Российские законы

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу N А46-11203/2007 Налоговый орган правомерно отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с тем, что в нарушение пункта “а“ статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ заявителем представлены недостоверные сведения.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2008 г. по делу N А46-11203/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сидоренко О.А.

судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-398/2008) Саломатина Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Омской области от 07.12.2007 по делу N А46-11203/2007 (судья В.В. Пермяков), принятое по заявлению Саломатина Александра Николаевича к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области о признании недействительным решения от 19.10.2007

при участии в судебном заседании представителей:

от Саломатина Александра
Николаевича - не явился, извещен надлежащим образом;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - Семененко Т.Г. по доверенности от 15.01.2008, действительной до 31.12.2008 (удостоверение УР N 337800 действительной до 31.12.2009)

установил:

решением Арбитражного суда Омской области от 07.12.2007 по делу N А46-11203/2007 было отказано в удовлетворении требований, заявленных Саломатиным Александром Николаевичем (далее по тексту - Саломатин А.Н., заявитель) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 19.10.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица.

В обоснование решения суд указал, что в случае, если в заявлении о государственной регистрации не содержатся сведения о населенном пункте, документ считается не представленным, в связи с этим, суд пришел к выводу, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации является законным и обоснованным.

В апелляционной жалобе Саломатин А.Н. просит решение Арбитражного суда Омской области от 07.12.2007 по делу N А46-11203/2007 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, заявленных Саломатиным А.Н.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Саломатин А.Н. ссылается на то, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, причем такого основания как предоставление недостоверных сведений, равно как и признание заявления не предоставленным, в связи с содержанием в нем недостоверных сведений, Законом N 129-ФЗ не предусмотрено.

Кроме того, податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что действующим законодательством не
предусмотрен порядок исправления ошибок, допущенных при заполнении документов, необходимых для государственной регистрации, поскольку “Методическими разъяснениями по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя“, утвержденными Приказом ФНС от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ предусмотрен порядок заполнения заявления в том случае, если допущены ошибки в документах, ранее представленных для государственной регистрации.

Саломатин А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Ходатайство о возможном рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя представлено не было.

Представитель Инспекции, в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, указал в судебном заседании, что считает решение суда первой инстанции законным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

12.10.2007 Саломатиным А.Н. в налоговый орган были представлены документы для государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью “Исход“.

Решением от 19.10.2007 Инспекцией в государственной регистрации вышеуказанного общества было отказано в связи с тем, что в нарушение пункта “а“ статьи 12 Закона N 129-ФЗ заявителем представлены недостоверные сведения.

Саломатин А.Н., полагая, что указанное решение налогового органа, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с требованием о признании указанного решения недействительным.

Решением суда первой от 07.12.2007 в удовлетворении требований, заявленных Саломатиным А.Н., было отказано.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные,
исходя из следующего.

Согласно подпункту “в“ пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, а не временное его отсутствие по данному адресу или временное расположение по иному адресу.

Статьей 12 Закона N 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.

Основания
для отказа в государственной регистрации юридических лиц перечислены в статье 23 Закона N 129-ФЗ. Согласно указанной норме отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ.

Из содержания указанных норм права следует, что представляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и сведения, содержащиеся в этих документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации, должны быть достоверны.

Следовательно, на заявителя, в силу положений статьи 12 Закона N 129-ФЗ, законодателем возложена обязанность по предоставлению в регистрирующий орган достоверной информации.

Таким образом, установление регистрирующим органом факта незаполнения соответствующих граф заявления и неуказания в них определенных сведений, которые должны быть в обязательном порядке отражены в заявлении о государственной регистрации, фактически означает указание в заявлении недостоверных сведений, что, в свою очередь, означает, что представленный документ, заполненный ненадлежащим образом, не может быть принят в качестве заявления о государственной регистрации юридического лица, на основании которого налоговый орган в праве исполнить свою обязанность по государственной регистрации юридического лица.

Согласно статье 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Частью 2 данной нормы установлено, что представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 “Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению“ утверждена форма заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании (форма N Р11001).

В соответствии с “Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица“, утвержденными Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16, при представлении в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании (форма N Р11001) обязательному заполнению подлежат листы А, Б, Г или Д, Ж к указанному заявлению.

Так, пункт 4.1 (Лист Б) раздела заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) “Сведения об учредителях юридического лица - физических лицах“ предполагает обязательное указание в заявлении адреса места жительства в Российской Федерации учредителя юридического лица, и в том числе указание наименования населенного пункта, в котором проживает заявитель.

Как усматривается из материалов дела, названное заявление было представлено Саломатиным А.Н., однако, по результатам рассмотрения представленных документов, Инспекция отказала в государственной регистрации создаваемого им общества с ограниченной ответственностью “Исход“ на том основании, что в пункте 4.1 листа “Б“ заявления формы N Р11001, содержащем сведения об адресе места жительства учредителя юридического лица Саломатина А.Н., не указана информация о населенном пункте.

Следовательно, материалами дела подтверждается, что представленное Саломатиным А.Н. заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании (форма N Р11001) содержит неполную информацию и указанное обстоятельство не может расцениваться как сообщение в регистрирующий орган достоверных сведений и, соответственно, приравниваться к представлению заявления о государственной регистрации.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие
в заявлении о регистрации юридического лица данных о населенном пункте, в котором проживает учредитель создаваемого юридического лица, является достаточным основанием для признания заявления о государственной регистрации юридического лица не представленным в соответствии со статьей 12 Закона N 129-ФЗ, что в свою очередь является основанием для отказа налоговым органом в государственной регистрации юридического лица.

Также подлежит отклонению довод подателя апелляционной жалобы о том, что порядок исправления допущенных при регистрации ошибок и неточностей установлен в разделе V - порядок заполнения заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001) “Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственно регистрации юридического лица“, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16.

Согласно “Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица“, заявление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (формы N Р14001), заполняется юридическим лицом при необходимости исправления допущенных заявителем ошибок в ранее представленных документах для государственной регистрации юридического лица (например, в случае неправильного указания наименования юридического лица, размера уставного капитала, данных постоянного действующего исполнительного органа юридического лица, сведений о регистрации при создании для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002).

Следовательно, действующим законодательством действительно предусмотрена возможность устранения допущенных ошибок и неточностей в содержании ранее представленных для государственной регистрации юридического лица документах.

Однако, во-первых, положения раздела V - порядок заполнения заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в
сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001) “Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица“, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16 подлежат применению в случае обращения юридического лица в регистрирующий орган с заявлением о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001.

Во-вторых, данная процедура в любом случае носит заявительный характер и регистрирующий орган не наделен полномочиями по собственной инициативе вносить соответствующие исправления в учредительные документы юридического лица.

Следовательно, положения раздела V - порядок заполнения заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001) “Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица“, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16, в данном случае, когда имеет место обращение физического лица с заявлением о регистрации юридического лица и непредставление необходимых для этого документов, применению не подлежат.

При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 07.12.2007 по делу N А46-11203/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Саломатина Александра Николаевича - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы
в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А.Сидоренко

Судьи

Н.А.Шиндлер

Л.А.Золотова