприятия оборонной промышленности, агропромышленного комплекса и др.

Специалистами Фонда ведется большая разъяснительная работа с плательщиками, как индивидуально при проверках и приемках квартальных отчетов, так и через средства массовой информации.

Отмечается положительная динамика поступления страховых взносов за 1994 год. Эта тенденция, в основном, связана с ростом заработной платы в целом по отраслям и проводимой целенаправленной контрольной работой.

В соответствии с Постановлением Главы администрации области от 10.01.94 г. N 5-п “О поэтапном введении системы ОМС на территории Омской области“ во втором полугодии стали поступать платежи на неработающее население из районов, введенных в систему ОМС. Из планируемой (договора с главами администраций 6 сельских районов) суммы 2143300,0 тыс.
руб. фактически поступило 146680,0 тыс. руб. или 6,9 %. Учитывая тяжелое финансовое положение бюджетной сферы области, Фонд не взыскал ни одного рубля со страхователей (обязательства, оговоренные в двухстороннем договоре между Фондом и администрацией района).

В 1995 году Фонду следует более жестоко подходить к выполнению принятых субъектами обязательств.

IV. ИНВЕСТИЦИОННО-КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА

За 1994 год Фондом из различных источников получено 59318411,2 тыс. руб., в т.ч. страховых взносов от плательщиков и платежей администрации за неработающее население 49793025,1 тыс. руб. или 83,94 % от всех поступлений.

В результате депозитной деятельности за счет размещения средств резерва Фонд получил доходы в размере 4076867,3 тыс. руб. Были получены доходы из других источников.

Основная часть всех средств Фонда в 1994 г. по решению правления направлена на оплату медицинских услуг ЛПУ работающим в системе, на оплату медикаментов, мелкого медицинского инструментария, медицинского оборудования, часть доходов направлена на выполнение медико - социальных программ (летнее оздоровление детей, оборудование кабинета для реабилитации детей инвалидов, подготовка ЛПУ к работе в зимних условиях и т.д.).

Около 10 % доходов направлена на развитие системы ОМС и уплату налогов. В целом на здравоохранение области направлено 80,5 % от поступлений их всех источников, а процент направленных финансовых средств от поступивших страховых взносов составляет 95,7 за 1994 год.

Можно утверждать, что благодаря целевому и стабильному финансированию ЛПУ, работающих в системе ОМС и ежемесячному направлению значительной части средств на неотложные нужды здравоохранения, Фонду удалось поддержать здравоохранение области, которое, в свою очередь, не снизило объемы и качество медицинской помощи населению.

V. ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С

НАСЕЛЕНИЕМ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Разъяснительную работу среди населения Фонд и его структурные подразделения в 1994 году
проводил в нескольких направлениях:

- разъяснение целей и задач системы ОМС (опубликовано 7 статей в областных газетах, 59 статей во всех районных газетах);

- прочитаны лекции в 7 районах области, 5 лекций перед профсоюзным активом различных отраслей;

- опубликована в газете “Омская правда“ и “Омск вечерний“ территориальная программа ОМС;

- в областных и районных газетах помещено более 40 различных информационных объявлений, проведена на областном телевидении 1 прямая передача, кроме того, в 4 районах такие же передачи проведены на местном телевидении по вопросам ОМС, на областном радио - 2 информационных выступления, по 1 - 2 выступления на местном радио провели все сельские филиалы Фонда.

Фонд осуществляет сотрудничество практически со всеми Территориальными фондами ОМС России в рамках взаиморасчетов за оказание медицинской помощи жителям Омской области.

VI. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ОМС В

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

1. Практическое отсутствие страховых платежей на неработающее население из местных бюджетов, невыполнение администрациями своих договорных обязательств из-за дефицита бюджетных средств, нестабильного по времени и объемам формирования местного, дотационного бюджета. Кроме объективных аспектов проблема имеет и субъективные причины, заключающиеся в нежелании руководителей как здравоохранения, так и администраций расставаться с финансовыми рычагами управления отраслью.

Пути решения. Возможны два варианта: первый заключается в увеличении тарифной ставки взноса на ОМС с работодателей до величины, позволяющей отказаться от бюджетных взносов при условии перераспределения общей налоговой нагрузки. Такое решение может быть принято законодательно на федеральном уровне.

Второй вариант - учитывая дотационный характер бюджета большинства сельских территорий области, взносы на ОМС неработающего населения могут выделяться ТФ ОМС непосредственно из бюджета области, а в г. Омске из городского бюджета. Вопрос может быть решен при участии органов представительной и исполнительной власти области и г. Омска, ТФ ОМС.

2. Оптимизация сети и кадров здравоохранения на основе приоритета догоспитального этапа медицинской помощи, укрепление его материально - технической базы, совершенствования взаимодействия со стационарами, внедрения и апробации различных вариантов финансирования через систему ОМС.

Участники: ГУЗО, Департамент здравоохранения г. Омска, областные финансовое управление и планово - экономический комитет, ТФ ОМС.

3. Разработка и внедрение действенной программы социальной и профессиональной защиты медицинских работников, включающей вопросы занятости, профессионального риска, социальной защищенности, совершенствования оплаты труда в новых условиях в зависимости от объема, сложности и качества выполненной работы.

Участники: органы представительной и исполнительной власти, ГУЗО и Департамент, профсоюзы, медицинская ассоциация, государственные бюджетные и внебюджетные фонды.

4. Оптимизация системы взаимоотношений органов управления здравоохранения с медицинскими учреждениями. Переход, в соответствии с законодательной базой, от контрольно - распределительной функции к контрольно - распределительной функции, к контрольно - рекомендательной, координирующей. Формирование и развитие медицинских учреждений и их объединений как самостоятельных юридических лиц.

Участники: Органы представительной и исполнительной власти, ГУЗО, Департамент здравоохранения, профсоюзы, антимонопольный комитет, Комитет по государственному имуществу и др.

5. Разработка и утверждение действенной и экономически сбалансированной областной территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Участники: Органы представительной и исполнительной власти, экономический комитет и финансовое управление администрации области, ГУЗО, Департамент здравоохранения г. Омска, территориальный фонд ОМС, органы и учреждения социальной защиты населения, профсоюзы.

6. Оптимизация системы ценообразования на медицинские услуги, переход на групповые тарифы в зависимости от категорий медицинских учреждений. Совершенствование технологии взаимодействия всех субъектов ОМС, в т.ч. ведомственных медицинских служб.

Участники: Органы управления здравоохранения, Территориальный фонд ОМС, ассоциация медицинских работников.

7. Совершенствование теории и практики медицинской экспертизы качества диагностики и лечения, как ведомственной, так и вневедомственной, на основе согласованных критериев и методики. Переход на унифицированные в зависимости от категорий учреждения стандарты медицинской помощи.

Участники: ГУЗО, Департамент здравоохранения г. Омска, медицинская ассоциация, страховые медицинские организации, ТФ ОМС.

8. Разработка законодательного документа защиты прав пациента в условиях обязательного медицинского страхования.

Участники: Органы представительной и исполнительной власти, органы социальной защиты населения.

С соседними регионами, кроме того, осуществляется сотрудничество по обмену опытом (Кемерово, Новосибирск, Чита). Особенно тесные взаимоотношения установились с Кемеровским фондом (обмен технологиями, компьютерными программами).

9. Повышение уровня сбора страховых сборов на основе всех существующих нормативных документов и механизмов, координация действий государственных внебюджетных фондов и государственной налоговой инспекции.

Участники: Территориальный фонд ОМС.

Исполнительный директор ТФ ОМС

Утверждено на заседании Правления

ТФ ОМС

“___“ __________ 1995 г.

Председатель Правления

М.А.Руденок